Лабораторная работа «Кривошипно-шатунный механизм (неподвижные детали)»
Оценка 4.7
Лабораторные работы
docx
труд
Взрослым
08.05.2018
Представлена лабораторная работа «Кривошипно-шатунный механизм (неподвижные детали)» МДК 01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик , 1 курс.
Цель:
Ознакомить мастеров производственного обучения с авторской педагогической разработкой.
Задачи:
Передать коллегам личный опыт по разработке лабораторной работы «Кривошипно-шатунный механизм (неподвижные детали)».
Оказать помощь педагогам в подготовке методического материала.
Лабораторная работа 1.docx
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Седельниковский агропромышленный техникум»
Лабораторная работа
Кривошипношатунный механизм (неподвижные
детали)
МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт
автомобилей
по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик
Составил: Баранов Владимир Ильич
мастер производственного обучения
Седельниково, Омской области, 2017
1 Министерство образования Омской области БПОУ
«Седельниковский агропромышленный техникум»
Рекомендации разработаны в соответствии с Письмом Минобразования РФ от 05 апреля
1999 N 165258 ин/1613 "О рекомендациях по планированию, организации и проведению
лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего
профессионального образования", требованиями ФГОС СПО, порядком организации и
осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего
профессионального образования, утвержденным Министерством образования и науки
Российской Федерации приказ № 464 от 14 июня 2013 года.
МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
Тема: Кривошипношатунный механизм.
Тема занятия: лабораторная работа «Кривошипношатунный механизм
(неподвижные детали)».
Время: 2 часа.
Цели работы: закрепить знания по устройству и взаимодействию деталей
кривошипношатунного механизма (КШМ), изучить последовательность их разборки
и сборки; научиться выпрессовывать и запрессовывать гильзы цилиндров, снимать и
устанавливать на место головку блока цилиндров, поддон картера, заменять
прокладки.
Задачи занятия:
Обучающие:
Формирование и усвоение приемов проведения разборочносборочных работ
кривошипношатунного механизма.
Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении разборочно
сборочных кривошипношатунного механизма.
Развивающие:
Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его
повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач;
Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений,
умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию
собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Воспитательные:
2 Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к
оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде.
Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии,
пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.
Дидактические задачи:
Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению разборочно
сборочных работ с изучением деталей кривошипношатунного механизма.
Требования к результатам усвоения учебного материала.
Студент в ходе освоения темы занятия и выполнения лабораторной работы должен:
иметь практический опыт:
снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля.
уметь:
снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля.
знать:
устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей;
назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых автомобилей.
В ходе занятия у студентов формируются
Профессиональные компетенции:
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей
работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Литература:
Ламака Ф.И. Лабораторнопрактические работы по устройству грузовых автомобилей:
учеб. пособие для нач. проф. образования /Ф.И. Ламака. — 8е изд., стер. — М. :
Издательский центр «Академия», 2013. — 224 с.
Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач.
проф. образования / А.С. Кузнецов. М.: Издательский центр «Академия», 2012.
3 Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб.пособие для нач. проф.
образования / А.С. Кузнецов. – 8е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2е изд. – Минск: Современная школа, 2010.
Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и
вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб.пособие для
студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3е изд.,
стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред.
Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред.
Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 3е изд., стер. – М.: Издательский
центр «Академия», 2005.
Коробейчик А.В. к68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека автомобилиста». Ростов
н/Д: «Феникс», 2004.
Коробейчик А.В. К66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия «Библиотека
автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к
выполнению лабораторнопрактических работ. Изд. 2е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Слон Ю.М. С48 Автомеханик / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д:
«Феникс», 2003.
Жолобов Л.А., Конаков А.М. Ж79 Устройство и техническое обслуживание автомобилей
категорий «В» и «С» на примере ВАЗ2110, ЗИЛ5301 «Бычок». Серия «Библиотека
автомобилиста». – РостовнаДону: «Феникс», 2002.
КРИВОШИПНОШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ (НЕПОДВИЖНЫЕ
ДЕТАЛИ)
Цели работы: закрепить знания по устройству и взаимодействию деталей
кривошипношатунного механизма (КШМ), изучить последовательность их разборки
и сборки; научиться выпрессовывать и запрессовывать гильзы цилиндров, снимать и
устанавливать на место головку блока цилиндров, поддон картера, заменять
прокладки.
Оборудование: двигатели автомобилей марок ГАЗ, ЗИЛ, ВАЗ, Волга», ЯМЗ в
сборе; детали КШМ; съемники гильз цилиндров, приспособления для разборки
головок цилиндров; стенд для разборки двигателя; пресс; наборы рожковых и
торцевых ключей; динамометрическая рукоятка.
Содержание работы: изучить механизмы, входящие в состав двигателя, разобрать
одиндва двигателя. Используя плакат и альбом, изучить группу неподвижных
деталей, входящих в состав КШМ.
Описание устройства. Блок цилиндров является базовым элементом двигателя.
4 Блоки цилиндров изготовляют из легированных серых чугунов (например, двигатели
автомобилей ЗИЛ433100 и КамАЗ5320) или из алюминиевого сплава (автомобили
ИЖ2126, ГАЗ3307, 3102).
Для обеспечения геометрических форм и пред
отвращения коробления блоки цилиндров после отливки подвергают искусственному
старению.
Материалы. Блоки цилиндров могут изготовляться из легированных серых чугунов
(двигатели автомобилей Chevrolet Captiva, Hyundai Accent, Kia Rio, Renault Logan, Ford
Focus, Chevrolet Niva, ЗИЛ433110, КамАЗ всех модификаций, семейства ВАЗ и др.) или
алюминиевого сплава (двигатели автомобилей ИЖ2126, ГАЗ3307, «Волга» ГАЗ3102,
3110 и их модификации, большинстводвигателей автомобилей семейств а «ГАЗель», ГАЗ
3302, ГАЗ33021, ГАЗ33023, ГАЗ33027, ГАЗ330273, ГАЗ27057 и др.).
Блоки цилиндров из чугуна отливают как единое целое с цилиндрами (автомобили ВАЗ)
или они могут иметь вставныегильзы цилиндров (автомобили КамАЗ5320, ЗИЛ433100).
Блоки цилиндров, отлитые из алюминиевого сплава, имеютвставные гильзы цилиндров
(автомобили «ГАЗель» всех модификаций, ГАЗ3307, ИЖ2126). Блок цилиндров
двигателя составляет одно целое с верхним картером. Сложной конструкцией
отличаютсяблоки цилиндров Vобразных двигателей. Так, блок цилиндровдвигателя ЯМЗ
740, отлитый из специального чугуна с высокимимеханическими свойствами, разделен на
четыре отсека, в каждом из которых располагается по одному цилиндру из левого и
правого рядов. Перегородки имеют специальное силовое оребрение и вместе с боковыми
стенками картера и цилиндровойчастью блока создают жесткую конструкцию. В V
образных ирядных двигателях высокая жесткость блока обеспечивается тем, что плоскость
разъема картера и поддона расположена значительнониже оси коленчатого вала. Для
правильной установки гильзцилиндров в нижней части блока цилиндров выполнены
специальныегнезда, а на гильзах имеются установочные буртики. В двигателях
автомобилей ЗИЛ433100 и автомобилей марки КамАЗ верхние края гильз центрируются в
специальных гнездах блока цилиндров, а автомобилей «ГАЗель», «Волга», ГАЗ3307
прокладкой головки блока цилиндров. Для большего уплотнения верхний торец гильзы
выступает над плоскостью блока на 0,01 ...0,02 мм. Для предотвращения вытекания
охлаждающей жидкости гильзы цилиндров уплотняют: в двигателе автомобиля «ГАЗель»
прокладкой из мягкой меди толщиной 0,3 мм; в двигателе автомобиля ГАЗ31029 «Волга»
прокладками из красной меди. В двигателе
автомобиля ЗИЛ433100 по нижнему посадочному пояскугильзы уплотнены двумя
кольцами из маслобензостойкой резины и верхним кольцом с конической наружной
поверхностью дляпредотвращения кавитации. В двигателе ЯМЗ740 нижний поясгильзы
уплотнен двумя резиновыми кольцами, которые устанавливаютв канавки блока.
В двигателях с Vобразным расположением цилиндров один изрядов смещен вперед
относительно другого, что необходимо дляустановки двух шатунов на общую шатунную
шейку коленчатоговала. В двигателе ЯМЗ740 смещен вперед правый ряд, а в двигателе
ЗИЛ645 — левый ряд. Снизу картер закрыт поддоном, который одновременно является
резервуаром для моторного масла.
Гильзы цилиндров отливают из специального чугуна с перлитной структурой. Рабочая
поверхность гильзы закаливается токами высокой частоты, шлифуется и полируется.
Цилиндры со сменными мокрыми гильзами отличаются высокой ремонтопригодностью
и простотой в эксплуатации. Ремонт цилиндров, отлитых как одно целое, более сложный,
так как при выходе из строя одного цилиндра (например, в случае задира зеркала
цилиндра) необходимо растачивать и шлифовать все цилиндры. Для запрессовки и
5 выпрессовки гильз в блок цилиндров двигателя используют приспособление «модель
2500». В Vобразных двигателях между цилиндрами находится впускной трубопровод.
Головки блока цилиндровотливают из легированного чугуна (двигатель ЗИЛ635
автомобиля ЗИЛ433100, двигатель Д245.12 автомобиля ЗИЛ5301) или алюминиевого
сплава (двигатели автомобилей «Волга»,
«ГАЗель», ИЖ2126). В рядных и V
образныхдвигателях (кроме двигателя автомобилей марки КамАЗ) головка блока
цилиндров одного ряда общая.
Порядок разборки двигателя
1) установить двигатель на стенд для разборки и надежно закрепить;
2) отсоединить провода от свечей зажигания, распределителя и катушки зажигания;
3) отвернуть гайки держателя проводов и снять его вместе с проводами;
4) отвернуть и снять винт крепления распределителя;
5) отсоединить трубки подачи топлива от топливного насоса, отстойника и карбюратора;
6) отвернуть болты и снять топливный насос;
7) отвернуть гайку и снять фильтр тонкой очистки топлива;
8) отвернуть гайку и снять кронштейн фильтра тонкой очистки топлива;
9) отвернуть штуцеры и снять трубопроводы, идущие от карбюратора к датчику
пневмоцентробежного ограничителя частоты вращения коленчатого вала;
10) отвернуть гайки и снять карбюратор с прокладкой;
11) отвернуть болт смазочной трубки датчика ограничителя;
12) отвернуть болты, снять датчик пневмоцентробежного ограничителя частоты вращения
коленчатого вала двигателя и его прокладки;
13) снять соединительный шланг перепускного канала рубашки охлаждения двигателя;
14) отвернуть и снять кран отопителя;
15) отвернуть и снять маслопроводы, идущие от крышки распределительных зубчатых
колес и поддона картера к масляному радиатору, а также от фильтра к магистральному
каналу;
16) отвернуть гайки и снять корпус жидкостного насоса и смазочную трубку
пневмоцентробежного датчика ограничителя частоты вращения коленчатого вала;
17) отвернуть гайки и снять генератор;
18) отвернуть гайки и снять впускную трубу вместе с маслоналивным патрубком,
фильтром ценробежной очистки масла и прокладкой впускной трубы;
19) отвернуть гайки и снять выпускные коллекторы с прокладками;
20) отвернуть болты и снять стартер;
21) отвернуть гайки, снять картер и механизм сцепления;
22) отвернуть гайки и снять масляный насос с прокладкой;
23) снять крышки коромысел с прокладками;
24) отвернуть гайки и снять оси коромысел;
25) вынуть штанги и толкатели;
26) отвернуть гайки головок блока цилиндров, снять головки блока цилиндров и прокладки
головок;
27) отвернуть болты крепления поддона картера и осторожно снять масляный картер, не
повреждая прокладки;
28) отвернуть болты и снять шкив коленчатого вала;
29) отвернуть храповик и снять ступицу шкива коленчатого вала;
30) отвернуть гайки и снять крышку распределительных зубчатых колес;
31) расшплинтовать или отвернуть штампованные контргайки иотвернуть гайки крышки
нижней головки шатуна, затем снять крышку подшипника и вкладыши;
6 32) вынуть поршень с шатуном и поставить крышку подшипника и вкладыш на место,
привернуть к шатуну. Таким образом поочередно вынуть все поршни; с помощью
приспособления выпрессовать из блока цилиндров гильзы и снять прокладки гильз;
33) отвернуть болты крепления коренных подшипников коленчатого вала и держателя
задней уплотнительной манжеты, снять крышки с вкладышами, запомнить порядок, в
котором они снимались;
34) вынуть из опор коленчатый вал;
35) на специальных стендах разобрать головки блока цилиндров.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Каково назначение кривошипношатунногомеханизма?
2. Какиедетали относятсякгруппе неподвижныхдеталейКШМ?
3. Опишитеустройство блокацилиндров. Из какого материалаихизготовляют? Каковы
достоинстваинедостатки этих материалов?
4. Опишитеустройство головокблоков цилиндрови их прокладок.
7
Лабораторная работа «Кривошипно-шатунный механизм (неподвижные детали)»
Лабораторная работа «Кривошипно-шатунный механизм (неподвижные детали)»
Лабораторная работа «Кривошипно-шатунный механизм (неподвижные детали)»
Лабораторная работа «Кривошипно-шатунный механизм (неподвижные детали)»
Лабораторная работа «Кривошипно-шатунный механизм (неподвижные детали)»
Лабораторная работа «Кривошипно-шатунный механизм (неподвижные детали)»
Лабораторная работа «Кривошипно-шатунный механизм (неподвижные детали)»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.