Лабораторная работа: «Определение индуктивности катушки в цепи переменного тока»
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
математика +1
Взрослым
03.04.2017
Задачи занятия:
Образовательная: изучить явление электромагнитной индукции
Развивающие. Развивать умение наблюдать, формировать представление о процессе научного познания.
Воспитательная. Развивать познавательный интерес к предмету, вырабатывать умение слушать и быть услышанным.
Планируемые образовательные результаты: способствовать усилению практиче-ской направленности в обучении физики, формировании умений применять полученные знания в различных ситуациях.
Личностные: способствовать эмоциональному восприятию физических объектов, умению слушать, ясно и точно излагать свои мысли, развивать инициативу и активность при решении физических задач, формировать умение работать в группах.
Метапредметные: развивать умение понимать и использовать средства наглядности (чертежи, модели, схемы). Развитие понимания сущности алгоритмических предписаний и умений действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.
Предметные: овладеть физическим языком, умением распознавать соединения па-раллельные и последовательные, умение ориентироваться в электрической схеме, собирать схемы. Умение обобщать и делать выводы.
занятие 44.docx
Тема занятия: Лабораторная работа: «Определение индуктивности
катушки в цепи переменного тока»
Вид занятия смешанный.
Тип занятия комбинированный.
Учебные цели занятия: определение индуктивности катушки в цепи переменного
тока»
Задачи занятия:
Образовательная: изучить явление электромагнитной индукции
Развивающие. Развивать умение наблюдать, формировать представление о процессе
научного познания.
Воспитательная. Развивать познавательный интерес к предмету, вырабатывать умение
слушать и быть услышанным.
Планируемые образовательные результаты: способствовать усилению практической
направленности в обучении физики, формировании умений применять полученные
знания в различных ситуациях.
Личностные: способствовать эмоциональному восприятию физических объектов,
умению слушать, ясно и точно излагать свои мысли, развивать инициативу и
активность при решении физических задач, формировать умение работать в группах.
Метапредметные: развивать умение понимать и использовать средства наглядности
(чертежи, модели, схемы). Развитие понимания сущности алгоритмических
предписаний и умений действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.
Предметные: овладеть физическим языком, умением распознавать соединения
параллельные и последовательные, умение ориентироваться в электрической схеме,
собирать схемы. Умение обобщать и делать выводы.
Ход занятия:
1. Организация начала урока (отметка отсутствующих, проверка готовности студентов
к уроку, ответы на вопросы студентов по домашнему заданию) – 25 мин.
Преподаватель сообщает учащимся тему урока, формулирует цели урока и знакомит
учащихся с планом урока. Учащиеся записывают тему урока в тетради. Преподаватель
создает условия для мотивации учебной деятельности.
Освоение нового материала:
Теория: Один из способов определения индуктивности катушки основан на том, что
проволочная катушка, включённая в цепь переменного тока, кроме активного
сопротивления R, определяемого материалом, размерами и температурой проволоки,
создаёт дополнительное сопротивление XL, обусловленное явлением самоиндукции, и
называемое индуктивным сопротивлением.
Значение этого индуктивного
сопротивления пропорционально индуктивности L и частоте колебаний , т.е.
(1)
X L
L2
При этом полное сопротивление катушки Z переменному току определяется по
формуле: (2)
Z
R
2 X
2
L
Из этих двух уравнений можно найти индуктивность:
(3)
L
1
2
Z
2 R
2
Следовательно, чтобы определить индуктивность катушки, необходимо знать частоту
переменного тока, полное и активное сопротивление. Активное сопротивление
определяют омметром. Полное сопротивление находят, пользуясь законом Ома для
цепи переменного тока:
(4). Частота , в данной лабораторной работе, равна
Z U
I
частоте сети переменного тока, т.е. 50 Гц.
Приборы и принадлежности: катушка дроссельная (КД), регулируемый источник
электропитания,
лабораторный автотрансформатор (ЛАТР) и понижающий
трансформатор, ампервольтметр, амперметр переменного тока, вольтметр переменного
тока, ключ замыкания тока, комплект проводов соединительных.
Порядок проведения работы:
1.
Определить с помощью ампервольтметра активное сопротивление R
дроссельной катушки. 1.1.Определить цену деления амперметра
1.2. Определить цену деления вольтметра.
2. Собрать электрическую цепь по схеме, приведённой на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1.
2.1. Замкнуть электрическую цепь.
2.2. С помощью ЛАТРа установить значение напряжения на катушке дроссельной
КД, равное 10 В и с помощью амперметра определить силу тока I в
2.3. Установить значение напряжения на катушке 20В, 30В, 40В, 50В и
определить соответствующие им токи.
2.4. По формуле (4) для каждого измерения рассчитать значения Z.
3. Сделайте вывод о зависимости полного сопротивления цепи от напряжения.
3.1. Вычислить среднее значение Z по формуле:
Z
1
Z
2
Z
4
Z
5
Z
ср
Z
3
5
3.2. Сопоставить измеренное значение R и вычисленное значение Zср. Если Zср много
больше, чем R, то значением R можно пренебречь, и значение индуктивности L
рассчитывается по формуле:
.
L
Z
2
3.3. Сравнить L, вычисленную в лабораторной работе, с номинальным значением Lн, нанесённой на катушке ДК.
3.4. Определить погрешность измерения
LL
L
н
н
%100
4. Результат измерений и вычислений занести в таблицу 4.1.
Таблица 4.1.
U, В
10
Zср, Ом
20
30
40
50
.
L,Гн
,%
I, A
Z, Ом
5. Сделать вывод о проделанной работе.
6. Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
1. Почему для постоянного тока катушки имеют меньшее сопротивление, а для
переменного – большее?
2.
железного сердечника?
3. Почему при размыкании цепи с индуктивностью в месте разрыва возникает дуга?
4. Как изменится индуктивное сопротивление катушки, если увеличится частота
переменного тока?
Почему индуктивное сопротивление катушки возрастает при внесении в неё
Допуск к работе 1 вариант.
Вопросы
Варианты ответов
№
1
Работа трансформатора основана
на явлении …
2 Обмотка
трансформатора,
к
переменного
подключают
которую
источнику
напряжения, называется …
Обмотку низшего напряжения
трансформатора делают из …
сечения
а) вращающегося магнитного поля;
б) взаимоиндукции;
в) взаимодействия токов в обмотках;
г) возникновения вихревых токов.
а) первичной;
б) вторичной;
в) нагрузкой;
г) потребителем.
а) медного провода большого;
б) медного провода малого;
в) алюминиевого провода большого;
г) алюминиевого провода малого.
а) железных стержней;
б) алюминиевых листов;
в) листов электротехнической стали;
г) стержней электротехнической стали.
а) U1 > U2;
б) E1 = E2;
в) U1 < U2
г) U1 > E1
а) низком;
б) высоком.
3
4
5
6
Сердечник
собирают из …
трансформатора
Трансформатор
понижающим, если …
будет
Передавать
электроэнергию
целесообразно при напряжении … 7
8
9
10
Понижающий трансформатор
повысить напряжение сети …
трансформатора
Расширитель
полностью
заполнить
минеральным трансформаторным
маслом …
Трансформаторы нашли широкое
применение …
Действующее значение ЭДС Е
первичной обмотки определяется
по формуле …
а) может;
б) не может.
а) можно;
б) нельзя.
а) в линиях электропередачи;
б) в технике связи;
в) в автоматике и измерительной технике;
г) во всех перечисленных областях.
а) Е2=4,44fw2Фm;
б) Е1=4,44fw1Фm;
в) Е1=4,44fw2Фm;
Допуск к работе 2 вариант.
№№
1
Вопрос
Трансформатором
называется
электротехническое
устройство, служащее для
преобразования …
2
3
4
5
6
7
Обмотка трансформатора,
которую подключают к
приёмнику переменного
тока, называется:
Обмотку высшего
напряжения
трансформатора делают из
… сечения.
Сердечник трансформатора
собирают, из листов
электротехнической стали,
изолированных друг от
друга для того, чтобы…
Основные части
трансформатора …
Потреблять электроэнергию
целесообразно при
напряжении …
Повышающий
трансформатор понизить
напряжение сети …
Варианты ответов
а) постоянного тока одного напряжения в
постоянный ток другого напряжения;
б) переменного тока одного напряжения в
переменный ток другого напряжения той же
частоты;
в) постоянного тока в переменный ток.
а) первичной;
б) вторичной;
в) нагрузкой;
г) потребителем.
а) медного провода большого;
б) медного провода малого;
в) алюминиевого провода большого;
г) алюминиевого провода малого.
а) увеличить потери электрической энергии;
б) уменьшить потери на вихревые токи;
в) повысить потери на вихревые токи;
г) понизить электрическую энергию.
а) обмотки, магнитопровод;
б) преобразователь напряжения, обмотки;
в) электромагнит, катушки; расширитель;
г) обмотки, электроприёмник.
а) высоком;
б) низком.
а) может;
б) не может; 8
9
Ближе к стержню
магнитопровода
трансформатора
располагается обмотка …
напряжения
Магнитопровод трёхфазного
трансформатора имеет
стержней …
10
Трансформатор будет
повышающим, если…
а) высшего;
б) низшего.
а) один;
б) два;
в) три;
г) четыре.
а) U1 > U2;
б) E1 = E2;
в) U1 < U2
г) U1 > E1
Домашнее задание: Электромагнитные волны. Понятие о радиосвязи.
Лабораторная работа: «Определение индуктивности катушки в цепи переменного тока»
Лабораторная работа: «Определение индуктивности катушки в цепи переменного тока»
Лабораторная работа: «Определение индуктивности катушки в цепи переменного тока»
Лабораторная работа: «Определение индуктивности катушки в цепи переменного тока»
Лабораторная работа: «Определение индуктивности катушки в цепи переменного тока»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.