Лабораторная работа: «Определение удельного сопротивления проводника"
Оценка 5
Разработки уроков
docx
математика +1
Взрослым
19.01.2017
Учебные цели занятия: определить удельное сопротивление проводника.
Задачи занятия:
• Обучающая – определение удельного сопротивления проводника
• Развивающая – Продолжить работу по формированию навыков самостоятельной и групповой работы с большими массивами информации, поиска и переработки, выполнение умозаключений по выполненным опытам, а также практического применения этой информации.
• Воспитательная – Продолжить формирование навыков рефлексии, развитие интереса к опытам.
Планируемые образовательные результаты:
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать: сопротивление, удельное сопротивление
уметь: рассчитывать удельное сопротивление проводника
занятие 29.docx
Тема занятия: Лабораторная работа: «Определение удельного сопротивления
проводника"
Вид занятия смешанный.
Тип занятия комбинированный.
Учебные цели занятия: определить удельное сопротивление проводника.
Задачи занятия:
Обучающая – определение удельного сопротивления проводника
Воспитательная – Продолжить формирование навыков рефлексии, развитие
Развивающая – Продолжить работу по формированию навыков самостоятельной
и групповой работы с большими массивами информации, поиска и переработки,
выполнение умозаключений по выполненным опытам, а также практического
применения этой информации.
интереса к опытам.
Планируемые образовательные результаты:
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать: сопротивление, удельное сопротивление
уметь: рассчитывать удельное сопротивление проводника
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Знать, что такое
сопротивление, удельное
сопротивление
уметь рассчитать
удельное сопротивление
проводников
понимать и принимать учебную
задачу урока, осуществлять
решение учебной задачи под
руководством учителя;
слушать вопросы учителя и
соучеников и отвечать на них;
развивать владение навыками
«смыслового чтения».
проявлять интерес к
предмету;
учиться слушать собеседника
и вести диалог,
аргументировать свою точку
зрения, ориентироваться в
ситуации ;
самостоятельно планировать
собственную деятельность,
определять время для ее
осуществления.
Межпредметные связи: математика.
Ход занятия:
1. Организация начала урока (отметка отсутствующих, проверка готовности студентов
к уроку, ответы на вопросы студентов по домашнему заданию) – 25 мин.
2. Актуализация знаний (формулировка темы занятия вместе с обучающимися) – 23 мин.
3. Проверка выполнения домашнего задания и опрос студентов (указать формы опроса
и по каким вопросам программы, методы активизации работы студентов и др. –1015
мин.
Допуск к лабораторной работе № 7
Вопрос № 1. Как зависит сопротивление проводника от его длины и площади поперечного сечения?
А) прямо пропорционально длине, обратно пропорционально площади поперечного сечения;
Б) прямо пропорционально длине и площади поперечного сечения;
В) обратно пропорционально длине, прямо пропорционально площади поперечного сечения.
Вопрос № 2. Какая из перечисленных величина одинакова для всех последовательно соединенных
проводников? А) напряжение; Б) сила тока; В) сопротивление. Вопрос № 3. При каком соединении получается разрыв в цепи, если одна из ламп перегорит?
А) при параллельном Б) при последовательном; В) при параллельном и последовательном.
Вопрос № 4. Какая величина из перечисленных одинакова для всех параллельно соединенных проводников?
А) напряжение; Б) сопротивление; В) сила тока.
Вопрос № 5. Для чего в электрической цепи применяют реостат?
А) для увеличения напряжения; Б) для уменьшения напряжения;
В) для регулирования силы тока в цепи.
Вопрос № 6
Длина медного проводника равна 1000 м, площадь его сечения 0,5 мм2. Определите сопротивление проводника.
Удельное сопротивление меди 0,017 Ом мм● 2/м
А) 3,4 Ом; Б) 340 Ом; В) 0,34 Ом; Г) 34 Ом.
Вопрос № 7
Проводники сопротивлением 20 Ом и 30 Ом соединены параллельно. Вычислите их общее сопротивление.
А) 50 Ом; Б) 60 Ом; В) 600 Ом; Г) 12 Ом.
Вопрос № 8
Проводники сопротивлением 2 Ом и 6 Ом соединены последовательно и включены в сеть напряжением 36 В.
Вычислите силу тока в проводнике.
А) 3 А; Б) 0,33 А; В) 432 А; Г) 4,5 А.
Вопрос № 9
Провод длиной 1,5 м имеет сопротивление 0,75 Ом. Сколько метров этого провода пойдет на изготовление
катушки сопротивлением 12,5 Ом?
А) 0,5 м; Б) 2 м; В) 25 м; Г) 1,8 м.
Вопрос № 10
Две электрические лампы сопротивлением 250 Ом и 190 Ом включены последовательно в сеть напряжением
220 В. Вычислите силу тока в лампах.
А) 3 А; Б) 2 А; В) 4 А; Г) 0,5 А.
Вопрос № 11
Манганиновая проволока длиной 8 м и площадью сечения 0,8 мм2 включена в цепь с аккумулятором. Сила тока
в цепи 0,3 А. Определите напряжение
А) 13 В; Б) 1,3 В; В) 26 В; Г) 2,6 В.
Вопрос № 12
Длина одного провода 20 см, другого 1,6 м. Площадь поперечного сечения и материал проводов одинаковы. У
какого провода сопротивление больше и во сколько раз?
А) первого 8 раз; Б) второго 8 раз; В) первого 4 раза; Г) второго 4 раза.
Вопрос № 13
Два проводника сопротивлением 10 Ом и 15 Ом соединены параллельно в цепь к напряжению 12 В. Определите
силу тока до разветвления.
А) 10 А; Б) 20 А; В) 2 А; Г) 4 А.
Вопрос № 14
Две одинаковые лампы, рассчитанные на 220 В каждая, соединены последовательно и включены в сеть
напряжением 220 В. Под каким напряжением будет находится каждая лампа?
А) 100 В; Б) 110 В; В) 50 В; Г) 55 В.
Вопрос № 15
Кусок проволоки сопротивлением 10 Ом разрезали посередине и соединили параллельно. Каково
сопротивление двух параллельно соединенных проволок?
А) 2,5 Ом; Б) 5 Ом; В) 10 Ом; Г) 25 Ом.
Вопрос 11 решение Теория. Все металлы в твердом и жидком состоянии являются проводниками
электрического тока. Опыты показывают, что при прохождении электрического тока
масса металлических проводников остается постоянной, не изменяется и их
химический состав. Это говорит о том, что в создании электрического тока в металлах
участвуют только электроны. При отсутствии внешнего электрического поля
свободные электроны перемещаются в кристалле металла хаотически. При наличии
электрического поля свободные электроны, кроме хаотического движения,
приобретают упорядоченное движение в одном направлении, и в проводнике возникает
электрический ток. Таким образом, электрический ток может быть получен только в
веществах, в которых имеются свободные заряженные частицы, и, чтобы они пришли
в движение, нужно создать в проводнике электрическое поле.
Основная электрическая характеристика проводника
сопротивление.
Сопротивление проводника представляет собой как бы меру противодействия
проводника установлению в нем электрического тока. Разные металлы имеют разные
удельные количества (находящиеся в единице объема) свободных зарядов. Поэтому
сопротивление проводника зависит от материала, а так же его геометрических
размеров.
Для сравнения электрических характеристик проводников удобнее
пользоваться величиной их удельного сопротивления.
Сопротивление R проводника длинной l постоянной площадью поперечного сечения S
равно:
R
l
S
Приборы и принадлежности: Источник тока, реохорд, реостат, амперметр на 2 А,
вольтметр на 6 В, микрометр, ключ, соединительные провода.
Порядок проведения работы:
1. Измерить диаметр проволоки реохорда d (мм).
2. Собрать электрическую цепь по схеме (рис.2.1.). Для этого нужно знать: Рисунок 2.1.
2.1. Амперметр в электрическую цепь подключается последовательно.
2.2. Вольтметр в электрическую цепь подключается параллельно.
2.3. В этой цепи Rx – реохорд.
2.4. R –реостат (для поддержания постоянного значения тока I во время опытов).
3. Определяем удельное сопротивление проводника, для этого нужно:
3.1. Установить длину реохорда на 30 см.
3.2. Измерить величину тока I в электрической цепи и напряжение U на концах
проводника.
3.3. По закону Ома для участка цепи
определить Rx по формуле:
.
UI
xR
Rx
U
I
3.4. Вычислить площадь поперечного сечения проводника по формуле
.
S
2
d
4
, определить удельное сопротивление проводника по
3.5. Используя формулу
R
l
S
формуле:
.
lR
S
4. Повторить работу с электрической цепью, установив реохорд сначала на 40 см, а
потом на 50см, используя для этого пункты 3.1. – 3.5.
4.1. Найти среднее значение
, используя конечный результат трёх опытов, по
ср
формуле:
.ср
.
3
1
2
3
5. Найти относительную погрешность по формуле:
значение
таб
из таблицы 5.1.
, используя
эксп
%100
таб
таб
Таблица 5.1.Удельное сопротивление
сопротивления α металлов и сплавов.
,α
Вещество
,ρ
ρ
(при 20
оС) и температурный коэффициент
Вещество
,ρ
α «108 Ом*м
или
«102
Ом*мм2/м
2,8
5,5
7,1
1,7
42
К1
0,0042
0,0048
0,001
0,0043
0,0001
Алюминий
Вольфрам
Латунь
Медь
Никелин
Нихром
Свинец
Серебро
Сталь
«108 Ом*м
или
«102
Ом*мм2/м
110
21
1,6
12
,
1
К
0,000
1
0,003
7
0,004
0,006
6. Результаты измерений и вычислений записать в таблицу 6.1.
Таблица 6.1.
d, (м)
№
П/П
1.
2.
3.
l, (м)
I, (A) V, (B) R, (Oм) S, (м2) , (Ом
м)
,
(%)
,
ср
(Ом
м)
7. Сделать вывод о проделанной работе.
8. Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
1. Почему металлы являются хорошими проводниками электрического тока?
2. Что необходимо для создания электрического тока в веществе?
3. Какова природа электрического сопротивления металлов?
4. Почему разные металлы имеют разные удельные сопротивления?
5. Определите сопротивление 1 метра алюминиевой проволоки, сечение которой равно
1 мм2.
Домашнее задание: Тепловое действие электрического тока. Реферат по теме:
«Кто и когда изобрел электричество»
Преподаватель _________________________________
Лабораторная работа: «Определение удельного сопротивления проводника"
Лабораторная работа: «Определение удельного сопротивления проводника"
Лабораторная работа: «Определение удельного сопротивления проводника"
Лабораторная работа: «Определение удельного сопротивления проводника"
Лабораторная работа: «Определение удельного сопротивления проводника"
Лабораторная работа: «Определение удельного сопротивления проводника"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.