Представлена лабораторная работа «Рама» МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик, 1 курс.
Цель:
Ознакомить мастеров производственного обучения с авторской педагогической разработкой.
Задачи:
Передать коллегам личный опыт по разработке лабораторной работы «Рама».
Оказать помощь педагогам в подготовке методического материала.
Лабараторная работа 18.docx
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Седельниковский агропромышленный техникум»
Лабораторная работа
«Рама»
МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт
автомобилей
по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик
Составил: Баранов Владимир Ильич
мастер производственного обучения
Седельниково, Омской области, 2017
1 Министерство образования Омской области БПОУ
«Седельниковский агропромышленный техникум»
Рекомендации разработаны в соответствии с Письмом Минобразования РФ от 05 апреля
1999 N 165258 ин/1613 "О рекомендациях по планированию, организации и проведению
лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего
профессионального образования", требованиями ФГОС СПО, порядком организации и
осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего
профессионального образования, утвержденным Министерством образования и науки
Российской Федерации приказ № 464 от 14 июня 2013 года.
МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
Тема: Несущая система, подвеска, колеса.
Тема занятия: лабораторная работа «Рама».
Время: 2 часа.
Цель работы: изучить устройство и назначение рам и тяговосцепных устройств.
Задачи занятия:
Обучающие:
Формирование у студентов профессиональных навыков в изучении устройства и
назначение рам и тяговосцепных устройств.
Развивающие:
Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его
повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач;
Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений,
умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию
собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Воспитательные:
Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к
оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде.
Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии,
пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.
Дидактические задачи:
2 Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по изучению устройства и
назначение рам и тяговосцепных устройств.
Требования к результатам усвоения учебного материала.
Студент в ходе освоения темы занятия и выполнения лабораторной работы должен:
иметь практический опыт:
снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля.
уметь:
снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля.
знать:
устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей;
назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых автомобилей.
В ходе занятия у студентов формируются
Профессиональные компетенции:
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей
работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Литература:
Ламака Ф.И. Лабораторнопрактические работы по устройству грузовых автомобилей :
учеб. пособие для нач. проф. образования /Ф.И.Ламака. — 8е изд., стер. — М. :
Издательский центр «Академия», 2013. — 224 с.
Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач.
проф. образования / А.С. Кузнецов. М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб.пособие для нач. проф.
образования / А.С. Кузнецов. – 8е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2е изд. – Минск: Современная школа, 2010.
3 Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и
вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб.пособие для
студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3е изд.,
стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред.
Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред.
Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 3е изд., стер. – М.: Издательский
центр «Академия», 2005.
Коробейчик А.В. к68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека автомобилиста». Ростов
н/Д: «Феникс», 2004.
Коробейчик А.В. К66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия «Библиотека
автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к
выполнению лабораторнопрактических работ. Изд. 2е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Слон Ю.М. С48 Автомеханик / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д:
«Феникс», 2003.
Жолобов Л.А., Конаков А.М. Ж79 Устройство и техническое обслуживание автомобилей
категорий «В» и «С» на примере ВАЗ2110, ЗИЛ5301 «Бычок». Серия «Библиотека
автомобилиста». – РостовнаДону: «Феникс», 2002.
Оборудование: учебное пособие, макеты легкового и грузового автомобилей.
Содержание работы: по плакатам и макетам изучить назначение, устройство и
особенности рам и тяговосцепных устройств.
Описание устройства. Ходовая часть автомобиля состоит из рамы (у легкового
автомобиля подрамник), передней оси, заднего моста, рессор, амортизаторов, колес и шин.
Однако некоторые модели автомобилей UAZ Hunter, UAZ Patriot, Nissan Patrol, Suzuki
Yimmy, Shevrolet Taho, Toyota Land Gruiser Prado, Mercedes Benz и некоторые другие
выпускаются с рамами.
Ходовая часть обеспечивает надежное сцепление шин с дорогой, воспринимает толчки
от неровностей и обеспечивает плавное движение автомобиля.
На раму автомобиля крепятся все механизмы, агрегаты и кузов. Лонжеронные рамы
грузовых автомобилей имеют одинаковое устройство. Рама должна быть прочной, жесткой
и иметь как можно меньшую массу, воспринимать изгибные и скручивающие моменты.
Основными деталями рамы являются продольные балки (лонжероны) 3 и 20 (рис. 1),
которые соединяются поперечными балками (поперечными траверсами) 2, 6, 9, 14, 17.
Число поперечных балок зависит от типа автомобиля. Соединение лонжеронов и траверс
осуществляется заклепками. Для придания раме жесткости траверсы и лонжероны
дополнительно соединяются раскосами 15 и стяжками 19, а также косынками 18. Для
промежуточного и заднего мостов на лонжеронах имеются специальные удлинительные
вставки 11 и 13. Для усиления задней поперечины 17 в месте установки тяговосцепного
4 устройства имеется усилительная накладка 16.
На лонжеронах рамы закреплены заклепками кронштейны крепления: подвески (21 и
24), опоры двигателя (4 и 7), жидкостного радиатора (23), переднего буфера (1). На раме
крепятся также кронштейны для подножек, запасного колеса и пр.
Рис. 1. Рама автомобиля КамАЗ – 5330:
1— кронштейн крепления переднего буфера; 2 — первая поперечина; 3 — правый лонжерон; 4 —
кронштейн передней опоры двигателя; 5 — удлинительная вставка лонжерона переднего моста; 6
— две половины второй поперечины; 7— кронштейн задней опоры двигателя; 8 — кронштейн
крепления поддерживающей опоры силового агрегата; 9 — две половины третьей поперечины; 10
—четвертая поперечина; 11— удлинительная вставка лонжерона промежуточного моста; 12 —
две половины пятой поперечины с усиливающими косынками; 13 — удлинительная вставка
лонжерона заднего моста; 14 — шестая поперечина; 15 — раскос задней поперечины; 16 —
усилительная накладка задней поперечины; 17 — задняя поперечина; 18 — косынка раскоса; 19
— стяжка раскоса задней поперечины; 20 — левый лонжерон; 21 — задний кронштейн; 22 —
кронштейн крепления верхнего ушка амортизатора; 23 — кронштейн крепления жидкостного
радиатора; 24 — передний кронштейн подвески
Тяговосцепное устройство предназначено для буксировки прицепов и других
автомобилей и крепится на задней поперечине рамы. Основная деталь тяговосцепного
устройства — корпус с крышкой, внутри которого находится упругий элемент. Стержень
крюка проходит через крышку внутри упругого элемента. По обе стороны упругого
элемента установлены опорные шайбы. Стержень крюка закрепляется в корпусе с
5 помощью гайки. После затяжки гайка шплинтуется. Для предотвращения самопроиз
вольного расцепления дышла прицепа с крюком имеется защелка, которая фиксируется в
закрытом состоянии собачкой и шплинтом. Шплинт подвешивается на цепочке.
Упругий элемент смягчает соударения с прицепом при трогании автомобиля и
торможении. Если автомобиль не предназначен для буксирования прицепов, то вместо
тяговосцепного устройства устанавливаются специальные петли, предназначенные только
для кратковременной буксировки другого автомобиля. В передней части рамы имеются
петли, а на некоторых автомобилях — крюки для вытаскивания автомобиля, если он увяз.
Многие легковые автомобили и автобусы не имеют рам. В этих автомобилях несущим
является кузов. Все основные агрегаты крепятся непосредственно к кузову, который
должен быть достаточно жестким. В местах крепления агрегатов кузов усилен спе
циальными накладками.
Для крепления двигателя, передней подвески и рулевого управления в передней части к
кузову приваривается короткий подрамник.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Каково назначение и типы рам автомобилей?
2. Как устроена рама автомобилей марок ЗИЛ, МАЗ500А, КамАЗ?
3. Как закрепляются на раме двигатель, передний и задний мосты, кузов и кабина,
промежуточная опора карданной передачи?
4. Что выполняет роль рамы в безрамной конструкции автомобиля?
5. Опишите назначение тяговосцепного устройства. Как устроен буксирный
прибор с пружинным и резиновым буфером? Как им пользоваться?
6
Лабораторная работа «Рама»
Лабораторная работа «Рама»
Лабораторная работа «Рама»
Лабораторная работа «Рама»
Лабораторная работа «Рама»
Лабораторная работа «Рама»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.