Лабораторная работа «Рулевые механизмы» МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик, 1 курс.
Цель:
Ознакомить мастеров производственного обучения с авторской педагогической разработкой.
Задачи:
Передать коллегам личный опыт по разработке лабораторной работы «Рулевые механизмы».
Оказать помощь педагогам в подготовке методического материала.
Лабораторная работа 23.docx
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Седельниковский агропромышленный техникум»
Лабораторная работа
«Рулевые механизмы»
МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт
автомобилей
по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик
Составил: Баранов Владимир Ильич
мастер производственного обучения
Седельниково, Омской области, 2017 Министерство образования Омской области БПОУ
«Седельниковский агропромышленный техникум»
Рекомендации разработаны в соответствии с Письмом Минобразования РФ от 05 апреля
1999 N 165258 ин/1613 "О рекомендациях по планированию, организации и проведению
лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего
профессионального образования", требованиями ФГОС СПО, порядком организации и
осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего
профессионального образования, утвержденным Министерством образования и науки
Российской Федерации приказ № 464 от 14 июня 2013 года.
МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
Тема: Рулевое управление.
Тема занятия: лабораторная работа «Рулевые механизмы».
Время: 2 часа.
Цели работы: изучить устройство и работу рулевых механизмов автомобилей ГАЗ
З129, 3110, 3307, ЗИЛ5301 «Бычок»; приобрести навыки в разборке и сборке рулевых
механизмов.
Задачи занятия:
Обучающие:
Формирование и усвоение приемов
проведения разборочносборочных работ с
изучением устройства и работы рулевых механизмов автомобилей ГАЗЗ129, 3110, 3307,
ЗИЛ5301 «Бычок»; приобрести навыки в разборке и сборке рулевых механизмов.
Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении разборочно
сборочных работ рулевых механизмов автомобилей ГАЗЗ129, 3110, 3307, ЗИЛ5301
«Бычок».
Развивающие:
Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его
повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач;
Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений,
умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию
собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Воспитательные:
Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к
оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде.
2 Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии,
пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.
Дидактические задачи:
Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению
разборочносборочных работ с изучением устройства и работы рулевых механизмов
автомобилей ГАЗЗ129, 3110, 3307, ЗИЛ5301 «Бычок».
Требования к результатам усвоения учебного материала.
Студент в ходе освоения темы занятия и выполнения лабораторной работы должен:
иметь практический опыт:
снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля.
уметь:
снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля.
знать:
устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей;
назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых автомобилей.
В ходе занятия у студентов формируются
Профессиональные компетенции:
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей
работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Литература:
Ламака Ф.И. Лабораторнопрактические работы по устройству грузовых автомобилей :
учеб. пособие для нач. проф. образования / Ф.И. Ламака. — 8е изд., стер. — М. :
Издательский центр «Академия», 2013. — 224 с.
Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач.
проф. образования / А.С. Кузнецов. М.: Издательский центр «Академия», 2012.
3 Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб. пособие для нач. проф.
образования / А.С. Кузнецов. – 8е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2е изд. – Минск: Современная школа, 2010.
Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и
вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб. пособие для
студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3е изд.,
стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред.
Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред.
Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 3е изд., стер. – М.: Издательский
центр «Академия», 2005.
Коробейчик А.В. к68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека автомобилиста». Ростов
н/Д: «Феникс», 2004.
Коробейчик А.В. К66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия «Библиотека
автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к
выполнению лабораторнопрактических работ. Изд. 2е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Слон Ю.М. С48 Автомеханик / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д:
«Феникс», 2003.
Жолобов Л.А., Конаков А.М. Ж79 Устройство и техническое обслуживание автомобилей
категорий «В» и «С» на примере ВАЗ2110, ЗИЛ5301 «Бычок». Серия «Библиотека
автомобилиста». – РостовнаДону: «Феникс», 2002.
Оборудование: автомобили ГАЗЗ129, 3110, 3307, ЗИЛ5301 «Бычок», автомобили
марки ВАЗ; съемники для спрессовывания рулевых колес; наборы рожковых, накидных и
торцевых ключей; пружинный динамометр; круглогубцы; ключ для регулировки за
цепления червяка с роликом.
Содержание работы: по плакатам и учебным пособиям изучить устройство рулевых
механизмов автомобилей, их работу и регулировки.
Описание устройства. На автомобилях применяется рулевой механизм типа «винт —
шариковая гайка — сектор». Рулевые механизмы такого типа, но с гидроусилителями
устанавливаются на автобусах ПАЗ3205.
Рулевой механизм состоит из картера 1 (рис. 1), в котором на двух шариковых
подшипниках установлен винт 2 с шариковой гайкой, находящейся в зацеплении с
сектором 3 вала сошки. Затяжка шариковых подшипников осуществляется прокладками 5,
установленными под крышкой корпуса рулевого механизма. Вал сошки установлен на двух
металлокерамических подшипниках, запрессованных в боковых крышках 8 и 14.
Выходящие наружу концы вала сектора уплотнены в картере специальной пробкой 9, а
крышки — кольцом 11. Сошка 15 закреплена на валу сектора 3 на мелких конических
4 шлицах разрезной шайбой и гайкой. Масло и картер заливается через отверстие,
закрываемое пробкой 4.
При вращении винта шарики перекатываются по винтовому каналу, в результате чего
шариковая гайка перемещается и через сектор 3 заставляет поворачиваться вал сошки и
сошку 15.
Передаточное число рулевого механизма — 23,09.
Рис. 1. Рулевой механизм автомобиля «ГАЗель»:
1 картер; 2— винт с шариковой гайкой; 3 — сектор; 4 — пробка заливного отверстия; 5 —
регулировочные прокладки; 6 — карданный вал; 7 — уплотнитель рулевого вала; 8 и 14 —
крышки; 9 — пробка; 10 — уплотнительное кольцо; 11стопорное кольцо; 12 — наружное
кольцо подшипника вала сектора; 13 уплотнитель вала сектора; 15 —сошка
Рулевой вал, шариковая гайка и шарики разукомплектованию не подлежат.
Рулевое колесо установлено на мелких конических шлицах рулевого вала и закреплено
стопорной шайбой и гайкой. Вал рулевой колонки вращается на двух шариковых
подшипниках в верхнем и нижнем кожухах. Регулировка этих подшипников в процессе
эксплуатации автомобиля не требуется.
Винт рулевого механизма соединяется с валом рулевого колеса карданной передачей.
Вилка карданного шарнира крепится с помощью клина. Клин удерживается стопорной
шайбой и гайкой, которая шплинтуется.
5 Колонка рулевого управления крепится четырьмя болтами нижним кожухом к
кронштейну педалей сцепления и тормозного механизма.
На кожухе закреплен выключатель зажигания.
Конструкция рулевой колонки позволяет изменять положение рулевого колеса по
высоте и углу наклона. Регулировка производится после того, как водитель отрегулировал
по своему росту и массе сиденье относительно педалей управления.
На автомобилях Opel, Lada Priora, Lada Vesta, Hyundai Santa Fe, Kia Rio, Lada Xray,
семейства ВАЗ, ИЖ2126 и других устанавливается рулевой механизм типа «шестерня —
рейка».
Рулевой вал с помощью подшипников подвешен на кронштейне. К верхнему концу вала
на мелких конических шлицах гайкой крепится рулевое колесо. Нижний конец также
шлицами соединяется с карданным валом. Два кардана вала обеспечивают передачу
вращения под углом между валом рулевой колонки и валом рулевого механизма. Вал
рулевой колонки закрыт верхним и нижним облицовочными кожухами.
Основными деталями рулевого механизма являются приводная шестерня 15 (рис. 2) с
валом. Вал шлицами соединяется с карданом промежуточного карданного вала 33.
Передний конец вала вращается в роликоподшипнике 14, а задний — в шарикоподшипнике
27. Косозубая шестерня вала, выполненная заодно с валом, находится в постоянном
зацеплении с зубчатой рейкой 20. К рейке присоединяются шаровая опора 22 и шаровой
наконечник 3 рулевой тяги. От загрязнения рейка и тяга защищены гофрированным чехлом
4. Наружные концы рулевых тяг пальцами 13 шарового шарнира соединяются с
поворотными кулаками управляемых колес.
При изменении направления движения автомобиля вращение с рулевого колеса 36 через
вал 37 рулевой колонки и промежуточный карданный вал 33 передается на приводную
шестерню 15, которая передвигает рейку 20 вправо или плево — в зависимости от
поворота рулевого колеса, а с ней и рулевые тяги, обеспечивая поворот управляемых
колес. Совместная работа независимой подвески управляемых колес и рулевых тяг
обеспечивается шаровыми опорами 22.
Рулевой механизм автомобилей ВАЗ2110, 21111, 2112 имеет такое же устройство, но
отличается тем, что боковые рулевые тяги соединяются с зубчатой рейкой не шаровыми
опорами,
а болтами с резинометаллическими шарнирами, посредством которых
обеспечивается работа независимой подвески управляемых колес.
Порядок разборки рулевого механизма:
1) отвернуть гайку и снять рулевое колесо;
2) отвернуть гайку болта хомутика и снять трубу колонки с верхней крышки картера
рулевого механизма;
сошки;
3) отвернуть гайку регулировочного винта, снять стопорную шайбу;
4) отвернуть болты крепления крышки, снять крышку и регулировочный винт с вала
5) выпрессовать уплотнительную манжету и вынуть вал сошки in картера рулевого
управления;
6) отвернуть болты и снять крышку картера вместе с регулировочными прокладками;
7) вынуть вал рулевого управления с червяком в сборе, снять подшипники;
8) отвернуть болты и снять верхнюю крышку картера рулевого механизма.
Порядок сборки рулевого механизма:
1) положить прокладку на плоскость картера рулевого управления под верхнюю крышку
и завернуть четыре болта с пружинной шайбой;
6 2) завернуть в маслоналивное отверстие картера пробку;
3) подсобрать нижнюю крышку картера с пружинной стопорной шайбой (она должна
быть поставлена отбортованной стороной к фланцу крышки) и уплотнительным кольцом;
4) взяв вал рулевого управления с червяком в сборе, надеть сепаратор на верхний конец
червяка и, предварительно смазав консистентной смазкой сепаратор или конец червяка,
вставить в картер рулевого колеса;
5) установить на другой конец сепаратор и вставить в гнездо картера кольцо,
предварительно смазав концы;
6) установить на картер нижнюю крышку с трубкой провода звукового сигнала
(предварительно установив на внутреннюю плоскость крышки регулировочные прокладки)
и закрепить ее болтами;
7) предварительно надев на болты шайбы, отрегулировать затяжку червяка в
конических роликоподшипниках, проверку затяжки червяка в подшипниках производить
вращением вала с червяком, но без вала сошки и ролика (усилие затяжки 0,3...0,5 Н);
8) установить вал сошки в картер рулевого управления, смазав цилиндрическую часть
вала и ролик нигролом;
9) положить на боковую плоскость разъема картера прокладку, надеть регулировочный
винт на вал сошки, установить на вал сошки крышку и завернуть ее на регулировочный
винт, надеть на болты шайбы и привернуть крышку к картеру;
10) отрегулировать винт так, чтобы усилие, приложенное к рулевому колесу,
необходимое для поворота вала с червяком в зацеплении с роликом, составляло 1,6...2,2 Н;
11) надеть на регулировочный винт прокладку, стопорную шайбу, завернуть гайку до
отказа;
12) надеть на трубу колонку, установить трубу колонки с хомутиком на верхнюю
крышку рулевого управления. Отверстие на колонке рулевого управления диаметром 3 мм
должно находиться на горизонтали с левой стороны, или прорезь колонки должна быть на
средней части квадрата верхней крышки картера рулевого управления;
13) надеть на вал рулевого колеса разжимную втулку и пружину; надеть на шлицевой
конец вала рулевое колесо, навернуть и закрепить гайку;
14) на шлицевой конец вала рулевой сошки надеть предохранительную втулку,
запрессовать уплотнительную манжету в сборе с пружиной в горловину картера на вал
сошки, снять со шлицевого конца вала предохранительную втулку, надеть на шлицевой
конец вала сошки шайбу и завернуть гайку;
15) завернуть окончательно гайку болта хомута.
Порядок разборки рулевого механизма типа «шестерня — рейка» (использовать
приспособление для разборки):
1) снять защитные чехлы с картера и сдвинуть их в сторону вдоль тяг, расконтрить
контргайки крепления внутренних наконечников тяг к рейке, вывернуть их и снять
наконечники тяг;
2) отвернуть гайку упора и извлечь пружину и стопорное кольцо, круглогубцами
извлечь упор рейки из картера;
3) снять пыльник с вала зубчатого колеса и стопорную шайбу, извлечь шестерню из
картера в сборе с подшипниками, снять защитную шайбу, стопорное кольцо и спрессовать
шариковый подшипник с вала зубчатого колеса;
4) вынуть рейку рулевого механизма и опорную втулку рейки, при необходимости
выпрессовать роликовый подшипник из картера рулевого механизма.
7 Рис. 2. Рулевой механизм типа «зубчатое колесо — рейка»:
1 и 3 —соответственно наружный и внутренний наконечники рулевой тяги; 2и 21 —
контргайки; 4 — защитный чехол; 5 и 8 —опоры рулевого механизма; 6 — картер рулевого
механизма; 7 — хомут крепления рулевого механизма; 9 — втулка рейки; 10 — опорная
шайба; 11— вкладыш шарового пальца; 12 — защитный колпачок; 13 —палец шарового
шарнира; 14 — роликоподшипник; 15 — приводная шестерня; 16 — упор рейки; 17 —
уплотнительное кольцо упора; 18 — рейка упора; 19 — стопорное кольцо гайки; 20 —
рейка; 22 — шаровая опора; 23 — уплотнитель вала; 24 — хомут чехла; 25 — упор тяги;
26 — пружина упора; 27 — шарикоподшипник; 28 — стопорное кольцо; 29 — защитная
шайба; 30 — уплотнительное кольцо; 31 — гайка крепления подшипника; 32 — уплотни
тельная манжета; 33 — промежуточный карданный вал; 34 — кронштейн крепления вала
рулевой колонки; 35и 40 — верхний и нижний облицовочные кожухи; 36— рулевое колесо;
37 — вал рулевой колонки; 38 — подшипники вала рулевой колонки; 39 — труба рулевой
колонки; А и Б — метки на картере рулевого механизма и пыльнике.
Порядок сборки рулевого механизма типа «шестерня — рейка»:
1) перед сборкой особое внимание обратить на то, чтобы в картере рулевого механизма
не было стружек и др.;
2) напрессовать шариковый подшипник на вал приводной шестерни до упора,
8 установить стопорное кольцо, защитную шайбу и уплотнительное кольцо;
3) установить в картер опорную втулку и запрессовать под прессом роликовый
подшипник;
4) установить рейку в картер, продвинув ее через опорную втулку до упора в
специальное приспособление, все детали необходимо при этом обильно смазать;
5) завернуть гайку приводного зубчатого колеса, установив защитную шайбу;
6) установить приводную шестерню в положение прямолинейного движения;
7) установить упор рейки с уплотнительным кольцом;
8) поставить стопорное кольцо;
9) напрессовать на вал пыльники, собрать внутренний шарнир наконечника тяги.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Каково назначение рулевого управления? Какие применяются типы рулевых
механизмов на автомобилях?
2. Каково назначение центра поворота автомобиля и где он находится?
3. Объясните назначение рулевой трапеции. Из каких деталей она состоит при
зависимой и независимой подвеске передних колес?
4. Опишите назначение рулевого механизма, типы механизмов изучаемых
5. Что такое передаточное число рулевого механизма?
автомобилей, их устройство и принцип действия.
9
Лабораторная работа «Рулевые механизмы»
Лабораторная работа «Рулевые механизмы»
Лабораторная работа «Рулевые механизмы»
Лабораторная работа «Рулевые механизмы»
Лабораторная работа «Рулевые механизмы»
Лабораторная работа «Рулевые механизмы»
Лабораторная работа «Рулевые механизмы»
Лабораторная работа «Рулевые механизмы»
Лабораторная работа «Рулевые механизмы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.