Лабораторная работа «Рулевые механизмы» МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик, 1 курс.
Цель:
Ознакомить мастеров производственного обучения с авторской педагогической разработкой.
Задачи:
Передать коллегам личный опыт по разработке лабораторной работы «Рулевые механизмы».
Оказать помощь педагогам в подготовке методического материала.
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Седельниковский агропромышленный техникум»
Лабораторная работа
«Рулевые механизмы»
МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт
автомобилей
по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик
Составил: Баранов Владимир Ильич
мастер производственного обучения
Седельниково, Омской области, 2017Министерство образования Омской области БПОУ
«Седельниковский агропромышленный техникум»
Рекомендации разработаны в соответствии с Письмом Минобразования РФ от 05 апреля
1999 N 165258 ин/1613 "О рекомендациях по планированию, организации и проведению
лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего
профессионального образования", требованиями ФГОС СПО, порядком организации и
осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего
профессионального образования, утвержденным Министерством образования и науки
Российской Федерации приказ № 464 от 14 июня 2013 года.
МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
Тема: Рулевое управление.
Тема занятия: лабораторная работа «Рулевые механизмы».
Время: 2 часа.
Цели работы: изучить устройство и работу рулевых механизмов автомобилей ГАЗ
З129, 3110, 3307, ЗИЛ5301 «Бычок»; приобрести навыки в разборке и сборке рулевых
механизмов.
Задачи занятия:
Обучающие:
Формирование и усвоение приемов
проведения разборочносборочных работ с
изучением устройства и работы рулевых механизмов автомобилей ГАЗЗ129, 3110, 3307,
ЗИЛ5301 «Бычок»; приобрести навыки в разборке и сборке рулевых механизмов.
Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении разборочно
сборочных работ рулевых механизмов автомобилей ГАЗЗ129, 3110, 3307, ЗИЛ5301
«Бычок».
Развивающие:
Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его
повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач;
Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений,
умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию
собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Воспитательные:
Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к
оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде.
2Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии,
пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.
Дидактические задачи:
Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению
разборочносборочных работ с изучением устройства и работы рулевых механизмов
автомобилей ГАЗЗ129, 3110, 3307, ЗИЛ5301 «Бычок».
Требования к результатам усвоения учебного материала.
Студент в ходе освоения темы занятия и выполнения лабораторной работы должен:
иметь практический опыт:
снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля.
уметь:
снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля.
знать:
устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей;
назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых автомобилей.
В ходе занятия у студентов формируются
Профессиональные компетенции:
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей
работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Литература:
Ламака Ф.И. Лабораторнопрактические работы по устройству грузовых автомобилей :
учеб. пособие для нач. проф. образования / Ф.И. Ламака. — 8е изд., стер. — М. :
Издательский центр «Академия», 2013. — 224 с.
Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач.
проф. образования / А.С. Кузнецов. М.: Издательский центр «Академия», 2012.
3Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб. пособие для нач. проф.
образования / А.С. Кузнецов. – 8е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2е изд. – Минск: Современная школа, 2010.
Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и
вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб. пособие для
студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3е изд.,
стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред.
Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред.
Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 3е изд., стер. – М.: Издательский
центр «Академия», 2005.
Коробейчик А.В. к68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека автомобилиста». Ростов
н/Д: «Феникс», 2004.
Коробейчик А.В. К66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия «Библиотека
автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к
выполнению лабораторнопрактических работ. Изд. 2е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Слон Ю.М. С48 Автомеханик / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д:
«Феникс», 2003.
Жолобов Л.А., Конаков А.М. Ж79 Устройство и техническое обслуживание автомобилей
категорий «В» и «С» на примере ВАЗ2110, ЗИЛ5301 «Бычок». Серия «Библиотека
автомобилиста». – РостовнаДону: «Феникс», 2002.
Оборудование: автомобили ГАЗЗ129, 3110, 3307, ЗИЛ5301 «Бычок», автомобили
марки ВАЗ; съемники для спрессовывания рулевых колес; наборы рожковых, накидных и
торцевых ключей; пружинный динамометр; круглогубцы; ключ для регулировки за
цепления червяка с роликом.
Содержание работы: по плакатам и учебным пособиям изучить устройство рулевых
механизмов автомобилей, их работу и регулировки.
Описание устройства. На автомобилях применяется рулевой механизм типа «винт —
шариковая гайка — сектор». Рулевые механизмы такого типа, но с гидроусилителями
устанавливаются на автобусах ПАЗ3205.
Рулевой механизм состоит из картера 1 (рис. 1), в котором на двух шариковых
подшипниках установлен винт 2 с шариковой гайкой, находящейся в зацеплении с
сектором 3 вала сошки. Затяжка шариковых подшипников осуществляется прокладками 5,
установленными под крышкой корпуса рулевого механизма. Вал сошки установлен на двух
металлокерамических подшипниках, запрессованных в боковых крышках 8 и 14.
Выходящие наружу концы вала сектора уплотнены в картере специальной пробкой 9, а
крышки — кольцом 11. Сошка 15 закреплена на валу сектора 3 на мелких конических
4шлицах разрезной шайбой и гайкой. Масло и картер заливается через отверстие,
закрываемое пробкой 4.
При вращении винта шарики перекатываются по винтовому каналу, в результате чего
шариковая гайка перемещается и через сектор 3 заставляет поворачиваться вал сошки и
сошку 15.
Передаточное число рулевого механизма — 23,09.
Рис. 1. Рулевой механизм автомобиля «ГАЗель»:
1 картер; 2— винт с шариковой гайкой; 3 — сектор; 4 — пробка заливного отверстия; 5 —
регулировочные прокладки; 6 — карданный вал; 7 — уплотнитель рулевого вала; 8 и 14 —
крышки; 9 — пробка; 10 — уплотнительное кольцо; 11стопорное кольцо; 12 — наружное
кольцо подшипника вала сектора; 13 уплотнитель вала сектора; 15 —сошка
Рулевой вал, шариковая гайка и шарики разукомплектованию не подлежат.
Рулевое колесо установлено на мелких конических шлицах рулевого вала и закреплено
стопорной шайбой и гайкой. Вал рулевой колонки вращается на двух шариковых
подшипниках в верхнем и нижнем кожухах. Регулировка этих подшипников в процессе
эксплуатации автомобиля не требуется.
Винт рулевого механизма соединяется с валом рулевого колеса карданной передачей.
Вилка карданного шарнира крепится с помощью клина. Клин удерживается стопорной
шайбой и гайкой, которая шплинтуется.
5Колонка рулевого управления крепится четырьмя болтами нижним кожухом к
кронштейну педалей сцепления и тормозного механизма.
На кожухе закреплен выключатель зажигания.
Конструкция рулевой колонки позволяет изменять положение рулевого колеса по
высоте и углу наклона. Регулировка производится после того, как водитель отрегулировал
по своему росту и массе сиденье относительно педалей управления.
На автомобилях Opel, Lada Priora, Lada Vesta, Hyundai Santa Fe, Kia Rio, Lada Xray,
семейства ВАЗ, ИЖ2126 и других устанавливается рулевой механизм типа «шестерня —
рейка».
Рулевой вал с помощью подшипников подвешен на кронштейне. К верхнему концу вала
на мелких конических шлицах гайкой крепится рулевое колесо. Нижний конец также
шлицами соединяется с карданным валом. Два кардана вала обеспечивают передачу
вращения под углом между валом рулевой колонки и валом рулевого механизма. Вал
рулевой колонки закрыт верхним и нижним облицовочными кожухами.
Основными деталями рулевого механизма являются приводная шестерня 15 (рис. 2) с
валом. Вал шлицами соединяется с карданом промежуточного карданного вала 33.
Передний конец вала вращается в роликоподшипнике 14, а задний — в шарикоподшипнике
27. Косозубая шестерня вала, выполненная заодно с валом, находится в постоянном
зацеплении с зубчатой рейкой 20. К рейке присоединяются шаровая опора 22 и шаровой
наконечник 3 рулевой тяги. От загрязнения рейка и тяга защищены гофрированным чехлом
4. Наружные концы рулевых тяг пальцами 13 шарового шарнира соединяются с
поворотными кулаками управляемых колес.
При изменении направления движения автомобиля вращение с рулевого колеса 36 через
вал 37 рулевой колонки и промежуточный карданный вал 33 передается на приводную
шестерню 15, которая передвигает рейку 20 вправо или плево — в зависимости от
поворота рулевого колеса, а с ней и рулевые тяги, обеспечивая поворот управляемых
колес. Совместная работа независимой подвески управляемых колес и рулевых тяг
обеспечивается шаровыми опорами 22.
Рулевой механизм автомобилей ВАЗ2110, 21111, 2112 имеет такое же устройство, но
отличается тем, что боковые рулевые тяги соединяются с зубчатой рейкой не шаровыми
опорами,
а болтами с резинометаллическими шарнирами, посредством которых
обеспечивается работа независимой подвески управляемых колес.
Порядок разборки рулевого механизма:
1) отвернуть гайку и снять рулевое колесо;
2) отвернуть гайку болта хомутика и снять трубу колонки с верхней крышки картера
рулевого механизма;
сошки;
3) отвернуть гайку регулировочного винта, снять стопорную шайбу;
4) отвернуть болты крепления крышки, снять крышку и регулировочный винт с вала
5) выпрессовать уплотнительную манжету и вынуть вал сошки in картера рулевого
управления;
6) отвернуть болты и снять крышку картера вместе с регулировочными прокладками;
7) вынуть вал рулевого управления с червяком в сборе, снять подшипники;
8) отвернуть болты и снять верхнюю крышку картера рулевого механизма.
Порядок сборки рулевого механизма:
1) положить прокладку на плоскость картера рулевого управления под верхнюю крышку
и завернуть четыре болта с пружинной шайбой;
62) завернуть в маслоналивное отверстие картера пробку;
3) подсобрать нижнюю крышку картера с пружинной стопорной шайбой (она должна
быть поставлена отбортованной стороной к фланцу крышки) и уплотнительным кольцом;
4) взяв вал рулевого управления с червяком в сборе, надеть сепаратор на верхний конец
червяка и, предварительно смазав консистентной смазкой сепаратор или конец червяка,
вставить в картер рулевого колеса;
5) установить на другой конец сепаратор и вставить в гнездо картера кольцо,
предварительно смазав концы;
6) установить на картер нижнюю крышку с трубкой провода звукового сигнала
(предварительно установив на внутреннюю плоскость крышки регулировочные прокладки)
и закрепить ее болтами;
7) предварительно надев на болты шайбы, отрегулировать затяжку червяка в
конических роликоподшипниках, проверку затяжки червяка в подшипниках производить
вращением вала с червяком, но без вала сошки и ролика (усилие затяжки 0,3...0,5 Н);
8) установить вал сошки в картер рулевого управления, смазав цилиндрическую часть
вала и ролик нигролом;
9) положить на боковую плоскость разъема картера прокладку, надеть регулировочный
винт на вал сошки, установить на вал сошки крышку и завернуть ее на регулировочный
винт, надеть на болты шайбы и привернуть крышку к картеру;
10) отрегулировать винт так, чтобы усилие, приложенное к рулевому колесу,
необходимое для поворота вала с червяком в зацеплении с роликом, составляло 1,6...2,2 Н;
11) надеть на регулировочный винт прокладку, стопорную шайбу, завернуть гайку до
отказа;
12) надеть на трубу колонку, установить трубу колонки с хомутиком на верхнюю
крышку рулевого управления. Отверстие на колонке рулевого управления диаметром 3 мм
должно находиться на горизонтали с левой стороны, или прорезь колонки должна быть на
средней части квадрата верхней крышки картера рулевого управления;
13) надеть на вал рулевого колеса разжимную втулку и пружину; надеть на шлицевой
конец вала рулевое колесо, навернуть и закрепить гайку;
14) на шлицевой конец вала рулевой сошки надеть предохранительную втулку,
запрессовать уплотнительную манжету в сборе с пружиной в горловину картера на вал
сошки, снять со шлицевого конца вала предохранительную втулку, надеть на шлицевой
конец вала сошки шайбу и завернуть гайку;
15) завернуть окончательно гайку болта хомута.
Порядок разборки рулевого механизма типа «шестерня — рейка» (использовать
приспособление для разборки):
1) снять защитные чехлы с картера и сдвинуть их в сторону вдоль тяг, расконтрить
контргайки крепления внутренних наконечников тяг к рейке, вывернуть их и снять
наконечники тяг;
2) отвернуть гайку упора и извлечь пружину и стопорное кольцо, круглогубцами
извлечь упор рейки из картера;
3) снять пыльник с вала зубчатого колеса и стопорную шайбу, извлечь шестерню из
картера в сборе с подшипниками, снять защитную шайбу, стопорное кольцо и спрессовать
шариковый подшипник с вала зубчатого колеса;
4) вынуть рейку рулевого механизма и опорную втулку рейки, при необходимости
выпрессовать роликовый подшипник из картера рулевого механизма.
7Рис. 2. Рулевой механизм типа «зубчатое колесо — рейка»:
1 и 3 —соответственно наружный и внутренний наконечники рулевой тяги; 2и 21 —
контргайки; 4 — защитный чехол; 5 и 8 —опоры рулевого механизма; 6 — картер рулевого
механизма; 7 — хомут крепления рулевого механизма; 9 — втулка рейки; 10 — опорная
шайба; 11— вкладыш шарового пальца; 12 — защитный колпачок; 13 —палец шарового
шарнира; 14 — роликоподшипник; 15 — приводная шестерня; 16 — упор рейки; 17 —
уплотнительное кольцо упора; 18 — рейка упора; 19 — стопорное кольцо гайки; 20 —
рейка; 22 — шаровая опора; 23 — уплотнитель вала; 24 — хомут чехла; 25 — упор тяги;
26 — пружина упора; 27 — шарикоподшипник; 28 — стопорное кольцо; 29 — защитная
шайба; 30 — уплотнительное кольцо; 31 — гайка крепления подшипника; 32 — уплотни
тельная манжета; 33 — промежуточный карданный вал; 34 — кронштейн крепления вала
рулевой колонки; 35и 40 — верхний и нижний облицовочные кожухи; 36— рулевое колесо;
37 — вал рулевой колонки; 38 — подшипники вала рулевой колонки; 39 — труба рулевой
колонки; А и Б — метки на картере рулевого механизма и пыльнике.
Порядок сборки рулевого механизма типа «шестерня — рейка»:
1) перед сборкой особое внимание обратить на то, чтобы в картере рулевого механизма
не было стружек и др.;
2) напрессовать шариковый подшипник на вал приводной шестерни до упора,
8установить стопорное кольцо, защитную шайбу и уплотнительное кольцо;
3) установить в картер опорную втулку и запрессовать под прессом роликовый
подшипник;
4) установить рейку в картер, продвинув ее через опорную втулку до упора в
специальное приспособление, все детали необходимо при этом обильно смазать;
5) завернуть гайку приводного зубчатого колеса, установив защитную шайбу;
6) установить приводную шестерню в положение прямолинейного движения;
7) установить упор рейки с уплотнительным кольцом;
8) поставить стопорное кольцо;
9) напрессовать на вал пыльники, собрать внутренний шарнир наконечника тяги.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Каково назначение рулевого управления? Какие применяются типы рулевых
механизмов на автомобилях?
2. Каково назначение центра поворота автомобиля и где он находится?
3. Объясните назначение рулевой трапеции. Из каких деталей она состоит при
зависимой и независимой подвеске передних колес?
4. Опишите назначение рулевого механизма, типы механизмов изучаемых
5. Что такое передаточное число рулевого механизма?
автомобилей, их устройство и принцип действия.
9