Лабораторная работа «Рулевые приводы»
Оценка 4.8

Лабораторная работа «Рулевые приводы»

Оценка 4.8
Лабораторные работы
docx
труд
Взрослым
02.11.2018
Лабораторная работа «Рулевые приводы»
Лабораторная работа «Рулевые приводы» МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик, 1 курс. Цель: Ознакомить мастеров производственного обучения с авторской педагогической разработкой. Задачи: Передать коллегам личный опыт по разработке лабораторной работы «Рулевые приводы». Оказать помощь педагогам в подготовке методического материала.
Лабораторная работа 24.docx
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Седельниковский агропромышленный техникум» Лабораторная работа «Рулевые приводы» МДК 01.02  Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей по профессии СПО 23.01.03  Автомеханик Составил: Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения Седельниково, Омской области, 2017 1 Министерство образования Омской области БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум» Рекомендации разработаны в соответствии с Письмом Минобразования РФ от 05 апреля 1999 N 16­52­58 ин/16­13 "О рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных   работ   и   практических   занятий   в   образовательных   учреждениях   среднего профессионального   образования",   требованиями   ФГОС   СПО,   порядком   организации   и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального   образования,   утвержденным   Министерством   образования   и   науки Российской Федерации приказ № 464 от 14 июня 2013 года. МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей Тема: Рулевое управление. Тема занятия: лабораторная работа «Рулевые приводы». Время: 2 часа. Цели работы: изучить устройство и действие рулевого привода  легковых и грузовых автомобилей; приобрести навыки по разборке и сборке рулевого привода. Задачи занятия: Обучающие: Формирование   и   усвоение   приемов     проведения   разборочно­сборочных   работ   с изучением устройства и  действия рулевого привода  легковых и грузовых автомобилей; приобрести навыки по разборке и сборке рулевого привода. Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении разборочно­ сборочных  работ рулевого привода легковых и грузовых автомобилей. Развивающие: Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его  повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного  выполнения профессиональных задач; Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений,  умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию  собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Воспитательные:  Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к  оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде. Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии,  пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ. 2 Дидактические задачи: Закрепить   полученные   знания,   приемы,   умения   и   навыки   по   выполнению разборочно­сборочных   работ   с   изучением  устройства   и  действия   рулевого   привода легковых и грузовых автомобилей.   Требования к результатам усвоения учебного материала. Студент в ходе освоения темы занятия и выполнения лабораторной работы  должен: иметь практический опыт: ­ снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля. уметь: ­ снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля. знать: ­ устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей; ­ назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых автомобилей.  В ходе занятия у студентов формируются  Профессиональные компетенции: ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности. Общие компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней  устойчивый интерес. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,  оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей  работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения  профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно­коммуникационные технологии в профессиональной  деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Литература: Ламака Ф.И. Лабораторно­практические работы по устройству грузовых автомобилей :  учеб. пособие для нач. проф. образования / Ф.И. Ламака. — 8­е изд., стер. — М. :  Издательский центр «Академия», 2013. — 224 с. Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. ­ М.: Издательский центр «Академия», 2012. Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб. пособие для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. – 8­е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 3 Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2­е изд. – Минск: Современная школа, 2010. Виноградов   В.М.   Техническое   обслуживание   и   ремонт   автомобилей:   Основные   и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3­е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред.  Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 3­е изд., стер. – М.: Издательский  центр «Академия», 2005. Коробейчик А.В.  к­68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека автомобилиста». Ростов  н/Д: «Феникс», 2004. Коробейчик А.В. К­66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия «Библиотека  автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к  выполнению лабораторно­практических работ. Изд. 2­е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. Слон Ю.М. С­48 Автомеханик / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д:  «Феникс», 2003. Жолобов Л.А., Конаков А.М. Ж­79 Устройство и техническое обслуживание автомобилей  категорий «В» и «С» на примере ВАЗ­2110, ЗИЛ­5301 «Бычок». Серия «Библиотека  автомобилиста». – Ростов­на­Дону: «Феникс», 2002. Оборудование:  легковые  и   грузовые  автомобили;   продольные  п  поперечные  тяги  в сборе;   съемники   шаровых   пальцев;   плоскогубцы;  отвертки;   специальные   Г­образные отвертки; наборы инструментов; медные выколотки. Содержание работы:  на легковых и грузовых автомобилях  изучить  расположение и крепление деталей рулевых приводов. Поворачивая рулевое колесо, проследить, как и через какие детали  вращение рулевого колеса передается правому и левому направляющим колесам автомобиля. Описание устройства. Рулевой привод легковых автомобилей состоит из боковых рычагов  1  поворотных кулаков (рис. 1) и регулировочных  трубок  3   с  наконечником  2 тяги.   Регулирование  схождения  колес   производится   изменением   длины   боковых   тяг регулировочными трубками, которые имеют с одной стороны правую резьбу, а с другой — левую. От самопроизвольного вращения  трубки  удерживаются стяжными хомутами  4  и болтами 5. Поперечная тяга 7 соединяется с сошкой 6 и маятниковым рычагом 8. Все шарниры рулевых тяг — самоподтягивающиеся с полусферическими пальцами. Шарнир наконечника и средней тяги рулевой трапеции состоит из шарикового пальца, находящегося в корпусе. Верхней сферической частью палец опирается на внутреннюю сферу корпуса. Пальцы запрессовываются в проушины тяг и наконечников и крепятся в них разрезными гайками. После затяжки гайки шплинтуются. 4 Рис. 1. Рулевой привод легкового автомобиля: 1 — рычаг поворотного кулака; 2 — наконечник тяги; 3 — регулировочная трубка; 4 — стяжной хомут; 5 — болт; 6 — сошка; 7 — тяга сошки; 8 — маятниковый рычаг Корпус шарнира запрессовывается в проушины тяги. От попадания пыли и грязи шарнир защищен гофрированным резиновым чехлом. Шаровой палец кроме верхней имеет еще и нижнюю сферу, на которую опирается опорная пята, поджимаемая пружиной. Усилия со стороны пружины устраняют зазор в шарнире. Крепится   палец   в   корпусе   шарнира   заглушкой   и   шплинтом.   Шарнир   тяги   сошки отличается   от   шарнира   наконечника   устройством   уплотнителя   тяги   и   маятникового рычага — не гофрированный и имеет распорную втулку. Поперечная тяга с одной стороны подвешена на сошке рулевого колеса, с другой — на маятниковом рычаге. Маятниковый   рычаг   в   корпусе­кронштейне   вращается   в  двух  металлокерамических втулках, которые запрессованы в защитные резиновые втулки. Одна втулка прижата своим торцом к плоскости бобышки  маятникового  рычага,  другая  —  к шайбе,  вращающейся вместе с пальцем. Втулки входят в кронштейн с зазором, что позволяет переднему концу маятникового рычага упруго перемещаться до 2...4 мм вследствие деформации резиновых втулок. Это перемещение не влияет на устойчивость и безопасность движения автомобиля и не оказывает влияние на изнашивание шин. На  переднем конце маятникового  рычага  установлен шаровой шарнир, одинаковый с шарниром   сошки.   Отличается   он   тем,   что  в   нем  установлен   полиэтиленовый   сухарь, удерживающий палец  внутри корпуса в определенном положении. Рулевой привод грузовых автомобилей конструктивно отличается от рулевого привода легковых автомобилей, в котором отсутствует продольная рулевая тяга. В  грузовых   автомобилях   усилие   с   вала   сошки   передается   на  сошку,  далее   на продольную   рулевую   тягу,   рычаг   продольной  рулевой  тяги,   поворотный   кулак,   левый рычаг   поперечной   руленой  тяги,   правый   рычаг   поперечной   рулевой   тяги   и   на   правый поворотный кулак. Рулевые рычаги соединяются  с  тягами шарнирно. Шаровые сочленения могут иметь различную   конструкцию.   Они   тщательно   защищены   от   попадания   грязи.   Смазочный материал подается в  них  через масленки. В некоторых моделях автомобилей в сочле­ нениях тяг применяются пластмассовые вкладыши, не требующие смазывания. Шарнирное соединение продольной рулевой тяги (рис. 2, а)  имеет  вкладыши  1   и   3, охватывающие шаровой палец 2. Пружина 4 смягчает удары от колес и устраняет зазоры при   изнашивании   сочленения.   Для   ограничения   сжатия   пружины   (во   избежание  ее поломки) устанавливают упор 5. Зазор в сочленениях устраняют резьбовой пробкой 6. В поперечных тягах (рис. 2, б, в) применяются эксцентриковые вкладыши, прижимаемые к шаровому   пальцу  пружиной,   установленной   снизу.   При   таком   устройстве   пружины   не 5 нагружаются усилиями, действующими на поперечную рулевую тягу, а устранение зазора при   изнашивании   сочленений   происходит   автоматически.   Концы   поперечной   тяги   и наконечники 7, 9 имеют правую и левую резьбу для регулировки длины тяги. После регулировки наконечники затягивают стяжными болтами 8. Порядок разборки продольной рулевой тяги: 1) расшплинтовать   и   отвернуть   гайку   шарового   пальца,   соединяющего  продольную рулевую тягу с рычагом поворотной цапфы; 2) выпрессовать шаровой палец из конического отверстия и снять продольную рулевую тягу; 3) расшплинтовать пробку в головке рулевой тяги и частично  отвернуть  пробку, не довернув ее на 2—3 витка резьбы; 4) вынуть шаровой палец; 5) окончательно отвернуть и снять пробку, вынуть  из  торцевого  отверстия  тяги два сухаря, пружину и ограничитель хода пружины; 6) повторить операции для другого конца тяги. Рис. 2. Шарнирные соединения рулевых тяг: а — продольной тяги;  б, в —  поперечной тяги;  1  и  3  —  вкладыши;  2   —шаровой палец; 4 —  пружина; 5 — упор; 6  — резьбовая пробка; 7 и 9 — наконечники; 8 — стяжной болт Порядок разборки поперечной тяги: 1) расшплинтовать   и   отвернуть   гайку   пальца,   соединяющего   наконечник   поперечной рулевой тяги с левым рычагом поворотной цапфы; 2) выбить палец из конического отверстия; 3) отсоединить правый конец поперечной тяги в той же последовательности; 6 4) зажать поперечную тягу в тиски наконечником левой стороны вверх, снять защитную шайбу накладки и защитную накладку вместе с обоймой; 5) сжать стопорное кольцо и вынуть его из канавки наконечника поперечной рулевой тяги; 6) ударяя по шаровому пальцу, вынуть из гнезда наконечника заглушку, пружину, пяту опорного пальца, палец и сухарь; 7) отвернуть пресс­масленку; 8) расшплинтовать и отвернуть две гайки стяжных болтов наконечника и выбить болты; 9) отвернуть и снять наконечник; 10) повторить операции для правого наконечника. Порядок сборки поперечной рулевой тяги: 1) завернуть пресс­масленку в резьбовое отверстие наконечника; 2) вставить два стяжных болта в отверстия проушин наконечника  и навернуть на них гайки; 3) надеть   на  палец  поперечной   тяги   сухарь   и   вставить   его   в  центральное   отверстие наконечника; 4) надеть на головку пальца опорную пяту, пружину, заглушку  и  закрепить стопорное кольцо; 5) надеть на наружный конец пальца обойму, накладки и шайбу; 6) в том же порядке собрать второй наконечник поперечной рулевой тяги; 7) навернуть левый и правый наконечники на поперечную тягу и затянуть гайки стяжных болтов; 8) вставить пальцы поперечной тяги в конические отверстия рычагов, завернуть гайки и зашплинтовать. Порядок сборки продольной рулевой тяги: 1) вставить в отверстие продольной тяги ограничитель хода пружины, пружину, сухарь, в   боковое   отверстие   тяги   вставить   головку  шарового   пальца   и   надеть   на   нее   через центральное отверстие тяги сухарь; 2) завернуть пробку до упора и отвернуть обратно до совпадения  прорези в пробке с отверстием под шплинт в тяге и зашплинтовать; 3) надеть на наружный конец шарового пальца защитную накладку и обойму; 4) завернуть пресс­масленку; 5) перевернуть тягу и вставить сухарь в отверстие заднего конца тяги, расположив его сферической частью к отверстию; 6)  вставить   головку   шарового   пальца   в   боковое   отверстие   и   надеть   на  нее   через центральное отверстие сухарь, расположив его сферической частью внутрь; 7) установить на сухарь пружину и вставить в нее ограничитель; 8) завернуть пробку до отказа и отвернуть обратно до совпадения  прорези в пробке с отверстием под шплинт в тяге и зашплинтовать; 9) завернуть пресс­масленку; 10)   вставить палец в конусное отверстие рычага левой поворотной  цапфы, завернуть гайку и зашплинтовать. 7 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Каково назначение рулевого привода? Из каких деталей состоит рулевой привод при   зависимой   подвеске   передних   колес?   Опишите   их   устройство   и взаимодействие. 2. Что такое зазор рулевого колеса? Каковы причины его возникновения? 3. Опишите устройство и принцип действия рулевого управления автомобилей. 4. Опишите устройство и принцип действия гидравлического усилителя  рулевого привода автомобиля ЗИЛ­431410. 8

Лабораторная работа «Рулевые приводы»

Лабораторная работа «Рулевые приводы»

Лабораторная работа «Рулевые приводы»

Лабораторная работа «Рулевые приводы»

Лабораторная работа «Рулевые приводы»

Лабораторная работа «Рулевые приводы»

Лабораторная работа «Рулевые приводы»

Лабораторная работа «Рулевые приводы»

Лабораторная работа «Рулевые приводы»

Лабораторная работа «Рулевые приводы»

Лабораторная работа «Рулевые приводы»

Лабораторная работа «Рулевые приводы»

Лабораторная работа «Рулевые приводы»

Лабораторная работа «Рулевые приводы»

Лабораторная работа «Рулевые приводы»

Лабораторная работа «Рулевые приводы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2018
Посмотрите также: