Лабораторная работа «Рулевые приводы»

  • Лабораторные работы
  • docx
  • 02.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Лабораторная работа «Рулевые приводы» МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик, 1 курс. Цель: Ознакомить мастеров производственного обучения с авторской педагогической разработкой. Задачи: Передать коллегам личный опыт по разработке лабораторной работы «Рулевые приводы». Оказать помощь педагогам в подготовке методического материала.
Иконка файла материала Лабораторная работа 24.docx
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Седельниковский агропромышленный техникум» Лабораторная работа «Рулевые приводы» МДК 01.02  Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей по профессии СПО 23.01.03  Автомеханик Составил: Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения Седельниково, Омской области, 2017 1Министерство образования Омской области БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум» Рекомендации разработаны в соответствии с Письмом Минобразования РФ от 05 апреля 1999 N 16­52­58 ин/16­13 "О рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных   работ   и   практических   занятий   в   образовательных   учреждениях   среднего профессионального   образования",   требованиями   ФГОС   СПО,   порядком   организации   и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального   образования,   утвержденным   Министерством   образования   и   науки Российской Федерации приказ № 464 от 14 июня 2013 года. МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей Тема: Рулевое управление. Тема занятия: лабораторная работа «Рулевые приводы». Время: 2 часа. Цели работы: изучить устройство и действие рулевого привода  легковых и грузовых автомобилей; приобрести навыки по разборке и сборке рулевого привода. Задачи занятия: Обучающие: Формирование   и   усвоение   приемов     проведения   разборочно­сборочных   работ   с изучением устройства и  действия рулевого привода  легковых и грузовых автомобилей; приобрести навыки по разборке и сборке рулевого привода. Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении разборочно­ сборочных  работ рулевого привода легковых и грузовых автомобилей. Развивающие: Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его  повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного  выполнения профессиональных задач; Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений,  умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию  собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Воспитательные:  Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к  оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде. Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии,  пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ. 2Дидактические задачи: Закрепить   полученные   знания,   приемы,   умения   и   навыки   по   выполнению разборочно­сборочных   работ   с   изучением  устройства   и  действия   рулевого   привода легковых и грузовых автомобилей.   Требования к результатам усвоения учебного материала. Студент в ходе освоения темы занятия и выполнения лабораторной работы  должен: иметь практический опыт: ­ снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля. уметь: ­ снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля. знать: ­ устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей; ­ назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых автомобилей.  В ходе занятия у студентов формируются  Профессиональные компетенции: ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности. Общие компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней  устойчивый интерес. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,  оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей  работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения  профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно­коммуникационные технологии в профессиональной  деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Литература: Ламака Ф.И. Лабораторно­практические работы по устройству грузовых автомобилей :  учеб. пособие для нач. проф. образования / Ф.И. Ламака. — 8­е изд., стер. — М. :  Издательский центр «Академия», 2013. — 224 с. Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. ­ М.: Издательский центр «Академия», 2012. Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб. пособие для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. – 8­е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 3Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2­е изд. – Минск: Современная школа, 2010. Виноградов   В.М.   Техническое   обслуживание   и   ремонт   автомобилей:   Основные   и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3­е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред.  Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 3­е изд., стер. – М.: Издательский  центр «Академия», 2005. Коробейчик А.В.  к­68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека автомобилиста». Ростов  н/Д: «Феникс», 2004. Коробейчик А.В. К­66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия «Библиотека  автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к  выполнению лабораторно­практических работ. Изд. 2­е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. Слон Ю.М. С­48 Автомеханик / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д:  «Феникс», 2003. Жолобов Л.А., Конаков А.М. Ж­79 Устройство и техническое обслуживание автомобилей  категорий «В» и «С» на примере ВАЗ­2110, ЗИЛ­5301 «Бычок». Серия «Библиотека  автомобилиста». – Ростов­на­Дону: «Феникс», 2002. Оборудование:  легковые  и   грузовые  автомобили;   продольные  п  поперечные  тяги  в сборе;   съемники   шаровых   пальцев;   плоскогубцы;  отвертки;   специальные   Г­образные отвертки; наборы инструментов; медные выколотки. Содержание работы:  на легковых и грузовых автомобилях  изучить  расположение и крепление деталей рулевых приводов. Поворачивая рулевое колесо, проследить, как и через какие детали  вращение рулевого колеса передается правому и левому направляющим колесам автомобиля. Описание устройства. Рулевой привод легковых автомобилей состоит из боковых рычагов  1  поворотных кулаков (рис. 1) и регулировочных  трубок  3   с  наконечником  2 тяги.   Регулирование  схождения  колес   производится   изменением   длины   боковых   тяг регулировочными трубками, которые имеют с одной стороны правую резьбу, а с другой — левую. От самопроизвольного вращения  трубки  удерживаются стяжными хомутами  4  и болтами 5. Поперечная тяга 7 соединяется с сошкой 6 и маятниковым рычагом 8. Все шарниры рулевых тяг — самоподтягивающиеся с полусферическими пальцами. Шарнир наконечника и средней тяги рулевой трапеции состоит из шарикового пальца, находящегося в корпусе. Верхней сферической частью палец опирается на внутреннюю сферу корпуса. Пальцы запрессовываются в проушины тяг и наконечников и крепятся в них разрезными гайками. После затяжки гайки шплинтуются. 4Рис. 1. Рулевой привод легкового автомобиля: 1 — рычаг поворотного кулака; 2 — наконечник тяги; 3 — регулировочная трубка; 4 — стяжной хомут; 5 — болт; 6 — сошка; 7 — тяга сошки; 8 — маятниковый рычаг Корпус шарнира запрессовывается в проушины тяги. От попадания пыли и грязи шарнир защищен гофрированным резиновым чехлом. Шаровой палец кроме верхней имеет еще и нижнюю сферу, на которую опирается опорная пята, поджимаемая пружиной. Усилия со стороны пружины устраняют зазор в шарнире. Крепится   палец   в   корпусе   шарнира   заглушкой   и   шплинтом.   Шарнир   тяги   сошки отличается   от   шарнира   наконечника   устройством   уплотнителя   тяги   и   маятникового рычага — не гофрированный и имеет распорную втулку. Поперечная тяга с одной стороны подвешена на сошке рулевого колеса, с другой — на маятниковом рычаге. Маятниковый   рычаг   в   корпусе­кронштейне   вращается   в  двух  металлокерамических втулках, которые запрессованы в защитные резиновые втулки. Одна втулка прижата своим торцом к плоскости бобышки  маятникового  рычага,  другая  —  к шайбе,  вращающейся вместе с пальцем. Втулки входят в кронштейн с зазором, что позволяет переднему концу маятникового рычага упруго перемещаться до 2...4 мм вследствие деформации резиновых втулок. Это перемещение не влияет на устойчивость и безопасность движения автомобиля и не оказывает влияние на изнашивание шин. На  переднем конце маятникового  рычага  установлен шаровой шарнир, одинаковый с шарниром   сошки.   Отличается   он   тем,   что  в   нем  установлен   полиэтиленовый   сухарь, удерживающий палец  внутри корпуса в определенном положении. Рулевой привод грузовых автомобилей конструктивно отличается от рулевого привода легковых автомобилей, в котором отсутствует продольная рулевая тяга. В  грузовых   автомобилях   усилие   с   вала   сошки   передается   на  сошку,  далее   на продольную   рулевую   тягу,   рычаг   продольной  рулевой  тяги,   поворотный   кулак,   левый рычаг   поперечной   руленой  тяги,   правый   рычаг   поперечной   рулевой   тяги   и   на   правый поворотный кулак. Рулевые рычаги соединяются  с  тягами шарнирно. Шаровые сочленения могут иметь различную   конструкцию.   Они   тщательно   защищены   от   попадания   грязи.   Смазочный материал подается в  них  через масленки. В некоторых моделях автомобилей в сочле­ нениях тяг применяются пластмассовые вкладыши, не требующие смазывания. Шарнирное соединение продольной рулевой тяги (рис. 2, а)  имеет  вкладыши  1   и   3, охватывающие шаровой палец 2. Пружина 4 смягчает удары от колес и устраняет зазоры при   изнашивании   сочленения.   Для   ограничения   сжатия   пружины   (во   избежание  ее поломки) устанавливают упор 5. Зазор в сочленениях устраняют резьбовой пробкой 6. В поперечных тягах (рис. 2, б, в) применяются эксцентриковые вкладыши, прижимаемые к шаровому   пальцу  пружиной,   установленной   снизу.   При   таком   устройстве   пружины   не 5нагружаются усилиями, действующими на поперечную рулевую тягу, а устранение зазора при   изнашивании   сочленений   происходит   автоматически.   Концы   поперечной   тяги   и наконечники 7, 9 имеют правую и левую резьбу для регулировки длины тяги. После регулировки наконечники затягивают стяжными болтами 8. Порядок разборки продольной рулевой тяги: 1) расшплинтовать   и   отвернуть   гайку   шарового   пальца,   соединяющего  продольную рулевую тягу с рычагом поворотной цапфы; 2) выпрессовать шаровой палец из конического отверстия и снять продольную рулевую тягу; 3) расшплинтовать пробку в головке рулевой тяги и частично  отвернуть  пробку, не довернув ее на 2—3 витка резьбы; 4) вынуть шаровой палец; 5) окончательно отвернуть и снять пробку, вынуть  из  торцевого  отверстия  тяги два сухаря, пружину и ограничитель хода пружины; 6) повторить операции для другого конца тяги. Рис. 2. Шарнирные соединения рулевых тяг: а — продольной тяги;  б, в —  поперечной тяги;  1  и  3  —  вкладыши;  2   —шаровой палец; 4 —  пружина; 5 — упор; 6  — резьбовая пробка; 7 и 9 — наконечники; 8 — стяжной болт Порядок разборки поперечной тяги: 1) расшплинтовать   и   отвернуть   гайку   пальца,   соединяющего   наконечник   поперечной рулевой тяги с левым рычагом поворотной цапфы; 2) выбить палец из конического отверстия; 3) отсоединить правый конец поперечной тяги в той же последовательности; 64) зажать поперечную тягу в тиски наконечником левой стороны вверх, снять защитную шайбу накладки и защитную накладку вместе с обоймой; 5) сжать стопорное кольцо и вынуть его из канавки наконечника поперечной рулевой тяги; 6) ударяя по шаровому пальцу, вынуть из гнезда наконечника заглушку, пружину, пяту опорного пальца, палец и сухарь; 7) отвернуть пресс­масленку; 8) расшплинтовать и отвернуть две гайки стяжных болтов наконечника и выбить болты; 9) отвернуть и снять наконечник; 10) повторить операции для правого наконечника. Порядок сборки поперечной рулевой тяги: 1) завернуть пресс­масленку в резьбовое отверстие наконечника; 2) вставить два стяжных болта в отверстия проушин наконечника  и навернуть на них гайки; 3) надеть   на  палец  поперечной   тяги   сухарь   и   вставить   его   в  центральное   отверстие наконечника; 4) надеть на головку пальца опорную пяту, пружину, заглушку  и  закрепить стопорное кольцо; 5) надеть на наружный конец пальца обойму, накладки и шайбу; 6) в том же порядке собрать второй наконечник поперечной рулевой тяги; 7) навернуть левый и правый наконечники на поперечную тягу и затянуть гайки стяжных болтов; 8) вставить пальцы поперечной тяги в конические отверстия рычагов, завернуть гайки и зашплинтовать. Порядок сборки продольной рулевой тяги: 1) вставить в отверстие продольной тяги ограничитель хода пружины, пружину, сухарь, в   боковое   отверстие   тяги   вставить   головку  шарового   пальца   и   надеть   на   нее   через центральное отверстие тяги сухарь; 2) завернуть пробку до упора и отвернуть обратно до совпадения  прорези в пробке с отверстием под шплинт в тяге и зашплинтовать; 3) надеть на наружный конец шарового пальца защитную накладку и обойму; 4) завернуть пресс­масленку; 5) перевернуть тягу и вставить сухарь в отверстие заднего конца тяги, расположив его сферической частью к отверстию; 6)  вставить   головку   шарового   пальца   в   боковое   отверстие   и   надеть   на  нее   через центральное отверстие сухарь, расположив его сферической частью внутрь; 7) установить на сухарь пружину и вставить в нее ограничитель; 8) завернуть пробку до отказа и отвернуть обратно до совпадения  прорези в пробке с отверстием под шплинт в тяге и зашплинтовать; 9) завернуть пресс­масленку; 10)   вставить палец в конусное отверстие рычага левой поворотной  цапфы, завернуть гайку и зашплинтовать. 7КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Каково назначение рулевого привода? Из каких деталей состоит рулевой привод при   зависимой   подвеске   передних   колес?   Опишите   их   устройство   и взаимодействие. 2. Что такое зазор рулевого колеса? Каковы причины его возникновения? 3. Опишите устройство и принцип действия рулевого управления автомобилей. 4. Опишите устройство и принцип действия гидравлического усилителя  рулевого привода автомобиля ЗИЛ­431410. 8