Лабораторная работа «Рулевые приводы» МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик, 1 курс.
Цель:
Ознакомить мастеров производственного обучения с авторской педагогической разработкой.
Задачи:
Передать коллегам личный опыт по разработке лабораторной работы «Рулевые приводы».
Оказать помощь педагогам в подготовке методического материала.
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Седельниковский агропромышленный техникум»
Лабораторная работа
«Рулевые приводы»
МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт
автомобилей
по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик
Составил: Баранов Владимир Ильич
мастер производственного обучения
Седельниково, Омской области, 2017
1Министерство образования Омской области БПОУ
«Седельниковский агропромышленный техникум»
Рекомендации разработаны в соответствии с Письмом Минобразования РФ от 05 апреля
1999 N 165258 ин/1613 "О рекомендациях по планированию, организации и проведению
лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего
профессионального образования", требованиями ФГОС СПО, порядком организации и
осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего
профессионального образования, утвержденным Министерством образования и науки
Российской Федерации приказ № 464 от 14 июня 2013 года.
МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
Тема: Рулевое управление.
Тема занятия: лабораторная работа «Рулевые приводы».
Время: 2 часа.
Цели работы: изучить устройство и действие рулевого привода легковых и грузовых
автомобилей; приобрести навыки по разборке и сборке рулевого привода.
Задачи занятия:
Обучающие:
Формирование и усвоение приемов проведения разборочносборочных работ с
изучением устройства и действия рулевого привода легковых и грузовых автомобилей;
приобрести навыки по разборке и сборке рулевого привода.
Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении разборочно
сборочных работ рулевого привода легковых и грузовых автомобилей.
Развивающие:
Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его
повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач;
Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений,
умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию
собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Воспитательные:
Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к
оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде.
Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии,
пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.
2Дидактические задачи:
Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению
разборочносборочных работ с изучением устройства и действия рулевого привода
легковых и грузовых автомобилей.
Требования к результатам усвоения учебного материала.
Студент в ходе освоения темы занятия и выполнения лабораторной работы должен:
иметь практический опыт:
снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля.
уметь:
снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля.
знать:
устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей;
назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых автомобилей.
В ходе занятия у студентов формируются
Профессиональные компетенции:
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей
работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Литература:
Ламака Ф.И. Лабораторнопрактические работы по устройству грузовых автомобилей :
учеб. пособие для нач. проф. образования / Ф.И. Ламака. — 8е изд., стер. — М. :
Издательский центр «Академия», 2013. — 224 с.
Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач.
проф. образования / А.С. Кузнецов. М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб. пособие для нач. проф.
образования / А.С. Кузнецов. – 8е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
3Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2е изд. – Минск: Современная школа, 2010.
Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и
вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб. пособие для
студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3е изд.,
стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред.
Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред.
Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 3е изд., стер. – М.: Издательский
центр «Академия», 2005.
Коробейчик А.В. к68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека автомобилиста». Ростов
н/Д: «Феникс», 2004.
Коробейчик А.В. К66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия «Библиотека
автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к
выполнению лабораторнопрактических работ. Изд. 2е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Слон Ю.М. С48 Автомеханик / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д:
«Феникс», 2003.
Жолобов Л.А., Конаков А.М. Ж79 Устройство и техническое обслуживание автомобилей
категорий «В» и «С» на примере ВАЗ2110, ЗИЛ5301 «Бычок». Серия «Библиотека
автомобилиста». – РостовнаДону: «Феникс», 2002.
Оборудование: легковые и грузовые автомобили; продольные п поперечные тяги в
сборе; съемники шаровых пальцев; плоскогубцы; отвертки; специальные Гобразные
отвертки; наборы инструментов; медные выколотки.
Содержание работы: на легковых и грузовых автомобилях изучить расположение и
крепление деталей рулевых приводов.
Поворачивая рулевое колесо, проследить, как и через какие детали вращение рулевого
колеса передается правому и левому направляющим колесам автомобиля.
Описание устройства. Рулевой привод легковых автомобилей состоит из боковых
рычагов 1 поворотных кулаков (рис. 1) и регулировочных трубок 3 с наконечником 2
тяги. Регулирование схождения колес производится изменением длины боковых тяг
регулировочными трубками, которые имеют с одной стороны правую резьбу, а с другой —
левую. От самопроизвольного вращения трубки удерживаются стяжными хомутами 4 и
болтами 5. Поперечная тяга 7 соединяется с сошкой 6 и маятниковым рычагом 8.
Все шарниры рулевых тяг — самоподтягивающиеся с полусферическими пальцами.
Шарнир наконечника и средней тяги рулевой трапеции состоит из шарикового пальца,
находящегося в корпусе. Верхней сферической частью палец опирается на внутреннюю
сферу корпуса. Пальцы запрессовываются в проушины тяг и наконечников и крепятся в
них разрезными гайками. После затяжки гайки шплинтуются.
4Рис. 1. Рулевой привод легкового автомобиля:
1 — рычаг поворотного кулака; 2 — наконечник тяги; 3 — регулировочная трубка; 4 —
стяжной хомут; 5 — болт; 6 — сошка; 7 — тяга сошки; 8 — маятниковый рычаг
Корпус шарнира запрессовывается в проушины тяги. От попадания пыли и грязи шарнир
защищен гофрированным резиновым чехлом. Шаровой палец кроме верхней имеет еще и
нижнюю сферу, на которую опирается опорная пята, поджимаемая пружиной. Усилия со
стороны пружины устраняют зазор в шарнире.
Крепится палец в корпусе шарнира заглушкой и шплинтом. Шарнир тяги сошки
отличается от шарнира наконечника устройством уплотнителя тяги и маятникового
рычага — не гофрированный и имеет распорную втулку.
Поперечная тяга с одной стороны подвешена на сошке рулевого колеса, с другой — на
маятниковом рычаге.
Маятниковый рычаг в корпусекронштейне вращается в двух металлокерамических
втулках, которые запрессованы в защитные резиновые втулки. Одна втулка прижата своим
торцом к плоскости бобышки маятникового рычага, другая — к шайбе, вращающейся
вместе с пальцем. Втулки входят в кронштейн с зазором, что позволяет переднему концу
маятникового рычага упруго перемещаться до 2...4 мм вследствие деформации резиновых
втулок. Это перемещение не влияет на устойчивость и безопасность движения автомобиля
и не оказывает влияние на изнашивание шин.
На переднем конце маятникового рычага установлен шаровой шарнир, одинаковый с
шарниром сошки. Отличается он тем, что в нем установлен полиэтиленовый сухарь,
удерживающий палец внутри корпуса в определенном положении.
Рулевой привод грузовых автомобилей конструктивно отличается от рулевого привода
легковых автомобилей, в котором отсутствует продольная рулевая тяга.
В грузовых автомобилях усилие с вала сошки передается на сошку, далее на
продольную рулевую тягу, рычаг продольной рулевой тяги, поворотный кулак, левый
рычаг поперечной руленой тяги, правый рычаг поперечной рулевой тяги и на правый
поворотный кулак.
Рулевые рычаги соединяются с тягами шарнирно. Шаровые сочленения могут иметь
различную конструкцию. Они тщательно защищены от попадания грязи. Смазочный
материал подается в них через масленки. В некоторых моделях автомобилей в сочле
нениях тяг применяются пластмассовые вкладыши, не требующие смазывания.
Шарнирное соединение продольной рулевой тяги (рис. 2, а) имеет вкладыши 1 и 3,
охватывающие шаровой палец 2. Пружина 4 смягчает удары от колес и устраняет зазоры
при изнашивании сочленения. Для ограничения сжатия пружины (во избежание ее
поломки) устанавливают упор 5. Зазор в сочленениях устраняют резьбовой пробкой 6. В
поперечных тягах (рис. 2, б, в) применяются эксцентриковые вкладыши, прижимаемые к
шаровому пальцу пружиной, установленной снизу. При таком устройстве пружины не
5нагружаются усилиями, действующими на поперечную рулевую тягу, а устранение зазора
при изнашивании сочленений происходит автоматически. Концы поперечной тяги и
наконечники 7, 9 имеют правую и левую резьбу для регулировки длины тяги.
После регулировки наконечники затягивают стяжными болтами 8.
Порядок разборки продольной рулевой тяги:
1) расшплинтовать и отвернуть гайку шарового пальца, соединяющего продольную
рулевую тягу с рычагом поворотной цапфы;
2) выпрессовать шаровой палец из конического отверстия и снять продольную рулевую
тягу;
3) расшплинтовать пробку в головке рулевой тяги и частично отвернуть пробку, не
довернув ее на 2—3 витка резьбы;
4) вынуть шаровой палец;
5) окончательно отвернуть и снять пробку, вынуть из торцевого отверстия тяги два
сухаря, пружину и ограничитель хода пружины;
6) повторить операции для другого конца тяги.
Рис. 2. Шарнирные соединения рулевых тяг:
а — продольной тяги; б, в — поперечной тяги; 1 и 3 — вкладыши; 2 —шаровой
палец; 4 — пружина; 5 — упор; 6 — резьбовая пробка; 7 и 9 — наконечники; 8 —
стяжной болт
Порядок разборки поперечной тяги:
1) расшплинтовать и отвернуть гайку пальца, соединяющего наконечник поперечной
рулевой тяги с левым рычагом поворотной цапфы;
2) выбить палец из конического отверстия;
3) отсоединить правый конец поперечной тяги в той же последовательности;
64) зажать поперечную тягу в тиски наконечником левой стороны вверх, снять защитную
шайбу накладки и защитную накладку вместе с обоймой;
5) сжать стопорное кольцо и вынуть его из канавки наконечника поперечной рулевой
тяги;
6) ударяя по шаровому пальцу, вынуть из гнезда наконечника заглушку, пружину, пяту
опорного пальца, палец и сухарь;
7) отвернуть прессмасленку;
8) расшплинтовать и отвернуть две гайки стяжных болтов наконечника и выбить болты;
9) отвернуть и снять наконечник;
10) повторить операции для правого наконечника.
Порядок сборки поперечной рулевой тяги:
1) завернуть прессмасленку в резьбовое отверстие наконечника;
2) вставить два стяжных болта в отверстия проушин наконечника и навернуть на них
гайки;
3) надеть на палец поперечной тяги сухарь и вставить его в центральное отверстие
наконечника;
4) надеть на головку пальца опорную пяту, пружину, заглушку и закрепить стопорное
кольцо;
5) надеть на наружный конец пальца обойму, накладки и шайбу;
6) в том же порядке собрать второй наконечник поперечной рулевой тяги;
7) навернуть левый и правый наконечники на поперечную тягу и затянуть гайки стяжных
болтов;
8) вставить пальцы поперечной тяги в конические отверстия рычагов, завернуть гайки и
зашплинтовать.
Порядок сборки продольной рулевой тяги:
1) вставить в отверстие продольной тяги ограничитель хода пружины, пружину, сухарь,
в боковое отверстие тяги вставить головку шарового пальца и надеть на нее через
центральное отверстие тяги сухарь;
2) завернуть пробку до упора и отвернуть обратно до совпадения прорези в пробке с
отверстием под шплинт в тяге и зашплинтовать;
3) надеть на наружный конец шарового пальца защитную накладку и обойму;
4) завернуть прессмасленку;
5) перевернуть тягу и вставить сухарь в отверстие заднего конца тяги, расположив его
сферической частью к отверстию;
6) вставить головку шарового пальца в боковое отверстие и надеть на нее через
центральное отверстие сухарь, расположив его сферической частью внутрь;
7) установить на сухарь пружину и вставить в нее ограничитель;
8) завернуть пробку до отказа и отвернуть обратно до совпадения прорези в пробке с
отверстием под шплинт в тяге и зашплинтовать;
9) завернуть прессмасленку;
10) вставить палец в конусное отверстие рычага левой поворотной цапфы, завернуть
гайку и зашплинтовать.
7КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Каково назначение рулевого привода? Из каких деталей состоит рулевой привод
при зависимой подвеске передних колес? Опишите их устройство и
взаимодействие.
2. Что такое зазор рулевого колеса? Каковы причины его возникновения?
3. Опишите устройство и принцип действия рулевого управления автомобилей.
4.
Опишите устройство и принцип действия гидравлического усилителя
рулевого привода автомобиля ЗИЛ431410.
8