Лабораторно-практические занятия

  • Образовательные программы
  • docx
  • 17.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала !ЛПЗ.docx

Министерство образования, науки и молодежной политики

Забайкальского края

Государственное профессиональное образовательное учреждение

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

 

 

 

 

                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень лабораторных работ и практических занятий

 

Тема

Количество часов

Формируемые результаты обучения

1.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

 «PR-МЕНЕДЖМЕНТ В ПОЛИТИКЕ»

 

2

П1, П2, П3, П4,  МП1, МП3, МП4, МП6, OK1, OK2, OK3, ОК6, ОК 9

2

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

«ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

2

 

Итого

4

 

 

 

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Согласно технологии модульного обучения, концепция методологии образовательного процесса преподавателя рассматривает организацию самостоятельной деятельности студентов как ведущую. Деятельность определяется активным взаимодействием студента с окружающей действительностью, в ходе которого он выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект. Практические работы в данном материале разработаны в соответствии с требованиями рабочей программы учебной дисциплины «Обществознание».

Цель:

Определение ценностной и целевой ориентации студентов посредством формирования у них целостного представления о теориях, идеях и концепциях науки об обществе и социализации ответственной личности.

Задачи:

1.    Помочь овладеть студентам умением получать и осмысливать социальную информацию способами познавательной, коммуникативной, практической деятельности.

2.    Развивать духовно-нравственную, политическую и правовую культуру, гражданскую ответственность и демократические ценности, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

3.    Сформировать гражданско-правовую позицию студентов для адаптации в профессиональной деятельности и мотивации к познанию им окружающей действительности, самопознанию и самореализации.

4.    Мотивировать сознательное отношение к труду, интереса к экономическому и хозяйственному мировоззрению путем выработки у студентов приемов и навыков самостоятельной деятельности и аналитического мышления.

5.    Мотивировать у студентов способность занимать в обучении активную позицию.

6.    Сформировать у студентов сознание своих потенциальных возможностей.

Практические работы содержат открытые вопросы, структурно-логические схемы, логические сетки, ситуации и таблицы. С учетом социально-психологических особенностей студентов и концепцией методологии образовательного процесса преподаватель использует принцип вариативности выбора задания. Оценка результата деятельности студента при выполнении заданий определяется методом экспертной оценки, которая определена преподавателем в виде бальной шкалы.

    Для выполнения практических работ студенты должны использовать учебники, нормативно-правовые акты и дополнительную информацию. При выполнении практической работы студенты должны внимательно ознакомиться с заданиями и бальной шкалой оценки заданий, которые определены в таблице «Критерии оценки заданий практической работы №__». На основании изученной информации студенты должны определить набор заданий, составить план своей работы и определить информационные источники.

  Оценка индивидуальных образовательных достижений студентов производится в соответствии с универсальной шкалой и специально разработанными количественным критериями оценки по каждому заданию в практической работе. Качественная оценка практической работы студентов указывается в примечании: уровень выполнения практической работы (научный, социальный, философский), выделение основных аспектов вопросов, определение актуальных зон вопросов.

Основные принципы организации выполнения практической работы являются:

·         активность, что определяет необходимость сотрудничества студентов и обмена информацией с преподавателем;

·         индивидуализация обучения, что проявляется в учете преподавателем индивидуальных особенностей студентов при оценке выполненной практической работы;

·         регламентация обучения, что обеспечивает необходимость выбора стратегии обучения и планирования организации самостоятельной работы студентов;

·         научность, что определяет уровни решения для достижения поставленных задач на основе научных знаний;

·         наглядность, что обеспечивает представление информации в доступном виде;

·         учет трудоемкости, что дифференцирует уровень сложности и объема предложенных заданий в практической работе.

Практические работы, выполненные внеаудиторного занятия, обязательно оформляются в соответствии со стандартом: титульный лист, введение, основная часть, заключение, используемые информационные источники. Допускается выполнение практической работы в рабочей тетради при выполнении заданий в аудитории на практическом занятии, согласно календарно-тематическому плану.

 


 

ПРАКТИЧЕСКАЯ № 1

«PR-МЕНЕДЖМЕНТ В ПОЛИТИКЕ»

 

Цель практического занятия:

Расширение мировоззрение студентов в области PR-менеджмента.

Студент должен уметь:

·      проводить поиск информации для раскрытия содержания вопроса: ознакомление с законодательством РФ в области политики;

·      получение навыков работы с информационно-справочными программами;

·      расширять свое мировоззрение путем изучения процессов или фактов в системе общественных отношений;

·      качественно выполнять задания: правовом поле политической сферы, знать свои права гражданина РФ;

·      представлять логическую цепь аргументов;

·      определять причинно-следственные процессы для аргументирования своей точки зрения.

 

Указания к выполнению практической работы:

1.      Ознакомьтесь с таблицей «Критерии оценки выполнения практической работы». Обратите внимание на бальную шкалу оценки результатов интеллектуальной деятельности студентов. Выберите задания практической работы и выполните их.

2.      Прочитайте текст, предложенный для рассмотрения в аудитории по теме практической работы:

·         в учебнике «Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного профилей» Важенин А.Г. §6.1.-6.7 (стр.260-315);

·         дополнительная информация и тематический словарь;

·         интернет-ресурсы.

3.      Обобщив полученные знания по пройденному материалу, ответьте на вопросы, записав их в тетрадь или оформив отчет в электронном виде:

1.1.  Дайте характеристику понятиям «власть», «государство», «суверенитет», «PR-менеджмент», «PR-технологии». Опишите виды власти. Сформулируйте вывод.

1.2.  Политическая система общества. Объясните содержание теорий, исходящих из сущности государства.

Заполните таблицу № 1 «Теории сущности государства». Сформулируйте вывод.

№ п/п

Теории сущности государства

Характеристика

1.       

См. доп. информацию

 

3.3. Дайте характеристику понятиям «менеджмент», «выборы», «избиратели», «политика», «маркетинг», «PR-менеджмент», «PR-технологии». Разработайте организационную структуру PR-менеджмента в политике. Сформулируйте вывод.

3.4. Выполните структурно-логическую сетку по практической работе №9 на 20 вопросов (по горизонтали и вертикали). Сформулируйте вывод.

3.5. В чем состоит влияние политических партий в системе общественных отношений. Заполните таблицу № 2 «Характеристика политических партий России». Сформулируйте вывод.

№ п/п

Политические партии России

Характеристика идеологических воззрений партий

1.       

См. доп. информацию

 

3.6. Составьте модель внешней среды PR-менеджмента в политике конкретного представителя партии России в предвыборной компании. Сформулируйте вывод

3.7. В чем заключается харизма лидера партии? (рассмотрите на примере). Сформулируйте вывод.

Критерии оценки практической работы:

Задания

Баллы

Примечание

Задание 3.1. Дайте характеристику понятиям «власть», «государство», «суверенитет», «PR-менеджмент», «PR-технологии». Опишите виды власти

20

 

+5   баллов при социально-правовом уровне выполнения, выделении основных аспектов вопросов, определение проблемных зон вопросов

 

+5 баллов – вывод представлен в виде логической цепи, содержит причинно-следственные факты, аргументы, обоснован артефактами.

 

Задание 3.2. Таблица№1 «Теории сущности государства»

40

Задание 3.5. Таблица №2 «Характеристика политических партий России»

50

Задание 3.3. Дайте характеристику понятиям «менеджмент», «выборы», «избиратели», «политика», «маркетинг», «PR-менеджмент», «PR-технологии». Разработайте организационную структуру PR-менеджмента в политике

50

Задание 3.6. Составьте модель внешней среды PR-менеджмента в политике конкретного представителя партии России в предвыборной компании

50

Задание 3.7. В чем заключается харизма лидера партии? (рассмотрите на примере)

40

Задание 3.4. Структурно-логическая сетка. Оформление по шаблону.

80

+ 10-20 баллов - оформление структурно-логической сетки в соответствии с правилами оформления, использование учебной литературы и дополнительных интернет-ресурсов

 

 


 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

«ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Цель практического занятия:

Определение гражданской позиции в отношении реформирования образования в РФ.

Студент должен уметь:

·      проводить поиск информации для раскрытия содержания вопроса: изучение законодательства РФ;

·      получение навыков работы с информационно-справочными программами;

·      расширять свое мировоззрение путем изучения процессов или фактов в системе общественных отношений;

·      качественно выполнять задания: определением правового поля;

·      представлять логическую цепь аргументов;

·      определять причинно-следственные процессы для аргументирования своей точки зрения.

 

Указания к выполнению практической работы:

1.      Ознакомьтесь с таблицей «Критерии оценки выполнения практической работы». Обратите внимание на бальную шкалу оценки результатов интеллектуальной деятельности студентов. Выберите задания практической работы и выполните их.

2.      Прочитайте текст, предложенный для рассмотрения в аудитории по теме практической работы:

·         в учебнике «Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного профилей» Важенин А.Г. §3.6. (стр.163-171);

·         дополнительная информация и тематический словарь;

·         интернет-ресурсы.

3.      Обобщив полученные знания по пройденному материалу, ответьте на вопросы, записав их в тетрадь или оформив отчет в электронном виде:

3.1. Почему образование выступает одним из важнейших институтов общества? Опишите этапы исторического развития образования:

·         Первобытный человек.

·         Древние цивилизации.

·         Эпоха средневековья.

·         Реформация Европы в XVII веке.

·         Образовательные реформы в России в XVIII и Х1Х веках.

·         Советская система образования.

·         Современные требования к образованию в ХХ1 веке на международном уровне.

3.2. Заполните таблицу № 1 «Взаимосвязь образования и воспитания». Сформулируйте вывод.

№ п/п

Уровни образования человека

Методы воспитания

Формы обучения

Правовые аспекты

1.       

Семья

 

 

 

2.       

Детский сад

 

 

 

3.       

Дополнительное образование

 

 

 

4.       

Начальная образовательная школа

 

 

 

5.       

Средняя образовательная школа

 

 

 

6.       

Техникум

 

 

 

7.       

ВУЗ

 

 

 

8.       

Повышение квалификации

 

 

 

9.       

Послевузовское образование

 

 

 

10.   

Самообразование

 

 

 

3.3. Дайте краткую характеристику субъектам образовательного процесса: государство, детский сад, школа, техникум, ВУЗ, система дополнительного образования. Заполните таблицу№2 «Лицензионная деятельность субъектов образовательного процесса». Сформулируйте вывод.

№ п/п

Субъекты образовательной деятельности:

- госуд. деятельность;

- коммерч. деятельность

Основания для ведения субъектом образовательной деятельности

Условия аккредитации субъектов образовательной деятельности

1.       

Детский сад

 

 

2.       

Дополнительное образование

 

 

3.       

Школа (лицей, гимназия)

 

 

4.       

Техникум (колледж)

 

 

5.       

ВУЗ

 

 

6.       

Курсы повышения квалификации

 

 

3.4. Дайте характеристику технологиям учебного процесса: традиционная система обучения, дистанционное обучение, модульное обучение, самостоятельная работа. Сформулируйте вывод.

1.5    В каком возрасте начинает формироваться мировоззрение человека? Как мировоззрение человека зависит от уровня его образования.

Заполните таблицу №3 «Структура мировоззрения личности». Сформулируйте вывод.

№ п/п

Компоненты мировоззрения

Структура мировоззрения человека

Личностный уровень развития мировоззрения студента в отрасли правовой культуры

1.       

Мироощущение, мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения)

 

 

2.       

Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на уровне рационально-теоретического уровня представлено научными идеями)

 

 

3.       

Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания)

 

 

3.6. Выполните структурно-логическую сетку по практической работе №6 на 20 вопросов (по горизонтали и вертикали). Сформулируйте вывод.

3.7. Заполните таблицу №4 «Структура ФЗ об образовании в России» (новый закон, который вступил в юридическую силу в сентябре 2013 года). Сформулируйте вывод.

№ п/п

Разделы ФЗ

Краткая характеристика разделов ФЗ

Личностный уровень сознания и ответственности студента

1.       

См. ФЗ

 

 

И так далее все разделы ФЗ

 

Критерии оценки практической работы:

Задания

Баллы

Примечание

Задание 3.1. Почему образование выступает одним из важнейших институтов общества? Опишите этапы исторического развития образования

50

+5   баллов при научном уровне выполнения, выделение основных аспектов вопросов, определение проблемных зон вопросов

+5 баллов – вывод представлен в виде логической цепи, содержит причинно-следственные факты, аргументы, обоснован артефактами.

Задание 3.2. Таблица№1 «Взаимосвязь образования и воспитания»

30

Задание 3.3. Таблица №2 «Лицензионная деятельность субъектов образовательного процесса»

20

Задание 3.5. Таблица №3 «Структура мировоззрения личности»

30

Задание 3.4. Дайте характеристику технологиям учебного процесса: традиционная система обучения, дистанционное обучение, модульное обучение, самостоятельная работа.

80

Использование учебной литературы и дополнительных интернет-ресурсов

+ 5 баллов за каждый термин. Выполнение на социальном и научном уровне, выделение основных аспектов вопроса, определение актуальных зон вопроса.

Задание 3.6. Структурно-логическая сетка. Оформление по шаблону.

80

+ 10-20 баллов - оформление структурно-логической сетки в соответствии с правилами оформления, использование учебной литературы и дополнительных интернет-ресурсов

Задание 3.7. Таблица № 4 «Структура ФЗ об образовании в России» (имеется ввиду новый закон, который вошел в юридическую силу в сентябре 2013 года)

50

 

 

 

 

 


 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Основные источники (печатные издания)

  1. Важенин А.Г. учебник для студентов. 2019г.
  2. Боголюбов Л.Н. учебник для студентов. 2018.

 

Дополнительные источники:

1.      Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11 ФКЗ) //.

2.      Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (с изм., внесенными Федеральным законом от 06.03.2019г. № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ. (с изм., внесенными Федеральным законом от 18.03.2019г. № 34 - ФЗ).
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. (с изм., внесенными Федеральным законом от 23.04.2018г. № 99-ФЗ).
  3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195. (с изм., внесенными Федеральным законом от 04.11.2019).
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ. (с изм., внесенными Федеральным законом от 13.08.2019г.).
  5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральным законом от 16.10.2019г. № 336 - ФЗ).
  6.  Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм., внесенными Федеральным законом от 26.07.2019г.).
  7.  Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ. (с изм., внесенными Федеральным законом от 26.07.2019г. № 236 ФЗ).

 

Электронные пособия:

1. Обществознание 10-11 класс. Мультимедийное учебное пособие. - В., 2017

(ФГОС. Планирование учебной деятельности. Рабочие программы. Системы уроков).

2.Обществознание 8-11 класс. Мультимедийное учебное пособие.  2016г.

3.Электронные курсы. История, обществознание, право - Волгоград, 2016г.

4. Консультант Плюс. Мультимедийное учебное пособие. 2017г.