Министерство образования, науки и молодежной политики
Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Перечень лабораторных работ и практических занятий
№ |
Тема |
Количество часов |
Формируемые результаты обучения |
1. |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 «PR-МЕНЕДЖМЕНТ В ПОЛИТИКЕ»
|
2 |
П1, П2, П3, П4, МП1, МП3, МП4, МП6, OK1, OK2, OK3, ОК6, ОК 9 |
2 |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2 «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» |
2 |
|
|
Итого |
4 |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Согласно технологии модульного обучения, концепция методологии образовательного процесса преподавателя рассматривает организацию самостоятельной деятельности студентов как ведущую. Деятельность определяется активным взаимодействием студента с окружающей действительностью, в ходе которого он выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект. Практические работы в данном материале разработаны в соответствии с требованиями рабочей программы учебной дисциплины «Обществознание».
Цель:
Определение ценностной и целевой ориентации студентов посредством формирования у них целостного представления о теориях, идеях и концепциях науки об обществе и социализации ответственной личности.
Задачи:
1. Помочь овладеть студентам умением получать и осмысливать социальную информацию способами познавательной, коммуникативной, практической деятельности.
2. Развивать духовно-нравственную, политическую и правовую культуру, гражданскую ответственность и демократические ценности, закрепленные в Конституции Российской Федерации.
3. Сформировать гражданско-правовую позицию студентов для адаптации в профессиональной деятельности и мотивации к познанию им окружающей действительности, самопознанию и самореализации.
4. Мотивировать сознательное отношение к труду, интереса к экономическому и хозяйственному мировоззрению путем выработки у студентов приемов и навыков самостоятельной деятельности и аналитического мышления.
5. Мотивировать у студентов способность занимать в обучении активную позицию.
6. Сформировать у студентов сознание своих потенциальных возможностей.
Практические работы содержат открытые вопросы, структурно-логические схемы, логические сетки, ситуации и таблицы. С учетом социально-психологических особенностей студентов и концепцией методологии образовательного процесса преподаватель использует принцип вариативности выбора задания. Оценка результата деятельности студента при выполнении заданий определяется методом экспертной оценки, которая определена преподавателем в виде бальной шкалы.
Для выполнения практических работ студенты должны использовать учебники, нормативно-правовые акты и дополнительную информацию. При выполнении практической работы студенты должны внимательно ознакомиться с заданиями и бальной шкалой оценки заданий, которые определены в таблице «Критерии оценки заданий практической работы №__». На основании изученной информации студенты должны определить набор заданий, составить план своей работы и определить информационные источники.
Оценка индивидуальных образовательных достижений студентов производится в соответствии с универсальной шкалой и специально разработанными количественным критериями оценки по каждому заданию в практической работе. Качественная оценка практической работы студентов указывается в примечании: уровень выполнения практической работы (научный, социальный, философский), выделение основных аспектов вопросов, определение актуальных зон вопросов.
Основные принципы организации выполнения практической работы являются:
· активность, что определяет необходимость сотрудничества студентов и обмена информацией с преподавателем;
· индивидуализация обучения, что проявляется в учете преподавателем индивидуальных особенностей студентов при оценке выполненной практической работы;
· регламентация обучения, что обеспечивает необходимость выбора стратегии обучения и планирования организации самостоятельной работы студентов;
· научность, что определяет уровни решения для достижения поставленных задач на основе научных знаний;
· наглядность, что обеспечивает представление информации в доступном виде;
· учет трудоемкости, что дифференцирует уровень сложности и объема предложенных заданий в практической работе.
Практические работы, выполненные внеаудиторного занятия, обязательно оформляются в соответствии со стандартом: титульный лист, введение, основная часть, заключение, используемые информационные источники. Допускается выполнение практической работы в рабочей тетради при выполнении заданий в аудитории на практическом занятии, согласно календарно-тематическому плану.
ПРАКТИЧЕСКАЯ № 1
«PR-МЕНЕДЖМЕНТ В ПОЛИТИКЕ»
Цель практического занятия:
Расширение мировоззрение студентов в области PR-менеджмента.
Студент должен уметь:
· проводить поиск информации для раскрытия содержания вопроса: ознакомление с законодательством РФ в области политики;
· получение навыков работы с информационно-справочными программами;
· расширять свое мировоззрение путем изучения процессов или фактов в системе общественных отношений;
· качественно выполнять задания: правовом поле политической сферы, знать свои права гражданина РФ;
· представлять логическую цепь аргументов;
· определять причинно-следственные процессы для аргументирования своей точки зрения.
Указания к выполнению практической работы:
1. Ознакомьтесь с таблицей «Критерии оценки выполнения практической работы». Обратите внимание на бальную шкалу оценки результатов интеллектуальной деятельности студентов. Выберите задания практической работы и выполните их.
2. Прочитайте текст, предложенный для рассмотрения в аудитории по теме практической работы:
· в учебнике «Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного профилей» Важенин А.Г. §6.1.-6.7 (стр.260-315);
· дополнительная информация и тематический словарь;
· интернет-ресурсы.
3. Обобщив полученные знания по пройденному материалу, ответьте на вопросы, записав их в тетрадь или оформив отчет в электронном виде:
1.1. Дайте характеристику понятиям «власть», «государство», «суверенитет», «PR-менеджмент», «PR-технологии». Опишите виды власти. Сформулируйте вывод.
1.2. Политическая система общества. Объясните содержание теорий, исходящих из сущности государства.
Заполните таблицу № 1 «Теории сущности государства». Сформулируйте вывод.
№ п/п |
Теории сущности государства |
Характеристика |
1. |
См. доп. информацию |
|
3.3. Дайте характеристику понятиям «менеджмент», «выборы», «избиратели», «политика», «маркетинг», «PR-менеджмент», «PR-технологии». Разработайте организационную структуру PR-менеджмента в политике. Сформулируйте вывод.
3.4. Выполните структурно-логическую сетку по практической работе №9 на 20 вопросов (по горизонтали и вертикали). Сформулируйте вывод.
3.5. В чем состоит влияние политических партий в системе общественных отношений. Заполните таблицу № 2 «Характеристика политических партий России». Сформулируйте вывод.
№ п/п |
Политические партии России |
Характеристика идеологических воззрений партий |
1. |
См. доп. информацию |
|
3.6. Составьте модель внешней среды PR-менеджмента в политике конкретного представителя партии России в предвыборной компании. Сформулируйте вывод
3.7. В чем заключается харизма лидера партии? (рассмотрите на примере). Сформулируйте вывод.
Критерии оценки практической работы:
Задания |
Баллы |
Примечание |
Задание 3.1. Дайте характеристику понятиям «власть», «государство», «суверенитет», «PR-менеджмент», «PR-технологии». Опишите виды власти |
20 |
+5 баллов при социально-правовом уровне выполнения, выделении основных аспектов вопросов, определение проблемных зон вопросов
+5 баллов – вывод представлен в виде логической цепи, содержит причинно-следственные факты, аргументы, обоснован артефактами.
|
Задание 3.2. Таблица№1 «Теории сущности государства» |
40 |
|
Задание 3.5. Таблица №2 «Характеристика политических партий России» |
50 |
|
Задание 3.3. Дайте характеристику понятиям «менеджмент», «выборы», «избиратели», «политика», «маркетинг», «PR-менеджмент», «PR-технологии». Разработайте организационную структуру PR-менеджмента в политике |
50 |
|
Задание 3.6. Составьте модель внешней среды PR-менеджмента в политике конкретного представителя партии России в предвыборной компании |
50 |
|
Задание 3.7. В чем заключается харизма лидера партии? (рассмотрите на примере) |
40 |
|
Задание 3.4. Структурно-логическая сетка. Оформление по шаблону. |
80 |
+ 10-20 баллов - оформление структурно-логической сетки в соответствии с правилами оформления, использование учебной литературы и дополнительных интернет-ресурсов |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6
«ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
Цель практического занятия:
Определение гражданской позиции в отношении реформирования образования в РФ.
Студент должен уметь:
· проводить поиск информации для раскрытия содержания вопроса: изучение законодательства РФ;
· получение навыков работы с информационно-справочными программами;
· расширять свое мировоззрение путем изучения процессов или фактов в системе общественных отношений;
· качественно выполнять задания: определением правового поля;
· представлять логическую цепь аргументов;
· определять причинно-следственные процессы для аргументирования своей точки зрения.
Указания к выполнению практической работы:
1. Ознакомьтесь с таблицей «Критерии оценки выполнения практической работы». Обратите внимание на бальную шкалу оценки результатов интеллектуальной деятельности студентов. Выберите задания практической работы и выполните их.
2. Прочитайте текст, предложенный для рассмотрения в аудитории по теме практической работы:
· в учебнике «Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного профилей» Важенин А.Г. §3.6. (стр.163-171);
· дополнительная информация и тематический словарь;
· интернет-ресурсы.
3. Обобщив полученные знания по пройденному материалу, ответьте на вопросы, записав их в тетрадь или оформив отчет в электронном виде:
3.1. Почему образование выступает одним из важнейших институтов общества? Опишите этапы исторического развития образования:
· Первобытный человек.
· Древние цивилизации.
· Эпоха средневековья.
· Реформация Европы в XVII веке.
· Образовательные реформы в России в XVIII и Х1Х веках.
· Советская система образования.
· Современные требования к образованию в ХХ1 веке на международном уровне.
3.2. Заполните таблицу № 1 «Взаимосвязь образования и воспитания». Сформулируйте вывод.
№ п/п |
Уровни образования человека |
Методы воспитания |
Формы обучения |
Правовые аспекты |
1. |
Семья |
|
|
|
2. |
Детский сад |
|
|
|
3. |
Дополнительное образование |
|
|
|
4. |
Начальная образовательная школа |
|
|
|
5. |
Средняя образовательная школа |
|
|
|
6. |
Техникум |
|
|
|
7. |
ВУЗ |
|
|
|
8. |
Повышение квалификации |
|
|
|
9. |
Послевузовское образование |
|
|
|
10. |
Самообразование |
|
|
|
3.3. Дайте краткую характеристику субъектам образовательного процесса: государство, детский сад, школа, техникум, ВУЗ, система дополнительного образования. Заполните таблицу№2 «Лицензионная деятельность субъектов образовательного процесса». Сформулируйте вывод.
№ п/п |
Субъекты образовательной деятельности: - госуд. деятельность; - коммерч. деятельность |
Основания для ведения субъектом образовательной деятельности |
Условия аккредитации субъектов образовательной деятельности |
1. |
Детский сад |
|
|
2. |
Дополнительное образование |
|
|
3. |
Школа (лицей, гимназия) |
|
|
4. |
Техникум (колледж) |
|
|
5. |
ВУЗ |
|
|
6. |
Курсы повышения квалификации |
|
|
3.4. Дайте характеристику технологиям учебного процесса: традиционная система обучения, дистанционное обучение, модульное обучение, самостоятельная работа. Сформулируйте вывод.
1.5 В каком возрасте начинает формироваться мировоззрение человека? Как мировоззрение человека зависит от уровня его образования.
Заполните таблицу №3 «Структура мировоззрения личности». Сформулируйте вывод.
№ п/п |
Компоненты мировоззрения |
Структура мировоззрения человека |
Личностный уровень развития мировоззрения студента в отрасли правовой культуры |
1. |
Мироощущение, мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения) |
|
|
2. |
Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на уровне рационально-теоретического уровня представлено научными идеями) |
|
|
3. |
Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания) |
|
|
3.6. Выполните структурно-логическую сетку по практической работе №6 на 20 вопросов (по горизонтали и вертикали). Сформулируйте вывод.
3.7. Заполните таблицу №4 «Структура ФЗ об образовании в России» (новый закон, который вступил в юридическую силу в сентябре 2013 года). Сформулируйте вывод.
№ п/п |
Разделы ФЗ |
Краткая характеристика разделов ФЗ |
Личностный уровень сознания и ответственности студента |
1. |
См. ФЗ |
|
|
И так далее все разделы ФЗ |
Критерии оценки практической работы:
Задания |
Баллы |
Примечание |
Задание 3.1. Почему образование выступает одним из важнейших институтов общества? Опишите этапы исторического развития образования |
50 |
+5 баллов при научном уровне выполнения, выделение основных аспектов вопросов, определение проблемных зон вопросов +5 баллов – вывод представлен в виде логической цепи, содержит причинно-следственные факты, аргументы, обоснован артефактами. |
Задание 3.2. Таблица№1 «Взаимосвязь образования и воспитания» |
30 |
|
Задание 3.3. Таблица №2 «Лицензионная деятельность субъектов образовательного процесса» |
20 |
|
Задание 3.5. Таблица №3 «Структура мировоззрения личности» |
30 |
|
Задание 3.4. Дайте характеристику технологиям учебного процесса: традиционная система обучения, дистанционное обучение, модульное обучение, самостоятельная работа. |
80 |
Использование учебной литературы и дополнительных интернет-ресурсов + 5 баллов за каждый термин. Выполнение на социальном и научном уровне, выделение основных аспектов вопроса, определение актуальных зон вопроса. |
Задание 3.6. Структурно-логическая сетка. Оформление по шаблону. |
80 |
+ 10-20 баллов - оформление структурно-логической сетки в соответствии с правилами оформления, использование учебной литературы и дополнительных интернет-ресурсов |
Задание 3.7. Таблица № 4 «Структура ФЗ об образовании в России» (имеется ввиду новый закон, который вошел в юридическую силу в сентябре 2013 года) |
50 |
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основные источники (печатные издания)
Дополнительные источники:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11 ФКЗ) //.
2. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (с изм., внесенными Федеральным законом от 06.03.2019г. № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
Электронные пособия:
1. Обществознание 10-11 класс. Мультимедийное учебное пособие. - В., 2017
(ФГОС. Планирование учебной деятельности. Рабочие программы. Системы уроков).
2.Обществознание 8-11 класс. Мультимедийное учебное пособие. 2016г.
3.Электронные курсы. История, обществознание, право - Волгоград, 2016г.
4. Консультант Плюс. Мультимедийное учебное пособие. 2017г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.