№ п/п Раздел урока (Учебное время 45 мин.) Деление урока по времени (мин.) Учебная цель Примечания
1 Организационная часть 3 Подготовка к учебной деятельности Разминка проводится по отработанной схеме
2 Основная часть 22 Изучение нового материала
3 Инструктаж на рабочем месте 3 Соблюдение требований охраны труда. Ознакомление с заданием
4 Самостоятельная работа 10 Закрепление нового материала Работа в группах по 2-4 человека
5 Подведение итогов 5 Диагностика усвоения Проверка учебных карт
6 Заключительная часть 2 Комментарий к домашнему заданию
Лабораторнопрактическая работа
"Строгание древесины" в 5м классе
Структура занятия
№
п/п
Раздел урока
(Учебное время 45
мин.)
Деление
урока по
времени
(мин.)
Учебная цель
Примечания
1 Организационная
часть
2 Основная часть
3 Инструктаж на
рабочем месте
4 Самостоятельная
работа
5 Подведение итогов
6
Заключительная часть
3
22
3
10
5
2
Подготовка к учебной
деятельности
Разминка
проводится по
отработанной схеме
Изучение нового
материала
Соблюдение требований
охраны труда.
Ознакомление с заданием
Закрепление нового
материала
Работа в группах по
24 человека
Диагностика усвоения
Проверка учебных
карт
Комментарий к
домашнему заданию
Ход урока
1. Организационная часть (3 минуты).
Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию, сообщение темы, цели и задачи урока.
Разминка для развития координации и мелкой моторики рук.
2. Основная часть.
Изучение нового материала (15 минут).
Вопросы для обсуждения:
1. История возникновения инструментов, в которых используется процесс резания.
Чем отличается раскалывание от резания?
При каких условиях возможно механическое резание других материалов?
Как выглядел первый струг (скобель)?
Какую столярную обработку невозможно выполнить скобелем?
(Прямолинейное плоскостное строгание.)
Возможно ли достижение высокого качества обработки поверхностей этими
инструментами?
Какое изобретение позволило создать современный рубанок?
(Рубанок для плоского строгания.)
– Что говорят названия его элементов конструкции?Рис. 1
Рис.2
Рис. 3
Ассоциативное рисование: леток (пчелы), щечки (лицо), рожки (козел), затылок
(подзатыльник), постель (кровать), подошва (обувь).
Рассмотрим устройство одинарного рубанка с деревянной колодкой (рис.1,2,3.)
Различают три вида строгания древесины в зависимости от направления волокон: вдоль
волокон, поперек волокон и перпендикулярно волокнам (торцевание). Древесину строгают
ручным инструментом, электрифицированным инструментом и на строгальных станкам.
Главнейшее требование, предъявляемое к строганию, — это чистота. Однако при
применении различных инструментов чистота строгания обеспечивается неодинаково. По
качеству строгание бывает грубое, среднее и чистое.
Инструменты, применяемые при строгании, называются стругами или рубанками.
Работа с иллюстративными картами.
Как отделить клин, железку и колодку рубанка друг от друга? (инструкционная
карта №1 – приложение 1)
Разборку рубанка необходимо проводить над верстаком.
Почему? (Меры предосторожности).
Почему нельзя проверять остроту лезвия железки, рукой?
Сборка и наладка рубанка (инструкционная карта №1)Заполните в своей рабочей тетради пропуски в ячейках таблицы, используя приложение 2.
Характеристики инструментов для плоского строгания
1
Шерхебель
Рубанок:
одинарный
рубанок
двойной
Тщательная зачистка
мест задиров волокон и торцов
Гладкое строгание,
Прифуговка деталей
средних размеров
Фуганок
Отметим основные этапы плоского строгания заготовки:
Настройка, проверка готовности инструмента к работе.
Ознакомление с заданием.
Нанесение разметки на заготовку.
Установка и закрепление заготовки.
Строгание (инструкционная карта № 2 – приложение 3).
Контроль качества строгания поверхности (инструкционная карта №3 – приложение
4).
Уборка рабочего места.3. Инструктаж на рабочем месте. 3 мин.
Расположение рабочих инструментов на верстаке.
Требование охраны труда при строгании древесины
4. Самостоятельная работа
Ознакомление с содержанием учебной карты.
№
задания
Наименование операции
Результат измерений
1
2
3
4
5
6
Определите форму заготовки
Измерьте параметры заготовки
____ х ____ х ____
длина ширина высота(мм)
Определите пороки заготовки
строения
механические
Зарисуйте форму лезвия железки
шерхебеля
одинарного
рубанка
Проведите черновое строгание и укажите изменение
размеров
пласти
высота
Выполните чистовое строгание, запишите
используемые инструменты строгания,
кромки
ширина
пласти
кромкиторца
7
8
На заготовке укажите карандашом возможные
направления строгания
проведите контроль качества строгания
(Инструкционная карта №3)
5. Подведение итогов.
Проверка учебных карт.
Выставление оценок.
6. Запись и комментарий к домашнему заданию
Подготовить доклад: «Петр Великий – столяр и плотник» (по выбору).