Легенда
Цели: познакомить с жанром легенда; учить видеть главное в легенде; показать, какую роль занимает легенда в народной культуре; воспитывать любовь к чтению – «ни дня без чтения».
Ход занятия
Проверка домашнего задания.
– Чем отличается предание от легенды?
Учитель. Легенды, вы правильно отметили, во многом схожи с преданиями. А в чем их различие? В легендах наряду с людьми и животными действуют Бог и святые, ангелы и бесы. Если предание обращено в прошлое, и порой вполне конкретное, то в легенде время действия не оговаривается. Это или священное время – когда Бог творил мир, когда Христос ходил по земле, или речь идет о событиях, которые могли происходить когда угодно.
Портреты некоторых исторических лиц, фигурирующих в преданиях, особенно относящихся к глубокой древности, порой воспринимаются нами в значительной степени как художественные образы. Вспомните княгиню Ольгу или Святослава Игоревича, Мстислава Тмутараканского или юношу Кожемяку, Рогнеду Полоцкую и ряд других героев преданий, попавших в «Повесть временных лет».
Все происходящее в легендах описывается и оценивается с точки зрения соответствия христианским нормам жизни – как их понимает народная традиция. Эти представления иногда сильно расходятся с теми, которые приняты церковью. В событиях, изображаемых в легендах, много невероятного. Но понятие «правдо-подобно» к ним применимо. Ведь для потустороннего мира чудо – это норма. Если сверхъестественные герои легенд и принимают вид человека, то только для того, чтобы поначалу оказаться неузнанными.
Легенда играет в народной культуре очень важную роль. Она объясняет те законы, по которым существует мир и должен жить человек, учит правильному поведению, отношению к окружающим. Из легенд можно узнать, как следует поступать в определенной жизненной ситуации. Получить ответы на вопросы о самых разных явлениях окружающего мира. Например, почему человек не знает дня своей смерти; зачем нужно приглашать в дом странников и подавать милостыню, что такое молния; отчего у ласточки раздвоенный хвост; почему у осины дрожит лист, даже когда нет ветра.
Легенда доказывает участие божественной силы во всем происходящем. Поэтому у слушателей не возникает сомнения, что все идет как надо. Вот как, например, объясняется природа молнии и смерть человека от ее удара. Бог старается поразить своими огненными стрелами дьявола, а тот прячется за разными предметами. Если дьявол укроется за спиной человека, молния может попасть и в него – такой невинно пострадавший считается праведником. А вот почему рядом с малиной всегда растет крапива. Бог выделил каждому растению разных насекомых для охраны. Малине насекомых не хватило. Когда она обратилась за справедливостью, Бог дал ей в охранники крапиву.
В легендах Христос или святые часто спускаются на землю и неузнанные ходят по ней, награждая праведников и наказывая грешников. Как простые люди, иногда под видом нищих, они приходят в дом к богатому крестьянину, бедной вдове, встречают в поле пахаря и вступают с ними в беседу, а то и просят о чем-нибудь. Такие сюжеты строятся на контрасте между тем, что думает о неприметных странниках человек, и тем, кто они на самом деле. Не предполагая, что перед ними сам Христос с учеными-апостолами, богатый крестьянин прогоняет пришедших к нему нищих со двора, не пускает их на ночлег. А бедняк (или одинокая вдова) печет им из последней горсти муки хлеб, тоже не представляя, кто перед ним. Наказание или награда следует незамедлительно или обещаны в будущей жизни, в аду или раю. Часто легенды перекликаются со сказками, в которых работник из лени или веселья ради обманывает и осмеивает хозяина. Помните сказку, которая была переложена А. С. Пушкиным стихами, – «Сказка о попе и его работнике Балде»? Часто в сказках святые и сам Христос выступают работниками, нанимаясь к богатым собирать урожай. Жадный, назначив мизерную плату за работу, плохо кормит работника, и Христос (в роли работника) поджег колосья. Когда же испуганный хозяин заглянул в амбар, в ужасе увидел мешки, полные зерна. Прогнав работников, богач сам решил жать таким же способом, но, естественно, спалил все, что вырастил.
– Каково отличие легенды от сказки?
С п р а в к а д л я у ч и т е л я.
Отличие легенды от сказки еще и в том, что сказки рассказываются для веселья, для забавы. А легенды, несмотря на схожесть сюжетов, воспринимаются совершенно серьезно, как действительный случай, из которого следует сделать выводы, извлечь мораль.
– Откуда же появлялись сюжеты легенд?
Сюжеты легенд черпали не только из устной речи, но и в письменной культуре. Легли в основу легенд и некоторые библейские события, но обычно они переосмыслялись, додумывались в соответствии с законами жанра.
Например, про Илью-пророка в Библии говорится, что он был взят живым на небо и вознесся туда на огненной колеснице. По народным легендам, Илья-пророк дает о себе знать во время грозы. Он едет на своей колеснице по небу, пытаясь настичь дьявола и поразить его молнией. Грохот, издаваемый при этом, и есть гром. Библейский сюжет наслоился на языческие верования в бога-громодержца, мечущего огненные стрелы в своего противника.
Со времен появления письменности предания и легенды часто использовались, а иногда и сейчас используются в народе как достоверный источник исторических сведений. Особенно велика была роль устной традиции в Средневековье. На Руси древнерусская «Повесть временных лет» – первая русская летописная повесть, дошедшая до наших дней, содержит множество преданий.
Легендарные сюжеты нашли отражение не только в литературе, но и в иконописи. Самый распространенный тип иконы Святого Георгия – «Чудо Георгия о змие» – связан с легендой, а не с житием Святого Георгия. Изображение Святого Георгия на коне, пронзающем змея, было так популярно, что стало гербом Московской Руси, а затем и Москвы.
Рефлексивная деятельность.
– Что обозначает слово «легенда»?
– С каким жанром схожи легенды?
– С какой точки зрения описывается в легенде все происходящее?
– Какую роль играет легенда в народной жизни?
– Что можно узнать из легенд?
– Какие силы действуют в легенде?
– С каким жанром перекликается легенда?
– В чем заключается отличие легенды от сказки?
– Откуда черпали сюжеты легенд?
– Где особенно велика роль устной традиции легенд?
– К каким временам можно отнести первые записи народных преданий и легенд? Где нашли широкое распространение легендарные сюжеты?
– Какой самый распространенный тип иконы на Руси?
– Кто был изображен на гербе Московской Руси, а позднее и на гербе Москвы?
– А как вы думаете, современные события могут дойти до потомков в виде легенд? И какие?
Учитель делает вывод, подводит итог всему сказанному.
В о п р о с н а з а с ы п к у:
– Объясните, как вы понимаете литературоведческий термин – сказка .
С п р а в к а д л я у ч и т е л я.
Сказка – один из видов народной повествовательной литературы: произведение в прозе или – реже – в стихах, в котором идет речь о вымышленных событиях, иногда фантастического характера.
Народная сказка – одна из самых древних и распространенных форм устного творчества у всех народов, отражающая их воззрения, черты национального характера, классовые отношения, старинный быт. По своему содержанию народные сказки весьма разнообразны: богатырские, бытовые, сказки о животных.
Сказки бывают сатирические, юмористические, фантастические. Сказка преследует либо поучительные цели, либо « сказывается» для развлечения слушателей – взрослых и детей. В многочисленных сатирических сказках русский народ разоблачал царское самодержавие и крепостничество, изображая глупых и злобных царей, продажных чиновников, спесивых и жадных людей, людей-обманщиков и т. д. Наряду с этим некоторые из сказок, сложенные в народе под гнетом царского крепостнического строя, отражают искаженные воззрения, внушенные господствующим классом.
Литературные сказки писали многие русские и иностранные писатели, используя народные сказочные мотивы или создавая свои оригинальные сказки. Широко известны глубокие по содержанию и совершенные по форме сказки А. С. Пушкина, «Конек-Горбунок» П. П. Ершова, сатирические сказки М. Е. Салтыкова- Щедрина, политические сказки А. М. Горького.
Из иностранных сказочников известны датский писатель Г.-Х. Андерсен, немецкие писатели братья Гримм, Гауф, французский сказочник Ш. Перро – автор «Красной Шапочки» и другие.
Домашнее задание. Прочитайте «Аленушкины сказки» Д. Н. Мамина-Сибиряка.
Принесите сказки, которые вам нравятся, и подумайте, что вас особенно поразило, затронуло «струны вашей души», или вы из детства помните сказки, которые вам рассказывали ваши родные. Приготовьте одну-две сказки для пересказа в классе. Кто может, придумайте свою сказку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.