Лексические игры и упражнения для подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет).
Оценка 4.9

Лексические игры и упражнения для подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет).

Оценка 4.9
docx
13.01.2022
Лексические игры и упражнения  для подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет).
konstrukt_23_11_21.docx

Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности на производственной практике

ПП.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

Новиковой Елизаветы Артемовны

(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43 «А»)

Дата: 23.11.21.

ДОО: №9

Группа: подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).

Воспитатели: Шмидт Марина Александровна, Воинкова Ирина Валерьевна

Руководитель практики: Колмогорцева Вероника Дмитриевна

Методист: Сульженко Наталья Вячеславовна                                                                                                                              Оценка____________

Тема: Лексические игры и упражнения

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Вид НОД: развитие речи

Форма НОД: игра- путешествие («Путешествие на воздушном шаре»)

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Формы организации: индивидуальная, фронтальная.

Планируемый результат:

Дети проявляют бережное отношение к материалу;

Дети проявляют умение слушать, друг друга не перебивая;

Дети демонстрируют работу речедвигательного аппарата, проявляют слуховое восприятие, речевой слух;

Дети могут управлять органами артикуляции (движениями губ);

Дети проявляют умение различать звуки в словах;

Дети самостоятельно продолжают рассказ

Дети опираются на прочитанную часть рассказа

Дети подбирают рифмы, согласуют слова

У детей активизируется словарный запас. 

Дети проявляют словесно-логическое мышление;

Цель: Развитие связной речи у детей в процессе упражнений на звуковую культуру речи.

Задачи образовательной деятельности

Задачи с учётом особенностей воспитанников группы

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к материалу;

Воспитывать умение слушать, друг друга не перебивая.

Развивающие задачи:

Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух.

Развивать умения самостоятельно продолжать рассказ.

Упражнять в составлении рифм, в согласовании слов. Активизировать словарный запас.

Развивать словесно-логического мышления.

Обучающие задачи:

Учить управлять органами артикуляции (движениями губ);

Формировать умение различать звуки в словах

Учить детей опираться на прочитанную часть рассказа

 

Учить Сашу.П подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными; развивать у Саши.П умение понимать прямое и переносное значение слов.

Список использованных источников:

1.         Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

2.         ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

3.         В.В. Гербова Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г. с. 40-41

Принципы дошкольного образования (ФГОС): Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъема создание ситуации успеха.

Принципы обучения: принцип научности и доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип индивидуального подхода; принцип осознанности и активности, принцип обеспечения активной языковой практики, принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи; принцип толкования новых слов (запушило).

Методы и приёмы воспитания: Поощрение, беседа, чтение, поощрение, упражнения, эмоциональное стимулирование, игровая ситуация

Методы и приёмы обучения:

Словесные: чтение, беседа, художественное слово, выразительное чтение, объяснение, подсказ, отражённая речь, образец чтения, пример.

Наглядные: иллюстрация, демонстрация, показ.

Практические: игра, упражнение.

Оборудование: иллюстрация Незнайки, беспроводная колонка где записан аудиофайл голос Незнайки,

Предварительная работа: дидактическая игра «Скажи похоже»

Цель: учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.

Оборудование: платок.

Ход работы:

Мотивация:

- Ребята, к нам в гости пришёл Знайка, и хочет посоревноваться с вами. Ребята, хотите с ним посоревноваться?

Ход игры: Правило соревнования, я даю платок называя глагол, а потом отдаёте обратно этот платок называя синоним.

Воспитатель передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.

- Думать -. (размышлять),

открыть -. (отворить),

отыскать -. (найти),

зябнуть -. (мерзнуть),

поразить -. (удивить),

шалить -. (баловаться),

забавлять -. (развлекать),

прощать -. (извинять),

звать -. (приглашать),

реветь -. (плакать),

мчаться -. (нестись),

вертеться -. (крутиться),

опасаться -. (бояться),

бросать -. (кидать).

-Молодцы ребята!

Индивидуальная работа: дидактическая игра «Подбери подходящее слово»

Задачи: учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными; развивать умение понимать прямое и переносное значение слов.

Оборудование: иллюстрации к словам.

Мотивация:

- Саша, как ты думаешь, что находится в Цветочном городе? А хочешь в этом убедиться?

Ход игры:

Воспитатель Саше предлагает многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы. Воспитатель рассматривает с Сашой иллюстрации.

- Ручей мелкий, а речка. (глубокая).

- Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники. (крупные).

- Кашу варят густую, а суп. (жидкий).

- Лес иногда густой, но иногда. (редкий).

- После дождя земля сырая, а в солнечную погоду. (сухая).

- Покупаем картофель сырой, а едим. (вареный). Молодец, Саша!

 

Ход занятия:

Этапы деятельности

Методы и приёмы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1. Мотивационный

этап.

Задача: вызвать интерес

и смотивировать детей

на предстоящую

деятельность;

 

Эмоциональное стимулирование; беседа

Воспитатель предлагает детям пройти на ковёр и встать в круг.

- Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Незнайка, давайте с ним поздороваемся!

Дети здороваются с Незнайкой.

Воспитатель включает аудио фрагмент записан голос Незнайки.

- Здравствуйте, ребята, я к вам прилетел на воздушном шаре, и хотел вас позвать в путешествие.

Воспитатель спрашивает детей.

Ребята, вы хотите полетать на воздушном шаре вместе с Незнайкой?

 

 

 

Дети встают в круг, слушают воспитателя, отвечают на вопрос, принимают участие в имитационной игре

Дети смотивированы на предстоящую

деятельность.

Дети проявляют чувства и переживания

 

2. Речевая разминка (на дыхание) «Воздушный шар»

Задачи: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.

Показ, упражнение, беседа

Воспитатель мотивирует на упражнение.

- Ребята для того, чтобы всем место хватило для путешествия на воздушных шарах, нам нужно надуть воздушные шары.

Воспитатель даёт выбрать детям, какой звук произносить.

А какой мы с вами звук будем произносить «с» или «ш»?

Дети и воспитатель выполняют упражнение на речевое дыхание.

- Ребята, мы надули воздушные шары и теперь поднимаемся верх.

Дети выполняют упражнение на речевое дыхание.

Дети демонстрируют речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.

2.1 Речевая разминка (Артикуляционная гимнастика, дикция) Задача: Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух. учить управлять органами артикуляции (движениями губ);

объяснение, упражнение, вопросы

Воспитатель показывает пример, как надо выполнить артикуляционную гимнастику.

- Ребята вы видите внизу над нами видятся грибы, давайте представим, что грибы собираем. Для этого нужно присосать язык всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык должен быть весь прижат к небу, а не кончиком языка. Язык не отрывается от неба, когда открывается рот. Посмотрите, как это делаю я. Попробуйте тоже сделать «Грибочек».

Дети выполняют упражнение «Грибочек».

- Молодцы, ребята!

-Ребята, смотрите там на поляне бегут лошади. Давайте, представим, что на лошадях катаемся. Для этого нужно щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык. Посмотрите, как это делаю я. Попробуйте тоже сделать «Лошадка»

Дети выполняют упражнение «Лошадка»

- Молодцы, ребята!

- Ребята, а вы знаете песню про улыбку?

Для того, чтобы нам её спеть надо сделать упражнения «Улыбка-Хоботок», для этого удерживайте губы в улыбке. Зубы не видны. Теперь вытягиваем губы вперед длинной трубочкой.

- Молодцы, ребята!

Дети слушают и повторяют за воспитателем

Дети демонстрируют работу речедвигательного аппарата, проявляют слуховое восприятие, речевой слух,

Дети могут управлять органами артикуляции (движениями губ)

2.3 Речевая разминка (Фонетическое упражнение)

«Отгадай, кто это?»

Задача: учить соотносить звук с его источником.

Показ, упражнение, беседа

Воспитатель включает аудио фрагмент голоса Незнайки.

- Ребята, я знаю, интересные игры, хотите в них сыграть? Я буду называть слова, а вы будете называть, как они звучат. Всем понятны правила игры?

Воспитатель обращается каждому: комар звенит как: «зззз»,

ветер воет как: «ууу»,

жук жужжит как: «жжж»,

вода из крана льётся как: «ссс»

Дети называют звуки на произнесённые слова

Дети соотносят звук с его источником.

3. Словарная работа «Говори наоборот»

Задача: Развивать умение у детей подбирать антонимы.

Воспитывать бережное отношение к материалу

Показ, упражнение, беседа

Воспитатель включает аудио фрагмент голоса Незнайки.

- Вы так интересно озвучили слова, а сможете к словам найти противоположное значение?

Воспитатель кидает мяч ребенку, называет слово, а дети бросают мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый - грустный

быстрый - медленный

красивый - безобразный

пустой - полный

худой - толстый

умный - глупый

трудолюбивый - ленивый

тяжелый - легкий

трусливый - храбрый

твердый - мягкий

светлый - темный

длинный - короткий

высокий - низкий

острый - тупой

горячий - холодный

больной - здоровый

широкий - узкий

Дети слушают воспитателя и называют антонимы

Дети проявляют умение подбирать антонимы.

4. Физминутка.

Задача: снять нервное и

мышечное напряжение,

тренировка речевого

аппарата.

Показ, художественное слово, поощрения

Воспитатель перед началом физминутки педагог уточняет: как передвигаются и какие песенки поют названные животные.

- Ребята посмотрите, мы пролетаем зоопарк в Цветочном городе, там  животные заболели и теперь не знают как передвигаться и песни петь давайте им поможем. Для этого мы приземляемся в Цветочный город.

Мишки идут вразвалочку,

Громко кричат: - М-м-м-м-ы.

Дети идут, качаясь из стороны в сторону; ноги поставлены широко.

Мышки ходят на носках,

Тихонечко пищат: - Пи-пи-пи.

Дети идут на носках, согнутые в локтях руки перед грудью.

Маленькие мошки быстро летят,

Тоненько звенят: -И-и-и-и.

Легкий бег, руки в стороны.

 

 

Дети слушают, повторяют за воспитателем слова и движения

Дети сняли нервное и мышечное напряжение, потренировали речевой аппарат.

5. Упражнение «Путаница»

Задача:

формировать умение различать звуки в словах.

Развивать словесно-логического мышления.

Воспитывать умение слушать, друг друга не перебивая.

Игра Беседа Объяснение

- Ребята, вы слышите в хоре жители Цветочного города поют наоборот. Давайте поможем им спеть. Спешат грачи, летят врачи. Какая буква изменила слово грачи? (Буква В.)

Стояли бочки, за бочками дочки».

Педагог произносит следующие пары слов: Строят дом – Плывёт сом, Какая буква изменила слово дом?

 Ползёт жук – Садят лук, Какая буква изменила слово жук?

Растёт мак – На ногтях лак. Какая буква изменила слово мак?

Дети слушают воспитателя. Дети различают звуки в словах и называют, что изменилось в слове.

Дети проявляют умение различать звуки в словах;

Дети проявляют словесно-логическое мышление;

Дети проявляют умение слушать, друг друга не перебивая.

 

 

6. Продолжи рассказ

Задачи:

Развивать умения самостоятельно продолжать рассказ.

Учить детей опираться на прочитанную часть рассказа

Воспитывать умение слушать, друг друга не перебивая.

Игра Беседа Объяснение, художественное слово.

- Ребята в библиотеке Цветочного года проводится конкурс «Кто лучше продолжит рассказ». Для этого надо послушать рассказ и придумать продолжение в местах где я буду останавливаться.

Воспитатель предлагает детям послушать рассказ и пофантазировать: «В одном сказочном городке на всех домах были написаны имена животных: Белка, Еж, Енот… Однажды в городе построили новый красивый дом, на котором вскоре появилась надпись: „Кот“.

 

Бежали в школу мышата. Увидели они табличку и прочитали: „Кот“. Можете представить себе их поведение, передать их разговоры? (Например: «Какой ужас! Теперь нам придется ходить в школу другой дорогой. Дом очень богатый. Должно быть, у этого кота и слуги есть» и т. п.)

 

Шагала по делам кошечка. Можете описать ее? А что киса промяукала, увидев надпись „Кот“?

 

Следом бежала собака. Как думаете, какой породы она была? Увидев вывеску „Кот“, собака разозлилась…

 

А маленькая девочка, которая гуляла по соседству, читать не умела. Но зато она увидела, как из дома вышел кот и сел на ступеньку крыльца. Девочка тотчас оказалась рядом и заговорила с ним. Как думаете, о чем?»

Дети слушают воспитателя. Дети слушают рассказ педагога и продолжают его в местах, где воспитатель делает паузу.

Дети продолжают самостоятельно продолжать рассказ.

Дети опираются на прочитанную часть рассказа.

Дети проявляют умение слушать, друг друга не перебивая.

7. «Повтори рифму»

Задачи:

упражнять в составлении рифм, в согласовании слов. Активизировать словарный

запас.

Игра

Беседа Объяснение

- Ребята, мы с вами выиграли первое место и за это нам дарят книгу Н. Матвеевой и советуют прочитать нам с вами «Путаница». Ребята вы хотите его послушать?  

Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения Н. Матвеевой «Путаница»:

Раз, два, три, четыре, пять, Начинаю повторять: В печке выпечен

Бутон, А в петлицу вдет Батон, По траве ползет Бидон, Молоко течет в Бетон, А на стройке есть Питон…

- Ребята я сейчас прочту второй раз стихотворение, и буду делать паузы вам надо вспомнить какое слово  находится.

Педагог повторяет стихотворение, а дети договаривают слова бутон, батон, бидон, бетон, питон.

Дети рифмуют слова по смыслу стихотворения Н. Матвеевой «Путаница».

Дети подбирают рифмы в согласованных словах

У детей активизируется словарный запас

8. Подведение итогов

Задача: 

формировать у детей умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод

Беседа

Поощрение

- Ребята, путешествие подошло концу нам пора возвращаться в детский сад. Ребята вам понравилось путешествие на воздушных шарах?

- Ребята с кем мы сегодня путешествовали? Кому помогали? Что делали в библиотеке? Какое стихотворение мы прочитали?

 

Дети отвечают на вопросы воспитателя, подводят итог занятия.

Дети проявляют умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод

9. Открытость

Задача:

сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах

Беседа

Поощрение

- Ребята, мы с вами сегодня совершили путешествие вместе с Незнайкой предлагаю вам, нарисовать свои впечатления от путешествия!

Дети слушают воспитателя.

Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах

 


 

Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности на производственной практике

Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности на производственной практике

Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к материалу;

Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к материалу;

Цель: учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным

Цель: учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным

Кашу варят густую, а суп. (жидкий)

Кашу варят густую, а суп. (жидкий)

Ребята, мы надули воздушные шары и теперь поднимаемся верх

Ребята, мы надули воздушные шары и теперь поднимаемся верх

Отгадай, кто это?» Задача: учить соотносить звук с его источником

Отгадай, кто это?» Задача: учить соотносить звук с его источником

Задача: снять нервное и мышечное напряжение, тренировка речевого аппарата

Задача: снять нервное и мышечное напряжение, тренировка речевого аппарата

Продолжи рассказ Задачи: Развивать умения самостоятельно продолжать рассказ

Продолжи рассказ Задачи: Развивать умения самостоятельно продолжать рассказ

Активизировать словарный запас

Активизировать словарный запас
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2022