«Лексические и фразеологические ошибки и их исправление».
Оценка 4.8
Разработки уроков
pptx
русский язык
8 кл
05.11.2018
Причиной неточного словоупотребления является.
-незнание точного значения слова, неумение говорящего
(пишущего) выбрать слово, наиболее соответствующее
передаваемому содержанию. Среди ошибок подобного рода:
а) употребление слова в несвойственном для него значении: Врачи апеллируют (объясняют) свои действия недостаточным финансированием;
б) неразличение значений многозначного слова: Счастливые дети спешат сообщить эту ценную (интересную) новость матери;
в) неразличение слов-омонимов, например, причастий и прилагательных: зАнятый (заполнивший собой: место зАнято) — занятОй (постоянно обременённый делами: занятОй человек;
г) неправильное использование синонимов: Пора подвести результаты (итоги) встречи. Изъяны (недостатки) в тренировках команды обнаружились на первых же соревнованиях.
Работа.pptx
«Лексические и фразеологические ошибки и их исправление».
Тема урока: «Лексические и
фразеологические ошибки и
их исправление».
муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан.
Хамидулина Зульфия Одинаевна,
учитель русского языка и литературы
«Лексические и фразеологические ошибки и их исправление».
• 1)Слова, имеющие сходные значения.
(синонимы).
• 2) Слова, сходные по звучанию, но разные по значению
(паронимы).
• 3) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные
по значению
(омонимы).
• 4) Слова с противоположными значениями
(антонимы)
«Лексические и фразеологические ошибки и их исправление».
Как называются устойчивые сочетания слов?
(фразеологизмы)
Задание1. Какое значение имеют медицинские
фразеологизмы?
Бычье сердце
(гипертрофия сердца при пороке)
Мраморная бледность
( резкая бледность лица)
«Лексические и фразеологические ошибки и их исправление».
Грудь сапожника –
( воронкообразная
грудная клетка,
сдавливание сердца)
Маска Паркинсона
( лицо без мимики при
некоторых болезнях )
«Лексические и фразеологические ошибки и их исправление».
Лицо
Гиппократа
( при тяжелых
заболеваниях органов
брюшной полости
отличительные
черты: запавшие
глаза, заостренный
нос, мертвенно
бледная, с синюшным
оттенком
кожа).
«Лексические и фразеологические ошибки и их исправление».
Желудок «песочные
часы»
(такую форму желудок
приобретает при
язвенной болезни.)
Печеночные» ладони –
(красная окраска
ладоней и подушечек
пальцев при болезни
печени)
«Лексические и фразеологические ошибки и их исправление».
Воротник Стокса –
( характеризуется
резким отеком головы)
Сосудистые звездочки
(возникают вследствие
расширения мелких
вен, находящихся в
верхнем слое кожи.)
«Лексические и фразеологические ошибки и их исправление».
Слова, употребление которых ограничено, в словарях
обычно имеют соответствующие пометки: «разг.»
разговорное, «прост.» просторечие лапа (рука),
«обл.» диалектное кочет (петух), «устар.»
устаревшее очи (глаза), а также «книжн.» и «спец.».
«Лексические и фразеологические ошибки и их исправление».
Несоблюдение лексических норм приводит к лексическим ошибкам, среди которых мы видим:
Лексические ошибки :
1. Причиной неточного словоупотребления является.
незнание точного значения слова, неумение говорящего
(пишущего) выбрать слово, наиболее соответствующее
передаваемому содержанию. Среди ошибок подобного рода:
а) употребление слова в несвойственном для него значении: Врачи апеллируют
(объясняют) свои действия недостаточным финансированием;
б) неразличение значений многозначного слова: Счастливые дети спешат сообщить
эту ценную (интересную) новость матери;
в) неразличение словомонимов, например, причастий и прилагательных: зАнятый
(заполнивший собой: место зАнято) — занятОй (постоянно обременённый
делами: занятОй человек;
г) неправильное использование синонимов: Пора подвести результаты (итоги)
встречи. Изъяны (недостатки) в тренировках команды обнаружились на
первых же соревнованиях.
«Лексические и фразеологические ошибки и их исправление».
д) неразличение паронимов : надеть и одеть:
а) надеть (что или на кого/что): надеть пальто, сапоги, шапку
на голову; антонимом к глаголу надеть является
глагол снять: снять пальто, шубку с ребенка, снять шапку с головы;
б) одеть (кого/чем): одеть ребенка, одеть больного; антонимом к
нему является глагол раздеть: раздеть ребенка (больного);
е)неразличение паронимов заплатить, оплатить, уплатить:
а) глагол заплатить употребляется в двух значениях: — «отдать
деньги за чтолибо» (заплатить за проезд) — употребляется всегда
с предлогом за; — «возместить чтолибо» (заплатить долги);
б) глагол оплатить употребляется всегда без предлога (оплатить
проезд, оплатить услуги, счет);
«Лексические и фразеологические ошибки и их исправление».
2. В речи также могут быть другие лексические ошибки.
1) избыточность высказывания — многословие, разновидностями которого
являются:
а) Плеоназм употребление в речи близких по смыслу и потому логически
излишних слов, чаще изза незнания значения заимствованного слова.
Например: прейскурант цен (надо: прейскурант), автобиография жизни (надо:
автобиография свободная вакансия (надо: вакансия) и т.п..
б) Тавтология это повторение в пределах предложения одного и того же слова,
однокоренных слов, затрудняющих восприятие фразы и делающих её
неблагозвучной. Например: Продолжительность процесса переработки
продолжается несколько часов.
в) Многословие, или речевая избыточность употребление слов и словосочетаний,
несущих излишнюю информацию. Например: лишними являются слова работа,
деятельность, мероприятие с предлогом по в следующих фразах — работа по
выполнению (надо: выполнение), деятельность по внедрению (надо: внедрение),
мероприятие по реализации (надо: реализация) и т.п.
«Лексические и фразеологические ошибки и их исправление».
3. Нарушение лексической сочетаемости слова.
Лексическая сочетаемость способность слов
соединяться в речи друг с другом: нанести визит,
принять меры, представлять интерес. Типичные
ошибки: иметь роль (надо: играть роль), играть
значение (надо: иметь значение).
«Лексические и фразеологические ошибки и их исправление».
Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов:
замена компонента
(львиная часть вместо
львиная доля);
неоправданное сокращение или расширение состава
(оставлять желать много лучшего);
контаминация, или смешение двух оборотов
(по гроб доски вместо по гроб жизни и до гробовой доски);
искажение грамматической формы
(бабушка на двоих сказала, вместо бабушка надвое сказала);
употребление фразеологизма, не соответствующего контексту
(Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали порусски, вместо
Среди слушателей были студенты, которые плохо знали русский язык);
стилистически неуместное употребление
(Командир приказал сматывать удочки, вместо
Командир приказал уходить).
«Лексические и фразеологические ошибки и их исправление».
Задание 2. Допишите в предложения подходящий по
смыслу пароним.(Для всех учащихся)(выполняется в
тетрадях)
Надеть (кто надел чтолибо на кого) одеть (кто одел
кого); одеваться –одеться
1.________ теплое пальто, на улице очень холодно. 2.
Мать _________свою дочь по последней моде. 3. Он
фрак и черный галстук. 4. Они как на праздник.
5.«Учись, мой маленький, __________ сам», сказала
мать.
«Лексические и фразеологические ошибки и их исправление».
Задание 5 .Прочитайте стихотворения.
Их автор показал нам, что бывает, если
человек недостаточно думает над тем, что говорит.
Найдите лексические ошибки:
Когда весной весенний первый гром, Покроют льдом, заледенят карниз.
Как люблю я майскую грозу в начале мая,
Как бы резвяся и в игру играя,
Грохочет громко в небе голубом.
Снежинки е неба падают, как слезы,
Еще люблю, когда холодные морозы
На землю приземляясь сверху вниз.
Но более всего предпочитаю осень,
Когда плодами все плодоносит,
И в сенокос косою сено косят,
И масло масляное на столе стоит.
«Лексические и фразеологические ошибки и их исправление».
Задание 6 . Прочитайте и найдите «лишние» слова.
Песенка про лишние слова А.Хайта
Как проехать на вокзал?
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает:
В общем, гдето, так сказать,
Это близко очень,
Просто тут рукой подать.
Говоря короче...
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе:
Вы проехали давно.
Возвращаться нужно.
Как подругому называются «лишние» слова? Чем они
опасны?
(Словапаразиты)
«Лексические и фразеологические ошибки и их исправление».
Задание 7. Выберите одно из двух данных в скобках слов.
1.Он полный (невежа невежда) в вопросах литературы.
2.На факультете изучаются два (зарубежных
иностранных) языка.
3.Лермонтов достойный (приёмник – преемник) Пушкина.
4.Стоят наши дальневосточные березки в подвенечном
(саване уборе).
5.Тяжелая ситуация с авиатопливом на Украине, кажется,
начинает (меняться в лучшую сторону, улучшаться,
стабилизироваться).
«Лексические и фразеологические ошибки и их исправление».
Список литературы:
1. Введенская Л.А. Культура речи. Серия «Среднее профессиональное образование». – 5е изд. – Ростов н\Д:
«Феникс», 2010. – 448 с.
2. Т. В. Потемкина, Н.Н.Соловьева “Русский язык и культура речи” Учебник для ССУЗов. М., Гардарики. 2007.
– 256 с.
3. Власенков А.И. Русский язык. 1011 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый
уровень/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2011. – 3е изд. – 287 с..
4. Самсонов Н.Б. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие\ Н.Б.Самсонов. – М.: Издательство Оникс, 2010.
5.
– 304 с.
Д.Э. Розенталь «Говорите и пишите порусски правильно» (научнопопулярное изложение теории российского
языка о нормах речи).М., Астрель 2007, 247 с.
6. Русский язык и культура речи под редакцией В.Д.Черняк. СанктПетербург – Москва Сага –Форум 2006,
368 с.
Интернетресурсы:
http://wikipedia.ru
http://russkiyna5.ru
http://gramota.ru
http://slova.ndo.ru
http://www.gramma.ru
http://www.ropryal.ru
http://Frazbook.ru
http://Znanija.com
«Лексические и фразеологические ошибки и их исправление».
Спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.