Любое исследование сводится к выявлению связи между переменными. Связь характеризуется своей силой и направлением, надежностью.
Надежность связи определяется тем, насколько вероятно, что обнаруженная в выборке связь будет вновь обнаружена
(подтвердится) на другой аналогичной выборке, извлеченной из той же генеральной совокупности.
Статистическая гипотеза —
это утверждение относительно неизвестного параметра генеральной совокупности,
которое формулируется для проверки надежности связи и которое можно проверить
по известным выборочным статистикам — результатам исследования.
Статистические гипотезы подразделяются на нулевые и альтернативные, направленные и ненаправленные.
Нулевая гипотеза – это
гипотеза об отсутствие различий. Это то, что мы хотим опровергнуть ,если перед
нами стоит задача доказать значимость различий . Обозначается как Но.
Статистическая значимость или р-уровень значимости (p-level) — основной результат проверки статистической гипотезы;
это вероятность получения данного результата выборочного исследования при
условии, что на самом деле для генеральной совокупности верна нулевая
статистическая гипотеза — то есть связи нет; это вероятность того, что
обнаруженная связь носит случайный характер, а не является свойством
совокупности. Именно статистическая значимость, руровень значимости является
количественной оценкой надежности связи: чем меньше эта вероятность, тем
надежнее связь.
Чем меньше значение р-уровня, тем выше статистическая значимость результата исследования, подтверждающего научную гипотезу.
Факторы, влияющие на уровень значимости. Уровень значимости при прочих равных условиях выше (значение р-уровня меньше), если:
q • величина связи (различия) больше;
q • изменчивость признака (признаков) меньше; q • объем выборки (выборок) больше.
Статистический критерий (StatisticalTest) — это инструмент определения уровня статистической значимости.
Эмпирические значение критерия – получаемое в результате расчетов по результатам проведенного
исследования значение; Критические значение критерия – теоретическое
распределение (квантили) в соответствии с р-уровнем статистической значимости
(представлены в таблицах критических значений).
Число степеней свободы (degreesoffreedom—
обозначается как df) — это количество
возможных направлений изменчивости признака.
Таблица критических значений содержит значения (квантили) теоретического распределения, соответствующие наиболее важным — критическим значениям р-уровня (0,1; 0,05; 0,01 и т. д.) для различных чисел степеней свободы.
Статистическая ошибка –
неверное (ошибочное) отклонение или принятие гипотезы.
Ошибки бывают І рода и II рода.
Ошибка, состоящая в том, что мы отклонили нулевую
гипотезу, в то время как она верна, называется ошибкой І рода.
Ошибка, состоящая в том, что мы приняли нулевую гипотезу, в то время как она неверна, называется ошибкой II рода.
ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ 1.Позволяют
прямо оценить различия в средних, полученных в двух выборках (t - критерий
Стьюдента).
2.Позволяют прямо оценить различия в дисперсиях (критерий Фишера).
3.Позволяют выявить тенденции изменения признака при переходе от условия к условию (дисперсионный однофакторный анализ), но лишь при условии нормального распределения признака.
4.Позволяют оценить взаимодействие двух и более факторов в их влиянии на изменения признака (двухфакторный дисперсионный анализ).
5.Экспериментальные данные должны отвечать двум, а иногда трем, условиям: а) значения признака измерены по интервальной шкале;
б) распределение признака является нормальным;
в) в дисперсионном анализе должно соблюдаться
требование равенства дисперсий в ячейках комплекса.
6.Математические расчеты довольно сложны.
7.Если условия, перечисленные в п.5, выполняются, параметрические критерии оказываются более мощными, чем непараметрические.
НЕПАРАМЕТРИЧЕСКИЕКРИТЕРИИ
1. Позволяют оценить лишь средние тенденции, например, ответить на вопрос, чаще ли в выборке А встречаются более высокие, а в выборке Б - более низкие значения признака (критерии Q, U, φ* и др.).
2. Позволяют оценить лишь различия в диапазонах вариативности признака (критерий φ*).
3.Позволяют выявить тенденции изменения признака при переходе от условия к условию при любом распределении признака (критерии тенденций L и S).
4.Не позволяют оценить взаимодействие двух и более факторов в их влияние на изменения признака 5.Экспериментальные данные могут:
а) быть представлены в любой шкале, начиная от шкалы наименований;
б) распределение признака может быть любым и совпадение его с каким-либо теоретическим законом распределения необязательно и не нуждается в проверке;
в) требование равенства дисперсий отсутствует.
6.Математические расчеты по большей части просты и занимают мало времени (за исключением критериев χ2 и λ).
Уровни статистической значимости:
р> 0,1 – Принимается Н0 – Статистически достоверные различия не обнаружены;
р< или = 0,1 - Сомнения в истинности Н0 – Различия обнаружены на уровне статистической тенденции;
р< или = 0,05 значимость, отклонение Н0 – обнаружены
статистически значимые (достоверные) различия;
р< или = 0,01 высокая значимость, отклонение Н0 – Различия обнаружены на высоком уровне
Статистические задачи |
Условия |
Статистический критерий |
Выявление различий в уровне исследуемого признака |
2 несвязанные выборки |
U Критерий Манна-Уитни, критерий серий Вальда- Вольфовица, двухвыборочный критерий Колмогорова-Смирнова |
Оценка сдвигов в уровне исследуемого признака |
2 связанные выборки |
G критерий знаков, Т критерий Вилкоксона |
Выявление различий в уровне исследуемого признака |
3 и более несвязанные выборки |
Критерий Краскела-Уоллеса и медианный тест |
Оценка сдвигов в уровне исследуемого признака |
3 и более связанные выборки |
ANOVA Фридмана, коэффициент конкордации (согласия) Кендалла |
Оценка направления и выраженности взаимосвязи между признаками |
- |
Коэффициенты корреляции r - Спирмена, t – Кендалла и gamma |
Построение классификации признаков или испытуемых |
- |
Кластерный анализ |
Нахождение структуры взаимосвязей между большим количеством переменными, позволяющим осуществить их редукцию и классификацию |
- |
Факторный анализ |
ЛИТЕРАТУРА
1. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб., 2004;
2. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2002;
3. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М., 2003.
4.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.