Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности
Оценка 4.7

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Оценка 4.7
Лекции
docx
правоведение
Взрослым
20.10.2019
Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности
В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа, включающая письменную, творческую и электронно-информационную форму, подготовку к практическим занятиям, оформление отчетов по практическим занятиям. По итогам изучения дисциплины проводится дифференцированный зачет или экзамен. Внимание! Если в ходе изучения дисциплины у Вас возникают трудности, то Вы всегда можете прийти на дополнительные занятия к преподавателю, которые проводятся согласно графику. Время проведения консультаций Вы сможете узнать у преподавателя.
Лекция Прав основы п-д ОД 02.06.docx
Министерство культуры Новосибирской области Барабинский филиал государственного автономного профессионального образовательного учреждения Новосибирской области «Новосибирский областной колледж культуры и искусств» И.А.Берш Правовые основы профессиональной деятельности Конспект лекций по дисциплине Барабинск 2017 Рассмотрен на заседании  предметно­цикловой комиссии  гуманитарных и социально­экономических  дисциплин протокол № 1 от 01.09.2014 г. протокол № 1 от 01.09.2015 г. протокол № 1 от 01.09.2016 г. протокол № 1 от 01.09.2017 г. Разработан  на основе Федерального  государственного образовательного  стандарта (далее – ФГОС) по  специальности среднего профессионального образования (далее СПО)  по специальности 54.02.02 Декоративно­прикладное  искусство и народные промыслы (по  видам)  Заведующая ПЦК  ОГСЭД Заведующая  учебной частью _____________ ______________ Разработчик: И.А. Берш, преподаватель БФ ГАПОУ НСО  «НОККиИ» Рецензенты (техническая и содержательная экспертиза): УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ! Конспекты   лекций   по   дисциплине   «Правовые   основы   профессиональной деятельности» созданы Вам в помощь для работы на аудиторныхзанятиях,  при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему, промежуточному и итоговому контролю по дисциплине. Приступая  к  изучению  учебной  дисциплины, Вы  должны  внимательно  изучить список   рекомендованной   основной   и   вспомогательной   литературы.   Из   всего     перечня рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную  как основную. По  каждой  теме  в Конспекте лекций перечислены  основные понятия  и  термины, а также вопросы, необходимые  для изучения  (план изучения  темы). План изучения темы позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии. Основные понятия курса приведены в глоссарии. В   процессе   изучения   дисциплины   предусмотрена   самостоятельная   аудиторная   и   творческую   и   электронно­   включающая   письменную, внеаудиторная   работа, информационную форму, подготовку к практическим занятиям, оформление отчетов по практическим занятиям. По     итогам изучения дисциплины проводится   дифференцированный   зачет или экзамен.  Внимание! Если  в  ходе  изучения  дисциплины  у Вас  возникают  трудности,  то Вы всегда можете прийти на дополнительные занятия к преподавателю, которые проводятся согласно графику. Время проведения консультаций Вы сможете узнать у преподавателя. Раздел 1.  Правовое регулирование профессиональной деятельности  Тема  1.1. Основы государственной политики и права  в области социально­ культурной деятельности и народного художественного творчества. Основные понятия и термины по теме: Конституция, конституционный строй. План изучения темы: 1. Понятие и структура Конституции РФ. 2. Общая характеристика Конституции РФ. 3. Классификация прав и свобод человека и гражданина. 4. Правовой статус защиты детей. 5. Правовое регулирование в области культуры. Краткое изложение теоретических вопросов: 1. Конституция Российской Федерации – Основной Закон государства. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием и вступила в  силу с момента опубликования результатов всенародного голосования – 25 декабря 1993 г. С ее принятием завершился советский период развития нашей государственности. Российское право насчитывает большое количество законов и подзаконных актов, среди  которых Конституция РФ занимает особое место. От других актов конституцию отличают  особые юридические свойства, то есть те черты, которые присущие только ей.  По сравнению с конституциями зарубежных государств Конституция РФ относительно  немногословный документ – около девяти с половиной тысяч слов. Но от этого не  меняется значимость Основного закона. Конституция РФ 1993 года имеет определённую внутреннюю организацию, другими  словами структуру. Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого  устанавливается определённая система группировки однородных конституционных норм в  разделы, главы и последовательность их расположения. По своей структуре Конституция РФ представляет единый, кодифицированный документ,  состоящий из преамбулы и двух разделов. Первый раздел без названия содержит 9 глав,  объединяющих 137 статей. Главы называются: 1. Основы конституционного строя; 2. Права и свободы человека и гражданина; 3. Федеративное устройство; 4. Президент Российской Федерации; 5. Федеральное Собрание; 6. Правительство Российской Федерации; 7. Судебная власть; 8. Местное самоуправление; 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции. В структуре и в названиях глав отражаются основные концептуальные идеи Конституции  РФ, на которых она основана. Первая глава определяет основные принципы организации государства и общества,  взаимоотношения между государством обществом и человеком, а также между органами  власти различного уровня. Закрепляя основы конституционного строя. Конституция РФ определяет Российскую  Федерацию – Россию, как демократическое, федеративное, правовое, светское, социальное  государство с республиканской формой правления, в котором: 1) человек, его права и свободы есть высшая ценность. Признание, соблюдение и защита  прав и свобод человека и гражданина представляет собой обязанность государства; 2) носителем суверенитета и единственным источником власти определяется  многонациональный народ России; 3) социальная политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человек ' 4) признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и  иные формы собственности; 5) государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную,  исполнительную и судебную; 6) признается и гарантируется местное самоуправление; 7) признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Никакая  идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной: 8) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры  Российской Федерации – составная часть ее правовой системы. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и  применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции  Российской Федерации (статья 15 Конституции Российской Федерации). В последующих главах закрепляются права, свободы обязанности человека и гражданина;  устанавливается территориальная организация государства – федеративное устройство;  раскрываются перечень, порядок формирования и полномочия высших федеральных  органов государственной власти, принципы взаимоотношения между ними.  Устанавливается, что органы местного самоуправления не входят в систему органов  государственной власти. Девятая глава закрепляет порядок изменения Конституции РФ. Второй раздел Конституции называется «Заключительные и переходные положения», в  котором закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируется  прекращение прежней Конституции (1978 г.), соотношение Конституции и Федеративного  договора, порядок применение законов и иных правовых актов, действовавших до  вступления в силу Конституции 1993 г. 2.Конституция является законом, но от всех иных законов, действующих в государстве в  настоящий момент и, которые могут быть приняты в будущем, ее отличают особенности,  обеспечивающие Конституции статус основного закона. Юридические свойства Конституция Российской Федерации 1993 г. выражаются – в верховенстве конституции; – в её высшей юридической силе; – в её роли как ядра правовой системы государства и системы права; – в особой охране конституции, в особом порядке принятия и пересмотра конституции,  внесения в неё поправок.  Конституционный строй ­ устройство общества и государства, закрепленное нормами  конституционного права. Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами),  лежащими в основе взаимоотношений человека, государства и общества. Сегодня в России  государство является политической организацией гражданского общества, имеет  демократический правовой характер и человек в нем, его права, свободы, честь,  достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной  обязанностью государства. Конституционно­правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, формы  и институты политического устройства общества, основы экономической системы составляют институт основ конституционного строя, который занимает ведущее место в  системе конституционного права. Нормы его сосредоточены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ.  Обращает на себя внимание то, что каждый принцип, выраженный в этих нормах, является  основой, отправной точкой для положений других глав Конституции. Содержание  некоторых основ выражено не в одной, а в нескольких статьях. Так, характеристика России как государства содержится в ст. 1,7, 14 Конституции. Российская Федерация определена  как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой  правления; как социальное государство, политика которого направлена на создание  условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; как светское  государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве  государственной или обязательной. Российская Федерация, таким образом, формируется как конституционное государство,  ограничивающее себя рамками Основного закона. Основы конституционного строя Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:  человек, его права и свободы как высшая ценность;             народовластие; полнота суверенитета Российской Федерации; равноправие субъектов РФ; единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения; экономическая свобода как условие развития экономической системы; разделение властей; гарантии местного самоуправления; идеологическое многообразие; политический плюрализм (принцип многопартийности); приоритет закона; приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и  международных договоров России перед национальным правом; особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы  конституционного строя. Рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, Конституция тем самым определяет порядок взаимоотношений государства и личности. «Признание,  соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, — указывается в ст. 2  Конституции, — обязанность государства». Этот принцип является основополагающим при установлении правового статуса человека и гражданина в нормах гл. 2 Конституции РФ.а  также свидетельствует о возможности формирования правового государства. В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и  единственным источником власти в России является ее многонациональный  народ. Сущность принципа народовластия заключается втом, что народ осуществляет  власть непосредственно, путем референдума и свободных выборов, а также через  избираемые представительные органы государственной власти и органы местного  самоуправления. Демократия защищена конституционным запретом присваивать власть в  Российской Федерации кем­ либо. Захват власти или присвоение властных полномочий в  соответствии с ч. 4 ст. 3 преследуется по федеральному закону. Полнота суверенитета Российской Федерации составляет основу государственности  нашей страны. Содержание этого принципа — характеристики российской  государственности: верховенство государственной власти, се единство, независимость в  отношениях с другими государствами. Несмотря на федеративное устройство России, она  является целостным государством, а Конституция и федеральные законы действуют на  всей территории государства. Нормы ст. 4, закрепляющей рассматриваемый принцип,  составляют наряду со следующим принципом основу для положений гл. 3 «Федеративное  устройство» Конституции. Равноправие субъектов РФ впервые закреплено действующей Конституцией. Часть 1 ст. 5 дает полный перечень видов субъектов РФ: республики, края, области, города  федерального значения, автономная область и автономные округа. Основой равноправия  субъектов РФ является конституционно закрепленное равенство их во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Вместе с тем это положение является  программным. Фактического равенства субъекты РФ не достигли, о чем свидетельствует  процесс заключения двусторонних договоров о разграничении полномочий между  значительной частью субъектов РФ и федеральными органами государственной власти. Гражданство ­ это особая политико­правовая связь между личностью и государством,  характеризующаяся установлением взаимных прав, обязанностей и ответственности между  ними, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство является основополагающим элементом правового статуса личности. В  полном объеме правами и свободами на территории государства пользуются лишь его  граждане. Конституция РФ в ст. 6 провозглашает единое и равное гражданство независимо  от оснований его приобретения. Впервые установлен конституционный запрет на лишение  гражданина российскою гражданства, равно как и запрет на лишение его права изменить  российское гражданство на гражданство иного государства. Рыночные отношения могут развиваться лишь в условиях экономической  свободы и равенства всех форм собственности. Статьи 8 и 9 Конституции  устанавливают гарантию единообразного гражданско­правового регулирования на всей  территории РФ. Это выражается в единстве экономического пространства, свободном  перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободе  экономической деятельности. Государство признает и защищает равным образом частную,  государственную, муниципальную и иные формы собственности, в том числе на землю. При этом земля и другие природные ресурсы рассматриваются как основа жизни и  деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Разделение властей характеризует Россию как вступившую в период формирования  демократического правового государства. Целью разделения власти на три ветви:  законодательную, исполнительную и судебную — является избежание произвола в  деятельности органов государственной власти, разделение между ними полномочий таким  образом, чтобы они своей деятельностью создавали наиболее благоприятные условия для  реализации гражданами собственных прав, свобод и исполнения обязанностей.  Провозглашение этого принципа в ст. 10 Конституции также является программным,  поскольку существует еще два вида органов государственной власти: Президент и органы  прокуратуры. В соответствии со ст. 11 государственную власть в России осуществляют  Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),  Правительство РФ и суды Российской Федерации. Статья 129 Конституции устанавливает,  что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему, не  указывая места этого органа в системе разделения властей. Таким образом, в соответствии с действующей Конституцией образованы следующие виды  государственных органов: Федеральное Собрание РФ, олицетворяющее законодательную  власть; Правительство РФ — исполнительную власть; федеральные суды  (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные  суды) — судебную власть; Президент РФ — глава государства, обеспечивающий согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст.  80); прокуратура — органы надзора. Важным принципом формирования правового государства является  установление гарантии местного самоуправлении. Конституция не закрепляет системы и видов органов местного самоуправления, так как они не входят в систему органов  государственной власти, но указывает (в ст. 12) на самостоятельность местного  самоуправления в пределах своих полномочий. Нормы ст. 13 Конституции устанавливают два принципа, определяющих формирование и  развитие политической системы российского общества. Принцип идеологического  многообразия заключается втом, что никакая идеология не может устанавливаться в  качестве государственной или обязательной. Принцип политического плюрализма  (политического многообразия) подразумевает многопартийность. Особенностью  реализации этих принципов является конституционно гарантированное равенство всех  общественных объединений перед законом. Часть 5 ст. 13 Конституции устанавливает  запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых  направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение  целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание  вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и  религиозной розни. Россия — конституционное государство, где Конституция как Основной закон обладает  высшей юридической силой, имеет прямое действие, т. е. применяется судами при  отправлении правосудия и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые  акты не должны противоречить Конституции. Основным в проявлении принципа  приоритета закона является конституционноеобязыванис всех органов государственной  власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений  соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 3 ст. 15). Содержание этого принципа  дополняется конституционной гарантией, устанавливающей правовые рамки для  государства, заинтересованного в соблюдении законов, так как именно оно и является  законодателем: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные  законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права,  свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не  опубликованы официально для всеобщего сведения» (ч. 3 ст. 15). Принцип приоритета норм международного права и международных договоров России  перед национальным правом характеризует положение Российской Федерации в  международном сообществе государств. Являясь участницей ООН, Совета Европы, других  международных организаций, Россия несет обязательства, вытекающие из решений,  принимаемых этими организациями. Заключая договоры с другими государствами, Россия  принимает на себя обязательство выполнять их условия. В состав российского  национального права все эти нормы включаются только после ратификации указанных  актов Государственной Думой. Часть 4 ст. 15 Конституции устанавливает, что  общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры  Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Гарантией реализации этого  принципа является конституционно закрепленное требование: если международным  договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются  правила международного договора. Особый порядок изменения положении Конституции, составляющих основы  конституционного строя России, выступает как основополагающий принцип,  обеспечивающий не только стабильность Основного закона, но и незыблемость  государственного строя Российской Федерации. В содержание этого принципа входят  два основных положения;  положения гл. 1 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным  Собранием;  никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам  конституционного строя Российской Федерации. 1. Существует несколько оснований классификации конституционных прав, свобод и  обязанностей. По субъектному составу права, свободы и обязанности можно подразделить на права, свободы и обязанности человека и права, свободы и обязанности гражданина. Права,  свободы и обязанности человека признаются на территории данного государства за  всеми людьми независимо от их гражданства (подданства). Их субъекты  обозначаются в конституциях словами «все», «каждый», «всякий».Правами,  свободами гражданина обладают только граждане данной страны, которые несут и  обязанности гражданина. По способу осуществления права свободы можно разделить на коллективные и  индивидуальные. Коллективные права и свободы могут быть реализованы только группой людей. К подобным правам относятся права в сфере управления  государством: право на собрание, право на митинг и иные манифестации, право на  объединение, право на инициативу проведения референдума и прочие права.; в сфере социальных и трудовых отношений к таким правам относится право на забастовку,  право на собрание трудового коллектива. Индивидуальные права и свободы  реализуются как совместно несколькими людьми, так и в одиночку. Большинство  прав и обязанностей имеет индивидуальный характер. По сферам общественных отношений конституционные права, свобода и обязанности  делятся на гражданские или личные, политические, а также экономические,  социальные и культурные. Личные права и свободы ­ это права и свободы, которые относятся к сфере личной  жизни и принадлежат человеку от рождения независимо от государства. К ним  относятся право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность, на  неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места  жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих  прав, на юридическую, на процессуальные гарантии и т.д. К личным обязанностям  можно отнести обязанность личности соблюдать конституции и законы. Политические права, свободы и обязанности ­ это права, свободы и обязанности,  направленные на участие человека в политической жизни государства. Наличие  политических прав в большинстве случаев зависит от гражданства. К ним относятся  право на объединение, активное и пассивное избирательное право. К политическим  обязанностям относятся закрепленная в некоторых странах обязанность голосовать,  обязанность защищать родину. Социально­экономические права и свободы ­ это права и свободы человека в сфере  приложения его труда. Как пишет профессор Л.Д. Воеводин, это права человека как  труженика, то есть человека, производящего материальные и духовные блага,  участвующего в общем деле, вносящего свой вклад. К ним относятся свобода  предпринимательства, право частной собственности, право на труд, на отдых, на  забастовку, на охрану семьи, на социальное обеспечение, на жилище Иногда в отдельную группу прав выделяют социально­культурные права. Под ними  понимаются права и свободы человека и гражданина в сфере духовной жизни,  направленные на реализацию его творческого потенциала. В эту группу включаются право на образование, право на участие в культурной жизни, свобода творчества и  т.д. В зависимости от времени закрепления выделяется три поколения прав и свобод.  Сама конструкция поколений прав человека призвана выразить идею развития прав  человека. Сторонники данной классификации утверждали, что природа и значение  различных поколений прав человека не могут быть поняты вне исторического  контекста их появления. К первому поколению относятся права и свободы,  получившие закрепление в первых конституциях (конец ХVIII­нач.ХХ вв.). Данные  права можно разделить на три группы. 1. Права, связанные с физическим и психическим существованием человека. Это  право на жизнь, гуманное отношение к лицам, лишенным свободы, запрет пыток,  запрет лишения свободы за долги, запрет рабства, свободы мысли, совести, религии,  право иметь свое мнение и выражать его. Сюда же входят права, связанные с  юридическим состоянием человека. Например, право ребенка на фамилию, право на  гражданство. 2. Либеральные права. В это понятие включаются запрет на произвольное  вмешательство в личную жизнь, неприкосновенность жилища, свобода  передвижения;.3. Право на демократическое участие человека в жизни государства. Особенностью первого поколения прав и свобод является закрепление  основополагающего принципа их регламентации: невмешательство государства в  процесс осуществления этих прав. Второе поколение прав и свобод (начало ХХ вв.­1950­е гг.) характеризуется  появлением в конституционном законодательстве социально­экономических прав,  гарантирующих, прежде всего, интересы тех, кто работает по найму. Это связано с их закреплением в Конституции (Основном законе) РСФСР 1918 г. Так же появляются  социально­культурные права: право на образование, на доступ к достижениям науки  и техники. Человек, находясь в обществе и в постоянно взаимодействуя с другими людьми, не  может не иметь обязанностей по отношению к обществу и согражданам. Поэтому  обязанности ­ столь же важный и необходимый элемент правового статуса, как права  и свободы. Они связаны неразрывно и не могут существовать независимо друг от  друга. Принимая на себя обязательства по обеспечению прав человека, государство имеет  право требовать от него правомерного поведения, которое соответствовало бы  юридическим нормам. Для этого государство определяет свои требования к человеку в виде обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их  невыполнение. Обязанность ­ это необходимость любого лица соблюдать или исполнять  правовые нормы, воздерживаться от запрещенных законом действий, т.е.  должное поведение человека. Государство, определяя обязанности, указывает человеку и гражданину вариант  поведения, который обеспечивал бы нормальное развитие общества. Часть обязанностей как элемент правового статуса распространяется на всех лиц,  находящихся на территории нашего государства, и уж, конечно, на граждан России. К ним относятся обязанности: ­ соблюдать Конституцию РФ и законы России; ­ уважать права и свободы других лиц; ­ платить законно установленные налоги; ­ заботиться о детях и их воспитании; ­ трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных  родителях; ­ получать основное общее образование; ­ сохранять историческое и культурное наследие и бережно относиться к памятникам истории и культуры; ­ сохранять природу и окружающую среду. Наряду с этим в Конституции РФ обозначены и обязанности, которые  возложены  только на граждан РФ: ­ защита Отечества (ст. 59); ­ возможность иметь гражданство иностранного государства ­ двойное гражданство  (ст. 52); ­ запрет на высылку за пределы государства или выдачу другому государству (ст. 61). Включение обязанностей в правовой статус человека и гражданина не ограничивает  принципов свободы и правового государства, поскольку права одних лиц, не  согласованные с обязанностями других, не могут быть реализованы. 2.  Нормы   права,   непосредственно   посвященные   правам   несовершеннолетних   детей, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием Семейного кодекса. До этого времени права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей. При этом часто несовершеннолетние в силу недееспособности оказывались не в положении   самостоятельных   носителей   прав,   а   в   положении   пассивных   объектов родительской   заботы.   Включение   в   Семейный   кодекс   отдельной   главы,   посвященной правам несовершеннолетних детей, явилось шагом на пути преодоления такого подхода. Основы   правового   статуса   личности   в   Российской   Федерации   закреплены   в   главе   2 Конституции   России;   Законе   РФ   "О   гражданстве   Российской   Федерации"   других законодательных актах Российской Федерации и ее субъектов. В статье 64 Конституции России зафиксирован правовой статус личности, основанный на правах   и   свободах,   утвержденных   в   главе   2   Конституции.   Личный   статус   выражает индивидуальное существование человека и гражданина в конкретных правоотношениях, в которых   он   состоит   (семейные,   трудовые,   имущественные   и   т.д.).   Личный   статус изменяется   в   течение   человеческой   жизни   (статус   ребенка,   трудоспособной   личности, инвалида, пенсионера). Конституция   России   провозглашает   равенство   прав   и   свобод   человека   и   гражданина независимо   от   пола,   расы,   национальности,   языка,   происхождения,   имущественного   и должностного   положения,   места   жительства,   отношения   к   религии,   убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, запрещает любые   формы   ограничения   граждан   по   признакам   социальной,   расовой,   национальной, языковой или религиозной принадлежности   Правовое  положение  гражданина  как участника  гражданских  отношений  определяется такими его качествами, как правоспособность и дееспособность. Гражданской правоспособностью, то есть способностью иметь гражданские права и нести обязанности, в равной мере обладают все граждане с момента рождения и. до смерти. (ст. 1.7   Гражданского   Кодекса   Российской   Федерации).   Гражданская   дееспособность несовершеннолетних,   как   общая   категория   конкретизируется   в   некоторых   других нормативных правовых актах, в том числе комплексных. Например, Водный Кодекс РФ определяет,   что   правоспособность   и   дееспособность   водопользователей   определяется гражданским законодательством и Водным Кодексом. Водопользователи ­ граждане, в том числе несовершеннолетние, вправе свободно использовать водные объекты, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Право на получение лицензии на водопользование   возникает   у   гражданина   с   наступлением   совершеннолетия,   то   есть   по достижении им 18 лет. В соответствии с п.2 ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние приобретают право на членство в кооперативе  по достижении 16 лет. Пункт  2 ст. 20 ГК РФ устанавливает, что местом жительства   малолетнего   признается   место   жительства   его   законных   представителей   ­ родителей, усыновителей или опекунов, что дает основание сделать вывод, что место жи­ тельства   несовершеннолетних   в   возрасте   от   14   до   18   лет   определяется   на   общих основаниях   в   соответствии   со   ст.   20   п.   1   ГК   РФ.   Местом   жительства   гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В п.2 ст.20 установлено общее правило. Однако есть и исключения. Дееспособность,   то   есть   способность   своими   действиями   приобретать   и   осуществлять гражданские   права,   создавать   для   себя   обязанности   и   исполнять   их,   возникает   у гражданина по достижении 18 лет (ст. 21 ГК РФ). В ряде случаев полная дееспособность может наступать и додостижении 18 лет. В п.2 ст. 21 ГК РФ содержится норма, согласно которой в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, заключающий брак несовершеннолетний приобретает дееспособность в полном объеме со времени   вступления   в   брак.   Если   же   брак   расторгнут,   дееспособность   сохраняется   за расторгнувшими брак супругами, не достигшими совершеннолетия. Гражданин может быть наделен полной дееспособностью до наступления совершеннолетия (ст. 27 ГК РФ). Такая норма возникла в связи с широким развитием предпринимательской деятельности, в том числе и среди лиц, не достигших 18 лет, и была связана не только с интересами   самих   несовершеннолетних,   но   и   с   заботой   об   устойчивости   гражданского оборота, предполагающей создание определенных гарантий для кредиторов. Несовершеннолетний,   достигший   16   лет,   может   быть   объявлен   дееспособным,   если   он работает по трудовому договору или с согласия родителей (усыновителей, попечителей) занимается предпринимательской деятельностью (п.1 ст.27 ГК РФ) Гражданским Кодексом устанавливается разный объем дееспособности граждан, не  достигших 18 лет (если они до этого возраста не приобрели дееспособность в полном  объеме ст. 26,28 ГК). Несовершеннолетние разделены на две группы. По сравнению с ранее  действовавшим законодательством возрастные рамки в пределах этих двух групп измене­ ны. По прежнему законодательству малолетними считались лица в возрасте до 15 лет, а  сейчас до 14 лет ­ это первая группа, соответственно во вторую группу входят  несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет. В пределах первой возрастной группы выделены несовершеннолетние в возрасте от 6 до 14 лет и круг сделок, которые они могут  совершать в этом возрасте. Такое возрастное деление позволяет сделать вывод, что  несовершеннолетние в возрасте до 6 лет полностью недееспособны. Несовершеннолетним в возрасте от 6 до 14 лет предоставлено право самостоятельно совершать, помимо мелких  бытовых сделок, сделки направленные на безвозмездное получение выгоды (если они не  требуют нотариального удостоверения), а также сделки по распоряжению средствами,  которые предоставили им их законный представитель, либо третьи лица с согласия  законного представителя для определенной цели, либо для свободного распоряжения. Конвенция ООН о правах ребенка – это специализированный юридический документ,  который играет международную роль и предопределяет права несовершеннолетних детей,  которые должны быть гарантированы в странах­участницах подписания документа.  Участниками процесса подписания документа стали все страны ООН, кроме США.  Конвенция ООН о правах ребенка выступает базовым нормативным актом, который  охватывает полный спектр правовых гарантий несовершеннолетним лицам.  Конвенция ООН о правах ребенка 20 ноября 1989г и включает 54 статьи, которые  подробно рассматривают индивидуальные свободы и права всех граждан, возраст которых  может варьироваться от момента рождения до 18 лет (совершеннолетие в различных  странах может ограничиваться различным возрастом).  Правовой статус ­ это Ваше положение в мире права. По мере взросления Вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, а, значит, приобретаете новые права, обязанности, ответственность ­ меняется Ваш статус. Правовое регулирование в области культуры. Основы государственной культурной политики УТВЕРЖДЕНЫ Указом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 24 декабря 2014 года N 808 Настоящие Основы определяют главные направления государственной культурной  политики и представляют собой базовый документ для разработки и совершенствования  законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации,  регулирующих процессы культурного развития в Российской Федерации, а также  государственных и муниципальных программ. Правовой базой настоящих Основ является Конституция Российской Федерации. Настоящие Основы определяют цели и стратегические задачи государственной культурной  политики, ключевые принципы ее реализации. Государственная культурная политика призвана обеспечить приоритетное культурное и  гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного  суверенитета и цивилизационной самобытности страны. Государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегии  национальной безопасности Российской Федерации. В   настоящих   Основах   используемые   понятия   означают:   «культура»   –   совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство,   трансляцию   и   распространение   духовных   ценностей   (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т. д.); «культурная политика» – действия, осуществляемые   органами   государственной   власти   Российской   Федерации   и общественными   институтами,   направленные   на   поддержку,   сохранение   и   развитие   всех отраслей культуры, всех видов творческой деятельности граждан России и формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей. Целями государственной культурной политики также являются: укрепление гражданской идентичности;   создание   условий   для   воспитания   граждан;   сохранение   исторического   и культурного наследия и его использование для воспитания и образования; передача от поколения  к  поколению  традиционных   для  российской  цивилизации   ценностей   и  норм, традиций,   обычаев   и   образцов   поведения;   создание   условий   для   реализации   каждым человеком   его   творческого   потенциала;   обеспечение   доступа   граждан   к   знаниям, информации, культурным ценностям и благам. Принципами   государственной   культурной   политики   являются:   территориальное   и социальное   равенство   граждан,   в   том   числе   граждан   с   ограниченными   возможностями здоровья, в реализации права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры; открытость и взаимодействие с другими народами и культурами, представление об отечественной культуре как о неотъемлемой части мировой культуры; соответствие экономических, технологических и структурных решений,   принимаемых   на   государственном   уровне,   целям   и   задачам   государственной культурной политики; свобода творчества и невмешательство государства в творческую деятельность;   делегирование   государством   части   полномочий   по   управлению   сферой культуры общественным институтам. Ожидаемые результаты реализации государственной культурной политики   1.   Результатами   реализации   государственной   культурной   политики   должны   стать: повышение   интеллектуального   потенциала   российского   общества;   рост   общественной ценности и повышение статуса семьи, осознание семейных ценностей как основы личного и общественного   благополучия;   увеличение   числа   граждан,   прежде   всего   молодежи, стремящихся   жить   и   работать   на   родине,   считающих   Россию   наиболее   благоприятным местом   проживания,   раскрытия   творческих,   созидательных   способностей;   владение русским литературным языком, знание истории России, способность понимать и ценить искусство и культуру – как необходимые условия личностной реализации и социальной востребованности;18 гармонизация социально­экономического развития регионов России, особенно   малых   городов   и   сельских   поселений,   активизация   культурного   потенциала территорий; качественный рост культурных и досуговых запросов граждан, в том числе в отношении медиапродукции. 2. Достижение целей государственной культурной политики требует   проведения   регулярного   мониторинга   состояния   общества   и   его   культурного развития на основе специально разработанной системы целевых показателей, в которой должны   превалировать   качественные   показатели.   3.   Достижение   целей   и   задач государственной культурной политики потребует не менее 15 – 20 лет, в течение которых сформируется   новое   поколение.   4.   Первые   ощутимые   результаты   реализации государственной культурной политики могут быть получены в течение ближайшие 5 лет. Вопросы для самоконтроля по теме: 1. Раскройте смысл терминов: Конституция, конституционный строй 2. Назовите  основные принципы Конституции РФ 3. Охарактеризуйте юридические свойства Конституции РФ 4. Опишите основы конституционного строя РФ 5. Объясните структуру Конституции РФ 6. Поясните, почему законодатель вводит особый порядок изменения положения  Конституции? 7. Раскройте смысл терминов: права и свободы человека, правовой статус 8. Назовите  классификации прав и свобод человека и гражданина. 9. Охарактеризуйте конституционные обязанности человека и гражданина. 10. Опишите правовой статус защиты детей. 11. Объясните юридическую ответственность несовершеннолетних 12. Поясните, что гарантирует Конвенция о правах ребёнка? 13. Укажите ожидаемые результаты реализации государственной культурной политики 14.  Охарактеризуйте цели и принципы государственной культурной политики 15.  Раскройте значение термина «культурный суверенитет». Список рекомендуемой литературы. Основная литература: 1.Румынина   В.В.   Правовое   обеспечение   профессиональной   деятельности:   учебник   для студ. СПО / В.В. Румынина. ­ 10­е изд. стереотип. ­ М.: ИЦ «Академия», 2014.­ 224с. Дополнительная литература: 1 Конституция Российской Федерации  [Текст]. ­ М.: Проспект, 2016. ­ 32 с. 2 Организация   деятельности   учреждений   культуры   клубного   типа/   под   общ.ред.   Н.П. Гончаровой.­ СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2015.­ 448с. 3 Трудовой  кодекс Российской Федерации [Текст]: по сост. на 1 ноября. 2016 г.  ­ М. : Проспект, 2016. ­ 256 с. 4 Федеральный закон   «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской федерации». Конвенция о правах ребёнка.­ Новосибирск: Норматика, 2016.­ 32 с. Тема 1.2. История и современное состояние законодательства о культуре. Основные понятия и термины по теме: источник права, закон, подзаконный акт,  творческий работник. План изучения темы: 1. Законодательные акты  о культуре в России. 2. Понятие и виды источников права в области социально­культурной  деятельности и народного художественного творчества. 3. Законодательство о культуре Краткое изложение теоретических вопросов: 1. Развитие законодательства ­ процесс хотя и непрерывный, тем не менее, неравномерный.  Он проходит определенные этапы, объективно обусловленные как внутренним состоянием  общества, так и влиянием международных условий. В данном случае можно выделить два  этапа в развитии российского законодательства о культуре.  До 1993 г. процессы демократизации в России, начатые перестройкой, имели еще не очень  обширное юридическое обоснование. Законодательный орган ­ Верховный Совет РСФСР ­  работал на основании Конституции 1978 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными в  период 1989­1993 гг. Верховным Советом РСФСР и Съездом народных депутатов РСФСР),  в которой проблема прав человека в области культуры была представлена как одно из  важнейших завоеваний социализма. Именно в тот период был принят целый ряд базовых  законов в сфере культуры, закрывших былые зияющие пробелы правового поля России.  Именно тогда были приняты "Основы законодательства Российской Федерации о  культуре", "Основы законодательства Российской Федерации об архивном фонде  Российской Федерации и архивах", закон РСФСР "Об охране и использовании памятников  истории и культуры" и целый ряд других законов, которые с соответствующими изменениями действуют и сегодня.  Основанием законодательной деятельности служили также собственные постановления  Верховного Совета СССР, Верховного Совета РСФСР и постановления Правительства  СССР или РСФСР.  Кроме того, с 3 января 1976 г. для СССР вступил в силу Международный пакт об  экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966, согласно которому каждое государство, подписавшее документ, не только признает права каждого человека на  социальное обеспечение и, в частности, на культурное развитие и доступ к ценностям  культуры, но и обязуется принять все, в том числе законодательные, меры для  постепенного полного осуществления прав на наивысший достижимый уровень  физического и психического здоровья, на образование, на участие в культурной жизни,  пользование результатами научного прогресса и их практическое применение; защитой  моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными,  литературными или художественными трудами, автором которых данный гражданин  является, без какой бы то ни было дискриминации. Однако потребовалось около 20 лет,  чтобы положения Пакта стали в достаточно полной мере реализовываться в российском  законодательстве.  В 90­е годы наступает новый этап развития российского законодательства. Связано это,  прежде всего с двумя важнейшими факторами.  Первый из них ­ принятие в 1993 г. Конституции Российской Федерации, согласно которой  каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода литературного, художественного,  научного, технического и других видов творчества, преподавания, свобода совести,  свобода вероисповедания; каждый имеет право на свободный труд и на отдых, на охрану  здоровья и медицинскую помощь, на образование, пользование родным языком; на  свободный выбор языка общения, на благоприятную окружающую среду, на участие в  культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным  ценностям. Новый Основной Закон стал мощным стимулом развития и демократизации  всего российского законодательства. Если до 1993 г. было принято и вступило в силу  порядка 10 законов в области культуры, то после этого рубежа ­ до 30 законов,  регулирующих вопросы культуры напрямую и около двух десятков кодексов и законов,  регулирующих эти вопросы косвенно.  Законодательство развивалось не только на основе действовавшей правовой базы, но и с  учетом задач, определенных Президентом Российской Федерации в Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации в 1994­2003 гг. В выступлении  Президента Российской Федерации В.В.Путина при представлении ежегодного Послания  Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации еще в  2000 г. отмечалось, что "социальная политика ­ это не только помощь нуждающимся, но и  инвестиции в будущее человека, в его здоровье, в его профессиональное, культурное,  личностное развитие. Именно поэтому мы будем отдавать приоритет развитию сферы  здравоохранения, образования, культуры".  Конкретные задачи развития сферы культуры ставились и в Посланиях Президента  Российской Федерации Правительству Российской Федерации о бюджетной политике, в  постановлении Правительства Российской Федерации о программах социально­ экономического развития на период 1996­2000 гг. и в постановлениях Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В качестве важнейшей в них  ставилась задача ­ принятие законодательных мер по реальному обеспечению  конституционных норм о праве каждого гражданина на образование, на охрану здоровья, на доступ к культурным ценностям, на благоприятную окружающую среду и другие права,  которые пока во многом остаются необеспеченными, прежде всего из­за кризисного  состояния российского общества, сложнейших экономических проблем, недостаточного  финансирования социальной сферы, низкого уровня жизни большинства россиян.  Второй фактор связан с гораздо большей открытостью России миру, активным включением в международную жизнь, вступлением в целый ряд международных организаций, что  стимулировало приведение российского законодательства в соответствие с  международными требованиями и нормами. В связи с этим, в частности, был принят целый  ряд ратификационных законов. Федеральным законом от 04.11.95 N 163­ФЗ была  ратифицирована Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных  свободах человека, согласно которой Россия обязуется выполнять все заложенные в  Конвенции нормы относительно соблюдения прав и свобод человека в области культуры,  образования, здравоохранения. Для Российской Федерации она вступила в силу с 11.08.98.  В 1996 г. в России были приняты федеральные законы от 23.02.96 N 19­ФЗ "О  присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы" и N 20­ФЗ "О  присоединении к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы  и протоколам к нему". В 1998 г. вступил в силу федеральный закон от 30.03.98 N 54­ФЗ "О  ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней". С 01.12.98 вступила в силу для Российской Федерации Конвенция о защите национальных меньшинств, подписанная 01.02.95 в Страсбурге и ратифицированная Федеральным  Собранием Российской Федерации (Федеральный закон от 18.06.98 N 84­ФЗ).  2. Известны следующие виды источников права: ­1­ Правовой обычай – это правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве  общеобязательного правила. Обычай был основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и  феодального строя. Известны были такие перешедшие из родового строя обычаи, как  талион – причинение виновному такого же вреда, который им нанесен; вира – штраф за  убийство. Русская Правда, например, представляет собой акт систематизации наиболее  важных правовых обычаев. По мере развития централизации и укрепления государственной власти сфера применения  обычая сужается. Он либо совсем вытесняется, либо включается в национальные правовые  системы. Обычай, включенный в нормативный акт, становится частью законодательства и  перестает быть источников права. В современных условиях роль обычая невелика. Как источник права он сохраняет  значимость в той мере, в какой полезен для применения закона или в тех случаях, когда  сам закон отсылает к обычаю. ­2­ Судебный (юридический) прецедент – письменное или устное решение судебного или административного органа, ставшее нормой, эталоном, образцом (правилом поведения) при рассмотрении аналогичных дел в будущем. Данное первичное решение становится  обязательным для всех, т.е. получает государственную поддержку. Характерной  особенностью прецедента является то, что все последующие решения могут вносить  отдельные изменения в ранее сформировавшийся прецедент, которые в свою очередь также становятся нормой права. Например, Верховный Суд США и верховные суды штатов не  обязаны следовать собственным решениям и могут изменять свою практику. Штаты  независимы, и правило прецедента относится к компетенции штатов лишь в пределах  судебной системы конкретного штата. Судебный прецедент – один из источников права в Англии, США, Канаде, Австралии, т.е.  там, где воспринята система общего права. В этих странах публикуются судебные отчеты,  из которых можно получить информацию о прецедентах. Признание прецедента источником права дает возможность суду выполнять  правотворческие функции как в случае отсутствия необходимого закона, так и при его  наличии. ­3­ Нормативный договор представляет собой содержащее правовые нормы соглашение  между различными субъектами права. Договоры не только устанавливают права и  обязанности сторон, но могут быть направлены на установление норм права, которым  обязуются на будущее время подчиняться субъекты. ­4­ Общие принципы права – отправные, исходные начала правовой системы. При  отсутствии законодательной нормы происходит отсылка на принципы справедливости,  доброй совести, социальной направленности права. Общие принципы права – это положения (правила) объективного права, которые могут  выражаться. А могут и не выражаться в текстах, но обязательно применяются в судебной  практике и обладают достаточно общим характером Им уделяется повышенное внимание во Франции, где они нашли законодательное  закрепление как в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., так и в последующих  конституционных актах. Речь идет о таких принципах, как принципы «приверженности  правам человека», «национального суверенитета», принцип выражения в законе общей  воли, принцип признания «воспрещенным»лишь тех деяний, которые «вредны для  общества», принцип свободы действий («возможность делать все, что не приносит вреда  другому»), принцип установления в законе «лишь тех наказаний, которые строго и  бесспорно необходимы», принцип «отчетности каждого должностного лица по вверенной  ему части управления» перед обществом и др. В Конституции Испании закрепляются и гарантируются такие принципы как законность,  иерархичность нормативных актов, принцип «отсутствия обратной силы у норм,  содержащих санкции, не способствующие осуществлению личных прав или  ограничивающие их» и др. ­5­ Идеи и доктрины – мнения ведущих ученых­юристов. В англоязычных странах судьи  нередко обосновывают свои решения ссылками на труды английских ученых.  Мусульманское право основано на принципе авторитета, в связи с чем, заключения древних юристов, знатоков ислама, имеют официальное юридическое значение. Используются в Греции, Франции, Швеции. Доктрина – это учение, научная теория, руководящий теоретический или политический  принцип. Правовая доктрина оказывает определенное влияние на правотворческий,

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности

Лекции по Правовым основам профессиональной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2019