Лекционный материал по теме: "Логика как наука"

  • Лекции
  • doc
  • 12.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Лекционный материал по теме: "Логика как наука" содержит рассмотрение теоретических вопросов курса дисциплины "Логика" в СПО: Мышление и язык. Естественные и искусственные языки. Понятие о формах мысли и логических законах. Символика для обозначения структцры мысли. Приведены опрелеления понятий: логика, мышление, понятие, суждение, умозаключение.
Иконка файла материала Логика как наука.doc
ТЕМА: ЛОГИКА КАК НАУКА. 1. Мышление и язык. Естественные и искусственные языки.  2. Понятие о формах мысли и логических законах.  3. Символика для обозначения структуры мысли. 1. Слово "логика" для обозначения науки о мышлении, о формах и законах его, ввел в самом начале III в. до н.э. основатель стоического направления в философии ­ Зенон из г. Китиона, на Кипре (ок. 336— 264 гг. до н.э.)   Аристотель (384­­322 гг. до н. э.), подлинный   создатель   логики   как   науки,   пользовался   для   ее   обозначения   словом «аналитика».   Слово   «логика»   происходит   от   древнегреческого   «логос»,   которое означает: понятие, слово, мысль, разум, идея, принцип, закон, порядок и пр.  В русском языке слово «логика» используется для обозначения:   а) необходимой, закономерной связи предметов и событий в окружающем мире, связи   последующего   с   предыдущим   (логика   вещей,   логика   событий,   логика действительности,   физическая,   предметная,   причинно­следственная   логика, объективная логика и т. п.);   б)   столь   же   закономерно   взаимосвязанного,   последовательного   рассуждения, размышления (логика рассуждения Иванова, Петрова или Сидорова, «железная логика», субъективная логика и т. п.);   в) науки о формах и законах мысли.  Логика   ­  наука   о   структуре   форм   мысли,   о   простейших   мыслительных   методах,   о законах   связи   форм   мысли   между   собой,   а   также   и   об   ошибках,   возможных   при нарушении этих законов. В отличие от других наук, изучающих мышление, логика изучает особенности, свойства форм мысли, отвлекаясь при этом от того конкретного содержания, которое могут нести эти формы мысли; она изучает их со стороны строения, структуры, то есть внутренней закономерной связи элементов, составляющих форму мысли.  Мышление ­ активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, научных теориях, гипотезах. Мышление выражается:  ­ ощущениями и восприятиями, на базе которых формируется мыслительный акт;  ­ прошлым опытом, благодаря чему внешние причины (объекты познания) отражаются в голове человека через посредство внутренних условий (накопленного ранее опыта);  ­ познанием чувственно­воспринимаемого, непосредственно наблюдаемого, на основе анализа   которого   человек   отражает   в   мышлении   такие   стороны   действительности, которые   не   даны   ему   в   непосредственном   опыте   (например,   с   помощью   мышления человек формирует понятия о причинной связи, точке, бесконечности и т.п., которые не даны ему в непосредственном опыте). Изучая   «что   из   чего   следует»,   логика   выявляет   наиболее   общие   или,   как   говорят, формальные условия правильного мышления:­ независимо от того, о чем идет речь, нельзя что­либо одновременно и утверждать и отрицать; ­  нельзя  принимать  некоторые  утверждения, не  принимая вместе  с  тем  все то,  что вытекает из них; ­  невозможное   не   является   возможным,  доказанное  ­   сомнительным,  обязательное  ­ запрещенным и т.п. Мышлению   свойственны   такие   процессы,   как  абстракция   (процесс   отвлечения   от некоторых характеристик (свойств, отношений) изучаемых предметов и явлений, от реальных носителей интересующих нас характеристик), анализ (разделение объекта на составные части, стороны, свойства),  синтез (объединение полученных в результате анализа частей объектов, их сторон или свойств в единое целое, формулирование задач и   поиски   их   решения,  идеализация   (процесс   мысленного   конструирования представлений и понятий об объектах, не существующих и не могущих существовать в действительности, но сохраняющих некоторые черты реальных объектов), усмотрение в изучаемых объектах неочевидных сходств и различий, выдвижение гипотез и т.п.  Мышление  человека   осуществляется   в   теснейшей   связи   с   речью,   его   результаты фиксируются в языке.  Под языком мы понимаем не только  естественный, но и любой другой, в том числе искусственный  язык графических, звуковых, тактильных и прочих символов, знаков, сигналов, иероглифов и т.п. Естественные  возникают в процессе общения членов некоторой социальной группы (например,  этнические   языки).  Естественные   языки   ­   главное   и   решающее   средство общения между людьми, средство организации нашего мышления.  Искусственные  создаются людьми для каких­либо специальных целей, они, так или иначе,   связаны   с   естественным   языком,   дополняя   его   и   расширяя   его   диапазон   и возможности.   К   числу   таких   неязыковых   знаковых   систем   можно   отнести   системы знаков,   используемых   в   математике,   программировании,   химии,   физике,   нотную грамоту, знаки дорожного движения и т.д.  2.   В   отличие   от   других   наук,   изучающих   мышление,   логика   изучает   особенности, свойства форм мысли, отвлекаясь при этом от того конкретного содержания, которое могут нести эти формы мысли; она изучает их со стороны строения, структуры, т.е. внутренней закономерной связи составляющих форму мысли элементов.  Отдельные определения форм мысли будут понятны, если будет понятно, что такое логическая форма  или  форма мысли  вообще ­ это  способ связи частей мыслимого содержания. В традиционной логике основными формами мысли считаются понятие, суждение и умозаключение.  Понятие  ­  является   мысленным   отображением   в   сознании   человека   общих существенных признаков предметов (явлений, процессов и т.д.).  Суждение  ­  форма   мысли,   в   которой   утверждается   или   отрицается   что­либо относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений и которая обладает свойством выражать либо истину, либо ложь. Это более сложная форма мысли, она состоит уже не из признаков, а из понятий и может быть истинной либо ложной.Умозаключение  ­  самая   сложная   форма   человеческой   мысли,   образованная   из суждений.  3.СИМВОЛИКА ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ СТРУКТУРЫ МЫСЛИ: Любая наука строит свой язык на основе естественного языка. Логика также использует естественный   язык,  формируя   на   его   основе   свой   собственный:   специальные   слова, термины, особые знаки (символы). В общем виде символический язык логики включает следующие символы: S   ­   символ   для   обозначения   субъекта   суждения   (предмета   мысли,   логического подлежащего). P ­ символ предиката суждения (логического сказуемого), т.е. понятия, отражающего присущий или не присущий предмету мысли (субъекту), признак. М ­ средний термин умозаключения, общее дли исходных суждений понятие. «Есть» ­ «не есть» (суть ­ не суть и пр.) ­ логическая связка между субъектом и предикатом суждения, выражаемая «S»­«Р». а, b, с, ... ­ предметные постоянные (их используют для собственных или описательных, т.е. единичных, имен предметов). УПРАЖНЕНИЕ Определите, какие формы мысли представлены в следующих языковых выражениях:  5 не делится на 2 без остатка.  Компьютер Pentium.  Пафос.  Интеллект.  Некоторые студенты ­ спортсмены.  Факультет вычислительной техники.  Средневековая эпоха.  Студент.   Париж ­ моя мечта.  Деканат расположен в четвертом корпусе. На том основании, что все металлы электропроводны и медь ­ металл, заключаем, что медь электропроводна.  Некоторые болезни ­ неизлечимы.  Некоторые водоплавающие дышат жабрами.