Теоретический материл по дисциплине "Менеджмент" по теме "Принятие решений" разработан для студентов СПО. Рассмотрены следующие теоретические вопросы: Значение, сущность управленческого решения. Требования к управленческим решениям: реализуемость, эффективность. Основные признаки управленческого решенич: наличие альтернатив, существование цели, волевой акт. Виды управленческих решений.
Принятие решений
1. Значение, сущность управленческого решения.
2. Требования к управленческим решениям.
3. Виды управленческих решений.
4. Модели и методы подготовки управленческих решений.
с
производственными,
1.Принятие решений – основная часть работы менеджеров любого звена любого
предприятия. Поэтому понимание всех тонкостей процесса принятия решений в
различных условиях, знание и применение различных методов и моделей принятия
решений играет значительную роль в повышении эффективности работы
управленческого
персонала.
Для российских предпринимателей весьма характерно принятие управленческих
решений в условиях неопределённости. Это обусловлено социальнополитическими,
административнозаконодательными,
коммерческими,
финансовыми и другими факторами. Условиями, создающими неопределенность,
являются воздействия факторов внешней и внутренней среды организации. Решение
принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность
потенциальных
результатов.
В условиях неопределенности процесс принятия решения состоит из нескольких
этапов, одним из которых является выбор и оценка альтернативных вариантов.
Процесс принятия решений для каждого человека индивидуален, очень сложен и мало
кто может его избежать. Способность принимать решения быстро и правильно
вырабатывается
опытом.
Различные специалисты дают различные определения понятию “решение” , но из всех
определений следует,
что решение – это выбор альтернативы
Управленческие решения (УР) это выбор, который должен сделать руководитель,
чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Глобальной
целью разработки и принятия любого УР является обеспечение реализуемого и
наиболее эффективного варианта движения к поставленным перед организацией целям.
2.Важнейшие требования к УР:
Реализуемость;
Эффективность.
Основные признаки УР:
Наличие альтернатив;
Существование цели (иногда формализованной в виде критерия);
Волевой акт.
УР имеют ряд специфических особенностей, их разработка и реализация требуют
привлечения большого объема финансовых и материальных ресурсов;
Они оказывают важное воздействие на большие коллективы людей, срок их
последействия достаточно высок;
Каждое из них в значительной мере определяет последующие решения;
Ответственность за принимаемые решения очень высока.
В качестве основных проблем при разработке УР можно назвать следующие:
Давление сроков;
Быстрая смена условий и возникающих проблем и задач;
Нехватка информации, ее дороговизна и низкое качество;Ненадежность имеющихся методов, их несоответствие возникающим задачам,
недостаточный уровень детализации, формализации и возможности адаптации к
конкретной ситуации;
Засилье рутины и др.
3.Управленческие решения могут быть классифицированы:
1. по функциональному содержанию:
решения плановые,
организационные,
контролирующие,
прогнозирующие.
2. по характеру решаемых задач:
экономических,
организационных,
технологических,
технических,
экологических.
3. по уровням иерархии систем:
на уровне системы,
на уровне подсистем,
на уровне отдельных элементов системы.
4. в зависимости от организации разработки решений:
индивидуальные,
коллективные.
5. по характеру целей:
текущие (оперативные),
тактические,
стратегические.
6. В зависимости от подходов к принятию управленческого решения:
интуитивные (решения основаны на внутреннем убеждении руководителя в
состоятельности принимаемого решения),
решения, основанные на суждениях (когда наибольшее значение имеют предыдущий
опыт и схожие ситуации, которые складывались ранее),
рациональные решения (связаны, как правило, со сложными ситуациями внутри
предприятия, когда требуется тщательный анализ, разрабатываются решения
тактического и стратегического характера),
экспертные (связанные с широким использованием экспертных оценок, разработки
сценариев, ситуационных моделей).
Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несёт на себе
отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению.
В связи с этим принято различать следующие типы решений:
1. Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически
относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно,
прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную
идею.
2. Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразныеидеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить,
уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и
надёжными, принимаются «с наскока», «рывками».
3. Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них наоборот
контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в
таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.
4. Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не
нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не
испугаться любых опасностей.
5. Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех
вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в ещё меньшей степени, чем
инертные, отличаются новизной и оригинальностью.
Классификация управленческих решений по следующим признакам:
1. Источник возникновения:
инициативные (творческий вклад руководителя)
по предписанию (функциональные обязанности)
2. Способ доведения решений:
устные
письменные
виртуальные
3. Субъект принятия решения:
индивидуальные
групповые
4. По повторяемости выполнения:
рутинные (традиционные)
новаторские (творческие)
5. По времени действия:
стратегические
тактические
оперативные
6. По прогнозируемым результатам:
с определенным результатом
с вероятностным или неопределенным исходом
7. По характеру разработки и реализации:
уравновешенные
импульсивные
инертные
рискованные
осторожные решения
8. По методам переработки информации:
алгоритмические (математические и статистические методы)
эвристические (логика, интуиция)
9. Содержание решений:
экономические
технические социальные
организационные
10. По типу проблемы:
хорошо структуризованные
слабо структуризованные
неструктуризованные.
широко
для
принятия
запасами;
управления
модели
используется
экономический
4.Модели и методы подготовки управленческих решений.
Моделирование
решений.
Модель – это представление объекта, системы или процесса в форме отличной от
оригинала, но сохраняющей основные его характеристики.
В науке управления используются следующие модели: теория игр; модели теории
очередей;
анализ.
Теория игр. Данный метод служит для моделирования оценки воздействия принятого
решения на конкурентов. Изначально была разработана военными с тем, чтобы в
стратегии учесть возможные действия противника. В бизнесе игровые модели
используются для прогнозирования реакции конкурентов на изменение цен,
модификацию и освоение новой продукции, предложения дополнительного
обслуживания и т. д.
Теория игр используется реже, чем другие модели, так как ситуации в реальном мире
очень сложны и часто меняются. Но, тем не менее, теория игр полезна для определения
наиболее важных и требующих учета факторов в ситуации принятия решений в
условиях конкурентной борьбы. Благодаря применению данной теории организация
может прогнозировать действия конкурентов, что является преимуществом и
увеличивает
конкурентоспособность.
Модели теории очередей, или модели оптимального обслуживания используются для
определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в
них. Применяется в различных ситуациях, где есть клиенты и пункты их обслуживания
(резервирование билетов по телефону, обслуживание клиентов в банке, количество
разгрузочных площадок на складах и т. д.). Используются для уравновешивания
расходов на дополнительные каналы обслуживания и потерь от обслуживания на
уровне
оптимального.
Например, если клиент в банке слишком долго ждет своей очереди на обслуживание, у
него может возникнуть желание поменять банк. Следовательно, необходимо увеличить
численность персонала, обслуживающего клиентов. На сколько человек необходимо
увеличить численность поможет модель теории очередей.
Модели управления запасами используются для определения времени размещения
заказов на ресурсы и их количества, а также массы готовой продукции на складах. Цель
данной модели оптимизация запасов на предприятии. Чрезмерное их накопление хотя
помогает избежать потерь, обусловленных их нехваткой, во многих случаях сводит к
минимуму издержки на размещение заказов, так как они размещаются в больших
количествах, но также ведет к дополнительным издержкам на хранение, перегрузку,
потери от порчи, уменьшение оборотных средств, что уменьшает мобильность
предприятия в принятии решений при возникновении новой ситуации на рынке.
нижеЭкономический анализ один из самых распространенных методов моделирования,
хотя он и не воспринимается как моделирование. Экономический анализ вбирает в себя
почти все методы оценки издержек и экономических выгод, а также относительной
рентабельности деятельности предприятия. Экономический анализ включает в себя
анализ безубыточности, определение прибыли на инвестированный капитал, величину
чистой прибыли на данный момент времени и т. д. эти модели широко применяются в
бухгалтерском и финансовом учете.