Лекционный материал по теме Социальная психология личности

  • Лекции
  • doc
  • 14.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Лекционный материал для студентов СПО по дисциплине Социальная психология по теме Социализация личности включает рассмотрение теоретических вопросов: Соцальная установка.Компоненты социальной установки. Функции социальной установки. Социальный стереотип. Виды социальных стереотипов. Динамика стереотипов. СОциализация личности. Виды социализации. Механизмы социализацит. Институты социализации. Уровни социализации.
Иконка файла материала Социальная психология личности.doc
Социальная психология личности 1. Социальные установки 2. Стереотипы. 3. Социализация личности. 1. Социальная   установка –   состояние   психологической   готовности   личности вести себя определенным образом, основанная на прошлом социальном опыте и регулирующая   социальное   поведение   индивида.   (Олпорт).   В   западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд». Социальная установка имеет 3 компонента: 1. 2. Когнитивный, предполагающий рассудочную деятельность; Аффективный (эмоциональная оценка объекта, проявление чувства симпатии или антипатии); 3. Конативный   (поведенческий)   предполагает   последовательное   поведение   по отношению к объекту. Инструментальная   Разными авторами выделяются четыре ключевые функции (имеющие определенное сходство с функциями аттитюда в теории Смита, Брунера и Уайта). 1.   выражает приспособительные   тенденции   поведения   человека,   способствует   увеличению вознаграждения   и   уменьшению   потери.   Аттитюд   направляет   субъекта   к   тем объектам, которые служат достижению его целей.  (адаптивная,   утилитарная)   функция: 2. 3. 4. Эгозащитная   функция:   социальная   установка   способствует   решению внутренних конфликтов личности, защищает людей от неприятной информации о самих себе или о значимых для них социальных объектах. Люди часто действуют и думают таким образом, чтобы оградить себя от неприятной информации. Так, например, чтобы повысить свою собственную значимость или значимость своей группы,   человек   часто   прибегает   к   формированию   негативного   аттитюда   по отношению к членам аутгруппы. Функция   выражения   ценностей   (функция   самореализации):   аттитюды   дают человеку   возможность   выразить   то,   что   важно   для   него,   и   организовать   свое поведение   соответствующим   образом.   Осуществляя   определенные   действия   в соответствии   со   своими   аттитюдами,   индивид   реализует   себя   в   отношении   к социальным   объектам.   Эта   функция   помогает   человеку   самоопределиться, понять, что он собой представляет. Функция организации знаний: основана на стремлении человека к смысловому упорядочиванию   окружающего   мира.   С   помощью   аттитюда   существует возможность, оценки поступающей из внешнего мира информации и соотнесения ее с существующими у человека мотивами, целями, ценностями и интересами. Установка   упрощает   задачу   изучения   новой   информации.   Посредством выполнения этой функции аттитюд включается в процесс социального познания.2.Стереотип — устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами. Система стереотипов составляет миропонимание. Динамика стереотипов: Стереотип начинает действовать еще до того, как включается разум.   Это   накладывает   специфический   отпечаток   на   данные,   которые воспринимаются нашими органами чувств еще до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия. 3.Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения,   психологических   установок,   социальных   норм   и   ценностей,   знаний, навыков,   позволяющих   ему   успешно   функционировать   в   обществе.   Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством  социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.  В   социологии   выделяются   два   уровня   социализации:   уровень   первичной социализации   и   уровень   вторичной   социализации.   Первичная   социализация происходит   в   сфере   межличностных   отношений   в   малых   группах.   В   качестве первичных   агентов   социализации   выступает   ближайшее   окружение   индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов.   Вторичные   агенты   –   это   формальные   организации,   официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства.