Лекция "Этапы работы над текстом"
Оценка 4.9

Лекция "Этапы работы над текстом"

Оценка 4.9
Лекции
doc
преподавание
Взрослым
28.03.2021
Лекция "Этапы работы над текстом"
Лекция "Этапы работы над текстом"
Этапы работы над текстом.doc

Обучение студентов способам работы над текстом

 

ТЕКСТ - это речевое произведение, которое является результатом речевой деятельности человека, это основная коммуникативная единица, которая им используется во время речевой деятельности.

Текст характеризуется единством темы, замысла, основной мысли и смысловой законченностью.

У текста также есть определённая композиция (внутренняя структура). Она состоит из зачина (вступления), основной части и заключения. Наличие в тексте основной части обязательно, вступления и заключения - факультативно. Во всех частях последовательно раскрывается содержание текста.

Этапы работы над текстом

Существуют различные точки зрения по поводу того, какие этапы работы над текстом необходимо включить в учебный процесс, какие наиболее эффективны. Естественно, что выбранные виды работы зависят от целей, которые мы ставим перед чтением.

Обычно выделяются 3 этапа работы над любым текстом: дотекстовый этап (предречевые упражнения), текстовый этап (контроль понятия содержания), послетекстовый этап (контроль понятия важных деталей текста, анализ и оценка). Очевидно, что послетекстовый этап будет присутствовать в том случае, когда текст рассматривается не столько как средство формирования умений читать, сколько для развития продуктивных умений в устной или письменной речи, а проще говоря, умений говорить и писать на иностранном языке.

Виды упражнений

Методисты и учителя предлагают много видов заданий для работы над текстами. Естественно, что виды работ зависят от того, какую цель мы ставим перед домашним чтением. Если это чтение ради чтения, то задания будут ориентированы только на контроль содержания. Если мы хотим, чтобы у нас состоялась и беседа по прочитанному, по проблеме текста, то, кроме заданий, упомянутых выше, добавляются еще и другие, чтобы учащиеся могли высказать свое мнение, переходя, постепенно от подготовленной к неподготовленной речи.

Нет согласия между методистами и в необходимости предтекстовых упражнений, направленных на работу с лексическими и грамматическими структурами, использованными в тексте. Одни авторы считают, что такие упражнения обязательны и они должны предшествовать обсуждению самого текста, поскольку тем самым у учащихся обогащается словарный запас и подготавливается база для дальнейшего говорения по проблеме. Другие авторы считают, что чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, а не средство для обучения устной речи, поэтому предварительная работа над словами здесь будет лишняя.

Кроме всего, вид упражнений зависит и от возраста учащихся, от уровня их подготовленности. Так, в языковом вузе происходит совершенствование навыков прочтения художественного текста. Студенты учатся:

· воспринимать особенности формы и содержания художественного произведения (сюжет, жанр, форму презентации, идею, композицию);

· понимать как явно выраженную информацию, так и скрытую;

· извлекать лингвистическую, лингвострановедческую и идейно-образную информацию;

· делать выводы о событиях и персонажах;

· проникать в суть словесно-художественного замысла писателя, его творчества в целом;

· проводить лингвостилистический анализ текста с использованием литературных терминов.

Чтение художественных произведений совмещается с изучением литературоведческих статей и последующем обсуждением выдвинутых в них положений. Происходит дальнейшее расширение лексического запаса за счет активизации слов и выражений, относящихся к области литературной теории. При фронтальном и индивидуальном контроле может использоваться как устная речь, так и письменная (перевод трудных фрагментов, их анализ, аннотирование, реферирование).

Предтекстовые упражнения (работа над словами и грамматикой, использованные в тексте).

1. Найти, выписать и перевести предложения с определенными словами.

2. Найти пары: слово и его дефиниция. Учащимся даны 2 колонки, их задача соединить пары стрелочками.

3. Выбрать антоним слова из предлагаемых.

4. Выбрать синоним слова из предлагаемой группы.

5. Объяснить слово или фразу, идиому, не переводя ее.

6. Соединить пары слов по смыслу.

7. Работа над словообразованием.

8. Работа с предлогами.

9. Выписать и перевести предложения с определенной грамматической структурой: пассивным залогом, инфинитивом, косвенной речью и т.д.

10. Перефразировать предложения, используя определенную грамматическую структуру.

11. Перефразировать предложения, заменив выделенное слово или выражение на синоним, использованный в тексте.

12. Составить предложения с определенными словами, чтобы стало ясным их значение.

13. Перевести на английский слова и выражения, используя лексику текста.

14. Частичный перевод предложения, где учащимся остается перевести на английский только одно слово, данное в скобках.

8. Контроль понимания общего содержания

Все перечисленные задания максимально облегчены, в них все внимание сконцентрировано только на содержании. Они могут по указанию учителя выполняться как в устной, так и в письменной форме.

Эта система контроля должна быть как можно больше ориентирована на самоконтроль читающего. При этом контрольные задания могут быть сообщены читающему или до чтения или после него.

Контрольная обратная связь осуществляется в процессе чтения и способствует более полному осмыслению информации текста.

1. озаглавить главные смысловые части текста;

2. найти (выписать) предложения, выражающие главную мысль отдельных частей текста;

3. прочитать (выписать) те фрагменты из текста, которые характеризуют того или иного героя;

4. найти (выписать) предложения, подтверждающие или отрицающие определенное мнение;

5. перечислить последовательно всех действующих лиц;

6. назвать по порядку все места действий, названные в тексте;

7. продолжить (окончить) рассказ одной-двумя фразами на иностранном языке;

8. ответить на вопросы, ответы на которые учащиеся могут найти в тексте;

9. угадать и описать ситуации, в которых автор употребляет ту или иную лексическую единицу, сочетания слов или целое предложение.

10. Согласиться или не согласиться с высказываниями в соответствии с содержанием.

11. Учитель называет 2--3 предложения. Нужно выбрать утверждение, соответствующее содержанию, и повторить его.

12. Пересказать текст, сокращая его и выбирая главное. Возможен пересказ по плану или по ключевым словам.

13. Написать вопросы, ответы на которые послужат пересказом текста

13. Перевести отрывок на хороший русский

9. Контроль понимания важных деталей текста и его оценка

Понимание текста -- лишь часть задания, подготовка к следующему этапу -- к беседе по прочитанному. В сущности этот второй подход к контролю чтения скорее является упражнением в устной речи, нежели в чтении. Обсуждение предполагает понимание содержания текста; понятое содержание служит базой для построения бесед, сообщений, моделирования ситуативно-обусловленных речевых актов, высказывания суждений, выражения отношений, эмоций и т. п. Упражнения для организации беседы по прочитанному должны представлять собой последовательную серию заданий, направленных на постепенный переход от подготовленной речи к речи неподготовленной. Эта система упражнений должна быть всячески ориентирована на выяснение взаимоотношений действующих лиц, на вскрытие и оценку мотивов их поступков. Здесь возможны такие задания:

1. передать содержание отдельных эпизодов из текста.

2. рассказать, как действовал герой повествования в сложившейся ситуации;

3. инсценировать поведение (поступок) тех или иных героев.

4. охарактеризовать того или иного героя повествования: внешность и характер.

5. охарактеризовать время, место и обстоятельства действия;

6. объяснить намерения автора;

7. ответить на вопросы с изложением в ответе собственной точки зрения по затронутому вопросу.

8. прокомментировать, событие, эпизод или поступок, содержащиеся в тексте;

9. организовать беседу-дискуссию в связи с оценкой событий или поступков героев текста;

10. дать развернутую оценку поступкам героев, изложенным в тексте;

11. выразить главную идею текста одним предложением;

12. рассказать о своих впечатлениях о тексте, оценить его. Сказать, что понравилось, что нет и почему.

10. Послетекстовый этап

Творческие задания.

1. Попытаться представить поведение героев в изменившихся обстоятельствах, например, несколько лет спустя или спросить, чтобы стало с героями, если бы что-то не произошло;

2. Пересказать текст от лица различных персонажей. Здесь учащимся можно даже пофантазировать, ведь в тексте не может содержаться вся информация о поведении и местоположении того или иного героя;

3. Предложить картину-иллюстрацию к тексту, не рисуя ее, а просто описать, что там будет;

4. Написать свои вопросы к персонажам, если бы была возможность оказаться там.

5. Рассмотрев иллюстрацию к тексту, написать сочинение на тему «Что чувствует герой (героиня) в данный момент»

6. Написать рекламную брошюру какого-либо места из текста или заведения

7. Написать краткую аннотацию к книге, которая могла бы послужить вступлением.

8. Написать письмо герою или героине книги, предупреждая его (ее) о том, что может случиться.

9. Дать совет герою (героине)..

10. Написать сочинение о своем любимом персонаже;

11. Сравнить персонажей книги, которые там явно противопоставлены друг другу или с персонажем ранее прочитанной книги.

12. Взяв за основу ситуацию текста, написать собственный текст в другом жанре.

13. Подобрать / отобрать пословицы, которые наиболее точно подходят по смыслу к данной ситуации и наиболее точно передают идею текста.

 

Виды работы над текстом на уроке чтения.

1.                              Чтение всего текста.

2.                              Чтение, деление на части. Составление плана.

3.                              Чтение по готовому плану.

4.                              Чтение, после чтения - пересказывание.

5.                              Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

6.                              Чтение с сокращением текста. Дети убирают слова или предложения, которые можно опустить. Подготовка к сжатому пересказу.

7.                              Чтение цепочкой по предложению.

8.                              Чтение цепочкой по абзацу.

9.                              Чтение вполголоса.

10.                          Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

11.                          Чтение, ответы на вопросы.

12.                          Чтение, нахождение отрывка, который поможет ответить на вопросы.

13.                          Чтение самого красивого места в тексте или стихотворении.

14.                          Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. Позже предложение можно заменить логически законченным отрывком.

15.                          Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путём тренировок дома набирает 10-15 слов. Например, норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст должен прочитать с нормой 50-55 слов в минуту.

16.                          Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

17.                          Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить ошибку.

18.                          Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

19.                          Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

20.                          Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками ( для басни).

21.                          Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).

22.                          Чтение- подборка звукового оформления «фильма».

23.                          Беседа с сопровождением выборочного текста.

24.                          Нахождение в тексте 3 (5, 7,..) выводов.

25.                          Высказывание своих собственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.

26.                          Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.

27.                          Установление путём чтения причинно- следственных связей.

28.                          Чтение названия рассказа. Как ещё можно назвать?

29.                          Чтение по ролям.

30.                          Чтение по ролям диалога, исключая слова автора .

31.                          Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

32.                          «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).

33.                          Нахождение предложений (отрывка), который мог бы прочитать вот этот человек.

34.                          Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально.

35.                          Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным, запятой, многоточием ит.д.

36.                          Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем уроке).

37.                          Нахождение и чтение образных слов и описаний.

38.                          Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

39.                          Нахождение и чтение слов, которые читаются громко, тихо, медленно…

40.                          Чтение стихотворения, расстановка пауз.

41.                          Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.

42.                          Выразительное чтение рассказа, отрывка, стихотворения по собственному выбору.

43.                          Чтение отрывка текста с распространением предложений в нём.

44.                          Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме

__________чн_________, ________жи________

1.                              Кто быстрее найдёт в тексте слово на заданное учителем правило.

2.                              Нахождение в рассказе самого длинного слова.

3.                              Нахождение в рассказе двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

4.                              Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:

А) существительное + прилагательное;

Б) существительное + глагол;

В) местоимение + глагол;

49. Чтение, пометка непонятных слов.

50. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги.

51. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова написаны на доске).

52. Чтение слов, к которым даны сноски.

53. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.

54. Чтение и выписывание слов для практического словаря, например, к тема «Осень», «Зима» и т.д.

55. Комбинированное чтение. (учитель - учащиеся хором).

 

Работу с текстом делят на три этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. Обучение приёмам работы с текстом и получение необходимых знаний, умений и навыков позволяет учащимся овладеть умениями и навыками самостоятельной работы с текстом и подготовки речевых высказываний различного типа.

ПРЕДТЕКСТОВЫЙ ЭТАП.

Приёмы работы с материалом текста и соответствующие упражнения на ПРЕДТЕКСТОВОМ ЭТАПЕ предназначаются для дифференциации языковых единиц и речевых образцов, их узнавания в тексте, тренировки сиюминутной их семантизации, овладения различными структурными материалами (словообразовательными элементами, видовременными формами глагола и т. д.) и языковой догадкой для формирования навыков вероятностного прогнозирования.

Упражнения на узнавание слова по формальному признаку:

1.                              Определите по формальным признакам, какой частью речи являются выделенные слова.

2.                              Прочитайте слова и укажите, от каких слов они образованы.

Упражнения на узнавание слова по семантическому признаку:

1.                              Заполните пропуски подходящими по смыслу словами.

2.                              Найдите синонимы, антонимы в ряду данных слов.

3.                              Прочитайте и выпишите из текста все слова обозначающие: предметы, действия и т. д.

4.                              Выберите из текста слова, относящиеся к изучаемой теме.

Упражнения на автоматизацию узнавания лексических единиц:

1.                              Найдите в ряду слов существительное (глагол, прилагательное … …).

2.                              Найдите самое общее или самое конкретное по значению слово. (Упражнения ограничить во времени).

Упражнения на различение грамматических явлений:

1.                              Выпишите из текста изучаемые явления и сгруппируйте их.

2.                              Выпишите предложения с данной грамматической формой.

3.                              Объясните употребление данной грамматической формы.

Подстановочные упражнения:

1.                              Составьте предложения из слов, данных вразбивку.

2.                              Замените выделенную форму по образцу.

Трансформационные упражнения:

1.                              Составьте из двух предложений одно простое.

2.                              Образуйте сложноподчинённое предложение из приведённых простых.

3.                              Выразите ту же мысль другими средствами.

Упражнения для обучения работе со словарной статьёй:

1.                              Быстро сориентируйтесь в алфавите и найдите указанное слово.

2.                              Определите значение сложного слова по его элементам.

3.                              Трансформируйте грамматическую форму слова, встречающуюся в тексте, в словарную, исходную.

Упражнения на прогнозирование содержания читаемого:

1.                              Прочтите заглавие и скажите, о ком (чём) будет идти речь в данном тексте

2.                              Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.

Предтекстовая ориентировка читающего:

1.                              Ответьте на предтекстовые вопросы.

2.                              Определите верные и неверные утверждения.

ТЕКСТОВЫЙ ЭТАП.

На ТЕКСТОВОМ ЭТАПЕ предполагается использование различных приёмов извлечения информации и трансформаций структуры и языкового материала текста.

Упражнения на свёртывание текста:

1.                              Найдите в предложении или группе предложений элементы, несущие информацию.

2.                              Расположите предложения абзаца по степени важности информации.

3.                              Сократите предложения, абзацы, отдельные фрагменты текста за счёт исключения несущественной информации.

Упражнения на реконструкцию текста:

1.                              Составьте предложения из заданных ключевых слов по образцу.

2.                              Расположите разрозненные предложения в соответствии с предлагаемой схемой.

3.                              Составьте сокращённый вариант текста из 10 предложений на основе выбора их из предложенных 20.

Упражнения на перефразирование:

1.                              Замените слово синонимом по образцу.

2.                              Замените слова дефиницией (описанием).

3.                              Преобразуйте действительный залог в страдательный, и наоборот по образцу.

4.                              Расположите разрозненные пункты плана в соответствии с содержанием.

5.                              Воспроизведите текст по плану

Упражнения на обобщения материала:

1.                              Сделайте итоговый вывод или резюме по содержанию текста.

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙ ЭТАП.

На послетекстовом этапе приёмы оперирования направлены на выявление основных элементов содержания текста.

Упражнения на выявление темы текста:

1.                              Выявите слова, выражающие тему в абзаце, в связке абзацев, в тексте.

2.                              Найдите обобщающие слова и сформулируйте тему.

3.                              Сформулируйте тему самостоятельно.

Упражнения на передачу сюжета:

1.                              Оцените значение указанного события или эпизода для развития сюжета.

2.                              Определите наиболее значительные события и/или эпизоды в тексте.

Упражнения на составление характеристики персонажей:

1.                              Выделите авторские характеристики.

2.                              Ответьте на вопросы к фрагментам текста.

3.                              Поставьте вопросы к фрагментам текста.

4.                              Прокомментируйте авторскую характеристику героев.

Дайте свою характеристику героям


Скачано с www.znanio.ru

Обучение студентов способам работы над текстом

Обучение студентов способам работы над текстом

Чтение художественных произведений совмещается с изучением литературоведческих статей и последующем обсуждением выдвинутых в них положений

Чтение художественных произведений совмещается с изучением литературоведческих статей и последующем обсуждением выдвинутых в них положений

Пересказать текст, сокращая его и выбирая главное

Пересказать текст, сокращая его и выбирая главное

Взяв за основу ситуацию текста, написать собственный текст в другом жанре

Взяв за основу ситуацию текста, написать собственный текст в другом жанре

Нахождение и чтение слов с логическим ударением

Нахождение и чтение слов с логическим ударением

Упражнения на различение грамматических явлений: 1

Упражнения на различение грамматических явлений: 1

Оцените значение указанного события или эпизода для развития сюжета

Оцените значение указанного события или эпизода для развития сюжета
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2021