МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГБПОУ «МАКЕЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
КОНСПЕКТ
ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ОП.01. ПЕДАГОГИКА
Преподаватель: Кожушко Н.Б.
Рассмотрено на заседании ПЦК
преподавателей дошкольной педагогики,
психологии и отдельных методик
Протокол № 1
Председатель ПЦК Кашик С.Р.
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
ТЕМА 1.9. Формы, методы, и средства обучения, их педагогические возможности и условия применения
ЦЕЛЬ: Познакомить студентов с формами, методами, средствами обучения и их педагогическими возможностями; развивать умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; воспитывать устойчивый интерес и ответственное отношение студентов к профессиональной деятельности
ВИД ЗАНЯТИЯ: лекция
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, схемы
ЛИТЕРАТУРА:
1.Бороздина, В.Г. Основы педагогики и психологии: учебник для СПО / Г.В. Бороздина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2016. – 476 с. – Проф. образование.
2. Сластенин, В.А. Педагогика : учебник для студ. учрежд. СПО / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – 8-е изд., испр. и доп. – М. : Академия,
2016. – 544 с.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вступительная часть.
1.1. Организация студентов.
1.2. Мотивация учебной деятельности.
На прошлом занятии мы с вами изучили новую тему. Дайте письменно ответы на вопросы:
¾ Что такое педагогический процесс?
¾ Назовите этапы педагогического процесса?
¾ Цель и задачи педагогического процесса?
¾ Принципы и условия организации педагогического процесса?
¾ Структура и содержание педагогического процесса?
¾ Как осуществляется организация педагогического процесса в разных возрастных группах ДОУ.
Сегодня на занятии мы изучим новую тему и познакомимся с формами, методами, средствами обучения, их педагогическими возможностями и условиями применения
2. Изложение материала лекции (познакомить с планом работы. Раскрыть все пункты плана лекции)
План
1. Понятие и сущность метода, приема и правила обучения.
2. Структура методов обучения
3. Классификация методов обучения
4. Средства обучения
5. Выбор методов и средств обучения
6. Занятие как основная форма организации обучения в современном ДОУ. Разные виды занятий. Структура занятия.
1. Понятие и сущность метода, приема и правила обучения.
Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.
Методы обучения – это способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей.
Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и обучающихся по осуществлению задач образования, воспитания и развития (Ю. К. Бабанский).
Методы обучения - это способы обучающей работы педагога и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом (И. Ф. Харламов).
Методы обучения отражают во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности учащихся по достижению целей обучения.
Широко распространенными в дидактике являются также понятия «прием обучения» и «правило обучения».
Прием обучения – составная часть или отдельная сторона метода обучения, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Границы между этими двумя понятиями очень подвижны и изменчивы. В одних случаях метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других – как прием, имеющий частное назначение. Например, если преподаватель сообщает новые знания словесным методом (объяснение, рассказ, беседа), в процессе которого иногда демонстрирует наглядные пособия, то их показ выступает как прием. Если же наглядное пособие является объектом изучения и основные знания учащиеся получают на основе его рассмотрения, то словесные пояснения выступают как прием, а демонстрация – как метод обучения.
Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам не является их простой суммой. Приемы определяют своеобразие методов работы преподавателя и учащихся, придают индивидуальный характер их деятельности.
Правило обучения (дидактическое правило) – конкретное указание, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.
Правило служит описательной, нормативной моделью приема. Система правил для решения определенной задачи – это уже нормативно-описательная модель метода.
Метод обучения – категория историческая. Уровень развития производительных сил и характер производственных отношений оказывают влияние на цели, содержание, средства педагогического процесса. С их изменением меняются и методы обучения.
На ранних этапах общественного развития передача социального опыта подрастающим поколениям осуществлялась в процессе совместной деятельности детей и взрослых. Преобладали методы обучения, основанные на подражании. Поступая так же, как взрослые, дети овладевали способами и приемами добывания пищи, получения огня, изготовления одежды и т.д. В основе лежал репродуктивный метод обучения («делай как я»). Это самый древний метод обучения, из которого развились все другие.
С момента организации школ появились словесные методы обучения. Учитель устно передавал готовую информацию детям, которые ее усваивали. С возникновением письменности, а затем и книгопечатания появилась возможность выражать, накапливать и передавать знания в знаковой форме. Слово становится главным носителем информации, а обучение по книгам – массовым способом взаимодействия учителя и ученика.
Использовались же книги по-разному. В средневековой школе учащиеся механически заучивали тексты, главным образом религиозного содержания. Так возник догматический, или катехизисный, метод обучения. Более совершенный его вид связан с постановкой вопросов и представлением готовых ответов.
В эпоху великих открытий и изобретений словесные методы постепенно утрачивают значение единственного способа передачи знаний учащимся. В процесс обучения органично входят такие методы, как наблюдение, эксперимент, самостоятельная работа, упражнение, направленные на развитие активности, сознательности, инициативности ребенка. Распространение получают методы наглядного обучения.
На рубеже XIX и XX вв. важное место стал занимать эвристический метод как вариант словесного, который более полно учитывал потребности и интересы ребенка, способствовал развитию его самостоятельности. Методам «книжной» учебы противопоставлялись «естественные» методы, т.е. обучение в ходе непосредственного контакта с действительностью. Интерес вызвала концепция «учение через деятельность» с использованием практических методов обучения. Основное место ней отводилось ручному труду, деятельности различного рода, а также работе учащихся с литературой, в процессе которой у детей формировалась самостоятельность на основе использования собственного опыта. Утвердились частично-поисковые, исследовательские методы.
Однако независимо от роли, которую в разные периоды развития образования отводили тем или иным методам обучения, ни один из них, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Ни один метод обучения не является универсальным. В учебном процессе следует использовать разнообразные методы обучения.
2. Структура методов обучения.
Роль и место методов в обучении определяется его функциями:
¾ информационная (изложение знаний, объяснение материала, рассказ, самостоятельный поиск знаний и их присвоение);
¾ практическая (формирование умений и навыков, освоение способов деятельности);
¾ познавательная (обогащение знаний, приобретение опыта, познавательной деятельности);
¾ управленческая (метод предписывает средства, организует деятельность, обеспечивает результат);
¾ воспитательная (формирует убеждения, систему взглядов, качества личности, мировоззрение).
Любой метод предполагает осознанную цель, без нее невозможна целенаправленная деятельность.
Можно выделить внешнюю и внутреннюю сторону метода обучения. Внешняя сторона метода представляет деятельность с материальными предметами (слушают, читают, наблюдают, пишут); внутренняя - с идеальными (осмысливают, размышляют, анализируют, усваивают и т. д.).
3. Классификация методов обучения
В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.
Рассмотрим важнейшие из них (Таблица 1)
Таблица 1- Классификация методов обучения
АВТОР |
ПРИЗНАК |
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ |
Н.М.Верзилин,Е.Я.Голант, Е.И.Петровский,Д.О.Лордкипанидзе |
по источнику получения знаний |
словесные; наглядные; практические. |
М.А.Данилов, Б.П.Есипов |
по дидактическим целям |
методы сообщения новых знаний; методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике; методы проверки и оценки ЗУН. |
И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин |
по характеру познавательной деятельности |
объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый; исследовательский. |
Ю.К.Бабанский |
на основе целостного подхода к процессу обучения |
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учения; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. |
М.И.Махмутов |
сочетание способов деятельности преподавателя и учащегося |
методы преподавателя; методы учения (исполнительный, репродуктивный, поисковый, частично-поисковый). |
Рассмотрим подробно три наиболее распространенные классификации методов обучения:
1.Ю.К. Бабанский выделяет три группы методов обучения:
- организации учебно-познавательной деятельности обучаемых;
- стимулирования учебно-познавательных процессов;
- контроля за эффективностью этих процессов и в целом всей деятельности.
Первая группа вбирает в себя словесные, наглядные и практические методы обучения. Сюда относятся: лекция, беседа, рассказ, демонстрация наглядного материала, упражнения, выполнение практических заданий и так далее.
2. Классификация методов обучения по дидактической цели (М.А. Данилов, Б.П. Есипов).
В качестве критерия подразделения методов на группы по этой классификации выступают цели обучения. В данной классификации выделяют следующие методы обучения:
— приобретения знаний;
— формирования умений и навыков;
применения знаний;
— закрепления и проверки знаний, умений, навыков (методы контроля).
3. Классификация методов обучения по источнику знаний (Н.М. Верзилин, Е.Я. Голант, Е.И. Перовский). Это более распространенная классификация..
По мнению авторов, существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно, выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); наглядные методы (источниками знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); практические методы (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий).
Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Вторую группу данной классификации составляют наглядные методы обучения, когда усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств. Наглядные методы условно подразделяются на две группы: метод демонстраций и метод иллюстраций.
Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Главное назначение этой группы методов — формирование практических умений и навыков. К практическим методам относятся упражнения, практические, лабораторные работы, дидактическая игра.
Эта классификация получила довольно широкое распространение, что связано, очевидно, с ее простотой.
4. Средства обучения
Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (дидактическими средствами).
Средства обучения – это источники получения знаний, формирования умений.
Понятие «средства обучения» употребляется в широком и узком смыслах. В узком смысле под средствами обучения понимают учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и пр. В широком смысле под средствами обучения подразумевается все то, что способствует достижению целей образования, т.е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения.
Средства обучения призваны облегчить непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также служат средством побуждения, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.
В науке нет строгой классификации средств обучения. Некоторые ученые подразделяют их на средства, которыми пользуется обучающий для эффективного достижения целей образования (наглядные пособия, технические средства), и индивидуальные средства обучаемых (школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т.п.). В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность обучающего, так и обучаемых (спортивное оборудование, кабинеты, компьютеры и т.д.).
Часто в качестве основания для классификации дидактических средств используется чувственная модальность. В этом случае дидактические средства подразделяются на:
¾ визуальные (зрительные), к которым относятся таблицы, карты, натуральные объекты и т.п.;
¾ аудиальные (слуховые) – радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п.
¾ аудиовизуальные (зрительно-слуховые) – звуковые фильмы, телевидение и т.п.
Польский дидакт В. Оконь предложил классификацию, в которой средства обучения расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика. Среди них он выделил простые и сложные.
Простые средства:
¾ словесные (учебники и другие тексты);
¾ визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.).
Сложные средства:
¾ механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.);
¾ аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио);
¾ аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео);
¾ средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).
Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том случае, если используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса.
5. Выбор методов и средств обучения
Выбор методов педагогической деятельности и средств обучения зависит от многих объективных и субъективных причин, а именно:
¾ закономерностей и вытекающих из них принципов обучения;
¾ общих целей обучения, воспитания и развития человека;
¾ конкретных образовательно-воспитательных задач;
¾ уровня мотивации обучения;
¾ особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины;
¾ содержания материала;
¾ времени, отведенного на изучение того или иного материала:
¾ количества и сложности учебного материала;
¾ уровня подготовленности учащихся;
¾ возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
¾ сформированное у учащихся учебных навыков;
¾ типа и структуры занятия;
¾ количества учащихся;
¾ интереса учащихся;
¾ взаимоотношений между преподавателем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество или авторитарность);
¾ материально-технического обеспечения;
¾ особенностей личности педагога, его квалификации.
С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода и средства обучения или их сочетания для проведения занятий.
6. Занятие как основная форма организации обучения в современном ДОУ. Разные виды занятий. Структура занятия.
Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие.
Использование занятий в качестве основной формы обучения детей обосновал Я.А. Коменский.
Традиционно выделяются следующие формы организации обучения:
Таблица 2
Формы организации обучения |
Особенности |
Индивидуальная |
Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми. |
Групповая (индивидуально-коллективная) |
Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.
|
Фронтальная |
Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.
|
Использовать данные формы организации обучения можно как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Занятие — это специально организованная форма взаимодействия педагога с ребёнком, направленная на достижение определённого результата, чётко регламентированная временем и местом в распорядке дня, длительностью, в соответствии с возрастом детей; специально организованная форма образовательного процесса в элементарной учебной деятельности ребёнка дошкольного возраста.
Занятие подразумевает наличие познавательной цели, программного содержания, учебных задач, учебных действий, обязательного участия взрослого, его контроля и личностно ориентированной оценки деятельности детей на занятии.
Результатом занятий выступает разностороннее развитие детей, овладение ими представлениями, умениями и навыками как удовлетворения их познавательных потребностей.
Требования к организации и проведению занятий
Можно выделить следующие требования к организации и проведению занятий:
1. Использование новейших достижений науки и практики.
2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.
3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.
4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.
5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).
6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.
7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).
8. Логика построения занятия, единая линия содержания.
9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).
10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.
11. Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем.
12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.
Классификация и структура занятий
Занятия классифицируются:
Таблица 3
Основание классификации |
Название |
По дидактической задаче |
1. Занятия усвоения новых знаний, умений; 2. Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений; 3. Занятия творческого применения знаний и умений; |
По содержанию дошкольного образования |
1. Доминантное ( по образовательным областям); 2. Интегрированные (включающие содержание из нескольких образовательных областей). |
По количеству обучаемых |
|
Схема 1 - Виды занятий
Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно:
начало, ход занятия (процесс) и окончание.
Таблица 4
Структурный компонент |
Содержание |
Начало занятия |
Предполагает организацию детей: Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты) |
Ход (процесс) занятия |
Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. |
Окончание занятия |
Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей группе к оценке и самооценке результатов привлекаются дети. |
В настоящее время преобладают комплексные занятия, на которых одновременно решается несколько дидактических задач (систематизация знаний, умений и развитие творческих способностей или др.)
По содержанию занятия могут быть интегрированными, т.е. объединять знания из нескольких областей и дифференцированными.
Интегрированное объединение не является произвольным или механическим. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач.
Интеграция вносит существенные коррективы в соотношении изучения нескольких разделов учебной деятельности, так как меняется логическая структура прохождения разделов программы, и тем сокращается время, отведенное на изучение отдельных вопросов за счет снятия повторов в том или другом предмете, что дает возможность активнее использовать игровые формы работы на занятиях.
Интеграция в содержании занятий выполняет 2 основные функции: содержательную и формальную.
Таким образом, интегрированные занятия в большей мере отвечают концепции личностно-ориентированного обучения и способствуют развитию личности ребенка, в то время как одновидовые занятия ориентированы на развитие деятельности.
Занятия проводятся по следующим разделам обучения:
– ознакомление с окружающей жизнью, природой и развитие речи детей;
– развитие элементарных математических представлений;
– изобразительная деятельность и конструирование;
– физическая культура;
– музыкальное воспитание.
Содержание конкретного занятия разрабатывается на основе требований Типовой образовательной программы «Растим личность» по данному разделу, с учетом уровня сформированности учебно-познавательной деятельности детей и освоенности предыдущей программы, а также общих задач воспитания и развития детей разных возрастных групп.
Программа каждого занятия предусматривает:
– определенный объем знаний о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, о способах действий и т.д., их первичное усвоение, расширение, закрепление, обобщение и систематизацию;
– объем практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности;
– объем навыков и умений, нужных для учебно–познавательной деятельности, их первичное формирование или совершенствование, упражнение в применении;
– формирование отношения детей к явлениям и событиям, к знаниям, которые сообщаются и усваиваются на данном занятии, воспитание отношения к собственной деятельности, установление отношений взаимодействия со сверстниками.
Объем учебного содержания на каждом занятии небольшой, он определяется с учетом объема памяти и внимания детей разных возрастных групп, возможностей их умственной работоспособности.
Подготовка воспитателя к занятию включает в себя:
– Определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных этапов занятия.
– Определение триединой задачи:
ü Образовательная: повышать уровень развития ребенка
ü Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
ü Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
– Подбор и организацию такого дидактического материала, который позволяет выявлять индивидуальную избирательность детей к содержанию, виду и форме познания.
– Планирование разных форм организации работы (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы).
– Выбор критериев оценки продуктивности работы с учетом характера заданий (дословный пересказ, изложение своими словами, выполнение творческих заданий).
– Планирование характера общения и межличностных взаимодействий в процессе занятия:
а) использование разных форм общения (монолога, диалога, полилога) с учетом целей занятия;
б) проектирование характера взаимодействий детей на занятии с учетом их личностных особенностей и требований к межгрупповому взаимодействию;
в) использование содержания субъектного опыта всех участников занятия в диалоге «ребенок – педагог» и «ребенок – дети».
Планирование результативности занятия предусматривает:
1) обобщение полученных знаний и умений, оценку их усвоенности;
2) анализ результатов групповой и индивидуальной работы;
3) внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату.
Занятие пройдет правильно, полноценно, с пользой для детей, если перед его проведением воспитатель правильно составит план мероприятия, все подготовит, организует.
3. Заключительная часть.
3.1. Итог изложения материала.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Что такое метод обучения?
2. Раскройте сущность известных вам классификаций методов обучения.
3. Какая классификация методов обучения, на ваш взгляд, является наиболее удачной?
4. Назовите основные факторы, обусловливающие выбор методов обучения.
5. Что такое занятие?
6. Назовите виды занятий и структуру?
7. Подготовка воспитателя к занятию?
3.2. Направление дальнейшей самостоятельной работы студентов над темой
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы
Составление таблицы «Формы, методы, и средства обучения»
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
ТЕМА 1.9. Формы, методы, и средства обучения, их педагогические возможности и условия применения
ЦЕЛЬ: Развивать мотивацию и интерес к изучаемой теме. Формировать умения добывать знания самостоятельно. Воспитывать профессионально значимые качества будущих педагогов
ЗАДАНИЯ
1. Составить таблицу «Формы, методы, и средства обучения»
2. Домашнее задание прислать до14.11
ЛИТЕРАТУРА:
1. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений. — М., 2005.
2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.: ил.
3. Л. М. Волобуева, Елена Авилова История дошкольной педагогики. – МГПУ, 2017
4. С.А.Козлова Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 416 с.
4.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Проверка таблицы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТАБЛИЦЫ
Таблица — особая форма передачи содержания, которую отличает от текста организация слов и чисел в колонки (графы) и горизонтальные строки таким образом, что каждый элемент является одновременно составной частью и строки, и колонки (столбца).
Виды таблиц:
ü простая таблица, содержащая перечень данных об одном явлении;
ü групповая таблица, где данные разделяются по конкретному признаку;
ü комбинированная таблица, где деление данных осуществляется сразу по нескольким признакам.
При составлении таблицы важно выбрать существенные характеристики предмета изучения, точно сгруппировать материал, учесть сопоставимость данных, их однородность. В таблицах необходимо приводить только точные данные.
Название самой таблицы набирается шрифтом, как и текст. Интервал между строк можно уменьшить. Заглавия графиков начинаются с большой буквы, а для подзаголовков используется формула для второго уровня. Все заголовки нужно писать горизонтально. Допускается вертикальный набор.
Алгоритм составления ТАБЛИЦЫ:
1) Внимательно прочитайте учебный материал по изучаемой теме.
2) Выберите наиболее эффективный графический способ отображения учебного материала.
3) Ознакомьтесь с образцами оформления таблиц, предложенных преподавателем.
4) Продумайте конструкцию таблицы: расположение порядковых номеров, терминов, примеров, пояснений, числовых значений и т.д.
5) Начертите схему, график, диаграмму, таблицу и заполните необходимым содержимым.
6) Проверьте структурированность материала, наличие логической связи изложенной информации.
Пример:
Таблица - …..
№ п/п |
|
|
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
Критерии оценивания таблицы
Оценка |
|
Критерии |
«5» - «отлично» |
|
- колонки таблицы озаглавлены и соответствуют шаблону; - использованы термины, понятия; - присутствует логическая связь; - информация изложена правильно в соответствии с материалом конспекта, учебника; - аккуратность оформления. |
«4» - «хорошо» |
|
- колонки таблицы озаглавлены и соответствуют шаблону; - допущены неточности в использовании терминов, понятий; - присутствует логическая связь; - информация изложена правильно в соответствии с материалом конспекта, учебника, имеются неточности; - аккуратность оформления. |
«3» «удовлетворительно» |
- |
- колонки таблицы озаглавлены и соответствуют исследуемой теме; - допущены неточности в использовании терминов, понятий; - потеряна логическая связь; - материал изложен литературным языком; - работа выполнена не аккуратно. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.