лекция к ппк проекты

лекция к ппк проекты

doc
08.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Lektsia_2_проект2.doc

Лекция № 2. Проектирование как инновационное направление. Основные понятия проектирования.

Опережающие вопросы и задания:

1.     Найдите подходы и определения к понятию «проект»

2.     Опишите историю проектирования в нашей стране.

3.     На основании полученных сведений докажите, как проекты благотворно влияют на экономику школы и экономику общества в общем, почему они являются инноватикой

4.     Подайте идею инновационного проекта по социальных наукам.

5.     Опережающее задание: найдите подходы к инновационным проектам А.В. Хуторского и А.В. Леонтовича

Заполните таблицу «Современные подходы к проективной деятельности. Основные структурированные тезисы А.В. Хуторского и А.В. Лентовича».

Источники:

Сайт А.В. Хуторского khutorskoy.ru/

Ссылки на А.В. Леонтовича: http://www.researcher.ru/methodics/teor/f_1abucy/a_1aokr5.html

№ п/п

А.В. Хуторский

А.В. Леонтович

1.      

 

 

2.    

 

 

6.     При предварительной самостоятельной индивидуальной разработке проведите круглый стол на тему «Законодательство в сфере образовательного проектирования. Основания для идентификации российских проектов как европейских методов работы».

7.     Проведите открытый урок, мастер-класс с использованием методов проектов, покажите технологию научных исследований в школе.

Литература:

1.     http://khutorskoy.ru/books/bibliography.htm

2.     http://www.researcher.ru/methodics/teor/a_1xitfn.html

3.     Леонтович А.В. К вопросу о развитии творческой активности учащихся // Методология учебного проекта. М., 2001. С. 74-80

4.     Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000

5.     Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.

6.     Полат Е.С. Метод проектов. // http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm

7.     Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997

8.     Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: 1998. - 256 с. (см. также: http://skachate.ru/informatika/5783/index.html?page=7) 

9.     Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении : Научно-методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с. (Серия «Новые стандарты»). – 3,5 п.л.

10. Хуторской А.В. Метод проектов и другие зарубежные системы обучения [Текст] // Школьные технологии. 2013. № 3. С. 95-100.

11. Хуторской А.В. Методологические аспекты инноваций в дистанционной образовательной деятельности //Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006. – С. 238-248.

12. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006. – С.65-79.

13. Хуторской А.В. Эвристические методы как инструмент инновационного обучения // Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006. – С.108-118.

 

Проект—это замысел, идея, образ, воплощенные в форму описания, обоснования, расчетов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации. Цель: сформировать проектное мышление, приблизить к европейскому менталитету.

Собственная классификация проектов: мини-проект, решение проблемной задачи, исследование, социальная инициатива, проба, книга, статья, фильм, экскурсия.

В рамках ФГОС 2010 года проекты в школе стали обязательными. Практическая ориентированность компетентностного подхода и использование метода проектов – как инструмента, который позволяет встать на позицию «используй свои знания» («learning by doing») и помочь нести ответственность детей за их обучение, позволяет мне сделать вывод, что использование данной педагогической технологии может служить тем инструментарием, который учитель использует для формирования компетентностей учащихся в деятельности. Учителю необходимо определить схему введения элементов компетентностного подхода (создать модель). Для этого учитель должен:

  • осознать, ЧТО он хочет формировать, (осуществить поиск проявления компетенций и составить перечень образовательных компетенций, которые могут формироваться, при этом используются ключевые компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции самосовершенствования по А. В. Хуторскому);
  • запланировать, КАК будут формироваться обозначенные компетентности, (какие виды деятельности будут направлены на это);
  • разработать систему заданий, где в содержательном плане заложен компетентностный подход;
  • продумать реальную организационную форму реализации;
  • осознать степень сформированности компетенции через рефлексию, полученный продукт проектной деятельности и успешную реализацию самого проекта.

Компетентность предполагает наличие минимального опыта применения компетенции, поэтому проект может оказаться той площадкой, где могут формироваться и развиваться компетенции учащихся, где может быть осуществлен переход от предметно-знаниевой модели образования к более целостной, где приоритет будет отдан опыту, компетентности, субъектности. Потенциал, который содержит работа с проектами, гораздо выше, чем это может показаться на первый взгляд. Умения разрешать проблемы в ходе проектной деятельности, а не информированность ученика, освоение учениками целостной системы методов познания, где общеучебные умения рассматриваются как важнейший деятельностный компонент учебно-познавательной компетенции, предусматривающий умения по самоуправлению учебной деятельностью, направленные на выдвижение идей, на формулирование проблемы, учебной задачи, планирование, проектирование, контроль и анализ ее выполнения; умения работать с информацией для достижения поставленных учебных задач; умения по сбору и структурированию информации, ее анализу, сравнению, обобщению; умения по предъявлению и презентации продукта как результата проектной деятельности и т.д. Включение с эту систему ценностно-смысловых, социально-трудовых и коммуникативных компетенций говорит о том, что технология проектирования является эффективным инструментом при формировании компетентностей учащихся. По этой причине работа с проектами и организация процесса руководства заслуживают особого рассмотрения.

Очевидно, что эффективное формирование и развитие общеучебных компетенций в ходе проектной деятельности предполагает соответствующее дидактическое, методическое и управленческое обеспечение этого процесса. Занимаясь организацией и управлением проектной деятельностью учащихся, я пришла к необходимости разработки и использования пакета теоретических и практических материалов экспериментальной работы по созданию и апробации модели продуктивного обучения, способствующей развитию творческой активности учащихся и управленческого сопровождения развития проектов. Так мною был разработан курс «От проекта к культуре проектирования». Эта работа – попытка осуществить переход от проектирования, предметом которого является учебный материал и учебные задания к проектированию, предметом которого являются области педагогической, совместной деятельности учителей и учащихся. Материалы обращены к учителям-практикам, осознающих важность целенаправленного развития ключевых компетентностей учащихся.

Сегодня никого не нужно убеждать в необходимости формирования и развития проектных компетентностей. Но низкая эффективность проектной, исследовательской деятельности и учащихся, и учителей, а также качество создаваемых ими образовательных продуктов, требуют, на мой взгляд, более пристального внимания к вопросам целенаправленного обучения проектной деятельности. Авторский курс представляет собой цикл занятий для участников образовательного процесса (учителей и учеников). Цели и задачи для учителей и учеников в овладении проектными компетенциями различны, поэтому мною разработаны программы курсов отдельно для учащихся «Учебные проекты с использованием ИКТ», в которую входят занятия для 5-8 классов: «Учимся решать проблемы (формирование проектного мышления и учебно-познавательной компетентности учащихся)»; для 9-11 классов: «Технология проектной и исследовательской деятельности (формирование ключевых компетентностей учащихся)». Для учителей я веду занятия по программе: «Управление проектной деятельностью учащихся (ключевые аспекты)». Курс адресован всем: кто желает получить знание и навыки в области управления проектами; кто хочет реализовать свои инновационные идеи через проекты, его сопровождает авторский блог «От проекта к культуре проектирования».

Технические навыки: умение использовать подходящие методы и инструменты для управления проектом, умение разрабатывать проектную документацию и навыки работы с ресурсами сети. Навыки межличностных отношений: лидерство, налаживание взаимодействия между участниками проекта, мотивация членов команды, обеспечение поддержки проекта третьими лицами, принятие решений, разрешение конфликтов, решение проблем. При детальном рассмотрении и описании этих навыков нетрудно увидеть, что в ходе реализации проектов участники курсов приобретают компетенции (информационные, коммуникативные и др.).

На мой взгляд, проектная деятельность в образовании не может внедряться на уровне технологии, готовой к воспроизводству другими. Скорее это – элементы технологии, основанные на компетентностном подходе. Проектирование – это деятельность, поэтому и его идеология, и его технология могут осваиваться педагогом только в собственных проектах. Проектную деятельность педагог разворачивает поэтапно, понимая ее смыслы, прорабатывая проблемы, овладевая проектированием как идеологией и технологией собственной деятельности. Поэтому в курсе предусмотрен модуль «Создание образовательных проектов», в котором разрабатываются, оформляются и осуществляются проекты самими слушателями. Завершает курс конференция и круглый стол «Мир проектов». При этом задача-минимум участника курса: сформулировать проектную идею; аргументировать целесообразность проекта; спланировать календарный план-график проекта; ярко, убедительно презентовать проект; получить удовлетворение от реализации проекта!

Педагоги имеют технологии проектирования, формирования и развития компетенций учащихся, чтобы действовать в рамках новой парадигмы компетентностного подхода (например, работы Хуторского А. В. «Технология проектирования ключевых и предметных компетенций» Воровщикова С. Г. «Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции» и др.). Вопрос остается неразрешенным в другом его аспекте – в готовности педагогов реализовать данные возможности.

Большая разница между быстро развивающейся информационной средой, информационным пространством в условиях информационного общества и кадровым обеспечением педагогических работников в состоянии работать в этой среде явились причиной внесения изменений в программу моего курса, и проблема формирования информационной компетентности учителя вышла на первый план. Компетентностная модель учителя-профессионала является сложным многоуровневым образованием, в котором информационный компонент нужно выделить, несомненно, как один из важных. Культура проектирования и информационная культура учителя становится в системе образования непременным условием профессиональной компетентности учителя. Актуальность информационной компетентности не вызывает ни у кого сомнения, однако среди учительства есть немало представителей, отрицающих необходимость адаптации к новым условиям информационного общества. Элементы инертности и коллективного аутизма, убежденности в актуальности устаревающего очень сильны в профессиональной образовательной среде.

 

На каждом этапе развития школы возникал и возникает вопрос о повышении профессионального мастерства педагогов их профессиональной компетентности. Это не случайно, так как именно учитель является главным действующим лицом любых преобразований в системе образования. И прежде чем формировать и развивать компетенции ученика необходимо выяснить владеют ли этими компетенциями те, кто будет конструировать, организовывать, управлять деятельностью обучаемых в процессе формирования их компетенций. Задачами, следующего исследования могут стать:

1.     Определить содержание и структуру процесса формирования информационной и коммуникативной компетентности учителя.

2.     Разработать и обосновать технологию управления процессом формирования информационной и коммуникативной компетентности учителя.

3.     Определить систему критериев и показателей эффективности управления процессом формирования информационной и коммуникативной компетентности учителя.

4.     Осуществить опытно-экспериментальную проверку результативности модели управления формированием информационной и коммуникативной компетентности учителя.

Возможно, именно процесс разработки на локальном уровне способов организации повышения профессиональной компетентности педагогов, может оказаться той площадкой, где могут быть согласованы муниципальные запросы в сфере развития кадрового потенциала и повышения качества образования.

 

Материалы для рассылки:

Каковы же реальные цели участников классно-урочного процесса?

Может быть, создание условий для развития личности?

А что это за условия и как их создавать?

 

  • Единственно реальная цель учителя - "пройти программу"

Цель ученика:

  • в лучшем случае - "стать умнее"
  • в ином - выучить то, что пригодиться для экзамена
  • в худшем случае - перетерпеть годы школьной учебы.

От классно-урочного обучения к целесообразной деятельности ученика, с учетом его личных интересов и целей

Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в т.ч. и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.


В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы.

Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Классификация учебных проектов по Коллингсу

  • Проекты игр - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы, театральные постановки, разного рода развлечения и т.д.
  • Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
  • Повествовательные проекты - те, разрабатывая которые, дети имели целью “получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме” - устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т.д.
  • Конструктивные проекты - нацеленные на создание конкретного, полезного продукта.

Метод проектов в советской школе
(по следам отечественных разработок 1920-х гг.)

  • "…Проектный метод может воспитать деятельных, энергичных, предпримчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами во имя общественного блага, а следовательно, и необходимых при постройке новых начал коммунистического общества"
Проф. Е.Г.Кагаров
"Метод проектов в трудовой школе" (1926г.)

Но использование "метода проектов" в 1920-е годы привело к недопустимому падению качества обучения. И на долгие годы о нем забыли. А какие же были причины явления падения качества обучения?


Современные исследователи истории педагогики выделяют следующие причины:

  • отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;
  • слабую разработанность методики проектной деятельности;
  • гипертрофию "метода проектов" в ущерб другим методам обучения;
  • сочетание "метода проектов" с педагогически неграмотной идеей "комплексных программ".

"В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово - за ребенком, последнее - за учителем"

Коллингс

Основные требования к учебному проекту

  • Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.
  • Планирование действия по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.
  • Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

Проект - это "пять П":

  • Проблема,
  • Проектирование (планирование),
  • Поиск информации,
  • Продукт,
  • Презентация.

Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.


Структура и циклограмма УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Всякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта - долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального - вне зависимости от его тематики.

Этапы деятельности уч-ся

Постановка проблемы

Выдвижеиие гипотез - путей решения. Деление на группы

Планирование деят-сти. Выбор форм продукта

Подготовка продукта

Выбор формы презентации

Подготовка презентации

Презентация

Самоооценка и самоанализ

Сбор информации

Структурирование информации

Изготовление продукта

Оформление продукта

Долгосрочный (год) проект

Сентябрь - октябрь
Формулировка совместно с руководителем темы, проблемы, гипотезы работы

Октябрь
Составление развернутого плана работы

Ноябрь - декабрь

Декабрь - февраль
Проведение исследования

Март
Подготовка чистового варианта

Апрель
Работа с подготовленным текстом оппонентов и рецензентов, подготовка доклада

Май
Защита

В течение проектной недели

До начала проектной недели

1-ый день

2-3-й дни

3-4-й дни

5-й день

Проект, выполняемый на уроках

1-ый урок

Неделя между 1-м и 2-м уроками

2-й урок

Одна - три недели между 2-м и 3-4-м уроками

3-4-й уроки(спаренные)

-

Мини-проект

1-й урок
(в числе двух спаренных)
0 - 20-я минуты

1 - 2-й уроки
20 - 50-я минуты

2-й урок
(в числе 2-х спаренных)

50-70-я
минуты

70-80-я
минуты


ПЕРСОНАЛЬНЫЕ или ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ?

Преимущества пресональных проектов:

  • план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью,
  • у учащегося формируется чувство ответственности,
  • учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта,
  • формирование у учащегося важнейших ОУН (исследовательских, презентационных, оценочных) - вполне управляемый процесс.

Преимущества групповых проектов:

  • в проектной группе формируются навыки сотрудничества,
  • проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне,
  • на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе,
  • в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревновательности повышает мотивацию и положительно.

"Где много легких дел, там много и трудных"

Лао-цзы

Распределение учащихся по проектным группам

Решение этой задачи требует совмещения принципов самостоятельности учащихся в выборе темы и равной численности состава проектных групп.

  • на 1 этапе определяется минимальный и максимальный размер проектной группы,
  • на 2 этапе каждый учитель предлагает свою тему проекта,
  • на 3 этапе (за три месяца до начала проектной недели) на стенде размещается информационная таблица "Подготовка к проектной недели",
  • на 4 этапе каждый ученик, руководствуясь своим интересом, выбирает одну тему проекта и вписывает свою фамилию в соответствующую графу информационной таблицы,
  • На 5 этапе (за два месяца до начала проектной недели) формирование проектных групп должно быть в целом завершено. После этого переход учащихся из группы в группу возможен лишь как исключение.

Классификация проектов по ДОМИНИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

  • Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.
  • Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование.
  • Информационный проект - направлен на сбор информации о каком либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.
  • Творческий проект - проедполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.
  • Ролевой проект.

Классификация проектов по КОМПЛЕКСНОСТИ И ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ

По комплексности (предметно-содержательной области):

  • Монопроекты - как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель - учитель-предметник, консультант - учитель другой дисциплины. Могут быть литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, лингвистическими, культуроведческими, историческими, географическими, музыкальными, спортивными. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.
  • Межпредметные проекты - проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Глубокая и содержательная интеграция требуется уже на этапе постановки проблемы.

По характеру контактов:

  • Внутриклассные,
  • Внутришкольные,
  • Региональные (в пределаходной страны),
  • Международные.

Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, они требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet, задействования средств современных компьютерных технологий.


Классификация проектов по ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ

  • Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка.
  • Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома.
  • Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.
  • Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность"

Бернард Шоу

Формы продуктов проектной деятельности

  • Web-сайт
  • Анализ данных социологического опроса
  • Сравнительно-сопоставительный анализ
  • Атлас, карта, учебное пособие
  • Видеофильм
  • Выставка
  • Газета, журнал, справочник
  • Костюм, модель, коллекция
  • Игра, мультимидийный продукт
  • Музыкальное или художественное произведение
  • Постановка, праздник
  • Экскурсия, поход
  • Законопроект и т.д.

Виды презентаций проектов

  • Деловая игра
  • Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий
  • Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей
  • Игра с залом
  • Научная конференция, доклад
  • Пресс-конференция
  • Путешествие, экскурсия
  • Реклама
  • Ролевая игра
  • Спектакль
  • Соревнование
  • Телепередача и т.д.

 

 

Содержание портфолио проекта

  • Дневник работы над проектом
  • Продукт (проект)
  • Отчет (тема, цели, задачи, связь с ОВ, планирование, исследование, супервайзер, рефлексия)
  • Рецензия
  • Презентационные материалы

Критерии оценки проектных работ

  • А - Планирование и процесс реализации (4 балла)
  • В - Сбор материалов для проекта (8 баллов)
  • С - выбор технологии (4 балла)
  • Е - организация отчета (4 балла)
  • F - Анализ процесса и результатов, презентация (4 балла)
  • G - личная вовлеченность и организованность (4 балла)

"Будущее - в руках школьного учителя"

Виктор Гюго

Проектная деятельность: роль учителя

  • Не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.
  • Учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля.
  • Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.
  • Список ролей, которые предстоит "прожить" по ходу реализации проекта:
    • Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели
    • Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях
    • Консультант, помогающий организовать работу
    • Руководитель, помогающий планировать работу по времени
    • "Человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы
    • Координатор группового процесса
    • Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта

Какие именно общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности

  • Рефлексивные умения:
    • Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
    • Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
  • Поисковые (исследовательские) умения:
    • Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
    • Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
    • Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)
    • Умение находить несколько вариантов решения проблемы
    • Умение выдвигать гипотезы
    • Умение устанавливать причинно-следственные связи
  • Умения и навыки работы в сотрудничестве:
    • Навыки коллективного планирования
    • Умение взаимодействоать с любым партнером
    • Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
    • Навыки делового партнерского общения
    • Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
  • Менеджерские умения и навыки:
    • Умение проектировать процесс (изделие)
    • Умение планировать деятельность, время, ресурсы
    • Умение принимать решения и прогнозировать их последствия
    • Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)
  • Коммуникативные умения:
    • Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
    • Умение вести дискуссию
    • Умение отстаивать свою точку зрения
    • Умение находить компромисс
    • Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
  • Презентационные умения и навыки:
    • Навыки монологической речи
    • Умение уверенно держать себя во время выступления
    • Артистические умения
    • Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
    • Умение отвечать на незапланированные вопросы

Nota Bene: ПРОЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ

  • Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс.
  • При выполнении исследовательского проекта важно избежать превращения его в реферат. Недопустимо создавать у детей представление о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей. Проектант должен выработать и представить собственную точку зрения на источники информации, определить цель исследования и его методику
  • Не всегда удается выдержать направленность проектной деятельности учащихся, обеспечив содержательное единство тем
  • Не прост вопрос реализации воспитательных задач проектной деятельности: основные моральные принципы - взаимопомощь, верность долгу, чувство ответственности за принятые решения - основываются на действии, они должны быть "прожиты"

"Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади"

Дж. Герберт

ШКОЛА БУДУЩЕГО - ШКОЛА ПРОЕКТОВ?

  • Проект - это метод обучения
    • Может применяться на уроке и во внеурочное время
    • Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален
    • Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен
    • Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим
  • Проектирование - это содержание обучения
    • Может быть частью предмета "Технологии", самостоятельным предметом, лечь в основу профильных спецкурсов
  • Проект - это форма организации учебного процесса
    • Может стать альтернативой классно-урочному обучению
  • Проект - это особая философия образования:
    • Философия цели и деятельности
    • Философия результатов и достижений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самый простой вариант памятки как готовить проект преподавателей РГПУ им. А.И. Герцена О.Б. Соболевой и О.В. Иванова

Как работать над проектом?

 Проект – это ваша самостоятельная работа по решению какого-то вопроса

    1.     В проект входит: постановка вопроса

2.     Выбор способа его решения

3.     Осуществление решения

4.     Представление результатов

 Проекты могут быть разными:

·        художественными, практическими и информационными

·        выполненные одним человеком, парой, группой учеников или всем классом

·        короткими (на следующий урок) и длительными (на месяц или на год)

Порядок работы над проектом

 1. Выберите вопрос - тему проекта по вашим интересам.

Помните, что вы можете предложить свою собственную тему проекта, согласовав её с учителем.

2. Определите способ и план решения вопроса, распределите этапы (части) и время выполнения этих этапов. Если проект коллективный, распределите среди товарищей обязанности, необходимые для выполнения проекта.

3. Если проект коллективный, организуйте работу так, чтобы все участники группы отвечали за различные части решения вопроса:

Для слаженной работы коллектива у членов группы могут быть особые обязанности, например:

Командир проекта – организует работу всей группы над проектом, отвечает за своевременное выполнение проекта.

Помощник командира – помогает командиру организовывать работу группы над вопросами темы, отвечает за представление результатов выполнения проекта учителю и товарищам по классу.

Библиограф* – отвечает за сбор информации об источниках обществоведческих знаний по теме проекта.

Компьютерный дизайнер – отвечает за создание компьютерных презентаций проекта.

Художник – отвечает за художественное оформление материалов, которые создаются в ходе проекта.

 

4. Проектная работа может быть двух основных видов:

«Выступаем на уроке»

Эта проектная работа предполагает подготовку таких тем проектов, по которым вы готовите небольшие сообщения для выступления с ними на уроках, или создаете какие-либо поделки, рисунки, которые вы показываете своим товарищам.

 

 

«Проводим исследования»

Эта проектная работа предполагает подготовку таких тем проектов, по которым работа ведется в течение длительного времени. Результаты проектов могут быть представлены, например, в «Виртуальном музее» или на особом уроке обществознания.

 

 

В какой проектной работе можно принимать участие?

 

 

5. Представлять результаты выполнения проекта одноклассникам можно различными способами:

Как можно представить результаты проекта?

 

 

 «Устный журнал»

Результаты проекта представляются в виде «статей», которые «помещаются» в «устный журнал»: вы должны подготовить устные сообщения. Помните, что каждая статья-сообщение должна освещать только самое важное, что было изучено вами в ходе проекта.

 

 

Компьютерная презентация

Результаты проекта можно показать с помощью компьютерной презентации. Показ должен сопровождаться вашими пояснениями тех материалов, которые вы разместите в презентации.

 

 

 «Виртуальный музей»

Результаты проекта представляются в виде письменных сообщений, рисунков, моделей, изображения которых потом размещаются в «Виртуальном музее» – на школьном интернет-сайте.

 

 

 Заочная экскурсия

Результаты проекта представляются в виде экскурсии, для проведения которой в кабинете обществознания вы должны: продумать маршрут экскурсии, отобрать необходимые иллюстрации, подготовить сообщения о тех объектах, которые вы будете показывать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. При работе над проектом необходимо помнить основные правила:

 

Что нужно помнить при работе над проектом?

А. Работайте в тесном сотрудничестве, будьте единой командой, помогайте друг другу. Умейте восхищаться достижениями товарищей.

Б. Начиная разрабатывать проект, не берите работы больше, чем Вы могли бы выполнить. Взяв же на себя работу, обязательно выполните ее.

В. Не опускайте руки в случае неудачи: ошибки и трудности неизбежно сопровождают любую деятельность, в том числе могут появиться и при работе над проектом.

Г. Умейте договариваться друг с другом в своей команде. Будьте терпимы к мнениям других членов вашей группы, убеждайте делами, а не словами. В то же время, не бойтесь признаваться в своих ошибках и исправлять их.

Тест:

1.    Как Вы понимаете начало определения «Проект—это замысел, идея, образ». Свяжите его с процессом развития проективного мышления.

  • 2. Собственная классификация проектов Е.А. Наймарк, найдите лишнее:
  • 1)мини-проект,
  • 2)решение проблемной задачи,
  • 3)исследование,
  • 4)социальная инициатива,
  • 5)социальная проба,
  • 6)книга,
  • 7) статья,
  • 8) фильм,
  • 9) экскурсия
  • 10) Творческое задание.

3.     Закрепите еще раз материал с лекции № 1, добавив материал с данной лекции, максимально раскрыв тему: «Проекты и ФГОС третьего поколения: основные перспективы»

4.     Опишите правило пять «П» проектирования, раскрыв, как Вы работаете над его составляющими.

5.     Максимально подробно раскройте классификации проектов.

6.     Опишите схему групповой работы над проектами.

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)