ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ: Аналитический и синтетический учет основных средств

  • docx
  • 11.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 01Ж.docx

ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ:

Аналитический и синтетический учет основных средств 

 

Аналитический (инвентарный) учет основных средств. Единицей учета основных средств является отдельный инвентарный объект, под которым понимают законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми при­способлениями и принадлежностями, выполняющими вместе одну функцию.

Инвентарные номера выбывших объектов могут присва­иваться другим, вновь поступившим основным средствам не ранее, чем через 5 лет после выбытия.

Арендуемые основные средства значатся у арендатора под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем. Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки учета основных средств (ф. № ОС-6). Инвентарные карточки  составляют в бухгал­терии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре.

Учет наличия и поступления основных средств. Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих организации, ведут на счете 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости.

Счет активный, сальдовый, инвентарный. Предоставить

Сальдо дебетовое — отражает сумму первоначальной стоимости действующих, находящихся в запасе и на кон­сервации собственных основных средств организации.

Оборот по дебету — отражает поступление, оборот по кредиту — выбытие объектов по разным причинам.

Все затраты, связанные с поступлением основных средств, относят вначале в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» с кредита различных счетов, а при вводе объекта в эксплуатацию и принятии к учету объекта затраты со счета 08 списывают на счет 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости и отражают в бух­галтерском учете следующими проводками:

1.  Строительство, дооборудование, реконструкция:

• в сумме фактических затрат: Д-т 08 К-т 02, 70, 69, 10, 60, 76 и др.;

• на первоначальную стоимость: Д-т 01 К-т 08.

2.  Приобретение у поставщиков:

     на покупную стоимость: Д-т 08 К-т 60;

     на сумму НДС: Д-т 19 К-т 60;

     на первоначальную стоимость при принятии к учету: Д-т 01 К-т 08.

3.  Внесение учредителями в счет вклада в уставный ка­питал предприятия:

     на согласованную стоимость: Д-т 08 К-т 75/1;

     на первоначальную стоимость при принятии к учету: Д-т 01 К-т 08.

4.  Безвозмездное получение от других организаций и физических лиц: Д-т 08 К-т 98 «Доходы будущих периодов» (по теку­щей рыночной стоимости), субсчет 2 «Безвозмезд­ные поступления» Д-т 01 К-т 08 — на первоначальную стоимость; на сумму ежемесячно начисленной амортизации (Д-т 20,25,26,44 К-т 02) в течение срока полезного использования списывают часть доходов будущих периодов со счета 98/2 на счет 91, субсчет «Про­чие доходы», проводкой: Д-т 98/2 К-т 91.

5.  Поступление для осуществления совместной деятель­ности: Д-т 01 К-т 80 — на согласованную стоимость.

6.  Получение основных средств в доверительное управление: Д-т 01 К-т 79.

Основанием служат договор доверительного управления, и первичные документы с пометкой «Д.У.».

Синтетический учет по счету 01 ведут в журнале-ордере № 13 по кредиту счета 01 на основании актов о списании объекта основных средств (ф. ОС-4) и актов о приеме-пе­редаче основных средств (ф. ОС-1).

Пример 1.

Фирма приобрела агрегат. В счете-фактуре поставщика указано:

отпускная цена               —       70 000 руб.

НДС                                —        12 600 руб.

Итого к оплате               —       82 600 руб.

Расходы по доставке и установке агрегата составили 5000 руб.

Отразить в учете расходы по приобретению агрегата и при­нятию его к бухгалтерскому учету.

1.        Отражаются затраты на приобретение:

Д-т 08 К-т 60 — 70 000 руб.

Д-т 19 К-т 60 — 12 600 руб.

Д-т 08 К-т 76, 70, 69 — 5000 руб.

2.       Оприходован агрегат в состав основных средств в сумме фактических затрат (по первоначальной стоимости): Д-т 01 К-т 08 — 75 000 руб. (70 000 + 5000).

3.   Оплачен счет поставщика: Д-т 60 К-т 51 — 82 600 руб.

4.   Одновременно НДС, уплаченный поставщику, списывает­ся в возмещение из бюджета: Д-т 68 К-т 19 — 12 600 руб.

Пример 2.

Учредителями внесены основные средства по согласован­ной стоимости 125 000 руб. в счет вклада в уставный капитал. Расходы по доставке и установке составили 3000 руб.

Отразить в учете операции по оприходованию объекта в со­став основных средств.

1.  На согласованную стоимость: Д-т 08 К-т 75/1 — 125 000 руб.

2. На затраты по доставке: Д-т 08 К-т 70, 69, 76 — 3000 руб.

3. Оприходование в состав основных средств по первона­чальной стоимости: Д-т 01 К-т 08 — 128 000 руб.

Пример 3.

Безвозмездно получен агрегат от другой организации. Ры­ночная стоимость агрегата на дату принятия к учету 135 000 руб. Срок полезного использования агрегата установлен 3 года. Затраты на наладку агрегата составили 1800 руб.

В учете эти операции будут отражены записями:

Решение:

1.  На рыночную стоимость агрегата: Д-т 08 К-т 98/2 —135 000 руб.

2.  На затраты по наладке: Д-т 08 К-т 70, 69 — 1800 руб.

3.  Оприходование агрегата в состав основных средств по первоначальной стоимости: Д-т 01 К-т 08 — 136 800 руб.

4.  На сумму ежемесячно начисленной амортизации в тече­ние трех лет: Д-т 26 К-т 02 — 3800 руб. (136 800 : 3 : 12 мес.) и, одновременно, долю доходов будущих периодов со сче­та 98 списывают на прочие доходы:  Д-т 98/2 К-т 91/1 — 3800 руб.

Малоценные основные средства стоимостью до 40 000 руб. за единицу включительно, введенные в эксплуатацию с 1 января 2011 г., отражаются в составе материально-про­изводственных запасов на счете 10 «Материалы» органи­зации. Это должно быть отражено в учетной политике (При­каз Минфина России от 24.12.2010 г. № 186н).

 

Пример 4.

В январе 2015 г. ООО «Волна» приобрело принтер стоимо­стью 8000 руб. (без учета НДС) и ввело его в эксплуатацию.

Покупку и ввод в эксплуатацию принтера бухгалтер отразит проводками:

1.  На покупную стоимость принтера: Д-т 10 К-т 60 —8000 руб.

2.  На сумму НДС: Д-т 19 К-т 60 —1440 руб.

3.  Передача принтера в эксплуатацию: Д-т 26 К-т 10 — 8000 руб.

4.  Оплачен принтер: Д-т 60 К-т 51 — 9440 руб.

Способы начисления амортизации основных средств. В процессе эксплуатации основные средства изнаши­ваются. Различают износ основных средств моральный и физический.

Моральный износ — это частичная утрата основными средствами их потребительской стоимости под влиянием технического прогресса и совершенствования процесса производства.

Физический износ — утрата основными средствами их первоначальных технико-эксплуатационных качеств.

Бухгалтерскому учету подлежит физический износ.

В соответствии с ПБУ 6/01 стоимость объектов основ­ных средств погашается посредством начисления аморти­зации.

Амортизация — это включение в затраты производства части стоимости основных средств. Амортизация не начисляется на:

      объекты жилищного фонда (жилые дома, общежития), кроме сданных в аренду;

      земельные участки и объекты природопользования;

      библиотечные фонды;

      объекты основных средств некоммерческих органи­заций;

      объекты, отнесенные к музейным коллекциям;

      объекты стоимо­стью до 40 000 руб. за единицу. При передаче их в эксплуата­цию стоимость объектов полностью списывается на издерж­ки производства и управления и отражается в учете записью: Д-т 20, 26 К-т 10.

Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию и принятия этого объек­та к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного пога­шения стоимости этого объекта либо списания его с бух­галтерского учета.

Начисление амортизации по объекту прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного по­гашения стоимости объекта или его списания с бухгалтер­ского учета.

В соответствии с ПБУ 6/01 начисление амортизации ос­новных средств производится с учетом следующих факто­ров: первоначальной стоимости, срока полезного исполь­зования каждого вида основных средств и способа начис­ления амортизации.

Все амортизируемое имущество распределяется по амор­тизационным группам в соответствии со сроками его по­лезного использования.

Таблица 4.1

Сроки по­лезного использования имущества

Группа

Срок полезного использования, лет

Нормы амортизации по группам

I

от 1 года до 2 лет включи­тельно

14,3%

II

свыше 2 лет до 3 лет включительно

8,8%

III

свыше 3 лет до 5 лет включительно

5,6%

IV

свыше 5 лет до 7 лет включительно

3,8%

V

свыше 7 лет до 10 лет включительно

2,7%

VI

свыше 10 лет до 15 лет включительно

1,8%

VII

свыше 15 лет до 20 лет включительно

1,3%

VIII

свыше 20 лет до 25 лет включительно

1,0%

IX

свыше 25 лет до 30 лет включительно

0,8%

X

свыше 30 лет

0,7%

 

Начисление амортизации объектов основных средств в бухгалтерском учете производится одним из следующих способов:

          линейный;

          уменьшаемого остатка;

          списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

          списания стоимости пропорционально объему про­дукции (работ).

Применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования.

Линейный способ начисления амортизации. Линейный способ состоит в равномерном начислении амортизации в течение срока полезного использования объекта. При этом способе амортизацию начисляют исходя из первоначальной или восстановительной стоимости объек­та основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. В организациях с сезонным характером работ амортизация основных средств начисляется с использованием данного спо­соба, но только в течение месяцев фактической работы се­зонной организации в текущем году. Годовая сумма амор­тизации определяется путем умножения первоначальной стоимости на норму амортизации.

                               100 %

Норма амортизации = ¾¾¾¾  ,    (3)

                                                                          п

где п — срок использования в годах.

Пример 5.

Приобретен объект стоимостью 130 000 руб. Срок полезно­го использования 5 лет. Принимаем первоначальную стоимость объекта при постановке на учет за 100%. Годовая норма амор­тизации составит: 100% / 5 лет = 20%.

Годовая сумма амортизации: 130 000 руб. х 20 / 100 = 26 000 руб.

Способ уменьшаемого остатка. Годовую сумму начисления амортизации определяют, ис­ходя из остаточной стоимости объекта основных средств, принимаемой на начало каждого отчетного года, и нормы амортизации, исчисленной при постановке на учет объекта основных средств, исходя из срока его полезного исполь­зования и коэффициента ускорения, установленного в со­ответствии с законодательством РФ.

Применение этого метода не позволяет начислить полную амортизацию стоимости объекта в установленный срок. Поэтому при использовании его чаще применяется ускоренная амортиза­ция, при которой норма амортизационных отчислений увеличи­вается не более, чем в 3 раза.

Пример 6.

Первоначальная стоимость объекта 300 000 руб. Срок полез­ного использования 5 лет. Ликвидационная стоимость объекта 100 руб. Годовая норма амортизации в нашем примере 20%, а при ускоренной амортизации равна 20% х 2 = 40%.

В последний год сумма амортизации исчисляется вычита­нием из остаточной стоимости на начало последнего года лик­видационной стоимости.

Таблица 4.2

Период эксплуа­тации

Годовая сумма амортизации, руб.

Сумма амортизации с начала эксплуатации, руб.

Остаточная стоимость, руб.

1-й год

300 000х40%=120 000

120 000

180 000

2-й год

180 000х40%=72 000

192 000

108 000

3-й год

108 000х40%=43 200

235 200

64 800

4-й год

64 800х40%=25 920

261 120

38880

5-й год

38780

299 900

100

 

Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Годовую сумму амортизационных начислений опреде­ляют, исходя из первоначальной стоимости объекта основ­ных средств и расчетного коэффициента.

В числителе коэффициента — число лет, оставшихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе — сумма чи­сел лет срока службы объекта.

Пример 7.

Первоначальная стоимость объекта 300 000 руб. Полезный срок службы 5 лет. Сумма чисел лет срока службы равна 1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15.

Сумма амортизации, подлежащая списанию в отчетном году, определяется:

в 1-й год:   300 000x5 / 15 = 100 000 руб.

во 2-й год: 300 000 х 4 / 15 = 80 000 руб.  40000 20000

в 3-й год:   300 000 х 3 / 15 = 60 000 руб.

Способ начисления амортизации в зависимости от объема выпуска продукции (выполнения работ). При этом способе ежегодную сумму амортизации оп­ределяют путем умножения процента, исчисленного как отношение его первоначальной стоимости к предполагае­мому объему выпуска продукции или работ за срок его полезного использования на показатель фактически вы­полненного объема продукции или работ за данный отчет­ный период.

Пример 8.

Первоначальная стоимость объекта 240 000 руб. Срок полез­ной службы 5 лет. Предполагаемый объем выпуска продукции за весь нормативный период эксплуатации объекта — 1 200 000 руб.

Определяем процент ежегодного начисления амортизации: (240 000 : 1 200 000) х 100 = 20%.

Таблица 4.3

Период

 

Фактический выпуск продукции, руб.

 

Годовая сумма амортизации, руб.

 

Сумма алгоритмизации с начала эксплуатации, руб.

 

Остаточная стоимость, руб.

 

1-й год

200 000

200 000 х 20%=40 000

40 000

200 000

2-й год

250 000

250 000 х 20%=50 000

90 000

150 000

3-й год

300 000

300 000 х 20%=60 000

150 000

90 000

4-й год

350 000

350 000 х 20%=70 000

220 000

20 000

5-й год

100 000

100 000х20%=20 000

240 000

-

 

В течение отчетного периода амортизационные отчисле­ния по объектам основных средств начисляются ежемесяч­но, независимо от применяемого способа начисления, в размере 1/12 от годовой суммы.

Бухгалтерский учет амортизации основных средств. Суммы амортизационных отчислений по объектам ос­новных средств регистрируются в бухгалтерском учете пу­тем их накопления в течение амортизационного срока на синтетическом счете 02 «Амортизация основных средств». Счет пассивный, сальдовый, регулирующий.

Сальдо кредитовое — отражает сумму начисленной амор­тизации всех объектов основных средств предприятия и одновременно сумму их возмещенной стоимости через амортизационные отчисления.

Оборот по кредиту — суммы начисленной амортизации за отчетный период.

Оборот по дебету — суммы амортизации по выбывшим основным средствам.

Суммы начисленной амортизации основных средств ежемесячно включают в издержки производства и обраще­ния в корреспонденции: Д-т 20, 25, 26, 44 К-т 02.

Списание суммы начисленной амортизации при выбы­тии основных средств отражают проводкой: Д-т 02 К-т 01.

Сумма начисленной амортизации на счете 02 является ис­точником долгосрочных инвестиций в основные средства, их реконструкцию, техническое перевооружение.

Синтетический учет по счету 02 «Амортизация основных средств» ведут в журналах-ордерах № 10, 10/1.

Порядок начисления амортизации для целей налогообложения. Амортизируемыми основными средствами признается имущество со сроком полезного использования более 12 ме­сяцев и первоначальной стоимостью свыше 40 000 руб., используемое для производства и реализации продукции или для управления организацией (НК РФ в ред. Федераль­ного закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ).

Налоговый кодекс РФ (ст. 259) предусматривает исполь­зование двух методов начисления амортизации для целей на­логообложения: линейный и нелинейный.

Линейный метод начисления амортизации налогопла­тельщик применяет к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в VIIIX амортизационные группы независимо от сроков ввода в эксплуатацию этих объектов. К остальным основным средствам налогоплательщик впра­ве применять любой из методов начисления амортизации.

При применении линейного метода сумма начисленной амортизации за один месяц определяется как произведе­ние его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

Норма амортизации по каждому объекту амортизируе­мого имущества определяется по формуле:

 

N= 1/ п х 100%,  (4)

 

где N — норма амортизации, в процентах к первоначаль­ной стоимости; п — срок полезного использования, выра­женный в месяцах.

При применении нелинейного метода сумма ежемесяч­ной амортизации в отношении амортизируемого имущества определяется как произведение суммарного баланса амор­тизационной группы и нормы амортизации, определенной для данной группы.

При нелинейном методе амортизацию надо начислять не по каждому объекту, а отдельно по каждой амортизаци­онной группе по формуле:

 

A = B х N/100,  (5)

где А — сумма амортизации за месяц по соответствующей амортизационной группе; В — суммарный баланс соответ­ствующей амортизационной группы; N — норма аморти­зации для соответствующей амортизационной группы.

Поскольку амортизацию надо исчислять ежемесячно, то и суммарный баланс (стоимость имущества) необходимо определять на 1-е число каждого месяца. Стоимость куп­ленных основных средств будет увеличивать суммарный ба­ланс соответствующей амортизационной группы с 1-го чис­ла месяца, следующего за вводом объекта в эксплуатацию.

Суммарный баланс по каждой амортизационной группе необходимо ежемесячно уменьшать на сумму амортизации, начисленной в прошлом месяце.

Пример 9.

ООО «Дон» закрепило в учетной политике для целей налого­обложения с 1 января 2016 г. применять метод амортизации.

На 1 января 2016 г. суммарный баланс второй амортизаци­онной группы составил 100 000 руб.

Сумма амортизации в январе = 100 000 х 8,8 :  100 =  8800 руб.

Суммарный баланс на 1 февраля составит: 100 000 руб. - 8800 руб. = 91 200 руб.

Сумма амортизации в феврале: 91  200 х   8,8 :  100 =  8025,60 руб. и т.д.

Когда суммарный баланс по амортизационной группе составит больше нуля, но меньше 40 000 руб., данную груп­пу можно ликвидировать и суммарный баланс следует спи­сать на прочие расходы.

Пример 10.

На 1 апреля 2015 г. суммарный баланс третьей амортиза­ционной группы составил 38 000 руб.

В течение апреля никаких основных средств, относящихся к третьей группе, в эксплуатацию не вводилось и не выбывало.

Сумма амортизации в апреле = 38 000 руб. х 5,6 : 100 =  2128 руб.

На 1 мая суммарный баланс третьей амортизационной груп­пы = 35 872 руб. (38 000 - 2128).

Эту сумму бухгалтер вправе списать на прочие расходы.

Выбранный метод амортизации в налоговом учете при­меняется ко всем основным средствам, за исключением отдельных объектов, относимых к восьмой-десятой амор­тизационным группам (перечислены в п. 3 ст. 259 НК РФ). Компании вправе менять метод амортизации с начала очередного налогового периода. При этом переходить с не­линейного метода на линейный можно будет не чаще одно­го раза в пять лет. На смену линейного метода на нелиней­ный таких ограничений не установлено.

Статья 259 НК РФ разрешает при покупке новых ос­новных средств 10—30% их стоимости (амортизационную премию) относить на расходы организации. Списанные 20— 30% стоимости объекта в дальнейшем при начислении амортизации уже не учитывают и срок амортизации не из­меняют.

В бухгалтерском учете списывать сразу 10—30% стоимо­сти нельзя, в ПБУ 6/01 это не предусмотрено.

Пример 11.

В январе 2015 г. ООО «Альфа» приобрело и ввело в эксплу­атацию башенный подъемный кран стоимостью 5 000 000 руб. (без НДС). В бухгалтерском и налоговом учете срок полезного использования крана 15 лет (180 мес.). Амортизация рассчиты­вается линейным методом (6-я амортизационная группа).

Амортизация начисляется с 1 февраля 2015 г.

В налоговом учете списано в феврале 30% стоимости кра­на, т. е. 1 500 000 руб.

В бухгалтерском учете сразу списать 1 500 000 руб. невозмож­но, поэтому образуется отложенное налоговое обязательство, равное 300 000 руб. (1 500 000 х 20%). Норма амортизации со­ставляет:

0,5556% (1 : 180 мес. х 100). В налоговом учете размер ежемесячной амортизации равен:

19 446 руб. ((5 000 000 - 1 500 000) х 0,5556%). В бухгалтерском учете ежемесячная сумма амортизации равна: 27 780 руб. (5 000 000 х 0,5556%).

Ежемесячно отложенное налоговое обязательство будет уменьшаться на 1666,8 руб. ((27 780-19 446) х 20%). Бухгалтерские проводки: В январе 2015 г.

1.  Приобретен башенный кран: Д-т 08 К-т 60 — 5 000 000 руб. Д-т 19 К-т 60 — 1500 000 руб.

2.  Кран введен в эксплуатацию: Д-т 01 К-т 08 — 5 000 000 руб.

В феврале 2015г.

1.  Возникло отложенное налоговое обязательство: Д-т 68 К-т 77 — 300 000 руб.

2.  Начислена амортизация за февраль: Д-т 20 К-т 02 — 27 780 руб.

3.  Уменьшено отложенное налоговое обязательство: Д-т 77 К-т 68 — 1666,8 руб.