ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ: Бухгалтерский учет готовой продукции

  • docx
  • 11.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 02Д.docx

ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ:

Бухгалтерский учет готовой продукции

 

Учет готовой продукции на складах. Учет готовой продукции на складе организуется по опе­ративно-бухгалтерскому (сальдовому методу) аналогично учету материалов. Каждому виду изделий присваивается номенклатурный номер.

Готовая продукция, как правило, должна быть сдана на склад в подотчет материально ответственному лицу. Круп­ногабаритные изделия и продукция, которые не могут быть сданы на склад, принимаются представителем заказчика на месте изготовления, комплектации и сборки.

Для складского учета готовой продукции применяется карточка учета материалов (ф. № М-17). Карточка при­меняется для учета движения готовой продукции по каж­дому ее наименованию, виду, сорту, размеру и другим ха­рактеристикам.

Карточка заполняется на каждый номенклатурный но­мер готовой продукции и ведется материально-ответствен­ным лицом — заведующим складом или кладовщиком.

Крупные производственные организации для хране­ния материальных ценностей, в том числе готовой про­дукции, создают специализированные склады. Органи­зации, не имеющие собственных складов, прибегают к помощи профессиональных хранителей и хранят ценно­сти на товарных складах, оформляя при этом накладную на передачу готовой продукции в места хранения (форма № MX-18).

Если при приемке продукции выявлен брак, то продук­ция подлежит возврату. Оформление возврата бракованной готовой продукции следует оформлять требованием-наклад­ной формы № М-11.

Остатки готовой продукции периодичес­ки инвентаризуют.

Отгрузка готовой продукции. Готовые изделия, которые отпущены со склада покупателю или заказчику, но не оплачены им, считаются отгру­женной продукцией. Моментом отгрузки считается дата до­кумента, удостоверяющего факт приема груза к перевозке транспортной организацией.        

В бухгалтерском учете отгрузка (отпуск) готовой про­дукции отражается в зависимости от способа признания выручки.

При признании в бухгалтерском учете выручки от про­дажи продукции в момент отгрузки ее стоимость списы­вается со счета 43 в дебет счета 90, одновременно показы­вается увеличение задолженности покупателей за продукцию Д-т 62 «Расчеты с покупателями» К-т 90 «Продажи», а также начисляются суммы НДС и акцизов: Д-т 90 К-т 68, 76.

Если выручка от продажи признается в бухгалтерском учете после оплаты ее покупателем, т. е. через определенное время после отгрузки, то в момент фактической отгрузки продукции делают запись: Д-т 45 «Товары отгруженные» К-т 43 «Готовая про­дукция» по фактической производственной или нор­мативной (плановой) себестоимости.

Счет 45 — активный, балансовый, инвентарный — пред­назначен для обобщения информации о наличии и движе­нии отгруженной продукции (товаров), выручка от прода­жи которой определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете (например, при экспорте продукции). На этом счете учитываются также готовые изделия, пере­данные другим организациям для продажи на комиссион­ных началах.

Товары отгруженные учитываются на счете 45 «Товары отгруженные» по стоимости, складывающейся из фактичес­кой производственной себестоимости и расходов по отгруз­ке продукции (товаров) (при их частичном списании).

Дебетуется счет 45 «Товары отгруженные» в корреспон­денции со счетами 43 «Готовая продукция», 41 «Товары» в соответствии с оформленными документами (накладными, приемо-сдаточными актами и др.) по отгрузке готовых из­делий (товаров) или передаче их для продажи на комисси­онных началах.

Принятые на учет по счету 45 «Товары отгруженные» суммы списываются в дебет счета 90 «Продажи» одновре­менно с признанием выручки от продажи продукции (то­варов) либо при поступлении извещения комиссионера о продаже переданных ему изделий.

Аналитический учет по счету 45 «Товары отгруженные» ведется по местам нахождения и отдельным видам отгру­женной продукции (товаров).

Ежедневный синтетический учет отгрузки продукции по ассортименту ведется, как правило, по учетным ценам. После окончания месяца определяется фактическая себестоимость отгруженной продукции, для этого рассчитывают процент и сумму отклонений.

Сумма отклонений фактической производственной себестоимости готовой продукции от стоимости по учетным ценам отгруженной (проданной) продукции определяется на основе процента отклонений (% Откл):

 

            ОПу х % Откл

ΣОткл ОП = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ , (20)             

                                                                100%

 

где ΣОткл ОП – сумма  откло­нений в отгруженной (проданной) продукции; ОПу – сумма отгруженной продукции по учетной цене.

Процент отклонений и плановая себестоимость (учет­ная цена) отгруженной продукции позволяют рассчитать ее фактическую себестоимость и остаток на складах на конец месяца.

Пример 1.

На складе АО «Комфорт» по состоянию на 1 декабря числятся 5 кухонных гарнитуров «Анюта». В качестве учетной цены исполь­зуется плановая себестоимость. Плановая себестоимость готовой продукции на складе — 100 000 руб. (20 000 руб. х 5), сумма от­клонений на остаток готовой продукции —10 000 руб. (перерасход).

В течение декабря предприятие выпустило 20 гарнитуров, плановая себестоимость выпущенной продукции — 400 000 руб. (20 000 руб. х 20), сумма отклонений по выпущенной продукции за месяц составляет 60 000 руб. (перерасход).

В течение декабря отгружено 15 гарнитуров. Плановая себе­стоимость отгруженной продукции 300 000 руб. (20 000 руб. х 15).

Рассчитаем процент отклонения по отгруженной продукции:

Таблица 9.1

Расчет процента отклонений по отгруженной продукции

№ п/п

Показатели

По учетной цене

Отклонения (±)

По фактической себестоимости

1

Готовая продукция на начало месяца

100 000

+10 000

110 000


2

Поступило готовой продукции за месяц

400 000

+60 000

460 000

3

Итого:

500 000

+ 70 000

570 000

4

Процент отклонений

(70 000 x 100%) / 500 000 = +14%

5

Отгружено готовой продукции за месяц

300 000

42 000

342 000

6

Остаток готовой продукции на конец месяца

200 000

28 000

228 000

 

Указанные операции отражены в учете следующими записями:

Выпуск за месяц гарнитуров (по плановой себестоимости): Д-т 43 К-т 20 — 400 000 руб. Отгрузка за месяц гарнитуры по плановой себестоимости - Д-т 90 К-т 43 — 300 000 руб.

В конце месяца дополнительная проводка — отклонение по выпущенной продукции плановой себестоимости от фактической - Д-т 43 К-т 20 — 60 000 руб.

Дополнительная проводка: — отклонение по отгруженной продукции: Д-т 90 К-т 43 — 42 000 руб.

На счете 45 отгруженная продукция числится до момен­та признания выручки в бухгалтерском учете, после этого, например после оплаты, продукция считается проданной и списывается со счета 45: Д-т 90 «Продажи» К-т 45 «Товары отгруженные».

Учет готовой продукции при использовании счета 40 «Выпуск продукции». При учете выпуска продукции по нормативной (плано­вой) себестоимости используется счет 40 «Выпуск продук­ции (работ, услуг)». Этот счет предназначен для обобщения информации о выпущенной продукции, сданных заказчи­ком работах и оказанных услугах за отчетный период, а также для выявления отклонения фактической производ­ственной себестоимости этой продукции, работ, услуг от нормативной (плановой) себестоимости. Этот счет исполь­зуется предприятием при необходимости.

По дебету счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» отражается фактическая производственная себестоимость выпущенной из производства продукции, сданных работ и оказанных услуг (в корреспонденции со счетами 43 «Гото­вая продукция», 90 «Реализация продукции (работ, услуг)» и др.).

При использовании в учете выпуска продукции счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» бухгалтерией пред­приятия выполняются следующие операции:

1. Готовая продукция сдана на склад:

Д-т 43 К-т 40 — по нормативной (плановой) себе­стоимости готовой продукции. Выполненные работы и оказанные услуги могут отра­жаться на счете 45 «Товары отгруженные»: Д-т 45 К-т 40 — по нормативной (плановой) себе­стоимости этих работ и услуг.

2. Готовая продукция отгружена покупателям:

Д-т 90 К-т 43 — по нормативной (плановой) себе­стоимости готовой продукции.

3. В конце отчетного периода калькулируется факти­ческая себестоимость готовой продукции (выполнен­ных работ, оказанных услуг) и списывается со сче­тов учета затрат на производство на счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»:                                          

Д-т 40 К-т 20 (23) — на сумму фактической произ­водственной себестоимости готовой продукции, сдан­ной на склад, выполненных работ или оказанных услуг.

4. Отклонения фактической себестоимости реализован­ной продукции от ее нормативной или плановой величины списываются на счет учета реализации продукции:

Д-т 90 К-т 40Д-т 90 К-т 40 — отражение превышения величины фактической производственной себестоимости над ее нормативной (плановой) величиной (перерасход);

                              — «сторно» на величину превышения плановой (нормативной) себестоимости над фак­тической производственной себестоимостью (эко­номия).

Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» сальдо на от­четную дату не имеет и закрывается ежемесячно, поэтому данный счет в балансе не отражается.

Пример 2.

Предприятие текстильной промышленности «Русские узоры» в декабре планировало выпустить 2000 пог. м шелка и 1000 пог. м костюмной ткани. Плановая себестоимость составляет:

  шелка — 50 руб. за 1 пог. м;

  костюмной ткани — 100 руб. за 1 пог. м.

В процессе деятельности предприятия за месяц из произ­водства на склад поступило 2500 пог. м шелка и 1000 пог. м костюмной ткани.

Бухгалтерия производит запись: Д-т 43 К-т 40 — 225 000 руб. (50 руб. х 2500 + 100 руб. х 1000).

Заключив договор со швейным объединением «Рассвет» на продажу 2000 пог. м шелка по 77 руб. (50 руб. + 15 руб. (30% наценка) + 12 руб. (18% НДС)) и 1000 пог. м костюмной ткани по 153 руб. (100 руб. +30 руб. (30% наценка) + 23 руб. (18% НДС)) и отгрузив их со склада, бухгалтерия предприятия делает записи:

Д-т 90 К-т 43 — 200 000 руб. — списывается плановая себестоимость (50 руб. х2000 пог. м + 100 руб. х 1000 пог. м) и Д-т 62 К-т 90 — 307 000 руб. — отражена выручка от продажи.

На расчетный счет предприятия «Русские узоры» поступи­ли деньги от швейного объединения «Рассвет» за проданные ткани:

Д-т 51 К-т 62 — 307 000 руб. (77 руб. х 2000 пог. м + 153 руб. х 1000 пог. м); Д-т 90 К-т 68 — 46 831 (307 000 х 18% : 118%).

В конце месяца рассчитывается фактическая себестоимость произведенной продукции. Она составляет:

  шелка — 40 руб. за пог. м;

  костюмной ткани — 110 руб. за пог. м.

Списывается фактическая производственная себестоимость готовой продукции, сданной на склад:

Д-т 40 К-т 20 — 210 000 руб. (40 руб. х 2500 пог. м + 110 руб. х 1000 пог. м).

Д-т 90 К-т 40Списывается отклонение фактической производственной се­бестоимости от ее плановой величины:

—      по себестоимости шелка — экономия:                                  — 20 000 руб.

 

 (50 руб. х 2000 пог. м — 40 руб. х 2000 пог. м) — в части реализованной продукции;

Д-т 43 К-т 40
 


                                     — 5000 руб. в части (50 руб. х 500 пог. м — 40 руб. х 500 пог. м) нереализованной продукции; — по себестоимости костюмной ткани — перерасход: Д-т 90 К-т 40 — 10 000 руб. (100 руб. х 1000 пог. м  - 110 руб. х 1000 пог. м).

В конце месяца (отчетного периода) выводятся финансо­вые результаты: Д-т 90 К-т 99 — 70 169 руб. (прибыль). (307 000 - (46 831 + 200 000 - 20 000 + 10 000)) руб.

Учет и распределение расходов на продажу. К расходам на продажу (коммерческим, внепроизводственным) относят расходы по сбыту продукции, оплачи­ваемой поставщиком.

В состав расходов на продажу включают:

      расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции;

      расходы на транспортировку продукции;

      затраты на рекламу;

      прочие расходы по сбыту.

Учет расходов по сбыту продукции ведут на счете 44 «Расходы на продажу». Счет активный, балансовый, каль­куляционный.

По дебету счета 44 накапливаются суммы произведен­ных организацией расходов, связанных с продажей про­дукции, работ, услуг. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи»: Д-т 90   К-т 44.

При частичном списании расходы на продажу распре­деляются между отдельными видами отгруженной продук­ции пропорционально их производственной себестоимос­ти, объему реализованной продукции или другим спосо­бом.

Если в отчетном месяце реализуется только часть выпу­щенной продукции, то сумму расходов на продажу распре­деляют между реализованной продукцией.

Аналитический учет по счету 44 ведут по видам и стать­ям расходов.

Для распределения расходов находят коэффицент (Кр):

 

Кр = Рп / ОП,   (21)

 

где Рп – сумма  расходов на продажу; ОП – стоимость  отгруженной продукции.

Пример 3.

Предприятие в отчетном месяце отгрузило готовой продукции по производственной себестоимости на сумму 120 000 руб.

Реализовано продукции на сумму 85 000 руб. Расходы на продажу за месяц составили 50 000 руб. Распределить расхо­ды на продажу.

1.  Находится коэффицент распределения: Краспр= 50 000 / 120 000 = 0,4167.

2.  Списываются расходы на продажу на реализованную про­дукцию: Д-т 90 К-т 44 —85 000x0,4167 = 35417.

3. Определяются расходы на продажу на отгруженную про­дукцию: 50 000 - 35 417 = 14 583, или 35 00 x 0,4167 = 14 583.

Расходы на рекламу учитываются на счете 44. В зави­симости от учетной политики организация может выбрать один из способов списания таких расходов:

1)включать все расходы на рекламу в себестоимость проданных товаров;

2)распределять их между реализованной продукцией и продукцией, оставшейся на складе.

Все рекламные расходы можно полностью включать в себестоимость реализованной продукции: Д-т 90 «Продажи» К-т 44 «Расходы на продажу».

Однако затраты на покупку или изготовление призов, которые организация вручает победителям во время рек­ламных кампаний, нормируются. Размер таких затрат в целях налогообложения не может превышать 1% от вы­ручки, которую организация получила в отчетном периоде. Эта норма установлена для всех рекламных расходов, не включенных в список ненормируемых расходов.

Пример 4.

ЗАО «Дар» проспонсировало городской праздник, перечис­лив 250 000 руб. Спонсорство считается рекламой, поэтому спон­сорский вклад является рекламным расходом. В целях налого­обложения такие затраты нормируются.

За отчетный период ЗАО «Дар» выручило 23 600 000 руб. (в том числе НДС 3 600 000 руб.). Норматив рекламных расхо­дов — 200 000 руб. ((23 600 000 - 3 600 000) х 1%)).

Сумма, истраченная сверх норм, — 50 000 руб. (250 000 - 200 000).

Свою налогооблагаемую прибыль ЗАО «Дар» может умень­шить только на 200 000 руб.