ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ: Бухгалтерский учет материально-производственных запасов

  • docx
  • 11.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 02Г.docx

ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ:

Бухгалтерский учет материально-производственных запасов

 

Учет производственных запасов на складе. Порядок учета материально-производственных запасов на складе и в бухгалтерии зависит от метода их учета.

Существуют следующие методы учета производствен­ных запасов:

      количественно-суммовой;

      с помощью отчетов материально ответственных лиц;

      оперативно-бухгалтерский (сальдовый).

Наиболее прогрессивным и рациональным методом учета материалов является оперативно-бухгалтерский. Он пред­полагает ведение на складах только количественно-сорто­вого учета движения материалов и осуществляется в кар­точках учета материалов (ф. М-17). Карточки открывает бухгалтерия на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает их заведующему складом.

Кладовщик в установленные графиком сроки сдает в бухгалтерию первичные документы и составляет реестры сдачи документов на приход и расход материалов (ф. М-13) с указанием количества документов, их номеров и групп материалов, к которым они относятся.

По состоянию на первое число каждого месяца материаль­но ответственное лицо переносит количественные остатки из карточек в ведомость учета остатков материалов (ф. М-14).

Таблица 7.2

Ведомость учета остатков материалов на складе за 20___г.

Материально ответственное лицо__________

Матери­алы

Номенкла­турный номер

Ед. изме­рения

Цена, руб. коп.

Остаток на 1 января

Остаток на 1 февраля

Кол-во

Сумма

Кол-во

Сумма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего по складу

 

 

 

 

 

 

Таблица 7.3

Реестр № сдачи документов по приходу за 14-16 января 20____г.

по складу _________________

Номер группы материала или номенклатурный номер

Количество документов

Номера первичных документов

Сумма, руб.

102

3

121-123

7 000

102

7

310-316

12 000

Итого

10

-

19 000

Всего: принято 10 (десять) документов

                                          (цифрами, прописью)

17 января 20___ г.

Сдал  кладовщик ______________________   Принял ________________________

                                                                (Подпись)                                                                                    (Подпись)

 

 

Рис. 12. Основные принципы оперативно-бухгалтерского мето­да учета

Синтетический учет материалов. Синтетический учет наличия и движения материальных ресурсов ведут на счете 10 «Материалы». Счет активный, сальдовый, инвентарный.

Остатки материальных ценностей и их приход записы­вают по дебету счета 10, расход и отпуск — по кредиту сче­та 10 по фактической себестоимости. В дебет счета 10 от­носят все затраты по их приобретению (покупная стоимость материалов, транспортные услуги, таможенные пошлины и др.) с кредита счетов по учету расчетов.

Поступление материалов в организацию может проис­ходить по различным причинам и отражается в бухгалтерс­ком учете следующими проводками:

•    приобретены у поставщиков: Д-т 10 К-т 60 — на покупную стоимость, Д-т 19 К-т 60 — на сумму НДС;

·                     от учредителей в счет вклада в уставный капитал: Д-т 10 К-т 75/1 — по согласованной стоимости;

      безвозмездно от других организаций: Д-т 10 К-т 98/2, субсчет «Безвозмездное поступле­ние» — по текущей рыночной стоимости на дату при­нятия к учету.

При использовании безвозмездно полученных МПЗ на производственные нужды (Д-т 20, 23, 25, 26 К-т 10) одно­временно в состав прочих доходов включают стоимость из­расходованных материалов и в учете отражают проводкой: Д-т 98/2 К-т 91;

•  отходы от брака: Д-т 10 К-т 28;

•  отходы от ликвидации основных средств (по теку­щей рыночной стоимости): Д-т 10 К-т 91.

Отпуск материалов со склада производится на различ­ные цели и отражается следующими проводками:

•  на изготовление продукции: Д-т 20, 23 К-т 10;

•  на строительство объектов основных средств: Д-т 08 К-т 10;

•  на ремонт основных средств: Д-т 25, 26 К-т 10;

•  продажа на сторону.

Учет продажи материалов ведут на счете 91 «Прочие до­ходы и расходы». Счет активно-пассивный, сальдо не име­ет, по экономическому содержанию операционно-результативный.

По дебету счета 91 отражается:

•  фактическая себестоимость реализованных матери­алов: Д-т 91 К-т 10;

•  сумма НДС, начисленная на реализованные мате­риалы: Д-т 91 К-т 68;

•  расходы по продаже материалов: Д-т 91 К-т 70, 69, 76.

По кредиту отражается:

•  выручка от продажи по отпускным ценам, вклю­чая НДС: Д-т 62 К-т 91.

Сопоставлением оборотов на счете 91 определяют финансовый результат от продажи.

Если оборот дебетовый больше оборота кредитового (сальдо дебетовое) — получаем убыток. Его списывают на счет 99 «Прибыли и убытки» проводкой: Д-т 99 К-т 91.

Если оборот дебетовый меньше оборота кредитового (сальдо кредитовое) — списывают проводкой: Д-т 91 К-т 99.

При оприходовании поступивших на склад специаль­ной оснастки и специальной одежды в бухгалтерском уче­те делают записи:

Д-т 10/10 К-т 60 — на покупную стоимость, Д-т 19 К-т 60 — на сумму «входного» НДС. Передачу указанных материальных ценностей в экс­плуатацию оформляют проводкой: Д-т 10/11 К-т 10/10.

Фактическую себестоимость израсходованных матери­алов записывают в журналах-ордерах 10, 10/1 в коррес­понденции: Д-т 20, 23, 25, 26, 08, 91 К-т 10.

Методы учета заготовления материалов. В соответствии с ПБУ 5/01 материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Формирование фактической себестоимости материалов может осуществляться следующими способами:

      фактическая себестоимость формируется непосредственно на счете 10 «Материалы»;

      с использованием счетов 15 «Заготовление и приоб­ретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов».

Если организация ведет учет заготовления материалов на счете 10 «Материалы», тогда все данные о фактических расходах, понесенных при заготовлении, собирают по де­бету счета 10 «Материалы».

Этот способ формирования фактической себестоимос­ти материалов целесообразно использовать лишь в органи­зациях, у которых:

      небольшое количество поставок материалов за период;    

      небольшая номенклатура используемых материалов;

      все данные для формирования себестоимости мате­риалов, как правило, поступают в бухгалтерию одновременно.

Если учет заготовления материалов в организации ведут вторым способом, все затраты, связанные с приобретением материалов, на основании поступивших в организацию расчетных документов поставщиков записывают по дебету счета 15 и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.: Д-т 15 К-т 60, 76,71.

Оприходование материалов, фактически поступивших на склад, отражается записью: Д-т 10 К-т 15 — по учетным ценам.

Разница между фактической себестоимостью приобре­тения и стоимостью поступивших материалов по учетным ценам списывается со счета 15 на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»: Д-т 16 (15) К-т 15 (16) — отражено отклонение учет­ной цены от фактической себестоимости материалов. При использовании второго метода учета заготовления организации текущий учет движения материалов ведут по учетным ценам.

Использовать счет 15 для учета заготовительных опера­ций или вести его сразу на счете 10 «Материалы» — решает сама организация при выборе учетной политики на пред­стоящий год.

Таблица 7.4

Типовые операции по учету заготовления материалов на счете 10 «Материалы»

№ п/п

Содержание операций

Дебет

Кредит

1

Отражена покупная стоимость материалов на основании накладной и счета-фактуры поставщика

10

60

2

Учтен НДС по оприходованным материалам (транспортным расходам, вознаграждению посреднической организации)

19

60 (76)

3

Отражены транспортные расходы по приобретению материалов (на основании счета-фактуры транспортной организации)

10

76

4

Отражены расходы по оплате услуг посреднической организации (на основании счета-фактуры посредника)

10

76

 

Учет транспортно-заготовительных расходов. Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) входят в фактическую себестоимость материалов. К ним относят расходы на приобретение материалов, кроме их покупной стоимости.

Суммы транспортно-заготовительных расходов распре­деляются между израсходованными и оставшимися на складе материалами пропорционально стоимости материа­лов по учетным ценам. С этой целью определяют процент транспортно-заготовительных расходов, а затем умножают его на стоимость израсходованных материалов и оставших­ся на складе.

Процент транспортно-заготовительных расходов опре­деляют по формуле:

             Сумма ТЗР                                          Сумма ТЗР по поступившим

на начало месяца                    +               материалам за месяц

%ТЗР = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾х100%,(11)

УЦн + УЦп

где УЦн — стоимость материалов на начало месяца по учет­ной цене; УЦп — стоимость поступивших в течение меся­ца материалов по учетной цене.

Транспортно-заготовительные работы учитывают на том же счете, что и материалы (счет 10), на отдельном субсчете.

Суммы транспортно-заготовительных расходов на вы­бывшие, израсходованные ценности списываются на те же счета, что и израсходованные ценности, по учетным ценам в корреспонденции: Д-т 20, 25, 26, 28 К-т 10/ТЗР.

Если организация использует для учета операций по заготовлению материалов счет 15, то сумма отклонения фактической себестоимости от учетной цены учитывается на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных цен­ностей». Расчет процента отклонений фактической себестоимо­сти от учетной цены материалов производится в том же по­рядке, что и транспортно-заготовительных расходов. Суммы отклонений, накопленные на счете 16, списывают­ся в установленном порядке в дебет производственных счетов: Д-т 20, 25, 26, 28 К-т 16, Д-т 20, 25, 26, 28 К-т 16 — в случае превышения учетной цены над фактической себестоимостью стор­нировочной записью.

Таблица 7.5

Пример расчета сумм и процента транспортно-заготовительных расходов материалов

Счет 10, субсчет 1

Содержание операций

Оценка материалов

материалов

ТЗР (отклонение)

по учетным

ценам

по фактической

себестоимости

Фактическая

договорная цена

Остаток на начало месяца

30 000

31000

1000

Поступило за отчетный месяц

26 750

28 120

1370

Итого поступило с остатком

56 750

59 120

2370

Процент транспортно-заготовительных расходов

 

 

2370 : 56 750 х 100 = 4%

Израсходовано в отчетном месяце:

на изготовление продукции

на ремонт здания цеха

на общехозяйст­венные нужды

 

19 600

8270

4640

19 600 + 784 = 20 384

8270 + 331 = 8601 4640 + 186 = 4826

 

19 600 x 4% = 784

8270 х 4% = 331

4640 х 4% = 186

Итого расход

32 510

33 811

1 301

Остаток на конец месяца

24 240

25 309

1 069

 

Учет материалов в бухгалтерии. Существует несколько способов аналитического учета материалов в бухгалтерии: сортовой, способ учета по но­менклатурным номерам и оперативно-бухгалтерский (саль­довый) способ.

Сортовой способ. На каждый вид и сорт материалов бух­галтерия открывает карточки количественно-суммового учета, в которых на основании первичных документов фик­сируются операции поступления и расхода материалов по количеству и сумме. Аналитический учет в бухгалтерии дуб­лирует складской учет на карточках учета материалов.

Способ учета по номенклатурным номерам. Первичные документы по приходу и расходу материалов поступают в бухгалтерию, здесь их группируют по номенклатурным но­мерам, а в конце месяца подсчитывают итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материала и записы­вают в оборотные ведомости в натуральном и денежном вы­ражении по каждому складу в разрезе соответствующих синтетических счетов и субсчетов.

Более прогрессивным является оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод учета материалов. При этом методе не реже одного раза в неделю работник бухгалтерии проверяет пра­вильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на са­мих карточках.

В конце месяца заведующий складом переносит коли­чественные данные об остатках на первое число по каждо­му номенклатурному номеру материалов из карточек учета материалов в ведомости учета остатков материалов (саль­довые ведомости).

В бухгалтерии остатки материалов таксируют по твер­дым учетным ценам и выводят их итога по отдельным учет­ным группам материалов и в целом по складу.

Основным регистром аналитического учета движения материалов в бухгалтерии является ведомость № 10 «Дви­жение материальных ценностей (в денежном выражении)». Ведомость состоит из трех разделов:

1) «Движение на общезаводских складах (по учетным ценам)»;

2) «Поступило на общезаводские склады и остаток по предприятию на начало месяца (по синтетическим счетам и учетным группам) — по учетным ценам и фактической себестоимости»;

3) «Расход и остаток на конец месяца (по учетным ценам и фактической себестоимости в разрезе учетных групп материалов)».

Учет поступления материалов и расчетов с поставщиками. Производственные запасы материалов пополняются за счет их поставок организациями-поставщиками или про­чими организациями на основе договоров.

Поставщики одновременно с отгрузкой выписывают по­купателю расчетные документы (платежное требование, счет-фактуру), товарно-транспортную накладную, квитан­цию к железнодорожной накладной и др.

После регистрации платежные документы получают внут­ренний номер и передаются в бухгалтерию для оплаты, а кви­танции и товарно-транспортные накладные передаются экспедитору для получения и доставки материалов.

С этого момента у бухгалтерии организации возникают расчеты с поставщиками. По мере поступления груза на склад выписывается приходный ордер, затем при реестре сдается в бухгалтерию, где таксируется и прикладывается к платежному документу. По мере оплаты банком этого до­кумента бухгалтерия получает выписку с расчетного счета о списании денежных средств в пользу поставщика.

Учет расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей ведут на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Счет пассивный, сальдовый, расчетный.

Сальдо кредитовое на счете 60 свидетельствует о сум­мах задолженности предприятия поставщикам и подряд­чикам по неоплаченным счетам и неотфактурованным по­ставкам:

      оборот по кредиту — суммы акцептованных счетов поставщиков за отчетный месяц;

      оборот по дебету — суммы оплаченных счетов постав­щиков.

Учет расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей ведут в журнале-ордере № 6. Это комбиниро­ванный регистр аналитического и синтетического учета. Аналитический учет в нем организуется в разрезе каждого платежного документа, приходного ордера, акта приемки. Открывается журнал-ордер № 6 суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца. Заполняется он на основании акцептованных платежных требований, счетов-фактур, приходных ордеров, актов о приеме мате­риалов, выписок банка.

Журнал-ордер № 6 ведут линейно-позиционным спосо­бом, что дает возможность судить о состоянии расчетов с поставщиками по каждому документу.

Суммы недостач, выявленных при приемке материаль­ных ценностей, относятся в дебет счета 76 «Расчеты с раз­ными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям» и отражается в журнале-ордере № 6 в коррес­понденции: Д-т 76/2 К-т 60.

Организации пользуются также услугами поставщиков воды, газа, подрядчиков ремонтных работ и др. По этим расчетам за услуги ведется отдельный журнал-ордер № 6.

По окончании месяца показатели обоих журналов-ор­деров суммируют для получения оборотов по счету 60 «Рас­четы с поставщиками и подрядчиками» и переноса их в Главную книгу.

Порядок учета неотфактурованных поставок. Неотфактурованными считаются поставки, по которым материальные ценности поступили в организацию без пла­тежного документа. На складе приходуют их, выписывая акт о приемке материалов, который при реестре поступает в бухгалтерию. Здесь материалы по акту расцениваются по учетным ценам, записываются в журнал-ордер № 6 как цен­ности, поступившие на склад, в этой же сумме относятся на группу материалов и в акцепт. Неотфактурованные постав­ки регистрируются в журнале-ордере № 6 в конце месяца (в графе Б «Номер счета» ставится буква Н), когда возмож­ность получения платежного документа в данном месяце от­пала. Оплате в отчетном месяце они не подлежат, так как основанием для оплаты банком являются платежные до­кументы (которые отсутствуют).

Пример 2.

В марте была неотфактурованная поставка в сумме 12 000 руб.

В апреле был предъявлен счет на оплату в сумме 14 160 руб. (включая НДС).

12 000В марте будет сделана запись: Д-т 10 К-т 60 —                 руб.

В апреле: Д-т 10 К-т 60 —112 000 руб. Д-т 10 К-т 60 —12 000 руб. Д-т 19 К-т 60 — 2160 руб.

Порядок учета материалов в пути. Материалами в пути называются такие поставки, по ко­торым организация акцептовала платежные документы, а материалы на склад по ним еще не поступили. К учету принимаются акцептованные платежные документы неза­висимо от того, оплачены они банком или не оплачены.

В журнале-ордере № 6 платежные документы регистри­руются в течение месяца в графе «За неприбывшии груз» и в графе «Акцепт».

При расчетах с поставщиками за материальные ценно­сти могут быть выявлены недостачи или излишки факти­чески поступившего количества по сравнению с документа­ми поставщика, которые оформляются актом (ф. № М-7). Излишки приходуются по акту и расцениваются по учет­ным ценам или по договорным (отпускным ценам), затем учитываются в журнале-ордере № 6 отдельной строкой как неотфактурованная поставка — отдел маркетинга сообща­ет поставщику об излишках и просит выставить платеж­ное требование. В случае выявления недостач бухгалтерия рассчитывает их фактическую себестоимость и предъявля­ет претензию к поставщику. Сумма железнодорожного та­рифа при этом распределяется пропорционально массе гру­за, а суммы наценок, скидок — пропорционально стоимо­сти груза.

Пример 3.

В марте материалов в пути было на 8000 руб. (без учета НДС). В апреле они поступили в количестве, превышающем ука­занную в счете сумму на 1500 руб. (без учета НДС).

8 000Записи в марте: Д-т 10 К-т 60 — 8000 руб.

В апреле сторнировочная запись: 1) Д-т 10 К-т 60 —              руб.

Приходуют фактическое поступление материалов проводками: 2) Д-т 10 К-т 60 — 9500 руб. Д-т 19 К-т 60 —1710 руб.