ЛЕКЦИЯ «ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ»
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ ЛОГИСТИКИ
2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ
3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГИСТИКИ С ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ ЛОГИСТИКИ
В настоящее
время коммерческие отношения формируются в условиях высокой конкуренции и
неустойчивости рыночной среды. Что-
бы добиться успеха в предпринимательской
деятельности, требуется
применение современных способов и методов
управления потоковыми процессами. Одним из прогрессивных научно-прикладных
направлений в данной области является логистика.
Термин «логистика» имеет греческий корень: logos означает разум, logismos расчет, раздумье, план, следовательно, logistika определяется как искусство проведения расчетов.
В ХХ в. принципы логистики использовались для обеспечения четкого взаимодействия военно-промышленного комплекса, транспортной системы и баз снабжения армии США оружием, боеприпасами, продовольствием и т.д.
В 50-е гг. прошлого столетия появляются публикации по теоретическим основам логистики и возможности ее использования в экономике. В 1970-е гг. термин «логистика» вводится в словари многих зарубежных стран, а в 1990-е и в российские словари.
В настоящее
время логистика определяется как управление материальными и информационными
потоками в сферах производства
и обращения. Практика показывает, что компании,
использующие логистику, добились преимущества перед конкурентами и значительно
увеличили прибыль за счет сокращения производственных издержек в области
ресурсного потенциала.
Ведущие зарубежные фирмы и транснациональные корпорации, такие как IBM, Procter&Gamble, Coca-Cola, General Motors, Ford Motors, Volvo, Toyota Motors, Electrolux, TNT, Deutsche Telecom, BTL, ASG AB, Acer Computer, G&F Industries, General Foods, Johnson&Johnson и многие другие в управлении применяют логистику.
На российском рынке логистические концепции и системы продвигают в основном зарубежные фирмы и предприятия с долевым участием иностранного капитала. Отечественные компании пока еще настороженно относятся к внедрению логистических инноваций, хотя для России формирование и развитие логистических систем имеет первостепенное значение, так как позволит ускорить интеграцию нашей страны в мировое экономическое и информационное пространство.
Логистическая
система - это система с обратной
связью, выполняющая те или иные логистические функции на предприятии. Она, как
правило, состоит из нескольких подсистем и имеет
развитые связи с внешней средой.
Цель
логистической системы - доставка
товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в
максимально
возможной степени подготовленных к
производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.
Логистические системы делят на макро- и микрологистические.
Макрологистическая
система - это крупная система
управления
материальными потоками, охватывающая предприятия
и организации
промышленности, посреднические, торговые и
транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах
страны
или в разных странах. Макрологистическая система
представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или
группы стран.
Микрологистические
системы являются подсистемами
макрологистических систем. К ним относят различные производственные
и торговые предприятия, территориально-производственные
комплексы. Микрологистические системы представляют собой класс
внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят
технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.
Логистическая система предприятия отвечает за поставку материала, весь производственный цикл и сбыт произведенного товара, достигая при этом заранее намеченных целей. Логистическая система должна обладать развитыми связями с внешней средой, что позволяет ориентироваться в происходящих изменениях на рынке.
Таким
образом, главная задача логистики - разработка тщательно взвешенного и
обоснованного плана, который способствовал бы
достижению наибольшей эффективности работы
предприятия, повышению его рыночной доли и получению преимуществ перед
конкурентами, а одной из основных задач логистики является создание
интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и
информационных потоков.
В
соответствии с современными задачами логистики различают
два вида функций - оперативные и
координационные.
Оперативные
функции - управление движением
материальных
ценностей в сфере снабжения, производства и
распределения:
- к функциям в сфере снабжения относится
управление движением сырья и материалов, отдельных частей или запасов готовой
продукции от поставщика к производственным предприятиям, складам
- функции управления распределением продукции охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия производителя к потребителям.
Координационные функции:
- выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства;
- анализ рынков, на которых оперирует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков;
- обработка данных, касающихся заказов и потребителей клиентуры.
Следовательно, логистика применяется на стыке двух сфер: предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого предприятием предложения, базирующегося на соответствующей информации.
2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ
Существуют пять основных функциональных областей
логистики:
1) закупочная логистика;
2) производственная логистика;
3) распределительная логистика;
4) транспортная логистика;
5) информационная логистика.
Закупочная логистика.
Закупочная логистика решает вопросы, связанные с обеспечением предприятия сырьем и материалами, и ее основная цель - управление материальными потоками с целью эффективного обеспечения предприятия материальными ресурсами.
Любое предприятие, производственное или торговое, имеет службу (отдел закупок или службу снабжения), осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда. Для успешного обеспечения предприятия необходимыми материалами отдел снабжения должен иметь готовые ответы на следующие вопросы:
- что закупать;
- сколько закупать;
- у кого закупать;
- на каких условиях закупать;
- как системно увязать закупки с производством и сбытом;
- как системно увязать деятельность предприятия с поставщиками?
Этот круг
вопросов заготовительной логистики определяет состав
решаемых в данной функциональной области задач и
характер выполняемых работ.
Необходимо последовательно решить следующие пять задач:
1) изучение товарного рынка для определения
потребности в материальных ресурсах;
2) осуществление закупок, причем выбранный товар
для предприятия может закупаться как непосредственно у производителя, так и у
посредников, дилеров. Основным фактором, влияющим на поставщика, является
номенклатура товара и его цена;
3) поиск поставщиков;
4) управление поставщиками;
5) контроль за выполнением заказа.
Рассмотрим подробнее решение задач 3-5.
Поиск поставщиков. Для поиска поставщиков используется стандартная схема, состоящая из четырех этапов:
1. Поиск потенциальных поставщиков. Для поиска потенциальных поставщиков используется следующий механизм действий:
- проведение конкурсов (тендеров);
- изучение рекламных материалов (фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.);
- посещение ярмарок, выставок;
- личные контакты с возможными поставщиками (переписка, телефонные обзвоны, деловые встречи).
2. Проверка поставщиков. Для проверки надежности поставщика может быть получена информация из следующих источников:
- личная встреча с руководством компании;
- финансовая отчетность поставщика;
- местные источники (действующие на данной территории юридические лица или «осведомители» официальных органов);
- банки и финансовые институты;
- конкуренты потенциального поставщика;
- торговые ассоциации;
- информационные агентства;
- государственные источники (регистрационные, налоговая палаты и др.).
Итогом второго этапа является список поставщиков с проверенной репутацией.
3. Анализ
потенциальных поставщиков. Получив список потенциальных поставщиков, после
второго этапа необходимо провести анализ производственных возможностей этих
предприятий. Основными
критериями, по которым осуществляется анализ
потенциальных поставщиков, является цена и качество продукции, а также
надежность
поставок. Надежность поставщика включает выполнение
обязательств
по срокам поставок, ассортименту, комплектности
и количеству поставляемой продукции. К другим критериям относятся следующие:
- финансовое положение поставщика;
- сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
- наличие резервных мощностей;
- повышение качества выпускаемой продукции;
- удаленность поставщика от потребителя;
- организация управления качеством у поставщика;
- способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;
- профессиональный уровень персонала;
- текучесть кадров и др.
В результате
проведенного анализа потенциальных поставщиков
формируется перечень конкретных поставщиков, с
которыми проводится работа по заключению договоров.
4. Оценка
надежности поставщика. По результатам работы с поставщиками проводится оценка
результатов работы по уже заключенным договорам, для чего разрабатывается
специальная шкала оценки,
позволяющая рассчитать рейтинг поставщика, но
главным критерием
при выборе поставщика будет являться надежность
поставки. Если
закупаемые предметы труда не являются значимыми
с точки зрения
производственного или торгового процесса, то при
выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и
доставку.
Управление поставками. Процесс налаживания доставки материалов от поставщика до потребителя должен предусматривать гибкую систему, способную оперативно реагировать на запросы производства, связанные с изменениями конъюнктуры рынка. При наличии конкурентной борьбы предприниматели отслеживают положительные тенденции, происходящие на рынке. Поставка необходимого сырья или материалов может осуществляться как напрямую от производителя к потребителю, так и через посредников. Поставку от производителя к потребителю называют транзитной, а через посредника - складской.
В зависимости
от того, кто является поставщиком, определяется
вид логистической системы. Если движение
материальных потоков
осуществляется транзитом, то образуется
логистическая система с прямыми связями. Если используется складская форма
поставки, то образуется эшелонированная логистическая система, где в
обязанности
посредника может входить работа, связанная с
выполнением ряда производственных услуг по подготовке продукции к
производственному
потреблению, осуществление послепродажного
сервиса проданной
продукции, а также оказание комплекса других
видов деловых услуг.
Транзитная
форма поставки материалов позволяет значительно
сократить время пребывания материальных потоков
в сфере обращения, а также позволяет сократить издержки обращения за счет
уменьшения расходов на погрузочно-разгрузочные операции, складское хранение.
Применение транзитной схемы снабжения целесообразно использовать для больших
партий поставок постоянного ассортимента крупными партиями, когда продукция не
требует дополнительных логистических работ и операций по подготовке к
производственному потреблению.
Наиболее эффективной системой управления поставками является применение логистической системы «точно в срок». Использование данной системы позволяет добиться больших успехов при неустойчивости рынка конечной продукции, а также при освоении новой продукции. Применение системы «точно в срок» предусматривает работу потребителей с гораздо более низким запасом сырья и материалов, чем в условиях традиционного снабжения. Вследствие этого повышаются требования к надежности всех участников логистического процесса, в том числе и к транспортникам. Для предприятий, использующих систему «точно в срок», характерны следующие особенности:
- стабильный выпуск продукции;
- частые поставки небольшими партиями;
- поставки на основе долгосрочных заказов;
- минимальный объем сопутствующей документации;
- объем информации по поставкам фиксирован для всего объема, но может меняться от одной поставки к другой;
- отсутствие поставок товара с избытком или недостатком;
- поставщиков ориентируют на использование стандартной тары и упаковки.
Применение системы «точно в срок» позволяет достичь следующих результатов:
- сократить затраты на содержание запасов;
- уменьшить количество брака;
- уменьшить складские мощности.
Контроль за выполнением заказа. Важнейшей функцией в заготовительной логистике является контроль входных потоков - поставок. Процесс контроля заключается в отслеживании движения материальных потоков, начиная с подтверждения источников генерации получения заказа, согласования условий поставки и завершая проверкой отгрузки и доставки заказанной продукции.
Логистическая система контроля за выполнением заказа предусматривает прямой постоянный контакт между отправителем и получателем товара. При таком взаимодействии формируются массивы информации о параметрах и структуре материальных потоков, о развитии деловых взаимоотношений с поставщиками. Необходимость координированного контроля за ходом выполнения поставок в условиях расширения хозяйственных связей, динамичности рынка и дальнейшей интеграции с производством привела к широкому применению компьютерных и информационных технологий. Сложность осуществления контроля за выполнением заказа обусловлена номенклатурой, ассортиментом поставляемого товара. Чем шире ассортимент, тем больше времени будет уходить на проверку поставляемой партии товара.
В случае
возникновения отклонения от планового хода процесса
поставки соответствующая логистическая служба,
осуществляющая
контроль за выполнением заказа, принимает
оперативные меры по
розыску потерянных грузов, ускорению продвижения
материальных
потоков, оформлению претензий к виновным.
Возникшие недопоставки, срывы поставок, нарушения сроков доставки могут быть
компенсированы различными видами страхования и возмещения убытков со стороны
поставщика, перевозчика. При обнаружении несоответствия входного материального
потока условиям договора поставки составляется двусторонний акт о выявленных
нарушениях (по ассортименту, количеству, качеству и т.д.).
Для оценки
результатов выполнения договорных обязательств по
поставкам продукции применяется комплексный
показатель, определяемый как произведение трех частных показателей выполнения
плана поставок: по срокам, ассортименту и качеству.
Производственная логистика
Производственная
логистика касается управления
материальными потоками внутри предприятий, и основной объем работ выполняется в
пределах территории одного предприятия. Основная задача производственной
логистики
обеспечение качественного, своевременного и
комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами,
сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство.
Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного
потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным
потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной
логистики.
Непосредственное
управление финансовыми и трудовыми ресурсами предприятия производится только с
помощью инфраструктурных
подразделений. Применение производственной
логистики помогает интегрировать подразделения основного и инфраструктурного
производственных комплексов, так что они
составляют единое целое,
каждая часть которого по отдельности не может
функционировать
самостоятельно. При создании единой структуры
внутрипроизводственной логистической системы должна быть обеспечена
максимальная координация и интеграция всех видов звеньев производственной
структуры, участвующих в управлении основными, вспомогательными, материальными
и связанными с ними потоками.
Производственные
логистические подсистемы объединяют материальные потоки и задают ритм работы
всем другим подсистемам. Они
определяют потенциальные возможности адаптации
микрологистических систем к изменениям окружающей среды. Кроме того, производственные
логистические подсистемы позволяют смежным подсистемам
самонастраиваться в соответствии с текущими
целевыми установками. Гибкость производственных логистических подсистем
обеспечивается за счет гибкости производства и профессионализма обслуживающего
персонала.
Цель производственной логистики заключается в точной синхронизации процесса производства и логистических операций во взаимосвязанных подразделениях. Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:
- отказ от избыточных запасов;
- отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;
- отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей;
- устранение простоев оборудования;
- обязательное устранение брака;
- устранение нерациональных внутрипроизводственных перевозок;
- превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.
При управлении материальными потоками в рамках внутрипроизводственных логистических систем используют два основных способа: толкающий и тянущий.
Толкающая
система представляет собой
систему организации
производства, в которой предметы труда,
поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у
предыдущего технологического звена не заказываются. Материальный поток
«выталкивается» получателю по команде, поступающей на передающее звено из
центральной системы управления производством. Толкающие модели управления
потоками характерны для традиционных методов организации производства. На практике
применяются различные варианты толкающих систем, известные под названием
«системы MRP».
MRP (Material
Requirement Planning) - это общепринятая на Западе
идеология, технология и организация управления
промышленными предприятиями. Системы MRP характеризуются высоким уровнем
автоматизации управления, позволяющим
реализовывать следующие
основные функции:
- обеспечивать текущее регулирование и контроль производственных запасов;
- в реальном масштабе времени согласовывать и оперативно корректировать планы и действия различных служб предприятия снабженческих, производственных, сбытовых.
Основным
недостатком толкающих MRP систем является необходимость создания и поддержания
значительных буферных запасов
между производственными подразделениями и
этапами технологического цикла.
Тянущая
система представляет собой
систему организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на
последую
щую технологическую операцию с предыдущей по
мере необходимости. Здесь центральная система управления не вмешивается в обмен
материальными потоками между различными
участками предприятия,
не устанавливает для них текущих
производственных заданий. Производственная программа отдельного
технологического звена определяется размером заказа последующего звена.
Центральная система
управления ставит задачу лишь перед конечным
звеном производственной технологической цепи.
Преимущества тянущей системы:
- отказ от
избыточных запасов, информация о возможности бы
строго приобретения материалов или наличие
резервных мощностей
для быстрого реагирования на изменение спроса;
- замена
политики продажи произведенных товаров политикой
производства продаваемых товаров;
- задача
полной загрузки мощностей заменяется минимизацией
сроков прохождения продукции по технологическому
процессу;
- снижение оптимальной партии ресурсов, снижение партии обработки;
- выполнение заказов с высоким качеством;
- сокращение всех видов простоев и нерациональных внутризаводских перевозок.
Следует
отметить, что значительный вклад в развитие мировой
логистической системы внесла Япония, которая
разработала и применила впервые в мире прогрессивную логистическую концепцию
just in time - JIT (точно в срок) и внутрипроизводственную систему KANBAN. На
практике к тянущим внутрипроизводственным логистическим системам относят
систему KANBAN (в переводе с японского - карточка), разработанную и
реализованную фирмой Toyota (Япония).
Система
KANBAN не требует тотальной компьютеризации производства, однако она
предполагает высокую дисциплину поставок, а также
высокую ответственность персонала, так как
центральное регулирование внутрипроизводственного логистического процесса
ограниченно. Система KANBAN позволяет существенно снизить производственные
запасы. Например, запасы деталей в расчете на один выпускаемый
автомобиль у фирмы Toyota составляет 77 дол., в
то время как на автомобильных фирмах США этот показатель равен примерно 500
дол.
Система KANBAN позволяет также ускорить
оборачиваемость обо-
ротных средств, улучшить качество выпускаемой
продукции. Тянущие микрологистические системы типа KANBAN, устраняя излишние
запасы, могут эффективно работать лишь при
относительно коротких
производственных циклах, точном прогнозировании
спроса и некоторых других производственно-технологических условиях. Для
исправления недостатков, присущих обеим системам, были предприняты попытки их
объединения в едином планово-производственном и диспетчерском компьютерном
комплексе. Организация производства по типу гибких производственных систем
практически невозможна без применения логистических подходов в управлении
материальными и информационными потоками. Тенденция создания гибких
производственных (переналаживаемых) систем прогрессирует очень быстро,
поэтому широкое распространение концепции
логистики в сфере основного производства является перспективным и однозначным.
Модульный принцип функционирования производственных и логистических систем
интегрирует две ведущие формы организации производственно-хозяйственной
деятельности.
Рассмотрим
управление логистической системой на предприятии.
Важнейшей интегрирующей системой логистики в
сфере основного производства является автоматизированная
транспортно-складская система.
Быстрое развитие информационных технологий позволило автоматизировать управленческий процесс логистического менеджмента на предприятии за счет использования современного программного обеспечения, который позволяет контролировать процесс, начиная от закупок материалов и заканчивая продажей готовой продукции. Непосредственно в производственном процессе используются логистические системы управления, применяемые для каждого типа производства.
Для
предприятий первого типа (единичное производство изделий
на заказ) - это разного рода сетевые модели:
методы PERT и «критического пути», а также стандарты управления MRP, которые
фактически включают в себя эти методы сетевых расчетов.
Для
предприятий второго, третьего и четвертого типов (серийное производство) - это
методы MRP. Такие предприятия основная
область применения данных стандартов. В России
широкое применение получили машино-комплектные системы.
Для
предприятий пятого типа (массовое производство) – это
методы just-in-time (JIT, KANBAN), а также
используемые в России
различные варианты отечественных комплектных
систем (новочеркасская, сутко-комплектная, Р-Г-система и т.д.). Могут работать
также
методы MRP. В ситуации, когда темпы сбыта
продукции (а значит, и темпы производства) неустойчивы, что вполне типично для
России, комплектные методы и JIT перестают работать, тогда MRP - единственная
оптимальная альтернатива.
Для
производств непрерывного типа нет общепризнанных методов управления, но в части
планирования и учета методы MRP вполне
пригодны.
В логистической системе класса MRP должны быть четко выделены три базовых блока.
1. Формирование основного плана на основе заказов клиентов и прогноза спроса. Этот организационно-алгоритмический процесс включает процедуру быстрой проверки выполнимости плана по ресурсам, так называемое «приблизительное планирование мощности» - Rough Cut Capacity Planning.
2. Планирование потребностей, т.е. составление плана-графика изготовления партий изделий собственного производства и плана-графика закупки материалов и комплектующих. При этом работают вполне определенные алгоритмы расчета размеров заказов и дат запуска заказов на основе сетевых моделей. На этом этапе выполняется также расчет загрузки ресурсов или балансировка плана-графика по ресурсам - процедура «планирование мощности» - Capacity Planning.
3. Оперативное управление. Процедуры проверки укомплектованности и запуска заказов, управление ходом производства через механизмы производственных циклов, приоритетов, размеров заказов. Учет выполнения операций и заказов. Складской учет.
Системы
класса MRP направлены на планирование деятельности служб сбыта, снабжения и
производства как сквозной график взаимосвязанных заказов. Они должны включать
средства бюджетирования и развитую систему управленческого учета, содержать
систему бухгалтерского учета или иметь интерфейс с такой системой, работающей
как в российских, так и в западных (GAAP, IAS) стандартах бухгалтерского учета
и отчетности. Кроме того, они должны включать средства, позволяющие
смоделировать весь ход производства при данном варианте основного плана, чтобы
увидеть возможные будущие
проблемы и узкие места. Наконец, системы класса
MRP должны поддерживать методы just-in-time.
Логистическую
систему just-in-time необходимо различать как
метод управления и как своеобразную философию
управления. Использовать систему JIT как метод управления совсем просто. Данную
систему нельзя воспринимать как компьютерную,
так как система использует карточки с одним-двумя управляющими действиями.
Любой грамотный специалист отдела программирования может реализовать на фирме
такую систему. Но для того, чтобы она работала, необходимо понимание философии
управления. Для этого требуется высочайшая организация и точнейшая
синхронизация всех производственных процессов, включая операции с поставщиками
и субподрядчиками. JIT как философия управления ориентирована на организацию
бездефектного производства при минимуме издержек.
Использованию
логистики в качестве практического инструмента бизнеса как в производстве, так
и через дистрибутив товаров способствовала разработанная логистическая система
DRP (Distribution
Requirements Planning) - система управления
распределением продукции. К числу важных функций DRP и ее расширенных
модификаций стали относиться контроль за состоянием запасов, включая расчет
точки заказа, организация перевозок, распределение, формирование связей
производства, снабжения и сбыта с использованием обеспечивающего комплекса MRP.
Следующий шаг
в развитии логистической системы был сделан
японской фирмой Toyota, сформулировавшей новую
философию управления качеством продукции - TQM (Total Quality Management) -
всеобщего управления качеством, которая стала
применяться различными фирмами мира, использующими стратегию постепенного
наращивания объемов производства. Основа системы TQM - это управленческий
подход, ставящий в центр внимания задачу повышения качества. Он основан на
участии в решении этой задачи всего коллектива фирмы (организации) на всех
стадиях производства и продвижения продукции (услуг). Долговременный успех
достигается за счет удовлетворения нужд потребителей и благодаря взаимной
выгоде как каждого члена фирмы, так и общества в целом. Философия управления в
системе ТОМ утверждает, что нужды потребителя и цели бизнеса
неразделимы. Этот подход применим в равной мере
ко всем элементам логистических систем.
Распределительная логистика.
Распределительная логистика решает задачи реализации готовой продукции. Основной задачей распределительной логистики является обеспечение рационализации процесса физического продвижения продукции к потребителю и формирование системы эффективного логистического сервиса.
Под
распределительной логистикой понимается физическое, ощутимое, вещественное
содержание этого процесса. Главным направлением в распределительной логистике
является рационализация процесса
физического распределения имеющегося запаса
материалов. Распределительная логистика отвечает за оптимизацию процесса
распределения имеющихся запасов готовой продукции в соответствии с интересами и
требованиями потребителя.
Важнейшие функции распределительной логистики заключаются в следующем:
- планирование, организация и управление транспортно-перемещающими процессами в логистической системе в послепроизводственный период;
- управление товарными запасами;
- получение
заказов на поставку продукции и его эффективная
обработка;
- комплектация, упаковка и выполнение ряда других логистических операций по подготовке товарных потоков к генерации;
- организация рациональной отгрузки;
- управление доставкой и контроль над выполнением транспортно-перемещающих операций в логистических цепях;
- планирование, организация и управление логистическим сервисом.
Принципиальные отличия распределительной логистики от традиционных методов сбыта и продажи заключаются:
- в подчинении процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга;
- системной
взаимосвязи процесса распределения с процессами
производства и закупок (в плане управления
материальными потоками);
- системной взаимосвязи всех функций внутри самого распределения.
Учитывая специфику предприятия и поставленные цели, задачи решаются на уровне предприятия и на макроуровне.
На уровне предприятия в задачи логистики входит:
- планирование процесса реализации;
- организация получения и обработки заказов;
- организация сети складов;
- выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
- организация отгрузки продукции;
- организация доставки и контроль транспортирования;
- организация послереализационного обслуживания.
На макроуровне к задачам распределительной логистики относят:
- выбор схемы распределения материального потока;
- определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;
- определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории.
Для решения
задач по оптимизации распределения необходимо
обеспечить контроль за всеми звеньями системы
перемещения грузов.
Главным показателем успешной деятельности компании является полученная прибыль. Основные направления деятельности для увеличения прибыли:
- создание
единой транспортно-складской системы (быстрая
доставка до потребителя);
- экономическое объединение производства и сбыта;
- выработка оптимальных схем складирования и пополнения запаса.
Распределительная
логистика охватывает весь комплекс задач по
управлению материальным потоком на участке поставщик
потребитель, начиная от момента постановки задачи реализации и заканчивая
моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. При этом
основной удельный вес занимают задачи управления материальными потоками,
решаемые в процессе продвижения уже готовой продукции к потребителю.
Поставщик и
потребитель материального потока в общем случае
представляют собой две микрологистические
системы, связанные так называемым логистическим каналом, или иначе каналом
распределения.
Логистический
канал - это частично
упорядоченное множество
различных посредников, осуществляющих доведение
материального
потока от конкретного производителя до его
потребителей. Множество является частично упорядоченным до тех пор, пока не
сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока от
поставщика к потребителю. После этого логистический канал преобразуется в
логистическую цепь. Принятие принципиального решения о реализации продукции
через агентскую фирму и, таким образом, отказ от непосредственной работы с
потребителем является выбором канала распределения. Выбор же конкретной
агентской фирмы, конкретного перевозчика, конкретного страховщика и так далее -
это выбор логистической цепи. Логистическая цепь - это линейно
упорядоченное множество участников
логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению
внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.
На уровне
макрологистики логистические каналы и логистические цепи являются связями между
подсистемами макрологистических
систем. В зависимости от вида макрологистической
системы каналы
распределения имеют различное строение. В
логистических системах
с прямыми связями каналы распределения не
содержат каких-либо
оптово-посреднических фирм. В гибких и эшелонированных
системах
такие посредники имеются.
Товар может
попасть напрямую к конечному потребителю. Первоначальная стоимость товара в
данном случае будет наименьшей, так
как посредники будут исключены из цепи и
стоимость товара возрастет лишь на расходы по доставке товаров.
Со стратегической точки зрения цепочки распределения и соответствующего учета затрат позволяют выделить пять областей эффективности взаимодействия:
1) связь с поставщиками;
2) связь с потребителями;
3) единство технологических связей внутри одного подразделения;
4) связи между подразделениями внутри предприятия;
5) связи между предприятиями, работающими в единой логистической сети.
Транспортная логистика.
Транспортная
логистика решает вопросы
управления материального потока на транспортных участках. Транспортная
логистика - перемещение требуемого количества товара в нужную точку,
оптимальным маршрутом, за требуемое время и с наименьшими издержками.
Транспортная логистика не имеет четких границ и
может применяется при любых перевозках.
Транспорт -
связующее звено между элементами логистических
систем, осуществляющее передвижение материальных
ресурсов. Затраты на создание любого товара складываются из себестоимости
изготовления и издержек на выполнение всех работ от момента закупки материалов
до момента покупки товара конечным потребителем. Большую часть стоимости
составляет так называемая цена перехода», т.е. наценки каждого звена в цепи
производитель - конечный покупатель. Наценка такого перехода может составлять
15-20%.
Движение
материального потока от первичного источника сырья
до конечного потребления осуществляется с
применением различных
транспортных средств. Затраты на выполнение этих
операций могут
доходить до 50% от суммы общих затрат на
логистику.
Транспорт
представляют как систему, состоящую из двух подсистем: транспорт,
предназначенный для общего пользования, и транспорт
не общего пользования.
Транспорт
общего пользования обслуживает
сферу обращения
и население. Данный вид транспорта часто
называют магистральным
(магистраль - основная, главная линия в
какой-нибудь системе, в данном случае - в системе путей сообщения). Понятие
транспорта общего пользования охватывает городской транспорт, железнодорожный
транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный
транспорт и транспорт трубопроводный.
Транспорт не
общего пользования
внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов,
принадлежащие нетранспортным
предприятиям, являются, как правило, составной
частью каких-либо
производственных систем.
Транспорт
является неотъемлемой частью производственных и торговых процессов. Поэтому
транспортная составляющая участвует во множестве технологических процессов,
выполняя задачи логистической системы. Вместе с тем существует достаточно
самостоятельная транспортная область логистики, в которой многоаспектная
согласованность между участниками транспортного
процесса может рассматриваться вне прямой связи
с сопряженными
производственно-складскими участками движения
материального
потока.
К задачам транспортной логистики прежде всего относятся задачи, решение которых усиливает согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса. Наличие единого оператора сквозного перевозочного процесса, осуществляющего единую функцию управления сквозным материальным потоком, создает возможность эффективно проектировать движение материального потока, добиваясь заданных параметров на выходе.
При
организации смешанной перевозки логистическая система
предполагает:
- использование двух и более видов транспорта;
- наличие единого оператора процесса перевозки;
- единый транспортный документ;
- единую тарифную ставку фрахта;
- последовательно-центральную схему взаимодействия участников;
- единую и в результате высокую ответственность за груз.
При
использовании транспортной логистической системы для
предприятия обеспечивается высокая вероятность
выполнения «шести правил логистики» - нужный груз, в нужном месте, в
нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества, с минимальными
затратами.
К основным
задачам транспортной логистики следует отнести
обеспечение технической и технологической
сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических
интересов, а также использование единых систем планирования.
Техническая
сопряженность в
транспортном комплексе означает
согласованность параметров транспортных средств
как внутри отдельных
видов, так и в межвидовом разрезе. Эта
согласованность позволяет
применять модальные перевозки, работать с
контейнерами и грузовыми пакетами. Технологическая сопряженность предполагает
применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки,
бесперегрузочное сообщение.
Экономическая сопряженность - это общая методология исследования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы.
Совместное планирование коммерческой деятельности участников логистической системы означает разработку и применение единых планов-графиков. К задачам, решаемым транспортной логистикой системы, относятся:
- создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;
- обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
- совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
- определение рационального маршрута доставки груза;
- выбор типа и вида транспортного средства.
Выбор
оптимального вида транспорта решается во взаимосвязи
с другими задачами логистики, такими как
создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др.
На выбор
транспортных средств будут влиять следующие
факторы:
- характер груза (вес, объем, консистенция);
- количество отправляемых партий (используемый контейнер);
- срочность доставки груза заказчику;
- местонахождение пункта назначения с учетом погодных, климатических, сезонных характеристик;
- расстояние, на которое перевозится груз;
- ценность груза (страхование);
- близость расположения точки доставки к транспортным коммуникациям;
- сохранность груза, невыполнение поставок.
Основой
выбора вида транспорта, оптимального для конкретной
перевозки, служит информация о характерных
особенностях различных видов транспорта (автомобильный, железнодорожный,
морской, внутренний водный, воздушный и трубопроводный). Определим основные
преимущества и недостатки использования транспортных средств с точки зрения
логистики.
Одной из
самых известных и распространенных концепций транспортной логистики является
концепция «точно в срок» (just-in-time,
JІТ). Она основана на довольно простой логике
поставки продукции,
в которой потоки материальных ресурсов тщательно
синхронизированы с потребностью в них, задаваемой временным и производственным
расписанием выпуска готовой продукции. Использование системы JІТ
позволяет доставить материальные ресурсы или готовую продукцию в определенную
точку логистической цепи (канала) именно в тот момент, когда в них есть
потребность (не раньше и не позже), что исключает излишние запасы как на
производстве, так и в дистрибуции. Многие современные логистические системы,
использующие данную систему, ориентированы на короткие составляющие
логистических циклов, что требует быстрой реакции звеньев логистической
системы на изменения спроса и соответственно
производственной программы.
Существенную
роль при применении концепции «точно в срок»
играет спрос, определяющий дальнейшее движение
сырья, материалов
(компонентов), полуфабрикатов и готовой
продукции. Короткие составляющие логистических циклов в системах, применяющих
данный подход, способствуют концентрации основных поставщиков материальных
ресурсов вблизи главной фирмы, осуществляющей процесс производства или сборки
готовой продукции. Фирма старается выбрать небольшое количество поставщиков,
отличающихся высокой степенью надежности поставок, так как для предприятия,
работающего по технологии ЈІТ, любой сбой в поставках может нарушить
производственное
расписание. В соответствии с этой концепцией
поставщики становятся, по существу, партнерами по бизнесу производителей
готовой продукции. Для эффективного использования технологии JІТ
компании должны работать с надежными телекоммуникационными системами и
информационно-компьютерной поддержкой.
Эффективным
методом транспортной логистики, позволяющим
обслуживать несколько торговых точек, является
метод кольцевых маршрутов. Составление кольцевых маршрутов может осуществлять
ся методом, известным как алгоритм Свира, или алгоритм дворника (работа
стеклоочистителя). Суть алгоритма Свира заключается в том, что полярная ось,
подобно щетке дворника, начинает постепенное движение в одном из направлений,
«стирая» при этом с координатного поля изображенные на нем магазины
потребителей товара. Как только сумма заказов от магазинов достигнет
максимальной вместимости
транспортного средства, фиксируется сектор,
обслуживаемый одним
кольцевым маршрутом, и намечается путь объезда
потребителей. Следует отметить, что данный случай дает хорошие результаты в том
случае, когда расстояние между узлами транспортной сети по существующим дорогам
прямо пропорционально расстоянию по прямой. На кольцевые маршруты, кроме
ограничений по вместимости, могут накладываться дополнительные требования,
например ограничения по времени. Если окажется, что время движения по
определенному кольцевому маршруту больше допустимого, необходимо этот сектор уменьшить,
увеличив соответственно соседний сектор. Необходимые уменьшения сектора
выполняются и при наличии других ограничений.
Построение следующего сектора начинается лишь
после того, как в настоящем секторе будет получен допустимый кольцевой маршрут.
Формирование кольцевых маршрутов завершается при полном обороте «стирающего»
луча.
Алгоритм
Свира позволяет разделить всю обслуживаемую зону
на несколько секторов. В пределах каждого
сектора составление кольцевого маршрута может осуществляться посредством решения
различных оптимизационных задач, в том числе и задачи коммивояжера.
Информационная логистика.
Информационная
логистика рационализирует
организацию движения информационных потоков. Информационная логистика является
неотъемлемой частью всей логистической системы и обеспечивает функциональную
область логистического менеджмента. Объектом изучения информационной логистики
являются информационные потоки, отражающие движение материальных, финансовых и
других потоков, влияющих на производственный процесс. Основная цель -
обеспечение логистических систем информацией в нужные сроки, в нужном объеме и
в нужном месте. Информационная логистика используется для обеспечения
информацией всей организации в целом исходя
из логистических принципов.
Информационные системы обеспечивают управление материальными потоками, используя микропроцессорную технику, информационные технологии и другие составляющие процесса информатизации.
Логистическая информационная система - интерактивная структура, включающая персонал, оборудование и процедуры (технологии), которые объединены информационным потоком, используемым логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы.
Цели создания информационной системы:
- обеспечение выживаемости и дееспособности фирмы;
- обеспечение работников оперативной информацией, способствующей более эффективному трудовому процессу;
- соблюдение адресности информации;
- устранение неразберихи в получении информации и в ее использовании;
- расширение функций предприятия в соответствии с требованиями рынка.
Основные принципы построения информационной системы:
- иерархичность (подчиненность задач и использования источников данных);
- принцип
агрегированности данных (учет запросов на разных
уровнях);
- избыточность (построение с учетом не только текущих, но и будущих задач);
- конфиденциальность;
- адаптивность к изменяющимся запросам;
- согласованность и информационное единство (определяется разработкой системы показателей, в которой исключалась бы возможность несогласованных действий и вывод неправильной информации);
- открытость системы (для пополнения данных).
Непосредственно
рабочим звеном информационной системы может
быть автоматизированное рабочее место
управленческого персонала,
информационное подразделение системы управления
организацией
или обособленная группа управленческих
работников, объединенных
общностью выполняемых информационных функций
(процедур, операций).
Информационная функция - целенаправленный специализированный вид управленческой деятельности, генерируемый информационной системой и характеризующийся однородностью действий с информацией любого вида.
Информационная сеть - совокупность компьютерно-программных средств и пользователей информационных ресурсов, объединенных единым информационным каналом с целью эффективной обработки и передачи информационных потоков.
Эффективное использование информационной логистики заключается в рациональном управлении информационным потоком по всей логистической сети на всех иерархических уровнях.
Информационный
поток - это совокупность
циркулирующих в логистической системе, а также между ней и внешней средой
сообщений, необходимых для управления, анализа и контроля логистических
операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных
документов (носителей). Информационные потоки в
логистических
системах имеют свои специфические особенности,
которые отличают
их от всех других видов информационных потоков.
Эти особенности
зависят от свойств логистических систем.
Логистические информационные потоки имеют следующие характеристики:
-
неоднородность (информация, используемая в логистических
системах, качественно разнородна);
- множественность подразделений - поставщиков информации;
- множественность подразделений - потребителей информации;
- сложность практической обозримости информационных маршрутов;
- множественность передач единиц документации по каждому маршруту;
- многовариантность оптимизации информационных потоков.
Передача и
прием информационных потоков осуществляются
с помощью документа, магнитного носителя, устной
речи и т.п. По виду
носителя информации логистические информационные
потоки разделяются на бумажные, электронные, смешанные.
Носитель информации - это любое материальное средство, фиксирующее информацию.
В настоящее время для регистрации информации используются бумажные и электронные носители. Информационный поток может состоять из бумажных и электронных носителей, которые дублируют или дополняют друг друга.
Оперативно и качественно управлять информационным потоком можно посредством:
- переадресации информационного потока;
- ограничения скорости передачи до соответствующей скорости приема;
- уменьшения или увеличения объема информации на отдельных участках прохождения информации;
- ограничения объема потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.
Информационные
системы в логистике могут создаваться с целью
управления материальными потоками на уровне
отдельного предприятия, а могут способствовать организации логистических
процессов на территории регионов, стран и даже группы стран.
На уровне
отдельного предприятия информационные системы
подразделяются на три группы: плановые,
диспозитивные (или диспетчерские), исполнительные (или оперативные).
Плановые информационные системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие:
- создание и оптимизация звеньев логистической цепи;
- управление условно-постоянными, т.е. малоизменяющимися данными;
- планирование производства;
- общее управление запасами;
- управление резервами и другие задачи.
Диспозитивные информационные системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи:
- детальное управление запасами (иногда складирование);
- распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом;
- отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.
Исполнительные
информационные системы
создаются на уровне
административного или оперативного управления.
Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом
возможностями программного обеспечения. Это так называемый режим работы в
реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о
движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать
соответствующие административные и управляющие воздействия на объект
управления. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с
контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания
производства, управлением перемещениями и т.п.
В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с внешней средой, а уже затем внутри своей структуры. Этот принцип последовательного продвижения по этапам создания системы должен соблюдаться и при проектировании логистических информационных систем.
Организация потоков информации предлагает выполнение следующих управленческих процедур:
- определение источников и потребителей информации в соответствии со специальными функциями и задачами управления;
- определение состава информации, периодичности ее циркуляции и форм представления;
- разработку документооборота;
- использование комплекса технических средств для организации потоков информации;
- установление порядка составления, оформления, регистрации, согласования и утверждения документов.
Вторичной
функцией подсистемы информационного обеспечения
является доведение до управленческого персонала
научно-технической
информации о новейших отечественных и зарубежных
достижениях
науки, техники, экономики, технологии
производства, передовом отечественном и зарубежном опыте в области управления.
Очевидно, что подсистема информационного обеспечения для выполнения
вышеперечисленных функций должна быть соответствующим образом организована.
Специфика деятельности подсистемы информационного обеспечения состоит в том,
что в процессе своей деятельности она должна иметь возможность оказывать
воздействие на все функциональные подсистемы организации. Таким образом, сразу
возникает вопрос, какое место данная подсистема должна занимать в иерархии
предприятия?
В настоящее время возможны три варианта организации подсистемы информационного обеспечения на предприятиях:
1) централизованный;
2) децентрализованный;
3) специализированный.
При централизованном
способе организации вся деятельность по
информационным технологиям сосредоточена в одном
управлении
(подразделении) и подчиняется непосредственно
высшему руководству компании, ответственному за информационные системы и
технологии. Преимуществом централизованного способа организации является
высокая эффективность работы по внедрению новых информационных систем и
технологий. К недостаткам можно отнести высокие затраты на содержание аппарата
управления.
При децентрализованном
способе организации подсистемы информационного обеспечения специалисты разных
функциональных
подразделений выполняют функции управления
информационными
системами каждый в своем направлении.
Преимуществом такого способа
организации является высокий уровень специальных
знаний менеджера по информационным системам, недостатком – дублирование
однотипных задач и функций в разных подсистемах.
При специализированном
способе организации отсутствует подразделение по информационным системам
(технологиям). При необходимости внедрения автоматизированной системы данные
организации обращаются в специализированные фирмы, выполняющие работы на
договорной основе. Это характерно для небольших организаций,
которые не могут иметь собственных специалистов
в области информационных технологий, занятых полный рабочий день, и прибегают к
услугам консультантов. Преимуществом данного способа организации подсистемы
информационного обеспечения является высокий уровень научных и методических
разработок, недостатком – сложность учета всех специфических особенностей
объекта.
Выбор того
или иного способа организации подсистемы информационного обеспечения на
предприятии зависит от многих факторов, и прежде всего от размеров организации,
системы управления, существующих в ней бизнес-процессов, наличия свободных денежных
средств. Следует лишь отметить, что подсистема информационного обеспечения в
настоящее время достигла такого уровня специализации, что требует к себе самого
пристального внимания. Современные руководители понимают это, и любая даже
самая маленькая организация имеет в своем составе информационные службы.
Использование компьютерной техники и
современного программного обеспечения позволяет значительно повысить скорость
принятия
и качество управленческих решений. Современное
состояние логистики во многом сформировалось благодаря бурному развитию и
внедрению во все сферы бизнеса информационно-компьютерных технологий.
Реализация большинства логистических концепций (систем), таких как SDP, JIT,
DDT и других была бы невозможна без использования быстродействующих
компьютеров, локальных вычислительных сетей, телекоммуникационных систем и
информационно-программного обеспечения.
Широкое
проникновение логистики в сферу управления производством в существенной степени
обязано компьютеризации управления материальными потоками. Компьютер стал
повседневным орудием труда для работников самых разнообразных специальностей, с
ним научились обращаться, ему поверили. Программное обеспечение компьютеров
позволяет на каждом рабочем месте решать сложные вопросы по обработке
информации. Эта способность микропроцессорной техники дает возможность
системного подхода к управлению материальными потоками, обеспечивая обработку и
взаимный обмен большими объемами информации между различными участниками
логистического процесса.
Основные направления работ при реализации функций логистики на предприятии:
- определение технических средств для выполнения программного задания;
- определение требований к качественным характеристикам и необходимого объема финансовых и трудовых ресурсов;
- определение базовых методов формирования программных заданий;
- выбор организационной формы осуществления программных заданий;
- составление сетевой модели выполнения этапов и работ;
- разработка системы критериев оценки и мотиваций действий;
- организация контроля, учета и оценки хода работ.
Логистическая система на производстве эффективна только тогда, когда создаются условия для ее интеграции в текущие производственные и коммерческие процессы. Эта проблема решается путем создания информационного базиса, соответствующего данному виду и объему производства, а также прочим характеристикам производственной структуры предприятий. Для сбора этих данных производственная система по всему предприятию располагает датчиками и измерительными инструментами, которые контролируют объемы и сроки текущих процессов. Логистическая система предъявляет к своей вычислительной сети следующие требования:
- быстрый и надежный, предпочтительно автоматизированный сбор информации и данных о транспортных средствах и средствах производства;
- структурирование внутрипроизводственной информационной системы поддержки принятия решений, которая в каждый момент содержит оперативную информацию о производственных процессах по каждому участку предприятия.
В настоящее время между партнерами широко распространяются технологии безбумажного обмена информацией. На транспорте вместо сопровождающих груз многочисленных документов (особенно в международном сообщении) по каналам связи (Интернету) синхронно с грузом передается информация, содержащая по каждой отправляемой единице все необходимые характеристики товара и реквизиты. При такой системе на всех участках маршрута в любое время можно получить исчерпывающую информацию о грузе и на основе этого принимать управленческие решения.
Логистическая система дает возможность грузоотправителю получать доступ к файлам, отражающим состояние транспортных услуг и загрузку транспорта. Возможен автоматический документообмен между производителями товаров и крупными магазинами (включая обмен накладными) и транспортными конторами при прямой отправке товаров от производителя к покупателю. С помощью технологии безбумажного обмена информацией покупатель может непосредственно оформить заказы на покупку. Электронный обмен данными процесс, который позволяет наладить компьютерную связь между компаниями, заключить сделку с помощью глобальных и локальных вычислительных сетей, организующих взаимодействие между компьютерами различных компаний.
Чтобы
реализовать эти возможности, компании создают стандартные
протоколы обмена и заключают между собой
договор.
3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГИСТИКИ С ДРУГИМИ
ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ
Логистика занимается управлением материальных, информационных и иных потоков, предусматривая эффективное использование потенциальных возможностей для решения задачи по физическому перемещению продукции внутри предприятия и во внешней среде с целью удовлетворения потребностей потребителей в транспортно-экспедиционных услугах и снабженческо-бытовых работах.
Особое значение концепции логистики для промышленного и торгового менеджмента обусловлено тем, что в ней уделяется много внимания балансу и эффективности комплекса функций по снабжению, производству, распределению и реализации. Нарушение в одном комплексе функций может расстроить работу всей производственно-хозяйственной системы.
Осуществление логистической деятельности тесно переплетается с другими видами производственной деятельности. Зачастую логистическая функция распределяется по различным службам. Например, одно подразделение предприятия занимается закупками материалов, другое - содержанием запасов, третье - сбытом готовой продукции.
При этом цели этих подразделений зачастую могут не совпадать с требованиями рациональной организации совокупного материального потока, проходящего через предприятие.
Логистический подход к функциональному планированию на предприятии предполагает выделение специальной логистической службы, которая должна управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиками и кончая доставкой покупателю готовой продукции.
Рассмотрим, как взаимодействует служба логистики с другими службами предприятия.
Наиболее тесное взаимодействие логистики происходит с маркетингом. По целям и решаемым задачам логистика и маркетинг представляют собой части единого процесса - удовлетворения потребностей потребителей. Маркетинг и логистика представляют собой самостоятельные направления производственно-хозяйственной деятельности, тесно интегрированные между собой. Предприниматели могут использовать для управления предприятием концепции маркетинга и логистики независимо друг от друга. В то же время наилучший результат можно получить при умелом использовании обеих концепций одновременно. Одной из важнейших функций логистики является организация материально-технического обеспечения потребителей. Требования потребителей заключаются не только в обеспечении производства сырьем, материалами и изделиями высокого качества, но и в своевременном обеспечении по выгодным ценам логистическими услугами при минимальном уровне совокупных затрат. Чтобы в полной мере выполнить эти требования, необходима активная маркетинговая деятельность.
Если не решены вопросы
логистического сервиса, то невозможно
осуществлять эффективное продвижение товаров на
рынок. Данная
проблема еще более обостряется в условиях, когда
рынок насыщен,
а качество и цена товара, как мотивационные
критерии потребителя
при выборе поставщика, отходят на второй план.
Если проанализировать вышеизложенное, то станет ясно, что функции маркетинга не
могут быть в полной мере и эффективно реализованы без участия служб логистики.
Известно, что современная концепция маркетинга выделяет четыре основные комплексные функции:
1) разработку и планирование ассортимента продукции;
2) управление информационными потоками;
3) организацию товародвижения и продаж;
4) рекламу и стимулирование сбыта.
В рамках первой комплексной функции маркетинг предопределяет предметную специализацию и ассортиментную структуру производства, что влияет на формирование и дальнейшее развитие логистической системы. В свою очередь, логистика может оказывать обратное влияние на маркетинг, корректируя управление потоковыми процессами номенклатуры выпускаемой продукции, внося корректировки ассортиментную структуру, производственную программу, бюджет предприятия, а также в маркетинговую стратегию и тактику продуцента.
Принятие маркетингового решения о выпуске нового вида продукции в реальных условиях, как правило, вызывает непредусмотренные издержки по закупкам, доставке, хранению и предварительной переработке материально-технических ресурсов, их дальнейшему использованию в производственном процессе, а затем в физическом распределении, подготовке и доставке продукции потребителям.
Кроме того, возникают потребности в совершенно новых ресурсах. Недостаточно обоснованное решение или изменение ассортимента при узкоцелевом маркетинговом подходе усложняет задачи, стоящие не только перед производством, но и перед логистикой, особенно в области управления запасами, заказами, транспортировкой и управлением информационными потоками в рамках системы информационного обеспечения. Все это негативно отражается на снижении совокупных издержек.
Например, решение об изменении упаковочного материала, принятое под воздействием маркетинговых предпосылок, но не учитывающее логистических требований, может значительно усложнить продвижение товара на рынок из-за отсутствия необходимого оборудования, позволяющего делать это качественно.
Вторая функция задает параметры
логистической системе и маркетинговой стратегии. Организация эффективного
управления информационными потоками, создание современной системы
информационного обеспечения являются важнейшей задачей логистики. Кроме
того, в комплексе мотиваций потребителей
значительную часть занимают условия доставки и связанные с этим вопросы.
Третья функция связана с логистикой наиболее тесно. Если не налажено приемлемое транспортно-экспедиционное обслуживание потребителей и торговых посредников, то все маркетинговые исследования и работа маркетологов по продвижению на рынок товарной продукции, а также производственников по ее изготовлению могут быть напрасными. Ненадлежащее выполнение договорных обязательств по поставкам может повлечь разнообразные штрафные санкции.
Маркетинг помогает
определить логистике рамки и параметры
сервисного обслуживания, проследить структуру и динамику
мотиваций и потребностей потребителей, спрогнозировать развитие конъюнктуры и
спроса и т.д.
Соблюдение логистических принципов на этапе реализации готовой продукции повышает затраты на логистику и на выполнение третьей маркетинговой функции. Однако они быстро окупаются, принося хорошую прибыль, позволяют в целом значительно укрепить маркетинговые позиции предприятия на рынке и получить преимущества в конкурентной борьбе.
Четвертая функция также предполагает взаимодействие с логистикой.
Еще более увеличивает стимулирующую роль логистики в маркетинге расширение комплекса логистических услуг. Нет лучшей рекламы для производителя, нежели имидж ответственного и надежного поставщика. Надежность партнера в бизнесе всегда ценится очень высоко.
Таким образом, можно
сделать вывод, что логистика и маркетинг
представляют собой две равноправные концепции с
единой областью
функционального приложения, едиными конечными
целями, но с различным инструментарием и предметом интересов.
Служба логистики на
предприятии тесно связана с планированием производства. Это обусловлено
тем, что производство зависит
от своевременной доставки сырья, материалов,
комплектующих частей определенного количества и качества. Соответственно служба
логистики предприятия, обеспечивающая прохождение сквозного материального
потока (а следовательно, организующая снабжение предприятия), должна
участвовать в принятии решений о запуске продукции в производство, так как
обеспечивать производство ресурсами придется ей.
Логистика взаимодействует с производством в процессе организации сбыта готовых изделий. Управляя материальными потоками в процессе реализации и имея исчерпывающую информацию о рынке сбыта, служба логистики, естественно, должна участвовать в формировании графиков выпуска готовой продукции. Существенной функцией службы логистики является доставка сырья и комплектующих в цеха непосредственно к рабочим местам и перемещение готовой продукции в места хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой при реализации этой функции приводит к увеличению запасов на различных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство.
Одним из основных
показателей, характеризующих поставщика
и влияющих на организацию всего логистического
процесса, является
качество поставляемой продукции. Определение
оптимального уровня качества, а также контроль за его соблюдением тоже является
совместной задачей службы логистики предприятия и службы планирования
производства.
Деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как правило, сопряжена с большими расходами. Соответственно деятельность службы логистики тесно связана с деятельностью финансовой службы. Например, определяя оптимальные объемы запасов, служба логистики, естественно, будет исходить не только из экономических расчетов, но и из реальных финансовых возможностей предприятия. Совместные решения служб логистики и финансов принимаются также при закупках оборудования для обеспечения логистических процессов. Кроме того, совместно осуществляется контроль и управление транспортными, а также складскими затратами.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Как определяется современная логистика?
2. Охарактеризуйте макрологистическую и микрологистическую системы.
3. Перечислите основные функциональные области логистики.
4. Дайте характеристики систем JIT и KANBAN.
5. Назовите последовательность решаемых задач закупочной логистики.
6. Перечислите важнейшие функции распределительной логистики.
7. В чем заключается сущность транспортной логистики?
8. Дайте определение логистической информационной системы.
Список литературы:
1. Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия): учебник/ В.Д. Грибов, В.П. Кузьменко. 11-е изд., перераб. – Москва: КНОРУС, 2023. – 408 с. – (Среднее профессиональное образование).
2. Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия): учебно-практическое пособие/ В.Д. Грибов. – Москва: КНОРУС, 2022. – 196 с. – (Среднее профессиональное образование).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.