ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ: Суммирование затрат на производство

  • docx
  • 11.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 02В.docx

ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ:

Суммирование затрат на производство

 

Учет материальных затрат. Сырье и материалы отпускаются в производство в стро­гом соответствии с действующими нормами расхода по мас­се, объему, площади или счету и оформляются лимитно-за­борными картами, требованиями, накладными. Под расхо­дом сырья и материалов в производстве понимают их непосредственное потребление в процессе производства.

Для контроля за использованием сырья и материалов в производстве используют следующие три основных мето­да: документирование, методы партионного раскроя и ин­вентарный.

Метод документирования основан на документальном оформлении всех случаев отклонений расхода сырья и мате­риалов от установленных норм, нормативов и условий (при отпуске сырья и материалов сверх лимита, при замене одних видов сырья и материалов другими и др.). Данный метод в той или иной мере используется на всех промышленных предприятиях.

Сущность метода партионного раскроя заключается в том, что на каждую партию материалов, отпускаемых на производство, выписывается раскройный лист (учетная карта). В нем указывают количество материала, поданно­го к рабочему месту, количество заготовок (деталей) и от­ходов, которое должно быть получено из материалов, и фактически полученные заготовки и отходы. Для выявле­ния результатов раскроя фактически полученное количе­ство заготовок сравнивают с нормативным. Экономию или перерасход материалов определяют сопоставлением фактического количества израсходованного материала с расходом по норме.

Метод партионного раскроя широко применяют в ма­шиностроительной, швейной, обувной, мебельной отраслях промышленности и ряде других (в мясной, молочной и пи­щевой — при производстве консервных банок).

При инвентарном методе по истечении смены, суток, пя­тидневки или другого периода проводят инвентаризацию остатков неизрасходованного сырья и материалов. Факти­ческий расход сырья и материалов на производство опре­деляют прибавлением к остатку сырья и материалов на на­чало периода поступления сырья и материалов и вычита­нием из полученной суммы остатка сырья и материалов на конец периода.

Нормативный расход сырья и материалов определяют умножением изготовленной продукции на норму расхода сырья и материалов. Фактический расход сырья и матери­алов по каждой калькуляционной группе сравнивают с нор­мативным и устанавливают отклонения от норм, которые затем распределяются по соответствующим объектам учета затрат пропорционально нормативным затратам.

Инвентарный метод контроля за использованием сырья и материалов особенно широко применяют в мясной, мо­лочной, пищевой промышленности, а также в металлургии, электроэнергетике, химической промышленности.

Списание материалов в производство может происхо­дить по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО). Применяемый предприяти­ем порядок списания расхода материалов на производство должен быть отражен в учетной политике.

Учет отходов. При обработке материалов образуются отходы производ­ства. К ним относят остатки материалов, которые получились в результате технологической обработки. Отходы, которые могут быть использованы для изготовления продукции или во вспомогательных цехах для хозяйственных нужд, или реализованы, называют возвратными, или ценными. От­ходы, которые не представляют никакой ценности и не могут быть использованы, называют безвозвратными. Воз­вратные отходы уменьшают сумму затрат на производство, поэтому их списывают с кредита счета 20 «Основное про­изводство» в дебет счета 10 «Материалы». На основании накладных, по которым сданы отходы, составляют группировочную ведомость отходов.

Таблица 8.10

Ведомость отходов
за                                      20 г.

Цех

Откуда поступили отходы

Дебет сч. 10 «Материалы»

 

Кредит счета

Заказ

Сумма, руб.

01

20 «Основное производство»

Заказ № 101

пылесос

прочие

 

540

130

 

Итого сч. 20

 

670

 

Распределение заработной платы, премий, резерва на отпуска и начислений с оплаты труда. Распределить начисленную заработную плату, премии и т. п. — значит правильно отнести их сумму в дебет произ­водственных счетов, т. е. включить в себестоимость про­дукции, работ и услуг или использовать прочие источники (резерв на отпуск и т. д.).

В случае невозможности отнесения некоторых видов расходов на оплату труда по прямому признаку, распреде­ление их по видам продукции (заказам) производится про­порционально заработной плате по нормам.

Учитывается начисленная заработная плата по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Сдельная заработная плата производственных рабочих записывается по дебету счетов 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства» на основании доку­ментов (наряды на сдельную работу, маршрутные листы и т. п.) в разрезе заказов (видов) изделий и выполненных работ как прямая статья калькуляции. Если же производ­ственным рабочим начисляется повременная заработная плата, то она распределяется между заказами и видами ра­бот пропорционально сдельной заработной плате (дебет сче­тов 20 и 23).

Повременная заработная плата начисляется вспомога­тельным рабочим по наладке оборудования, его смазке, чистке, текущему ремонту, относится в дебет счета 25/1 по статьям затрат.

Заработная плата, начисленная специалистам и служа­щим цехов, относится в дебет счета 25, а административно-управленческому персоналу и служащим организации — в дебет счета 26 по соответствующим статьям. Единовре­менные премии, начисленные всем категориям работников за счет прибыли, относят в дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль» и кредит счета 70, а включаемые в себестои­мость относят в дебет счетов 20, 25/1, 25 и кредит счета 70.

Доплаты, начисленные рабочим за работу в ночное и сверхурочное время, распределяются между заказами и ви­дами работ пропорционально сдельной или повременной заработной плате в дебет счетов 20 и 23. Заработная плата, начисленная рабочим (оплата дополнительных перерывов на кормление ребенка, времени выполнения государствен­ных обязанностей, льготных часов подростков и т. п.), мо­жен быть отнесена к прямой статье калькуляции и распре­деляется между заказами и видами работ пропорционально основной заработной плате (Д-т 20 и 23). Одновременно с распределением заработной платы создается резерв на оп­лату отпусков рабочим.

Сумма резерва включается в себестоимость продукции, работ и услуг и относится в дебет тех же счетов и статей, на которые отнесена заработная плата рабочих (Д-т 20, 23, 25/1, 25 К-т 96 «Резервы предстоящих расходов»).

Вместе с распределением начисленной заработной пла­ты, премий и образованием резерва на отпуска рассчиты­ваются суммы страховых взносов во внебюджетные фон­ды. Суммы страховых взносов включаются в себестоимость продукции, работ и услуг и относятся в дебет тех же счетов и статей, что и начисленная заработная плата. Таким обра­зом, образуется задолженность предприятия во внебюджет­ные фонды. В учете делаются записи: Д-т 20, 25, 26 и др. К-т 69.

Распределение заработной платы и прочих перечислен­ных затрат производят в разработочной таблице № 1, кото­рую заполняют на основании первичных документов по учету труда и заработной платы. Затем на ее основе произ­водят записи в ведомости № 12 по начислению заработной платы по цехам (Д-т 20, 23, 25, 28), № 15 (Д-т 26, 97, 44, 96), журнале-ордере № 10/1 (Д-т 69 и 84) и в ведомости учета производства по группам и видам изделий (К-т 70, 69, 96).

Резервы предстоящих расходов. Порядок формирования и учета резервов (оценочных обязательств) регулируется ПБУ 8/2010 «Оценочные обя­зательства, условные обязательства и условные активы».

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерс­кого учета и бухгалтерской отчетности в Российской Фе­дерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (в ред. От 24.12.2010 г. № 186н) и ПБУ 8/2010 организации могут создавать резервы (оценоч­ные обязательства) на:

    предстоящую оплату отпусков работникам;

    выплату вознаграждений по итогам года;

    на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.

Для отражения операций по учету таких резервов (оце­ночных обязательств) используется пассивный счет 96 «Ре­зервы предстоящих расходов».

Формирование резерва на оплату отпусков осуществ­ляется следующим образом:

1. Оценочное обязательство в виде резерва определяется на последний день квартала (месяца).

2. Основная сумма резерва рассчитывается путем умно­жения среднедневного заработка по организации на количество неиспользованных всеми сотрудниками дней на конец квартала (месяца).

Сумма резерва увеличивается на сумму страховых взносов до того момента, пока средняя зарплата на одного работника организации, начисленная нарас­тающим итогом с начала года, не достигнет уровня, при котором взносы не начисляются (в 2013 г. — 573 000 руб.).

Зарезервированные суммы резерва (оценочные обяза­тельства) отражают по кредиту счета 96, субсчет «Резерв на оплату отпусков» в дебет тех счетов, на которые отнесена начисленная заработная плата. Д-т 20, 23, 25, 26, 44 К-т 96.

Использование резерва на оплату отпусков отражают записью: Д-т 96 К-т 70, 69.

Величину оценочных обязательств в виде резерва на оп­лату отпусков необходимо периодически уточнять (как минимум ежеквартально).

Если в результате переоценки обязательств оказалось, что остатка неиспользованного резерва не достаточно, что­бы рассчитаться с персоналом по отпускным, тогда делают дополнительные бухгалтерские записи на сумму пополне­ния резерва для каждой категории работников: Д-т 20 К-т 96, Д-т 25 К-т 96, Д-т 26 К-т 96.

Если оценочное обязательство оказалось в избытке, тог­да излишки резерва списывают на прочие доходы: Д-т 96 К-т 91.

 

                                                  Отп

% О = ¾¾¾¾ х 100, (16)

                                                 РОТп

 

где % О – процент ежемесячных отчислений в резерв; От – предполагаемая сумма отпускных за год с учетом страховых взносов; РОТппредполагаемая годовая сумма расходов на оплату труда персонала организации с учетом страховых взносов.

Сумма ежемесячных отчислений в резерв (Ор) определяется ежемесячно по формуле:

 

Ор = РОТф х % О,   (17)

 

где РОТф – Сумма фактических расходов на оплату труда

Синтетический учет по счету 96 ведут в журнале-ордере № 10 в корреспонденции: Д-т 20 К-т 96, Д-т 25 К-т 96, Д-т 26 К-т 96.

Пример 2.

В учетной политике для целей бухучета ООО «Дон» на 2015 г. прописало, что оценочное обязательство в виде резерва на оплату отпусков работников определяется на конец каждого квар­тала по категориям работников исходя из количества неисполь­зованных дней отпуска, среднедневного заработка и среднего числа дней в месяце (29.4). В январе среднесписочное число работников 110 чел., месячный ФОТ — 2750 руб.

На 1 января 2016 г. величина оценочного обязательства (сальдо кредитовое на счете 96) была нулевой.

ООО «Дон» уплачивает страховые взносы во внебюджетные фонды по ставке 30% и на обязательное страхование от не­счастных случаев по ставке 0,2%.

1. Среднедневная зарплата сотрудников равен 850,34 руб. (2 750 000 руб. : 110 чел. : 29,4 дн.).

2. Величина резерва на оплату отпусков по состоянию на 31 марта 2013 г. составила 590 986,3 руб. (850,34 руб. х 695 дн.).

3. Определяем, не превышает ли средний заработок на од­ного сотрудника, начисленный нарастающим итогом с 1 января по 31 марта 2013 г., лимит в 568 000 руб. 2 750 000 руб. х 3 мес. : 110 чел = 75 000 руб.

4. Сумма страховых взносов равна 178 478 руб. (590 986,3 х х 30,2%).,

5. Итоговая величина резерва на оплату отпусков на 31 мар­та 2013 г. – 769 464,3 руб. (590 986,3 руб. + 178 478 руб.)

В бухгалтерском учете отчисления в резерв по категориям работников будут отражены записями:

Д-т 20 К-т 96 субсчет «Резерв на оплату отпусков» (аналити­ческий счет «Работники основного производства») — 465 000 руб. (769 464,3 руб. х 420 дн : 695 дн.);

Д-т 25 К-т 96 субсчет «Резерв на оплату отпусков» (аналити­ческий счет «Работники, занятые в процессе обслуживания про­изводства») — 149 464,25 руб. (769 464,3 руб. х 135 дн. : 695 дн.);

Д-т 20 К-т 96 субсчет «Резерв на оплату отпусков» (аналити­ческий счет «Управленческий персонал) — 155 000 руб. (769 464,3 х 140 дн. : 695 дн.).

Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции, работ и услуг вспомогательных производств. Вспомогательные производства обслуживают основное производство, обеспечивая его водой, электроэнергией, па­ром и т. п.

К вспомогательным производствам относят энергетичес­кие, транспортные хозяйства, ремонтно-механические, ре­монтно-строительные мастерские, компрессорный, инстру­ментальный цех, холодильники и др.

Учет вспомогательных производств ведут на активном счете 23 «Вспомогательные производства». В дебет счета 23 в течение месяца относят все затраты вспомогательных про­изводств с кредита материальных и расчетных счетов в кор­респонденции: Д-т 23 К-т 10, 70, 69, 25 и др.

По окончании месяца затраты вспомогательных произ­водств распределяют между потребителями услуг пропор­ционально количеству потребленных услуг в соответству­ющих единицах измерения (1 кВт х ч электроэнергии, 1 Гкал тепла, 1 т пара, 1000 м3 сжатого воздуха, 1 м3 воды, 1 т перевозок или 1 ч работы автомобиля и др.) в коррес­понденции: Д-т 25, 26, 29 К-т 23.

Выпуск продукции, выполненные работы и услуги вспо­могательных производств оформляют следующими доку­ментами:

•  накладными — количество изготовленных и сданных на склад инструментов;

•  акты приема-сдачи отремонтированных объектов;

      путевые листы — объем перевозок транспортного цеха;

      справки главного механика, главного технолога — объем работ и услуг, выполненных простым произ­водством.

Аналитический учет затрат вспомогательных произ­водств организуется:

•  в разрезе калькулируемых объектов — в карточках учета производства;

•  по цехам — в ведомости № 12.

Синтетический учет затрат вспомогательных производств ведут в журнале-ордере № 10 по данным ведомости № 12.

Пример 3.

На основании хозяйственных операций составить бухгал­терские проводки и распределить затраты парокотельной между потребителями пара.

Таблица 8.11

Журнал хозяйственных операций

п/п

 

 

Содержание хозяйственных операций

 

 

Сумма, руб.

 

 

Корреспонденции счетов

Дебет

Кредит

1

2

3

4

5

1

Израсходовано топлива в парокотельной станкоинструментального завода на выработку пара

10510

23

10/3

2

Начислена зарплата рабочим парокотельной

15 000

23

70

3

Произведены начисления во внебюджетные фонды от начисленной зарплаты

4500

23

69

4

Произведены отчисления в резерв на оплату отпусков рабочих парокотельной в размере 5% от начисленной зарплаты и страховых взносов

975

23

96

5

Определить фактическую себестоимость 1 т пара, если в отчетном месяце выработано 2500 т пара

 

 

 

6

Списать затраты парокотельной, если известно, что пар используется на отопление: цехов основного производства 2000 т; здания заводоуправления 500 т

 

24 788

6 197

 

25

26

 

23

23

 

1.  Фактическая себестоимость 1 т пара равна: 30 985 руб. : 2500 т = 12,394 руб.

2.  Списываем затраты парокотельной на потребителей:

•   отопление цеха: 12,406 руб. х 2000 т = 24 788 руб.;

•   отопление офиса: 12,406 руб. х 500 т = 6197 руб.

Таблица 8.12

Сч. 23 «Вспомогательные производства»

Д-т

К-т

10 510

15 000

1.                     500

975

24 788

6 197

Об. 30 985

Об. 30 985

=

=

 

Учет расходов по обслуживанию производства и управления. К расходам по обслуживанию производства и управле­ния относят расходы на содержание и эксплуатацию ма­шин и оборудования, общепроизводственные и общехозяй­ственные расходы.

Учет и распределение расходов на содержание и эксплуатацию оборудования. К таким расходам относятся:

      заработная плата рабочих по обслуживанию обо­рудования;

      страховые взносы во внебюджетные фонды;

      текущий ремонт оборудования;

      эксплуатация оборудования (стоимость смазочных и обтирочных материалов, стоимость потребленного топлива, всех видов энергии, услуги вспомогатель­ных производств);       

      амортизация оборудования;

      прочие.

Учет таких расходов ведут на собирательно-распреде­лительном счете 25 «Учет общепроизводственных расче­тов», субсчет 1 «Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования». По дебету этого счета в течение месяца отражают перечисленные расходы с кредита ма­териальных, расчетных счетов, амортизации основных средств в корреспонденции: Д-т 25/1 К-т 10, 70, 69,02, 71, 60.

По кредиту осуществляют списание затрат на произ­водственные счета 20, 23: Д-т 20, 23 К-т 25/1.

Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования относят к условно-переменным, поэтому они не зависят от объема производства продукции.

Пример 4.

Расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудо­вания в отчетном месяце составили 15 000 руб. На предприя­тии выпускают 2 вида изделий (изд. А и изд. Б).

В конце месяца списываются расходы на содержание и экс­плуатацию оборудования и распределяются по видам продук­ции пропорционально сметным ставкам:

Таблица 8.13

Распределение расходов на содержание и эксплуатацию оборудования

Виды продукции

Нормативная заработная плата производственных рабочих

Сметная ставка расходов в процентах к заработной плате

Сметная ставка

(руб.)

изд. А

10 000

30%

3000

изд. Б

20 000

35%

7000

 

Коэффициент распределения указанных расходов: К = 15 000 : (3000 + 7000) = 1,5.

Определяем суммы расходов на содержание и эксплуата­цию оборудования, относящиеся на:

изд. А — 3000 руб. х 1,5 = 4500 руб. Д-т 20 К-т 25/1,

изд. Б — 7000 руб. х 1,5 10 500 руб. Д-т 20 К-т 25/1.

Учет и распределение общепроизводственных расходов. Если на предприятии принята цеховая структура управ­ления производством, то для учета прочих расходов цеха (общепроизволдственных расходов) используют активный собирательно-распределительный счет 25 «Общепроизвод­ственные расходы».

На счете 25 учитывают следующие расходы:

•   заработную плату специалистов, служащих и МОП цеха;

 страховые взносы во внебюджетные фонды с оплаты труда;

      содержание и ремонт производственных зданий и инвентаря цехов;

      амортизацию зданий цехов;

      обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности в цехах;

      прочие (расходы на содержание цеховых лаборато­рий, расходы на рационализаторство и др.);

      потери от простоев.

В течение месяца в дебет счета 25 относят расходы цеха с кредита материальных, расчетных и прочих счетов в кор­респонденции: Д-т 25 К-т 10, 70, 69, 71, 60.

В конце месяца общепроизводственные расходы по каж­дому цеху полностью включают в производственную себе­стоимость продукции (работ, услуг) основного и вспомога­тельных производств (Д-т 20, 23 К-т 25) и распределяют между видами изготавливаемой продукции пропорциональ­но принятой базе распределения (например, основной за­работной плате производственных рабочих).

Пример 5.

Общепроизводственные расходы составили в отчетном ме­сяце 75 000 руб. На предприятии выпускается 2 вида изделий: А и Б. Сумма основной заработной платы производственных рабочих составила:

по изд. А— 100 000 руб.,

по изд. Б — 150 000 руб.

Списать на себестоимость изделий и распределить между видами продукции общепроизводственные расходы пропорци­онально заработной плате производственных рабочих.

Решение:

1. Определяем коэффициент распределения: К = 75 000 руб. : (100 000 руб. + 150 000 руб.) = 0,3.

2. Распределяем общепроизводственные расходы между из­делием А и Б:

изд. А — 100 000 руб. х 0,3 = 30 000 руб.  Д-т 20 К-т 25,

изд. Б — 150 000 руб. х 0,3 = 45 000 руб.  Д-т 20 К-т 25.

Аналитический учет общепроизводственных расходов ведут в ведомости № 12 в разрезе статей затрат.

Синтетический учет ведут в журнале-ордере № 10 на осно­вании данных ведомости № 12.

Учет общехозяйственных расходов. Общехозяйственные расходы расходы, не имеющие непосредственного отношения к производственному про­цессу и связанные лишь с его организацией и управлени­ем предприятием в целом.

К общехозяйственным расходам относят:

Расходы на управление организацией:

      заработная плата аппарата управления;

      командировочные расходы;

      представительские расходы;

      содержание военизированной, пожарной и сторожевой охраны;

      страховые взносы во внебюджетные фонды.

Прочие расходы:

      почтово-телефонные, телеграфные, типографские;

      расходы на содержание оргтехники;

      расходы на приобретение канцелярских принад­лежностей, бланков учета, периодических изда­ний, переплетные работы;

      оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг;

      расходы на содержание и ремонт зданий офиса (отопление, освещение);

      амортизация основных средств общехозяйственного назначения;

      расходы по подготовке кадров;

      проведение опытов, испытаний и др.

Учет общехозяйственных расходов ведут на собиратель­но-распределительном счете 26 «Общехозяйственные рас­ходы».

По дебету счета 26 в течение месяца отражаются все рас­ходы, относимые в состав общехозяйственных, с кредита различных счетов: Д-т 26 К-т 10, 70, 69, 02, 71, 60, 76. В конце месяца собранные общехозяйственные расхо­ды подлежат полностью списанию на счет 20 и 23 и рас­пределению между видами продукции, как правило, про­порционально принятой базе распределения: Д-т 20, 23 К-т 26. Остатка по счету 26 на конец месяца нет.

Пример 6.

Общехозяйственные расходы за месяц составили 99 750 руб. На предприятии выпускаются три вида продукции А, В, С. Сумма основной заработной платы производственных рабочих составила:

по изд. А — 300 000 руб.;

по изд. В — 250 000 руб.;

по изд. С — 500 000 руб.

Распределить общехозяйственные расходы между видами продукции пропорционально основной заработной плате про­изводственных рабочих и списать на себестоимость изделий.

Решение:

1.  Коэффициент распределения равен: 99 750 : (300 000 + 250 000 + 500 000) = 0,095.

2.  Распределяем расходы между видами продукции:

изд. А — 300 000 х 0,095 = 28 500  Д-т 20 К-т 26;

изд. В — 250 000 х 0,095 = 23 750  Д-т 20 К-т 26;

изд. С — 500 000 х 0,095 = 47 500  Д-т 20 К-т 26.

Аналитический учет общехозяйственных расходов ве­дут в ведомости № 15 в разрезе статей затрат и заполняют на основании первичных документов и разработочных таб­лиц № 1, 6, 9, листков-расшифровок по прочим расходам.

Объем общехозяйственных расходов не связан с объе­мом производства и в практике международных стандар­тов по бухгалтерскому учету их называют «некалькулируемые». Поэтому их могут относить, в отличие от всех прямых и косвенных (общепроизводственных) расходов, не только на производственные счета, но и сразу на счет 90 «Продажи», т. е. на уменьшение доходов от продажи в кор­респонденции: Д-т 90 К-т 26.

Применение такого метода списания общехозяйствен­ных расходов целесообразно в организациях, осуществля­ющих производство и реализацию достаточно большой номенклатуры, что позволяет упростить учетный процесс по распределению общехозяйственных расходов.

Учет представительских расходов. Представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью, это затраты организации по приему и об­служиванию представителей других организаций, по про­ведению деловых встреч с партнерами по бизнесу. К представительским расходам относят затраты:

•   по проведению официального приема (завтрака, обе­да) представителей;

          по транспортному обеспечению участников, посещение ими культурно-зрелищных мероприятий;

          по буфетному обслуживанию во время переговоров.

Указанные расходы включаются в себестоимость про­дукции (работ, услуг) в пределах утвержденных Советом (правлением)  смет на отчетный год. Общая сумма расхо­дов по смете и фактические расходы, относимые на себес­тоимость продукции (работ, услуг), не должны превышать предельных размеров, Исчисляемых по нормативам.

Согласно гл. 25 НК РФ норма для исчисления предста­вительских расходов должна, составлять 4% от расходов на оплату труда за отчетный период.

Включение представительских расходов в себестоимость Продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии оправдательных первичных документов, в которых долж­ны быть указаны дата и место, программа проведения де­ловой встречи, приглашенные лица, величина расходов.

Оправдательными документами могут служить догово­ры со сторонними организациями на предоставление соот­ветствующего рода работ, платежные поручения, чеки ККМ и др.

Представительские расходы в бухгалтерском учете предприятия отражаются по счету 26 «Общехозяйственные рас­ходы» в корреспонденции: Д-т 26 К-т 50, 71, 10, 70, 69.

Сумма представительских расходов включается в себе­стоимость продукции без НДС.

Весь НДС по представительским расходам относят на счет 19 «НДС по приобретенным ценностям», но возмеща­ют из бюджета только ту часть налога, которая соответ­ствует нормативной величине представительских расходов.

НДС по сверхнормативным расходам списывают на счет 91 «Прочие доходы и расходы». При этом сумма НДС по сверхнормативным расходам не уменьшает налогооб­лагаемую прибыль.

Бухгалтерские проводки:

·     Д-т 26 К-т 76 — отражены представительские расходы, понесенные предприятием;

·     Д-т 19 К-т 76 — учтен НДС по представительским расходам;

·     Д-т 76 К-т 51 (50) — оплачены расходы;

·     Д-т 68 К-т 19 — зачтен НДС, соответствующий нормативным представительским расходам;

·     Д-т 91 К-т 19 — списан НДС по сверхнормативным представительским расходам;

·     Д-т 90 К-т 26 — списаны представительские расхо­ды на себестоимость продаж.

Пример 7.

В июле ЗАО «Альфа» принимало делегацию ООО «Вета».

Расходы ЗАО «Альфа» составили:

    буфетное обслуживание — 1180 руб., включая НДС — 180 руб.;

посещение театра — 500 руб., НДС не облагается;

— транспортное обслуживание делегации — 590 руб., вклю­чая НДС — 90 руб.

Бухгалтер ЗАО «Альфа» составила акт об отнесении затрат представительских расходов.

Утверждаю:

Директор ЗАО «Альфа» Малевич В.П.

23 июля 20 ___ г.

Таблица 8.14

Акт

Об отнесении затрат к представительским

Для приема делегации ООО «Вета» были произведены расходы:

Наименование расходов

Дата осуществления

Сумма, руб. (включая НДС)

Перечень  подтверждающих документов

1. Транспортные  расходы

19.07.13

413

Счет № 67 от 19.07.2013 г. от транспортной компании ООО «Аэротранс» с приложением путевых листов на сумму 413 руб.

2. Буфетное обслуживание

22.07.13

1 180

Накладная № 0015 на сумму 1 180 от 22.07. 2013 г. от ЗАО «Ланч-сервис»

3. Транспортные расходы

22.07.13

177

Счет № 70 от 19.07.2013 г. от транспортной компании ООО «Аэротранс» с приложением путевых листов на сумму 177 руб.

4. Посещение театра

22.07.13

500

Билеты в театр от 22.07.2013 г.

Итого

 

1 857

 

 

Ответственный - __________________ ФИО

Главный бухгалтер - _______________ ФИО

Финансовый директор - ____________ ФИО

Пример 8.

В первом полугодии ООО «Каскад» понесло расходы по транспортному обслуживанию делегации, прибывшей для ве­дения переговоров. Транспортные услуги составили 35 400 руб., включая НДС — 5400 руб. Расходы по оплате труда сотрудни­ков ООО «Каскад» составили 300 000 руб.

Нормативная величина представительских расходов за пер­вое полугодие составляет: 300 000 руб. х4% = 12 000 руб.

Сумма НДС, соответствующая нормативной величине пред­ставительских расходов, равна: 12 000 руб. х 18% = 2160 руб.

Бухгалтерские записи:

Д-т 26 К-т 76 — 30 000 руб. — отражены транспортные услуги;

Д-т 19 К-т 76 — 5400 руб. — НДС по оказанным услугам;

Д-т 76 К-т 51 — 35 400 руб. — оплачены транспортные услуги;

Д-т 68 К-т 19 — 2160 руб. — возмещен из бюджета НДС, соот­ветствующий нормативным представительским расходам;

Д-т 91 К-т 19 — 3240 руб. (5400 – 2160) — списан НДС по представительским расходам, превышающим норматив;

Д-т 90   К-т 26 — 30 000 руб. — списаны представительские расходы.

Учет расходов будущих периодов. Расходы будущих периодов затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным пе­риодам.

Основную часть расходов будущих периодов в организа­циях составляют расходы на подготовку и освоение произ­водства. Согласно приказа Минфина России от 24.12.2010 № 186н к расходам будущих периодов следует относить так­же средства, истраченные в связи с предстоящими работа­ми по договору подряда (например, стоимость материалов, переданных для выполнения работ, но еще не использован­ных); арендная плата, перечисленная в отчетном периоде, но относящаяся к будущим отчетным периодам (п. 16 ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда») или разо­вый фиксированный платеж за право использования

в своей работе результаты интеллектуальной деятельности (п. 39 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»).

Расходы будущих периодов учитывают на счете 97 «Рас­ходы будущих периодов». В дебет активного счета 97 «Рас­ходы будущих периодов» относят указанные расходы с кре­дита соответствующих материальных, расчетных и других счетов (10, 70, 69, 76 и др.). Ежемесячно или в другие сроки учтенные на дебете счета 97 расходы списывают в дебет счетов 20, 23, 25, 26, 44 «Расходы на продажу». Сроки спи­сания расходов будущих периодов, а также соответствую­щие издержки или другие источники, на которые списы­ваются указанные расходы определяются самими органи­зациями.

Существует несколько способов списания расходов:

1. Арендная плата, перечисленная авансом в отчетном периоде, но относящаяся к будущим периодам равными до­лями списывается в отчетных периодах, к которым они от­носятся в корреспонденции: Д-т25, 26 К-т 97.

Пример 9.

В декабре строительная организация перечислила аренд­ную плату за использование оборудование в строительных ра­ботах за первый квартал в сумме 45 000 руб.

В декабре бухгалтер сделает запись: Д-т 97 К-т 51 – 45 000 руб.

В январе – марте сумма платежа будет отнесена в дебет счета 20 «Основное производство» с кредита счета 97 в разме­ре   15 000 руб. (45 000 руб. : 3 мес).

2. Освоение производства нового вида продукции. Расходы, связанные с подготовкой и освоением новых видов продукции, предварительно учитывают по дебету сче­та 97 «Расходы будущих периодов».

Списание расходов оформляют проводкой: Д-т 20 К-т 97.

Пример 10.

Расходы на освоение нового вида продукции составили 72 000 руб.

Срок погашения — 2 года. План выпуска на 2 года — 600 ед.

Норма списания на 1 изделие = 72 000 руб. : 600 ед. = 120 руб. В отчетном месяце выпущено 12 ед. изделий. К списанию в отчетном месяце: 120 руб. х 12 ед. = 1440 руб. Д-т 20 К-т 97 — 1440 руб.

Учет расходов будущих периодов ведут по дебету счета 97 в ведомости № 15 в разрезе статей затрат. Записи по кредиту счета 97 делают в карточке учета производства, ведомости № 12 «Затраты по цеху» и в ведомости № 15, журнале-ордере № 10.

Учет потерь производства. Наряду с производственными затратами в процессе про­изводства могут возникать и непроизводственные расхо­ды, увеличивающие себестоимость продукции, работ, ус­луг. К ним относят потери от брака, от простоев.

Учет потерь производства позволяет определить их раз­мер, выявить причины, виновников и суммы, подлежащие возмещению.

Потери от брака в производстве. Браком считается продукция, которая в силу имеющих­ся дефектов не может быть использована по ее прямому назначению.

Различают брак:

а)  исправимый — дефекты устранимы, изделия могут быть использованы по назначению и исправление их экономически целесообразно;

б)  неисправимый — дефекты неисправимы.

В зависимости от места обнаружения различают брак:

      внутренний — выявленный на предприятии;

      внешний — выявленный потребителями.

Неисправимый брак оформляется актом о браке, кото­рый составляется работником отдела технического контро­ля, мастером и начальником цеха и передается в бухгалте­рию, где калькулируется себестоимость брака.

 

Пример 11.

В механическом цехе признаны неисправимым браком 3 детали.

Затраты на 1 деталь по норме составили:

  материалы по учетной цене — 300 руб.;

  транспортно-заготовительные расходы 5% — 15 руб.;

  исключается стоимость отходов — 10 руб.

Итого: себестоимость материалов за вычетом отходов — 305 руб. Заработная плата (основная) — 150 руб. (на 1 деталь).

Себестоимость неисправимого брака составит:

  основные материалы (305 х 3) — 915 руб.;

  заработная плата основная (150 х 3) — 450 руб.;

  заработная плата дополнительная (6%) — 27 руб.;

  взносы во внебюджетные фонды — 143 руб.;

  социальное страхование от несчастных случаев (1,4%) — 7 руб.;

  расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (32% к заработной плате) — 153 руб.;

  общепроизводственные расходы (31% к заработной пла­те) — 148 руб.

Итого: себестоимость брака, подлежащего списанию со сче­та 20 «Основное производство» на счет 28 «Брак в производстве», — 1843 руб. Д-т 28 К-т 20.

Внешний брак, обнаруженный покупателем, оценивают по производственной себестоимости. К потерям от брака относят также транспортные расходы, которые были вклю­чены в счет покупателю, и транспортные расходы по воз­врату забракованного изделия.

Синтетический учет потерь от брака ведут на активном калькуляционном счете 28 «Брак в производстве».

По дебету счета 28 отражают:

•    затраты по исправлению брака (с кредита счета 10, 70, 69): Д-т 28 К-т 10, 70, 69;

          себестоимость окончательного брака: Д-т 28 К-т 20, 23.

По кредиту счета отражают:

      суммы, удержанные с виновных за брак: Д-т 70 К-т 28;

      оприходованные забракованные изделия по цене воз­можного использования: Д-т 10 К-т 28;

•    сумма предъявленных претензий поставщику нека­чественных материалов: Д-т 76/2 К-т 28.

Разница между оборотами счета 28 — это невозмещенные потери от брака, и их списывают на себестоимость го­товых изделий: Д-т 20, 23 К-т 28.

Остатков на конец месяца по счету 28 не бывает.

Аналитический учет по счету 28 ведут в каждом цехе, по видам продукции в ведомости № 12. Синтетический учет по счету 28 ведут в журнале-ордере № 10.

Потери от простоев. По причинам возникновения различают внешние и внутренние простои.

К простоям по внешним причинам относят простои, вызванные неподачей энергии со стороны, непоступлени­ем материалов или топлива и т. п. Такие простои оформ­ляют актом, утверждаемым руководителем предприятия. В акте дают характеристику простоя, его продолжитель­ность в днях или часах с указанием времени начала и кон­ца простоя, рассчитывают потери от простоя, определяют причины и виновников.

Расходы по простоям из-за внешних причин склады­ваются из основной заработной платы рабочих за время простоя, дополнительной заработной платы и отчисле­ний на социальное страхование, а также стоимости топ­лива и энергии, непроизводительно затраченных во вре­мя простоя. Все эти затраты отражаются на дебете счета 26 «Общехозяйственные расходы» по статье «Потери от простоев».

На израсходованные за время простоев суммы предъяв­ляют претензию виновной организации. При этом допол­нительно к указанным суммам начисляют расходы по со­держанию и эксплуатации оборудования, общепроизвод­ственные и общехозяйственные расходы. До получения возмещения потерь в учетных регистрах не записывают суммы предъявленных претензий. При получении этих сумм их отражают по кредиту счета 26 «Общехозяйствен­ные расходы» по той же статье и дебету счета 51 «Расчет­ные счета».

В расходы по простоям по внутренним причинам (воз­никшим в цехах) относят основную заработную плату ра­бочих, стоимость израсходованного топлива и энергии. Эти расходы отражают на дебете счета 25 «Общепроизводствен­ные расходы» по статье «Потери от простоев».

Пример 12.

По указанным хозяйственным операциям составить бухгал­терские проводки.

Таблица 8.15

Журнал хозяйственных операций

п/п

 

 

Содержание хозяйственных

операций

 

 

Сумма,

руб.

 

 

Корреспонденция

счетов

Дебет

Кредит

1

2

3

4

5

1

Начислена заработная плата рабочим за время простоя:

— по внутренним причинам

— по внешним причинам

 

600

1400

 

25

26

 

70

70

2

Начислены взносы во внебюджетные фонды от начисленной заработной платы:

— по внутренним причинам

— по внешним причинам

 

 

180

420

 

 

25

26

 

 

69

69

3

Произведены отчисления в резерв на оплату отпусков в размере 5% от начисленной заработной платы и страховых взносов:

— по внутренним причинам

— по внешним причинам

 

 

39

91

 

 

25

26

 

 

96

96

4

Израсходовано топливо за время простоя:

— по внутренним причинам

— по внешним причинам

 

50

100

 

25

26

 

10/3

10/3

5

Израсходовано электроэнер­гии собственного производ­ства, потребленной во время простоя:

— по внутренним причинам

— по внешним причинам

 

 

110

234

 

 

25

26

 

 

23

23

6

В конце месяца списываются общепроизводственные расходы

978

20

25

7

Поступило на расчетный счет от поставщиков, виновных в простое

2 245

51

26

                                         

Таблица 8.16

Д-т

сч

25

К-т

1) 600

2)   39

3) 180

4)   50

5) 110

 

 

6) 979

Об. 979

 

 

Об. 979

 

                                                Таблица 8.17

Д-т

сч.

26

К-т

1) 1 400

2)      91

3)   420

4)    100

5)   234

 

 

6) 2 245

Об. 2 245

 

 

Об. 2 245

 

Учет и оценка незавершенного производства. Продукция, не прошедшая всех стадий обработки и не принятая отделом технического контроля, а также незакон­ченные работы, не принятые заказчиком, называются не­завершенным производством (НЗП), а затраты, относящи­еся к ним, — затратами незавершенного производства.

Прежде чем определить затраты на выработанную и сданную на склад продукцию, необходимо отделить их от затрат, относящихся к незавершенному производству, так как в течение месяца эти затраты учитываются вместе.

Для исчисления размеров незавершенного производства необходим учет движения остатков деталей, узлов и т. п. На всех стадиях обработки следует периодически прове­рять их наличие, сопоставлять данные отчета с данными инвентаризации.

Оперативный количественный учет движения остатков незавершенного производства ведут работники диспетчер­ских бюро-цехов. Однако более точные данные об остат­ках затрат в незавершенном производстве можно получить только путем проведения инвентаризации незавершенного производства.

Инвентаризация производится комиссией, утвержден­ной руководителем. В инвентаризационную ведомость ко­миссия вносит количество оставшихся в производстве де­талей, узлов, не сданной на склад продукции с отражением стоимости израсходованных материалов и оплаченного тру­да согласно технологическим картам.

В производствах, где имеются постоянно переходящие остатки незавершенного производства, для определения за­трат, относящихся на выпущенную продукцию, необходимо ежемесячно оценивать их. Себестоимость выпущенной про­дукции при этом определяют следующим образом: к неза­вершенному производству на начало месяца прибавляют затраты на производство за месяц, вычитают возвращен­ные и списанные суммы, а также незавершенное произ­водство на конец месяца.

Поэтому важно правильно определить остатки в неза­вершенном производстве и оценить их. Всякие ошибки в сведениях об остатках неизбежно повлекут за собой ис­кажение себестоимости выпущенной продукции. Факти­ческая производственная себестоимость выпущенной продукции (готовой к продаже или уже реализованной), которая списывается с кредита счета 20, определяется сле­дующим образом:

Таблица 8.18

Счет 20 «Основное производство»

Дебет

Кредит

Незавершенное производство на 1.08. (НЗПН) — 250 000 руб.

Кредитовый оборот равен НЗПн (250 000) + Зм (1 500 000) – НЗПк (150 000) = 1 600 000 руб.

Затраты за август (Зм) — 1 500 000 руб.

 

Незавершенное производство на 31.08. (НЗПК) — 150 000 руб.

 

 

Сальдо по счету 20 определяется ранее кредитового обо­рота, и поэтому необходимо сначала произвести оценку незавершенного производства, а затем списать затраты на выпущенную продукцию.

Рассмотрим пример определения стоимости неза­конченных изделий (незавершенного производства).

Пример 13.

Требуется рассчитать фактическую себестоимость НЗП по изделию «П», если затраты материалов составили 5000 руб., ТЗР — 10%, возвратные отходы (-2%). Начислена заработная плата в сумме 10 000 руб. Общепроизводственные расходы со­ставляют по отношению к начисленной заработной плате — 45%, а общехозяйственные расходы — 55%.

Статьи калькуляции:

1. Материалы — 5000 руб.

2. ТЗР (10%) —500 руб.

3. Возвратные отходы (-2%) — 100 руб.

Итого: материалов 5400 руб.

4. Заработная плата — 10 000 руб.

5. Страховые взносы во внебюджетные фонды — 3000 руб.

6. Социальное страхование от несчастных случаев (1,4%) — 140 руб.

7. Общепроизводственные расходы (45% от оплаты труда) — 4500 руб.

8. Общехозяйственные расходы (55%) — 5500 руб.

Фактическая себестоимость всего НЗП — 28 540 руб.

Суммирование затрат производства. При журнально-ордерной форме учета суммирование затрат на производство осуществляют в журнале-ордере № 10 и № 10/1.

Журнал-ордер № 10 составляют на основании итоговых данных ведомостей учета затрат цехов № 12, учета потерь в производстве № 14, учета общехозяйственных и внепроизводственных расходов № 15 и др.

Журнал-ордер № 10 построен по принципу шахматной ведомости — кредитуемые счета (02, 10, 70, 69, 97, 96, 28, 25, 26 и др.) расположены по вертикали, а дебетуемые, пред­ставляющие систему счетов учета затрат на производство (20, 23, 25, 26, 28, 96, 97), — по горизонтали.

Шахматная форма записей обеспечивает получение сводных данных о затратах — по отдельным элементам зат­рат и по статьям калькуляции.

Журнал-ордер № 10/1 является продолжением журнала-ордера № 10. Его ведут по кредиту тех же счетов, что и жур­нал-ордер № 10, но в дебет непроизводственных счетов. По окончании месяца в журнал-ордер № 10/1 переносят итоговые записи журнала-ордера № 10. Общие итоги обоих журналов-ордеров разносят затем по счетам Главной книги.

Данные журналов-ордеров № 10 и № 10/1 используют для составления расчета затрат по экономическим элемен­там (II раздел журнала-ордера № 10) и расчета себестоимо­сти товарной продукции по статьям калькуляции (III раз­дел журнала-ордера № 10).

Для ведения сводного учета затрат на производство при­меняют ведомость сводного учета затрат на производство. Заполняют ее на основании разработочных таблиц, анало­гичных ведомостей за прошлый месяц. Фактическую себе­стоимость готовой продукции в ведомости определяют по каждой статье затрат следующим образом: к остатку неза­вершенного производства на начало месяца прибавляют фактические затраты за отчетный месяц, вычитают себес­тоимость окончательного брака, суммы недостач и остат­ков незавершенного производства на конец месяца.

Учет выпуска готовой продукции. Изделия, которые прошли все стадии технологической обработки и соответствуют установленным стандартам или техническим условиям и сданы на склад, называются го­товой продукцией.

Сдачу продукции из производства на склад оформляют накладными, которые выписывают в цехах в двух экземп­лярах, один экземпляр передается кладовщику, а другой с распиской в приемке продукции остается в цехе.

В бухгалтерии на основании сдаточных накладных ве­дут накопительные ведомости выпуска готовой продукции за месяц. В конце месяца в ведомости подсчитывают коли­чество выпущенной готовой продукции по видам изделий и оценивают ее по плановой себестоимости. В этой оценке ведется аналитический учет готовой продукции.

Производственную себестоимость готовой продукции по видам изделий или заказам определяют по данным анали­тического учета основного производства. Выявленные сум­мы себестоимости каждого вида изделий проставляют в ве­домости выпуска готовой продукции, а потом складывают все эти суммы и получают фактическую себестоимость

всего выпуска.

После этого устанавливают суммы отклонений факти­ческой себестоимости от плановой (экономию или пере­расход) как по видам продукции, так и по всему выпуску в целом. Для сверки данных аналитического учета по счету 20 «Основное производство» с синтетическими счетами рассчитывают себестоимость товарной продукции в разде­ле III журнала-ордера № 10. Основой для расчета себесто­имости товарной продукции являются итоговые данные по дебету счета 20 «Основное производство», суммы коррек­тивов по статье «Издержки производства, связанные с не­исправимым браком продукции и стоимостью ценных от­ходов» и стоимостью незавершенного производства на на­чало и конец месяца.

По данным ведомости выпуска, сверенной с расчетом себестоимости товарной продукции, производят записи в журнале-ордере № 10/1 в корреспонденции: Д-т 43 К-т 20.