УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ НА РАСЧЕТНОМ СЧЕТЕ
1. Назначение и порядок открытия расчетного счета
Подавляющее большинство расчетов между предприятиями и организациями производят в безналичной форме, т.е. перечислением денежных средств с банковского счета плательщика на банковский счет получателя. Безналичные расчеты способствуют
уменьшению расходов на такие необходимые при наличных расчетах операции, как хранение, перевозка, проверка подлинности и пересчет большого числа денежных знаков.
Предприятия открывают расчетные счета в банках для хранения денежных средств и проведения безналичных расчетов с другими организациями, бюджетом и внебюджетными фондами и т.д. Для удобства проведения расчетов предприятие может открывать несколько расчетных счетов в различных банках.
Порядок открытия расчетных счетов в банках устанавливает Центральный банк Российской Федерации. Для открытия расчетного счета в банке предприятию необходимо предоставить в банк следующие документы: заявление на открытие расчетного счета, копию документа о государственной регистрации предприятия, копию учредительных документов, карточку с оттиском печати предприятия и образцами подписей лиц, которым предоставлено право подписи расчетных денежных документов, а также копии приказов о назначений на должности лиц, указанных в карточке, и др. Банк в течение 10 дней обязан известить налоговую инспекцию об открытии расчетного счета предприятию.
При открытии счета предприятие заключает с банком договор на расчетно-кассовое обслуживание. В договоре указывают права и обязанности сторон, перечень банковских услуг и тарифы на расчетное обслуживание предприятия. Кроме того, банк начисляет проценты по расчетному счету за возможность использования хранящихся у него денежных средств предприятия. При проведении расчетных операций банки контролируют соблюдение предприятиями платежной и договорной дисциплины.
Перечисление денежных средств с расчетного счета осуществляют только на основании письменного распоряжения владельца счета или с его согласия. Однако по приказам финансовых органов банк может списывать денежные средства с расчетного счета предприятия принудительно. В бесспорном порядке, т.е. без согласия владельца счета, списание денежных средств допускается по решению суда налоговыми органами в виде недоимок по налоговым платежам и пени при задержке уплаты налогов и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации или предусмотренных в договоре между банком и предприятием.
2. Назначение и формы безналичных расчетов
В соответствии с Положением Центрального банка Российской Федерации от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» предприятия могут использовать следующие формы безналичных расчетов:
§ расчеты платежными поручениями;
§ расчеты по аккредитивам;
§ расчеты чеками;
§ расчеты инкассовыми поручениями;
§ расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (платежные требования);
§ расчеты в форме перевода электронных денежных средств.
Предприятия самостоятельно выбирают форму безналичных расчетов. Конкретные формы расчетов указывают в договорах между поставщиками и покупателями.
В рамках различных форм безналичных расчетов в качестве участников выступают:
§ плательщик, по поручению которого производят перечисление денежных средств;
§ банк плательщика, который осуществляет перевод денежных средств с расчетного счета плательщика;
§ получатель, которому банк переводит денежные средства от имени плательщика;
§ банк получателя, в котором открыт расчетный счет получателя денежных средств.
Перечисление денежных средств с расчетного счета предприятия банки осуществляют на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой распоряжение плательщика о переводе денежных средств со своего расчетного счета и
перечислении их на счет получателя или распоряжение получателя средств на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление их на счет, указанный получателем средств.
Банки осуществляют безналичные расчеты на основании следующих расчетных документов:
§ платежные поручения;
§ аккредитивы;
§ чеки;
§ инкассовые поручения;
§ платежные требования.
При осуществлении расчетов с использованием платежных и инкассовых поручений операции отражают в учете непосредственно на счете 51 «Расчетные счета», а для учета операций по аккредитивам и чековым книжкам используют счет 55 «Специальные счета в банках».
В том случае если предприятие открывает несколько расчетных счетов в различных банках, на счете 51 «Расчетные счета» ведут аналитический учет, так как учет наличия и движения денежных средств ведут по каждому расчетному счету отдельно.
В практике работы большинства предприятий наибольшее распространение получила форма расчетов платежными поручениями. Платежное поручение - это письменное распоряжение предприятия - владельца расчетного счета обслуживающему банку о переводе денежных средств со своего расчетного счета на расчетный счет в банке другого предприятия.
Используя платежные поручения, предприятия оплачивают товарные операции, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей, оплатой работ или услуг, например:
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 51 «Расчетные счета» - перечислены денежные средства поставщику за товары;
Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кредит 51 «Расчетные счета» - перечислена арендная плата за аренду здания.
Кроме того, с расчетного счета производят расчеты по нетоварным операциям, связанным с расчетами по финансовым обязательствам с бюджетом, фондами, по кредитам и т. д., например:
Дебет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»
Кредит 51 «Расчетные счета» — погашен краткосрочный кредит;
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам»
Кредит 51 «Расчетные счета» - перечислены налоги в бюджет;
Дебет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
Кредит 51 «Расчетные счета» - перечислены взносы по социальному страхованию.
Как правило, платежные поручения составляют в четырех экземплярах: первый экземпляр возвращают предприятию вместе с выпиской из банка, второй остается в банке, в котором открыт расчетный счет предприятия; третий и четвертый экземпляры направляют в банк, в котором открыт счет получателя денежных средств. Платежные поручения действительны в течение 10 дней со дня их выписки и принимаются банками к исполнению без ограничения суммы при условии наличия денежных средств на расчетном счете плательщика.
Инкассо - вид банковской операции, когда банк от имени и за счет своих клиентов осуществляет действия по получению платежа от других предприятий в случаях текущей или просроченной дебиторской задолженности. Расчеты по инкассо осуществляют с применением платежных требований и инкассовых поручений.
Платежное требование выставляет поставщик товаров, работ, услуг и передает в обслуживающий его банк. Далее банк поставщика пересылает платежное требование в банк плательщика, который, в свою очередь, передает его плательщику. Плательщик в течение трех дней должен подтвердить намерение оплаты или отказ от оплаты.
При проведении безналичных расчетов электронными денежными средствами предприятие предоставляет денежные средства оператору электронных денежных средств для исполнения денежных обязательств перед третьими лицами на основании договора об использовании электронного средства платежа. Операторами электронных денежных средств являются кредитные организации. Электронное средство платежа - это средство или способ, позволяющее клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения для осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий и электронных носителей информации. Использование электронных денежных средств регулируется Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
3. Порядок получения наличных денежных средств из банка
Получение наличных денежных средств из банка в кассу осуществляют в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Для получения наличных денежных средств со своего расчетного счета кассир или другое лицо, имеющее право
на получение денежных средств из банка, представляет в банк денежный чек. Обслуживающий банк выдает предприятию чеки в виде чековой книжки, содержащей от 25 до 50 денежных чеков.
Денежный чек представляет собой распоряжение банку выдать указанную в нем сумму наличных денежных средств с расчетного счета предприятия.
Денежный чек заполняют только от руки чернилами или шариковой ручкой. Сумма денежных средств в чеке должна быть написана с заглавной буквы и обязательно с начала строки, а свободные места в строках прочеркивают сплошной чертой. Наличие каких-либо исправлений в чеке не допускается. В том случае если будет допущена ошибка, чек перечеркивают, а затем подшивают в чековую книжку.
Предприятия при снятии наличных денежных средств указывают в чековой книжке цели, на которые будут использованы полученные денежные средства.
4. Порядок сдачи наличных денежных средств в банк
Сдачу наличных денежных средств из кассы в банк для зачисления их на расчетный счет оформляют объявлением на взнос наличными. Предприятия могут вносить наличные денежные средства только на свой расчетный счет в банке. Объявление на взнос наличными представляет собой сводный документ, который состоит из трех частей: непосредственно объявления, квитанции и ордера.
Первая часть - объявление — остается в банке. Квитанцию на принятые суммы выдают тому, кто внес наличные денежные средства для передачи в кассу предприятия. На основании квитанции на предприятии составляют расходный кассовый ордер. Третью часть — ордер выдают предприятию вместе с выпиской с расчетного счета.
5. Выписка с расчетного счета
В сроки, установленные по соглашению с предприятием, банк выдает выписку с расчетного счета с приложением документов, на основании которых проводились операции по расчетному счету.
Выписка с расчетного счета - это документ, информирующий о текущем состоянии расчетного счета предприятия в банке. В тех случаях, когда предприятие работает с банком дистанционно по системе «Банк-Клиент», выписки из банка также должны представляться.
К выписке прилагают документы, на основании которых банк проводил операции по расчетному счету предприятия. К таким документам относят:
§ платежные поручения, которые использовались при списании денежных средств с расчетного счета предприятия;
§ мемориальные ордера банка, которые используют при получении денежных средств или при осуществлении операций, которые банк проводит по счету самостоятельно (например, при списании сумм комиссионных или процентов и т.д.).
Особенностью банковской выписки является то, что принимая на хранение денежные средства предприятия, банк считает себя его должником, т.е. имеет кредиторскую задолженность по отношению к предприятию. Поэтому поступление денежных средств на расчетный счет предприятия в банке отражают на кредите счетов для учета поступающих средств, а перечисление денежных средств с расчетного счета отражают, как погашение долга банка перед предприятием, т.е. по дебету счетов.
На предприятии при работе с выписками с расчетного счета бухгалтерские проводки оформляют в обратном порядке (например, если в выписке с расчетного счета сумма 5 000 р. отражена в колонке «Кредит», то у предприятия эта сумма должна проходить по дебету счета 51 «Расчетные счета»).
Выписка с расчетного счета является регистром аналитического учета, на основании которого предприятия ведут учет денежных средств на счете 51 «Расчетные счета».
На основании выписки с расчетного счета предприятие осуществляет контроль за движением денежных средств на своем расчетном счете.
Если в выписке выявлены суммы, которые ошибочно проведены банком по расчетному счету предприятия, то их отражают на счете 51 в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» на субсчете 76-2 «Расчеты по претензиям».
6. Учет переводов в пути
Счет 57 «Переводы в пути» используют для учета наличных денежных средств, находящихся в пути, т.е. когда наличные денежные средства передают из кассы в банк для зачисления их на расчетный счет предприятия, используя посреднические операции, поэтому движение денежных средств из кассы в банк занимает некоторое время.
Счет 57 «Переводы в пути» можно назвать транзитным, его применяют при проведении операций по инкассации денежных средств или когда денежные средства переводят на расчетный счет предприятия через почтовые отделения или сберегательные кассы. Проведение инкассации денежных средств оформляют следующими проводками:
Дебет 57 «Переводы в пути»
Кредит 50 «Касса» - наличные денежные средства сданы инкассатору, но еще не зачислены на расчетный счет предприятия;
Дебет 51 «Расчетные счета»
Кредит 57 «Переводы в пути» - денежные средства зачислены на расчетный счет предприятия.
Порядок и сроки сдачи наличной выручки устанавливают в договоре между предприятием и инкассаторской службой. Например, для торговых предприятий с круглосуточным графиком работы возможна инкассация наличной выручки дважды в день - днем и вечером.
На торговых
предприятиях в настоящее время распространены расчеты за покупки кредитными
картами. При оплате товаров по кредитной карте в кассе магазина сумму покупки
отражают, как выручку от реализации товаров, но поскольку денежные средства
будут перечислены на расчетный счет торгового предприятия через некоторое
время, для оформления таких операций
рекомендовано использовать счет 57 «Переводы в
пути». Например, при оплате товаров с использованием кредитной карты оформляют
следующую проводку:
Дебет 57 «Переводы в пути»
Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Счет 57 «Переводы в пути» также используют для оформления операций по безналичной выплате заработной платы по пластиковым картам. В этом случае предприятие заключает с банком договор на обслуживание пластиковых карт для своих работников. Заработную плату перечисляют на карточные счета платежным поручением, что оформляют следующей проводкой:
Дебет 51 «Расчетные счета»
Кредит 57 «Переводы в пути».
После получения подтверждения банка о зачислении денежных средств на карточные счета работников заработную плату отражают, как выплаченную, что оформляют следующей проводкой:
Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Кредит 57 «Переводы в пути».
Основанием для отражения сумм на счете 57 «Переводы в пути» являются квитанции о взносе наличных денежных средств, сопроводительные ведомости на сдачу выручки инкассатору и другие документы, подтверждающие перевод денежных средств на расчетный счет предприятия.
7. Учет на специальных счетах в банках
Наряду с расчетными счетами предприятия могут иметь счета для учета денежных средств целевого назначения, находящихся на аккредитивах, расчетных чековых книжках и на иных платежных документах, предназначенных для проведения текущих расчетов.
Учет движения
денежных средств целевого назначения ведут
в порядке, аналогичном порядку отражения
операций по расчетному счету, но на активном счете 55 «Специальные счета в
банках», который имеет следующие субсчета:
· 55-1 «Аккредитивы»;
· 55-2 «Чековые книжки»;
· 55-3 «Депозитные счета»
При расчетах по аккредитивам банк покупателя поручает банку поставщика произвести оплату счетов за товары или за выполненные работы. При этой форме расчетов оплату денежных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки товаров покупателю. Основное содержание аккредитивной формы расчетов заключается в том, что функции обслуживания платежа передают банкам. В банке поставщика открывают отдельный банковский счет аккредитив, на котором бронируют денежные средства плательщика для оплаты поставщику при выполнении условий, указанных в аккредитиве, и предъявлении им соответствующих документов.
При расчетах с использованием расчетных чеков плательщик выписывает расчетный чек из книжки и передает его поставщику, который предъявляет выписанный чек в свое учреждение банка для зачисления денежных средств на его расчетный счет.
На субсчете «Депозитные счета» ведут учет свободных денежных средств, вложенных предприятием в депозитные и другие вклады в целях получения процентов.
Перечисление денежных средств на специальные счета оформляют следующей проводкой:
Дебет 55 «Специальные счета в банках»
Кредит 51 «Расчетные счета».
При использовании денежных средств со специальных счетов в банках, например, при оплате поставщику с аккредитива, оформляют следующую проводку:
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 55-1 «Аккредитивы».
В настоящее время широко используют расчеты с использованием корпоративных банковских карт (пластиковых карт). Корпоративная карма - платежное средство, предназначенное для получения наличных денежных средств в банковских учреждениях или банкоматах, например, для оплаты товаров, работ, услуг, а также командировочных расходов. Корпоративная карта позволяет одному или нескольким работникам предприятия распоряжаться денежными средствами, которые находятся на специальном карточном счете предприятия, в пределах установленного расходного лимита. Таким образом, применение корпоративной карты избавляет предприятия от использования наличных денежных средств при проведении расчетов.
Чтобы стать держателем корпоративной банковской карты, предприятие заключает с банком договор на выпуск и обслуживание корпоративной карты.
Для перечисления денежных средств с расчетного счета на специальный карточный счет необходимо открыть к счету 55 «Специальные счета в банках» отдельный субсчет, например, 55-4 «Корпоративные банковские карты». Все записи на этом субсчете производят на основании выписок банка со специального карточного счета. По дебету этого счета отражают суммы, поступившие на карточный счет с расчетного счета держателя карты, а по кредиту суммы, списанные в оплату расходов, произведенных по карте, и суммы комиссии, перечисленные банку за обслуживание корпоративной карты. Сальдо на счете 55-4 показывает остаток денежных средств, не использованных по корпоративной карте на конец месяца.
Выдачу под отчет работнику корпоративную банковскую карту оформляют следующей проводкой:
Дебет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
Кредит 55-4 «Корпоративные банковские карты».
При проведении операций с корпоративными банковскими картами пользователь карты должен предоставить документы на бумажном носителе - слип, квитанцию электронного терминала или банкомата и иные документы, предусмотренные банковскими правилами и договорами между участниками расчетов.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Каков порядок открытия расчетного счета в банке?
2. Какие формы безналичных расчетов могут использовать предприятия?
3. Какие операции на расчетном счете оформляют платежными поручениями?
4. Каков порядок получения в кассу наличных денежных средств из банка?
5. Каков порядок сдачи из кассы наличных денежных средств в банк?
6. Каково назначение выписки с расчетного счета предприятия и какая информация содержится в выписке из банка?
7. Для учета каких операций используют в учете счет 57 «Переводы в пути»?
8. Как оформляют в учете операции по оплате товаров кредитными картами?
9. Какие операции отражают на счете 55 «Специальные счета в банках»?
10. Каков порядок использования корпоративной банковской карты?
ИСТОЧНИК ЛИТЕРАТУРЫ:
Основы бухгалтерского учета на предприятиях торговли: учебник / Н.В.Брыкова. – 3 изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 144 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.