ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ: Выручка от реализации продукции

  • docx
  • 11.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 02Ж.docx

ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ:

Выручка от реализации продукции

 

Учет продажи продукции. Процессом реализации (продажи) называют совокуп­ность хозяйственных операций, связанных со сбытом, про­дажей продукции. Реализация продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами или путем сво­бодной продажи через розничную торговлю.

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организа­ции» (ПБУ 9/99) определяет понятие реализации и призна­ния доходов от реализации товаров (работ, услуг).

Под реализацией товаров, работ или услуг организацией понимается передача на возмездной основе (в том числе об­мен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, а также результатов выполненных работ или ока­зания услуг одним лицом другому лицу (ст. 39 НК РФ).

Реализация продукции (работ, услуг) производится орга­низациями по следующим ценам:

·     по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС;

·     по государственным регулируемым оптовым ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС;

·     по государственным регулируемым розничным ценам (за вычетом торговых скидок) и тарифам, включающим в себя НДС.

При учете продукции по фактической производствен­ной себестоимости производятся записи по счетам бухгал­терского учета 20 «Основное производство», 43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные», 90 «Продажи»,

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в зависимос­ти от выбранного метода отражения продажи продукции в бухгалтерском учете:

1) при учете реализации продукции по мере оплаты по­купателем расчетных документов (в случае, если в договоре поставки продукции установлено, что пере­ход права собственности на нее происходит только после оплаты продукции покупателем):

·     Д-т 43 К-т 20 — оприходована готовая продукция на склад по фактической производственной себе­стоимости;

·     Д-т 45 К-т 43 — отгружена готовая продукция покупателю;

      Д-т 62 К-т 90 — отражена выручка от продажи;

·     Д-т 90 К-т 68 — начислен НДС от выручки после отгрузки;

      Д-т 51 К-т 62 — получены деньги от покупателей;

·     Д-т 90 К-т 45 — списана фактическая производ­ственная себестоимость отгруженной продукции;

2) при учете реализации продукции по мере отгрузки и предъявления расчетных документов покупателю:

·     Д-т 43 К-т 20 — оприходована готовая продукция на склад по фактической производственной себе­стоимости;

·     Д-т 62 К-т 90 — отгружена готовая продукция и предъявлены покупателю расчетные документы по продажной цене;

      Д-т 90 К-т 68 — начислен НДС после отгрузки;

·     Д-т 90 К-т 43 — списана фактическая производ­ственная себестоимость отгруженной продукции;

      Д-т 51 К-т 62 — оплачена отгруженная продукция.

Пример 5.

На склад АО «Комфорт», занимающегося производством ку­хонной мебели, поступило 10 кухонных гарнитуров «Анюта», фактическая производственная себестоимость которых состав­ляет 30 000 руб., в бухгалтерии делается проводка: Д-т 43 К-т 20 — 300 000 руб.


Организация заключила с мебельным магазином договор о продаже ему десяти гарнитуров. Согласно договору, право соб­ственности на гарнитуры переходит к покупателю после их от­грузки. Отгрузив гарнитуры со склада, бухгалтерия производит запись:

Д-т 90/2 К-т 43 — 300 000 руб. — по фактической производ­ственной себестоимости.

Д-т 62 К-т 90/1 — 531 000 руб. — начислена выручка после отгрузки продукции.

На расчетный счет АО «Комфорт» за проданные гарнитуры поступили денежные средства ((фактическая производственная себестоимость + 50% наценка) + 18% НДС): Д-т 51 К-т 62 — 531 000 руб. (300 000 + 150 000 + 81 000).

Начислен НДС за проданные гарнитуры после отгрузки: Д-т 90/3 К-т 68 — 81 000 руб.

В конце месяца (отчетного периода) определяются финан­совые результаты: Д-т 90/9 К-т 99 — 150 000 руб. (прибыль).

Документы по учету продажи. Основанием для отгрузки готовой продукции покупате­лям или отпуска со склада служат приказы-накладные от­дела маркетинга организации, в которые включены два документа: приказ складу и накладная на отпуск.

Накладная, либо иной аналогичный документ выписы­вается на складе готовой продукции в 4-х экземплярах, которые передаются в бухгалтерию для регистрации в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции и подписи их главным бухгалтером или иным уполномо­ченным лицом.

Нередко производственные организации отпуск готовой продукции со склада оформляют с применением товарной накладной (ф. № Торг 12)

Накладная составляется в двух экземплярах: первый остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания, а вто­рой передается в организацию, получающую ценности и является основанием для принятия ценностей на учет.

Счет-фактура — это документ строго установленного образца, который выписывается продавцом покупателю после отпуска товара, выполнения работ или оказания ус­луг в двух экземплярах и служит основанием для принятия к вычету или возмещению налога на добавленную сто­имость. В соответствии со ст. 169 НК РФ налогоплатель­щик обязан составлять счета-фактуры и вести на их осно­ве журналы учета полученных и выставленных счетов-фак­тур, книги покупок и продаж. Счет-фактуру должен под­писывать руководитель организации, главный бухгалтер или индивидуальный предприниматель.

Определение финансового результата от продажи. Продажа продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами с покупателями (заказчика­ми). Целью отражения хозяйственных операций по про­дажам на счетах бухгалтерского учета является определе­ние финансового результата от продажи продукции (работ, услуг). По окончании каждого месяца определяют финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж, на основании документов, подтверждающих продажу про­дукции (работ, услуг).

Финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) определяется на счете 90 «Продажи». Счет активно-пассивный, не сальдовый, не балансовый.

На счете 90 как по дебету, так и по кредиту отражается один и тот же объем продажи, но в разных оценках: по кре­диту — по ценам продажи (свободным, договорным и т. п.), включая НДС и акцизы, по дебету — по полной себестои­мости, включая расходы на продажу, НДС, акцизы и дру­гие обязательные платежи.

Операции на счете 90 отражаются при признании в бухгалтерском учете выручки от продажи в момент пере­хода прав собственности на продукцию, который уста­новлен в договоре и закреплен в учетной политике орга­низации.

 

Рис. 17. Схема определения финансового результата

 

Планом счетов предусмотрена также возможность ведения учета по счету 90 «Продажи» с использованием специ­альных субсчетов:

      90/1 «Выручка» — для учета поступлений активов, признаваемых выручкой;

      90/2 «Себестоимость продаж» — для учета себестоимости продаж;

      90/3 «Налог на добавленную стоимость» — для учета сумм НДС, причитающихся к получению от покупателя (заказчика);

      90/4 «Акцизы» — для учета сумм акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров);

      90/5 «Экспортные пошлины» — для учета сумм экс­портных пошлин;

      90/9 «Прибыль/убыток от продаж» — для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.

При использовании указанных субсчетов учет операции по формированию доходов и расходов от обычных видов деятельности будет осуществляться следующим образом:

      записи по субсчетам 90/1 «Выручка», 90/2 «Себестоимость продаж», 90/3 «Налог на добавленную стоимость», 90/4 «Акцизы», 90/5 «Экспортные пошлины» ведут в течение года;

      финансовый результат от продаж за отчетный месяц определяется путем сопоставления совокупного де­бетового оборота по субсчетам 90/2 «Себестоимость продаж», 90/3 «Налог на добавленную стоимость»,

90/4 «Акцизы», 90/5 «Экспортные пошлины» и кре­дитового оборота — по субсчету 90/1 «Выручка»;

      ежемесячно заключительными оборотами финансо­вый результат от продаж  списывается с субсчета 90/9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки»;

      синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчет­ную дату не имеет;

      по окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90/9 «Прибыль/убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на счет 90/9 «Прибыль/убыток от продаж».

Корреспонденция счетов по учету доходов и расходов от обычных видов деятельности (с использованием отдельных субсчетов):

•  Д-т 62 К-т 90/1 — отражение выручки от продаж;

·                     Д-т 90/3 К-т 68, 76 — отражение НДС с выручки;

·                     Д-т 90/2 К-т 20, 26, 43, 44 и др. — отражение расходов, включаемых в себестоимость продажи;

·                     Д-т 90/9 К-т 99 — отнесение ежемесячно суммы прибыли от продаж, выявленной на конец отчетного месяца, с отдельного субсчета на счет прибылей и убытков;

·                     Д-т 99 К-т 90/9 — отнесение ежемесячно суммы убытка от продаж, выявленного на конец отчетного месяца, с отдельного субсчета на счет прибылей и убытков.

В целом счет 90 «Продажи» сальдо на конец каждого месяца не имеет, однако все субсчета в течение года сальдо «меть могут и их величина будет увеличиваться начиная с января каждого года. Субсчет 90/1 в течение года может иметь только кредитовое сальдо, а субсчета 90/2,90/3, 90/4, 90/5 — только дебетовое сальдо. Субсчет 90/9 может иметь как дебетовое, так и кредитовое сальдо.


Пример 6.

ЗАО «Весна» в декабре продало товаров на общую сумму 118 000 руб. (в том числе НДС — 18 000 руб.). Себестоимость проданных товаров 65 000 руб. Бухгалтер сделает проводки:

Д-т 62 К-т 90/1 — 118 000 руб. — отражена выручка от продажи;

Д-т 90/2 К-т 45 — 65 000 руб. — списана себестоимость про­данной продукции;

Д-т 90/3 К-т 68 — 18 000 руб. — начислен НДС;

Д-т 51 К-т 62 — 118 000 руб. — поступили деньги от покупателей;

Д-т 90/9 К 99 — 35 000 руб. (118 000 — 65 000 — 18 000) — отражена прибыль отчетного месяца.

31 декабря (после того как был определен финансовый ре­зультат за декабрь) все субсчета, открытые к счету 90, должны быть закрыты:

Д-т 90/1 К-т 90/9 — закрыт субсчет 90/1;

Д-т 90/9 К-т 90/2 (90/3, 90/4, 90/5) — закрыты субсчета, име­ющие дебетовое сальдо.

В результате таких проводок дебетовые и кредитовые обо­роты по субсчетам счета 90 будут равны, и сальдо на 1 января следующего года по счету 90 в целом и по всем его субсчетам будет, равно нулю.

Пример 7.

Используем данные примера 6.

31 декабря бухгалтер сделает проводки:

Д-т 90/1 К-т 90/9 — 118 000 руб. — закрыт субсчет 90/1;

Д-т 90/9 К-т 90/2 — 65 000 руб. — закрыт субсчет 90/2;

Д-т 90/9 К-т 90/3 — 18 000 руб. — закрыт субсчет 90/3. Сальдо по счету 90 и всем субсчетам равно нулю.

Начисление налогов с выручки. После отражения в учете выручки и списания себестои­мости проданных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) необходимо отразить в учете начисление налогов, являющихся составной частью цены (налог на добавлен­ную стоимость, акцизы).

Для учета сумм НДС, полученных от покупателей в со­ставе выручки, используют субсчет 90/3.

Моментом определения налоговой базы по НДС для всех налогоплательщиков является наиболее ранняя из на­ступивших дат:

день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), иму­щественных прав;

• день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, подлежащих передаче имущественных прав, т. е. день получения аванса.

Сумма НДС, подлежащая уплате с авансов, исчисляет­ся по расчетной ставке. Итак, при получении аванса нало­гоплательщик обязан:

• исчислить с его суммы НДС следующим образом:

Рис. 18. Схема исчисления суммы НДС

 

выписать на эту сумму счет-фактуру в единственном экземпляре и зарегистрировать его в книге продаж.

Пример 8.

Организация получила 100-процентный аванс в счет пред­стоящей отгрузки товаров в сумме 177 000 руб. (в том числе НДС — 27 000 руб.).

Себестоимость товаров, отгруженных покупателю в счет пре­доплаты, составила 80 000 руб.

При отражении операций по получению аванса и отгрузке товаров бухгалтер сделал проводки:

Д-т 51 К-т 62 субсчет «Авансы полученные» – 177 000 руб. — поступил аванс от покупателя;
Д-т 76 субсчет «Расчеты по НДС» К-т – 68 27 000 руб. — начислен НДС с аванса;

Д-т 62 субсчет «Расчеты с покупателями» К-т 90-1 – 177 000 руб. — начислена выручка при отгрузке товаров;

Д-т 90-2 К-т  41 80 000 руб. — списана себестоимость проданных товаров;

Д-т 90-3 К-т 68 – 27 000 руб. — начислен НДС с выручки;

Д-т 68 К-т 76 субсчет «Расчеты по НДС» — 27 000 руб. — восстановлен НДС, ранее начисленный с аванса;

Д-т 62 субсчет «Авансы полученные» К-т 62 субсчет «Расчеты с покупателями» —177 000 руб. — зачтен полученный аванс.