Лекция по МДК.01.02. Русский язык с методикой преподавания на тему "Методы и приёмы обучения русскому языку в начальной школе. Общедидактические принципы обучения. Собственно методические принципы"

  • Лекции
  • docx
  • 13.10.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Лекция по МДК.01.02. Русский язык с методикой преподавания на тему "Методы и приёмы обучения русскому языку в начальной школе. Общедидактические принципы обучения. Собственно методические принципы" для СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Иконка файла материала Уроки 5-6_РЯСМ_2 курс.docx

МДК.01.02. Русский язык с методикой преподавания (РЯСМ)

Курс II_Группа: НО-1-23 Дата:

                              НО-2-23 Дата:

Преподаватель: Хамраева Г.И.                                                                                                                                                      

Уроки № 5-6.

Тема 1.1.

1. Методы и приёмы обучения русскому языку в начальной школе.

2. Общедидактические принципы обучения. Собственно методические принципы.

Цели: рассмотрение методов обучения русскому языку в НШ; знакомство с общедидактическими и собственно методическими принципами обучения; обогащение речи, расширение словарного запаса; совершенствование навыков культуры речи; воспитание творчески активной личности, способной к саморазвитию через самообучение.

Компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и соц. значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК 1.6. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования с позиции эффективности их применения в процессе обучения.

ЛР 14. Демонстрировать высокий уровень социализации, способствующий приобщению подрастающего поколения к научному наследию.

ЛР 16. Проявлять готовность соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с др.людьми, осознанно выполняющий проф. требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость.

Тип занятия: лекция-объяснение.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Проверка д/з:

из Федеральной РП по учебному предмету «Русский язык» выписать кол-во часов на изучение рус.яз. в НШ по классам, название изучаемых разделов, планируемые рез-ты освоения программы по рус. языку на уровне НОО.

Фронтальный опрос:

- Каковы цели реализации ФОП НОО?

- Что входит в структуру ФОП НОО?

- Назовите вариативные УМК по рус.яз. для НШ.

- Перечислите требования образовательного стандарта НОО.

III. Изучение нового материала.

Методы и приёмы обучения русскому языку в начальной школе.

 

Метод (греч.)способ, путь.

 

Метод обученияспособ взаимодействия учителя и учащихся на уроке, направленный на выполнение учебно-воспитательных задач.

     В основе классификации методов обучения лежат, во-первых, источники знаний, во-вторых, способ организации совместной деятельности учителя и учащихся.

     По источникам знаний выделяются следующие методы:

- словесные (источник – живое слово учителя): лекция, беседа, рассказ, объяснение;

- анализ языка (наблюдения над языком): грамматический разбор;

- наглядные: эксперимент, наблюдение, рассмотрение;

- практические: различные виды упражнений, лабораторная работа.

     По способу организации совместной деятельности учителя и учащихся выделяют методы: беседа, объяснение, самостоятельная работа.

     В зависимости от особенности познавательной деятельности учащихся выделяют методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический (частично-поисковый), исследовательский (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) 

     Как видим, совершенствование системы обучения русскому языку возможно при умелом использовании и гармоничном сочетании методов обучении на основе использования разнообразных методических приемов в процессе обучения русскому языку.

     На современном этапе развития педагогической науки и школьной практики большое внимание уделяется так называемым «активным» методам обучения (методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер). При их использовании деятельность учащихся становится более самостоятельной и активной.

     К методам в применении к русскому языку относятся:

- языковой анализ (анализ текста, предложения (синтаксический), слова (морфологический), морфемный анализ (словообразовательный), фонетический, орфографический, лексический);

- методы конструирования (сложение слов, образование слов из морфем, образование форм слов, образование словосочетаний и предложений, составление текстов);

- наглядные методы (использов. таблиц, схем, опор, сюжетных и предметных картинок и др.);

- метод рассказа учителя;

- методы беседы;

- эвристические (поисковые) методы;

- проблемные методы;

- игровые методы;

- коммуникативные методы;

- практическая работа (упражнения).

     Метод реализуется через посредство конкретных приёмов.

Приёмы – это детали метода, его составные части, шаги в познавательной деятельности. Отличительной чертой приёма по сравнению с методом является его включаемость в любой метод и его частичность.

Метод определяет направление и характер учебной деятельности, а прием является конкретным действием учителя. Методы взаимодействуют между собой, но ни один из них не может входить в другой как составная часть; приёмы, взаимодействуя друг с другом, в то же время входят в качестве составной части в любой метод.

     Основными методическими приёмами являются: сопоставление и сравнение, обобщение, вычленение, замена одних форм или конструкций другими, выделение, подстановка, алгоритмизация, анализ и синтез.

Общедидактические и собственно методические принципы обучения

     Принципы обучения – это исходные положения, которые в своей совокупности определяют требования к учебному процессу в целом и его составляющим (целям, задачам, методам, средствам, организационным формам, процессу обучения).

     Общедидактическими являются следующие принципы: научность, последовательность и систематичность, преемственность, связь теории с практикой, сознательность и активность, доступность, прочность, на­глядность, индивидуальный подход.

      Принцип научности – преподавание предмета с учетом строго проверенных положений науки; использование учителем при подготовке к уроку научной литературы

      Принцип последовательности и систематичности – поэтапное приобретение знаний и формировании навыков и умений; последовательное наращивание темпов в обучении (русскому языку).

     Принцип преемственности – «стыковка» программ, учебников смежных классов; пропедевтика в начальных классах тех тем, которые будут изучать в средней школе; обобщение и систематизация изученного ранее.

     Принцип связи теории с практикой – изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни.

     Принцип сознательности и активности – полное понимание материала, сознательное отношение к учению, развитие самостоятельности и творческого мышления, умения активно использовать полученные знания и навыки в практической деятельности. 

      Принцип доступности и посильности предполагает, что с первых уроков материал представляется в соответствии с возрастными и интеллектуальными возможностями учащихся, а его усвоение не вызывает у них непреодолимых трудностей. 

     Принцип прочности обеспечивает сохранение учебного материала в памяти учащихся и возможность его применения в различных ситуациях общения. 

      Принцип наглядности – использование различных пособий, помогающих зрительному восприятию информации (таблицы, схемы, плакаты, демонстрационные карточки, раздаточный материал и т.д.).

     Принцип индивидуального подхода предполагает всесторонний учет способностей, мотивов, интересов, предпочтений учащихся. 

     Собственно методические принципы обучения отражают особенности преподавания дисциплины «Русский язык». Известный отечественный методист А. В. Дудников выделяет стратегические и тактические принципы обучения русскому языку: https://topuch.com/lekciya-3-principi-obucheniya-russkomu-yaziku-principami-obuch/index.html

     Принцип коммуникативности - обучение организуется в естественных для общения ситуациях или максимально к ним приближенных. 

     Принцип учета родного языка – учёт трудностей изучаемого языка, вызванных существующими рас­хождениями в системе изучаемого и родного языка учащихся.

     Принцип взаимосвязи различных разделов курса русского языка: всесто­роннее рассмотрение какого-либо факта или явления языка; учёт спе­цифики каждого из разделов курса, различных сторон одного и того же языкового явления или факта.

     Принцип взаимосвязанного обучения видам речевой деятельно­сти – одновременное формирование четырех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) в рамках последовательно-временного соотношения на основе общего языкового материала и с помощью специальных упражнений.

IV. Итог урока. Рефлексия.

- Что значит метод обучения/принцип обучения?

- Что лежит в основе классификации методов обучения?

- Перечислите методы обучения пус.яз. в зависимости от основ классификации.

- Перечислите общедидактические/ собственно методические принципы обучения рус.яз.

- Была ли полезной полученная информация?

- Как, по-вашему, усвоили вы материал? Оцените свою работу.

 

 

Домашнее задание: повторить материал лекции; записать активные методы обучения.

 

Видеоурок «Активные методы обучения»: https://yandex.ru/video/preview/271972052784885027

 

 

 

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РЯ

 

Мнемотехника – совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемонические приемы помогают

учащимся создать необходимые для запоминания ассоциативные связи, преодолеть путаницу из-за похожих друг на друга правил правописания, предотвратить забывание выученного материала и уничтожить страх школьников перед бесчисленным количеством орфограмм, норм, позволит учащимся увидеть их границы и одновременно – безграничные возможности родного языка.

К мнемотехническим приемам относятся рифмованные правила.

К мнемотехническим относится и прием фонетических ассоциаций, который также можно использовать при словарной работе, приём графических ассоциаций, а также поиск слова в слове, который позволяет лучше запомнить словарные слова.

Для оживления урока хорошо использовать орфографические сказки, которые тоже относятся к приёмам мнемотехники.

Звуковой анализ слов. Анализ слов, чтение транскрипции (детям очень нравится расшифровывать тексты, написанные транскрипцией и самим записывать слова при помощи транскрипции).

Работа в парах сменного состава над изложением.

* методика Ривина А.Г. - работа в парах сменного состава над изложением. Развивает навыки планирования, целеполагания, контроля, коррекции.

Взаимоконтроль. Прием Шаталова-Границкой.

Обучающимся предлагается ряд вопросов по изученной теме. За ребенком закрепляется один вопрос, по которому он будет «экзаменовать» остальных. Оценки «экзаменаторами» выставляются в ведомость, в которой по вертикали – фамилии ребят, а по горизонтали – вопрос.

В конце урока, на этапе рефлексии, обучающимся задаются вопросы.

- Кто сколько сделал встреч?

- Кто решил задачу и научил товарища?

- Скажите, кто из ваших партнеров хорошо спрашивал?

- С кем было хорошо работать? Почему?

- Кто из ребят не мог ответить на вопрос? Что вы им посоветуете?

Какография - исправление текста с допущенными ошибками.                                      

Непременным условием работы над такими упражнениями является коллективное исправление всех допущенных ошибок и объяснение правил правописания. После исправления следует ещё раз прочитать текст и орфографически проговорить трудные для написания слова.

Занимательные упражнения, игры, ребусы, кроссворды, содержащие орфографические задачи.

Для повышения активности на уроках РЯ часто использую занимательные упражнения и игры, ребусы, кроссворды, содержащие орфографические задачи

Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.

Конкурсы

Для формирования ОЗ и активизации ребят на уроках РЯ можно использовать конкурсы

Орфографические минутки на каждом уроке, незаконченные тексты.

Составление алгоритмов правил.

Проекты.

Все эти методы позволяют сделать работу на уроке более активной и интересной.

 


 

Скачано с www.znanio.ru