Лекция по МДК.01.02. Русский язык с методикой преподавания на тему "Методы и приёмы обучения русскому языку в начальной школе. Общедидактические принципы обучения. Собственно методические принципы"
Оценка 4.8

Лекция по МДК.01.02. Русский язык с методикой преподавания на тему "Методы и приёмы обучения русскому языку в начальной школе. Общедидактические принципы обучения. Собственно методические принципы"

Оценка 4.8
Лекции
docx
преподавание
13.10.2024
Лекция по МДК.01.02. Русский язык с методикой преподавания на тему "Методы и приёмы обучения русскому языку в начальной школе. Общедидактические принципы обучения. Собственно методические принципы"
Лекция по МДК.01.02. Русский язык с методикой преподавания на тему "Методы и приёмы обучения русскому языку в начальной школе. Общедидактические принципы обучения. Собственно методические принципы" для СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Уроки 5-6_РЯСМ_2 курс.docx

МДК.01.02. Русский язык с методикой преподавания (РЯСМ)

Курс II_Группа: НО-1-23 Дата:

                              НО-2-23 Дата:

Преподаватель: Хамраева Г.И.                                                                                                                                                      

Уроки № 5-6.

Тема 1.1.

1. Методы и приёмы обучения русскому языку в начальной школе.

2. Общедидактические принципы обучения. Собственно методические принципы.

Цели: рассмотрение методов обучения русскому языку в НШ; знакомство с общедидактическими и собственно методическими принципами обучения; обогащение речи, расширение словарного запаса; совершенствование навыков культуры речи; воспитание творчески активной личности, способной к саморазвитию через самообучение.

Компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и соц. значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК 1.6. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования с позиции эффективности их применения в процессе обучения.

ЛР 14. Демонстрировать высокий уровень социализации, способствующий приобщению подрастающего поколения к научному наследию.

ЛР 16. Проявлять готовность соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с др.людьми, осознанно выполняющий проф. требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость.

Тип занятия: лекция-объяснение.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Проверка д/з:

из Федеральной РП по учебному предмету «Русский язык» выписать кол-во часов на изучение рус.яз. в НШ по классам, название изучаемых разделов, планируемые рез-ты освоения программы по рус. языку на уровне НОО.

Фронтальный опрос:

- Каковы цели реализации ФОП НОО?

- Что входит в структуру ФОП НОО?

- Назовите вариативные УМК по рус.яз. для НШ.

- Перечислите требования образовательного стандарта НОО.

III. Изучение нового материала.

Методы и приёмы обучения русскому языку в начальной школе.

 

Метод (греч.)способ, путь.

 

Метод обученияспособ взаимодействия учителя и учащихся на уроке, направленный на выполнение учебно-воспитательных задач.

     В основе классификации методов обучения лежат, во-первых, источники знаний, во-вторых, способ организации совместной деятельности учителя и учащихся.

     По источникам знаний выделяются следующие методы:

- словесные (источник – живое слово учителя): лекция, беседа, рассказ, объяснение;

- анализ языка (наблюдения над языком): грамматический разбор;

- наглядные: эксперимент, наблюдение, рассмотрение;

- практические: различные виды упражнений, лабораторная работа.

     По способу организации совместной деятельности учителя и учащихся выделяют методы: беседа, объяснение, самостоятельная работа.

     В зависимости от особенности познавательной деятельности учащихся выделяют методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический (частично-поисковый), исследовательский (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) 

     Как видим, совершенствование системы обучения русскому языку возможно при умелом использовании и гармоничном сочетании методов обучении на основе использования разнообразных методических приемов в процессе обучения русскому языку.

     На современном этапе развития педагогической науки и школьной практики большое внимание уделяется так называемым «активным» методам обучения (методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер). При их использовании деятельность учащихся становится более самостоятельной и активной.

     К методам в применении к русскому языку относятся:

- языковой анализ (анализ текста, предложения (синтаксический), слова (морфологический), морфемный анализ (словообразовательный), фонетический, орфографический, лексический);

- методы конструирования (сложение слов, образование слов из морфем, образование форм слов, образование словосочетаний и предложений, составление текстов);

- наглядные методы (использов. таблиц, схем, опор, сюжетных и предметных картинок и др.);

- метод рассказа учителя;

- методы беседы;

- эвристические (поисковые) методы;

- проблемные методы;

- игровые методы;

- коммуникативные методы;

- практическая работа (упражнения).

     Метод реализуется через посредство конкретных приёмов.

Приёмы – это детали метода, его составные части, шаги в познавательной деятельности. Отличительной чертой приёма по сравнению с методом является его включаемость в любой метод и его частичность.

Метод определяет направление и характер учебной деятельности, а прием является конкретным действием учителя. Методы взаимодействуют между собой, но ни один из них не может входить в другой как составная часть; приёмы, взаимодействуя друг с другом, в то же время входят в качестве составной части в любой метод.

     Основными методическими приёмами являются: сопоставление и сравнение, обобщение, вычленение, замена одних форм или конструкций другими, выделение, подстановка, алгоритмизация, анализ и синтез.

Общедидактические и собственно методические принципы обучения

     Принципы обучения – это исходные положения, которые в своей совокупности определяют требования к учебному процессу в целом и его составляющим (целям, задачам, методам, средствам, организационным формам, процессу обучения).

     Общедидактическими являются следующие принципы: научность, последовательность и систематичность, преемственность, связь теории с практикой, сознательность и активность, доступность, прочность, на­глядность, индивидуальный подход.

      Принцип научности – преподавание предмета с учетом строго проверенных положений науки; использование учителем при подготовке к уроку научной литературы

      Принцип последовательности и систематичности – поэтапное приобретение знаний и формировании навыков и умений; последовательное наращивание темпов в обучении (русскому языку).

     Принцип преемственности – «стыковка» программ, учебников смежных классов; пропедевтика в начальных классах тех тем, которые будут изучать в средней школе; обобщение и систематизация изученного ранее.

     Принцип связи теории с практикой – изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни.

     Принцип сознательности и активности – полное понимание материала, сознательное отношение к учению, развитие самостоятельности и творческого мышления, умения активно использовать полученные знания и навыки в практической деятельности. 

      Принцип доступности и посильности предполагает, что с первых уроков материал представляется в соответствии с возрастными и интеллектуальными возможностями учащихся, а его усвоение не вызывает у них непреодолимых трудностей. 

     Принцип прочности обеспечивает сохранение учебного материала в памяти учащихся и возможность его применения в различных ситуациях общения. 

      Принцип наглядности – использование различных пособий, помогающих зрительному восприятию информации (таблицы, схемы, плакаты, демонстрационные карточки, раздаточный материал и т.д.).

     Принцип индивидуального подхода предполагает всесторонний учет способностей, мотивов, интересов, предпочтений учащихся. 

     Собственно методические принципы обучения отражают особенности преподавания дисциплины «Русский язык». Известный отечественный методист А. В. Дудников выделяет стратегические и тактические принципы обучения русскому языку: https://topuch.com/lekciya-3-principi-obucheniya-russkomu-yaziku-principami-obuch/index.html

     Принцип коммуникативности - обучение организуется в естественных для общения ситуациях или максимально к ним приближенных. 

     Принцип учета родного языка – учёт трудностей изучаемого языка, вызванных существующими рас­хождениями в системе изучаемого и родного языка учащихся.

     Принцип взаимосвязи различных разделов курса русского языка: всесто­роннее рассмотрение какого-либо факта или явления языка; учёт спе­цифики каждого из разделов курса, различных сторон одного и того же языкового явления или факта.

     Принцип взаимосвязанного обучения видам речевой деятельно­сти – одновременное формирование четырех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) в рамках последовательно-временного соотношения на основе общего языкового материала и с помощью специальных упражнений.

IV. Итог урока. Рефлексия.

- Что значит метод обучения/принцип обучения?

- Что лежит в основе классификации методов обучения?

- Перечислите методы обучения пус.яз. в зависимости от основ классификации.

- Перечислите общедидактические/ собственно методические принципы обучения рус.яз.

- Была ли полезной полученная информация?

- Как, по-вашему, усвоили вы материал? Оцените свою работу.

 

 

Домашнее задание: повторить материал лекции; записать активные методы обучения.

 

Видеоурок «Активные методы обучения»: https://yandex.ru/video/preview/271972052784885027

 

 

 

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РЯ

 

Мнемотехника – совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемонические приемы помогают

учащимся создать необходимые для запоминания ассоциативные связи, преодолеть путаницу из-за похожих друг на друга правил правописания, предотвратить забывание выученного материала и уничтожить страх школьников перед бесчисленным количеством орфограмм, норм, позволит учащимся увидеть их границы и одновременно – безграничные возможности родного языка.

К мнемотехническим приемам относятся рифмованные правила.

К мнемотехническим относится и прием фонетических ассоциаций, который также можно использовать при словарной работе, приём графических ассоциаций, а также поиск слова в слове, который позволяет лучше запомнить словарные слова.

Для оживления урока хорошо использовать орфографические сказки, которые тоже относятся к приёмам мнемотехники.

Звуковой анализ слов. Анализ слов, чтение транскрипции (детям очень нравится расшифровывать тексты, написанные транскрипцией и самим записывать слова при помощи транскрипции).

Работа в парах сменного состава над изложением.

* методика Ривина А.Г. - работа в парах сменного состава над изложением. Развивает навыки планирования, целеполагания, контроля, коррекции.

Взаимоконтроль. Прием Шаталова-Границкой.

Обучающимся предлагается ряд вопросов по изученной теме. За ребенком закрепляется один вопрос, по которому он будет «экзаменовать» остальных. Оценки «экзаменаторами» выставляются в ведомость, в которой по вертикали – фамилии ребят, а по горизонтали – вопрос.

В конце урока, на этапе рефлексии, обучающимся задаются вопросы.

- Кто сколько сделал встреч?

- Кто решил задачу и научил товарища?

- Скажите, кто из ваших партнеров хорошо спрашивал?

- С кем было хорошо работать? Почему?

- Кто из ребят не мог ответить на вопрос? Что вы им посоветуете?

Какография - исправление текста с допущенными ошибками.                                      

Непременным условием работы над такими упражнениями является коллективное исправление всех допущенных ошибок и объяснение правил правописания. После исправления следует ещё раз прочитать текст и орфографически проговорить трудные для написания слова.

Занимательные упражнения, игры, ребусы, кроссворды, содержащие орфографические задачи.

Для повышения активности на уроках РЯ часто использую занимательные упражнения и игры, ребусы, кроссворды, содержащие орфографические задачи

Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.

Конкурсы

Для формирования ОЗ и активизации ребят на уроках РЯ можно использовать конкурсы

Орфографические минутки на каждом уроке, незаконченные тексты.

Составление алгоритмов правил.

Проекты.

Все эти методы позволяют сделать работу на уроке более активной и интересной.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МДК.01.02. Русский язык с методикой преподавания (РЯСМ)

МДК.01.02. Русский язык с методикой преподавания (РЯСМ)

Метод реализуется через посредство конкретных приёмов

Метод реализуется через посредство конкретных приёмов

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2024