МДК.01.02. Русский язык с методикой преподавания (РЯСМ)
Курс II_Группа: НО-1-23 Дата:
НО-2-23 Дата:
Преподаватель: Хамраева Г.И.
Уроки № 5-6.
Тема 1.1.
1. Методы и приёмы обучения русскому языку в начальной школе.
2. Общедидактические принципы обучения. Собственно методические принципы.
Цели: рассмотрение методов обучения русскому языку в НШ; знакомство с общедидактическими и собственно методическими принципами обучения; обогащение речи, расширение словарного запаса; совершенствование навыков культуры речи; воспитание творчески активной личности, способной к саморазвитию через самообучение.
Компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и соц. значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ПК 1.6. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования с позиции эффективности их применения в процессе обучения.
ЛР 14. Демонстрировать высокий уровень социализации, способствующий приобщению подрастающего поколения к научному наследию.
ЛР 16. Проявлять готовность соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с др.людьми, осознанно выполняющий проф. требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость.
Тип занятия: лекция-объяснение.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Проверка д/з:
из Федеральной РП по учебному предмету «Русский язык» выписать кол-во часов на изучение рус.яз. в НШ по классам, название изучаемых разделов, планируемые рез-ты освоения программы по рус. языку на уровне НОО.
Фронтальный опрос:
- Каковы цели реализации ФОП НОО?
- Что входит в структуру ФОП НОО?
- Назовите вариативные УМК по рус.яз. для НШ.
- Перечислите требования образовательного стандарта НОО.
III. Изучение нового материала.
Методы и приёмы обучения русскому языку в начальной школе.
Метод (греч.) – способ, путь.
Метод обучения – способ взаимодействия учителя и учащихся на уроке, направленный на выполнение учебно-воспитательных задач.
В основе классификации методов обучения лежат, во-первых, источники знаний, во-вторых, способ организации совместной деятельности учителя и учащихся.
По источникам знаний выделяются следующие методы:
- словесные (источник – живое слово учителя): лекция, беседа, рассказ, объяснение;
- анализ языка (наблюдения над языком): грамматический разбор;
- наглядные: эксперимент, наблюдение, рассмотрение;
- практические: различные виды упражнений, лабораторная работа.
По способу организации совместной деятельности учителя и учащихся выделяют методы: беседа, объяснение, самостоятельная работа.
В зависимости от особенности познавательной деятельности учащихся выделяют методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический (частично-поисковый), исследовательский (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)
Как видим, совершенствование системы обучения русскому языку возможно при умелом использовании и гармоничном сочетании методов обучении на основе использования разнообразных методических приемов в процессе обучения русскому языку.
На современном этапе развития педагогической науки и школьной практики большое внимание уделяется так называемым «активным» методам обучения (методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер). При их использовании деятельность учащихся становится более самостоятельной и активной.
К методам в применении к русскому языку относятся:
- языковой анализ (анализ текста, предложения (синтаксический), слова (морфологический), морфемный анализ (словообразовательный), фонетический, орфографический, лексический);
- методы конструирования (сложение слов, образование слов из морфем, образование форм слов, образование словосочетаний и предложений, составление текстов);
- наглядные методы (использов. таблиц, схем, опор, сюжетных и предметных картинок и др.);
- метод рассказа учителя;
- методы беседы;
- эвристические (поисковые) методы;
- проблемные методы;
- игровые методы;
- коммуникативные методы;
- практическая работа (упражнения).
Метод реализуется через посредство конкретных приёмов.
Приёмы – это детали метода, его составные части, шаги в познавательной деятельности. Отличительной чертой приёма по сравнению с методом является его включаемость в любой метод и его частичность.
Метод определяет направление и характер учебной деятельности, а прием является конкретным действием учителя. Методы взаимодействуют между собой, но ни один из них не может входить в другой как составная часть; приёмы, взаимодействуя друг с другом, в то же время входят в качестве составной части в любой метод.
Основными методическими приёмами являются: сопоставление и сравнение, обобщение, вычленение, замена одних форм или конструкций другими, выделение, подстановка, алгоритмизация, анализ и синтез.
Общедидактические и собственно методические принципы обучения
Принципы обучения – это исходные положения, которые в своей совокупности определяют требования к учебному процессу в целом и его составляющим (целям, задачам, методам, средствам, организационным формам, процессу обучения).
Общедидактическими являются следующие принципы: научность, последовательность и систематичность, преемственность, связь теории с практикой, сознательность и активность, доступность, прочность, наглядность, индивидуальный подход.
Принцип научности – преподавание предмета с учетом строго проверенных положений науки; использование учителем при подготовке к уроку научной литературы
Принцип последовательности и систематичности – поэтапное приобретение знаний и формировании навыков и умений; последовательное наращивание темпов в обучении (русскому языку).
Принцип преемственности – «стыковка» программ, учебников смежных классов; пропедевтика в начальных классах тех тем, которые будут изучать в средней школе; обобщение и систематизация изученного ранее.
Принцип связи теории с практикой – изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни.
Принцип сознательности и активности – полное понимание материала, сознательное отношение к учению, развитие самостоятельности и творческого мышления, умения активно использовать полученные знания и навыки в практической деятельности.
Принцип доступности и посильности предполагает, что с первых уроков материал представляется в соответствии с возрастными и интеллектуальными возможностями учащихся, а его усвоение не вызывает у них непреодолимых трудностей.
Принцип прочности обеспечивает сохранение учебного материала в памяти учащихся и возможность его применения в различных ситуациях общения.
Принцип наглядности – использование различных пособий, помогающих зрительному восприятию информации (таблицы, схемы, плакаты, демонстрационные карточки, раздаточный материал и т.д.).
Принцип индивидуального подхода предполагает всесторонний учет способностей, мотивов, интересов, предпочтений учащихся.
Собственно методические принципы обучения отражают особенности преподавания дисциплины «Русский язык». Известный отечественный методист А. В. Дудников выделяет стратегические и тактические принципы обучения русскому языку: https://topuch.com/lekciya-3-principi-obucheniya-russkomu-yaziku-principami-obuch/index.html
Принцип коммуникативности - обучение организуется в естественных для общения ситуациях или максимально к ним приближенных.
Принцип учета родного языка – учёт трудностей изучаемого языка, вызванных существующими расхождениями в системе изучаемого и родного языка учащихся.
Принцип взаимосвязи различных разделов курса русского языка: всестороннее рассмотрение какого-либо факта или явления языка; учёт специфики каждого из разделов курса, различных сторон одного и того же языкового явления или факта.
Принцип взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности – одновременное формирование четырех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) в рамках последовательно-временного соотношения на основе общего языкового материала и с помощью специальных упражнений.
IV. Итог урока. Рефлексия.
- Что значит метод обучения/принцип обучения?
- Что лежит в основе классификации методов обучения?
- Перечислите методы обучения пус.яз. в зависимости от основ классификации.
- Перечислите общедидактические/ собственно методические принципы обучения рус.яз.
- Была ли полезной полученная информация?
- Как, по-вашему, усвоили вы материал? Оцените свою работу.
Домашнее задание: повторить материал лекции; записать активные методы обучения.
Видеоурок «Активные методы обучения»: https://yandex.ru/video/preview/271972052784885027
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РЯ
Мнемотехника – совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемонические приемы помогают
учащимся создать необходимые для запоминания ассоциативные связи, преодолеть путаницу из-за похожих друг на друга правил правописания, предотвратить забывание выученного материала и уничтожить страх школьников перед бесчисленным количеством орфограмм, норм, позволит учащимся увидеть их границы и одновременно – безграничные возможности родного языка.
К мнемотехническим приемам относятся рифмованные правила.
К мнемотехническим относится и прием фонетических ассоциаций, который также можно использовать при словарной работе, приём графических ассоциаций, а также поиск слова в слове, который позволяет лучше запомнить словарные слова.
Для оживления урока хорошо использовать орфографические сказки, которые тоже относятся к приёмам мнемотехники.
Звуковой анализ слов. Анализ слов, чтение транскрипции (детям очень нравится расшифровывать тексты, написанные транскрипцией и самим записывать слова при помощи транскрипции).
Работа в парах сменного состава над изложением.
* методика Ривина А.Г. - работа в парах сменного состава над изложением. Развивает навыки планирования, целеполагания, контроля, коррекции.
Взаимоконтроль. Прием Шаталова-Границкой.
Обучающимся предлагается ряд вопросов по изученной теме. За ребенком закрепляется один вопрос, по которому он будет «экзаменовать» остальных. Оценки «экзаменаторами» выставляются в ведомость, в которой по вертикали – фамилии ребят, а по горизонтали – вопрос.
В конце урока, на этапе рефлексии, обучающимся задаются вопросы.
- Кто сколько сделал встреч?
- Кто решил задачу и научил товарища?
- Скажите, кто из ваших партнеров хорошо спрашивал?
- С кем было хорошо работать? Почему?
- Кто из ребят не мог ответить на вопрос? Что вы им посоветуете?
Какография - исправление текста с допущенными ошибками.
Непременным условием работы над такими упражнениями является коллективное исправление всех допущенных ошибок и объяснение правил правописания. После исправления следует ещё раз прочитать текст и орфографически проговорить трудные для написания слова.
Занимательные упражнения, игры, ребусы, кроссворды, содержащие орфографические задачи.
Для повышения активности на уроках РЯ часто использую занимательные упражнения и игры, ребусы, кроссворды, содержащие орфографические задачи
Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.
Конкурсы
Для формирования ОЗ и активизации ребят на уроках РЯ можно использовать конкурсы
Орфографические минутки на каждом уроке, незаконченные тексты.
Составление алгоритмов правил.
Проекты.
Все эти методы позволяют сделать работу на уроке более активной и интересной.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.