Лекция: «Сонатная форма».
Оценка 4.6

Лекция: «Сонатная форма».

Оценка 4.6
docx
15.10.2024
Лекция: «Сонатная форма».
4. Лекция.docx

                                         Лекция: «Сонатная форма».

Сонатная форма - это такая музыкальная форма, в которой есть три раздела: экспозиция, разработка и реприза. Музыкальные темы сначала представляются, потом разрабатываются (видоизменяются) и повторяются.

Важно понимать, что сонатная форма - это не жанр музыкального произведения, а только его форма! Форма - это строение произведения, тип структуры, а жанр — образная составляющая. Смысловое наполнение сонатной формы может быть любым, но структура всегда одинаковая.

Сонатная форма обладает огромными возможностями для композиторов, так как позволяет объединить контрастный материал. Основная идея этой формы — конфликтность. Она проявляется с самого начала: две основные темы сонатной формы контрастны и представлены в разных тональностях. Они друг другу противоречат, создавая своеобразное противоборство.

История сонатной формы очень длинная: появлялась эта форма постепенно, проходя разные этапы становления. Предшественником является барочная двухчастная форма, старинная сонатная форма, а четкий эталон сложился уже в последней трети XVIII века в творчестве венских классиков.

Сонатная форма применяется в основном в инструментальной музыке. Чаще всего в ней пишутся первые части сонат, симфоний, квартетов или трио, концертов, увертюр. Отсюда происходит другое название для первой части таких произведений - «сонатное allegro», потому что в классической традиции первая часть пишется в быстром темпе и в сонатной форме.

Реже сонатная форма встречается в других частях крупных произведений: в финале (IV часть), во второй части. Во времена романтизма распространилась идея написания отдельных произведений в сонатной форме (баллада, фантазия). Однако основным, классическим применением можно назвать первую часть крупных инструментальных произведений.

Строение сонатной формы.

Классическая сонатная форма состоит из трех частей: экспозиция, разработка и реприза. В экспозиции и репризе звучат основные темы (главная и побочная), а на территории разработки эти две темы взаимодействуют. Теперь расскажем подробно о каждом разделе.

           https://xn--80anjec8aak2f.xn--p1ai/get-file?id=19926&dir=75eaf845e81627b71ef0a18d4547aab5&path=ccdef5eb056d922fc9f5ab0f95e83297&style=medium

Экспозиция.

Ее основная функция — показ, изложение материала. Она состоит из двух больших партий: главной и побочной. Каждая из этих партий делится на две части:

·         главная партия (ГП): основная часть + связующая;

·         побочная партия (ПП): основная часть + заключительная.

В основных частях находятся самые важные темы в сонатной форме: главная тема и побочная тема.

Важно не путать партию, часть и тему! Партия — это часть, меньше целого. Тема - еще меньше, чем партия.

             https://xn--80anjec8aak2f.xn--p1ai/get-file?id=19927&dir=75eaf845e81627b71ef0a18d4547aab5&path=5b73f0e420e938b5486d2d1af1350319&style=medium

Между главной и побочной темами создается огромный контраст: они написаны в разных тональностях, отличаются по характеру, фактуре, динамике. В классической сонатной форме есть четкие правила для тонального соотношения тем. Если главная тема написана в мажоре, то побочная в экспозиции будет звучать в тональности мажорной доминанты, то есть пятой ступени. Если главная тема написана в миноре, то побочная появится в параллельном мажоре.

В основной части главной партии (главной теме) содержится основное зерно. Часто именно эта тема задает характер всей сонатной форме, в ней заложен главный импульс. Поскольку в экспозиции главная и побочная темы написаны в разных тональностях, композитору нужно время, чтобы смодулировать, то есть перейти из одной тональности в другую. Эту роль выполняет связующая часть, она буквально связывает две темы.

Побочная партия оппонирует главной партии во всем. В этот момент в произведении появляется новая тональность, новый тематизм. Побочная тема излагается в основной части побочной партии. Часто она более мягкая, певучая. Основная задача всей побочной партии — затормозить развитие, разрушить равновесие. Заключительная часть подводит итог экспозиции, закрепляя новую тональность (тональность побочной темы).

Разработка.

Средний раздел сонатной формы чаще всего написан в форме разработки. Это крупный раздел, в котором взаимодействуют темы, появлявшиеся в экспозиции. Для этой части нет четких рамок и правил, основная задача — выразить неустойчивость. Темы показываются в новом качестве, они видоизменяются, преобразовываются очень разными способами. Может измениться все: размер, ритм, направление мелодии, тональность.

https://xn--80anjec8aak2f.xn--p1ai/get-file?id=19928&dir=75eaf845e81627b71ef0a18d4547aab5&path=4b246ad35b264d2e2d813ed79cf4b0c7&style=medium

Редко бывает, что разработка и вовсе отсутствуют, тогда такую сонатную форму называют двухчастной (только экспозиция и реприза). Еще один вариант: вместо разработки появляется эпизод. Эпизод - изложение и развитие кардинально нового материала, не имеющего никакого отношения к темам экспозиции. Однако в классическом варианте сонатной формы средняя часть - это разработка.

Реприза.

Третий раздел сонатной формы, заключительный. По своему строению очень похож на экспозицию: также появляются две партии (ГП и ПП) со своими темами. Главное отличие от экспозиции: вся реприза звучит в одной тональности - основной, в тональности главной темы. Тот контраст, который был поставлен в экспозиции и нагнетался в разработке, получает свое разрешение в репризе. Основная часть главной и побочной партий написаны теперь в одинаковой первоначальной тональности.

Наглядно все эти изменения можно посмотреть на схеме.

             https://xn--80anjec8aak2f.xn--p1ai/get-file?id=19929&dir=75eaf845e81627b71ef0a18d4547aab5&path=24e4fef3d02e5462ea883cd7e7414029&style=medium

Таким образом, сонатная форма, разработанная в классическом периоде, считается выдающимся и универсальным достижением. Она открывает возможности для выражения глубоких эмоций в музыке. Композиторы последующих эпох вплоть до наших дней используют ее принципы, изменяя их, но сохраняя основные идеи формы.

 

 

 


 

Лекция: «Сонатная форма». Сонатная форма - это такая музыкальная форма, в которой есть три раздела: экспозиция , разработка и реприза

Лекция: «Сонатная форма». Сонатная форма - это такая музыкальная форма, в которой есть три раздела: экспозиция , разработка и реприза

Экспозиция. Ее основная функция — показ, изложение материала

Экспозиция. Ее основная функция — показ, изложение материала

Разработка. Средний раздел сонатной формы чаще всего написан в форме разработки

Разработка. Средний раздел сонатной формы чаще всего написан в форме разработки

Таким образом, сонатная форма, разработанная в классическом периоде, считается выдающимся и универсальным достижением

Таким образом, сонатная форма, разработанная в классическом периоде, считается выдающимся и универсальным достижением
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2024