Лекция: «Типизация форм в художественной литературе».

  • docx
  • 25.02.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 9. Лекция.docx

                    Лекция: «Типизация форм в художественной литературе».

 

План:

1.Понятие о характере и типе.

2. Многообразие форм типизации.

3. Типы положительных героев.

4. Изображение типичных героев в типичных обстоятельствах.

Ключевые понятия: Понятие о характере и типе, характер человека, общественный смысл образов, создание типа, многообразие форм типизации, художественные средства, типы положительных характеров, художественное преувеличение, изображение типичных героев в типичных обстоятельствах, процесс диалектического саморазвития.

 Проблема типичности непосредственно связана с правдой жизни, ибо, только проникая в сущность явлений, характеров, ситуаций можно составить Правильное представление об окружающей нас действительности. Поскольку главным предметом литературы является человек, постольку в центре внимания писателей - характеры людей, общественные типы. Характер – определенная человеческая индивидуальность во всем живом многообразии присущих ей черт качеств. В подлинно-реалистических произведениях многогранным является характер человека, охваченного сильной страстью, которая подавляет в нем другие помыслы и чувства. Скупой рыцарь Пушкина поглощен страстью скупости. Но это не исчерпывает его характер - он скуп и сознание своего могущества через богатство, способного купить и добродетель, и человеческий гений, доводит его к презрению человечества, к неприязни сына. В то же время он придерживается ритуала рыцарской чести, испытывает муки совести. Раскрывая ведущие черты изображаемых характеров, художник соотносит его с реалиями и закономерностями общественной жизни и это общественное, делает их типичными. В подлинно художественных произведениях тип обязательно является характером, но не каждый характер становится типом. Типическими они становятся тогда, когда выдающиеся художники действительно сумели передать в них общественно-значимое симптоматическое для определенного времени. Создание типа - всегда открытие огромного значения, результат длительного проникновения художника в процесс жизни. При анализе созданных писателями типических характеров всегда можно иметь в виду две стороны вопроса:

– важно установить, что обобщено, типизировано;

–  при помощи каких художественных средств сделано такое обобщение.

Типы положительных героев: это отнюдь не выдуманные, идеальные персонажи, а типические обобщения действительности, черт и свойств тех или иных групп людей и необходимо рассматривать их конкретно исторически (Тарас Бульба, Пугачев, Калашников).

Художественное преувеличение - гротеск и гипербола становятся наиболее частыми приемами в сатирической типизации. Художественное преувеличение, сознательно нарушающее правдоподобие, становится средством более выпуклого отношения сущности изображаемого (лилипуты и умные лошади в «Путешествии Гулливера» Д. Свифта, образ Органчика в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина).

Рождение реализма как творческого метода, позволяющего художнику глубоко постигать объективную реальность мира, привело к повышению роли типического в художественной литературе. Своеобразие реалистической типизации проявляется в динамическом взаимодействии следующих элементов:

– типичных обстоятельств, окружающих характеры и заставляющих их действовать;

– типичных характеров, действующих под влиянием обстоятельств;

– действий совершаемых характерами под действиями обстоятельств.

Таким образом, типическое в реалистическом произведении - это процесс диалектического саморазвития характеров и обстоятельств в самом сюжете. Иное дело - романтическая типизация. Это всегда исключительные характеры в исключительных обстоятельствах, своими действиями романтические персонажи пытаются победить любые обстоятельства. (Д’Артаньян, таинственный граф Монте-Кристо Дюма, разочарованный лермонтовский Демон и т.д.).

Литература:

1. А.И. Ревякин Проблема типического в художественной литературе. -М.,1979.

2. С. Петров Проблема реализма в художественной литературе, -М.. 1981.

3. М. Бахтин Литературно- критические статьи. -М., 1986.

4. Литературно-энциклопедический словарь. Под общей ред. В. Кожевникова. - М.,1987.