Лекция "Целостный педагогический процесс в ДОУ"
Оценка 4.9

Лекция "Целостный педагогический процесс в ДОУ"

Оценка 4.9
Лекции
docx
преподавание
Взрослым
23.11.2021
Лекция "Целостный педагогический процесс  в ДОУ"
знакомство студентов с целостным педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении, с целями, задачами и принципами педагогического процесса
Лекция Целостный педагогический процесс в ДОУ..docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГПОУ «МАКЕЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ

ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ОП.01. ПЕДАГОГИКА

 

Преподаватель:  Кожушко Н.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

 

ТЕМА 1.8. Целостный педагогический процесс в дошкольном  образовательном учреждении

                                                                       

ЦЕЛЬ: Познакомить студентов с  целостным педагогическим процессом в дошкольном  образовательном учреждении, с целями, задачами  и принципами педагогического процесса; развивать  умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; воспитывать устойчивый  интерес и ответственное отношение студентов к профессиональной деятельности

 

ВИД ЗАНЯТИЯ: лекция

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, схемы

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.Бороздина, В.Г. Основы педагогики и психологии: учебник для СПО / Г.В. Бороздина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2016. – 476 с. – Проф. образование.

2. Сластенин, В.А. Педагогика : учебник для студ. учрежд. СПО / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – 8-е изд., испр. и доп. – М. : Академия,

2016. – 544 с.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступительная часть.

1.1. Организация студентов.

1.2. Мотивация учебной деятельности.

Обращение к истокам возникновения педагогической профессии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках дифференциация и интеграция привели сначала к разграничению, а затем и к явному противопоставлению обучения и воспитания: учитель учит, а воспитатель воспитывает. Но уже к середине XIX в. в трудах прогрессивных педагогов все чаще и чаще стали встречаться обоснованные аргументы в пользу объективного единства обучения и воспитания. Наиболее отчетливо эта точка зрения была выражена в педагогических воззрениях И. Ф. Гербарта, А. Дистервега.

Более глубоко идея целостности педагогического процесса выражена К.Д.Ушинским. Он понимал ее как единство административного, учебного и воспитательного элементов школьной деятельности. Прогрессивные идеи К.Д.Ушинского нашли свое отражение в трудах его последователей Н.Ф.Бунакова, П.Ф.Лесгафта, К.В.Ельницкого, В.П.Вахтерова и др.

Большой вклад в развитие представлений о целостности педагогического процесса уже в новых социально-экономических и политических условиях внесли Н.К.Крупская, А.П.Пиневич, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, М. М. Рубинштейн, А. С. Макаренко.

Вместе с тем наметились и различные подходы к пониманию целостного педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, В.С.Ильин, В.М.Коротов, В.В.Краевский, Б.Т.Лихачев, Ю.П.Сокольников и др.).

На современном этапе вся система образования, в том числе и педагогический процесс приобретают новые качественные характеристики и изменения.  Педагогический процесс является одной из основополагающих категорий педагогической науки. Для определения подходов к решению проблемы становления успешности дошкольника в педагогическом процессе ДОУ важно определить сущность педагогического процесса современного ДОУ.

Термин «педагогический процесс» был введен в педагогику П. Ф. Каптеревым, ученый рассматривал педагогический процесс как целостное явление.

В современной педагогической науке существует несколько разнообразных точек зрения на понимание сущности педагогического процесса (Ю. К. Бабанский, З. И. Васильева, И. Я. Лернер, Б. Т. Лихачев, В. А. Сластенин, Г. И. Щукина и др.). Более подробно мы познакомимся с информацией на занятии.

 

2. Изложение материала лекции (познакомить с планом работы. Раскрыть все пункты плана лекции)

 

План

 

1.     Сущность педагогического процесса. Этапы педагогического процесса.

2.     Цель и задачи педагогического процесса

3.     Принципы и условия организации педагогического процесса

4.     Структура и содержание педагогического процесса

5.     Организация педагогического процесса в разных возрастных группах ДОУ.

 

 

1. Сущность педагогического процесса. Этапы педагогического процесса.

 

В современной педагогической науке существуют разные точки зрения на понимание сущности педагогического процесса. Авторы различных определений ПП: Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, Н.Ф. Родионова, В.А. Сластенин, Н.В. Бордовская, А.А. Реан, В.И.Смирнов, И.П. Подласый.

Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитателей, направленное на решение развивающих и образовательных задач (В.А.Сластенин).

Педагогический процесс — это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение поставленных целей образования, воспитания, обучения.

Педагогический процесс ДОУ – специально организованная, развивающаяся во временив рамках определенного вида ДОУ, система взаимодействия педагогов и воспитанников, направленная на развитие целостной природы ребенка-дошкольника, его уникальности, своеобразия.

Слово «процесс» свидетельствует о растянутости во времени, а слово «педагогический» говорит о направленности на преобразование личности (ребенка)

Педагогический процесс употребляется в узком и широком смысле. В широком смысле - это совокупность всех условий, средств, методов, направленных на решение задачи - всестороннее развитие личности ребенка. В узком смысле - сосредоточение содержания, средств, методов и форм организации педагогического процесса на более узкой задаче.

В узком смысле педагогический процесс рассматривается и как сочетание разных видов деятельности: игровой, трудовой, учебной, художественной, направленной на решение конкретных задач.

Этапы педагогического процесса:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Особенности педагогического процесса:

1)  Педагогический процесс - процесс двусторонний. В нем и воспитатели, и воспитуемый ребенок является объектом и субъектом воспитания.

2)  Педагогический процесс - процесс длительный и непрерывный. Результаты его проявляются не сразу (педагог, «трудясь в настоящем, растит будущее»).

3)  Педагогический процесс не остаётся неизменным. Динамичность его обусловлена возрастом, индивидуальными особенностями детей, новыми теоретическими положениями физиологии.

 

 

 

2.  Цель и задачи педагогического процесса

 

Цель педагогического процесса - реализация задач воспитания и задачи дошкольного воспитания принято соответствовать с основными целями всестороннего гармоничного развития ребенка (идеальная цель воспитания). В качестве основных определяют следующие задачи педагогического процесса:

1) Задачи физического воспитания:

а) охрана и укрепление здоровья ребенка, закаливание, развивающих движений,

б) развитие движений, навыков и умений, представлений о своем организме, о здоровье, о режиме(образование),

в) воспитание нравственно-физических качеств, культурно-гигиенических навыков, потребности в физическом совершенстве.

2) Задачи нравственного воспитания:

а) формирование систем нравственных представлений, понятий и суждений,

б) воспитание нравственных чувств и отношений,

в) формирование способов нравственного поведения

3) Задачи умственного воспитания:

а) формирование системы элементарных знаний об окружающем,

б) воспитание любознательности и познавательного интереса,

в) развитие мыслительной деятельности,

г) развитие речи,

д) сенсорное развитие.

4) Задачи эстетического воспитания:

а) формирование системы эстетических представлений (о прекрасном, красивом),

б) воспитание художественного вкуса, потребности в познании прекрасного,

в) формирование способов практической и творческой деятельности, развитие художественно – творческих способностей.

5) Задачи трудового воспитания:

а) формирование представлений о труде взрослых,

б) формирование трудовых умений и навыков,

в) в воспитания нравственно - волевых качеств, положительного отношения к труду, воспитание потребности трудиться.

Все задачи педагогического процесса находятся в единстве и связи, органически дополняя друг друга. Решение этих задач в целом должно быть направлено на психологически бережное отношение к личности ребенка, и должно базироваться, на определенных принципах

 

3.  Принципы и условия организации педагогического процесса

 

Принципы организации педагогического процесса:

 

1)  Воспитание личности в процессе деятельности. Только в процессе специально организованной деятельности детей овладевают определенными культурными и материальными ценностями общества, приобретают навыки общения со взрослыми и сверстниками.

2) Принцип единства требование к ребенку и уважение его личности.

3) Принцип сочетания педагогического руководства и развитие детской инициативы, самостоятельности ребенка.

4) Принцип соотношения воспитания и обучения с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка. Для этого нужно хорошо знать детей, изучать их на каждом возрастном этапе и знать внутренний мир каждого ребенка.

5) Принцип единства решения воспитательных и образовательных задач.

 

Условия организации педагогического процесса:

1) «Свобода выбора» (как можно меньше прерывать деятельность детей и не мешать естественному саморазвитию личности ребенка. Если возникает необходимость организовать совместную деятельность всех детей, то воспитатель заранее обговаривает с ними, чтобы дети могли учесть это, строя свои планы.

2) «Открывающая перспектива» - то есть опора на ребенка.

3) «Открытое планирование работ» - то есть выбор содержания работы, которая должна идти от детей, от их желания и уровня развития. Дети должны быть участниками планирование деятельности.

4) Использование гуманных методов и приемов обучения и воспитания - т. е. ненасильственное направления деятельностью детей.

5) Осуществление психотерапевтического ухода. «Психотерапия» в переводе с греч. «уход за душой» - то есть забота о душевном равновесии, его настроении, чувствах, переживаниях.

6) Привлечение родителей как единомышленников.

 

 

4.  Структура и содержание педагогического процесса

 

В настоящее время наиболее оптимальным является выделение структуры педагогического процесса на основании типов взаимодействия взрослого с детьми.

По отношению к детям взрослый может занимать принципиально разные позиции:

1)  позиция «учителя», который ставит определенные задачи, выбирает способы и средства их решения, оценивает правильность взаимодействия ребенка. Какими бы демократическими не были формы общения при такой позиции воспитатель находиться как бы «над» ребенком;

2)  позиция «включенного в деятельность равного партнера», который изнутри этой деятельности вносит свои предложения и демонстрирует разные способы взаимодействие, решает возникшие проблемы «вместе» с детьми;

3)  позиция «создателя развивающей среды», когда воспитатель предоставляет ребёнку свободу деятельности в созданном окружающем предметном мире;

4)  позиция «психотерапевта», которая заключается в создании условий для комфортного душевного самочувствия ребенка.

В соответствии с этим весь педагогический процесс может быть условно разделен на 4 блока:

1)  блок специально организованного обучения в форме занятий. Здесь достигаются цели по развитию сенсорных и мыслительных способностей, расширению и систематизации знаний детей об окружающем, а также по формированию у них элементов учебной деятельности. Воспитывающий всегда инициатор: он ставит перед детьми задачи, организует и контролирует их решения.

2)  блок совместной деятельности воспитателя и детей. Решаются задачи по развитию социальных навыков, освоению разных видов деятельности приобщению к искусству, нравственных ценностей, расширению представлений о мире, по развитию речи, игровой деятельности и т. д. Воспитатель может сам вызывать активность детей, вовлекая их в ту или иную деятельность, демонстрируя собственную увлеченность. Кроме того, воспитатели могут включиться в уже возникшую деятельность детей, направления ее ход изнутри как равный партнер. В этот блок включаются разные виды деятельности: чтение книг, беседы, слушание музыки, рассматривание иллюстраций, игры, труд (совместный), продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование), экскурсии, физические упражнение и др.

3) Блок свободной самостоятельной деятельности. Обеспечивает возможность саморазвития детей. В рамках этого блока развивается творческая активность в разных видах деятельности, свободного экспериментирования с разными материалами. Ребенок получает возможность самореализации, будучи хозяином вещей и взаимодействия он обретает чувство самоуважения, собственного достоинства, познает себя.

Роль воспитателя - создатель развивающей среды, обеспечивающей ребенку выбор направления активности.

4)  Блок наблюдения за детьми и анализа их развития. Цель - увидеть и понять психологические трудности и проблемы каждого ребенка и помочь их преодолеть. Этот блок может осуществляться как особая часть деятельности, занимающая определенное время, а может быть включён в другие блоки. Именно он обеспечивает успех всей деятельности, т. к. развитие и воспитание детей возможны лишь в условиях их душевного благополучия.

В педагогическом процессе эти блоки связаны глубокими отношениями и нельзя толковать их как внешние, следующие друг за другом.

https://pandia.ru/text/78/581/images/image001_9.png

Рисунок 1. Блоки педагогического процесса

      5. Организация педагогического процесса в разных возрастных группах ДОУ.

 

В основе ПП детского сада – режим дня детей – разумное, физиологически обусловленное сочетание активности ребенка и отдыха, поэтому ПП строится в соответствии с режимными моментами.

Начинается ПП с утреннего приема детей:

 - утренняя гимнастика;

 - завтрак;

 - организованное обучение на занятиях;

 - прогулка;

 - обед;

 - тихий час;

 - свободная деятельность детей;

 - полдник;

 - прогулка;

 - уход детей домой.

Условно ПП делится на первую половину дня (до тихого часа) и вторую половину дня (после тихого часа).

Особенности ПП в 1-ой младшей группе

Очень много времени отводится выполнению режимных моментов (питание, одевание и т.п.).

В 1-ую очередь вовлекаются быстро утомляющиеся дети, которые плохо владеют навыками, или тех, кто не занят игрой. Приучают действовать в общем ритме и темпе, проявлять самостоятельность, помогать друг другу. Утром воспитатель встречает детей, начиная с 7 утра. Разговаривает, спрашивает, включает каждого ребенка в игровую деятельность (игры с матрешками, пирамидами); индивидуально привлекает детей к уходу за растениями и животными; организует хороводные игры. Воспитатель строит общение на уровне глаз ребенка. Организует уборку игрушек и проводит утреннюю гимнастику. После утренней гимнастики – мыть руки небольшими подгруппами детей, вытирает руки и сажает детей за столы. Воспитатель проверяет осанку детей, учит правильно держать ложку, пользоваться салфеткой. Потом детей привлекают к уборке посуды. Занятия от 10-15 минут. Во время одевания на прогулку детей учат самостоятельно обращаться с просьбой. Во время прогулки – подвижные игры, гимнастические упражнения. Обращает внимание детей на состояние природы, погоду. Важно следить за внешним видом детей. С прогулки сначала уводят младших детей, потом вторую подгруппу детей. Сон – 2 ч. 40 минут. Сначала поднимают тех, кто уже проснулся, потом тех, кто еще спит. Далее – сюжетно-ролевые игры, можно организовать трудовые поручения. Особенность работы воспитателя – высокая речевая активность.

Особенности ПП во 2-ой младшей (3-4 года) и средней (4-5 лет) группах

Утренний прием такой же, детям предлагаются индивидуальные или групповые игры, индивидуальная работа с детьми (формирование навыков рисования или лепки). Ср.гр. – характер предстоящего занятия. Утренняя гимнастика – 6-8 минут, более продолжительна. Во время завтрака воспитывает аккуратность и самостоятельность детей. В мл. гр. одно занятие, 2-ое после тихого часа, в ср. гр. 2 занятия в первую половину дня. Между занятиями небольшой перерыв, переход от игры к занятию организуется при помощи сюрпризного момента, проблемной или игровой ситуации. Обеспечивается смена видов деятельности во время занятия.

В промежутке между завтраком и занятием – подвижные игры. После занятий дети одеваются на прогулку. Во время прогулки наблюдают за природой, материал для сюжетно-ролевых игр, трудовая деятельность (поручение – помочь собрать листья). Дети чувствительны к поддержке и оценке воспитателя. Поэтапно, в течение дня воспитатель оценивает успех детей, поддерживая их. 4-5 лет, выполняют различные поручения: сервировка стола, разложить материал для занятия. Средняя группа – 1-ые полгода дежурство по столовой, 2-ая половина – по занятиям. Воспитатель создает уголок дежурств. В уголке помещены фото детей, специальная одежда (интерес детей к деятельности дежурного). В средней группе складываются симпатии между детьми, формируются устойчивые игровые объединения. Воспитатель способствует возникновению отношений между детьми, учит выполнять деятельность вместе.

Особенности ПП в старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет) группах

Высокая степень самостоятельности в бытовых процессах, складываются навыки самоорганизации. Организм становится более выносливым. Сокращается время на выполнение бытовых процессов, сокращается время дневного сна – 1 ч. 45 мин. Меняется продолжительность занятий 1 ч.20 мин. – 1 ч. 30 мин. Увеличивается время игр после дневного сна 40-50 мин. Возникает усложнение сюжетно-ролевой игры. Разные дополнительные занятия после дневного сна (ритмика, театральный кружок).

1 раз в неделю организуется коллективная деятельность детей (коллективный труд по украшению группы к празднику и т.д.) Имеет очень важное значение, позволяет детям сплотиться, установить взаимоотношения. Меняется характер занятий, дети самостоятельно решают более сложные учебные задачи. Часто учебные задачи решаются на основе взаимодействия в парах или маленьких подгруппах. Возможность оценивать ребенка не только в занятии, но и результат деятельности детей. Вводятся элементы, связанные с занятиями в школе. Изменения связаны с подготовкой детей к школе.

 

 

3. Заключительная часть.

3.1. Итог изложения материала.

Вопросы

¾   Что такое педагогический процесс?

¾   Назовите этапы педагогического процесса?

¾   Цель и задачи педагогического процесса?

¾   Принципы и условия организации педагогического процесса?

¾   Структура и содержание педагогического процесса?

¾   Как осуществляется организация педагогического процесса в разных возрастных группах ДОУ.

 

3.2. Направление дальнейшей самостоятельной работы студентов над темой

 

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы

Подготовка сообщений:

¾   Реализация  индивидуального  и  дифференцированного  подходов  в  педагогическом  процессе

¾   Понятие «развивающее обучение». Современные концепции развивающего обучения.


 

¾   Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Для определения подходов к решению проблемы становления успешности дошкольника в педагогическом процессе

Для определения подходов к решению проблемы становления успешности дошкольника в педагогическом процессе

В узком смысле педагогический процесс рассматривается и как сочетание разных видов деятельности : игровой, трудовой, учебной, художественной, направленной на решение конкретных задач

В узком смысле педагогический процесс рассматривается и как сочетание разных видов деятельности : игровой, трудовой, учебной, художественной, направленной на решение конкретных задач

Задачи физического воспитания: а) охрана и укрепление здоровья ребенка, закаливание, развивающих движений, б) развитие движений, навыков и умений, представлений о своем организме, о здоровье, о…

Задачи физического воспитания: а) охрана и укрепление здоровья ребенка, закаливание, развивающих движений, б) развитие движений, навыков и умений, представлений о своем организме, о здоровье, о…

Условия организации педагогического процесса: 1) «Свобода выбора» (как можно меньше прерывать деятельность детей и не мешать естественному саморазвитию личности ребенка

Условия организации педагогического процесса: 1) «Свобода выбора» (как можно меньше прерывать деятельность детей и не мешать естественному саморазвитию личности ребенка

Блок свободной самостоятельной деятельности

Блок свободной самостоятельной деятельности

Начинается ПП с утреннего приема детей: - утренняя гимнастика; - завтрак; - организованное обучение на занятиях; - прогулка; - обед; - тихий час; - свободная…

Начинается ПП с утреннего приема детей: - утренняя гимнастика; - завтрак; - организованное обучение на занятиях; - прогулка; - обед; - тихий час; - свободная…

Средняя группа – 1-ые полгода дежурство по столовой, 2-ая половина – по занятиям

Средняя группа – 1-ые полгода дежурство по столовой, 2-ая половина – по занятиям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2021