Лекция 1. Общая теория государства и права
Оценка 4.8

Лекция 1. Общая теория государства и права

Оценка 4.8
Лекции
docx
правоведение
Взрослым
12.04.2018
Лекция 1. Общая теория государства и права
Понятия «право» и «закон» нередко используются как синонимы, в одинаковом смысле. Но по строгим правилам законами называются такие правовые акты, которые принимаются верховными органами государственной власти. Из них высшей юридической силой обладает Конституция. На ее основе и в соответствии с ней издаются все остальные законы, подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, правила, приказы, которые существуют наряду с законами и подчиняются им).
лекция № 1.docx
Лекция 1. Общая теория государства и права 1. Право: понятие, функции, источники, отрасли. 2. Государство: понятие, признаки, функции, механизм, формы. 3. Правовое государство. Право – это система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения. Сущность и социальное назначение права проявляется и в его функциях. По своей сути функции права имеют три вида: 1. Регулятивная - направление правового воздействия, призванное обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса (закрепляются формы собственности, круг субъектов права, их правоспособность, структура государственных органов и т.п.). 2. Охранительная – направление правового воздействия, нацеленного на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений, а также на пресечение и предотвращение противоправного поведения. 3. Воспитательная (предупредительная) – направление правового воздействия, которое осуществляется благодаря психическому воздействию на сознание людей путем устрашения и убеждения. Понятия «право» и «закон» нередко используются как синонимы, в одинаковом смысле. Но по строгим правилам законами называются такие правовые акты, которые принимаются верховными органами государственной власти. Из них высшей юридической силой обладает Конституция. На ее основе и в соответствии с ней издаются все остальные законы, подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, правила, приказы, которые существуют наряду с законами и подчиняются им). Законы и подзаконные акты являются источниками права – документами, устанавливающими определенные правовые нормы. Норм права очень много. Все правовые нормы представляют собой систему (нечто целое, состоящее из связанных друг с другом частей). Например, нормы, регулирующие трудовые отношения, образуют трудовое право; семейные отношения ориентируются на норы семейного права; наказания за преступления предусмотрены уголовным правом, а за административные правонарушения (проступки) – административным правом. Система правовых норм, регулирующих определенные общественные отношения, называется отраслью права. Кроме трудового, семейного, уголовного, административного важное значение имеют такие отрасли права, как конституционное, гражданское, финансовое и др. Конституционное право – это отрасль права, закрепляющая основы государственного устройства страны, основы правового положения гражданина, систему органов государства и их основные полномочия. Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства. Финансовое право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления. Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Трудовое право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека, прежде всего – труд наемных работников на предприятиях, в учреждениях, организациях. Семейное право – отрасль права, регулирующая брачно-семейные отношения. Уголовное право – отрасль права, определяющая преступность и наказуемость деяний, имеющих опасность для общества. Нормы права – это не застывшие раз и навсегда догмы, они постоянно совершенствуются. 2. Государство – центральный институт политической системы, имеет 2 значения: 1. (широкое) – общность людей представляемая и организуемая органами высшей власти и проживающая на определенной территории (тождественно стране и политически организованному народу). 2. (узкое) – учреждение, обладающее верховной властью на определенной территории. К важнейшим, определяющим признакам государства принято относить: 1. Наличие публичной и политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения. 2. Территориальная организация населения. 3. Государственные суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны и независимость государства во взаимоотношениях с другими государствами. 4. Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства 5. Государственная казна: налоги, обязательные платежи, государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги. Функции государства – основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение. Наиболее распространенным является подразделение функций на внутренние и внешние. Внутренние функции – основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны. Они очень разнообразны и охватывают все сферы жизни общества и государства. 1. Экономическая функция – выработка долгосрочной государственной программы по развитию экономики (финансовая, инвестиционная, налоговая и др. политики). 2. Политическая функция – обеспечение народовластия, формирование органов власти, реализация волеизъявления народа в форме правотворчества, обеспечение государственного суверенитета, формирование условий для самоорганизации и самоуправления народа, формирование демократического гражданского общества, защита конституционного строя. 3. Социальная функция – определяется задачами государства в социальной сфере: обеспечение общественного благополучия, социальная защита малообеспеченных граждан, поддержка здравоохранения, образования, культуры. 4. Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка. 5. Экологическая или природоохранительная функция – государство устанавливает правовой режим природопользования, определяет экологические требования, условия и порядок использования природных ресурсов, сохранения, восстановления и улучшения качества природной сферы. 6. Функция налогообложения и финансового контроля – предполагает использование налогов в качестве инструмента экономической и социальной политики. Внешние функции – основные направления деятельности на международной арене: функции интеграции государства в мировую экономику на основе равенства и взаимовыгодного сотрудничества, функции обороны страны, функции поддержания мирового порядка, предотвращения войны, функции разоружения, функции сотрудничества с другими государствами в различных сферах, поиск взаимоприемлемых решений, проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человека в целом. Любое государство представляет собой сложный механизм иерархически связанных между собой элементов. Механизм государства – система государственных институтов и организаций. Состоит из: государственного аппарата, государственных учреждений и государственных предприятий. Государственный аппарат – совокупность государственных органов, которые наделены властными полномочиями. Государственный аппарат занимает центральное место в механизме государства, осуществляет государственную власть (на его структуру и принципы формирования влияют экономические, политические, социокультурные и исторические факторы). Государственные учреждения – государственные институты и организации, которые осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной и т.д. Государственные предприятия – организации, созданные для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо обеспечения, выполнения различных работ и оказания услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли. Все государства отличаются друг от друга по своей форме. Форма государства - отражает организацию, устройство и реализацию государственной власти – совокупность внешних признаков государств: формы правления, формы государственного устройства, политические режимы. Форма правления – способ организации верховной политической власти, принципы взаимоотношения ее органов, степень участия населения в их формировании: республика, монархия. Форма государственного устройства – национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных, региональных органов: унитарное государство, конфедерация, федерация. Политический режим – совокупность средств и методов осуществления государственной власти: демократический, тоталитарный, авторитарный. 3. С возникновением государства и права идеи ограничения власти получают философское, религиозное и правовое обоснование. В современную эпоху идея правового государства воспринята всеми политическими течениями и признается величайшей общечеловеческой ценностью. Правовое государство – это государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и которое признает, уважает и охраняет права и свободы граждан. Основные черты правового государства: 1. Признание основной ценностью государства достоинство прав и свобод личности. 2. Обязательное наличие институтов представительной и непосредственной демократии: демократической избирательной системы, представительных органов, обеспечивающих реальное осуществление народовластия и режим демократического, конституционного правления. 3. Верховенство закона, Конституции РФ, по отношению ко всем иным нормативно-правовым актам. 4. Ответственность государства перед личностью в случае нарушения государством прав и свобод личности и ответственность личности перед государством. 5. Разделение властей на законодательную, судебную и исполнительную. Необходимость наличия у этих ветвей власти системы сдержек и противовесов, устанавливающих преграды на пути к узурпированию власти одной какой-либо ветвью. 6. Политический и идеологический плюрализм предполагает наличие многих партий, движений, различных идеологий. Все социальные группы, наряду с общими интересами, имеют и свои специфические интересы и с помощью своих партий могут воздействовать на государство. 7. Гласность, открытость в деятельности государства, свобода СМИ, отсутствие политической цензуры. 8. Демократическое, независимое правосудие, являющееся средством обеспечения верховенства законов и суверенитета народа, прав и свобод граждан. 9. Режим строгой законности и прочного, стабильного правопорядка с системой юридических гарантий. 10. Законопослушность граждан, самого государства и его чиновников. В современном мире сложилось 2 основные модели правовой государственности: германская и англо-американская. В Европе преобладает германская модель (Германия, Австрия, Швейцария, Бельгия, Люксембург, Дания). Это государства законопорядка, где права, свобода и государство рассматриваются как неразрываемые категории. Англо-американская модель основана на признании ограниченного государства и свободного правового общества. Государство вмешивается в конфликт лишь в крайнем случае, когда его властные действия становятся необходимыми. Огромная роль принадлежит суду, он является барьером между личностью и государством, гарантом прав человека. Это очень гибкая правовая система, способная защитить личность от произвола власти. Согласно Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. - российское государство является демократическим, республиканским, правовым и социальным государством, которое строится на принципе разделения властей. В формировании правового государства в России сделаны значительные шаги, но для того чтобы оно стало правовым в полной мере, требуются дальнейшие преобразования: · в экономической сфере – дальнейшее развитие рыночной экономики; · в социальной сфере – формирование материально обеспеченного, заинтересованного в стабильности среднего класса: · в политической сфере – дальнейшее развитие демократических, федеративных начал, местного самоуправления, создание оптимального баланса ветвей власти, формирования подлинного политического плюрализма, повышение уровня участия народа в политических процессах; · в правовой сфере – дальнейшее обновление законодательной базы рыночной экономики, принятие законов, связанных с совершенствованием политической системы, судебной системы, с охраной прав и свобод граждан; · в идеологической сфере – повышение уровня политической и правовой культуры, искоренение правового нигилизма. Вопросы для самопроверки 1. Дайте определение «права». 2. В чем заключаются основные функции права? 3. Дайте определение «государства». 4. В чем заключаются основные функции государства? 5. Из каких компонентов состоит механизм государства? 6. Что представляет собой форма государства? 7. Дайте определение «правового государства». 8. В чем заключаются основные признаки правового государства? 9. Является ли Российская Федерация «правовым государством»?

Лекция 1. Общая теория государства и права

Лекция 1. Общая теория государства и права

Лекция 1. Общая теория государства и права

Лекция 1. Общая теория государства и права

Лекция 1. Общая теория государства и права

Лекция 1. Общая теория государства и права

Лекция 1. Общая теория государства и права

Лекция 1. Общая теория государства и права

Лекция 1. Общая теория государства и права

Лекция 1. Общая теория государства и права

Лекция 1. Общая теория государства и права

Лекция 1. Общая теория государства и права

Лекция 1. Общая теория государства и права

Лекция 1. Общая теория государства и права
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2018