Понятия «право» и «закон» нередко используются как синонимы, в одинаковом смысле. Но по строгим правилам законами называются такие правовые акты, которые принимаются верховными органами государственной власти. Из них высшей юридической силой обладает Конституция. На ее основе и в соответствии с ней издаются все остальные законы, подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, правила, приказы, которые существуют наряду с законами и подчиняются им).
лекция № 1.docx
Лекция 1. Общая теория государства и права
1. Право: понятие, функции, источники, отрасли.
2. Государство: понятие, признаки, функции, механизм, формы.
3. Правовое государство.
Право – это система установленных государством общеобязательных
правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой
государственного принуждения.
Сущность и социальное назначение права проявляется и в его
функциях. По своей сути функции права имеют три вида:
1. Регулятивная - направление правового воздействия, призванное
обеспечить четкую организацию общественных отношений, их
функционирование и развитие в соответствии с потребностями
общественного прогресса (закрепляются формы собственности, круг
субъектов права, их правоспособность, структура государственных
органов и т.п.).
2. Охранительная – направление правового воздействия, нацеленного
на охрану положительных и вытеснение вредных для общества
отношений, а также на пресечение и предотвращение противоправного
поведения.
3. Воспитательная (предупредительная) – направление правового
воздействия, которое осуществляется благодаря психическому
воздействию на сознание людей путем устрашения и убеждения.
Понятия «право» и «закон» нередко используются как синонимы, в
одинаковом смысле. Но по строгим правилам законами называются
такие правовые акты, которые принимаются верховными органами
государственной власти. Из них высшей юридической силой обладает
Конституция. На ее основе и в соответствии с ней издаются все
остальные законы, подзаконные акты (указы, постановления,
инструкции, правила, приказы, которые существуют наряду с законами
и подчиняются им).
Законы и подзаконные акты являются источниками права –
документами, устанавливающими определенные правовые нормы.
Норм права очень много. Все правовые нормы представляют собой
систему (нечто целое, состоящее из связанных друг с другом частей).
Например, нормы, регулирующие трудовые отношения, образуют
трудовое право; семейные отношения ориентируются на норы семейного права; наказания за преступления предусмотрены
уголовным правом, а за административные правонарушения
(проступки) – административным правом. Система правовых норм,
регулирующих определенные общественные отношения, называется
отраслью права.
Кроме трудового, семейного, уголовного, административного важное
значение имеют такие отрасли права, как конституционное,
гражданское, финансовое и др.
Конституционное право – это отрасль права, закрепляющая основы
государственного устройства страны, основы правового положения
гражданина, систему органов государства и их основные полномочия.
Административное право – отрасль права, регулирующая
общественные отношения, которые складываются в процессе
осуществления исполнительно-распорядительной деятельности
органов государства.
Финансовое право – отрасль права, регулирующая общественные
отношения в процессе образования, распределения и использования
финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления.
Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные и
связанные с ними личные неимущественные отношения.
Трудовое право – отрасль права, регулирующая общественные
отношения в процессе трудовой деятельности человека, прежде всего
– труд наемных работников на предприятиях, в учреждениях,
организациях.
Семейное право – отрасль права, регулирующая брачно-семейные
отношения.
Уголовное право – отрасль права, определяющая преступность и
наказуемость деяний, имеющих опасность для общества.
Нормы права – это не застывшие раз и навсегда догмы, они постоянно
совершенствуются.
2. Государство – центральный институт политической системы, имеет
2 значения:
1. (широкое) – общность людей представляемая и организуемая
органами высшей власти и проживающая на определенной территории
(тождественно стране и политически организованному народу). 2. (узкое) – учреждение, обладающее верховной властью на
определенной территории.
К важнейшим, определяющим признакам государства принято
относить:
1. Наличие публичной и политической власти, располагающей
специальным аппаратом управления и принуждения.
2. Территориальная организация населения.
3. Государственные суверенитет – верховенство государственной
власти внутри страны и независимость государства во
взаимоотношениях с другими государствами.
4. Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства
5. Государственная казна: налоги, обязательные платежи,
государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные
пошлины, ценные бумаги.
Функции государства – основные направления внутренней и внешней
деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются
его сущность и социальное назначение.
Наиболее распространенным является подразделение функций на
внутренние и внешние.
Внутренние функции – основные направления деятельности
государства по управлению внутренней жизнью страны. Они очень
разнообразны и охватывают все сферы жизни общества и государства.
1. Экономическая функция – выработка долгосрочной
государственной программы по развитию экономики (финансовая,
инвестиционная, налоговая и др. политики).
2. Политическая функция – обеспечение народовластия,
формирование органов власти, реализация волеизъявления народа в
форме правотворчества, обеспечение государственного суверенитета,
формирование условий для самоорганизации и самоуправления народа,
формирование демократического гражданского общества, защита
конституционного строя.
3. Социальная функция – определяется задачами государства в
социальной сфере: обеспечение общественного благополучия,
социальная защита малообеспеченных граждан, поддержка
здравоохранения, образования, культуры. 4. Функция охраны прав и свобод человека и гражданина,
обеспечение правопорядка.
5. Экологическая или природоохранительная функция – государство
устанавливает правовой режим природопользования, определяет
экологические требования, условия и порядок использования
природных ресурсов, сохранения, восстановления и улучшения
качества природной сферы.
6. Функция налогообложения и финансового контроля – предполагает
использование налогов в качестве инструмента экономической и
социальной политики.
Внешние функции – основные направления деятельности на
международной арене: функции интеграции государства в мировую
экономику на основе равенства и взаимовыгодного сотрудничества,
функции обороны страны, функции поддержания мирового порядка,
предотвращения войны, функции разоружения, функции
сотрудничества с другими государствами в различных сферах, поиск
взаимоприемлемых решений, проблем, затрагивающих интересы
каждого народа и человека в целом.
Любое государство представляет собой сложный механизм
иерархически связанных между собой элементов.
Механизм государства – система государственных институтов и
организаций. Состоит из: государственного аппарата, государственных
учреждений и государственных предприятий.
Государственный аппарат – совокупность государственных органов,
которые наделены властными полномочиями. Государственный
аппарат занимает центральное место в механизме государства,
осуществляет государственную власть (на его структуру и принципы
формирования влияют экономические, политические, социокультурные
и исторические факторы).
Государственные учреждения – государственные институты и
организации, которые осуществляют непосредственную практическую
деятельность по выполнению функций государства в различных
сферах: экономической, социальной, культурной и т.д.
Государственные предприятия – организации, созданные для
осуществления хозяйственной деятельности в целях производства
продукции, либо обеспечения, выполнения различных работ и оказания услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц,
извлечения прибыли.
Все государства отличаются друг от друга по своей форме.
Форма государства - отражает организацию, устройство и
реализацию государственной власти – совокупность внешних
признаков государств: формы правления, формы государственного
устройства, политические режимы.
Форма правления – способ организации верховной политической
власти, принципы взаимоотношения ее органов, степень участия
населения в их формировании: республика, монархия.
Форма государственного устройства – национально-территориальная
организация государства и взаимоотношения центральных,
региональных органов: унитарное государство, конфедерация,
федерация.
Политический режим – совокупность средств и методов
осуществления государственной власти: демократический,
тоталитарный, авторитарный.
3. С возникновением государства и права идеи ограничения власти
получают философское, религиозное и правовое обоснование. В
современную эпоху идея правового государства воспринята всеми
политическими течениями и признается величайшей общечеловеческой
ценностью.
Правовое государство – это государство, деятельность которого
осуществляется на основе и в рамках законов и которое признает,
уважает и охраняет права и свободы граждан.
Основные черты правового государства:
1. Признание основной ценностью государства достоинство прав и
свобод личности.
2. Обязательное наличие институтов представительной и
непосредственной демократии: демократической избирательной
системы, представительных органов, обеспечивающих реальное
осуществление народовластия и режим демократического,
конституционного правления.
3. Верховенство закона, Конституции РФ, по отношению ко всем иным
нормативно-правовым актам. 4. Ответственность государства перед личностью в случае нарушения
государством прав и свобод личности и ответственность личности
перед государством.
5. Разделение властей на законодательную, судебную и
исполнительную. Необходимость наличия у этих ветвей власти системы
сдержек и противовесов, устанавливающих преграды на пути к
узурпированию власти одной какой-либо ветвью.
6. Политический и идеологический плюрализм предполагает наличие
многих партий, движений, различных идеологий. Все социальные
группы, наряду с общими интересами, имеют и свои специфические
интересы и с помощью своих партий могут воздействовать на
государство.
7. Гласность, открытость в деятельности государства, свобода СМИ,
отсутствие политической цензуры.
8. Демократическое, независимое правосудие, являющееся средством
обеспечения верховенства законов и суверенитета народа, прав и
свобод граждан.
9. Режим строгой законности и прочного, стабильного правопорядка с
системой юридических гарантий.
10. Законопослушность граждан, самого государства и его
чиновников.
В современном мире сложилось 2 основные модели правовой
государственности: германская и англо-американская.
В Европе преобладает германская модель (Германия, Австрия,
Швейцария, Бельгия, Люксембург, Дания). Это государства
законопорядка, где права, свобода и государство рассматриваются как
неразрываемые категории.
Англо-американская модель основана на признании ограниченного
государства и свободного правового общества. Государство
вмешивается в конфликт лишь в крайнем случае, когда его властные
действия становятся необходимыми. Огромная роль принадлежит суду,
он является барьером между личностью и государством, гарантом прав
человека. Это очень гибкая правовая система, способная защитить
личность от произвола власти.
Согласно Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. - российское
государство является демократическим, республиканским, правовым и
социальным государством, которое строится на принципе разделения властей. В формировании правового государства в России сделаны
значительные шаги, но для того чтобы оно стало правовым в полной
мере, требуются дальнейшие преобразования:
· в экономической сфере – дальнейшее развитие рыночной
экономики;
· в социальной сфере – формирование материально обеспеченного,
заинтересованного в стабильности среднего класса:
· в политической сфере – дальнейшее развитие демократических,
федеративных начал, местного самоуправления, создание
оптимального баланса ветвей власти, формирования подлинного
политического плюрализма, повышение уровня участия народа в
политических процессах;
· в правовой сфере – дальнейшее обновление законодательной базы
рыночной экономики, принятие законов, связанных с
совершенствованием политической системы, судебной системы, с
охраной прав и свобод граждан;
· в идеологической сфере – повышение уровня политической и
правовой культуры, искоренение правового нигилизма.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение «права».
2. В чем заключаются основные функции права?
3. Дайте определение «государства».
4. В чем заключаются основные функции государства?
5. Из каких компонентов состоит механизм государства?
6. Что представляет собой форма государства?
7. Дайте определение «правового государства».
8. В чем заключаются основные признаки правового государства?
9. Является ли Российская Федерация «правовым государством»?
Лекция 1. Общая теория государства и права
Лекция 1. Общая теория государства и права
Лекция 1. Общая теория государства и права
Лекция 1. Общая теория государства и права
Лекция 1. Общая теория государства и права
Лекция 1. Общая теория государства и права
Лекция 1. Общая теория государства и права
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.