Лекция на тему: "Сущность и виды монополии. Условия возникновения"
Оценка 4.7
Занимательные материалы +3
ppt
администрации
Взрослым
13.08.2018
Содержание лекции: понятие «монополия»;
виды монополий.
Цель лекции: изучить понятия: «монополия»,
«естественная монополия»,
«государственная монополия», чистая
монополия», «конгломерат», «закрытая и
открытая монополия»; выявить основные
виды входных барьеров и причины
возникновения и развития монополий;
определить и изучить факторы,
способствующие возникновению монополий.
Термин «монополия» происходит от двух
греческих слов: «mono» - один и «poleo» - продаю,
т. е. монополия характеризуется наличием
одного продавца
какого-либо товара или услуги на рынке.
Сущность и виды монополии. Условия возникновения.ppt
Лекция на тему: "Сущность и виды монополии. Условия возникновения"
Преподаватель Берсенева Татьяна Алексеевна
на тему: «Сущность и виды монополии. Условия
Лекция
возникновения»
Лекция на тему: "Сущность и виды монополии. Условия возникновения"
Содержание лекции: понятие «монополия»;
виды монополий.
Цель лекции: изучить понятия: «монополия»,
«естественная монополия»,
«государственная монополия», чистая
монополия», «конгломерат», «закрытая и
открытая монополия»; выявить основные
виды входных барьеров и причины
возникновения и развития монополий;
определить и изучить факторы,
способствующие возникновению монополий.
Лекция на тему: "Сущность и виды монополии. Условия возникновения"
Термин «монополия» происходит от двух
греческих слов: «mono» один и «poleo» продаю,
т. е. монополия характеризуется наличием
одного продавца
какоголибо товара или услуги на рынке.
Монополия представляет собой рынок
с единственным продавцом, причем
монополист препятствует вхождению в
данный рынок других продавцов.
Лекция на тему: "Сущность и виды монополии. Условия возникновения"
Монополии создают барьеры вхождения с целью воспрепятствовать
формированию конкурентного режима на данном рынке, который,
в конечном счете, снизит их прибыли.
Основные виды входных барьеров
Правительство наделяет
фирму исключительными
правами.
Собственность на
невоспроизводимые и
редкие ресурсы.
Авторские права и
патенты.
Эффект масштаба.
Нелегальные методы
борьбы с новыми
потенциальными конкурентами.
Лекция на тему: "Сущность и виды монополии. Условия возникновения"
Разграничение монополий
носит достаточно условный характер,
поскольку некоторые фирмы
могут принадлежать одновременно
к нескольким
видам монополий.
Лекция на тему: "Сущность и виды монополии. Условия возникновения"
занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических
особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для
Естественная монополия — вид монополии,
производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или
исключительностью материально-технической базы).
График естественной монополии, когда линия отраслевого спроса
D пересекает линию LAC до достижения минимума.
Естественная монополия
Р
Pm
P2
P1
Р – цена
Q – объем
D – отраслевой спрос
MR
Q0 Qm
Q2
Q1
LAC
D
LMC
Q
Если мы решим рассредоточить выпуск Q2 между
тремя предприятиями, выпуская на каждом
объем Q0 = I /3Q2, то средние затраты будут
больше, чем при выпуске Q2. По отношению к
естественной монополии возможны различные
варианты государственной политики:
установление фиксированной цены на уровне
Р1 с обязательным удовлетворением всего спроса
Q1, что возможно лишь при государственной
дотации в размере АС МС.
установление фиксированной цены на уровне
Р2 с обязательством для монополии полностью
удовлетворять спрос.
без установления фиксированной цены.
Лекция на тему: "Сущность и виды монополии. Условия возникновения"
Государственная монополия — монополия,
созданная в соответствии с
законодательством, определяющим
товарные границы монопольного рынка,
субъекта монополии (монополиста), формы
контроля и регулирования его деятельности,
а также компетенцию
контролирующего органа.
Лекция на тему: "Сущность и виды монополии. Условия возникновения"
Чистая монополия — ситуация,
когда на рынке
присутствует только один
поставщик
данного вида товаров и услуг.
Равновесие чистой монополии
Р – цена
Q – объем
Р
Р1
Прибыль монополиста
E1
MC
AC
E
Q1
MR
D
Q
Монополист может определять
объем производства и назначать
цену. Чтобы максимизировать
прибыль, монополист выпускает
такой объем продукции, при
котором предельный доход равен
предельным издержкам (MR = MC),
точка E на графике. Именно эта
точка является равновесием
фирмы. Но для получения прибыли
цена установится в точке E1. Это
обусловлено тем, что именно цена
P1 при данном объеме
производства (Q1) выше средних
издержек (AC) монополиста. В
условиях несовершенной
конкуренции должно соблюдаться
следующее неравенство:
(MR = MC) < AC < P
Лекция на тему: "Сущность и виды монополии. Условия возникновения"
Конгломерат (Концерн,
в юридической практике —
группа лиц) — несколько
разнородных, но финансово
взаимно интегрированных
субъектов (например: в
России ЗАО «Газметалл»).
Лекция на тему: "Сущность и виды монополии. Условия возникновения"
Закрытая монополия. Она защищена от
институтом авторских прав.
конкуренции: юридическими
ограничениями, патентной защитой,
Лекция на тему: "Сущность и виды монополии. Условия возникновения"
Открытая монополия — монополия, при
которой одна фирма, по крайней мере
на определенное время, является
единственным поставщиком продукта,
однако не имеет специальной защиты от
конкуренции. В подобном
положении нередко находятся фирмы,
которые впервые
вышли на рынок с новой продукцией.
Лекция на тему: "Сущность и виды монополии. Условия возникновения"
Причины возникновения и
развития монополий связаны
с действием объективных
экономических законов, развитием
производительных сил
и существенными изменениями
в технологическом
способе производства.
Лекция на тему: "Сущность и виды монополии. Условия возникновения"
Причины возникновения и развития монополий
действие закона конкуренции
закона концентрации капитала и производства
процесс централизации капитала
трансформация индивидуальной
частной собственности
экономические кризисы второй
половины XIX в.
Лекция на тему: "Сущность и виды монополии. Условия возникновения"
Четыре фактора, способствующих
возникновению монополий
Исключительный
контроль
над важнейшими
вводимыми факторами
производства
Экономия, обусловленная
ростом
масштаба производства
Патенты
Государственные
лицензии
или привилегии
Лекция на тему: "Сущность и виды монополии. Условия возникновения"
Ключевой вопрос: «Стоит ли нам выходить на рынок безалкогольных прохладительных напитков?»
Решение: совет директоров должен одобрить решение, и Global Foods должен выйти на
рынок прохладительных напитков.
Ключевой вопрос: «Как мы можем повысить ценность нашей компании, когда аналитики с
Уолл-стрит оценивают нас прежде всего по нашей способности увеличивать доходы и
прибыль?»
Решение: Боб должен принять решение о выходе Global Foods на рынок
бутилированной воды.
Ключевой вопрос: «Каково текущее и будущее состояние спроса и предложения на
потребительском рынке чая класса «премиум»?»
Решение: эпизодическая информация и исследование статей, опубликованных в отраслевых журналах
и периодически «изданиях по бизнесу», говорят о том, что чай может стать следующим
«столпом» - отрасли прохладительных напитков в США. Однако Боб не совсем уверен и просит
Николь провести количественный анализ спроса и предложения на чай.
Ключевой вопрос: «По какой цене мне следует продавать этот новый прохладительный
напиток?»
Решение: он решает, что относительная неэластичность рассматриваемых
товаров усложняет повышение продаж за счет снижения цены.
Лекция на тему: "Сущность и виды монополии. Условия возникновения"
Ключевой вопрос: «Какими будут продажи «Скгопас1е» в следующем году?»
Решение: для прогнозирования продаж на следующий год Фрэнк использует
трендовый анализ по сезонам и циклам.
Ключевой вопрос: «Следует ли разливать воду в стеклянные бутылки?»
Решение: Крис рекомендует использовать пластиковые бутылки как для
газированных напитков, так и для воды.
Ключевой вопрос: «Стоит ли компании оставаться со своим текущим поставщиком в
соседнем городе Kayla Containers, Inc. или начать работу с этим новым поставщиком?»
Решение: после рассмотрения всех других факторов, влияющих на переход к другому
поставщику, Shayna Soda Co. решает продолжать работу с Kayla Containers, Inc. Цены на сырье были
ниже у Lawrence Aluminum, но другие сопутствующие издержки повышались.
Ключевой вопрос: «Какую цену следует назначить на новый продукт?»
Решение: после анализа эластичности спроса и краткосрочной структуры издержек
на производства товара Фрэнк рекомендует цену, высчитываемую по правилу
MR = МС.
Ключевой вопрос: «Каково в следующем году перспективное получение
прибыли за пашу воду «Waterpure»?»
Решение: Сюзан использует анализ безубыточности для того, чтобы
спрогнозировать прибыль от этого товара в следующем году. Также она использует
анализ чувствительности, чтобы получить лучший и худший сценарии развития событий.
Лекция на тему: "Сущность и виды монополии. Условия возникновения"
Ключевой вопрос: «Какова лучшая цена на товар, учитывая спрос на него,
издержки и конкуренцию?»
Решение: после долгого обсуждения Комитет по управлению корпорацией при
помощи Фрэнка принимает решение установить цену, которая будет немного ниже цены
с надбавкой у конкурентов, но слегка выше, чем стоимость бренда.
Ключевой вопрос: «Какую цену стоит установить, чтобы дать Global Foods
хорошую возможность получить контракт с крупным поставщиком продуктов питания?»
Решение: так как ценовая эластичность на разных рынках является различной, цена,
предлагаемая на рынке, чувствительном к цене, должна быть значительно ниже, чтобы
у Global Foods были хорошие шансы получить контракт.
Ключевой вопрос: «Как менеджеры могут справиться с динамичными условиями бизнеса,
при которых их действия всегда инициируют ответные действия конкурентов?»
Решение: хотя теория игр может помочь Генри понять динамику, лежащую
в основе его ценовой тактики и тактики его конкурентов, на практике ее недостаточно,
чтобы предоставить Генри точное решение о том, что делать.
Ключевой вопрос: «Следует ли нам расширяться на новые географические
области?»
Решение: используя метод экономического анализа намечаемых капиталовложений,
который включает в себя расчет чистой приведенной стоимости и внутренней нормы
прибыли, Джордж рекомендует фирме принять проект. Также он осуществляет анализ
сценариев, чтобы получить набор оптимистических и пессимистических результатов.
Лекция на тему: "Сущность и виды монополии. Условия возникновения"
Ключевой вопрос: «Стоит ли Global Foods инвестировать в предприятие в Чехии?»
Решение: Джордж рассчитывает чистую приведенную стоимость и внутреннюю норму
прибыли для компанииучредителя и дочерней компании. Хотя результаты
для дочерней компании оказались благоприятными, чистая приведенная
стоимость для компанииучредителя оказалась негативной. Исходя из
этого он рекомендует компании EIC инвестировать в это предприятие.
Ключевые вопросы: «Уменьшение вмешательства государства в экономику создало много
возможностей для компаний в отдельных областях, таких как телекоммуникации.
Всегда ли это в интересах компании? Каковы затраты и преимущества аутсорсинга,
который стал возможен в результате уменьшение вмешательства государства в экономику?»
Решение: после оценки затрат и преимуществ аутсорсинга, который стал возможен в
результате уменьшение вмешательства государства в экономику, Билл решил продолжить
пользоваться услугами AT&T до истечения сроковконтракта.
Лекция на тему: "Сущность и виды монополии. Условия возникновения"
1. Кит П., Янг Ф. Управленческая экономика.
Инструментарий руководителя. – 5 изд./Пер. с
англ. – СПб.: Питер, 2008. – 624 с.: ил. – (Серия
«Классика МВА»).
2. Учебник по основам экономической теории
Изд-ва "ВЛАДОС" и МГТУ им. Баумана, М., 2008.
3. . Р. Макконелл, С. Л. Брю Экономикс. М.,2009.
4. Экономика без тайн. И. В. Липсиц. Книга 2.
Москва: Вита-Пресс, 2010 г. 351 стр.
5. Монополизм и антимонопольная политика.
Барышева А. В., Сухотин Ю. В., Богачев В. Н. и
др. Москва: Наука, 2009 г. – 240 стр.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.