Лекция на тему: "Связь речевой функции с уровнем развития двигательного анализатора."

  • Лекции
  • doc
  • 14.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Несмотря на то, что при легкой степени псевдобульбарной дизартрии, не наблюдается выраженных параличей и парезов, моторика этих детей отличается общей неловкостью, недостаточной координированостью, они отстают от сверстников в ловкости и точности движений, задерживается развитие готовности к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности (Л.А. Данилова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, И.А. Смирнова, Г.В. Чиркина и др.).
Иконка файла материала Связь речевой функции с уровнем развития двигательного анализатора.doc
Связь речевой функции с уровнем развития двигательного анализатора.У   детей   с   легкой   степень   псевдобульбарной   дизартрии   вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика, что усугубляет нарушения речи при данной патологии.   Несмотря на то, что при легкой степени псевдобульбарной дизартрии, не наблюдается выраженных параличей и парезов, моторика этих детей отличается общей   неловкостью,   недостаточной   координированостью,  они   отстают   от сверстников в ловкости и точности движений, задерживается развитие готовности к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной   деятельности   (Л.А.   Данилова,   Л.В.   Лопатина,   Н.В.  Серебрякова,   И.А. Смирнова, Г.В. Чиркина и др.).  В связи с тем, что у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии отмечаются   трудности   моторной   организации   двигательного   акта,   важным является   рассмотрение   вопроса   о   связи   речевой   функции   с  уровнем   развития двигательного анализатора.         Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи и развитие первой способствует развитию второй. Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей. Выдающийся русский   просветитель  XVIII  в.   Н.И.   Новиков   еще   в   1782   г.   утверждал,   что «натуральное   побуждение   к   действию   над   вещами»   есть   основное   средство, обеспечивающее   не   только   получение   детьми   знаний   об   этих   вещах,   но   и умственное   развитие   вообще.   М.М.   Кольцовой   и   сотрудниками   научно­ исследовательского   института   физиологии   детей   и   подростков   АПН   СССР установлено: около трети всей площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны;  работа над движениями пальцев рук действительно стимулирует созревание   центральной   нервной   системы,   что   проявляется,   в   частности,   в ускорении развития речи ребенка.Т.П.   Хризман   исследовала   биоэлектрическую   активность   мозга   у детей,   выполнявших   упражнения   на   пальцевом   эргографе.   Полученные   данные позволили сделать вывод, что ритмичные движения пальцев являются средством повышения функционального состояния больших полушарий и общего усиления ассоциативной функции мозга. Их физиологическая роль заключается в неспеци­ фическом   тонизирующем   влиянии   на   функциональное   состояние   мозга,   что способствует стойкому повышению работоспособности коры головного мозга. Это утверждение справедливо и для старших детей. Л.А.   Панащенко   в   доме   ребенка   были   проведены   следующие наблюдения. У шестинедельных младенцев тренировали руки: у одних — правую, у других — левую. Тренировка заключалась в массаже кисти руки и пассивных сгибаниях и разгибаниях пальчиков. При этом ежемесячно записывались биотоки мозга и математическими методами вычислялась степень устойчивости появления волн высокой частоты, (что является показателем созревания коры мозга). Уже через   месяц   тренировки   ученые   отметили   высокочастотные   ритмы   в   области двигательных   проекций,   а   через   два   месяца   —   и   в   будущей   речевой   зоне,   в полушарии, противоположном тренируемой руке. Также   убедительны   факты,   полученные   при   обучении   звуковой   речи глухонемых   детей.   Как   известно,   с   раннего   возраста   их   обучают   общаться   с другими людьми либо с помощью крупных жестов, выполняемых всей рукой, либо посредством дактильной азбуки. Оказалось, что в школе обучение звуковой речи первым дается с большим трудом, в то время как вторые овладевают ей легко и быстро. В   невропатологии   и   дефектологии   уже   давно   имелись   наблюдения, говорившие о тесной связи речевой функции и двигательной функции руки. Так, было известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека утрачивается не только речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, даже когда сама область двигательной проекции пальцев не затронута.В конце XIX  века были описаны случаи поражения лобной области левого полушария без потери речи. Когда их тщательно изучили, то оказалось, что все фигурирующие в этих случаях пациенты — левши, у которых моторная речевая зона   находится   в   правом   полушарии.   Зависимость   размещения   речевых   зон   в правом  или  левом   полушарии  от  того, является   человек  левшой  или  правшой, особенно убедительно показывает связь речевой функции и двигательной функции руки.   Это   доказано   и   при   изучении   строения   мозга.   Уже   упоминалось,   что   у ребенка ­   правши  в  первые   два  года  жизни  усиленный   рост  речевой   моторной области и созревание клеток в ней происходят в левом полушарии, а у левши — в правом. Достаточно интересными являются исследования дефектологов, которыми было   установлено,   что   грубая   переделка   левши   в   правшу   (когда   ребенку привязывают левую руку за спину, бьют по руке и т. д.) в большинстве случаев приводит к заиканию и другим расстройствам речи. Ученые доказали, что двигательная проекция кисти руки в коре головного мозга   есть   еще   одна   речевая   зона   мозга.   Значит,   имеются   все   основания рассматривать   кисть   руки   как   орган   речи,   такой   же,   как   артикуляционный аппарат,   в   этом   случае   можно   оценивать   роль   движения   пальцев   в   отношении речевой функции как специфическую.  Таким   образом,   на   сегодня   учеными   доказано   несколько   важнейших положений, касающихся двигательного анализатора. 1. Среди   двигательных   функций,   движения   пальцев   рук   имеют   особое значение,   так   как   оказывают   огромное   влияние   на   развитие   высшей   нервной деятельности ребенка.  2. 3. Функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи, и развитие первой способствует развитию второй. Развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, и как следствие — дает преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением.4. Около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией речевой   моторной   зоны,   а     движения   пальцев   рук   действительно стимулируют созревание центральной нервной системы, что, в частности проявляется в ускорении развития речи ребенка.

Посмотрите также