Речь является одной из сложных высших психических функций человека, которая обеспечивается деятельностью головного мозга. Знание анатомо-физиологических механизмов речи, т.е. строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет представить сложный механизм речи в норме и дифференцированно подходить к анализу речевой патологии, правильно определять пути коррекционного воздействия.
Вопрос № 4. Закономерности развития речи в онтогенезе.
Речь является одной из сложных высших психических функций
человека, которая обеспечивается деятельностью головного мозга.
Знание анатомофизиологических механизмов речи, т.е. строения и
функциональной организации речевой деятельности, позволяет представить
сложный механизм речи в норме и дифференцированно подходить к анализу
речевой патологии, правильно определять пути коррекционного воздействия.
Речь – это особая форма общения, в которой люди обмениваются мыслями и
воздействуют друг на друга. Для того, чтобы речь была понятной, движения
речевых органов должны быть закономерными, точными. Для понимания
действия механизма речи надо хорошо знать строение речевого аппарата.
Органы речи, их механизмы.
Речевой аппарат состоит из 2 взаимосвязанных частей: центральный и
периферический.
Центральный речевой аппарат находится в головном мозге.
Состоит:
кора головного мозга, преимущественно левое полушарие;
подкорковые узлы;
проводящие пути;
ядра ствола;
нервы, идущие к дыхательным, голосовым, артикуляторным мышцам.
Функции речевого аппарата.
Речь развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с
деятельностью разных участков мозга. В образовании речи важную роль
играет кора головного мозга: лобные доли нижние – двигательная область,
участвует в образовании устной речи Ц. Брока; височные доли верхние –
речеслуховые области Ц.Вернике, куда поступают звуковые раздражения;теменная доля – понимание речи, затылочная – обеспечивает усвоение
письменной речи, зрительное восприятие артикуляции взрослых.
Подкорковые ядра отвечают за ритм, темп, выразительность.
Проводящие пути обеспечивают связь коры гол. мозга с органами речи:
центробежный нервный путь (соединяет кору г.м. с мышцами, регулирующими
деятельность периферич. речевого аппарата, начинается в Ц. Брока идет к
периферии) и центростремительный путь (идет от периферии к центру,
начинается в проприорецепторах и барарецепторах).
Ядра ствола. Здесь начинаются черепномозговые нервы. Все органы
речевого аппарата иннервируются черепномозговыми нервами, т.е.
снабжаются.
Черепномозговые нервы. 1) тройничный – иннервирует нижнюю
челюсть; 2). Лицевой – мимическая мускулатура, мышцы губ, щек; 3)
языкоглоточный и блуждающий – мышцы гортани, голосовых связок, глотки,
мягкого неба, языка; 4) добавочный – мышцы шей; 5) подъязычный – мышцы
языка.
Периферический речевой аппарат состоит из 3 отделов:
1. Дыхательный. Входит грудная клетка, легкие, бронхи, трахея –
служит для подачи струи воздуха. Произнесение речи тесно связано с
дыханием. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно
голосообразующую,
производится также
аркикуляторную функцию,
газообмен. Дыхание в момент речи отличается от обычного, когда человек
молчит. Выдох намного длиннее вдоха. В момент речи объем выдыхаемого и
вдыхаемого воздуха увеличивается в 3 раза.
2. Голосовой отдел. Состоит из гортани и голосовых связок. Гортань –
широкая короткая трубка, состоит из хрящей и мягких тканей, расположена в
переднем отделе шеи. Сверху она переходит в глотку, снизу – в дыхательное
горло. Голос обладает силой, высотой, темпом. Сила голоса зависит отамплитуды колебания голосовых складок. Высота голоса зависит от частоты
колебания голосовых складок, от степени их напряжения.
3. Артикуляционный отдел.
Звукопроизводящий отдел, который
состоит из глотки, носоглотки, ротовой и носовой полости. Этот отдел
является резонатором, дающим звуку силу и окраску.
Язык – главный орган артикуляции. Различают кончик, передний край,
боковой край, спинку языка. Язык участвует в образовании почти всех
согласных и гласных звуков. Важная роль в образовании звуков принадлежит
нижней челюсти, зубам, губам, твердому и мягкому небу.
Артикуляция – это тогда, когда все перечисленные органы образуют
щели, смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к
небу, альвеолам, зубам, также при сжатии губ или прижатии губ.
При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные, при
одновременном колебании голосовых складок образуются звонкие и сонорные
согласные. Для правильного осуществления речевого акта необходим
контроль: с помощью слуха и через кинестетические ощущения.
Кинестетический контроль позволяет предупредить ошибку до того как звук
будет произнесен. Слуховой контроль действует в момент произнесения
звука, поэтому человек замечает свою ошибку. Обратные импульсы идут от
речевых органов к центру, где контролируются, затем от центра посылается
импульс, который вызывает точную артикуляцию, возникает обратный
импульс. Так будет до тех пор пока артикуляция и слуховой контроль
согласуются.
Важная роль принадлежит системе временных нервных связей =
динамическим стереотипам, которые возникают при постоянном восприятии
элементов языка и их произнесении. Система обратных связей обеспечивает
автоматизированные регулируемые работы органов речи.
Развитие речи в онтогенезе по Леонтьеву.Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых, зависит от
нормального речевого окружения, достаточной речевой практики и от
воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе
онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и
служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка
происходит со строго определенной закономерностью и характеризуется
рядом черт для всех детей. Для того, чтобы выявить патологию речи, нужно
четко представлять весь путь последовательного речевого развития в норме,
знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его
успешное протекание. Знание закономерностей речевого развития детей
необходимо, чтобы вовремя заметить те или иные отклонения, правильно
диагностировать нарушения речи и строить всю коррекционную работу по
преодолению речевой патологии.
А.Н. Леонтьев выделяет четыре этапа становления речи детей:
1й Подготовительный – до 1 года;
2й Преддошкольный – до 3 лет;
3й Дошкольный – до 7 лет;
4й Школьный – от 7 до 17 лет.
Первый этап – подготовительный (с момента рождения до 1 года). В
это время происходит подготовка к овладению речью, развивается система
психической деятельности, которая связана с формированием речи.
С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и
плач, которые способствуют развитию тонких и разнообразных движений
трех отделов речевого аппарата:
голосового,
дыхательного,
артикуляционного. Крик здорового ребенка характеризуется звонким и
продолжительным голосом, коротким вдохом и удлиненным выдохом. Крик
является первой интонацией, значимой по своему коммуникативномусодержанию, которая в дальнейшем оформляется как сигнал недовольства.
Ко 23 месяцу жизни крик ребенка значительно обогащается интонационно,
что свидетельствует о начале формирования функции общения. Ребенок
начинает прислушиваться к звукам речи, поворачивать голову к говорящему,
реагировать на интонацию. К 23 месяцам жизни появляются специфические
голосовые реакции – гуление. К ним относятся звуки кряхтения,
неопределенно артикулируемые звуки, напоминающие гласные, губные и
заднеязычные согласные. Периоды гуления бывают особенно длительными в
моменты эмоционального общения со взрослыми.
Между 4м и 5м месяцами жизни начинается следующий этап
предречевого развития ребенка
– лепет, который совпадает с
формированием у ребенка функции сидения. Голосовой поток, характерный
для гуления, начинает распадаться на слоги, постепенно формируется
психофизиологический механизм слогообразования.
Лепетная речь, являясь ритмически организованной, тесно связана с
ритмическими движениями ребенка, поэтому очень важно давать ребенку
свободу движения, что влияет не только на развитие его психомоторики, но и
на формирование речевых артикуляций. Дальнейшее развитие речи связано с
обязательным речевым (слуховым) и зрительным контактом с взрослым
человеком. На этом этапе онтогенеза лепетного языка у ребенка с сохранным
слухом прослеживаются явления аутоэхолалии. Ребенок подолгу повторяет
один и тот же открытый слог (вавава, гагага), при этом сосредоточенно
слушая себя (второй этап в развитии лепета).
К 8му месяцу часть лепетных звуков, которые не соответствуют
фонемам слышимой ребенком речи, утрачиваются, появляются новые речевые
звуки, сходные с фонемами речевого окружения. У ребенка начинает
формироваться собственно речевая онтогенетическая память, фонетическая
система родного языка.Выделяют и третий этап в развитии лепета, во время которого ребенок
начинает произносить «слова», образованные повторением одного и того же
слога (баба, мама), которые не соотносятся с реальным предметом. Этот
этап лепета обычно бывает коротким, и ребенок вскоре начинает говорить
первые слова.
Сроки и темп развития понимания речи окружающих расходятся со
сроками и темпом формирования устной речи. Уже в 78 месяцев дети
начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются
соответствующими жестами и мимикой. В это время начинает развиваться
умение соотносить звуковой образ слова с предметом в конкретной ситуации.
Таким образом, понимание слышимого слова устанавливается задолго до
того, как ребенок может его произнести.
Первые слова появляются к концу первого года жизни, когда ребенок
начинает делать первые шаги, активно манипулировать руками. У девочек
первые слова появляются обычно на 910м месяце жизни, у мальчиков – в 11
12м месяцев.
Второй этап – Преддошкольный (от 13 лет).
С появлением у ребенка первых слов начинается этап становления
активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к
артикуляции окружающих. Он много и охотно повторяет за говорящим; сам
произносит слова, при этом путает, переставляет, искажает звуки.
Первые слова ребенка носят обобщенносмысловой характер. Одним и
тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и
просьбу, и чувства. Понять малыша можно только в ситуации , в которой или
по поводу которой происходит его общение с взрослым, поэтому такая речь
называется ситуационной; она сопровождается жестами, мимикой.
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется
возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний,накопления новых слов. По мере роста словаря фонетические искажения
проступают более заметно. Это свидетельствует о более быстром развитии
лексикосемантической стороны речи по сравнению с фонетической,
формирование которой требует созревания фонематического восприятия и
речевой моторики.
Исследователи приводят разные количественные данные о росте
словаря детей, что указывает на большую индивидуальность в темпе развития
речи, например, приводятся следующие данные: к 1 году 6 месяцам – 1015
слов, к концу 2го года – 300 слов, к 3 годам – около 1000слов.
К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая
речь. Сроки ее появления зависят от генетической программы развития
интеллекта, состояния слуха, условий воспитания и т.д.
Сначала ребенок выражает свой желания, просьбы одним словом, потом
примитивными фразами без согласования, затем постепенно появляются
элементы согласования и соподчинения слов в предложении. Если у ребенка к
2,5 годам не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп
его речевого развития начинает отставать от нормы.
К двум годам речь становится основным средством общения с
взрослым. Недостаток речевого общения с ребенком существенно сказывается
не только на его речевом развитии, но и на общем психическом развитии.
На третьем году жизни возникает способность к словотворчеству,
вначале как рифмование, затем как изобретение новых слов.
Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет).
После трех лет интенсивно развивается фонематическое восприятие
и овладение звукопроизношением. Звуковая сторона речи при нормальном
речевом развитии ребенка полностью формируется к 45 годам жизни. Звуки
русского языка появляются в речи ребенка в следующей последовательности:взрывные, щелевые, аффрикаты. Позднее всего дети обычно начинают
произносить дрожащий р.
Продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный
словарь ребенка 56 лет достигает 30004000 слов.
Значения слов уточняются и во многом обогащаются, формируется
чувство языка, словотворчество.
Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического
строя речи, овладение связной речью. Дети 4го года жизни пользуются в
речи простыми и сложными предложениями, в среднем предложение состоит
из 56 слов. В это время дети легко запоминают и рассказывают стихи, сказки,
передают содержание картинок. В этом возрасте ребенок начинает оречевлять
свой игровые действия, что свидетельствует о формировании регуляторной
функции речи.
К концу пятого года жизни ребенок начинает овладевать контекстной
речью, т.е. речью отвлеченной, обобщенной, лишенной наглядной опоры.
Высказывания ребенка начинают напоминать по форме короткий рассказ, без
дополнительных вопросов он может пересказать сказку, рассказ. В этот
период значительно улучшается фонематическое восприятие, заканчивается
формирование правильного звукопроизношения.
К седьмому году жизни ребенок употребляет слова, обозначающие
отвлеченные понятия, использует слова с переносным значением. К этому
возрасту дети полностью овладевают разговорнобытовым стилем речи.
Четвертый этап – школьный (от 7 до 17 лет).
Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по
сравнению с предыдущими – это ее сознательное усвоение. Дети овладевают
звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения
высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи –
письменной речи. Таким образом, в школьном возрасте происходитцеленаправленная перестройка речи ребенка – от восприятия и различения
звуков до осознанного использования всех языковых средств.
Для того, чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и
правильно, необходимы определенные условия:
быть психически и соматически здоровым;
иметь нормальные умственные способности;
иметь полноценный слух и зрение;
обладать достаточной психической активностью;
обладать потребность в речевом общении;
иметь полноценной речевое окружение.
Общение является важнейшим фактором психического развития
ребенка, т.к. в процессе общения маленький ребенок усваивает речь.
Потребность в общении возникает уже в первые месяцы жизни на основе
первичных органических нужд ребенка и стремления к новым впечатлениям.
Следует отметить, что весь период речевого развития от 1 до 6 лет
считается сензитивным, т.е. особо чувствительным как к восприятию речи
окружающих, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды.
Если в сензитивный период развития речи организм ребенка претерпевает
влияние каких–либо вредоносных воздействий, то нормальный процесс
речевого развития нарушается. Это происходит либо в следствие устранения
ряда необходимых условий для формирования речи, либо в следствие
появления новых «вредоносных» факторов (резкое увеличение сенсорной
информации, постоянное шумовое окружение, обилие новых людей в
окружении ребенка, смена языковой среды и т.д.).