Лекция по клиповому мышлению ( доклад)
Оценка 4.9

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
психологическая работа +2
Взрослым
14.04.2018
Лекция по клиповому мышлению ( доклад)
Основной отличительной особенностью современного школьника является клиповое мышление. Именно его обвиняют педагоги, когда возникают проблемы с обучением детей. Что это за мышление такое и почему оно создает столько проблем учителям, родителям и самим школьникам? Многие специалисты сходятся на том, что однозначного научного определения клипового мышления на данное время нет. Клиповое мышление - это направление в развитии отношений человека с информацией. Формируется такое мышление на протяжении многих лет.
клиповое мышление.doc
1 Клиповое мышление и профилактика его развития у обучающихся Часть 1. Понятие клипового мышления  Основной   отличительной   особенностью   современного   школьника является     клиповое   мышление.   Именно   его   обвиняют     педагоги,   когда возникают проблемы с обучением детей. Что это за мышление такое и почему оно создает столько проблем учителям, родителям  и самим школьникам?  Многие   специалисты   сходятся   на   том,   что   однозначного     научного определения клипового мышления на данное время нет. Клиповое мышление ­ это   направление   в   развитии   отношений   человека   с   информацией. Формируется такое мышление на протяжении многих лет.   Слово  «clip», от которого и произошел этот термин, в переводе  с английского языка означает какой­либо фрагмент текста, отрывок из фильма или вырезку из газеты или журнала. Клипы не несут в себе никакой смысловой нагрузки,   они   просто   составлены   из   нескольких   связанных   между   собой образов. Поэтому под термином «клиповое мышление» понимается привычка воспринимать информацию, да и весь мир в целом, с помощью   короткого, яркого,   очень   выразительного   образа.   Главное   требование   к   клипу   —   это краткость и красочность его фрагментов. Прообразы   современных   клипов     появились   в   20­е   годы  XX  века. Первый   музыкальный   клип   был   снят   в  1975   году   английской   рок­группой Queen на композицию «Богемская рапсодия». Клип попал в «Книгу рекордов Гиннесса»   как   первый   в   своем   роде.   С   этого   момента   началась   история клипов,   формирование   клипового   восприятия   информации   и   особого   типа мышления. Вскоре   появился   термин   «клиповая   культура».   Термин   был   введен американским футурологом Элвином Тоффлером. Он рассматривал данное понятие как часть   общей   информационной культуры, которая   формирует такие уникальные формы восприятия информации как зеппинг. Зеппинг — это вид психологической зависимости, который приобрел человек, пользуясь пультом от телевизора.  Зеппинг   –   это   процесс,   в   ходе   которого   путем   безостановочного переключения   каналов   телевидения   создается   новый   образ,   состоящий   из обрывков   информации   и   осколков   впечатлений.   Этот   образ   не   требует 2 подключения   воображения,   рефлексии,   осмысления,   здесь   все   время происходит обновление информации.     Сегодня это характерно для школьников, которые таким образом просматривают телевизор, интернет, журналы, книги и даже учебники, читая только заголовки.      Э. Тоффлер также ввел термин «блип­культура», («blip» – выброс сигнала),   означающий   фрагментарно­мозаичный   характер   представлений   о мире.   Со временем появился новый термин – клиповость.    Клиповость   ­   это   способность   краткого   и   красочного   восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде.      Постепенно в педагогике формируется новое понятие ­   клиповое мышление. В России первым употребил термин «клиповое мышление» Федор Иванович  Гиренок (советский и российский философ, доктор философских наук, профессор). Он считал, что понятийное мышление молодого  человека перестало играть важную роль в современном мире, что происходит замена линейного, бинарного мышления нелинейным мышлением.    Константин Григорьевич Фрумкин (российский журналист, философ, культуролог)  определяет   клиповое   мышление   как   способность   быстро переключаться   между   разрозненными   смысловыми   фрагментами,   но неспособность   к   восприятию   длительной   линейной   последовательности   — однородной информации.     Он   выделяет   пять   факторов,   породивших   феномен   «клипового мышления»:      ускорение   темпов   жизни   и   напрямую   связанное   с   ним   возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего; потребность   в   большей   актуальности   информации   и   скорости   ее поступления; увеличение разнообразия поступающей информации; увеличение   количества   дел, одновременно; рост   демократии   и   диалогичности   на   разных   уровнях   социальной системы. Появление   клипового   мышления   во   многом   было   обусловлено процессом глобализации, сложным процессом мировой интеграции стран. Это основано   на   потребности   в   объединении   и   возможности   коммуникации   с   которыми   человек   занимается 3 помощью   перевода   понятий   на   знаковый   язык.   Клиповое   мышление   путём упрощения и символизации позволяет воспринимать одни и те же понятия и образы носителями разных языков без перевода. Глобальное коммуникативное пространство заставляет культуры функционировать по его законам.  В конце 90­х  годов XX века  термин «клиповое мышление» вошел в педагогику и психологию.  В   настоящее   время   термин   «клиповое   мышление»     обозначает особенности мыслительной деятельности современных школьников, которые живут   в   обществе   новых   высоких   информационных   технологий   и   которых отличает     скорость   восприятия   образов,   визуальность,   эмоциональность, ассоциативность. Клиповое   мышление   предполагает   упрощение   усвоения   материала, игнорируя   его   глубину.   Теряется   способность   к   анализу   и   выстраиванию длинных   логических   цепочек.   В   тоже   время   клиповое   мышление   можно рассматривать   как   защитную   реакцию   организма   на   информационную перегрузку и способ получения большего объема информации. У клипового мышления есть свои признаки. 1. Педагоги знают, что для любого мыслительного процесса ученику нужно     время.   Но   клиповое   мышление   предполагает   быструю   реакцию   на информацию:   быстро   думать,   быстро   понимать,   быстро   говорить,   быстро принимать   решение.   Все,   что   мешает   этому,   должно   быть   оставлено   без внимания.   Быстро   говорить   ученику   мешает   биологическая   особенность речевого аппарата. При клиповом мышлении школьники сводят к минимуму речь, заменяя ее схемами, рисунками, символами. Поэтому первый признак клипового   мышления   –   это   языковой   минимализм,   речевая   бедность. Клиповое мышление характеризует не способ связывания одного суждения с другим, а наглядное, образное изображение мысли в целом.   2.   Вторым   признаком   клипового   мышления   является   визуальное мышление. Понятия «смотреть» и «видеть» являются синонимами частично. Для человека   с   самого   рождения   это   разные   процессы:   первый   ближе   к физиологии, второй связан с сознанием. Так, несколько людей могут смотреть на один и тот же символ, но видеть его по­разному. Такая способность видеть не   только   глазами,   но   и   воображением,   получила   соответствующее определение   –   визуальное   мышление.   По   мнению   ученых,   у   современных школьников клиповое мышление и визуальное мышление тесно связаны между собой. 4 3.  Мозг   ребенка   очень   быстро   меняется   в   сторону   способности перерабатывать   огромный   объем   информации,   который   поступает     в динамичной форме. Платой за это становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в   текст.   Эти   изменения   в   поведении   и   характере   школьников   являются признаком формирования клипового мышления. 4.   Еще   один   признак   клипового   мышления   –   это   преобладание конкретного мышления над абстрактным.   Как же формируется клиповое мышление? Увеличение роли знаний, информации и информационных технологий привели   к   тому,   что   современное   общество   существует   на   новом   этапе развития   ­   информационном.   Информационные   технологии   широко применяются   в   быту,   производстве,   учреждениях,   системе   образования. Созданное   глобальное   пространство   обеспечивает   эффективное взаимодействие людей, удовлетворяет их потребности. На   начальной   стадии   процесс   формирования   клипового   мышления происходит задолго до школы. Основную   роль в формировании клипового мышления   выполняют     телевидение, Интернет, мобильная связь, разнообразные социальные сети.     средства   массовой   информации,   Все   эти   каналы   структуры     используют   приемы   клиповой     подачи информации. Это формирует у молодых людей  новое визуальное восприятие и клиповое мышление.   Анализ ситуации, сложившейся в обществе в целом и в образовании в частности, позволяет сделать вывод: клиповое мышление стало неотъемлемой частью   современного   школьника   и   необходимо   найти   пути   и   возможности грамотного   его   применения   как   в   образовательном   процессе,   так   во   всех жизненных аспектах. Литература:   1.Азаренок,  Н.В.   Клиповое   сознание   и   его   влияние   на   психологию человека в современном мире. М.: Изд­во “Институт психологии РАН”, 2009.      2. Гиренок Ф.И. Антропологические конфигурации философии // Философия науки. М.: ИФ РАН, 2002.    3.Тоффлер Э. Шок будущего.– М.: АСТ, 2002.     4.Фельдман   А.Б.   Клиповое   мышление   [Электронный   ресурс].   http://ruskolan.xpomo.com/tolpa/klip.htm  5. Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста  Топос: литературно­философский журнал. 2010. №9. 5 Часть 2. Физиологические и психологические основы клипового мышления   Психологи   связывают   формирование   клипового   мышления   с   В   современном   мире появлением   информационного   пространства. информационное   пространство   в   связи   с   развитием   технических   каналов коммуникации   стало   практически   безграничным   и   доступным   любому человеку, включая детей. Развитие Интернета сопровождается увеличением информационной   активности   людей,   постоянным   информационным взаимодействием  друг с  другом.  Быстрыми  темпами идет  информатизация образования.   Это   не   только   установка   компьютеров   в   образовательном учреждении или подключение к сети Интернет. Это, прежде всего, процесс изменения   форм общеобразовательной   подготовки   школьников   на   этапе   перехода   школы   к жизни   в   условиях   информационного   общества.   Информатизация   школы вызвана   необходимостью   использования   больших   объемов   информации   во всех   сферах   деятельности   школы   и   невозможностью   формирования   и обработки   информации   без   помощи   компьютерных   технологий   и   средств связи.  организационных содержания,     методов,   Информатизация   школы   является   велением   времени,   и   вопрос   о необходимости использования компьютера в школе решен давно. Появились такие   новые   понятия,   как   информационная   культура,   компьютерная грамотность   и   компетентность,   информационно­коммуникационные технологии, единое информационное образовательное пространство. В   этих   условиях   у   учащихся   формируется   мотивация   пользования информационными   ресурсами,   которая   развивается   благодаря   интересу, доступности, образности, легкости и вариативности информации.      Мотивация – это  осознаваемые  или  неосознаваемые  психические факторы,   побуждающие   к   совершению   определенных   действий   и определяющие их направленность и цели. Психологи исследуют мотивацию школьников и выявляют причины и механизмы целенаправленного поведения и использования современных  устройств, предназначенных для облегчения и усовершенствования жизни человека.    Мотив у ребенка возникает на основе положительной эмоции под воздействием сильной, доминирующей мотивации. Доминирующая мотивация была   описана   Алексеем   Алексеевичем   Ухтомским   (русский   и   советский 6 физиолог,   академик   Академии   наук   СССР)  и   названа   им   доминантой. Современные гаджеты ­ это средства, формирующие мотивацию школьников. По   статистике   на   каждого   живущего   на   Земле   приходится   минимум   три технических   устройства,   и   у   каждого   школьника,   по   сути,   имеется   один гаджет,   который   и   формирует   мотивацию.   Таким   образом,   мотивацию составляют побуждения, вызывающие активность школьника и определяющие направленность этой активности. Мышление включает в себя мотивационный компонент.   Психологи   пришли   к   выводу,   что   клиповое   мышление формируется   под   действием   мотивов,   которые   существуют   в   новом информационном   поле.   Они   провели   исследование   и   выявили     следующие виды мотивации учащихся: 1.   Образовательный   мотив   –   это   поиск   конкретной   информации, подготовка докладов, лекций, сообщений и презентаций. 2.   Познавательный   мотив   связан   с   получением   новых   знаний.   Чаще всего школьники ищут информацию не в учебнике, а в какой­либо поисковой системе, используя Интернет.  3.   Мотив   общения   характеризуется   поиском   новых   знакомств, обретением нового круга друзей и единомышленников. 4. Мотив самоутверждения – в основе этого мотива лежат глубинные психологические   явления:   самооценка   личности   и   уровень   притязаний. Ученики доказывают себе и другим собственную состоятельность и ценность.  5. Мотив самореализации и развития личности. Ребята выкладывают свои творческие работы и получают за это оценки. 6.   Мотивы   личного   общения   приобретают   анонимность,   которая позволяет   современному   школьнику   проявлять   большую   свободу высказываний и поступков, проявить нетипичное поведение.     Лев Семенович Выготский писал, что «мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания».       Представление о клиповом мышлении должно быть тесно связано с мотивацией   и   с   физиологией   мыслительных   познавательных   процессов школьников.   В свое время выдающиеся физиологи П. К. Анохин, И. М. Сеченов, А. А.   Ухтомский   и   другие   ученые   разработали   принципы   функционирования центральной   нервной   системы   человека.   Эти   принципы   являются фундаментальными   в   познавательных   процессах   и   отражают последовательность   поступления   информации:   внимание   ­   восприятие   ­ 7 мышление ­ память ­ воображение ­ воспроизведение. Основываясь на учении выдающихся физиологов, возникает вопрос: является ли клиповое мышление – мышлением?  Рассмотрим основное понятие – мышление.   «Мышление – это совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению относят именно активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий». Рассмотрим   основные   формы   мышления:   понятие   ­   суждение   ­ рассуждение ­ умозаключение. Понятие   ­   это   отражение   существенных   признаков   и   свойств предметов и явлений. При этом уникальные характеристики каждого явления собираются воедино, синтезируются. Чтобы этот процесс понять, отобразить, нужно   всесторонне   изучить   предмет,   установить   его   связи   с   другими предметами. Понятие  о  предмете  возникает  на  основе   многих  суждений  и умозаключений   о   нём.   Образование   понятий   –   это   результат   длительной, сложной и активной умственной деятельности и процесса мышления.  Суждение   ­   это   форма   мышления,   отражающая   объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль   о   чём­либо.   Рассуждение   –   это   последовательная   логическая   связь нескольких   суждений,   необходимая   для   того,   чтобы   решить   какую­либо мыслительную задачу. Умозаключение – это выведение субъективно нового суждения из уже известных   суждений,   имеющихся   на   данный   момент   в   общественно­ историческом   опыте   человечества.   Умозаключение   как   форма   получения знания возможно только при соблюдении законов логики.       Клиповое   мышление,   появившееся   в   современном   мире,   не укладывается   в   эту   последовательность.     Скорее   всего,   это   быстрое   и поверхностное   мышление,   на   основе   которого   строится   деятельность центральной нервной системы школьника.   Термин «мышление», по мнению физиологов, не должен сочетаться  с термином   «клиповое»,   поскольку   под   клиповым   мышлением   понимают быстрый и достаточно поверхностный процесс, позволяющий давать быструю ответную   реакцию   на   быстро   меняющуюся   обстановку   или   информацию. Клиповость присутствует, а мышления нет. Мозг не может быстро произвести 8 действия по плану: внимание ­ восприятие ­ мышление ­ память ­ воображение ­   воспроизведение.   При   клиповом   мышлении   мозг   действует   по   короткой схеме:   внимание   ­   кратковременная   память.   Основные   формы   мышления: понятие ­  суждение –  рассуждение – умозаключение  не  формируются  при получении информации в виде образов, фрагментов и кратких текстов.   Если   не   происходит   мышление,   то   возникают   проблемы   с воспроизведением   информации.   Для   сохранения   и   воспроизведения информации необходимо, чтобы была задействована долговременная память, которая   формируется   благодаря   специфическим   белкам.   Превращение кратковременной   памяти   в   долговременную   память     обусловлено наступлением стойких изменений в синапсах нервной системы как  результат повторного возбуждения нервных клеток. Переход кратковременной памяти в долговременную   память   обусловлен   химическими   и   структурными изменениями   в   соответствующих   нервных   образованиях.   При   восприятии информации   в   виде   клипов   долговременная   память   не   формируется,   что изменяет мыслительный процесс.      Психологи   сошлись   во   мнении,   что   клиповое   мышление   больше соответствует процессу восприятия, чем мышления. В результате для многих специалистов   остается   спорным   вопрос,   к   какому   высшему   психическому процессу     относится   данное   явление:   вниманию,   восприятию,   мышлению, памяти,  сознанию,  или  это  некая  интегративная  функция  кратковременной памяти, которая не удерживает информацию надолго или без осмысления и понимания отправляет ее в головной мозг.    Последовательность   познавательных   процессов   призвана   помочь уловить   главное   в   бесконечном   потоке   информации,   сориентироваться   в обстановке   и   по   возможности   принять   правильное   решение,   если   развиты аналитические и синтетические способности и отвечающие за эти функции структуры мозга.    Учащийся   оперирует   клиповыми   образами,   меняющимися,   как   в калейдоскопе,   и   не   использует   мыслительные   операции,   связанные   с аналитической   деятельностью   мозга.   От   этого   нарушается последовательность   сохранения   осознанной   информации,   поскольку   нет глубокого   проникновения   в   суть     понимания,   осмысления,   оценки, формирования   отношения   к   воспринятой   сенсорными   системами информации. 9   Поэтому проблема клипового мышления остается. В настоящее время задача   психологов  и физиологов   состоит  в  том, чтобы  организовать  более глубокие исследования клипового мышления.   Литература  1. Азаренок, Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире / Н. В. Азаренок //  2. Горобец Т. Н.  Ковалев В.В. «Клиповое мышление» как отражение перцептивных процессов и сенсорной памяти.  3.Пудалов А.Д. Клиповое мышление – современный подход к познанию //  Современные технологии и научно­технический прогресс. 2011. 4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000. 5.   Ухтомский   А.А.   «Доминанта   как   рабочий   принцип   нервных центров». СПб. «Питер», 2002. Часть 3. Психолого­педагогические особенности детей, обладающих клиповым мышлением С   образом   цунами   можно   сравнить   все,   что   происходит   в   психике детей   под   влиянием   процесса   глобализации,   Интернета   и   прогресса цивилизации.  В жизни каждого человека большое значение имеет школьный возраст. Это определённый возрастной период жизни человека, который он посвящает обучению   и   получению   школьного   образования   в   законодательно установленном объёме. Этот период жизни ребенка укладывается в период от 6 до 18 лет, для которого характерно интенсивное физическое и психическое развитие.   Это   период,   когда   школьники   быстро   развиваются   и   начинают чувствовать себя членами общества, у них формируются навыки общения. В этот   период   возникает   немало   проблем,   связанных   с   развитием   и становлением личности.  Дети   начинают   рассуждать,   приобретая   новый,   более   глубокий   и обобщенный   взгляд   на   окружающий   мир,   у   них   происходит   становление мировоззрения,   что   самым   непосредственным   образом   связано   с интеллектуальным   развитием.   Постепенно   ученик   приобретает   взрослую 10 логику   мышления,   у   него   идет   развитие   таких   психологических познавательных процессов как восприятие, внимание, мышление, память.   Ведущую   роль   в   этом   оказывает   образовательный   процесс, окружающая среда, родители и те тенденции, которые реально существуют в современном обществе.   Цель   обучения   для   детей   заключается   в   получении   знаний, практическая   польза   владения   которыми   будет   очевидна.   Мотивация учеников сейчас напрямую зависит от того, насколько хорошо они понимают, как и где смогут применить полученные знания.   В школьном возрасте  закладываются качества, приоритеты, которые потом будет использоваться  на протяжении всей жизни. Современные учащиеся живут в эпоху клиповой культуры. Все они в той или иной степени зависят от прогресса цивилизации.   Как   же   изменился   психологический   портрет   ученика,   если   он совершает несколько действий одновременно и даже не видит, в чем может быть проблема.   Выполнять уроки и параллельно сидеть в социальной сети, просматривать   ролики,   слушать   радио,   кликать   по   фотографиям   и одновременно   решать   математические   задачи   или   размышлять   над затронутыми проблемами в романе – кому под силу такая смена информации, как ни современному школьнику? Изменится ли в результате этого мышление, воображение, внимание, логика, память, речь ребенка? Ученые отмечают, что первым делом у нынешних детей изменяется внимание.   Такой   вывод   сделан   на   основании   исследования   внимания   у школьников разных поколений. Если 10 лет назад ребенок мог удерживать внимание   45   минут,   то   сейчас   10­15   минут.   Снижается   устойчивость внимания,   которая   помогает   ученику   сопротивляться   отвлекающим факторам, благодаря чему он может долго сосредотачиваться на конкретном объекте или действии.  Устойчивость внимания  в настоящее время уменьшается в десятки раз по сравнению с предыдущим поколением. Зато переключение и распределение внимания   у   современных   детей   развиты   хорошо.   Переключение   –   это психологическая   характеристика   внимания,   суть   которой   заключается   в перемещении   внимания   с  одного   объекта   на   другой,   новый.   Изменяется   и такой показатель как объем внимания. Сегодня этот показатель у учащихся возрастает   и   характеризуется   количеством   элементов,   которые   он   может воспринимать   в   одно   и   то   же   время.   Более   ярко   проявляется   свойство 11 распределения внимания. Такое свойство отвечает за умение наблюдать за несколькими   предметами   или   выполнять   несколько   разнонаправленных действий в одно и то же время.  Особенно необходима в процессе обучения память. Учащимся любого возраста   требуется   запоминать   много   учебного   материала.   Память   –   это свойство   организма   запоминать,   сохранять   и   воспроизводить   информацию. Эти   характеристики   памяти   являются   обязательной     частью   учебного процесса. Но  и в этой сфере уже просматриваются  особенности памяти у представителей разных поколений.  У современных детей лучше развивается кратковременная память, чем долговременная.   Кратковременная   память   сохраняет   небольшие   объемы информации. Если информация не важная, то память быстро избавляется от нее.   Долговременная   память   надежно   сохраняет   информацию   в   течение длительного времени. Физиологически информация сохраняется долго в том случае,   если   есть   смысл   ее   хранить.   Современному   ребенку,   имеющему возможность   в   любое   время   найти   нужную   информацию   в   Интернете,   нет смысла   хранить   ее   в   своей   памяти.   Изменяется   и   структура   запоминания информации. В настоящее время ученики совершенно точно запоминают не содержание,   а   место,   где   находится   какая­либо   информация.   Меняется интенсивность   мнемонических   процессов.   У   молодого   поколения формируется   другая   память,   другие   процессы   запоминания.   Меняется   и процесс мыслительной деятельности.  Если   под   обычным   мышлением   понимается   способность   обобщать, рассуждать,   делать   выводы   на   основе   каких­то   фактов,   то   клиповое мышление – это отсутствие таких возможностей. Проводя  много  времени  перед  монитором  компьютера   или  экраном телевизора,   где   одни   сюжеты   через   минуту   сменяют   другие,   информация подаётся хаотично и поверхностно, современный школьник постепенно теряет способность к логическому анализу и концентрации и выстраиванию длинных логических цепочек. У них есть информация в большом объеме, но нет связи между   ней,   нет   способов   ее   обработки,   нет   возможности   делать умозаключения, как­то объединять факты. Меняется и восприятие как мыслительный процесс. Дети, растущие в эпоху высоких технологий, по­другому смотрят на мир.   Их   восприятие   —   не   последовательное   и   не   текстовое.   Они   видят картинку в целом и воспринимают информацию по принципу клипа. 12 Известный психолог, доктор психологических наук, профессор Санкт­ Петербургского   государственного   университета   Рада   Грановская   в   своей статье   «Люди   с   клиповым   мышлением   элитой   не   станут»   описывает интересные эксперименты, которые провели специалисты с учащимися.   Приведем   пример.   «Ребенок   играет   в   компьютерную   игру. Периодически   ему   дается   инструкция   на   следующий   шаг,   где­то   на   три страницы текста. Рядом сидит взрослый, который, в принципе, быстро читает. Но он успевает прочитать только полстраницы, а ребенок уже обработал всю информацию и сделал следующий ход. Когда у детей в ходе эксперимента спрашивали, как они так быстро читают, то они отвечали, что не читали весь материал.   Они   искали   ключевые   моменты,   которые   давали   им   знать,   как поступить».    Чтобы представить, как работает такой принцип, Рада Михайловна Грановская приводит еще один пример. «Представьте, что вам поручили в большом   сундуке   на   чердаке   найти   старые   галоши.   Вы   быстренько   все выкидываете, добираетесь до галош и спускаетесь с ними. А тут какой­то чудак подходит к вам и просит перечислить все, что вы выкинули, да еще сказать, в каком порядке оно там лежало. Но в вашу задачу это не входило». Были еще эксперименты, которые тоже описывает Рада Грановская. «Детям показывали  картинку на определенное  количество миллисекунд. И они описывали ее так: кто­то поднял что­то на кого­то. На картинке была лисица,   которая   стояла   на   задних   лапах,   а   в   передней   держала   сачок   и замахивалась   на   бабочку.   Вопрос   в   том,   нужны   ли   были   детям   эти подробности,   или   для   задачи,   которую   они   решали,   было   достаточно,   что «кто­то поднял что­то на кого­то».    Сейчас темп поступления информации такой, что для многих задач детали   не   нужны.   Нужен   только   общий   рисунок.   В   этом   заключаются особенности мышления современных школьников.   Возникает конфликт знания и информации. Учащиеся, привыкшие к клиповым   режимам   работы   с   информацией,   практически   не   умеют мыслительно   концентрироваться.   У   них   проявляется   снижение   таких психологических   свойств,   как   способность   воображения,   рефлексии, понимания, в том числе, понимания другого человека.    У детей с клиповым мышлением постепенно утрачивается и такое качество   как   живая   коммуникация,   живое   общение.   Общаясь     по   любому вопросу,   школьники     не   способны   различить,   когда   они   думают   сами   и 13 отстаивают   действительно   свою   позицию,   а   когда   они   всего   лишь воспроизводят скаченную накануне информацию.    Можно сделать вывод, что взаимодействие современного ребенка  с изменившимся   обществом и появившейся новой информационной     средой, применительно к образовательному процессу является одной из актуальных проблем психологии и педагогики. Зная это, задача каждого педагога строить свою   деятельность   с   учетом   психологических   особенностей   детей   со сформировавшимся клиповым мышлением. Литература. 1.Азаренок   Н.В.   Клиповое   сознание   и   его   влияние   на   психологию человека в современном мире. Изд­во «Институт психологии РАН», 2009.  2. Грановская Р.М. Люди с клиповым мышлением элитой не станут. Психология в примерах. СПб. Речь. 2007.  3. Горобец Т. Н.  Ковалев В.В. «Клиповое мышление» как отражение перцептивных процессов и сенсорной памяти.  4.Пудалов   А.Д.   Клиповое   мышление   –   современный   подход   к познанию.  Современные технологии и научно­технический прогресс. 2011. 5. Семеновских Т.В. Клиповое мышление. Электронный ресурс http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208. Часть 4. Положительные и отрицательные стороны клипового мышления учащихся Как   у   всего   нового,   что   возникает   в   обществе,   так   и   у   клипового мышления есть свои положительные и отрицательные стороны. Одни из них лежат   на   поверхности,   другие,   на   первый   взгляд,   не   заметны   и   порой напрямую   не   связаны   с   клиповым   мышлением.   Положительные   и отрицательные   стороны   этого   явления   разнообразны,   поэтому   важно разобраться в них подробно.  Для этого: 1. Нужно признать, что на ребенка сегодня действует большой поток информации.  2. Ученик не может не реагировать на воздействие этой информации.  3.   Сложилось   так,   что   учащимся   просмотреть   10   изображений   с текстом в одно предложение интереснее, чем прочитать 10 полных текстов. 14   На   основании   этого   можно   говорить   о   том,   что   у   современного ученика   происходит   переход   от   понятийного   мышления   к   клиповому мышлению. Понятийное мышление – это вид мышления, где используются понятия и логические конструкции.  Понятийное мышление в сравнении с наглядно­ действенным   и   наглядно­образным   мышлением   представляет   собой   более поздний   этап   развития   мышления,   как   в   истории   человечества,   так   и   в процессе развития конкретного человека. Понятийное мышление не является врожденным   и   не   развивается   само   по   себе,   оно   развивается   в   школьном возрасте.   Освоение   новых   понятий   и   логических   конструкций   прекрасно тренирует   умственные   способности   и   полезно   детям   для   общего интеллектуального   развития.   Понятийное   мышление   использует   богатый арсенал мыслительных операций, среди которых можно выделить следующие: анализ,   синтез,   сравнение,   абстрагирование,   обобщение,   систематизация   и классификация.   Другими   важными   мыслительными   операциями, обязательными для понятийного мышления, являются: причина и следствие, цели и средства, тезис ­ обоснование ­ вывод.  Чем более развито у ребенка понятийное мышление, тем в большей степени   он   является   успешным   человеком,   тем   успешнее   он   справится   с жизненными задачами. Клиповое мышление отличается от понятийного мышления скоростью переработки   информации.   Этот   новый   тип   мышления   дает   возможность мгновенно   находить   выходы   в   различных   ситуациях   и   быстро   принимать правильное   решение.  Так,   в   современном   мире   быстроменяющейся информации   клиповое   мышление   обеспечивает   защиту   человека   от информационных   перегрузок.   Умение   быстро   переключиться   с   одного источника на другой позволяет не перегружать мозг ненужной информацией. Быстрая реакция позволяет легко включаться в работу, быстро реагировать на новую информацию, эффективнее реагировать и подстраиваться под любые изменения.  Это   является,   несомненно,   положительной   стороной   клипового мышления. В   тоже   время   клиповое   мышление   отличается   от   понятийного мышления широкой направленностью, оно не дает огромному многообразию факторов соединиться в единое целое. Весьма   точное   обобщение   отрицательной   стороны   клипового мышления   дают   специалисты   на   основании   исследований.   Исследования показывают, что клиповое мышление приводит к: 15  массовому синдрому расстройства внимания и гиперактивности;   потере желания познавать и создавать новое;   уничтожению потребности и способности к творчеству, чему способствует постоянное   использование   вторичной   информации   на   уровне   ее переработки и комбинирования;  несоответствию образа мыслей образу жизни;  оперированию только содержанием фиксированной длины.  Психологи,  изучая   детей   с  клиповым   мышлением,  описывают   такие нарушения внимания как:  неспособность сохранять внимание на уроке;  снижение   избирательного   внимания, сосредоточиться на предмете;    неспособность   надолго  частые забывания того, что нужно сделать;  повышенная отвлекаемость, повышенная возбудимость: ученики суетливы, неусидчивы, часто переключаются с одного занятия на другое;   наблюдается большое снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.     Вот   что   пишет   Лысиченкова   Светлана   Алексеевна,   психолог, изучающий   и   исследующий   современных   школьников:   «Особенностью современных   школьников   является   обширная,   но   бессистемная информированность практически по любым вопросам. Если дети прошлых лет ощущали определенный информационный голод, то сегодня подростки имеют доступ к небывало широкому объему информации. Современные школьники умеют хорошо ориентироваться в постоянно меняющемся информационном пространстве. Сегодня подростки все больше времени проводят у экранов ТВ и компьютеров. С пеленок окруженные электроникой, школьники прекрасно ориентируются в новых технологиях и нетерпимо относятся к технической некомпетентности   других.   Отношение   к   использованию   новых информационных технологий носит у подростков прагматичный характер: они «добывают»,   «скачивают»   информацию.   Информация   воспринимается   ими как ничья, они не смотрят авторов найденной информации. Индивидуальный прагматизм очень быстро завоевывает позиции в сознании школьников. Для современного   школьника   является   характерным   стремление   к   реальной самостоятельности,   к самопознанию,   желание   занять   благоприятное   положение   в   школьном коллективе, закрепить свои позиции в детской субкультуре».    которая   представляется   ему   как   свобода, 16      У   детей,   получающих   постоянно   информацию   в   виде   кратких фрагментов,   снижается   критичность   мышления.   Это   тоже   отрицательная сторона клипового мышления. Не хватает времени и усидчивости, терпения, чтобы как следует разобраться в том или ином учебном материале. Просто впитать то, что дают в форме картинки или образа проще, поэтому сознанием современных школьников очень просто управлять — достаточно лишь быстро менять темы и картинки.   Отрицательное влияние оказывает клиповое мышление и на отношение к   самому   себе   и   другим   людям.   Школьники   предыдущих   поколений   вели дневники,   уделяя   себе   время,   писали   длинные   и   содержательные   письма, комментарии   к   различным   событиям,   на   уроках   литературы   писали сочинения. Сейчас   наши ученики просто ставят лайки или решают тесты с готовыми ответами. Сейчас важна не суть, не новизна или глубина, а чтобы текста   было   поменьше,   а   картинок   побольше.   Можно   сказать,   что   девиз клипового мышления в этом смысле такой: «От содержания — к форме», что также не является его положительной стороной.     Еще   одним   важным   минусом   клипового   мышления   становится снижение   у   детей   чувствительности   к   чужим   проблемам   и   переживаниям. Постоянно   воспринимаемые     короткометражные   истории   с   интернет­ порталов,   телевизоров   и   других   источников,   несущие   часто   негативную информацию постепенно формируют жестокость, черствость, равнодушие к чужому горю, к чужим проблемам, и ребенок с неокрепшей еще психикой теряет   сочувствие.   Клиповое   мышление   характеризуется   кратковременной реакцией без каких­либо действий.    Педагоги,   психологи   и   другие   специалисты     в   настоящее   время постоянно   ведут     дискуссии   на   тему:   клиповое   мышление:   прогресс   или деградация?   В популярной психологии первого десятилетия XXI века все чаще стало   высказываться   мнение   о   том,   что   клиповое   сознание   ведет   не   к деградации личности и дефициту внимания, а способствует благополучной адаптации   в   информационном   обществе.   Приверженцы   такого   взгляда   на клиповое   мышление   утверждают,   что   в   условиях   динамичного информационного   обмена   необходимо   перерабатывать   огромные   массивы самых   разнообразных   сообщений,   и   человеку,   обладающему   понятийным мышлением, такая задача оказывается не по силам.    Но   большинство   специалистов   в   области   педагогики   и   психологии сходятся   на   мысли,   что   клиповое   мышление   в   том   его   виде,   как   оно 17 сложилось   и   используется   сейчас,   в   силах   уничтожить   теоретическое мышление и классическое образование.  Литература. 1.   Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. М., 2009. 2.  Гураль   С.К.   Язык   и   мышление.   Феномен   «сложного»   мышления. Язык и культура. ­ 2008. 3. Лысиченкова С. А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию. Молодой ученый. — 2012. Часть 5. Образовательные технологии, формы, методы и приемы, формирующие мыслительные процессы обучающихся как средства борьбы с клиповым мышлением Главным вопросом для педагога является вопрос: «Как учить?» Сегодня   человек   за   компьютером   или   за   каким­либо   другим электронным   устройством   может   практически   все   –   писать,   читать, вычислять,   смотреть   изобразительные   материалы,   переставлять   фрагменты условных обозначений и визуальных образов по индивидуальному желанию. С изобретением интернета увеличилась насыщенность информационной среды, окружающей человека с детства. В настоящее время информационная среда оказывает большое влияние на развитие современной системы образования, так как она является наиболее массовой   и   открытой   к   внешним   воздействиям   со   стороны   общества   и государства.  Это породило различные процессы в образовании. В современных условиях важно, с одной стороны, интегрироваться в мировое образовательное пространство, а, с другой, сохранить национальные особенности  системы  образования,  без  которой  невозможно   существование национальной   культуры.   В   связи   с   этим   государство   предъявляет   новые требования к образовательной системе.  Образование учащихся должно быть качественным и соответствовать современному   уровню   знаний.   Решить   эту   задачу   можно,   формируя   у школьников   мыслительные   процессы   в   процессе   учебной   деятельности, понимая,   что   изменения   мыслительных   способностей   у   детей   отмечают многие психологи. В связи с этим идет поиск  новых  подходов и решений проблем обучения. 18 Задачей   педагогов   является   не   борьба   с   клиповым   мышлением учащихся,   а   умение   приспособить   его   к   изменившимся   условиям   и использовать для процесса обучения и воспитания. В современной педагогике накопилось   достаточно   много   образовательных   технологий,  которые   могут быть использованы как способ борьбы с клиповым мышлением.  Для   решения   современных   психолого­педагогических   задач   важно кардинальным образом изменить приоритеты целей обучения. На первый план следует   выдвигать   развивающую   функцию,   в   большей   степени обеспечивающую   становление   личности   школьника,   раскрытие   его индивидуальных   способностей,   развитие   умственной,   творческой   и социальной активности, а самое главное, его мыслительных процессов. Известный американский психолог Говард Гарднер описал основные типы   мышления,   которые   необходимы   для   переработки   и   осознания информации.  К   ним   он   относит   такие   типы   мышления   как   дисциплинарный, синтезирующий, креативный и этический. Дисциплинарный тип мышления предполагает, что ученик осваивает одну   модель   мышления   –   способ   восприятия,   который   необходим   для конкретной   учебной   дисциплины.   Этот   тип   мышления   помогает   ему постоянно   совершенствовать   навыки   и   углублять   понимание   дисциплины. Данная модель очень важна, так как, не изучив хотя бы одну дисциплину, в будущем   человек   не   сможет   действовать   самостоятельно   и   полноценно   в какой бы то ни было сфере деятельности. Синтезирующий тип позволяет извлекать информацию из самых разных источников,   понимать   и   оценивать   ее   объективно,   главное   –   сводить информацию воедино таким образом, чтобы результат имел самостоятельную ценность.     Креативный   тип   мышления   предполагает   рождение   новых   идей. Человек, обладающий креативным типом мышления, уверенно ориентируется в  незнакомой   сфере   деятельности,  быстрее   адаптируется   к   нестандартным условиям.  Этический тип мышления формирует представление о том, как нужно служить целям, выходящим за рамки собственных интересов.  Перечисленные   типы   мышления   представляют   собой   обширную когнитивную   деятельность,   умения,   которые   нужно   развивать   в   школе   в противовес формирующемуся клиповому мышлению.  В   тоже   время   у   учащихся   необходимо   формировать   визуальное мышление. 19 Среди возможностей, которые дает визуальное мышление, основными являются:  умение видеть ситуацию в целом, что позволяет человеку быстро принять правильное решение;   умение   держать   в  голове   много   информации,  при   этом   анализировать   и структурировать ее для дальнейшего использования;  умение видеть суть проблемы, отсеивать ненужные данные.    Визуальное   мышление   является   эффективным   способом   познания окружающего   мира   как   целостной   картины,   а   не   фрагментарно,   как   при клиповом мышлении. Способствовать   профилактике   клипового   мышления   могут образовательные технологии.  Еще в  XX  веке Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов   предложили   педагогам   развивающее   обучение.   Организация учебного   процесса   в   данном   случае   осуществляется   в   логике   учебно­ поисковой   деятельности   в   режиме   диалога.   Мастерство   учителя дидактической   системы   развивающего   обучения   заключается   в   умении создать учебную ситуацию, при которой у ученика проявляется потребность в изучении этого материала, и в этих условиях организовать его деятельность по   самостоятельному   добыванию   знаний.   Обучаюшиеся   сегодня   хорошо отзываются   на   интерактивные   методы   обучения,   смену   деятельности, многозадачность,   мобильность   и   большой   поток   информации.   Сегодня необходимо совместить основу развивающего обучения и клиповое мышление детей   так,   чтобы   клиповость   не   была   преобладающей   в   образовательном процессе.   Этому   будет   способствовать  технология  дифференцированного обучения. Технология предоставляет шанс каждому ученику развивать свои потенциальные способности. Технология  проблемного   обучения   предполагает   организацию   под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности ребенка по решению учебных проблем. В ходе урока ученик должен не только увидеть проблему, но и определить пути её решения пошагово, в удобном для него темпе   и   основываясь   на   материал,   который   преподносится   образно,   ярко, интересно.  Информационно­коммуникационные   технологии обеспечивают повышение эффективности процесса обучения, участие в исследовательских проектах, телеконференциях, дискуссиях. 20 Технология критического мышления содержит оригинальные методы и средства выбора и обработки информации, умения критически ее оценить, осмыслить, применить. Кейс­технология   ­   технология  обучения,   использующая   описание реальных   ситуаций.   Это   интерактивная   технология   для   краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько   на   освоение   знаний,   сколько   на   формирование   у   учащихся   новых качеств и умений. Одной из важнейших характеристик кейс­метода является умение   воспользоваться   теорией,   обращение   к   фактическому   материалу. Кейс­технологию иногда называют Гарвардской технологии.  Успешно   применяется   для   профилактики   развития   клипового мышления  технология  ТРИЗ   –   теория   решения   изобретательских   задач. Основными   функциями   и   областью   применения   ТРИЗ   являются   решение изобретательских   задач   любой   сложности   и   направленности;   развитие творческого воображения и мышления; развитие качеств творческой личности и развитие творческих коллективов. ТРИЗ представляет собой обобщенный в абстрактной форме опыт изобретательства, помогающий школьнику уйти от клипового мышления и раскрыть свой творческий потенциал. В совокупности все эти технологии формируют понятийное мышление и противодействуют клиповому мышлению. Деятельность   учителя   должна   строиться   с   использованием   выше названных   технологий   и   таких   форм,   методов   и   приемов,   которые   будут направлены   на   развитие   понятийного   мышления,   в   зависимости   от характерных черт клипового мышления. В приложении слушатели могут изучить основные формы, методы и приемы, которые разработал кандидат педагогических наук  Ривкин Евгений Юрьевич.    подхода,   системно­деятельностного Анализ приведенных приемов показывает, что все они согласуются с являющегося требованиями   методологической   основой   новых   ФГОС.   Таким   образом,   использование учителями   разнообразных   приемов   организации   образовательной деятельности   обучающихся,   направленных   как   на   освоение   предметного содержания,   так   и   метапредметных   компетенций   (общеучебных   умений, универсальных способов образовательной деятельности), призвано обеспечить эффективность   образовательного   процесса   вне   зависимости   от господствующего стиля мышления обучающихся. Литература. 21 1. Загашев И.О., Заир­Бек С.И.Критическое мышление: технология развития. – СПб.: Альянс­Дельта, 2003. 2. Захарова   И.Г.  Информационные   технологии   в   образовании.­   М: Издательский центр «Академия», 2008. 3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.– М.:Народное образование,1998 4.     Кастельс   М.   Информационная   эпоха:   экономика,   общество   и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. 5. Лысиченкова С. А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию // Молодой ученый. — 2012. 6. Ривкин Е. Ю. Теория и технологии. Москва, 2014. Часть 6. Рекомендации по профилактике развития клипового мышления    В современном мире педагогический процесс испытывает влияние информационных   технологий.   Уже   признано,   что   информационные технологии увеличивают динамику педагогического процесса. Очень быстро растет   общий   уровень   развития   личности   и   темпы   достижения   целей педагогического   процесса,   повышается   уровень   воспитательной   и образовательной работы, создаются условия для улучшения эффективности управления образовательным процессом.  Влияние   клипового   мышления   на   качество   обучения,   воспитания   и развития   детей   можно   рассматривать  с   точки   зрения   психологии   и педагогики. Психологи считают, что при формировании клипового мышления идет   развитие   одних   когнитивных   навыков   за   счет   других.   При   этом наблюдается   значительное   расслоение   общества   с   большим   перевесом клипового мышления. Педагоги   видят   выход   в   формировании   у   учащихся   равновесного мышления.  Равновесное   мышление   –  это   развитие   качества   понятийного   и клипового мышления одновременно, при полном балансе качеств линейного и нелинейного   мышления.   Равновесие   мышления   –   это   разум,   потенциально имеющий   неограниченные   возможности.   На   Востоке   такое   мышление называют «трансцендентальным сознанием» и считают переходной формой к более   совершенным   уровням   сознания.   Это   устремление   к   сохранению главных человеческих ценностей, таких как любовь, семья и дети, экология и 22 этика,   сохранение   нормальных   человеческих   отношений   и   мира   на   Земле. Равновесное мышление направлено на созидание.   Феномен   клипового   мышления   по   своей   сущности   во   многом соприкасается   с   понятием   когнитивного   стиля.   В   своей   работе   педагог должен     учитывать   рекомендации   по   ведению   процесса   обучения   в зависимости от когнитивного стиля учащихся, так как эти утверждения будут справедливы и для учащихся с клиповым мышлением.  Комплексные   подходы   к   учету   когнитивного   стиля   в   обучении представлены   в   работах   российского   психолога,   академика   РАО,   доктора психологических   наук,  профессора   Галины   Алексеевны   Берулавы,  которая считает,   что   те   школьники,   которые   обладают   клиповым   мышлением,   не станут великими, а те же, кого лишили компьютера, телевидения и клипового мышления, будут иметь голодное будущее. В   работах   Г.А.   Берулавы   сделана   попытка   представить   комплекс методических   рекомендаций   по   организации   работы   на   учебном   занятии   с учетом когнитивных стилей, который позволил бы не только помочь ученику с любым   стилем   полностью   освоить   материал,   но   и   развить   возможности ребенка.  Она   выделила   интегральный   когнитивный   стиль   «дифференциация  ­ интегральность»,   который,   как   и   клиповое   мышление,   связан   со специфическим восприятием и усвоением учебного материала.  Галина Алексеевна Берулава дает такие рекомендации педагогам: 1.   Для   школьников   с   интегральным   стилем,   нужно   применять технологии   обучения,     построенные   по   принципу   восхождения   от абстрактного мышления к конкретному, от общего к частному.  Необходимо делать   опору   на   собственную   познавательную   активность   школьника,   с использованием дискуссий.  2. Для учеников же дифференциального стиля, обучение строится от частного   к   общему   и   направлено   на   обобщенное,   логико­формализованное освоение материала, либо на основе его целостного познания, либо на основе ступенчатого, последовательного познания».  Педагоги   должны   учитывать   и   рекомендации   по   организации образовательного процесса с учетом мышления современных школьников. Эти рекомендации   содержат   главные   принципы   организации   педагогического процесса:  гуманистический принцип, который объединяет цели развития школьника и его жизненные установки; 23  принцип   взаимосвязи   теоретической     и   практической   направленности педагогического процесса;  принцип   взаимодействия   между   содержанием,   формами   и   методами образования и учебно­воспитательной работы и всей общественной жизнью;  принцип научности, который сочетается с большим потоком информации;  принцип   наглядности   в   педагогическом   процессе,   который   приводит   к развитию мышления от образно­конкретного к абстрактному. Весь   педагогический   процесс   должен   строить   свою   деятельность   с учетом рекомендаций по противодействию или использованию смягчающих педагогических приемов.  Назовем эти особенности и приемы:   1. Школьник не способен долго концентрироваться  на информации, при этом у него заметно снижается способность к анализу, поскольку любая информация   не   задерживается   в   его   сознании   и   быстро   сменяется   новой информацией.  Учитывающий педагогический прием: исследование объекта с разных   сторон,   а   также   практическое   проведение   в   процессе   занятий логического и сравнительного анализа свойств объекта. 2.   Школьники   мало   читают   и   не   понимают   смысла   прочитанного, быстро забывают то, чему их недавно учили, и не могут осилить пройденные темы. Смягчающий педагогический прием: неоднократное изучение объекта в различных   контекстах;   системный   подход   с   исследованием   объекта   в различной связи.  3.   Школьник   в   значительной   степени   теряет   способность  Педагогическое   противодействие:   подбор анализировать   информацию. специального дидактического материала. 4.   Информационная   перегрузка   школьника.  Педагогическое противодействие   информационной   перегрузке:  переключающие   внимание приемы в процессе занятия.  5. При клиповом мышлении развивается многозадачность мышления обучающихся, что может отвлекать от темы занятий.  Педагогический учет этого   свойства   клипового   мышления:   приводить   практические   примеры, направленные   на   актуализацию   темы,   повышение   уровня   приоритетности решения учебных задач в текущий отрезок времени.  6. Школьники не могут удерживать состояние концентрации в течение  Рекомендуемый   метод:  чтение   (естественно,   не длительного   времени. клиповой   литературы)   и   закрепление   прочитанного:   обсуждение, конспектирование и т.д., что способствует выработке умения анализировать, 24 устанавливать   связи   между   явлениями,   и   в   конечном   итоге   приводит   к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира. Педагогам   в   современной   школе   не   рекомендуется   бороться   с клиповым   мышлением,   а   использовать   его   особенности   для   процесса обучения. При этом рекомендуется учитывать следующие аспекты: 1. Дети не виноваты, что они не любят читать книги. 2. Клиповое мышление школьников – не их вина, это их реальность. 3.   Невысокий   уровень   обученности   учащихся   связан   не   с   тем,   что школа плохая, а учителя непрофессиональные, а с тем, что материал в школе построен   по   линейному   принципу.   Вот   и   возникает   разрыв   между требованиями и желаниями. 4. Те ученики, которые по каким­то причинам не перестроились на клиповое мышление, учатся успешно в технических учебных заведениях, где преобладает линейное обучение. 5. Обладатели клипового мышления,  оказываются перед трудностями, изучая   точные   предметы,   которые   неизбежно   построены   по   линейному принципу:  каждое  новое понятие основано  на  предыдущем  материале. Все понятия вместе требуют системного подхода. В силу клипового мышления ученики  даже не понимают, чего от них хотят. 6.   Нужны   новые   подходы   для   того,   чтобы   педагоги     могли   учить обладателей   клипового   мышления.   Для   этого   требуются   специальные исследования   и   разработки   методики   и   дидактики,   помогающие   детям освоить приемы системного мышления, умения думать абстрактно.  Учителям   необходимо   искать   новые   подходы   к   решению   проблем обучения   молодого   поколения.   Эти   подходы   могут   опираться   на разработанные рекомендации по разрушению клипового мышления, которые включают:   специальные тренинги по концентрации внимания (таблицы для чтения и математики, отгадывания загадок, и т.п.);   чтение художественной литературы и обсуждение прочитанного;   ограничение   доступа   к   Интернету   и   другим   средствам   массовой информации;   включение в учебный процесс элементов «клиповой» подачи информации, т.е.   исключить   монотонность,   менять   формы   восприятия,   заставлять слушать,  писать,  смотреть,  использовать  наглядный   материал,  приводить примеры применения получаемых знаний;   упрощение изучаемого материала (разбивание его на блоки);   многократное повторение изученного материала. 25 Нужно учитывать, что учреждения образования не только готовят к будущей жизни современных школьников, но и помогают жить в реальной действительности. Педагогам следует направить свои усилия не на борьбу с новым   явлением,   используя   привычные   средства   и   методы,   а   на   развитие знающего, быстро думающего и хорошо говорящего человека сегодняшнего дня. Таким образом, педагогическая деятельность может быть эффективной, если   она   обеспечивает   свое   обновление   и   саморазвитие,   исходя   из   реалий современного мира. Литература.  1.   Методологические   основы   деятельности   Берулава   Г.А. практического психолога. Москва. Высшая школа 2003. 2. Глущенко   В.В.,   Глущенко   И.И.   Ценностный   подход   при формировании и реализации концепции развития дистанционного образования // Педагогика и просвещение. — 2015.  3.Балашова  И.В. О некоторых особенностях клипового  мышления и проблемах усвоения учебного материала. Москва.2012.  4.   Силин   А.А.   Творение   нового   как   переход   от   возможного   к действительному. Философские науки. 2008.  5.   Фрумкин   К.Г.   Клиповое   мышление   и   судьба   линейного   текста. Ineternum. 20 Приложение Основные формы, методы и приемы, разработанные кандидатом педагогических наук Ривкиным Евгением Юрьевичем Характерные   черты клипового мышления школьников 1.Фрагментарность, готовность к высокой Формы, методы и приемы, которые может использовать учитель Использование   разнообразных   приемов   организации образовательной деятельности обучающихся. скорости   получения информации. 2. Образность 3.Многоканальность восприятия окружающего   мира, готовность к обработке разнообразной информации   26 Частая   смена   видов   деятельности   и   источников информации. Приемы:   Быстрые   ответы   на   серию   вопросов,   имеющих   разную конструкцию.    логических Заполнение   фактических, пробелов   в   изученном   понятии,   явлении   из   разных источников информации.  Блочное изучение материала (модули, страты). Выделение (подчеркивание,   закрашивание   и   т.п.)   логических   частей (понятий, примеров) в тексте.  Сокращение текста, выделение главного. Создание образов понятий, изучаемых объектов, процессов и явлений.    смысловых, Приемы:  Иллюстрирование текстовых источников.  Визуализация понятий.  Использование художественной литературы.   Создание   слайд­презентаций,   кинофрагментов   и   т.п. визуальных рядов.  Создание схем и др. графических образов. Частая смена источников информации.  Приемы:  Трансформация образов: художественные – схематические –   звуковые   –   текстовые.   Основывается   изучение особенностей   изучаемого   понятия   (явления,   процесса)   с использованием   различных   органов   чувств   и   способов передачи информации.  Создание   зрительной   опоры   (опорного   конспекта)   на основании   различных   источников   информации   и обязательного устного рассказа с ее использованием.  Характеристика понятия на основе различных источников информации.  Изучение одного понятия с позиций разных наук.  Использование приемов кинестетического характера. 4. Эмоциональность Опора на эмоции.  Приемы:   Формирование   личного   эмоционального   отношения   к 5.Рациональность 6.   Потребность   в новизне. 27 изучаемому содержанию.  Опора на жизненный опыт.  Приемы игры и соревнования.  Поиск и решение противоречий.  Творческие формы выражения мыслей и отношения. Мотивация   на   практическую   значимость   изучаемого содержания, осваиваемого способа деятельности.  Приемы:   Поиск   доказательств   необходимости   изучаемого содержания лично для обучающегося.  Организация сопутствующего повторения как опоры для освоения нового. Создание   образовательного   продукта, обучающегося. Приемы:  Введение достаточно большого объема нового материала в короткий   промежуток   времени   с   его   последующим углублением,   систематизацией   и   демонстрацией   новых сторон (свойств, особенностей).  Создание творческого продукта, проектная деятельность   нового   для

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)

Лекция по клиповому мышлению ( доклад)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2018