Лекция по литературе на тему "Литература эпохи Возрождения" (8класс)
Оценка 5

Лекция по литературе на тему "Литература эпохи Возрождения" (8класс)

Оценка 5
Лекции
docx
искусство +1
8 кл
13.02.2017
Лекция по литературе на тему "Литература эпохи Возрождения"  (8класс)
Материал представляет собой лекцию, которая включает в себя следующие вопросы: предпосылки Возрождения, идеология эпохи, особенности искусства Возрождения. Данная лекция может быть использована на первом уроке-изучении нового материала по литературе, а также на уроках искусства, на спецкурсах по литературе, на внеурочной деятельностиЛекция по литературе на тему "Литература эпохи Возрождения" (8класс)
Лекция. Литература Возрождения.docx
Лекция 5. Литература эпохи Возрождения 1. Предпосылки Возрождения. 2. Идеология эпохи. 3. Особенности искусства Возрождения.    1.    Эпоха Возрождения — одна из самых ярких в истории человечества. Она не только дала толчок к развитию изобразительного искусства, но заложила основы дальнейшего развития европейской культуры Нового времени. Возрождение   — новый   этап   в   истории   мировой культуры,   приходится   на   период   кризиса феодальных отношений и зарождения новых буржуазных отношений. С 14 века в европейских странах — перемены   в   экономике,   политике,   культуре.   Бурно   развиваются   города,   зарождается   мануфактура   и мировая   торговля.   Это   время   великих   географических   открытий:   1492   год   —   путешествие   Колумба, открытие Америки, путешествия Васко да Гаммы. Это эпоха крестьянских восстаний и религиозных войн. Распространившееся   в   это   время   движение   Реформации   и   возникновение   протестантизма   привело   к отпадению целого ряда стран от католичества. В 1519 году монах­августинец Мартин Лютер вывешивает на дверях собора в Виттенберге свои 95 тезисов, направленных против злоупотребления индульгенциями. Это стало началом движения реформации, началом церковного раскола. Поиски истинной веры, истинной церкви взамен   погрязшего   в   грехах,   разгуле   и   разврате   Рима.   Протестантизм   противопоставил   католицизму простоту   богослужений,   отказавшись   от   пышных   обрядов,   аскетизм   своих   служителей,   утраченный представителями высших церковных должностей католического Рима. Реформаторы требовали религии, доходящей до сердца и разума, говорящей в каждой стране на своем национальном языке, а не на латыни. В   экономике   начинается   переход   к   капитализму,   аграрный   переворот,   эпоха   первоначального накопления. Из среды третьего сословия выделяется буржуазия, которая начинает создавать капиталы для развития   промышленности.   Капиталы   создавались   любым   путем:   нещадной   эксплуатацией,   в   колониях, пиратством. В политике ведется борьба с феодальной раздробленностью, создание абсолютных монархий (вся   власть   в   руках   одного).   Абсолютная   монархия   способствовала   созданию   крепкого   государства, развитию торговли и промышленности. Происходит   широкое   обновление   культуры,   расцвет   естественных   и   точных   наук,   создание литературы на национальных языках, расцвет изобразительного искусства. Наука из служанки богословия становится самостоятельной областью, основывается на опыте. Достижения науки получили философское осмысление  и  обоснование,  появляется и  развивается  книгопечатание.  Одно  из  главных  достижений  — философия природы (натурфилософия), она была пантеистической. Пантеизм — религиозно­философское учение,   отождествляющее   Бога   с   природой,   рассматривающее   природу   как   воплощение   божества. Считалось, что Бог растворен в природе и руководит жизнью изнутри. Происходит открытие мира. Ученые пытались создать целостную и универсальную картину мира без вмешательства Бога извне. Это стремление наталкивалось на недостаток реальных знаний о мире, часто прибегали к поэтическим домыслам. Типичным был полуученый, полуфантаст, тип доктора Фауста. Люди были  полны   стремления   познать  себя  и   мир.  Католическая  церковь  становится   предметом  насмешек   и критики,   этому   был   ряд   причин:   ученые­филологи   исследуют   Библию.   В   средневековой   Европе пользовались латинским текстом Библии, который назывался Вульгатой. Перевод Священного Писания на латынь   сделал   в IIIвеке   святой   Иероним.   В   начале XVI в.   появляется   интерес   к   оригинальному   тексту Библии.   Нидерландский   ученый   Эразм   Роттердамский   сделал   новый   перевод   Нового   завета.   Немецкий знаток древних языков Иоганн Рейхлин сделал филологический комментарий к еврейским текстам Ветхого Завета,   в   результате   обнаружилось   множество   переводческих   ошибок,   а   неверно   переведенные   места послужили основой для многих католических догматов и обрядов. Открытия   филологов   совпали   с   общим   недовольством   церковью,   что   спровоцировало   явление Реформации   (от   лат.   “преобразование,   исправление”)   —   широкое   общественно­политическое   и идеологическое движение, которое требовало преобразовать церковь в демократическом духе. Сторонники Реформации, выступая за возвращение к первоначальному тексту Библии, считали, что при общении с Богом люди не нуждаются в посредниках — церкви и ее служителях. Термин   Ренессанс   (французское),   Ринашименто   (итал.),   Возрождение   (русская   калька   с   франц.) появился в XVI веке. Его впервые использовал по отношению к изобразительному искусству итальянский художник Джорджо Вазари в своем сочинении “Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и   зодчих”   (1550   г.).   Он   писал   о   возрождении   искусства   в   Италии   после   долгих   лет   упадка   в   период средневековья. Позже это понятие приобрело широкий смысл. Хронологические   рамки   В.   для   разных   стран   различны.   Движение   это   начиналось   с   юга   на   север. Италия XIV­XVI в., другие страны Европы —XV­XVI вв., иногда — начало XVII в.  2. Основа   культуры   Возрождения   —   идеологическая   борьба   с   феодализмом   и   его   пережитками. Культурные деятели эпохи вели борьбу с теологией, схоластикой, аскетизмом, мистикой, с главенствующим положением   религии.   Они   стремились   создать   новую   культуру,   основанную   на   принципе   свободного развития автономной человеческой личности, ее освобождения от опеки религии и церкви. Главной мыслью эпохи стало убеждение в достоинстве человека, по имени которого получила свое название философия Возрождения — гуманизм (от лат. homo — человек). Идеологической базой Возрождения стал гуманизм — течение   общественной   мысли,   которое   зародилось   в   14   веке   в   Италии,   а   затем   на   протяжении   второй половины 15­16 века распространилось в других европейских странах, провозгласившее высшей ценностью человека   и   его   благо.   Гуманисты   считали,   что   каждый   человек   имеет   право   свободно   развиваться   как личность,   реализуя   свои   способности.   Наиболее   ярко   и   полно   воплотились   идеи   гуманизма   в изобразительном   искусстве,   главной   темой   которого   стал   прекрасный,   гармонически   развитый   человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями. Источником   знаний   и   образцом   художественного   творчества   для   гуманистов   была   античность. Несмотря на декларируемое гуманистами возвращение к классической древности в противопоставлении “варварству”   средневековой   культуры,   искусство   Ренессанса   во   многом   сохранило   преемственность   по отношению к предшествовавшей художественной традиции. На смену подчинению личности феодальным и церковным   авторитетам   пришел   принцип   свободного   развития   индивидуальности.   Человек   —   центр мироздания,   высшее   творение   природы,   мир   создан   для   него.   Отсюда   проистекал   оптимизм, жизнеутверждающий характер культуры В., вера во всемогущество разума и возможность гармонического и беспристрастного развития человеческой личности. Возрождение   имеет   общие   (типологические)   черты   во   всех   странах:   1)   интерес   к   Античности, стремление   возродить   культурное   наследие   прошлого.   В   Античности   привлекало   внимание   к   красоте человеческого   тела,   прославление   радостей   бытия,   культ   красоты;   2)   борьба   с   феодализмом   и   его пережитками, с засильем церковной идеологии; 3) возникновение и распространение гуманизма (широкое идеологическое движение, создавшее новую концепцию человека); 4) сосуществование двух культурных традиций:   ученой   (философской)   и   народной   (демократической),   в   лучших   произведениях   эпохи   они переплетаются. Характерная   особенность   эпохи   В.   —   связь   искусства   и   науки.   Познавательное   начало   играло большую роль, художники искали опору в науке, что вызвало к жизни целую плеяду художников­ученых. Искусство В. использовало опыт средневековья. Христианство, перенесшее внимание на духовные ценности, приучило   видеть   во   внутреннем   мире   человека   большую   глубину,   чем   та,   которую   знала   Античность. Человек   новой   эпохи   постигал   себя,   открывая   в   себе   способность   любить   и   потребность   в   любви. Средневековая рыцарская поэзия избирает объектом любви и поклонения не Бога, а человека — женщину, предопределив основную тему ренессансной лирики с ее культом любви и дружбы. Мощным было наследие народной культуры. Народный смех имел двойственную (амбивалентную) природу,   так   как   он   не   только   обличал   пороки,   но   утверждал   ценность   самой   жизни,   право   человека наслаждаться ею. На Севере Европы особенно сильным был взлет сатирической литературы, что связано с мощным и успешным реформаторским движением народных низов против католической церкви. Искусство В. было светским. Это следствие социального утверждения набирающей силу буржуазии. Искусство В. проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека. Типичными чертами были героика, титанизм характеров и страстей (ревность Отелло, любовь Ромео и Джульетты, стремление Гамлета восстановить справедливость). Гуманисты считали, что человек должен  быть  развит всесторонне:  умственно,  физически,  должен  быть образован,  иметь  разносторонние интересы,   должен   быть   совершенным   нравственно   и   физически.   Концепция   гуманистов   отличалась   от средневековых представлений.  Средние века Возрождение 1.   Человек   —   творение   Бога,   создан   во   славу Бога. Культура теоцентрична. 2.   Человек   —   часть   общественной   группы. Ощущает свое место в ячейках общества. 1. Человек — часть природы, самое совершенное ее творение,   Культура антропоцентрична.   мироздания.   центр 2.   Человек   порывает   с   сословно­иерархическими ограничениями,   осознает   себя   как   личность, развивается   индивидуализм   (сложное   явление: человек   осознает   ценность   личности,   развивается чувство   собственного   достоинства,   высокая самооценка,   но, освободившись от сословных ограничений личность проявляла   аморализм,   развивался   эгоизм, буржуазное хищничество).   раскрываются   таланты; 3.   Благородство   —   знатность,   врожденное качество крови. 4. Аскетизм: человек — существо духовное, он устремлен к Богу, земная жизнь — грязь, разврат, грех. 3.   Благородство   —   приобретенные   качества: благороден   тот,   чьи   поступки   благородны,   это   не зависит от происхождения. 4. Отказ от аскетизма. Прекрасно все естественное: любовь   к   земным   наслаждениям,   физическое совершенство.   В   произведениях   В.—   торжество плотского начала.   3. В новую эпоху на первое место выступает творческая индивидуальность художника, деятельность которого в то время была на редкость многообразной. Поражает разносторонняя одаренность мастеров Ренессанса   —   они   часто   работали   в   различных   областях,   совмещая   занятия   живописью,   скульптурой, архитектурой с увлечением литературой, поэзией и философией, с занятиями точными науками. Выражение “человек Возрождения”, “ренессансная личность”, обозначающее разносторонне одаренную личность, стало впоследствии нарицательным. Сами   деятели   В.   —   разносторонние   личности:   Леонардо   да   Винчи,   незаконнорожденный   сын нотариуса и крестьянки. Талантливый математик, изобретатель, скульптор, живописец, писатель, он одним из первых произвел вскрытие трупа, чтобы узнать строение человеческого организма, ведь он стремился использовать научные знания при создании картин. Художник был необыкновенно силен, внешне красив.    В эпоху В. развивается жанр портрета, зарождается историческая и пейзажная живопись. Были открыты линейная и воздушная перспективы. Религиозные темы облекаются в земные образы: “Мадонна Литта”, “Мадонна Бенуа” Леонардо да Винчи, “Сикстинская мадонна” Рафаэля. Многие художники обращаются к античным   темам   и   сюжетам:   “Рождение   Венеры”,   “Весна”   С.   Боттичелли,   “Сотворение   Адама” Микеланджело. В литературе раннего В. ведущим жанром была авантюрная новелла и лирическая поэзия, высокое и позднее   В.   разрабатывает   жанры   трагедии   и   романа.   Возникает   жанр   авантюрного   (пикарескного, плутовского романа), в котором появляется новый тип героя — авантюрист, полный сил и жажды жизни, плут, мошенник, ищущий счастья. Часто такими чертами обладают служители церкви, нарушающие нормы аскетизма   —   это   следствие   утверждения   нового   гуманистического   взгляда   на   мир   и   критика церковнослужителей. В конце эпохи осознается трагедия индивидуализма: люди понимают невозможности действовать и изменять мир в одиночку, невозможность исправить свое время (Гамлет У. Шекспира страдает именно из­за этого). Раннее В. было оптимистично: люди верили, что старый мир разрушается и уходит в прошлое, верили, что новый мир будет прекрасным, человек в нем будет счастлив, идеалы гуманизма воплотятся в реальности.   Поэтому   в   литературе   раннего   Ренессанса   изображается   человек,   противостоящий   бедам   и невзгодам, активно борющийся за свое счастье: Ландольфо Руффоло из “Декамерона” Боккаччо, многие героини У. Шекспира: Оливия, Катарина, Джульетта и др. В период позднего В. новые буржуазные отношения выявляют свою антигуманную сущность. Новый мир   оказался   не   таким,   как   ожидалось,   он   не   дал   людям   счастья   и   справедливости.   Действительность осмысливалась трагически, гуманисты одновременно ведут борьбу с феодализмом и его пережитками и с недостатками   нового   капиталистического   общества;   они   понимают,   что   мечты   о   свободе   и   счастье невозможно реализовать в условиях реального мира, это свидетельство кризиса гуманизма. Писателями В., особенно английскими — Кристофером Марло и У. Шекспиром — были созданы персонажи, исторические, легендарны,   современные,   чей   необузданный   индивидуализм   переходит   в   злодейство:   короли   Шекспира (реальные английские Иоанн, Ричард III, полулегендарные Клавдий и Макбет), частные лица Эдмунд, Яго, Шейлок — воплощают жестокость времени, проявляя черты злодейства. Зло первоначального накопления было в этот период двойником исторического прогресса. Осуждение злодеев у писателей В. достигается во всем ходе действий. И Шейлок, и Яго Шекспира хотя и остаются к финалу пьес в живых, но их жизненниые принципы   посрамлены   и   уничтожены.   Их   опыт   показан   неистребимым,   но   жалким,   неприемлемым   для человека В. Художники В. преобразовывали в своем творчестве народное искусство: так многие средневековые фаблио вошли в стройный ансамбль “Декамерорна” Боккаччо, “хроники” и “народные книги” французского средневековья послужили основой романа французского писателя­гуманиста Франсуа рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”,   многие   пьесы   народных   театров   и   бродячих   трупп XVI века   были   преобразованы   У. Шекспиром и Лопе де Вега в авторские драмы, в составе романа М. де Сервантеса “Дон­Кихот” можно обнаружить сюжеты многих устных повестей. По­новому воспринимается в эпоху В. история, что связано с понятием “ренессансный реализм”. Его общим моментом является рассмотрение человека в пространственной и временной связи с изменяющимся миром. Изображался новый человек, освобожденный от сословных рамок, порой в разгуле эгоистических страстей, в способности достичь гармонии с природой и обществом или отдать жизнь за достижение своего идеала.   Эгоистичным   героям   противопоставлялся   человек   разносторонний.   В   западноевропейском   В. преобладала тенденция  изображения энергичного, стремящегося воздействовать на мир человека. Герои представали гиперболизированными, но гиперболизм проявлялся в стремлении к идеалу, в пафосе речей, в заостренном изображении стяжательства, хищничества, жестокости и других пороков, а также в предельном возвышении человеческого и героического. Отличительная   черта   реализма   эпохи   В.   —   смелое,   динамичное,   красочное   изображение полнокровных положительных образов, создание гуманистических характеров, реабилитация чувственного начала и одновременно возвышение героической духовности, изображение гармонии этих двух начал. Возрождение — это сложная, яркая, трудная эпоха, когда окончательно оформляются буржуазные нации, выявляется национальное своеобразие культур.

Лекция по литературе на тему "Литература эпохи Возрождения" (8класс)

Лекция по литературе на тему "Литература эпохи Возрождения"  (8класс)

Лекция по литературе на тему "Литература эпохи Возрождения" (8класс)

Лекция по литературе на тему "Литература эпохи Возрождения"  (8класс)

Лекция по литературе на тему "Литература эпохи Возрождения" (8класс)

Лекция по литературе на тему "Литература эпохи Возрождения"  (8класс)

Лекция по литературе на тему "Литература эпохи Возрождения" (8класс)

Лекция по литературе на тему "Литература эпохи Возрождения"  (8класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017