Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »
Оценка 4.8
Лекции
doc
математика +1
Детсад
07.02.2019
В настоящее время по всему миру очень популярно раннее развитие детей. Основная масса методик раннего развития наряду с развитием креативного мышления акцентируют свое внимание на развитии у детей логического мышления. Одна из самых известных систем обучения математике и развития у детей логики стала методика Петерсон.
Развитие математических представлений у дошкольников.doc
Лекция
«Развитие математических представлений у дошкольников на основе
программы Л.Г. Петерсон »
Подготовила логопед
Компаниец Н.Н. План
2
Введение………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Программа Л.Г. Петерсон………………………………………..5
1.1. Цели и задачи программы…………………………………………..5
1.2. Особенность программы……………………………………………5
Раздел 2. Дополнительная общеразвивающая программа
«Игралочка» ………………………………………………………………….6
2.1 Новизна и актуальность программы ……………………………….…6
2.2. Содержание программы……………………………………………….7
Раздел 3. Организационно – педагогические условия.
3.1 Принципы………………………………………………….……………9
3.2.Методы и приемы работы с детьми…………………………………..11
3.3. Сроки освоения программы «Игралочка»……………..…………….12
3.4. Цель программы………………………………………………….……12
3.5.Задачи программы………..……………………………………….……12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….…………………………………….15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………16. 3
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время по всему миру очень популярно раннее развитие
детей. Основная масса методик раннего развития наряду с развитием
креативного мышления акцентируют свое внимание на развитии у детей
логического мышления.
В нашей стране одной из самых известных систем обучения математике
методика Петерсон.
и развития у детей логики стала
Современная система образования и новаторские методики воспитания
большое внимание акцентируют на личности ученика, чтобы помочь
полноценному формированию у него качеств и черт характера, которые
помогли бы ему справляться в будущем с возможными трудностями жизни и
принимать взвешенные и самостоятельные решения, чтобы развитие ребенка
было полноценным.
Если целью прежней традиционной системы обучения являлась
передача учащимся всех необходимых знаний, навыков и умений в рамках
школьной программы, то методика Петерсон, помимо передачи знаний,
формирует у учеников способность к самостоятельному принятию решений,
практических действий, адекватному анализу полученных результатов. Дети
на занятиях учатся общаться между собой, уважать друг друга и других
людей.
Вся система обучения по Петерсон строится по принципу наслоения,
так называемого «слоеного пирога» – постоянного развития сложности
материала и периодического повторения основных методических и
содержательных основ курса. По сути, ребенок от трех до десяти лет
получает одни и те же знания, но с разным уровнем сложности,
соответствующим по возрасту. 4
Обучение математике по методике Петерсон предполагает
использование специальных учебниковтетрадей, в которых дети могут
рисовать, писать решения задач и т.п. При этом сам процесс изучения
материала должен быть построен особым образом: учитель не объясняет
ребенку новую тему, а только указывает на проблему и подталкивает к
правильным решениям и выводам при необходимости. При этом основной
целью является формирование логического мышления, тренировка
творческих и коммуникативных способностей детей. Поскольку, по мнению
Петерсон, те или иные знания могут стереться из памяти, но базовые навыки,
общее представление о мире, умение логически мыслить и любовь к
творчеству и общению должны остаться. 5
Раздел 1. Программа Л.Г. Петерсон
1.1. Цели и задачи программы
Программа Л. Г. Петерсон ставит своей целью создание интересной,
содержательной и значимой с позиции общих представлений об окружающем
мире системы математических понятий. Поэтому одна из основных задач
курса – обучение школьников построению, исследованию и применению
математических моделей окружающего их мира. При этом уделяется
внимание всем трем этапам формирования и изучения таких моделей. Ими
являются:
этап математизации действительности, то есть построения
математической модели некоторого фрагмента действительности;
этап изучения математической модели, то есть построения
математической теории, описывающей свойства построенной модели;
этап приложения полученных результатов к реальному миру.
В практике обычно первый и третий этапы опускают, считая, что
задачей школьного курса математики является лишь построение
математических теорий, а о возникновении математических понятий и их
практическом приложении речь, как правило, не идет. В результате
обучающиеся плохо осознают практическую значимость математической
науки и ее место в системе наук. Их деятельность на уроках математики
становится формальной, теряет личный смысл. 6
1.2. Особенность программы
Особенность изучения составных задач в этой программе – их раннее
введение.
Методика Петерсон дает детям главное – мотивацию. Построенная по
игровому принципу, понятно и интересно, на основе реальных предметов и
вещей, доступных для детского понимания, а не на абстрактных понятиях, она
хороша тем, что родители сами смогут прекрасно по ней заниматься с детьми.
Раздел.2 Дополнительная общеразвивающая программа «Игралочка»
Удовлетворить естественные потребности ребенка в познании и изучении
окружающего мира, его неуемную любознательность, дать ему здоровую
интересную пищу для ума и при этом достаточно сложную поможет,
дополнительная общеразвивающая программа «Игралочка», разработанная на
основе программы Л.Г. Петерсон.
Математическое развитие на основе Петерсон. Л.Г. Кочемасовой Е.Е.
отличается новым подходом, как в содержании, так и в форме подачи
материала.
Оно направлено на всестороннее развитие личности ребенка: развитие его
мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств
личности.
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность.
Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе
которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные
признаки, отношения, соревнуются, делают открытия. В ходе этих игр
осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с
ребенком и детей между собой.
1.1. Новизна и актуальность программы 7
Новизна программы заключается в организации процесса освоения
образовательного материала: ключевые понятия вводятся через игровые
задания и упражнения, поэтому внимание воспитанников акцентируется на
важных моментах, не снижая интереса к самому виду деятельности, по
окончанию изучения каждой темы проводится итоговая играпутешествие.
Все занятия проходят в игровой форме, что помогает воспитаннику
адаптироваться в учебном процессе. Обучающие игры вид деятельности.
Занимаясь играя, дети получают новые знания, которые расширяют,
углубляют и закрепляют. Таким образом, воспитанники включаются в
ориентированную творческую интеллектуальную деятельность.
Программа «Игралочка» предназначена для развития математических
представлений и познавательных способностей детей 34 и 45 лет.
Программа предполагает последующее усложнение и непрерывность на
следующих этапах дошкольного детства.
В соответствии с основной идеей дополнительная программа нацеливает
педагогов и родителей на полноценное и общее развитие детей, их позитивную
социализацию. Содержание программы включает совокупность
направлений развития ребёнка –социальноличностного, познавательно
речевого, художественноэстетического и образовательных областей,
обеспечивающих разностороннее развитие, обучение и воспитание детей с
учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
1.2. Содержание программы
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа:
ориентирована на светский характер образования, на общечеловеческую
(мировую) культуру и соответствует российским культурным традициям;
построена на принципе личностноориентированного взаимодействия
взрослых с детьми с учётом относительных показателей детской успешности; 8
обеспечивает целостность педагогического процесса посредством
взаимосвязи и взаимозависимости целей и задач образования, воспитания и
развития;
учитывает вариативность организационных форм дошкольного образования;
предусматривает оптимальную нагрузку на ребёнка с целью
предупреждения перегрузки;
учитывает принцип интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и
возможностями образовательных областей;
основывается на комплекснотематическом принципе построения
образовательного процесса;
предусматривает решение программных образовательных задач в
совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности
детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но
и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой
дошкольного образования. 9
Раздел 3. Организационно – педагогические условия.
3.1 Принципы.
Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего
образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Основные принципы программы:
Принцип занимательности используется с целью вовлечения детей в
целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять
предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата. 10
Принцип новизны позволяет опираться на непроизвольное внимание,
вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы
задач, активизируя познавательную сферу.
Принцип динамичности заключается в постановке целей по
обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и
расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
Принцип сотрудничества позволяет создать в ходе продуктивной
деятельности,
доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и
умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то
есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и
тренировок.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на
возрастных и
знании анатомофизиологических и психических,
индивидуальных особенностей ребенка.
Научности – заключается в формировании у детей системы научных
знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных,
существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных
межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов
(например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).
Таким образом, основой организации работы с детьми в данной программе
является следующая система дидактических принципов:
принцип психологической комфортности (создается образовательная среда,
обеспечивающая снятие всех стресс образующих факторов учебного
процесса); 11
принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через
самостоятельное «открытие» его детьми);
принцип минимакса (обеспечивается возможность продвижения каждого
ребенка своим темпом);
принцип целостного представления о мире (при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира);
принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность
выбора);
принцип творчества (процесс обучения сориентирован на приобретение
детьми собственного опыта творческой деятельности);
принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между всеми
ступенями обучения).
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об
основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач
интеллектуального и личностного развития детей.
В каждое занятие включены физкультминутки, музыкальные паузы,
тематически связанные с учебными заданиями. Это позволяет переключать
активность детей (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной
ситуации. Веселые стихи и считалочки для физкультминуток разучиваются с
детьми, что способствует и развитию речи дошкольников.
3.2.Методы и приемы работы с детьми:
Словесный метод (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
Игровой метод (обыгрывание игрушки, дидактические игры, игровые
упражнения,
сюрпризный момент, игрыконкурсы) 12
Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции,
упражнения,
рефлексия)
Наглядный (рассматривание иллюстраций, рисунков, плакатов, фотографий)
Ситуационный метод (проблемная ситуация, игровая ситуация)
Настоящая программа составлена с учетом интеграции образовательных
областей:
« Речевое развитие» умение аргументировать свои высказывания, строить
простейшие умозаключения, обогащение словаря детей прилагательными
обозначающими качества предметов (величину, цвет, форму, материал);
использование художественного слова (пословиц, поговорок, загадок, сказок,
рассказов, стихов), в которых представлено некоторое математическое
содержание в образной, яркой, эмоционально насыщенной форме.
«Художественное – эстетическое развитие» дети учатся изображать
предметы (фигуры) на листе бумаги, соотносить размеры, закрашивать
изображение, лепят цифры; использование музыкальнодидактических игр,
прослушивание
музыкальных произведений, музыкальноритмические считалки и композиции,
делают процесс познания, весьма эффективным, за счет целенаправленного
осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов
человеческой психики.
«Физическое развитие» детей учат ориентироваться в пространстве,
относительно
самого себя, подвижные игры с дидактическим материалом, физминутки;
формирование навыков правильной посадки и письма; использование
артикуляционной, пальчиковой гимнастики. 13
«Социальнокоммуникативное» разнообразные игровые приемы позволяют
заинтересовать дошкольников предстоящей деятельностью, игры и игровые
материалы
способствуют освоению элементарных математических представлений; дети
учатся поддерживать порядок в помещении, помогать готовить к занятию и
убирать после проведения занятия дидактический материал; расширение
кругозора детей в части представлений о безопасности собственной
жизнедеятельности в процессе организованной непосредственно
образовательной деятельности.
3.3. Сроки освоения Программы
Обязательная часть данной программы осваивается детьми в течение одного
учебного года на базе образовательного учреждения; 2 занятия в неделю по
20 минут.
Содержание дошкольного образования, согласно «Концепции содержания
непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», соответствует
таким направлениям развития детей младшего дошкольного возраста,
как физическое,
познавательноречевое,
социальноличностное,
художественноэстетическое.
3.4. Цель программы:
Развитие у детей образного и логического мышления, интереса к
разнообразной
интеллектуальной деятельности, через вовлечение их в содержательную,
развивающую деятельность на занятиях, самостоятельную игровую и
практическую
деятельность.
3.5.Задачи программы: 14
развитие сенсорных (предметно действенных) способов познания:
свойств и отношений, сопоставление, группировка, упорядочение,
разделение
развитие логико математических представлений о свойствах и
отношениях, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах
развитие представлений о логических способах познания (сравнение,
классификация, сериация)
развитие умения общаться в процессе решения познавательных задач:
выдвигать идеи, включаться в обсуждение
развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в
преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой
моторики рук, действий самоконтроля и самооценки.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными
областями математической и познавательной действительности: с
количеством и счетом, измерением и сравнением величин,
пространственными и временными ориентировками.
Программа – ориентир для педагогов и родителей в постановке целей и задач
для достижения необходимого и достаточного уровня воспитания,
образования и развития детей младшего дошкольного возраста.
Программа «Игралочка» задает содержание и характеристику учебной
деятельности ребенка, определяя зону ближайшего развития.Новое знание не
дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного
анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом,
математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и
отношений окружающего мира. А воспитатель подводит детей к этим
«открытиям», организуя и направляя их поисковые действия. Ведущей
деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому
занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых 15
дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и
отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и
осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с
ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не
замечают, что идет обучение они перемещаются по комнате, работают с
игрушками, картинками, мячами, кубиками. Вся система организации занятий
должна восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой
деятельности.
Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного мышления
и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные
математические объекты,
цифр,
геометрических фигур. Начиная с самых первых занятий, им систематически
а придумывают образы чисел,
предлагаются задания, допускающие различные варианты решения. Вариант
может быть верным и неверным тогда он обсуждается, исправляется. Такой
подход раскрепощает детей, снимает у них страх перед ошибкой, боязнь
неверного ответа. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в
развитии личности. Поэтому необходимым условием организации занятий с
детьми является атмосфера доброжелательности, создание для каждого
ребенка ситуации успеха. Это важно не только для познавательного развития
детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья.
Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и
уровнем развития, необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед
своим, темпом. Механизмом решения задачи разно уровневого обучения
является подход, сформировавшийся в дидактике на основе идей Л.С.
Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка.
Поэтому работа с детьми в данном курсе ведется на высоком уровне
трудности (то есть в зоне их «ближайшего развития», или «максимума»): им
предлагается, наряду с заданиями, которые они могут выполнить
самостоятельно, и такие задания, которые требуют от них догадки, смекалки,
наблюдательности. Решение их формирует у детей желание и умение
преодолевать трудности. В итоге все дети без перегрузки осваивают необходимый для дальнейшего продвижения «минимум», но при этом не
тормозится развитие более способных детей.
17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Алексеева А.В., Бокуть Е.Л., Сиделева Т.Н. Преподавание в начальных
классах: Психологопедагогическая практика. / Учебнометодическое
пособие – М.: ЦГЛ, 2008.
2.Артёмов А.К., Истомина Н.Б. Теоретические основы методики обучения
математике в начальных классах. / Пособие для студентов факультета
подготовки учителей начальных классов заочного отделения. – М.:
Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005.
3.Грушевская Л.А. Методические особенности подготовки и проведения
уроков рефлексии при работе по курсу математики программы «Школа
2000…»// Сборник статей М.: УМЦ «Школа 2000...», 2005.
4.Петерсон Л.Г. Методические рекомендации к учебнику "Математика 3"
М., 2011.
5.Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова. «Игралочка. Практический курс
математики для дошкольников. Методические рекомендации». 18
6.Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. // Как системно и надежно сформировать
умение учиться. – Вестник образования. – № 3. – 2016.
7.Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Рогатова М.В. // Типология уроков
деятельностной направленности. – МАНПО – 2016.
8.«Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной
системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…» / Под ред.
Л.Г. Петерсон − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2010.
Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »
Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »
Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »
Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »
Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »
Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »
Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »
Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »
Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »
Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »
Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »
Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »
Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »
Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »
Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »
Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »
Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »
Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.