Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »
Оценка 4.8

Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »

Оценка 4.8
Лекции
doc
математика +1
Детсад
07.02.2019
Лекция  «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »
В настоящее время по всему миру очень популярно раннее развитие детей. Основная масса методик раннего развития наряду с развитием креативного мышления акцентируют свое внимание на развитии у детей логического мышления. Одна из самых известных систем обучения математике и развития у детей логики стала методика Петерсон.
Развитие математических представлений у дошкольников.doc
Лекция  «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон » Подготовила логопед  Компаниец Н.Н. План 2 Введение………………………………………………………………………..3 Раздел 1. Программа Л.Г. Петерсон………………………………………..5 1.1. Цели и задачи программы…………………………………………..5 1.2. Особенность программы……………………………………………5  Раздел 2. Дополнительная общеразвивающая программа  «Игралочка» ………………………………………………………………….6        2.1 Новизна и актуальность программы ……………………………….…6        2.2. Содержание программы……………………………………………….7  Раздел 3. Организационно – педагогические условия.        3.1 Принципы………………………………………………….……………9 3.2.Методы и приемы работы с детьми…………………………………..11        3.3. Сроки освоения программы «Игралочка»……………..…………….12        3.4. Цель программы………………………………………………….……12        3.5.Задачи программы………..……………………………………….……12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….…………………………………….15 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………16. 3 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время по всему миру очень популярно раннее развитие детей.   Основная   масса   методик   раннего   развития   наряду   с   развитием креативного   мышления   акцентируют   свое   внимание   на   развитии   у   детей логического мышления.  В нашей стране одной из самых известных систем обучения математике   методика   Петерсон.  и   развития   у   детей   логики   стала   Современная   система   образования   и   новаторские   методики   воспитания большое   внимание   акцентируют   на   личности   ученика,   чтобы   помочь полноценному   формированию   у   него   качеств   и   черт   характера,   которые помогли бы ему справляться в будущем с возможными трудностями жизни и принимать взвешенные и самостоятельные решения, чтобы развитие ребенка было полноценным.  Если   целью   прежней   традиционной   системы   обучения   являлась передача учащимся всех необходимых знаний, навыков и умений в рамках школьной   программы,   то   методика   Петерсон,   помимо   передачи   знаний, формирует у учеников способность к самостоятельному принятию решений, практических действий, адекватному анализу полученных результатов. Дети на   занятиях   учатся   общаться   между   собой,   уважать   друг   друга   и   других людей. Вся система обучения по Петерсон строится по принципу наслоения, так   называемого   «слоеного   пирога»   –   постоянного   развития   сложности материала   и   периодического   повторения   основных   методических   и содержательных   основ   курса.   По   сути,   ребенок   от   трех   до   десяти   лет получает   одни   и   те   же   знания,   но   с   разным   уровнем   сложности, соответствующим по возрасту. 4 Обучение   математике   по   методике   Петерсон   предполагает использование   специальных   учебников­тетрадей,   в   которых   дети   могут рисовать,   писать   решения   задач   и   т.п.   При   этом   сам   процесс   изучения материала   должен   быть   построен   особым   образом:   учитель   не   объясняет ребенку   новую   тему,   а   только   указывает   на   проблему   и   подталкивает   к правильным   решениям   и   выводам   при   необходимости.   При   этом   основной целью   является   формирование   логического   мышления,   тренировка творческих и коммуникативных способностей детей. Поскольку, по мнению Петерсон, те или иные знания могут стереться из памяти, но базовые навыки, общее   представление   о   мире,   умение   логически   мыслить   и   любовь   к творчеству и общению должны остаться. 5  Раздел 1. Программа Л.Г. Петерсон 1.1. Цели и задачи программы Программа   Л.  Г.  Петерсон  ставит  своей  целью  создание  интересной, содержательной и значимой с позиции общих представлений об окружающем мире   системы   математических   понятий.   Поэтому   одна   из   основных   задач курса   –   обучение   школьников   построению,   исследованию   и   применению математических   моделей   окружающего   их   мира.   При   этом   уделяется внимание всем трем этапам формирования и изучения таких моделей. Ими являются: ­   этап   математизации   действительности,   то   есть   построения математической модели некоторого фрагмента действительности; ­   этап   изучения   математической   модели,   то   есть   построения математической  теории, описывающей свойства построенной модели; ­ этап приложения полученных результатов к реальному миру. В   практике   обычно   первый   и   третий   этапы   опускают,   считая,   что задачей   школьного   курса   математики   является   лишь   построение математических   теорий,   а   о   возникновении   математических   понятий   и   их практическом   приложении   речь,   как   правило,   не   идет.   В   результате обучающиеся   плохо   осознают   практическую   значимость   математической науки  и  ее  место в системе наук.  Их деятельность   на  уроках  математики становится формальной, теряет личный смысл. 6 1.2. Особенность программы Особенность изучения составных задач в этой программе – их раннее введение. Методика Петерсон дает детям главное – мотивацию. Построенная по игровому принципу, понятно и интересно, на основе реальных предметов и вещей, доступных для детского понимания, а не на абстрактных понятиях, она хороша тем, что родители сами смогут прекрасно по ней заниматься с детьми.  Раздел.2 Дополнительная общеразвивающая программа «Игралочка» Удовлетворить   естественные   потребности   ребенка   в   познании   и   изучении окружающего   мира,   его   неуемную   любознательность,   дать   ему   здоровую интересную   пищу   для   ума   и   при   этом   достаточно   сложную   поможет, дополнительная общеразвивающая программа «Игралочка», разработанная на основе программы Л.Г. Петерсон. Математическое   развитие   на   основе   Петерсон.   Л.Г.   Кочемасовой   Е.Е. отличается   новым   подходом,   как   в   содержании,   так   и   в   форме   подачи материала. Оно   направлено   на   всестороннее   развитие   личности   ребенка:   развитие   его мотивационной   сферы,   интеллектуальных   и   творческих   сил,   качеств личности. Ведущей   деятельностью   у   дошкольников   является   игровая   деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых   дети   исследуют   проблемные   ситуации,   выявляют   существенные признаки,   отношения,   соревнуются,   делают   открытия.   В   ходе   этих   игр осуществляется   личностно­   ориентированное   взаимодействие   взрослого   с ребенком и детей между собой. 1.1. Новизна и актуальность программы 7 Новизна   программы   заключается   в   организации   процесса   освоения образовательного   материала:   ключевые   понятия   вводятся   через   игровые задания и упражнения, поэтому внимание воспитанников акцентируется на важных   моментах,   не   снижая   интереса   к   самому   виду   деятельности,   по окончанию изучения каждой темы проводится итоговая игра­путешествие. Все   занятия   проходят   в   игровой   форме,   что   помогает   воспитаннику адаптироваться   в   учебном   процессе.   Обучающие   игры   ­   вид   деятельности. Занимаясь   ­   играя,   дети   получают   новые   знания,   которые   расширяют, углубляют   и   закрепляют.   Таким   образом,   воспитанники   включаются   в ориентированную творческую интеллектуальную деятельность. Программа   «Игралочка»   предназначена   для   развития   математических представлений   и   познавательных   способностей   детей   3­4   и   4­5   лет. Программа   предполагает   последующее   усложнение   и   непрерывность   на следующих этапах дошкольного детства.       В соответствии с основной идеей дополнительная программа нацеливает педагогов и родителей на полноценное и общее развитие детей, их позитивную социализацию.         Содержание   программы   включает   совокупность направлений   развития   ребёнка   –социально­личностного,   познавательно­ речевого,   художественно­эстетического   и   образовательных   областей, обеспечивающих   разностороннее   развитие,   обучение   и   воспитание   детей   с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. 1.2. Содержание программы        Дополнительная образовательная общеразвивающая программа: ­   ориентирована   на   светский   характер   образования,   на   общечеловеческую (мировую) культуру и соответствует российским культурным традициям;  ­   построена   на   принципе   личностно­ориентированного   взаимодействия взрослых с детьми с учётом относительных показателей детской успешности; 8  ­   обеспечивает   целостность   педагогического   процесса   посредством взаимосвязи и взаимозависимости целей и задач образования, воспитания и развития;  ­ учитывает вариативность организационных форм дошкольного образования;  ­   предусматривает   оптимальную   нагрузку   на   ребёнка   с   целью предупреждения перегрузки;  ­ учитывает принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;  ­   основывается   на   комплексно­тематическом   принципе   построения образовательного процесса;  ­   предусматривает   решение   программных   образовательных   задач   в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и   при   проведении   режимных   моментов   в   соответствии   со   спецификой дошкольного образования. 9 Раздел 3. Организационно – педагогические условия. 3.1 Принципы. Содержание   Программы   соответствует   основным   положениям   возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования,   целью   которого   является   развитие   ребенка   и   обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Основные принципы программы:  Принцип занимательности ­ используется с целью вовлечения детей в целенаправленную   деятельность,   формирования   у   них   желания   выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата. 10       Принцип новизны ­ позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая   интерес   к   работе,   за   счёт   постановки   последовательной   системы задач, активизируя познавательную сферу. Принцип   динамичности   ­ заключается   в   постановке   целей   по обучению   и   развития   ребёнка,   которые   постоянно   углубляются   и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению. Принцип   сотрудничества   ­ позволяет   создать   в   ходе   продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.  Систематичности  и последовательности  – предполагает,   что   знания   и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок. Учет возрастных и индивидуальных  особенностей  – основывается   на   возрастных   и знании   анатомо­физиологических   и   психических, индивидуальных особенностей ребенка. Научности   – заключается   в   формировании   у   детей   системы   научных знаний,   в   анализе   и   синтезе   предметов,   выделениях   в   нем   важных, существенных   признаков   (цвет,   форма,   величина),  в   выявлении   возможных межпредметных   связей,   в   использовании   принятых   научных   терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.). Таким образом, основой организации работы с детьми в данной программе является следующая система дидактических принципов: ­ принцип психологической комфортности (создается образовательная среда, обеспечивающая   снятие   всех   стресс   образующих   факторов   учебного процесса); 11 ­принцип  деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми); ­принцип   минимакса   (обеспечивается   возможность   продвижения   каждого ребенка своим темпом); ­принцип   целостного   представления   о   мире   (при   введении   нового   знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира); ­принцип   вариативности   (у   детей   формируется   умение   осуществлять собственный   выбор   и   им   систематически   предоставляется   возможность выбора); ­принцип   творчества   (процесс   обучения   сориентирован   на   приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности); ­ принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения). Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей. В   каждое   занятие   включены   физкультминутки,   музыкальные   паузы, тематически связанные с учебными заданиями. Это позволяет переключать активность детей (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации. Веселые стихи и считалочки для физкультминуток разучиваются с детьми, что способствует и развитию речи дошкольников. 3.2.Методы и приемы работы с детьми: Словесный метод (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ) Игровой   метод  (обыгрывание   игрушки,   дидактические   игры,   игровые упражнения, сюрпризный момент, игры­конкурсы) 12 Практический  (выполнение   работ   на   заданную   тему,   по   инструкции, упражнения, рефлексия) Наглядный (рассматривание иллюстраций, рисунков, плакатов, фотографий) Ситуационный метод (проблемная ситуация, игровая ситуация) Настоящая программа составлена с учетом интеграции образовательных областей: « Речевое развитие»  ­ умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие   умозаключения,   обогащение   словаря   детей   прилагательными обозначающими   качества   предметов   (величину,   цвет,   форму,   материал); использование художественного слова (пословиц, поговорок, загадок, сказок, рассказов,   стихов),   в   которых   представлено   некоторое   математическое содержание в образной, яркой, эмоционально насыщенной форме.  «Художественное   –   эстетическое   развитие»­   дети   учатся   изображать предметы   (фигуры)   на   листе   бумаги,   соотносить   размеры,   закрашивать изображение,   лепят   цифры;   использование   музыкально­дидактических   игр, прослушивание музыкальных произведений, музыкально­ритмические считалки и композиции, делают процесс познания, весьма эффективным, за счет целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики.  «Физическое   развитие»  ­   детей   учат   ориентироваться   в   пространстве, относительно самого   себя,   подвижные   игры   с   дидактическим   материалом,   физминутки; формирование навыков правильной посадки и письма; использование артикуляционной, пальчиковой гимнастики. 13 «Социально­коммуникативное» ­ разнообразные игровые приемы позволяют заинтересовать дошкольников  предстоящей  деятельностью,  игры  и  игровые  материалы способствуют освоению элементарных математических представлений; дети учатся поддерживать порядок в помещении, помогать готовить к занятию и убирать   после   проведения   занятия   дидактический   материал;   расширение кругозора   детей   в   части   представлений   о   безопасности   собственной жизнедеятельности   в   процессе   организованной   непосредственно образовательной деятельности. 3.3. Сроки освоения Программы Обязательная часть данной программы осваивается детьми в течение одного учебного года на базе образовательного учреждения;  2 занятия в неделю по 20 минут. Содержание   дошкольного   образования,   согласно   «Концепции   содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», соответствует таким   направлениям   развития   детей   младшего   дошкольного   возраста, как физическое,   познавательно­речевое,   социально­личностное, художественно­эстетическое. 3.4. Цель программы: Развитие   у   детей   образного   и   логического   мышления,   интереса   к разнообразной интеллектуальной деятельности, через вовлечение их в содержательную, развивающую   деятельность   на   занятиях,   самостоятельную   игровую   и практическую деятельность. 3.5.Задачи программы: 14  развитие   сенсорных   (предметно   ­   действенных)   способов   познания: свойств   и   отношений,   сопоставление,   группировка,   упорядочение, разделение  развитие   логико   ­   математических   представлений   о   свойствах   и отношениях, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах  развитие   представлений   о   логических   способах   познания   (сравнение, классификация, сериация)  развитие умения общаться в процессе решения познавательных задач: выдвигать идеи, включаться в обсуждение  развитие   самостоятельности,   ответственности,   настойчивости   в преодолении   трудностей,   координации   движений   глаз   и   мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки. Эти задачи решаются   в   процессе   ознакомления   детей   с   разными областями   математической   и   познавательной   действительности:   с количеством   и   счетом,   измерением   и   сравнением   величин, пространственными и временными ориентировками. Программа – ориентир для педагогов и родителей в постановке целей и задач для   достижения   необходимого   и   достаточного   уровня   воспитания, образования и развития детей  младшего дошкольного возраста. Программа   «Игралочка»     задает   содержание   и   характеристику   учебной деятельности ребенка, определяя зону ближайшего развития.Новое знание не дается   детям   в   готовом   виде,   а   постигается   ими   путем   самостоятельного анализа,   сравнения,   выявления   существенных   признаков.   Таким   образом, математика   входит   в   жизнь   детей   как  «открытие»   закономерных   связей   и отношений   окружающего   мира.   А   воспитатель   подводит   детей   к   этим «открытиям»,   организуя   и   направляя   их   поисковые   действия.   Ведущей деятельностью   у   дошкольников   является   игровая   деятельность.   Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых 15 дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения,   соревнуются,   делают   «открытия».   В   ходе   этих   игр   и осуществляется   личностно   ориентированное   взаимодействие   взрослого   с ребенком   и   детей   между   собой,   их   общение   в   парах,   в   группах.   Дети   не замечают, что идет обучение ­ они перемещаются по  комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками. Вся система организации занятий должна восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного мышления и  творческих   способностей   ребенка.  Дети   не  просто   исследуют   различные математические   объекты,   цифр, геометрических фигур. Начиная с самых первых занятий, им систематически   а   придумывают   образы   чисел, предлагаются задания, допускающие различные варианты решения.   Вариант может быть верным и неверным ­ тогда он обсуждается, исправляется. Такой подход   раскрепощает   детей,   снимает   у   них   страх   перед   ошибкой,   боязнь неверного ответа. 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ В   дошкольном   возрасте   эмоции   играют   едва   ли   не   самую   важную   роль   в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми   является   атмосфера   доброжелательности,   создание   для   каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для познавательного развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим,   темпом.   Механизмом   решения   задачи   разно   уровневого   обучения является   подход,   сформировавшийся   в   дидактике   на   основе   идей   Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка. Поэтому   работа   с   детьми   в   данном   курсе   ведется   на   высоком   уровне трудности (то есть в зоне их «ближайшего развития», или «максимума»): им предлагается,   наряду   с   заданиями,   которые   они   могут   выполнить самостоятельно, и такие задания, которые требуют от них догадки, смекалки, наблюдательности.   Решение   их   формирует   у   детей   желание   и   умение преодолевать   трудности.   В   итоге   все   дети   без   перегрузки   осваивают необходимый   для   дальнейшего   продвижения   «минимум»,   но   при   этом   не тормозится развитие более способных детей. 17 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Алексеева А.В., Бокуть Е.Л., Сиделева Т.Н. Преподавание в начальных  классах: Психолого­педагогическая  практика. / Учебно­методическое  пособие – М.: ЦГЛ, 2008. 2.Артёмов А.К., Истомина Н.Б. Теоретические основы методики  обучения математике в начальных  классах. / Пособие  для  студентов  факультета  подготовки учителей начальных  классов  заочного отделения.         –  М.:  Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. 3.Грушевская Л.А. Методические особенности подготовки и проведения  уроков рефлексии при работе по курсу математики программы «Школа  2000…»// Сборник статей ­ М.: УМЦ «Школа 2000...», 2005. 4.Петерсон Л.Г. Методические рекомендации к учебнику "Математика 3"  М., 2011. 5.Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова. «Игралочка. Практический курс  математики для дошкольников. Методические рекомендации». 18 6.Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. // Как системно и надежно сформировать  умение учиться. – Вестник образования. – № 3. – 2016. 7.Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Рогатова М.В. // Типология уроков  деятельностной направленности. – МАНПО – 2016. 8.«Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятель­ностного метода обучения «Школа 2000…» / Под ред.  Л.Г. Петерсон − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2010.

Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »

Лекция  «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »

Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »

Лекция  «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »

Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »

Лекция  «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »

Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »

Лекция  «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »

Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »

Лекция  «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »

Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »

Лекция  «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »

Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »

Лекция  «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »

Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »

Лекция  «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »

Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »

Лекция  «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »

Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »

Лекция  «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »

Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »

Лекция  «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »

Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »

Лекция  «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »

Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »

Лекция  «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »

Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »

Лекция  «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »

Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »

Лекция  «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »

Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »

Лекция  «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »

Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »

Лекция  «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »

Лекция «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »

Лекция  «Развитие математических представлений у дошкольников на основе программы Л.Г. Петерсон »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2019