Автор: Курбатова Любовь Алексеевна
Тема: «Лэпбук, как форма активизации познавательной деятельности дошкольников»
Проблема повышения познавательной активности детей существует в современной действительности и поэтому актуальность этой темы очевидна.
С утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования мы хотим видеть активного, любознательного, самостоятельного проявляющего инициативность, наблюдательность выпускника.
Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Это требует пересмотра технологий образования дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Он представляет собой интегративную тематическую папку или книжку-раскладушку с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Все материалы лэпбука соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Конечно, американцы не изобрели велосипед – похожие развивающие книжки или книжки-игрушки были всегда, но все-таки благодаря им лэпбукинг выделился в отдельное направление.
И, как и другие полезные новшества с запада, этот жанр удачно подхвачен и развивается отечественными педагогами.
Лэпбук – эффективное средство для обучения и запоминания информации.
Это отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
1 целеполагание (выбор темы);
2 разработка лэпбука (составление плана);
3 выполнение (практическая часть);
4 подведение итогов.
Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения.
При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательско – познавательной деятельности.
Из чего состоит лэпбук?
Лэпбук состоит из папки формата А4, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме Лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации.
Тема для лэпбука.
Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Но лучше всего получаются лэпбуки на какие-то частные, а не на общие темы.
Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Насекомые». Он получится очень обзорным и вряд ли сможет полностью отразить эту многообразную тему в ограниченном объеме папки. Гораздо продуктивнее - взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем.
-тема должна быть
интересна ребенку;
- выполнима (соответствовать возрасту);
- оригинальной.
План
Лэпбук - не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Чтобы полностью
раскрыть тему, необходим подробный план того, что должен включать в себя лэпбук.
Макет
Самый интересный этап – создание макета. Нужно придумать, как в лэпбуке будет
представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ
для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого -
текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных
элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках,
вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся
страничках и т.д. и т.п.
Материал
- распечатанные шаблоны Лэпбука; - лист плотной бумаги формата А3;
- ножницы;
- клей-карандаш;
- цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки;
- скотч;
- безграничная фантазия.
Лэпбук – средство для повышения педагогического мастерства
Использование в образовательном процессе современных методик, форм, средств, новых педагогических технологий способствует развитию стремления педагогов к постоянному самообразованию и самосовершенствованию, повышению продуктивности педагогической деятельности. Лэпбук - средство для проявления креативности, компетентности педагога.
Лепбук – вид совместной деятельности взрослого и ребенка
Создание лэпбука - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.
Родители обеспечивают поддержку:
-организационную (экскурсии, походы);
-техническую (фото, видео);
-информационную (сбор информации для лэпбука);
-мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе).
Зачем нужен лэпбук?
· Использование новой технологии лэпбук не только оживляет и разнообразит образовательный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, что несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Создание лэпбука позволяет детям выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет общий кругозор.
· Участие в создании лэпбука формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность. Лэпбук– это возможность детей выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.
· Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
· Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью закрепляет пройденный материал, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
· Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию,
формируя навыки школьного обучения.
· Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками, а другим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать коллективную книжку.
· Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки.
· И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!
Материалы для распространения:
-Консультация для родителей «Лэпбук – средство совместной деятельности»;
-Презентация для педагогов «Знакомьтесь –лэпбук»;
-Материалы к лэпбуку «Стрекоза»;
-Материалы у лэпбуку «Кошка».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.