21. Тема: Торсык – сосуд для кумыса (работа с глиной) |
Школа/ ДО: |
||||
Дата: |
Ф.И.О. педагога: |
||||
Класс/группа предшкольной подготовки |
Количество присутствующих: |
отсутствующих:
|
|||
Цели ОУД |
0.1.3.1. Лепить модели игрушек, посуду по мотивам народных промыслов Казахстана и мира, применяя техники скульптурной, конструктивной лепки, используя стеки разной формы. 0.2.1.2. Соблюдать правила техники безопасности при работе с острыми и режущими инструментами, а также правила личной гигиены. |
||||
Предполагаемый результат |
Все дети смогут: лепить разновидности национальной посуду, работать с цельным куском. |
||||
Большинство детей смогут: передавать форму; наносить «узор» с помощью пальчика, стеки, украшать изделие орнаментом; создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки. |
|||||
Некоторые дети смогут: назвать основные направления, приемы, способы лепки, технологию выполнения. |
|||||
Развитие навыков: развивать и активизировать разговорную речь детей; отвечать на вопросы, принимать участие в обсуждении, делиться впечатлениями. Полиязычие: торсық – сосуд – vessel. |
|||||
Основные термины и словосочетания: глина, стека, салфетка, аккуратность, сглаживание, вытягивание, стакан с водой, техника безопасности, правила работы с глиной; орнамент, узоры. |
|||||
Вопросы для обсуждения. 1. Какие виды посуды вы знаете? 2. Из какого материала делали посуду? 3. Как называли людей, делавших посуду? 4. Каким способом можно вылепить сосуд? 5. Зачем нужно знать обычаи и традиции своей страны? |
|||||
Предшествующие знания |
Элементарные знания отличия направления лепки сюжетная, предметная, декоративная. |
||||
План |
|||||
Планируемое время |
Планируемая деятельность |
Ресурсы |
|||
I. Создание положительного эмоционального настроя 0-2 мин II. Актуализация жизненного опыта. Целеполагание 3-5 мин |
(К) Педагог создаёт благоприятную атмосферу для работы на занятии. (К, И) Ермек-скульптор предлагает детям игру «Чудесная дорба»: педагог показывает разновидности казахской национальной посуды. Дети рассматривают и называют предназначение каждого предмета. (К) Умозаключение: красивая посуда сделана руками казахских мастеров и мастериц, соблюдая традиции и обычаи казахского народа. Ведь в своих работах они передают колорит и красоту казахских орнаментов, быт казахов. У казахов называют этого человека шебер. (К) Педагог: а вы знаете, что делать такие красивые вещи – это искусство? В каждую вещь, которую мастер делает своими руками, он вкладывает много труда, свою душу и любовь. Эти вещи называют произведениями народных мастеров. – Какими качествами должен обладать мастер – шебер? – Какие обычаи и традиции казахского народа ты знаешь? (К, И) Мозговой штурм. Вопросы для обсуждения: из какого материала изготавливают торсык? Почему? Группа делится на подгруппы, обсуждают, делают вывод, предлагают свой вариант ответа. Вывод детей: торсык изготавливают из хорошо обработанной кожи, для того чтобы он не разбивался. |
Чудесная дорба, посуда: кесе, табак, торсык. |
|||
III. Работа по теме занятия 6-25 мин |
(К, И) Проблемная ситуация. Ермек-скульптор предлагает детям стать мастерами – шебер и вылепить из глины ( пластилина, соленого теста) торсык – сосуд для кумыса. (К) Обсуждение. Педагог: торсык – сосуд для кумыса. Издавна кумыс считался лечебным напитком у многих народов. В старину делали сосуд для кумыса из кожи, редко из дерева. Для дорогих гостей подарок украшали драгоценными камнями. Сейчас торсык делают из керамики. (К, И) Работа с азбукой-альбомом. Рассматривание образца в азбуке-альбоме. Какой способ лепки использован для лепки сосуда торсык? (Пластический.) (К, Г, И) Рассматривание разновидностей изделий из глины ручной работы, украшенных различными орнаментами. Вспомните, из какого материала его изготавливают? Рассмотрите казахские орнаменты. На что они похожи? (К) Игра «Можно – нельзя». Дети рассуждают и объясняют правила работы с глиной. 1. Аккуратно пользоваться глиной, не пачкать стол, одежду, лепить на дощечке, не класть глину в рот. 2. Будьте осторожны с пластмассовыми стеками; нельзя взмахивать рукой с инструментом – это может нанести травму соседу. 3. После работы с глиной привести в порядок рабочее место; очистить от глины доски, протереть стол мокрой салфеткой. 4. По окончании работы сначала тщательно вытереть руки бумажной салфеткой, а затем вымыть теплой водой с мылом, насухо вытереть полотенцем или салфеткой. (К, И) «Обсуждение алгоритма лепки». 1. Из цельного куска глины, формируем конус. 2. Нижнюю правую и левую часть оттягиваем в стороны, плавно загибая в верх. (Г, И) Умозаключение: все части сосуда должны быть ровными, гладкими. Лепим из цельного куска, пластическим способом. (К) Пальчиковая гимнастика «Есть у нас игрушки». (И) И/у «Подружись с пластилином» – подготовка пластилина к работе. (И) Самостоятельная деятельность. Индивидуальное сопровождение детей. Ермек-скульптор напоминает детям, что в процессе работе они должны быть аккуратными, внимательными и соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте. (К, И) Минутка творчества. Укрась торсык простыми казахскими орнаментами. Д/игра «Угадай орнамент». |
Иллюстрации «Торсык».
Азбука-альбом.
Доски с шероховатой поверхностью, глина, тряпки и ёмкости для воды, стеки. |
|||
IV. Итог занятия. Рефлексия 27-30 мин |
(К) Выставка детских работ. «Очумелые ручки». Педагог привлекает детей к обсуждению поделок. (Р) Ермек-скульптор предлагает детям оценить свою работу на занятии. 1. Доволен своей работой – закрашивает колпак зелёным цветом. 2. Испытывал затруднения – красным. |
Стенд детских работ. Азбука-альбом, карандаши. |
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.