Урок литературы в 8 классе
Тема: М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова (с обобщением изученного в 6-7 классах)
Цели урока:
1.Расширить знания о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, о роли Кавказа в его жизни и об отношении к истории.
2.Ознакомиться с историей создания поэмы «Мцыри».
3.Учиться работать с литературно-критическими материалами
4.Совершенствовать навыки выразительного чтения.
5.Воспитывать чувство уважения к русской литературе.
Ход урока
Оргмомент.
Слово учителя.
Писатель 20 века Наровчатов писал: «Каждый заново для себя открывает Лермонтова. Гений его настолько всеобъемлющ и многогранен, что эти открытия будут продолжаться без конца».
Чтение статьи «Историзм Лермонтова» и составление плана.
План статьи «Историзм Лермонтова»
1. Понимание Лермонтовым историзма.
2. Взгляд на историю как на арену борьбы свободы и тирании, добра и зла.
3. Изменение взгляда на историю как на роковую власть обстоятельств, мешающих торжеству личной свободы и независимости.
4. Пример судьбы Мцыри.
5. Пример исторического конфликта между устоями патриархальной морали и произволом власти в «Песне про купца Калашникова..» и поэме «Беглец».
6. Историческое патриотическое чувство русских людей, изображенное в стихотворении «Бородино».
7. Противоречивое чувство к Родине в одноименном стихотворении.
8. Истинный историзм М.Ю. Лермонтова
Вспомните произведения М.Лермонтова на историческую тему.
Вглядитесь в портреты Лермонтова, в это неулыбчивое, сожженное внутренней тревогой лицо, в эти громадные, бездонные глаза. Лермонтов крепко запечатал тайну своей душевной жизни, и мы до сих пор как ни бьемся , не можем проникнуть в нее до конца. Каким же был он, этот удивительный человек, вынесший из огня младенчески чистую душу?» - задается вопросом известный ученый-литературовед В.Н.Орлов.
Тетрадь «Мелкие стихотворения. Москва 1829 г..» юношеские стихи не самостоятельны, он учился у,Жуковского, Батюшкова, Пушкина. В чужих стихах он выбирает то, что соответствует его собственным мыслям. Стихотворения Лермонтова, начиная с ранних, образуют своего рода лирический дневник, отражающий его душевную и умственную жизнь. Из этого дневника постепенно вырастает будущая зрелая лирика 1836- 1841 гг.
Поэзия возникает на основе мыслей, наблюдений, обобщений и выводов, порожденным душевным и умственным опытом, а не отдельными настроениями. Поэт говорит в стихах не своем личном «я», а о человеке своего времени, об окружающей его действительности.
Лермонтов с печалью смотрел на жизнь и на свое поколение, потому что был человеком больших требований. Это видно уже в ранних его стихотворениях:
Мне нужно действовать , я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не пойму, что значит отдыхать.
Лермонтов напоминает читателям о том времени, когда могучие слова поэта воспламеняли бойца для битвы и звучали «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных» («Поэт»), он пишет о купце Калашникове, смело отстаивающем свою честь , о юном монахе бегущем из монастыря, чтобы познать «блаженство вольности» («Мцыри»). В уста солдата-ветерана, участника Бородинской битвы, поэт вкладывает слова упрека. Обращенного к современникам: «Да, были люди в наше время. Не то, что нынешнее племя: богатыри не вы!»
Настоящая известность пришла к Лермонтову в 1837 году, когда по Петербургу распространилось его стихотворение «Смерть Поэта» . За это стихотворение он был переведен из гвардии в армейский полк прапорщиком, что само по себе наносило урон офицерской карьере. Вольнодумного поэта отправили подальше от столицы на Кавказ под пули горцев. Однако Лермонтов был убит не на войне, а на дуэли бывшим товарищем по юнкерской школе, отставным майором Николаем Мартыновым.
Подобно Пушкину Лермонтов стал «вечным спутником» для каждого кому дорога Россия, ее история, ее язык, ее будущее.
Практическая работа с литературно-критическим материалом.
В. Прочитайте сведения об истории создания поэмы «Мцыри». Расскажите, как менялся замысел поэмы и ее герой? Попробуйте объяснить эти изменения.
Замысел написать о монахе, который томится в монастырской неволе, возник у Лермонтова еще в 1830 году, когда он учился в пансионе. Он начал писать тогда поэму под названием «Исповедь» - про молодого отшельника, «испанца родом и душой».
В 1837 году, следуя Военно-Грузинской дороге к месту своей ссылки, Лермонтов остановился в древней Грузинской столице Мцхет. Ознакомился с окрестностями, осмотрел старинный мцхетский собор «Светицховели».
На остроконечной горе, над самым слиянием Куры и Арагвы, виднелся старинный монастырь «Монастырь креста», который теперь часто называют монастырем Мцыри.
Эти впечатления и легли в основу поэмы – о судьбе монаха, погибающего в монастырской неволе. На этот раз Лермонтов задумал написать поэму о современности. Действие ее происходит немного лет тому назад, на Кавказе. Лермонтов рассказывает в ней о пленнике российского самодержавия, о судьбе своего сверстника. Создал Лермонтов эту поэму уже по возвращении из ссылки. Из рукописи выставлено число 1839 год 5 августа, на обложке написано заглавие «Бэри» - по-грузински монах. Но герой поэмы не монах , его еще готовят в монахи. А для таких в грузинском языке есть другое название – «мцыри». И Лермонтов переменил название поэмы, которая вынашивалась и обдумывалась им в течение девяти лет.
Максимов Д.Е. литературовед и исследователь писал: «Лермонтов - крупнейший представитель русского и мирового романтизма». Его поэтический почерк характерен и неповторим. Сам Лермонтов годится в романтические герои.
Я молод, но кипят на сердце звуки,
И Байрона достигнуть я б хотел:
У нас одна душа, одни и те же муки;
О если б одинаков был удел!
Все произведения Лермонтова пронизаны романтическими мотивами, а поэму «Мцыри» литературоведы называют романтической.
Что такое романтизм, каковы его особенности, об этом мы сейчас поговорим.
Романтизм – художественное направление в искусстве и литературе.
Романтизм изначально противоречив: это очарование личности, ставшей свободной, и разочарование этой личности, не способной воспользоваться этой свободой.
Непримиримый конфликт личности с обществом, государством, в результате которого личность гибнет.
Основной принцип романтического изображения –контраст; цель художника - передать свое отношение к реальной действительности.
Романтическая картина мира состоит из контрастов и противоречий; романтическое двоемирие: унылое «здесь» и очаровательное «там».
Особая роль пейзажа.
Романтический герой неотделим от авторского «я», исключительная и таинственная личность..
Почему произведение Лермонтова «Мцыри» можно назвать романтической поэмой?
Вспомним роды литературы. (эпос, лирика, драма).
Что такое поэма?
Поэма - большое по объему произведение, содержащее описание и событий и переживаний героя.
Осмысление эпиграфа к поэме.
В. Как вы понимаете смысл эпиграфа «Вкушая, вкусил мало меда, и се аз умираю»?
Слова эпиграфа –строчка из Библии, которая толкователями библии, священнослужителями расшифровывается так: «Приобретая, обрел я свободу, и без нее жить больше не могу». Таким образом, тема произведения перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, должен ли он бесприкословно подчиняться авторитетам ?
Как же на этот вопрос отвечает автор поэмы всем ее содержанием?
Идея поэмы заключается в утверждении безусловной ценности свободы. Три дня настоящей, полнокровной жизни на воле Мцыри предпочитает многолетнее заточение в стенах монастыря , где человек не живет, а существует. Для него смерть лучше, чем жизнь в монастыре.
Итоги урока.
Какое значения для творчества М.Ю.Лермонтова имела ссылка на Кавказ?
В чем состоит историзм Лермонтова?
Что такое романтизм?
Какая поэма называется романтической?
Каково значение эпиграфа в поэме?
Домашнее задание: читать поэму; уметь рассказать о романтизме; прочитать статью в учебнике.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.