Лермонтов
Оценка 5

Лермонтов

Оценка 5
docx
31.05.2021
Лермонтов
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова.docx

Урок литературы в 8 классе

Тема: М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова (с обобщением изученного в 6-7 классах)

Цели урока:

1.Расширить знания о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, о роли Кавказа в его жизни и об отношении к истории.

2.Ознакомиться с историей создания поэмы «Мцыри».

3.Учиться работать с литературно-критическими материалами

4.Совершенствовать навыки выразительного чтения.

5.Воспитывать чувство уважения к русской литературе.

Ход урока

Оргмомент.

Слово учителя.

Писатель 20 века Наровчатов писал: «Каждый заново для себя открывает Лермонтова. Гений его настолько всеобъемлющ и многогранен, что эти открытия будут продолжаться без конца».

Чтение статьи «Историзм Лермонтова» и составление плана.

План статьи «Историзм Лермонтова»

1.       Понимание Лермонтовым историзма.

2.       Взгляд на историю как на арену борьбы свободы и тирании, добра и зла.

3.       Изменение взгляда на историю как на роковую власть обстоятельств, мешающих торжеству личной свободы и независимости.

4.       Пример судьбы Мцыри.

5.       Пример исторического конфликта между устоями патриархальной морали и произволом власти в «Песне про купца Калашникова..» и поэме «Беглец».

6.       Историческое патриотическое чувство русских людей, изображенное в стихотворении «Бородино».

7.       Противоречивое чувство к Родине в одноименном стихотворении.

8.       Истинный историзм М.Ю. Лермонтова

Вспомните произведения М.Лермонтова на историческую тему.

Вглядитесь в портреты Лермонтова, в это неулыбчивое, сожженное внутренней тревогой лицо, в эти громадные, бездонные глаза. Лермонтов крепко запечатал тайну своей душевной жизни, и мы до сих пор как ни бьемся , не можем проникнуть в нее до конца. Каким же был он, этот удивительный человек, вынесший из огня младенчески чистую душу?» - задается вопросом известный ученый-литературовед В.Н.Орлов.

Тетрадь «Мелкие стихотворения. Москва 1829 г..» юношеские стихи не самостоятельны, он учился у,Жуковского, Батюшкова, Пушкина. В чужих стихах он выбирает то, что соответствует его собственным мыслям. Стихотворения Лермонтова, начиная с ранних, образуют своего рода лирический дневник, отражающий его душевную и умственную жизнь. Из этого дневника постепенно вырастает будущая зрелая лирика 1836- 1841 гг.

Поэзия возникает на основе мыслей, наблюдений, обобщений и выводов, порожденным душевным и умственным опытом, а не отдельными настроениями. Поэт говорит в стихах не своем личном «я», а о человеке своего времени, об окружающей его действительности.

Лермонтов с печалью смотрел на жизнь и на свое поколение, потому что был человеком больших требований. Это видно уже в ранних его стихотворениях:

Мне нужно действовать , я каждый день

Бессмертным сделать бы желал, как тень

Великого героя, и понять

Я не пойму, что значит отдыхать.

Лермонтов напоминает читателям о том времени, когда могучие слова поэта воспламеняли бойца для битвы и звучали «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных» («Поэт»), он пишет о купце Калашникове, смело отстаивающем свою честь , о юном монахе бегущем из монастыря, чтобы познать «блаженство вольности» («Мцыри»). В уста солдата-ветерана, участника Бородинской битвы, поэт вкладывает слова упрека. Обращенного к современникам: «Да, были люди в наше время. Не то, что нынешнее племя: богатыри не вы!»

Настоящая известность пришла к Лермонтову в 1837 году, когда по Петербургу распространилось его стихотворение «Смерть Поэта» . За это стихотворение он был переведен из гвардии в армейский полк прапорщиком, что само по себе наносило урон офицерской карьере. Вольнодумного поэта отправили подальше от столицы на Кавказ под пули горцев. Однако Лермонтов был убит не на войне, а на дуэли бывшим товарищем по юнкерской школе, отставным майором Николаем Мартыновым.

Подобно Пушкину Лермонтов стал «вечным спутником» для каждого кому дорога Россия, ее история, ее язык, ее будущее.

Практическая работа с литературно-критическим материалом.

В. Прочитайте сведения об истории создания поэмы «Мцыри». Расскажите, как менялся замысел поэмы и ее герой? Попробуйте объяснить эти изменения.

Замысел написать о монахе, который томится в монастырской неволе, возник у Лермонтова еще в 1830 году, когда он учился в пансионе. Он начал писать тогда поэму под названием «Исповедь» - про молодого отшельника, «испанца родом и душой».

В 1837 году, следуя Военно-Грузинской дороге к месту своей ссылки, Лермонтов остановился в древней Грузинской столице Мцхет. Ознакомился с окрестностями, осмотрел старинный мцхетский собор «Светицховели».

На остроконечной горе, над самым слиянием Куры и Арагвы, виднелся старинный монастырь «Монастырь креста», который теперь часто называют монастырем Мцыри.

Эти впечатления и легли в основу поэмы – о судьбе монаха, погибающего в монастырской неволе. На этот раз Лермонтов задумал написать поэму о современности. Действие ее происходит немного лет тому назад, на Кавказе. Лермонтов рассказывает в ней о пленнике российского самодержавия, о судьбе своего сверстника. Создал Лермонтов эту поэму уже по возвращении из ссылки. Из рукописи выставлено число 1839 год 5 августа, на обложке написано заглавие «Бэри» - по-грузински монах. Но герой поэмы не монах , его еще готовят в монахи. А для таких в грузинском языке есть другое название – «мцыри». И Лермонтов переменил название поэмы, которая вынашивалась и обдумывалась им в течение девяти лет.

Максимов Д.Е. литературовед и исследователь писал: «Лермонтов - крупнейший представитель русского и мирового романтизма». Его поэтический почерк характерен и неповторим. Сам Лермонтов годится в романтические герои.

Я молод, но кипят на сердце звуки,

И Байрона достигнуть я б хотел:

У нас одна душа, одни и те же муки;

О если б одинаков был удел!

Все произведения Лермонтова пронизаны романтическими мотивами, а поэму «Мцыри» литературоведы называют романтической.

Что такое романтизм, каковы его особенности, об этом мы сейчас поговорим.

Романтизм – художественное направление в искусстве и литературе.

Романтизм изначально противоречив: это очарование личности, ставшей свободной, и разочарование этой личности, не способной воспользоваться этой свободой.

Непримиримый конфликт личности с обществом, государством, в результате которого личность гибнет.

Основной принцип романтического изображения –контраст; цель художника - передать свое отношение к реальной действительности.

Романтическая картина мира состоит из контрастов и противоречий; романтическое двоемирие: унылое «здесь» и очаровательное «там».

Особая роль пейзажа.

Романтический герой неотделим от авторского «я», исключительная и таинственная личность..

Почему произведение Лермонтова «Мцыри» можно назвать романтической поэмой?

Вспомним роды литературы. (эпос, лирика, драма).

Что такое поэма?

Поэма - большое по объему произведение, содержащее описание и событий и переживаний героя.

Осмысление эпиграфа к поэме.

В. Как вы понимаете смысл эпиграфа «Вкушая, вкусил мало меда, и се аз умираю»?

Слова эпиграфа –строчка из Библии, которая толкователями библии, священнослужителями расшифровывается так: «Приобретая, обрел я свободу, и без нее жить больше не могу». Таким образом, тема произведения перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, должен ли он бесприкословно подчиняться авторитетам ?

Как же на этот вопрос отвечает автор поэмы всем ее содержанием?

Идея поэмы заключается в утверждении безусловной ценности свободы. Три дня настоящей, полнокровной жизни на воле Мцыри предпочитает многолетнее заточение в стенах монастыря , где человек не живет, а существует. Для него смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

Итоги урока.

Какое значения для творчества М.Ю.Лермонтова имела ссылка на Кавказ?

В чем состоит историзм Лермонтова?

Что такое романтизм?

Какая поэма называется романтической?

Каково значение эпиграфа в поэме?

Домашнее задание: читать поэму; уметь рассказать о романтизме; прочитать статью в учебнике.


 

Урок литературы в 8 классе Тема:

Урок литературы в 8 классе Тема:

Практическая работа с литературно-критическим материалом

Практическая работа с литературно-критическим материалом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021