«Лесенка» (Н.В. Нижегородцева)
Оценка 4.6

«Лесенка» (Н.В. Нижегородцева)

Оценка 4.6
docx
27.05.2021
«Лесенка» (Н.В. Нижегородцева)
«Лесенка» (Н.В. Нижегородцева).docx

«Лесенка» (Н.В. Нижегородцева)

        Цель. Изучение особенностей самооценки и соотношения реального Я и идеального Я.

      Подготовка исследования. Ребёнку показывают нарисованную на бумаге лесенку с семью ступеньками, из которых средняя имеет вид площадки, и объясняют задание.

     Проведение исследования.

         Предлагается задание: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трёх верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трёх нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему».

Для наглядности можно предложить поместить на нужную ступеньку карточку с изображением мальчика или девочки (в зависимости от пола ребёнка).

           После того как ребёнок сделает пометку, он должен ответить на вопросы: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Покажи, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «На какую ступеньку тебя поставила бы мама (воспитательница, учительница)?».

     Используется стандартный набор характеристик: хороший / плохой, добрый / злой, умный / глупый, сильный / слабый, смелый / трусливый, старательный / небрежный. Количество характеристик можно сократить.

     В процессе обследования необходимо учитывать, как ребёнок выполняет задание: колеблется, раздумывает, аргументирует ли свой выбор. Если он не даёт никаких объяснений, нужно его расспросить: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Характеристика особенностей выполнения задания

(свойственна детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой)

Способ выполнения задания

Тип самооценки

не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама и воспитатель оценивают его так же; в качестве аргумента приводит мнение взрослого: «Я хороший. Хороший, и больше никакой, это мама так сказала».

после некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку; объясняя свой выбор, называет некоторые недостатки и промахи, но мотивирует их внешними, не зависящими от него факторами; считает, что оценка взрослых в отдельных случаях может быть  ниже его собственной: «Конечно, я хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку; подкрепляет свой выбор реальными примерами и достижениями; считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

ставит себя на нижние ступеньки; свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Завышенная самооценка

 

 

 

 

 

Завышенная самооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Адекватная самооценка

 

 

 

Заниженная самооценка

  Если ребёнок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задания, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».         Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наугад. Завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Лесенка» (Н.В. Нижегородцева)

Лесенка» (Н.В. Нижегородцева)

Способ выполнения задания

Способ выполнения задания

«Лесенка» (Н.В. Нижегородцева)

«Лесенка» (Н.В. Нижегородцева)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2021