лесные этажи окр мир

  • doc
  • 24.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Urok2_Lesnie_etazi.doc

План-конспект урока по учебнику
«Мир вокруг нас. 4 класс».
Автор: А.А.Плешаков

Тема: «Лесные этажи»

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: урок-путешествие

Цели урока:

Образовательные:

 - Закрепление понятия «природный комплекс»,

- ознакомление учащихся с лесными ярусами, видами леса, особенностями леса;

- раскрытие понятия значения леса для людей;

- обобщение знания детей о взаимосвязях живых организмов в экосистеме.

Воспитательные:

- воспитание бережного, ответственного отношения к природе,

- понимание экологических проблем своего края,

- воспитание любви к родному краю.

Развивающие:

- развитие познавательных интересов, внимания, любознательности.

 - развитие критического мышления, монологической речи.

 Задачи:

- повторить, какие организмы составляют сообщество «лес»,

 - раскрыть взаимосвязи организмов.

 Оборудование:

 Для учителя: Учебник «Мир вокруг нас»» для 4 класса (часть 1),

диск «Экология в начальной школе», картины И.Шишкин «Корабельная роща», В. Остроухов «Золотая осень», И. Левитан «Весна», И.Шишкин «Зима», интерактивная доска, магнитофон, иллюстрации с изображением леса, цветов, насекомых, грибов, птиц.

 Для учащихся: Учебник «Мир вокруг нас»» для 4 класса (часть 1), карточки с «Правилами вежливости».

Ход урока:

Организационный момент.

Погружение в путешествие

У. - Ребята, сегодня у нас необычный урок. Он не похож ни на один из предыдущих уроков, это урок – путешествие и начать его я предлагаю по-особенному. Придвиньте ваши стулья поближе к вашим спинкам, прижмите вашу спинку к спинке стула, ладони положите на колени и закройте глаза. Мы с вами начнём наше путешествие, а куда вы мне скажите, после того как прекратятся звуки, вы откроете глаза, и скажите, где кто из вас побывал за момент погружения.

( учитель включает файл звуки леса) (Звуки прекращаются).

У. - Где, ребята, вы побывали за этот короткий промежуток времени?

Учащиеся:

 - В лесу, возле ручья…

 - А что вам указывало на то, что вы должны оказаться именно в этом месте?

Учащиеся:

 - Щебет птиц, журчание ручья

У. - Итак, мы сегодня совершим нашу экскурсию в лес (чтение учеником записи на доске)

Здравствуй, вольная природа

Лес - великая страна!

Удивительным народом

 Та страна населена.

2. Актуализация опорных знаний

У. - Ребята, как понять слова «природный комплекс»?

Учащиеся приводят свои объяснения:

- В природном комплексе все организмы живут совместно. Это значит, что они тесно связаны между собой и приспособлены к совместной жизни.

У. - Как вы понимаете слово «СООБЩЕСТВО»?

Учащиеся:

 - Сообща что–то, вместе…

 - Вот как Ожегов толкует в своём словаре это слово.

СООБЩЕСТВО - Группа растительных или животных организмов, живущих вместе

(толковый словарь Ожегова).

У. - А так ли это нам предстоит с вами доказать. Мы попробуем приоткрыть тайны леса, понять, как он живёт. Ну, так чего же мы ждём. Начнём наше путешествие. Сегодня мы отправимся на прогулку в лес, чтобы узнать, какие деревья, кустарники растут в лесу. Но сначала послушайте одну историю.

 Инсценировка.

Автор: Как – то на лесной опушке встретил старичок – лесовичок девочку

 Марину.

Старичок – лесовичок: Что ты тут делаешь, девочка?

Марина: Смотрю на деревья. Одни высокие, другие ниже.

Старичок – лесовичок: Деревья в лесу растут этажами – ярусами. Лес, как

многоэтажный дом.

Марина: А разве в лесу есть этажи? Это же не дом?

У. - Сейчас мы узнаем, о каких этажах – ярусах говорил старичок – лесовичок.

3. Формирование новых понятий

Что растёт в лесу? (Выступление помощников учителя)

1. Мы – деревья главные лесные жители. От нас зависит облик леса, его особенности. В лесу мы образуем верхние этажи или ярусы. ( На ватман, закреплённый на доске, клеится картинка с изображением деревьев).

2. Мы – кустарники расположены этажом ниже. ( На ватман , закреплённый на доске, клеится картинка с изображением кустарника).

3. Мы - маленькие кустарнички и травы растём этажом ниже кустарников. Нам хорошо в тени и яркий свет не нужен.

( На ватман , закреплённый на доске, клеится картинка с изображением травы).

4. Мы - мхи , зелёным мягким ковром покрываем почву.

( На ватман , закреплённый на доске, клеится картинка с изображением мхов).

У. - Давайте всех этих жителей объединим в одну группу, которая называется как?

Учащиеся: - Растения

У. - Что ещё растёт в лесу?

5. Мы – особая группа живых организмов. Мы не относимся ни к растениям, ни к животным. Мы - отдельное царство грибов. В лесу мы занимаем нижние этажи.

У. - Давайте и этих жителей объединим в одну группу, которая называется как?

Учащиеся:

-Грибы.

У. - Итак всё, что в лесу растёт, занимает свой этаж. А к какому из этажей относятся молодые деревца?

Учащиеся:

-Деревья - Это будущий лес, ни к какому этажу они не относятся.

У. - Продолжим знакомство.

Кто живёт в лесу?

6. Так как в лесу много растений, то много и нас насекомых. Мы - самая большая группа.

( На ватман , закреплённый на доске, клеится картинка с изображением насекомого).

У. - Ребята, перечислите насекомых которых вы видели в лесу?

 7. Мы - звери, очень разные. Среди нас есть травоядные, хищники, грызуны, всеядные.

 ( На ватман , закреплённый на доске, клеится картинка с изображением травоядных, хищников., ).

У. - Ребята, перечислите травоядных лесных обитателей, хищников, грызунов.которых вы видели в лесу?

 Учащиеся:

- Лисы, волки..

8.Нас - птиц, хоть и меньше чем насекомых, но тоже много в лесу. Перечисли нас!

( На ватман , закреплённый на доске, клеятся картинки с изображением птиц).

У. - Мы прошли полпути, устали и сделаем привал!

(дети встают и выполняют упражнения, в это время звучит файл (звуки леса)

У. - Продолжим наше путешествие.

Кто ещё живёт в лесу ?

Загадки.

Бегает среди камней, не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но ах ! –

Удрала, а хвост в руках. «Ящерица.»

Скачет зверушка, не рот - а ловушка,

Попадут в ловушку и комар и мушка. «Лягушка.»

(вклеиваются рисунки)

У. - А кто живёт в лесной почве?

Учащиеся:

 - Черви. (вклеивается рисунок)

У. - Обратите внимание, что у нас с вами получилось в ходе сообщений. Это модель леса. А как вы понимаете слово «МОДЕЛЬ»?

Учащиеся: - Это изображение, иллюстрация, аппликация, макет леса.

4) Обобщающая беседа

У. -Какие деревья занимают верхний этаж, 1 ярус?

(Ель, сосна, пихта, дуб и др.)

У. - Какие деревья занимают 2 ярус?

 (Рябина, клен, черемуха и др. )

У. - 3 ярус? (Орешник, шиповник, лещина и др. )

У. -Какие растения занимают 4 ярус?

 (Травы).

У. - Что растет на пятом этаже?

(Ягода).

У. - 6 ярус? ( Мох, грибы).

1 ярус

сосна 2 ярус

 рябина 3 ярус

 шиповник 4 ярус

 трава 5 ярус

 ягода 6 ярус

 мох грибы

(Закрепление на интерактивной доске)

4) Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные, смешанные)

У. - Какие деревья растут в хвойном лесу?

 - Какие деревья растут в лиственном лесу ?

 - Почему лес называют смешанным?

У. - Молодцы ребята! Вы очень много знаете. Выйдите пожалуйста все к доске. Соедините стрелкой тех жителей леса, которые друг другу необходимы. Объясняя свой выбор.

Учащиеся:

- Бабочка нужна птице, так как те питаются насекомыми…

5. Создание живой психологической цепочки

(Учитель предлагает ребятам встать в круг и взяться всем за руки, образуя цепь природы. Затем просит кому - нибудь разжать руки и выйти из цепи. )- - Что произошло с нашей цепочкой?

Учащиеся:

-Она распалась:- отвечают дети

Вывод: Все его обитатели тесно связаны друг с другом, живут сообща, все нужны друг другу.

6. Работа по учебнику – стр. 178-181

1. Чтение рассказа вслух по цепочке

2. Работа по вопросам.

У.- Ребята, если мы идем в лес, то должны соблюдать правила поведения в лесу. Предлагаю поработать в парах. У вас на столах есть такие «Правила вежливости». Прочитайте их и выберите только верные. Подчеркните. Докажите свой выбор.

1. а) Ветки не ломайте, деревья не колечьте. Ни травинки, ни листочка зря не рвите, костры не разводите.

б) В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени – еще вырастет !

2. а) Наконец-то можно пошуметь, покричать, постучать и главное, никому ты не мешаешь!

б) Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится и вы не узнаете ни одной тайны.

3. а) Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было!

б) Животные всякие важны - животные всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.

У. – Природа мудра. Она научилась восстанавливаться даже если кто-то нарушил эти «Правила вежливости».

7. Поход в картинную галерею

(Картины И.Шишкин «Корабельная роща», В. Остроухов «Золотая осень», И. Левитан «Весна», И.Шишкин «Зима») .

(интерактивная доска)

У. - Во все времена года лес привлекал художников своей красотой. Мы отправляемся в картинную галерею. (Работа по вопросам: Как выглядит лес в разные времена года? ….)

Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение

 С. Маршака «Праздник леса».

8. Закрепление материала и подведение итогов урока

 У. - Объясните пословицу: «Лес – богатство народа».

 Ответы учащихся.

У. - Лес дает нам кислород, защищает нас от вредных микробов; это строительный материал, сырьё для изготовления бумаги; лес кормит: собираем орехи, грибы, ягоды; в лесу растёт много лекарственных растений; из древесины разных деревьев делают много нужных в хозяйстве вещей.

( Вывешивается плакат на доску).

 

                                            Кислород                                                Строительный материал

 


 

                                                                                                                                                                          Материал для

                                                                                                       ЛЕС                                                                   изготовления

                                                                                                                                                                                 бумаги

 

 

                                          

 

                                                  Лекарственный                                               Грибы, ягоды, орехи

                                                       материал

У. - Давайте ребята подведём итог урока.

 Можно ли назвать « Лес – природным сообществом?» Почему?

9. Рефлексия

У. -Какое задание понравилось больше всего?

 -Какое задание вызвало затруднение?

 -С каким настроением уходите с урока?

 У. - Я всех благодарю за работу на уроке. Оценить я вас всех смогу, после того как увижу выполненное вами домашнее задание.

10. Домашнее задание

1. Выполнить задание № 3 стр. 182 . Подберите и запишите сведения об одном из животных (распределение животных). Это предлагаю выполнить, для составления «Красной книги» о животных Бакчарского района, Томской области.

11. Большое всем спасибо за урок!


Скачано с www.znanio.ru