Лесные профессии
Оценка 4.7

Лесные профессии

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
другое
6 кл—7 кл
19.02.2024
Лесные профессии
Программа краткосрочного курса по ранней профориентации школьников. Знакомство с профессиями лесной отрасли .
программа Лесные професси.docx

ДДЮТЭУправление образования администрации г.Березники

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Дом детского и юношеского туризма и экскурсий»

 

618419, г. Березники, Пермский край, проезд Большевистский, 7      тел. 8(3424) 226980/ факс 8(3424) 276083

 

 


ПРИНЯТО                                                                           УТВЕРЖДАЮ

методическим советом  МАУ ДО ДДЮТЭ                      Директор МАУ ДО ДДЮТЭ

Протокол № ______                                                            ________________ Е.И.Лузина

от ___________ 20___г.                                                       ________________ 20___г.

 

 

 

                                       

 

 

дополнительнАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Лесные профессии»

 

                                             

 

Направленность программы: естественнонаучная

Возраст обучающихся: 12 – 15 лет

Срок реализации программы: 16 часов (краткосрочная)

 

Автор-составитель:

Мусихина Елена Павловна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

Березники, 2021

 

 

Оглавление

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы». 3

1.1 Пояснительная записка. 3

1.1.1. Направленность программы.. 4

1.1.2. Актуальность программы.. 4

1.1.3. Отличительные особенности программы, педагогическая целесообразность. 4

1.1.4. Адресат программы.. 5

1.1.5. Объём и срок освоения программы.. 6

1.1.6. Формы обучения. 6

1.1.7. Особенности организации образовательного процесса. 6

1.2. Цель и задачи программы.. 6

1.3. Учебный план и содержание программы.. 7

1.4. Планируемые результаты.. 9

1.4.1. Личностные результаты освоения программы:. 9

1.4.2. Метапредметные результаты освоения программы.. 9

1.4.3. Предметные результаты освоения программы.. 9

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий». 9

2.1. Календарный учебный график.. 9

2.2. Условия реализации программы.. 10

2.2.1. Материально-техническое обеспечение программы.. 10

2.2.2. Информационное обеспечение. 11

2.2.3. Кадровые ресурсы.. 11

2.2.4. Организационный ресурс. 12

2.3. Формы аттестации.. 12

2.4. Оценочные материалы.. 12

2.5. Методические материалы.. 13

2.5.1. Формы и методы. 13

2.5.2. Методические рекомендации педагога. 14

2.6. Список литературы.. 14

Начальная диагностика. 15

Паспорт программы профпробы по теме «Техник - таксатор». 21

Образец задания при работе с планом лесных насаждений. 26

Лабораторная работа «Семенная экспертиза». 27

Мониторинг результатов обучающихся по дополнительной общеразвивающей программы «Лесные профессии». 29

 

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»

1.1 Пояснительная записка

Проблема профессионального самоопределения является одной из главных в жизни каждого человека. Сегодня его отличают две особенности. Во-первых, появление новых технологий, приведших к появлению новых профессий и специальностей, по своим темпам значительно опережает возможности их освоения в традиционной системе профессионального образования. Во-вторых, выбор предпочитаемой сферы профессиональной деятельности (как первый шаг профессионального самоопределения) совершается сегодня человеком во все более раннем возрасте, в противном случае время может оказаться упущенным, и человек окажется социально не адаптированным при вступлении во взрослую жизнь. Эта проблема становится особо актуальной, так как завершение учебной деятельности и вступление в трудовую жизнь требуют от лиц подростково - юношеского возраста достаточной физиологической и психической зрелости. Необходимость более осознанного, активного выбора профессии в подростковом и юношеском возрасте приобретает все большее значение в связи с возрастанием потребностей общества в более квалифицированных, увлечённых своим делом специалистах.

В Концепции развития дополнительного образования Пермского края до 2030 года одна из задач направлена на доступное качественное образование для удовлетворения разнообразных интересов и потребностей детей в сфере дополнительного образования.

Программа разработана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

- Федерального Закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;

- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

Распоряжения Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;

Распоряжения Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196);

- методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);

- СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (постановление главного санитарного врача РФ от 04.07.2014);

- Устава МАУ ДО ДДЮТЭ.

1.1.1. Направленность программы

Программа «Лесные профессии» разработана как краткосрочная (профориентационная) и относится к программам естественнонаучной направленности, так как ориентирована на удовлетворение познавательных интересов у обучающихся среднего школьного возраста в области естественных наук.

При разработке данной программы были изучены программы по профориентации: «Путь к выбору профессии» (автор Опарина А.Н.), «Выбор профессии – дело серьёзное» (автор Шарипова А.А.), модуль «Мир лесных профессий» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Лесоводство с основами экологии» (автор Кузнецова А.В.).

1.1.2. Актуальность программы

Лес является ценным ресурсом, который медленно восстанавливается, поэтому всегда есть потребность в специалистах, способных защищать его от неблагоприятных воздействий, способствовать быстрому развитию деревьев. Во многих вузах страны ведется набор на бюджетные места по специальности «Лесное дело». В ходе обучения студенты учатся разрабатывать программы рационального использования лесных угодий, восстановления пострадавших и вырубленных массивов. Специалисты умеют правильно ухаживать за деревьями, обеспечивать для них комплексную защиту. Работая в этом направлении, выпускники вузов проводят инвентаризацию, участвуют в благоустройстве лесопарковых зон в городах и т. д. Поэтому специальность «Лесное и лесопарковое хозяйство» очень актуальна и нужна в наши дни для государства. Кроме этого, такие специальности требуются в службах озеленения городов, в экологических службах, в фирмах и компаниях по лесозаготовке, помимо чисто заготовительных древесину специальностей.

Программа актуальна и для нашего многопрофильного учреждения – Дома детского туризма: экологическое просвещение детей является одним из ведущих образовательных направлений деятельности.

Школьники города имеют возможность познакомиться с лесными профессиями в рамках предлагаемого краткосрочного курса.

1.1.3. Отличительные особенности программы, педагогическая целесообразность

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что она имеет профориентационное направление. Программа содержит оптимальный объём знаний и навыков, необходимых для знакомства учащихся с отдельными профессиями лесной отрасли. Таким образом, программа способствует профориентации и учащимся, проявившим заинтересованность к данной профессии, даёт необходимую базу для поступления в учебные заведения лесной и лесопарковой направленности.

Данная программа практико-ориентированная, всё изученное учащиеся могут применять в дальнейшей жизни, что способствует социальной адаптации подростков. Программа дает возможность учащимся любого возраста попробовать свои силы в решении реальных рабочих ситуациях по предложенным профессиям.

Лесному делу можно обучиться:

  • в высшем учебном заведении;
  • в среднем специальном учебном заведении;
  • на особых курсах по лесному делу.

Образование по лесному профилю можно получить в Пермском государственном аграрно-технологическом университете имени академика Д.Н. Прянишникова, Пермском государственном национальном исследовательском университете, Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении "Кудымкарский лесотехнический техникум".

На теоретических занятиях учащиеся знакомятся с основами ведения лесного хозяйства, терминологией и профессиями в области лесоведения, лесоводства, таксации и охраны леса. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Практические занятия по программе связаны с отработкой навыков проведения таксационных работ (измерения высоты, диаметра дерева), решение реальных задач при тушении условных очагов пожара и профилактики лесных пожаров и ухода за лесом. Практическая деятельность включает в себя не только освоение и выполнение конкретных трудовых приемов, она подразумевает так же внедрение учащихся в поисковую, исследовательскую, аналитическую деятельность.

1.1.4. Адресат программы

Программа рассчитана на учащихся средних классов общеобразовательной школы в возрасте 12-14 лет. Учёт возрастных особенностей учащихся, занимающихся по программе, является одним из ведущих педагогических принципов.

Средний школьный возраст или подростковый (V - IХ классы, от 10 - 11 до 15 - 16 лет), включающий и первые годы ранней юности, характерен преобладанием влияния внутренних стимулов развития над внешними. Именно в это время формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. Быстрыми темпами развивается у подростка коммуникативная сфера. Формирование образа «Я» происходит в процессе деятельности и общения с людьми, которые окружают подростка. Информация о себе как субъекте деятельности и общения складывается из результатов действий, из реального и предполагаемого отношения других людей. На основании представления о себе подросток конструирует собственную линию поведения и строит отношения с окружающими

Условия набора обучающихся: принимаются все желающие, проявляющие интерес к естественнонаучным дисциплинам. Необходимость предварительной подготовки не предусматривается. Количественный состав группы: 15-20 человек.

1.1.5. Объём и срок освоения программы

Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы – 10 часов.

1.1.6. Формы обучения

Основная форма обучения – очная; возможна очно - заочная форма с применением дистанционных технологий в период карантинов на фоне сезонных вспышек ОРВИ и прочих вирусных согласно учебно-тематическому плану программы в соответствии с Положением об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий

1.1.7. Особенности организации образовательного процесса

Учебные группы формируются учащимися одного возраста. Состав группы – постоянный.

Формы организации деятельности обучающихся на занятии: коллективная, групповая (микро-группы). Микрогрупповые формы (группы по 3-4 человека) используются, в основном, для решения командных заданий в рамках практического занятия в форме профпробы. Такая деятельность направлена на воспитание у обучающихся социально значимых качеств как: ответственность, способность к сотрудничеству, взаимопомощи и самореализации.

Формы проведения занятий: занятие-экскурсия (практическая работа на природном объекте, экскурсия в лесничество), занятие-практикум (практическая, лабораторная работа), занятие-проект (работа над самостоятельными и творческими проектами), профпроба, кейс.

Режим занятий: учебные занятия проводятся в соответствии с расписанием занятий и соблюдением требований СанПиН.

Периодичность и продолжительность занятий: общее количество часов: 16 часов. Учебные занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность учебного занятия - 2 академических часа.

1.2. Цель и задачи программы

познакомить учащихся с профессиями, связанными с уходом за лесом, посредством организации практико – ориентированной деятельности.

Задачи

личностные:

1.                 Стимулировать проявление инициативности при выполнении заданий;

2.                 Формировать установку «на результат»;

3.                 Формирование положительного отношение к труду

4.                 Воспитывать у учащихся социально активную позицию в вопросах выбора профессии.

5.                 Развивать навыки совместной работы в коллективе, умения работать индивидуально.

метапредметные:

1.                 Формировать навыки решения практических задач.

2.                 Обеспечить пробный опыт реализации «себя в профессии».

3.                 Формировать навыки диалога, дискуссии, умения отстаивать свою точку зрения.

предметные (образовательные):

1.                 Познакомить обучающихся с многообразием лесных профессий, их содержанием, характером и условиями труда по конкретным профессиям.

2.                 Познакомить учащихся с местом данной профессии в современной экономике.

3.                 Познакомить учащихся с основами лесоведения, лесовосстановления и охраны леса.

1.3. Учебный план и содержание программы

Учебно-тематический план

Наименование

тем

Количество часов

Форма  аттестации/  контроля

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

0,5

1,5

Тестирование по ТБ и профориентации

2.

Техник – таксатор.

2

0,5

1,5

 

3.

Лесной пожарный.

2

0,5

1,5

 

4.

Лесник и лесничий разные профессии.

2

0,5

1,5

 

5.

Егерь. Охотовед.

2

0,5

1,5

 

6.

Лесопатолог.

2

0,5

1,5

 

7

Инженер лесного хозяйства

2

0,5

1,5

 

8.

Итоговое занятие. Подведение итогов за год

2

0,5

1,5

Решение комплексного задания

 

Всего

16

4

12

 

 

Тема 1. Вводное занятие.

Введение в программу. Знакомство с особенностями профессий, связанных с лесом и лесопаркового хозяйства. Краткий обзор роли их в современной экономике. Инструктаж по технике безопасности.

Практика: тестирование по ТБ и профориентации по Климову (Приложение 2).

Тема 2. Техник - таксатор.

Знакомство с историей развития профессии и местом в современной экономике. Особенности профессии. Основы проведения таксационных работ.

Практика: профпроба «Техник - таксатор» (определение диаметра и высоты деревьев на пробной площади, используя глазомерно-измерительный метод).

Тема 3. Лесной пожарной.

Знакомство с историей развития профессии и местом в современной экономике. Особенности профессии. Требования к лесным пожарным.

Практика: ролевая игра «Лесной пожарный» (решение условной задачи по карточкам – заданиям, тушение условного очага лесного пожара).

Тема 4. Лесник и лесничий разные профессии.

Лесничий, лесник: история профессий. Общая характеристика профессий. Компетенции. Важные качества. Обучение специалистов.

Практика: практикум «Работа с планами лесных насаждений» (Приложение 4).

Тема 5. Егерь. Охотовед.

Знакомство с историей развития профессии и местом в современной экономике. Особенности профессии. Требования к лесным пожарным.

Практика: кейс «Лесная зоология».

Тема 6. Лесопатолог.

Знакомство с историей развития профессии и местом в современной экономике. Основные функции лесопатолога.

Практика: мини - проект «Лесозащита».

Тема 7. Инженер лесного хозяйства.

Знакомство с историей развития профессии и местом в современной экономике. Основные направления деятельности инженера.

Практика: лабораторный практикум «Семенная экспертиза» (Приложение 5).

Тема 8. Итоговое занятие.

Выполнение комплексного задания, состоящего из тестового задания и практической части.

1.4. Планируемые результаты

1.4.1. Личностные результаты освоения программы:

·                   готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

·                   основы сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

·                   поиск и установление личностного смысла, учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно- познавательных и социальных мотивов;

·                   обладать положительным отношением к труду, людям, технологической среде, чувством гордости за достижения отечественной науки и техники.

1.4.2. Метапредметные результаты освоения программы

·              решение проблем поискового/творческого характера;

·              планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

·              основам познавательной и личностной рефлексии;

·              распределять функции и роли в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

1.4.3. Предметные результаты освоения программы

- основы ведения лесоведения и лесоводства;

- основы охраны лесов от пожаров;

- основные методы лесной таксации;

- основные профессии лесной отрасли и отличительные их особенности;

- основные термины, применяемые в данных профессиях;

- содержание, характер и условия труда в лесной отрасли;

 - требования к личностным и профессиональным качествам специалистов;

 - теоретические и практические основы, связанные с той или иной профессией;

- инструменты, оборудование, правила их использования.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

Количество учебных недель: 10;

количество учебных дней: 10;

даты начала и окончания учебных периодов/этапов: учебная четверть.

 

 

 

 

 

Календарный учебный график

дополнительной общеразвивающей программы «Лесные профессии»

 

 

Сентябрь

Октябрь

Часы по программе

Режим занятий

№ недели

1

2

3

4

1

2

3

4

всего часов

теория

практика

часы

2

2

2

2

2

2

2

2

16

4

12

1 занятие в неделю продолжительностью  2 часа

 

2.2. Условия реализации программы

2.2.1. Материально-техническое обеспечение программы

Учебные занятия проводятся в учебных кабинетах образовательных организаций (школ), соответствующих требованиям Роспотребнадзора к учебным аудиториям

Оборудование

Количество

Учебные столы

8 шт.

Стулья

15 шт.

Магнитно-маркерная доска

(при возможности – интерактивная доска)

1

Компьютер (ноутбук)

1

Мультимедиапроектор

1

Принтер

1

Сканер

1

Ксерокс

1

DVD-проигрыватель

1

Гербарии, наборы

10 шт.

Коллекция семян деревьев

15 шт.

Коллекция древесины

2 шт.

Карточки - коллекции шишек

15 шт.

Карточки - коллекции листьев

15 шт.

Карточки - коллекции веток хвойных деревьев

15 шт.

Высотомер анкерный

1 шт.

Мерная вилка

1 шт.

Полномер

1 шт.

Рулетки

7 шт.

Ранцевый огнетушитель

1 шт.

Буссоль

1 шт.

Канцелярские товары

По необходимости

2.2.2. Информационное обеспечение

Интернет-источники

Описание

http://www.biodat.ru

BioDat: информационно-аналитический сайт о природе России и экологии

http://www.floranimal.ru

FlorAnimal: портал о растениях и животных

http://www.forest.ru

Forest.ru: всё о российских лесах

http://plant.geoman.ru

Занимательно о ботанике. Жизнь растений

http://animal.geoman.ru

Мир животных

http://www.nature.ok.ru

Редкие и исчезающие животные России

http://www.ecosystema.ru

Экологическое образование детей и изучение природы России

www.apus.ru

Интересная и разнообразная информация о самых различных животных

 

Видео:

1.     Грибы.

2.     Дикие животные России.

3.     Кто и как в лесу живет.

4.     Лес.

5.     Лесные ягоды.

6.     Мелколиственный лес.

7.     Обитатели леса.

8.     Подбор видеороликов по пожарной безопасности в лесу.

9.     Видеофильм о работе авиалесоохраны.

Аудио: подборка голосов птиц леса, голосов животных леса.

В содержании программы имеется перечень учебных и дидактических средств, методической литературы для педагогов, учебных фильмов и электронных презентаций.

2.2.3. Кадровые ресурсы

         Реализация данной программы предусматривает привлечение педагога,  уровень квалификации которого соответствует задачам достижения планируемых результатов, организации образовательной деятельности обучающихся, компетентный в области естественных наук.

Целесообразно взаимодействие образовательных учреждений (школы и УДО) с целью более качественного обучения и воспитания детей.

2.2.4. Организационный ресурс

Предполагает, что занятия проводятся при соблюдении расписания, режима проведения занятий, правил техники безопасности.

2.3. Формы аттестации

Для определения результативности освоения программы разработана система диагностики по данной программе, включающая в себя 2 этапа: предварительный контроль и итоговый  контроль.

         Уровень освоения программы оценивается по каждой теме на основе выполнения практических заданий. Результаты отслеживаются на основе карты «Педагогический мониторинг реализации образовательной программы».

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, дневники наблюдений, материалы анкетирования и тестирования, аналитические справки и аналитический материал.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитические материалы по итогам проведения диагностики и аналитические справки, отчет итоговый.

2.4. Оценочные материалы

Для итоговой диагностики уровня знаний обучающихся разработаны:

- зачётные вопросы по темам программы;

- тесты-задания для отслеживания уровня полученных умений и навыков.

Для отслеживания уровня усвоения программы проводится анализ активности обучающихся на занятии.

Для текущей диагностики уровня усвоения изучаемого материала к каждой теме разработаны тесты, викторины, кроссворды, карточки - задания, тесты-задания.

Критерии оценки результативности определяются в соответствии с реализуемой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой.

Критерии оценки результативности должны отражать:

  • уровень теоретических знаний (широту кругозора; свободу восприятия теоретической информации; развитость практических навыков работы со специальной литературой; осмысленность и свободу использования специальной терминологии и др.);
  • уровень практической подготовки учащихся (соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям; уровень физического развития, свобода владения специальным оборудованием, оснащением; качество выполнения практического задания; технологичность практической деятельности и др.);
  • уровень развития и воспитанности учащихся (культура организации практического задания; аккуратность и ответственность при работе; развитость специальных и коммуникативных способностей и др.).

Степень выраженности оцениваемого качества: высокий, средний, низкий уровень.

Вид оценочной системы: баллы.

Организация педагогического мониторинга в учреждении представляет собой систему педагогических методов и средств изучения состояния образовательного процесса и его результатов.

Форма фиксирования и обобщения достижений учащихся – диагностические карты.

Диагностическая карта педагогического мониторинга качества обучения по дополнительной общеразвивающей программе включают три основных блока (по планируемым результатам):

  • Предметные результаты;
  • Метаредметные результаты;
  • Личностные результаты (Приложение 6).

2.5. Методические материалы

Данная программа, в целом, направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование, раннюю профориентацию, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Хочу такой сайт

2.5.1. Формы и методы.

Учитывая специфичность учебных тем, программой предусмотрено использование и чередование различных форм и методов для освоения детьми учебного материала.

методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой, дискуссионный, исследовательский и др.;

методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.

Теоретические занятия проводятся в учебных классах школ на договорной основе. Практические – в соответствии с тематикой и содержанием занятий: тематические экскурсии, таксация, профпробы и др.. Практическая, реферативная, проектная деятельность поможет формировать у детей потребность в познавательной деятельности, развивать их разносторонние способности (проектные, исследовательские, творческие, коммуникативные). Групповые занятия проводятся при выполнении практических заданий.

Для активизации познавательной деятельности разработаны, сформированы и систематизированы дидактические материалы - инструкционные, технологические карты, задания с проблемными ситуациями, задания с разным уровнем сложности вопросов, справочный материал, тесты с возможностью самоконтроля, упражнения.

В учебной работе используется примерный алгоритм учебного занятия:

1.     Организационный этап - проверка посещения, организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

2.     Подготовительный этап - совместная с обучающимися формулировка цели и задач занятий, мотивация учебной деятельности.

3.     Основной этап - усвоение новых знаний и способов действий.

4.     Повторение - выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

5.     Рефлексия - самооценка, оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

2.5.2. Методические рекомендации педагога

Особенность программы в том, что она предназначена для знакомства учащихся с основами лесного и лесопаркового хозяйства, а также воспитания культуры труда. Практическая часть имеет элементы профессиональных проб. Профессиональная проба – это профессиональные испытание, которое моделирует элементы конкретного вида профессиональной деятельности. В процессе реализации программы создаётся база для прохождения профессиональной пробы по данной компетенции продвинутого уровня.

Программа направлена на развитие у обучающихся универсальных учебных действий, формирование исследовательского типа мышления и профессионально ориентирована на отрасль лесного и лесопаркового хозяйства. Реализация программы предусматривает:

·        Интеллектуальное развитие детей и подростков, их вовлечение в практическую и исследовательскую деятельность;

·        Формирование инновационного, изобретательского стиля мышления, т.е. научить мыслить нестандартно и видеть мир с точки зрения создателя и преобразователя;

·        Помочь определиться с выбором перспективной востребованной специальности

Данная программа разработана в 2021 году. Внесены уточнения, изменения в 2022 году.

2.6. Список литературы

1.                 Атрохин В. Г., Кузнецов Г. В. Лесоводство. – М.: Агропромиздат, 1989 г.

2.                 Бобров Р. В. Беседы о лесе. – М.: Молодая гвардия, 1979 г.

3.                 Бурлицкая Л. А. Школьное лесничество/Л. А. Бурлицкая – М.: АСТ, 2009.

4.                 Зорина Т. Г. Школьникам о лесе. – М.: Лесная промышленность, 1971 г.

5.                 Воронова О. В. Основы лесоводства/О. В. Воронова. – М.: Эксмо, 2015.

6.                 Ковязин В. Ф. Основы лесного хозяйства и таксация: учебное пособие/В. Ф. Ковязин, А. Н. Мартынов, Е. С. Мельников. – 3-е изд., испр. И доп. – Санкт – Петербург: Лань, 2012.

7.                 Основы лесного хозяйства, таксации леса и охрана природы/Л. Б. Калинина, В. С. Моисеев, И. В. Логвинов. – М.: Агропромиздат, 1985 г.

8.                 Спутник лесника/Ю. А. Беляев, Г. М. Зайцев, О. И. Рожков. – М.: Агропромиздат, 1990 г.

9.                 Тихонов А. С., Прутской А. В. Воспроизводство леса в европейском регионе. – Калуга: Издательский педагогический центр «Гриф», 2009 г.

10.            Авиалесоохрана. Профессия лесной – пожарный. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://forestcomplex.ru/rf-protection/professiya-lesnoj-pozharnyj/.

11.            Егерь – что это за профессия? - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vuzopedia.ru/articles/4873.

12.            Инженер – лесопатолог: суть профессии, обязанности, какое образование нужно - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kedu.ru/press-center/profgid/lesopatolog/.

13.            Инженер по лесопользованию и лесовосстановлению - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://proektoria.online/catalog/professions/inzhener-po-lesopolzovaniyu-i-lesovosstanovleniyu.

14.            Профессия лесник: где учиться, зарплата, важные качества - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://abcdwork.ru/professii/professiya-lesnik-gde-uchitsya-zarplata-vazhnye-kachestva.html

15.            Как стать лесником: особенности обучения - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://specworkgid.ru/obuchenie-professiyam/lesnik.html.

16.            Профессия лесничий – описание, обязанности зарплата - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nauka.club/karera/professiya-lesnichiy.html.

17.            Профессия егерь: кто это такой и чем занимается, как им стать - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edunews.ru/professii/obzor/s-jivotnimi-i-agrarnye/eger.html.

18.             

Приложения

Приложение 1

Начальная диагностика

1.     Площадь лесов занимает от территории края около

1. 80%                 2. 72%                 3. 60%

2.     Преобладающей хвойной породой на территории Пермского края является

1. ель                    2. сосна               3. пихта

3.     Лесник и лесничий - это одна и тоже профессия?

1. да           2. нет          3. не знаю

4.     Сколько лесных пожаров из 10 происходит по вине человека?

1. 3             2. 2             3. 3

5.     Определение объема срубленных и растущих деревьев, запасы насаждений и прирост как отдельных деревьев, так и целых насаждений называется

1. таксация          2. лесоустройство                  3. Лесоводство

6.     Древостои бывают по составу:

1. простые и сложные,           2. чистые и сложные 3. чистые и смешанные

7.     Чему сегодня уделяется особое внимание на лесозаготовительных участках: 1. производительности труда 2. охране природы 3. объемам производства

8.     Совокупность отраслей промышленности, заготавливающих и обрабатывающих древесину: 1. лесозаготовительная промышленность 2. лесная промышленность 3. парковая промышленность

9.     Система мер по борьбе с болезнями лесных деревьев и вредителями лесных культур называется:

1. защита лесов            2. охрана лесов    3. воспроизводство лесов

10. Когда был принят действующий Лесной Кодекс?

1. 2006                2. 2007                3. 2008

Приложение 2

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК

(ДДО; Е.А.КЛИМОВ)

Шкалы: типы профессий - человек-человек, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ, человек-природа Назначение теста

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ». Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

Инструкция к тесту

«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»

ТЕСТ

1а. Ухаживать за животными

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным 

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок 

3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) 

4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) 

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)  

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)  

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных 

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений  

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять  


  12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности 

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов


14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты 

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) 

15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице  

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий 

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. 

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания 

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты


20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада 

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

 

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Ключ к тесту

Типы профессий                                       Номера вопросов

Человек-природа                        1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а

Человек-техника                         1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а

Человек-человек                         2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а

Человек-знаковая система          2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б

Человек-художественный образ 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.

Интерпретация результатов теста

Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов. Название типов профессий:

• «человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;

• «человек–техника» –все технические профессии;

• «человек–человек» –все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;

• «человек–знак» -все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;

• «человек–художественный образ» – все творческие специальности.

Краткое описание типов профессий

I. «Человек-природа». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:

• животные, условия их роста, жизни;

• растения, условия их произрастания.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

• изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);

• выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);

• проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования профессий «человек-природа»:

• развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;

• поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

II. «Человек-техника». Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:

• технические объекты (машины, механизмы);

• материалы, виды энергии.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

• создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления.Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);

• эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);

• ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Психологические требования профессий «человек-техника»:

• хорошая координация движений;

• точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;

• развитое техническое и творческое мышление и воображение;

• умение переключать и концентрировать внимание;

• наблюдательность.

III. «Человек-знаковая система». Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек - знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:

• тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);

• цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);

• чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);

• звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:

• хорошая оперативная и механическая память;

• способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;

• хорошее распределение и переключение внимания;

• точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;

• усидчивость, терпение;

• логическое мышление.

IV. «Человек-художественный образ».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:

• художественный образ, способы его построения.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

• создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);

• воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);

• размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:

• художественные способности; развитое зрительное восприятие;

• наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;

• знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

V. «Человек-человек».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:

• люди.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

• воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);

• медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);

• бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);

• информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);

• защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Психологические требования профессий «человек-человек»:

• стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;

• устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;

• доброжелательность, отзывчивость;

• выдержка;

• умение сдерживать эмоции;

• способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;

• способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;

• способность владеть речью, мимикой, жестами;

• развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;

• умение убеждать людей;

• аккуратность, пунктуальность, собранность;

• знание психологии людей. 

Приложение 3

Паспорт программы профпробы по теме «Техник - таксатор»

Компетенция: таксатор леса.

Уровень: начинающий.

Формат проведения: очная.

Время проведения: 40 минут.

Возрастная категория: 5 – 7 класс.

Доступность для участников с ОВЗ: доступно.

Автор программы: Мусихина Елена Павловна.

Должность: педагог доп. образования.

Содержание программы

1. Введение

Такса́ция — область лесохозяйственных знаний, занимающаяся способами установления объема срубленных и растущих деревьев, резерва насаждений и прироста как отдельных деревьев, так и целых насаждений. В Российской Федерации таксацию проводят при лесоустройстве, отводе лесосек в рубку, инвентаризации леса. Таксация проводится таксатором — лесным техником, занимающимся устройством и оценкой лесных насаждений и порубок.

Таксация как учебная дисциплина изучается в лесохозяйственных высших учебных заведениях.

Место и перспективы компетенции в современной экономике страны, мира: лесная таксация как наука продолжает постоянно развиваться. Расширяется сфера применения лесной таксации, особенно на стыке с лесоводством, лесными культурами, экономикой лесного хозяйства. Внедряются современные технические средства, приводящие к изменению технологий применения методов этой дисциплины. Новые приборы и оборудование, созданные на основе IT-технологии, требуют нового осмысления ранее установленных закономерностей. Многие традиционные проблемные понятия лесной таксации, такие как полнота древостоя, бонитет и другие рассматриваются сегодня с новых позиций с учетом достижений биологии, лесоведения и решаются на основе математического моделирования. В настоящее время, помимо наземных способов, при таксации леса широко используют дистанционные методы, включая аэро- и, космическую съёмку. Компетенция включает в себя знания по следующим объектам профессиональной деятельности:

·        математики,

·        биометрии,

·        дендрологии,

·        ботаники

·        и других наук

В таксации (выявлении, оценке и учете) лесов русское государство нуждалось всегда. Из дерева строили города, им мостили дороги и топили избы и терема. На Руси лесознатцы ценились. При Петре І профессия таксатора стала особенно уважаемой, так как царь создавал русский флот. Разведчики леса имели форменное обмундирование, носили кортики, являлись частью петровской аристократии и подчинялись Адмиралтейству. На сегодняшний день эта профессия малоизвестная и маловостребована в тех районах, где лесная растительность минимальна.

Почти за двухсотлетний период формирования лесной таксации в нашей стране были составлены объемные или массовые таблицы, определяющие объемы деревьев разных размеров. В это же время разработаны таблицы хода роста древостоев, отражающие динамику роста и развития отдельных категорий леса. Наличие этих таблиц и ряда других характеристик леса облегчило решение таксационных задач, и в свое время было большим вкладом в таксационную науку.

Когда устанавливали в начальный период развития лесной таксации нормативы и средние показатели для характеристики множеств, закономерности и свойства последних не были известны. Вопрос об ошибках определения множеств по отдельным наблюдениям также не был разработан. Короче говоря, применяя на практике выборочный метод таксации, теоретическая сторона этого метода не была изучена. Восполнить этот пробел представилось возможным после того, когда таксационные исследования стали опираться на теорию вероятностей и математическую статистику.

Действующей лесоустроительным руководством предусмотрены следующие методы таксации леса:

- глазомерный метод - определение таксационных показателей насаждений глазомерно (визуально) с использованием только лесотаксационных таблиц. Точность метода зависит главным образом от квалификации таксатора и его профессионального опыта;

- глазомерно-измерительный метод - визуальная оценка таксационных показателей древостоев с уточнением ее инструментальными измерениями высот, диаметров, возраста типичных (близких к средним) деревьев и суммы площадей сечений в пересчете на 1 га;

- измерительно-перечислительный метод - определение таксационной характеристики древостоев по данным сплошного или частичного (выборочный метод) перечета деревьев на прямоугольных или круговых площадка, размещенных статистическим методом по таксационному участку леса;

- дешифровочный метод - получение таксационных показателей древостоев таксационным дешифрированием аэрофотоснимков. Этот метод наиболее часто применяют в рациональном сочетании с наземной таксацией леса.

Применяемый метод таксации леса зависит от степени важности, хозяйственного и экономического значения лесов таксируемых лесных массивов. Установлены допустимые ошибки определения основных таксационных показателей древостоев для различных методов таксации леса.

2. Общая формулировка задания в рамках пробы

Определение диаметра и высоты деревьев на пробной площади, используя глазомерно-измерительный метод.

3. Пошаговая инструкция по выполнению задания

1. Ознакомление с ТБ при выполнении таксационных работ.

2. Демонстрация таксационных инструментов (высотомер, мерная вилка).

3. Знакомство с основными этапами работы при использовании высотомера и мерной вилкой.

4. Проведение таксационных измерений на пробной площади.

5. Внесение результатов в протокол таксационной экспертизе.

6. Провести анализ полученных результатов и сделать выводы: максимальная, минимальная, средняя высота и диаметр деревьев на пробной площади.

Рекомендации для наставника по организации процесса выполнения задания:

Рекомендуется каждой паре выдать распечатанные адаптированные методики, а также выдать заготовку протокола анализа.

4. Критерии успешного выполнения задания

Задание считается успешно выполненным, если расхождение между результатами параллельных измерений наставником и измерениями в рамках пробы минимальным.

Рекомендации для наставника по контролю результата, процедуре оценки:

При оценке следует учитывать организацию рабочего процесса, выполнения задания, алгоритм выполненных работ, а также оформления протокола анализа.

Примечание: при разработке программы профпробы использован образец Всероссийского проекта «Билет в будущее».

Приложение 4

Образец задания при работе с планом лесных насаждений

 

Задание:

1.     Найдите квартал 152 на плане лесных насаждений. На бланке запишите площадь квартала, напишите преобладающую породу деревьев, написать тип леса по возрасту.

2.     Найдите в данном квартале 12 выдел. На бланке запишите его площадь, бонитет, класс возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Лабораторная работа «Семенная экспертиза»

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ПЛОДОВ И СЕМЯН. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДРЕВЕСНЫХ И КУСТАРНИКОВЫХ РАСТЕНИЙ ПО ПЛОДАМ И СЕМЕНАМ

Оборудование:

1.     коллекция плодов и семян;

2.     справочник по лесосеменному делу.

Обучающимся выдается коллекция плодов и семян на разборных досках без обозначений.

Ход работы

Используя данные справочных материалов, определяете плоды и семена древесно-кустарниковых пород. В рабочих тетрадях приводите их описание и рисунки.

По итогам занятия – зачет на определение семян по коллекции преподавателя.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСТОТЫ СЕМЯН

Оборудование:

семена древесно-кустарниковых пород;

разборные доски;

весы;

чашки Петри (бюксы);

шпатели;

линейки;

карта анализа семян.

Изучить основные понятия (чистые семена, примеси, отходы, порядок отбора.

Ход работы

1.     заготовленный заранее средний образец высыпать на разборную доску;

2.     провести практическое определение чистоты семян, разбирая семена на чистые, отходы и примеси;

3.     после разбора навески необходимо взвесить все чистые семена, отходы и примеси;

4.     все полученные результаты записать в карточку анализа семян;

5.     после окончания работы чистые семена ссыпают в пакет и остав- ляют до следующей лабораторной работы.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВСХОЖЕСТИ СЕМЯН

Оборудование:

1.     пинцеты;

2.     чашки Петри;

3.     вата;

4.     разборочные доски;

5.     шпатели для разбора семян;

6.     фильтровальная бумага;

7.     прозрачные пластиковые колпачки;

8.     заранее подготовленные семена.

Изучить основные понятия: всхожесть семян, энергия прорастания, нормально проросшие семена, ненормально проросшие семена, здоровые семена, твердые семена, пустые семена, запаренные семена, загнившие семена, беззародышевые семена и семена с ненормально развитым зародышем, зараженные вредителями семена, скарификация, порядок работы. перед раскладкой семян все инструменты  необходимо тщательно продезинфицировать техническим этиловым спиртом.

Ход работы

1.     в чашку Петри укладывают заранее замоченную подкладку, расправляют ее и покрывают фильтровальной бумагой;

2.     семена раскладывают аккуратно на фильтровальную бумагу пинцетом;

3.     чашки Петри с расположенными на них семенами переносят в тёплое место;

4.     при проращивании прокладки и фильтровальная бумага должны быть обязательно только во влажном состоянии;

5.     учет проросших семян и удаление их с ложа аппарата проводим  через неделю;

6.     все данные записываются в карточку анализа семян;

7.     рассчитывают в процентах число пустых, загнивших и здоровых семян.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 6

Мониторинг результатов обучающихся по дополнительной общеразвивающей программы «Лесные профессии»

 

 

ПРЕДМЕТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

итого

№ п/п

Фамилия, имя учащегося

 

Теоретическая

Практическая

Общеучебные умения и навыки

Организационно-волевые качества

Ориентационные качества

Поведенческие качества

Входная диагностика, %

Учебно-интеллектуальные умения

Учебно-коммуникативные умения

Учебно-организационные умения и навыки

1.

 

ИТОГО

 

 

Карта критериев к мониторингу.

 

Показатели

 (оцениваемые параметры)

 

Критерии

 

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное количество баллов

 

Методы диагностики

Предметные

I.        Теоретическая подготовка ребенка:

1.1.  Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана Программы)

а) Знание основных правил проведения таксации глазомерно – измерительным методом

 б) Знание основ работы лесных пожарных.

в) Знание основ работы лесника.

г) знание основных направлений работы инженера лесного хозяйства.

д) знание особенностей ухода за лесными животными.

е) знание основных направлений в защите леса от вредителей и болезней.

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

- минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных Программой);

1

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

- средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½);

5

- максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных Программой за конкретный период);

10

1.2. Владение специальной терминологией по тематике Программы

Знание основных терминов, применяемых при создании анимации

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

- минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);

1

Тестирование

- средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);

5

- максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием).

10

II.     Практическая подготовка ребенка:

2.1.                Практические умения и навыки, предусмотренные Программой (по основным разделам учебно-тематического плана Программы)

а) Умение пользоваться таксационными инструментами.

б) Умение составления плана тушения лесных насаждений.

в) Умение работать с планами лесных насаждений.

г) Умение определять лесных животных по внешнему виду и следам жизнедеятельности.

д) Умение определять семена разных пород деревьев и кустарников, определять их всхожесть.

е) Умение различать основные виды насекомых-вредителей и болезней леса.

 

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

- минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков);

1

Контрольное комплексное задание.

 

- средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½);

5

- максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными Программой за конкретный период);

10

2.2.                Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования

- минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);

1

Контрольное задание.

 

- средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);

 

5

 

- максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей);

10

 

Метаредметные (общеучебные умения и навыки ребенка)

III.                                           Учебно-интеллектуальные умения:

3.1. Умение работать со справочной информацией

 

 

Критическое отношение к информации, умение сравнивать, отбирать, объединять и прочее

- минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

- средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);

- максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

 

1

5

10

педагогическое наблюдение

 

IV.Учебно-коммуникативные умения:

4.1. Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

1

5

10

педагогическое наблюдение

 

4.2. Умение вести беседу, аргументировать свою позицию, понимать иную.

Аргументация, понимание

1

5

10

V.Учебно-организационные умения и навыки:

5.1. Умение организовать свое рабочее место

 

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

 

- минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных Программой);

- средний уровень (объем усвоенный навыков составляет более ½);

- максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных Программой за конкретный период).

1

5

10

 

5.2. Умение соблюдать в процессе деятельности правила безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

 

1

5

10

Личностные

VI.Организационно-волевые качества:

6.1. Терпение и воля

 

 

 

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности.

 

 

- терпения хватает меньше чем на ½ занятия

- терпения хватает больше чем на ½ занятия

- терпения хватает на все занятие

 

 

1

5

10

 

 

педагогическое наблюдение

 

6.2. Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия).

- ребенок постоянно находится под воздействием контроля из вне

- периодически контролирует себя сам

-   постоянно контролирует себя сам

1

5

10

педагогическое наблюдение

 

VII.Ориентационные качества:

7.1. Самооценка

 

 

 

 

 

 

 

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям.

 

 

 

- завышенная

- заниженная

- нормальная

 

 

 

 

 

1

5

10

 

 

 

 

 

педагогическое наблюдение

 

Итого

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Управление образования администрации г

Управление образования администрации г

Лесные профессии

Лесные профессии

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы» 1

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы» 1

РФ от 04.07.2014); - Устава

РФ от 04.07.2014); - Устава

Данная программа практико-ориентированная, всё изученное учащиеся могут применять в дальнейшей жизни, что способствует социальной адаптации подростков

Данная программа практико-ориентированная, всё изученное учащиеся могут применять в дальнейшей жизни, что способствует социальной адаптации подростков

Условия набора обучающихся: принимаются все желающие, проявляющие интерес к естественнонаучным дисциплинам

Условия набора обучающихся: принимаются все желающие, проявляющие интерес к естественнонаучным дисциплинам

Воспитывать у учащихся социально активную позицию в вопросах выбора профессии

Воспитывать у учащихся социально активную позицию в вопросах выбора профессии

Тема 2. Техник - таксатор.

Тема 2. Техник - таксатор.

Выполнение комплексного задания, состоящего из тестового задания и практической части

Выполнение комплексного задания, состоящего из тестового задания и практической части

Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы «Лесные профессии»

Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы «Лесные профессии»

Рулетки 7 шт. Ранцевый огнетушитель 1 шт

Рулетки 7 шт. Ранцевый огнетушитель 1 шт

Организационный ресурс Предполагает, что занятия проводятся при соблюдении расписания, режима проведения занятий, правил техники безопасности

Организационный ресурс Предполагает, что занятия проводятся при соблюдении расписания, режима проведения занятий, правил техники безопасности

Организация педагогического мониторинга в учреждении представляет собой систему педагогических методов и средств изучения состояния образовательного процесса и его результатов

Организация педагогического мониторинга в учреждении представляет собой систему педагогических методов и средств изучения состояния образовательного процесса и его результатов

Подготовительный этап - совместная с обучающимися формулировка цели и задач занятий, мотивация учебной деятельности

Подготовительный этап - совместная с обучающимися формулировка цели и задач занятий, мотивация учебной деятельности

Спутник лесника/Ю. А. Беляев, Г

Спутник лесника/Ю. А. Беляев, Г

Древостои бывают по составу: 1

Древостои бывают по составу: 1

Следить за состоянием, развитием растений 4а

Следить за состоянием, развитием растений 4а

Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т

Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т

Психологические требования профессий «человек-природа»: • развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; • поскольку результаты деятельности выявляются…

Психологические требования профессий «человек-природа»: • развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; • поскольку результаты деятельности выявляются…

III. «Человек-знаковая система»

III. «Человек-знаковая система»

V. «Человек-человек». Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются: • люди

V. «Человек-человек». Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются: • люди

Формат проведения: очная. Время проведения: 40 минут

Формат проведения: очная. Время проведения: 40 минут

В настоящее время, помимо наземных способов, при таксации леса широко используют дистанционные методы, включая аэро- и, космическую съёмку

В настоящее время, помимо наземных способов, при таксации леса широко используют дистанционные методы, включая аэро- и, космическую съёмку

Наличие этих таблиц и ряда других характеристик леса облегчило решение таксационных задач, и в свое время было большим вкладом в таксационную науку

Наличие этих таблиц и ряда других характеристик леса облегчило решение таксационных задач, и в свое время было большим вкладом в таксационную науку

Этот метод наиболее часто применяют в рациональном сочетании с наземной таксацией леса

Этот метод наиболее часто применяют в рациональном сочетании с наземной таксацией леса

Пошаговая инструкция по выполнению задания 1

Пошаговая инструкция по выполнению задания 1

Задание: 1. Найдите квартал 152 на плане лесных насаждений

Задание: 1. Найдите квартал 152 на плане лесных насаждений

Ход работы 1. заготовленный заранее средний образец высыпать на разборную доску; 2

Ход работы 1. заготовленный заранее средний образец высыпать на разборную доску; 2

Лесные профессии

Лесные профессии

Приложение 6 Мониторинг результатов обучающихся по дополнительной общеразвивающей программы «Лесные профессии»

Приложение 6 Мониторинг результатов обучающихся по дополнительной общеразвивающей программы «Лесные профессии»

Знание основных правил проведения таксации глазомерно – измерительным методом б)

Знание основных правил проведения таксации глазомерно – измерительным методом б)

Программы) а) Умение пользоваться таксационными инструментами

Программы) а) Умение пользоваться таксационными инструментами

Метаредметные (общеучебные умения и навыки ребенка)

Метаредметные (общеучебные умения и навыки ребенка)

Программой); - средний уровень (объем усвоенный навыков составляет более ½); - максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных

Программой); - средний уровень (объем усвоенный навыков составляет более ½); - максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных

Самоконтроль Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия)

Самоконтроль Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2024