"Личность учителя и здоровьесберегающая педагогика"
Оценка 4.7
Педсоветы
docx
музыка +2
Взрослым
05.12.2017
В последние годы все больше говорят о необходимости внедрения в школе здоровьесберегающих технологий. Почему эта проблема так актуальна? Что может сделать учитель в своей педагогической практике и что должен он изменить в своей индивидуальной методической системе? По данным Всероссийского съезда педиатров здоровье каждого ребенка ухудшается по мере обучения в школе минимум в 5 раз. К окончанию школы хронические заболевания имеют 80 % школьников. Факторов, негативно влияющих на здоровье школьника достаточно много.В последние годы все больше говорят о необходимости внедрения в школе здоровьесберегающих технологий. Почему эта проблема так актуальна? Что может сделать учитель в своей педагогической практике и что должен он изменить в своей индивидуальной методической системе?
Выступление Личность учителя и здоровьесберегающ. педагогика.docx
"Личность учителя и здоровьесберегающая педагогика"
«Кто не ценит собственного здоровья,
тот меньше заботится и о других людях»
В.М.Шепель
В последние годы все больше говорят о необходимости внедрения в школе
здоровьесберегающих технологий. Почему эта проблема так актуальна? Что может сделать
учитель в своей педагогической практике и что должен он изменить в своей индивидуальной
методической системе?
По данным Всероссийского съезда педиатров здоровье каждого ребенка ухудшается по
мере обучения в школе минимум в 5 раз. К окончанию школы хронические заболевания имеют
80 % школьников. Факторов, негативно влияющих на здоровье школьника достаточно много. Но
не смотря на значимость материальных, санитарногигиенических и психологических условий,
ключевую роль в решении задач сохранение здоровья детей играет, прежде всего, личность
учителя, педагога. Задачи охраны и укрепления здоровья школьников могут успешно решаться в
том случае, если учитель сам будет обладать хорошим здоровьем.
Профессия учителя относится к сфере профессий типа «человекчеловек», то есть профессий,
которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния.
Современный учитель призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий.
Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски
эффективных путей воспитания, реализация гуманистической парадигмы, необходимость
учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и в информационном поле
преподаваемого предмета, все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально
компетентному, творчески работающему учителю. Психологическое здоровье – это
совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости,
социальной адаптации, успешной самореализации. Действие многочисленных объективных
факторов вызывает у учителей нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение
самочувствия и настроения, накопление усталости. Эти физиологические показатели
характеризуют напряженность работы, что приводит к профессиональным кризисам, стрессам,
истощению и эмоциональному «выгоранию». Результатом этих процессов является снижение
эффективности профессиональной деятельности учителя: он перестает справляться со своими
обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда,
деформирует свои профессиональные отношения, роли и коммуникации. Поэтому, важным становится осуществление мер, направленных на предупреждение или устранение
эмоциональных перегрузок, совладение с негативными последствиями работы по обучению и
воспитанию учащихся.
Особенно остро встает вопрос о профилактике нарушений психологического здоровья, на
формирование у педагогов характеристик психологически здоровой личности.
В психологопедагогической литературе выделяют следующие основные характеристики
психологически здоровой личности учителя:
1) принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и
уникальности, своих способностей и возможностей;
2) принятие коллег и учеников, осознание ценности и уникальности каждого человека вне
зависимости от возраста, статуса и национальности;
3) хорошо развитая рефлексия, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы
поведения, последствия поступков;
4) стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации, вызванной
неблагоприятными факторами рабочей среды.
Основными факторами, проводящими к нарушениям психологического здоровья педагогов
является:
внешние факторы
хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность (интенсивное общение);
нечеткая организация и планирование труда;
повышенная ответственность за выполняемые функции и операции (режим постоянного
внешнего и внутреннего контроля);
неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности (конфликтность
в системе «руководительподчиненный» и «коллегаколлега»);
психологически сложный контингент лиц в общении;
внутренние факторы
склонность к эмоциональной сдержанности;
интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности;
слабая мотивационная отдача в профессиональной деятельности;
нравственные дефекты личности специалиста.
Стресс (англ. – давление, напряжение) – термин, используемый для обозначения обширного
круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.
Распространенные симптомы, проявляющиеся в ответ на стресс:
физические: мигрени или головные боли, бессонница, утомляемость, потеря аппетита;
психические: неспособность сконцентрироваться, навязчивое беспокойство, восприятие себя в качестве жертвы;
поведенческие: попытки проявлять заботу, но несоответствующие этому чувства и действия,
уклонение от учеников, коллег и трудных ситуаций, избыточное употребление алкоголя, табака,
переедание;
эмоциональные: резкие колебания настроения, приступы тревоги, ненависть по отношению к
ученикам.
Профессиональная деятельность учителя имеет особое влияние на структуру его психических
характеристик. Учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими
показателями физического и психического здоровья. Для учителей с 1520летним стажем
характерны педагогические «кризы», «истощение». Так, у трети учителей показатель социальной
адаптации не выше, чем у больных неврозами. Учителю важно уметь регулировать собственное
поведение, анализировать педагогическую деятельность с позицией личности ребенка, осознавать
значимость собственных усилий в поддержке психического и соматического здоровья, уметь
диагностировать проблемы в собственном здоровье. Практикуя стратегию профессионального
роста, учителю необходимо продумывать усилия по сохранности и поддержанию собственного
здоровья, особенно психического.
Факторы, влияющие на поддержание психического здоровья педагога.
Умение радоваться. Яркий показатель состояния здоровья. Все психологи и врачи,
когда их спрашивают, что нужно делать для сохранения своего здоровья дают единодушный
совет – «радоваться!» Радость одно из самых эффективных лекарств. И доступное для всех.
Веселые люди стойко переносят тяготы жизни и болезни. Они не падают духом при какихлибо
поражениях, а потому у них не формируется «гормон страха», наличие которого разрушающе
действует на здоровье. В психологическом плане жизнерадостность обусловлена рядом
факторов:
Разнообразие впечатлений
. Они основа наших эмоций и чувств. Яркие и
эстетические впечатления способствуют благотворному протеканию в организме
физиологических процессов. Академик П.К.Анохин писал, что никакой «сумасшедший» режим
жизни, никакая острота нервных переживаний не могут вызвать гипертонии, если периоды
наибольшего напряжения чередуются с периодами покоя. Любая работа не может продолжаться
бесконечно, без отдыха. В целях сохранения «здоровья» мозга полезно помнить, что люди,
которые спят в среднем 78 часов, живут дольше, чем те, которые спят менее 5 или более 10
часов в сутки. Желательно иметь интересное хобби.
Обращение к музыке
. Музыка прекрасно снимает усталость, восстанавливает сон,
выравнивает ритм сердца. Как писал В.М.Бехтерев, она может снизить излишнюю возбудимость,
создать хорошее настроение, придать бодрость.
Игры с детьми. Доказано, что даже дидактические игры так же эмоционально
положительно воздействуют и на взрослых людей, в т.ч. и на педагогов.
Общение с природой
. Важный фактор, который действует эмоционально
очищающе и успокаивающе, целительно воздействует на психику любого человека.
Культура общения
. В деловом мире профессиональное и межличностное общение
играет чрезвычайно важную роль. Культура общения – соблюдение правил хорошего тона,
доброжелательный настрой к людям, проявление уважения и деликатности. Это умение брать
лучшее, что есть в духовности других людей.
Самоободрение – преднамеренное возбуждение жизненного оптимизма в себе с
помощью аутотренинга, медитации, физических упражнений.
Самоорганизация труда – рациональное распределение рабочего времени,
рациональное оборудование личного рабочего места, профессиональное выполнение своих
функций.
Самоконтроль и саморегуляция – это хорошо налаженный здоровый образ жизни:
соблюдение личной гигиены, гигиены труда и отдыха.
Самоценность личной жизни – трудовая деятельность имеет огромное значение
для каждого человека, но не должна вытеснять все другие. Человек не имеет права обкрадывать
свою личную жизнь, не проявлять трепетного отношения к семье, не реализовывать полностью
свои способности.
Трудовая жизнь – это 90 тысяч дней и от того, как эти дни будут прожиты, зависит не
только физическое и душевное благополучие учителей, но и детей, с которыми они ежедневно
общаются. Вот почему так важно каждому педагогу овладеть способами оптимизации учебно
воспитательной и собственной индивидуальной методической деятельности
"Личность учителя и здоровьесберегающая педагогика"
"Личность учителя и здоровьесберегающая педагогика"
"Личность учителя и здоровьесберегающая педагогика"
"Личность учителя и здоровьесберегающая педагогика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.