"Личность учителя и здоровьесберегающая педагогика"
Оценка 4.7

"Личность учителя и здоровьесберегающая педагогика"

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
музыка +2
Взрослым
05.12.2017
"Личность учителя и здоровьесберегающая педагогика"
В последние годы все больше говорят о необходимости внедрения в школе здоровьесберегающих технологий. Почему эта проблема так актуальна? Что может сделать учитель в своей педагогической практике и что должен он изменить в своей индивидуальной методической системе? По данным Всероссийского съезда педиатров здоровье каждого ребенка ухудшается по мере обучения в школе минимум в 5 раз. К окончанию школы хронические заболевания имеют 80 % школьников. Факторов, негативно влияющих на здоровье школьника достаточно много.В последние годы все больше говорят о необходимости внедрения в школе здоровьесберегающих технологий. Почему эта проблема так актуальна? Что может сделать учитель в своей педагогической практике и что должен он изменить в своей индивидуальной методической системе?
Выступление Личность учителя и здоровьесберегающ. педагогика.docx
"Личность учителя и здоровьесберегающая педагогика" «Кто не ценит собственного здоровья, тот меньше заботится и о других людях» В.М.Шепель                   В последние годы все больше говорят о необходимости внедрения в школе  здоровьесберегающих технологий. Почему эта проблема так актуальна? Что может сделать  учитель в своей педагогической практике и что должен он изменить в своей индивидуальной  методической системе?             По данным Всероссийского съезда педиатров здоровье каждого ребенка ухудшается по  мере обучения в школе минимум в 5 раз. К окончанию  школы хронические заболевания имеют  80 % школьников. Факторов, негативно влияющих на здоровье школьника достаточно много. Но  не смотря на значимость материальных, санитарно­гигиенических и психологических условий,  ключевую роль в решении задач сохранение здоровья детей играет, прежде всего, личность  учителя, педагога. Задачи охраны и укрепления здоровья школьников могут успешно решаться в  том случае, если учитель сам будет обладать хорошим здоровьем. Профессия учителя относится к сфере профессий типа «человек­человек», то есть профессий,  которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния.  Современный учитель призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий.  Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски  эффективных путей воспитания, реализация гуманистической парадигмы, необходимость  учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и в информационном поле  преподаваемого предмета, ­ все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему учителю. Психологическое здоровье – это  совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости,  социальной адаптации, успешной самореализации. Действие многочисленных объективных  факторов вызывает у учителей нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение  самочувствия и настроения, накопление усталости. Эти физиологические показатели  характеризуют напряженность работы, что приводит к профессиональным кризисам, стрессам,  истощению и эмоциональному «выгоранию». Результатом этих процессов является снижение  эффективности профессиональной деятельности учителя: он перестает справляться со своими  обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда,  деформирует свои профессиональные отношения, роли и коммуникации. Поэтому, важным становится осуществление мер, направленных на предупреждение или устранение  эмоциональных перегрузок, совладение с негативными последствиями работы по обучению и  воспитанию учащихся. Особенно остро встает вопрос о профилактике нарушений психологического здоровья, на  формирование у педагогов характеристик психологически здоровой личности. В психолого­педагогической литературе выделяют следующие основные характеристики  психологически здоровой личности учителя: 1) принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и  уникальности, своих способностей и возможностей; 2)  принятие коллег и учеников, осознание ценности и уникальности каждого человека вне  зависимости от возраста, статуса и национальности; 3) хорошо развитая рефлексия, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы  поведения, последствия поступков; 4) стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации, вызванной  неблагоприятными факторами рабочей среды. Основными факторами, проводящими к нарушениям психологического здоровья педагогов  является: внешние факторы ­ хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность (интенсивное общение); ­ нечеткая организация и планирование труда; ­ повышенная ответственность за выполняемые функции и операции (режим постоянного  внешнего и внутреннего контроля); ­ неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности (конфликтность в системе «руководитель­подчиненный» и «коллега­коллега»); ­ психологически сложный контингент лиц в общении; внутренние факторы ­ склонность к эмоциональной сдержанности; ­ интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности; ­ слабая мотивационная отдача в профессиональной деятельности; ­ нравственные дефекты личности специалиста. Стресс (англ. – давление, напряжение) – термин, используемый для обозначения обширного  круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Распространенные симптомы, проявляющиеся в ответ на стресс: ­ физические: мигрени или головные боли, бессонница, утомляемость, потеря аппетита; ­ психические: неспособность сконцентрироваться, навязчивое беспокойство, восприятие себя в качестве жертвы; ­ поведенческие: попытки проявлять заботу, но несоответствующие этому чувства и действия,  уклонение от учеников, коллег и трудных ситуаций, избыточное употребление алкоголя, табака,  переедание; ­ эмоциональные: резкие колебания настроения, приступы тревоги, ненависть по отношению к  ученикам. Профессиональная деятельность учителя имеет особое влияние на структуру его психических  характеристик.  Учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими  показателями физического и психического здоровья. Для учителей с 15­20­летним стажем  характерны педагогические «кризы», «истощение». Так, у трети учителей показатель социальной адаптации не выше, чем у больных неврозами. Учителю важно уметь регулировать собственное  поведение, анализировать педагогическую деятельность с позицией личности ребенка, осознавать значимость собственных усилий в поддержке психического и соматического здоровья, уметь  диагностировать проблемы в собственном здоровье. Практикуя стратегию профессионального  роста, учителю необходимо продумывать усилия по сохранности и поддержанию собственного  здоровья, особенно психического. Факторы, влияющие на поддержание психического здоровья педагога.   Умение радоваться. Яркий показатель состояния здоровья. Все психологи и врачи,  когда их спрашивают, что нужно делать для сохранения своего здоровья дают единодушный  совет – «радоваться!» Радость одно из самых эффективных лекарств. И доступное для всех.  Веселые люди стойко переносят тяготы жизни и болезни. Они не падают духом при каких­либо  поражениях, а потому у них не формируется «гормон страха», наличие которого разрушающе  действует на здоровье. В психологическом плане жизнерадостность обусловлена рядом  факторов: Разнообразие впечатлений    . Они основа наших эмоций и чувств. Яркие и  эстетические впечатления способствуют благотворному протеканию в организме  физиологических процессов. Академик П.К.Анохин писал, что никакой «сумасшедший» режим  жизни, никакая острота нервных переживаний не могут вызвать гипертонии, если периоды  наибольшего напряжения чередуются с периодами покоя. Любая работа не может продолжаться  бесконечно, без отдыха. В целях сохранения «здоровья» мозга полезно помнить, что люди,  которые спят в среднем 7­8 часов, живут дольше, чем те, которые спят менее 5 или более 10  часов в сутки. Желательно иметь интересное хобби.              Обращение к музыке    . Музыка прекрасно снимает усталость, восстанавливает сон,  выравнивает ритм сердца. Как писал В.М.Бехтерев, она может снизить излишнюю возбудимость,  создать хорошее настроение, придать бодрость. Игры с детьми. Доказано, что даже дидактические игры так же эмоционально  положительно воздействуют и на взрослых людей, в т.ч. и на педагогов. Общение с природой    . Важный фактор, который действует эмоционально­ очищающе и успокаивающе, целительно воздействует на психику любого человека. Культура общения    . В деловом мире профессиональное и межличностное общение  играет  чрезвычайно важную роль. Культура общения – соблюдение правил хорошего тона,  доброжелательный настрой к людям, проявление уважения и деликатности. Это умение брать  лучшее, что есть в духовности других людей. Самоободрение – преднамеренное возбуждение жизненного оптимизма в себе с  помощью аутотренинга, медитации, физических упражнений. Самоорганизация труда – рациональное распределение рабочего времени,  рациональное оборудование личного рабочего места, профессиональное выполнение своих  функций. Самоконтроль и саморегуляция – это хорошо налаженный здоровый образ жизни:  соблюдение личной гигиены, гигиены труда и отдыха. Самоценность личной жизни – трудовая деятельность имеет огромное значение  для каждого человека, но не должна вытеснять все другие. Человек не имеет права обкрадывать  свою личную жизнь, не проявлять трепетного отношения к семье, не реализовывать полностью  свои  способности.                 Трудовая жизнь – это 90 тысяч дней и от того, как эти дни будут прожиты, зависит не  только физическое и душевное благополучие учителей, но и детей, с которыми они  ежедневно  общаются. Вот почему так важно каждому педагогу овладеть способами оптимизации учебно­ воспитательной и собственной индивидуальной методической деятельности

"Личность учителя и здоровьесберегающая педагогика"

"Личность учителя и здоровьесберегающая педагогика"

"Личность учителя и здоровьесберегающая педагогика"

"Личность учителя и здоровьесберегающая педагогика"

"Личность учителя и здоровьесберегающая педагогика"

"Личность учителя и здоровьесберегающая педагогика"

"Личность учителя и здоровьесберегающая педагогика"

"Личность учителя и здоровьесберегающая педагогика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2017