В Реабилитационном центре УСО ПНИ-10 имени В.Г. Горденчука проходят реабилитацию инвалиды трудоспособного возраста с ментальными нарушениями. Комплексная реабилитация основывается на личностно-ориентированном подходе. Социальные педагоги успешно реализует программу "Я - в социуме" (модули "Трудоустройство", "Получение жилого помещения", "Сопровождение в учреждения города").
В Реабилитационном центре УСО «Психоневрологический интернат имени В. Г.
Горденчука», где в стационаре проходят реабилитацию инвалиды трудоспособного
возраста с интеллектуальной недостаточностью, реализуется программ социально
педагогического сопровождения «Я – в социуме». Педагогическую поддержку получают
воспитанники РЦ из числа детейсирот, трудоустроенные в открытый рынок труда нашего
города, и реализующие свое жилищное право.
Все виды социальнопедагогической деятельности основываются на личностно
ориентированном подходе Якиманской И.С, обеспечивающем развитие и саморазвитие
личности, исходя из выявленных индивидуальных особенностей. Реабилитационный
процесс предоставляет субъекту, опираясь на его способности, склонности, интересы,
ценностные ориентиры и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании
поведении. Личностно
окружающего мира,
ориентированный подход развивает уникальные личностные качества.
образовательной деятельности,
Необходимым условием проведения социальнопедагогической работы является
желание реабилитанта получить помощь в разрешении проблем (затруднений), а также
готовность принять на себя ответственность за изменения в своей жизни, и, конечно же,
взаимодействие педагогов РЦ и различных специалистов интерната.
В основе реализации программы социальнопедагогического сопровождения «Я –
в социуме», модуль «Получение жилья»
личностноориентированный подход,
методическую основу которого составляют дифференциация и индивидуализация
обучения. Группа для проведения занятий однородного состава это работающие в
открытом рынке труда девушки, которые находятся на различных этапах подготовки к
самостоятельному проживанию (подготовка к прохождению комиссий, постановка в
жилищную очередь, реализация жилищного права).
Для разделения по уровням
познавательного интереса используется внутригрупповая дифференциация, с опорой на
имеющиеся знания и опыт. Мотивация обеспечивается необходимостью научиться делать
то, что пригодится при получении жилья и самостоятельном проживании. Новая
информация излагается предельно кратко, четко, обязательно с опорой на образцы. Не
исключается и самостоятельная работа и даже взаимопроверка. Выбор способов, приемов,
темпа обучения обусловлен индивидуальными особенностями обучающихся.
В основе социальнопедагогической поддержки на всех этапах сопровождения
лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями – концепция педагогической
поддержки [Газман О.С., 1996], которая основывается на идее превентивной и оперативной
помощи детям (в нашем случае – инвалидам трудоспособного возраста, проходящим
реабилитацию в стационарном учреждении) в решении их индивидуальных проблем,
которые связан с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим
положением, успешным обучением, эффективными формами общения.
Выбор тактики поддерживающей деятельности социального педагога зависит не
только от решаемой задачи, но и от уровня социального опыты инвалида.
Тактика «защитапомощь» и «защитавзаимодействие» используется социальным
педагогом в том случае, если реабилитант испытывает коммуникативные (или иные)
проблемы в трудовом коллективе. Социальный педагог занимает позицию посредникамежду конфликтующими сторонами. Он помогает непосредственному руководителю или
коллегам инвалида преодолеть страх или неприязнь, возникающие при общении с лицами,
имеющими ограничения здоровья, а также учитывать особенности наших реабилитантов,
которым требуется, чаще всего, неоднократное (и в наиболее простой форме, доступной из
пониманию) объяснение целей и задач трудовой деятельности; а реабилитанту –
высказаться, быть услышанным и понятым работодателем. Социальный педагог может
подсказать работодателю и коллегам реабилитанта различные формы общения (с учетом
индивидуальных особенностей каждого).
На всех этапах реализации жилищного права социальный педагог оказывает
помощь воспитанникам при написании различных заявлений, при прохождении Медико
психологпедагогической и Врачебной комиссий – для получения разрешения проживать
самостоятельно; а также при подготовке документов для постановки в жилищную очередь.
Тактика «взаимодействие» либо «содействие» выбирается социальным педагогом в
зависимости от уровня сформированности у реабилитанта различных социальных навыков.
Если клиент обучался в ПРЛ или ПРЦ, неоднократно находился в домашнем отпуске у
родных или друзей и имеет достаточный опыт самостоятельного перемещения по городу,
многообразный коммуникативный опыт, то при сборе документов, при постановке в
жилищную очередь, при
подаче искового заявления в суд о предоставлении
специализированного жилого помещения (для сирот старше 23х лет), реабилитантам,
свободно пользующимся городским транспортом в пределах известных и новых
маршрутов, оказывается содействие в выборе оптимального маршрута для поездки в МФЦ,
ПФ, жилищный отдел АНР, районный и городской суды, другие учреждения. При
необходимости реабилитанту могут быть выданы письменные инструкции с указанием,
какой документ следует получить, каким
транспортом воспользоваться, даны
предостережения от возможных трудностей. Обязательно проводится инструктаж по
правилам безопасного поведения в общественном транспорте и на улицах города.
Если реабилитант имеет недостаточный опыт перемещения по городу и посещения
социальных учреждений, то социальный педагог выбирает тактику «взаимодействие»:
совместная поездка и посещение учреждения побуждает реабилитанта к проявлению
активности. Он осознает то, что вынужден решать свою проблему и принимает помощь
социального педагога, который дополняет действия реабилитанта в тех ситуациях, когда
они пока недостаточны. Педагог на разных этапах подсказывает реабилитанту различные
способы, предоставляя ему возможность для самостоятельного освоения путей решения
проблемы. Социальный педагог создает условия для приобщения воспитанника к бытию
различных социальных групп, для освоения конкретной социальной среды с ее условиями и
разнообразными установками.
При реализации жилищного права социальным педагогом решаются сопутствующие
воспитательные задачи:
проводятся познавательные беседы этнографической,
топонимической, исторической направленности. Методическое обеспечение общих и
специфических вопросов социализации лиц с ограниченными возможностями, а также
оперативное взаимодействие всех специалистов интерната по вопросам реабилитации
способствуют включению инвалидов в социальную практику для непосредственного
максимального и интенсивного трудового и творческого функционирования во всех сферах
деятельности.