АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования: изучение влияния личностных особенностей педагога на успешную социализацию ребенка старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: педагоги и дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: личностные особенности педагогов как фактор успешной социализации дошкольников.
Гипотезы исследования:
Личностные особенности педагогов могут оказывать влияние на успешную социализацию старших дошкольников.
Успешная социализация дошкольника обусловлена спецификой формирования психологических характеристик личности ребенка.
Комплексная программа психологического сопровождения развития личности ребенка дошкольного возраста может способствовать повышению эффективности развития и его успешной социализации.
АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Задачи исследования:
Теоретические задачи:
выявить основные подходы к исследованию проблемы влияния личности педагога на развитие личности ребенка дошкольника в отечественной и зарубежной психологии;
выделить основные направления исследования ресурсов и рисков событийной общности «ребенок-взрослый» для развития личности дошкольника;
определить и описать критерии успешной социализации дошкольников;
выявить специфику влияния личностных особенностей педагогов на развитие личности ребенка и его социализацию;
разработать теоретическую модель особенностей влияния личности педагогов на развитие и социализацию личности дошкольника в условиях образовательного процесса ДОО.
Методические задачи:
разработать программу эмпирического изучения личностных особенностей педагога как фактора успешной социализации дошкольника в условиях образовательного процесса ДОО;
разработать комплекс диагностического инструментария согласно концептуальному замыслу исследования;
разработать комплексную модульную программу психологического сопровождения развития личности и социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного процесса ДОО;
разработать критерии оценки результативности комплексной модульной программы психологического сопровождения развития личности и социализации детей старшего дошкольного возраста
Эмпирические задачи:
выявить тенденции влияния личностных особенностей личности педагогов на развитие и социализацию детей старшего дошкольного возраста;
изучить специфику проявления коммуникативного, интерактивного и социально-перцептивного ресурса общения «взрослый-ребенок» в развитии личности дошкольника и его социализации;
выявить психолого-педагогические условия оптимизации развития личности дошкольника и его социализации в условиях ДОО;
провести апробацию комплексной модульной программы психологического сопровождения развития личности и социализации детей старшего дошкольного возраста;
исследовать динамику показателей развития личности детей в ходе апробации комплексной модульной программы психологического сопровождения.
Глава I. Проблема влияния личностных особенностей педагога на развитие и успешную социализацию дошкольника как предмет научной рефлексии
Дошкольный возраст является ответственным и уникальным периодом онтогенеза, здесь формируются фундаментальные потребности и способности, определяющие дальнейшее развитие субъекта: доверие к себе, другим и миру, познавательная активность, творческие возможности, индивидуальный стиль сотрудничества, жизненная активность, самооценка и уверенность в своих силах, способность к общению и взаимодействию
Полноценное развитие ребенка-дошкольника и его успешная социализация требует квалифицированной и адресной программы психологического сопровождения развития личности, объединяющей усилия родителей, педагогов, воспитывающих взрослых и психологов.
Специально организованная деятельность психологического сопровождения в дошкольной организации является значимым фактором развития детей старшего дошкольного возраста
Глава II. Эмпирическое исследование влияния личностных особенностей педагогов на развитие и социализацию ребенка-дошкольника
Пространство взаимодействия взрослый – ребенок характеризуется ресурсными возможностями и рисками развития, характер которых детерминирован стилем общения и реализуемыми моделями поведения взрослых, а также особенностями их эмоциональной сферы, социальной компетентности, уровня субъективного контроля и отношения к себе.
Существует ряд психологических характеристик педагогов и родителей таких, как: тревожность и агрессивность, тип фрустрации, самооценка, уровень субъективного контроля, а также стиль педагогического общения, характер взаимоотношений в семье, которые, проецируясь в пространство взаимодействия с ребенком, оказывают влияние на развитие личности и социализацию детей старшего дошкольного возраста.
Психологический климат, безопасность, развивающий ресурс, характер психологической поддержки задают координаты моделирования социальной ситуации развития детей дошкольного возраста. Конструктивные и деструктивные тенденции формирования социальной ситуации оказывают влияние на становление специфических индивидуально-психологических характеристик ребенка, имеющих непосредственное значение для его успешной социализации.
В процессе формирующего эксперимента показано, что комплексная программа психологического сопровождения развития личности детей дошкольного возраста способствует росту показателей их психологического развития при условии организации работы одновременно по трем модулям: «Дети», «Педагоги», «Родители». На контрольном этапе эксперимента доказано наличие позитивной динамики изменения уровневых показателей развития личности детей дошкольного возраста: снижение агрессии и тревожности, стабилизация позитивного эмоционального состояния, повышения самооценки и самоконтроля. Данные характеристики оказывают влияние в качестве субъективных детерминант на социализацию ребенка.
В ходе реализации модулей «Педагоги» и «Родители» комплексной программы психологического сопровождения развития личности и социализации детей старшего дошкольного возраста зафиксирована позитивная динамика психологических характеристик взрослых и повышение статуса их психологического благополучия.
Основные профессиональные затруднения воспитывающих взрослых во взаимодействии с детьми:
недостаточно сформированная система саморегуляции и самоконтроля эмоциональных состояний педагогов, что приводит к конфликтности, агрессивности и импульсивности в общении с ребенком;
низкий уровень развития психологической компетентности, продуцирующий социально-перцептивные ошибки при взаимодействии, большое количество психологических барьеров на пути построения открытых субъект-субъектных взаимоотношений педагогов с детьми;
ограниченный арсенал средств общения;
неумение моделировать личностно-развивающие ситуации взаимодействия;
недостаточное владение технологиями фасилитации развития внутреннего потенциала ребенка;
неумение оказывать систематическую психологическую поддержку в различных ситуациях межличностного взаимодействия.
Исследование: Выявление тенденций и характера влияния личностных особенностей матери на развитие личности ребенка.
Изучение затруднений матерей во взаимоотношении с детьми позволило выделить следующее:
недостаточное представление о причинах проявляемых негативных реакциях: агрессия, упрямство, негативизм, капризы;
недостаточный уровень развития коммуникативной и психологической компетентности в целом;
неумение контролировать собственные эмоциональные состояния;
дисгармоничность соотношения поощрения и наказания;
завышенные нормативные требования к ребенку;
повышенная ориентация на внешние стандарты в оценке деятельности ребенка;
сомнение в самоэффективности как родителя.
Комплексная программа психологического сопровождения и создания психолого-педагогических условий оптимизации психологического развития дошкольников и их социализации
Цель программы: психологическое сопровождение развития старших дошкольников и обеспечение их успешной социализации в условиях образовательной организации.
В качестве основных содержательных программы были выделены следующие:
I. Содействие психологическому развитию детей старшего дошкольного возраста с акцентом на следующих позициях:
формирование адекватной самооценки; снижение тревожности, агрессивности;
повышение социальной компетентности, уровня невербального интеллекта; развитие способности эмоциональной децентрации;
формирование позитивного образа «Я»; – повышение уровня саморегуляции и самоконтроля;
формирование умения налаживать социальные контакты со сверстниками и окружающими людьми.
II. Содействие развитию профессиональной психологической компетентности педагогов ориентировано на:
повышение уровня социальной адаптивности;
развитие уровня саморегуляции и самоконтроля; повышение самооценки;
снижение уровня личной тревожности, профилактику эмоционального выгорания;
выработка конструктивного стиля педагогического общения.
III. Содействие развитию зрелой родительской позиции и повышению эмоционального благополучия матерей с нацеленностью на:
снижение личной тревожности и агрессивности; повышение уровня конструктивного взаимодействия с детьми; осознание родительской позиции и удовлетворенность взаимоотношениями в семье и с ребенком.
ВЫВОДЫ
Проблема влияния личностных характеристик педагогов на успешную социализацию ребенка на этапе дошкольного детства лежит в русле изучения проблематики ресурсов и рисков взаимодействия «взрослый – ребенок».
Транслирование в ходе педагогического взаимодействия адекватных и конструктивных моделей поведения, смыслов и ценностей социального функционирования субъекта позволяет актуализировать развитие качеств ребенка-дошкольника, имеющих значение для адаптации и достижения успеха в современной социальной реальности.
В качестве рисков, затрудняющих успешную социализацию ребенка-дошкольника выделяют недостаточный уровень социально-психологической компетентности взрослого, что затрудняет становление форматов адекватной, конструктивной активности ребенка в пространстве социума, отсутствие поддерживающей, развивающей среды, эмоционального неблагополучия в ситуациях контакта со взрослыми.
Особое значение в данном контексте приобретает проблема развития личности профессионально-значимых качеств педагога как фактора обеспечения успешной социализации и дальнейшего развития личности ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.