Личностные особенности педагогов как фактор успешной социализации дошкольников

  • pptx
  • 27.08.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презинтация.pptx

ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ

«Личностные особенности педагогов
как фактор успешной социализации дошкольников»

АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования: изучение влияния личностных особенностей педагога на успешную социализацию ребенка старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: педагоги и дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: личностные особенности педагогов как фактор успешной социализации дошкольников.
Гипотезы исследования:
Личностные особенности педагогов могут оказывать влияние на ус­пешную социализацию старших дошкольников.
Успешная социализация дошкольника обусловлена спецификой фор­мирования психологических характеристик личности ребенка.
Комплексная программа психологического сопровождения развития личности ребенка дошкольного возраста может способствовать повышению эффективности развития и его успешной социализации.

АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Задачи исследования:
Теоретические задачи:
выявить основные подходы к исследованию проблемы влияния лично­сти педагога на развитие личности ребенка дошкольника в отечественной и за­рубежной психологии;
выделить основные направления исследования ресурсов и рисков со­бытийной общности «ребенок-взрослый» для развития личности дошкольника;
определить и описать критерии успешной социализации дошкольников;
выявить специфику влияния личностных особенностей педагогов на развитие личности ребенка и его социализацию;
разработать теоретическую модель особенностей влияния личности пе­дагогов на развитие и социализацию личности дошкольника в условиях образо­вательного процесса ДОО.
Методические задачи:
разработать программу эмпирического изучения личностных особенно­стей педагога как фактора успешной социализации дошкольника в условиях образовательного процесса ДОО;
разработать комплекс диагностического инструментария согласно кон­цептуальному замыслу исследования;
разработать комплексную модульную программу психологического со­провождения развития личности и социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного процесса ДОО;
разработать критерии оценки результативности комплексной модуль­ной программы психологического сопровождения развития личности и социа­лизации детей старшего дошкольного возраста
Эмпирические задачи:
выявить тенденции влияния личностных особенностей личности педа­гогов на развитие и социализацию детей старшего дошкольного возраста;
изучить специфику проявления коммуникативного, интерактивного и социально-перцептивного ресурса общения «взрослый-ребенок» в развитии личности дошкольника и его социализации;
выявить психолого-педагогические условия оптимизации развития лич­ности дошкольника и его социализации в условиях ДОО;
провести апробацию комплексной модульной программы психологиче­ского сопровождения развития личности и социализации детей старшего до­школьного возраста;
исследовать динамику показателей развития личности детей в ходе апро­бации комплексной модульной программы психологического сопровождения.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ МБДОУ Новоникольский детский сад Турмасовский филиал

Глава I. Проблема влияния личностных особенностей педагога на развитие и успешную социализацию дошкольника как предмет научной рефлексии

Дошкольный возраст является ответственным и уникальным периодом онтогенеза, здесь формируются фундаментальные потребности и способности, определяющие дальнейшее развитие субъекта: доверие к себе, другим и миру, познавательная активность, творческие возможности, индивидуальный стиль сотрудничества, жизненная активность, самооценка и уверенность в своих си­лах, способность к общению и взаимодействию
Полноценное развитие ребенка-дошкольника и его успешная социализация требует квалифицированной и адресной программы психологического сопровождения развития личности, объединяющей усилия родителей, педагогов, воспитывающих взрослых и психологов.
Специально организованная деятельность психологического сопровож­дения в дошкольной организации является значимым фактором развития детей старшего дошкольного возраста

Глава II. Эмпирическое исследование влияния личностных особенностей педагогов на развитие и социализацию ребенка-дошкольника

Пространство взаимодействия взрослый – ребенок характеризуется ресурсными возможностями и рисками развития, характер которых детерминирован стилем общения и реализуемыми моделями поведения взрослых, а также особенностями их эмоциональной сферы, социальной компетентности, уровня субъективного контроля и отношения к себе.
Существует ряд психологических характеристик педагогов и родителей таких, как: тревожность и агрессивность, тип фрустрации, самооценка, уровень субъективного контроля, а также стиль педагогического общения, характер взаимоотношений в семье, которые, проецируясь в пространство взаимодействия с ребенком, оказывают влияние на развитие личности и социализацию детей старшего дошкольного возраста.
Психологический климат, безопасность, развивающий ресурс, характер психологической поддержки задают координаты моделирования социальной ситуации развития детей дошкольного возраста. Конструктивные и деструктивные тенденции формирования социальной ситуации оказывают влияние на становление специфических индивидуально-психологических характеристик ребенка, имеющих непосредственное значение для его успешной социализации.
В процессе формирующего эксперимента показано, что комплексная программа психологического сопровождения развития личности детей дошко­льного возраста способствует росту показателей их психологического развития при условии организации работы одновременно по трем модулям: «Дети», «Педагоги», «Родители». На контрольном этапе эксперимента доказано наличие позитивной динамики изменения уровневых показателей развития личности детей дошкольного возраста: снижение агрессии и тревожности, стабилизация позитивного эмоционального состояния, повышения самооценки и самоконтроля. Данные характеристики оказывают влияние в качестве субъективных детерминант на социализацию ребенка.
В ходе реализации модулей «Педагоги» и «Родители» комплексной программы психологического сопровождения развития личности и социализа­ции детей старшего дошкольного возраста зафиксирована позитивная динамика психологических характеристик взрослых и повышение статуса их психологического благополучия.

Основные профессиональные затруднения воспитывающих взрослых во взаимодействии с детьми:

недостаточно сформированная система саморегуляции и самоконтроля эмоциональных состояний педагогов, что приводит к конфликтности, агрессивности и импульсивности в общении с ребенком;
низкий уровень развития психологической компетентности, продуцирующий социально-перцептивные ошибки при взаимодействии, большое количество психологических барьеров на пути построения открытых субъект-субъектных взаимоотношений педагогов с детьми;
ограниченный арсенал средств общения;
неумение моделировать личностно-развивающие ситуации взаимодействия;
недостаточное владение технологиями фасилитации развития внутреннего потенциала ребенка;
неумение оказывать систематическую психологическую поддержку в различных ситуациях межличностного взаимодействия.

Исследование: Выявление тенденций и характера влияния личностных особенностей матери на развитие личности ребенка.

Изучение затруднений матерей во взаимоотношении с детьми позволило выделить следующее:
недостаточное представление о причинах проявляемых негативных реакциях: агрессия, упрямство, негативизм, капризы;
недостаточный уровень развития коммуникативной и психологической компетентности в целом;
неумение контролировать собственные эмоциональные состояния;
дисгармоничность соотношения поощрения и наказания;
завышенные нормативные требования к ребенку;
повышенная ориентация на внешние стандарты в оценке деятельности ребенка;
сомнение в самоэффективности как родителя.


Комплексная программа психологического сопровождения и создания психолого-педагогических условий оптимизации психологического развития дошколь­ников и их социализации

Цель программы: психологическое сопровождение развития старших дошкольников и обеспечение их успешной социализации в условиях образовательной организации.

В качестве основных содержательных программы были выделены следующие:
I. Содействие психологическому развитию детей старшего дошкольного возраста с акцентом на следующих позициях:
формирование адекватной самооценки; снижение тревожности, агрессивности;
повышение социальной компетентности, уровня невербального интеллекта; развитие способности эмоциональной децентрации;
формирование позитивного образа «Я»; – повышение уровня саморегуляции и самоконтроля;
формирование умения налаживать социальные контакты со сверстни­ками и окружающими людьми.

II. Содействие развитию профессиональной психологической компетентности педагогов ориентировано на:
повышение уровня социальной адаптивности;
развитие уровня саморегуляции и самоконтроля; повышение самооценки;
снижение уровня личной тревожности, профилактику эмоционального выгорания;
выработка конструктивного стиля педагогического общения.

III. Содействие развитию зрелой родительской позиции и повышению эмоционального благополучия матерей с нацеленностью на:
снижение личной тревожности и агрессивности; повышение уровня конструктивного взаимодействия с детьми; осознание родительской позиции и удовлетворенность взаимоотноше­ниями в семье и с ребенком.

ВЫВОДЫ

Проблема влияния личностных характеристик педагогов на успешную социализацию ребенка на этапе дошкольного детства лежит в русле изучения проблематики ресурсов и рисков взаимодействия «взрослый – ребенок».
Транслирование в ходе педагогического взаимодействия адекватных и конструктивных моделей поведения, смыслов и ценностей социального функционирования субъекта позволяет актуализировать развитие качеств ребенка-дошкольника, имеющих значение для адаптации и достижения успеха в современной социальной реальности.
В качестве рисков, затрудняющих успешную социализацию ребенка-дошкольника выделяют недостаточный уровень социально-психологической компетентности взрослого, что затрудняет становление форматов адекватной, конструктивной активности ребенка в пространстве социума, отсутствие поддерживающей, развивающей среды, эмоционального неблагополучия в ситуациях контакта со взрослыми.
Особое значение в данном контексте приобретает проблема развития личности профессионально-значимых качеств педагога как фактора обеспечения успешной социализации и дальнейшего развития личности ребенка.