Личностный подход в преподавании технологических дисциплин специальности
Оценка 4.8

Личностный подход в преподавании технологических дисциплин специальности

Оценка 4.8
doc
29.11.2020
Личностный подход в преподавании технологических дисциплин специальности
Личностный подход в преподавании технологических дисциплин ..doc

Личностный подход в преподавании технологических дисциплин специальности «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий»

В новых социально-экономических условиях актуальной становится проблема формирования активной личности, способной самостоятельно сделать свой выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы предписанных стандартными требованиями, осознанно оценивать свою деятельность.

По мнению психологов, сам образовательный процесс должен быть ориентирован на цели развития личности, ее способностей, прежде всего познавательных, и соответственно на формирование познавательных потребностей. Принятие на себя студентом роли заинтересованного лица в учебно-познавательной деятельности – залог не только результативности обучения, но и более высокого уровня интеллектуального развития, формирования познавательных интересов и потребностей, роста профессионализма будущих специалистов. На практике же, студент, выбрав себе специальность, т.е. профессионально определившись, тем не менее не только недостаточно активен в учебном процессе, но часто пренебрегает им, стараясь сдать экзамен с помощью шпаргалки, избегает выполнения всех предписанных заданий.

Исследователи в области педагогики и психологии, работая над проблемой формирования активности, выделяют активность:

- репродуктивно-отражательную (усвоение через опыт другого);

- поисково-исполнительскую (принятие задачи и самостоятельный поиск средств ее выполнения);

- творческую, предполагающую собственную постановку задачи, выбор новых, нешаблонных, оригинальных путей ее решения. Творческая активность – наиболее высокий уровень активности, для которого характерны новизна, оригинальность, отстранение, отход от шаблона, ломка традиций, неожиданность.

Технология личностно ориентированного обучения предусматривает развитие и раскрытие индивидуальности студентов, формирование качеств, связанных с их будущей профессией. Требования к минимуму знаний по всем дисциплинам отражены в стандарте. Но, формирование умений зависит от индивидуальных особенностей, от психофизиологических особенностей студентов, их мышления, памяти, умения анализировать и т.д. Поэтому уроки по технологическим дисциплинам специальности «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» обычно начинаются с проверки стартовых знаний в форме тестирования. Например, изучение темы «Ассортимент и производство карамели» начинается с входного тестового контроля усвоения знаний по дисциплине «Товароведение сырья». Это помогает преподавателю определить запас знаний, представлений каждого студента.

Изучение профессионального модуля «Производство кондитерских изделий» осуществляется в течении двух лет (начиная с 3-го курса и заканчивая на 4-ом курсе). Начиная изучение программы данной дисциплины на 4-ом курсе, предварительно проводится входящий контроль в виде тестов, включающих вопросы, изучаемые на 3-ем курсе по данному модулю. Эти тесты позволяют выяснить по каким вопросам у студентов «пробелы» в знаниях. Пока студенты тестируются, преподаватель наблюдает за их работой, следит за темпом работы. Это необходимо для внесения коррективов в планировании уроков, а затем и в сам урок при его проведении.

Разрабатывая технологию личностно-ориентированного обучения исследователи выделили такие группы методов, как создание условий для свободы выбора в учебном процессе, опережающая самостоятельная работа и побуждение к рефлексии.

Опережающая самостоятельная работа активизирует познавательную деятельность студентов, формирует у них активность в учебном процессе, индивидуализирует учебный труд. Самостоятельная работа студентов на опережающей основе может осуществляться на любом курсе обучения практически по всем дисциплинам и применяться в нескольких формах.

1.      Опережающие задания практического характера. Студентам предлагается до начала изучения новой темы провести наблюдения на практике, т.е. теоретические положения лекций предваряются опережающими заданиями-наблюдениями. Например, изучению темы «Производство тортов и пирожных» предшествует наблюдение за этим процессом во время экскурсии на ООО ПКФ «Смак». Прохождение практики по получению первичных навыков на кондитерской фабрике ОАО «АККонд» предшествует изучению тем «Производство карамели» и «Производство конфет». В ходе прохождения практики студенты наблюдают за технологическим процессом приготовления полуфабрикатов и готовой продукции. Это позволяет преподавателю при изложении теоретических основ данной темы опереться на личный опыт студентов, а у студентов вызывает интерес к теоретическому учебному материалу (соответствие или несоответствие теории и практики и т.д.).

Практика по профилю специальности предшествует изучению тем «Оценка качества карамели», «Оценка качества конфет», «Составление схем технохимического контроля производства». Студенты под руководством лаборантов или технологов на предприятии проводят различные анализы по оценке качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Затем на теоретических и лабораторных занятиях в колледже студенты углубляют знания и дорабатывают полученные умения.

2.      Опережающая работа теоретического характера. Студенты самостоятельно изучают теоретический материал отдельных тем курса, или отдельных вопросов, не предусмотренных обязательными домашними заданиями, причем до изучения теоретического материала темы. Такими заданиями могут быть, например, анализ документальных источников по теме; подготовка сообщений о применении различных новинок отрасли; изучение журналов, составление презентаций и др. Данная форма работы приемлема не для каждого студента. Чаще всего она применима в творческой, исследовательской работе студентов при подготовке к научно-практическим конференциям. Для осуществления студентами самостоятельной работы необходимы некоторые аспекты:

  • интерес студента к самостоятельной работе;
  • студент должен иметь навыки самостоятельной работы и быть психологически готов к ней, иначе он может не получить желаемый результат;
  • студентам должна быть доступна необходимая литература, если студенты не могут свободно работать с источниками, это вызывает у них чувство неудовлетворенности, неполноценности и нежелание браться за невыполнимую работу;
  • студент должен обладать различными методами исследования;
  • между преподавателем и студентом должны быть хорошие взаимоотношения, преподаватель должен проявить психологическую поддержку студента, проявить искренний интерес к достигнутому результату. Это способствует усилению личного интереса студента к самостоятельной работе.

Личностный подход предусматривает работу не только с одаренными студентами, но и со «слабыми, еле держащимися на плаву». При работе с такими студентами нельзя применять самостоятельную опережающую работу теоретического характера. Таким студентами при подготовке к зачетам и выполнении практических заданий требуется больше внимания со стороны преподавателя. Они не успевают сдавать зачеты и выполнять работу в заданное время и зачастую результатов можно добиться на дополнительных занятиях. Но, не все студенты, которым необходимы эти занятия их посещают ссылаясь на разные причины. Хотелось бы, чтобы эти занятия проводились в обязательном порядке в свободное от занятий время.

Личностный подход в преподавании технологических дисциплин специальности «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» также предусматривает метод «побуждение к рефлексии», т.е. самоанализу учебной и профессиональной деятельности, выявлению собственных затруднений и ошибок, обучение профессиональным умениям и навыкам путем «погружения» в профессиональную деятельность, психологическая поддержка в самоопределении. Рефлексия необходима будущему специалисту любой профессиональной области, чтобы обнаружить свои слабые стороны и раскрыть имеющиеся потенциальные возможности для дальнейшего саморазвития и профессионального роста.

Для работы по развитию рефлексивных способностей и навыков могут применяться следующие методы:

- анкета-рефлексия – состоит из вопросов, которые составляет преподаватель, работающий со студентами. Содержание вопросов зависит от того, что именно нужно выяснить преподавателю и над чем он хочет заставить задуматься студентов. При повторном анкетировании можно проследить динамику происходящих изменений.

- анализ студентами собственной деятельности может предлагаться при подготовке к зачетам.

- ответы на вопросы, побуждающие к рефлексии. Например, как я готовлюсь к выступлению? Что удалось на практике? Что больше всего обрадовало? Что огорчило? При этом студенты учатся осознавать стоящий перед ними вопрос и анализировать свои затруднения и достижения, устанавливать причины, находить пути новых достижений.

- оценка студентами своего состояния в процессе работы. После выполнения практических заданий стоит предложить описать свои ощущения, переживания, найти их причину.

- самооценка. Этот метод чаще всего применяется при изучении модулей «Производство кондитерских изделий» или «ТПроизводство хлеба и хлебобулочных изделий». Преподаватель в начале изучения модуля излагает критерии оценок устных ответов, лабораторных и практических работ. В процессе обучения студентам предоставляется возможность оценивать свою работу в соответствии с этими критериями. Важно, чтобы оценка была мотивированной. Используя оценку собственных знаний студенты могут проектировать свою будущую оценку.

Навыки самоконтроля и самооценки для будущего выпускника-специалиста – это его самостоятельность, ответственность, умение определять направление дальнейшего развития. Рефлексия побуждает к активности, помогает найти пути совершенствования личного и профессионального роста.


Личностный подход в преподавании технологических дисциплин специальности «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий»

Личностный подход в преподавании технологических дисциплин специальности «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий»

Товароведение сырья». Это помогает преподавателю определить запас знаний, представлений каждого студента

Товароведение сырья». Это помогает преподавателю определить запас знаний, представлений каждого студента

Опережающая работа теоретического характера

Опережающая работа теоретического характера

Для работы по развитию рефлексивных способностей и навыков могут применяться следующие методы: - анкета-рефлексия – состоит из вопросов, которые составляет преподаватель, работающий со студентами

Для работы по развитию рефлексивных способностей и навыков могут применяться следующие методы: - анкета-рефлексия – состоит из вопросов, которые составляет преподаватель, работающий со студентами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2020