Лингво-культурологическая работа с текстами А.И.Солженицына ("Крохотки" 1956-1960)
Оценка 4.8

Лингво-культурологическая работа с текстами А.И.Солженицына ("Крохотки" 1956-1960)

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
Взрослым
02.11.2021
Лингво-культурологическая работа с текстами А.И.Солженицына ("Крохотки" 1956-1960)
В материале представлен доклад и презентация к нему. Исследуются особенности изучения произведений "Крохотки" А.И.Солженицына в школе на уроках русского языка и литературы.
Лингво.docx

Лингво-культурологическая работа с текстами А.И.Солженицына («Крохотки» 1956-1960 гг)

Лесникова Елена Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя школа № 35» города Хабаровска

         Задаваясь вопросом, что может быть интересно современному школьнику в творчестве классиков невольно останавливаешься на творчестве А.И.Солженицына, а знакомство с ним лучше начать не с больших романов и повестей, а с небольших рассказов. Небольшой объем более доступен для неподготовленного читателя, но при это даже в небольшом объеме заложены мысли, романного содержания. И говорить о нравственности и актуальных проблемах современности, ощущении потока времени, истории лучше начать с маленьких рассказов.

В творчестве А.И.Солженицына цикл «Крохотки» занимает особое место. Как писал сам автор в предисловии к изданию 1999 года цикл «входит в ряд однотипных произведений других писателей, объясняет характер жанра своеобразием времени – личного и общественного: жажда исповеди заставляет искать новые пути к собеседнику, не случайно в последнее время очень разные писатели начали общаться с читателями посредством коротких записей-миниатюр». К таким произведениям относятся: «Затеси» В.П.Астафьева, «Зерна» В.Крупина, «Лад» В.Белова, «Камешки на ладони» В.Солоухина и др. Но если у других авторов – это, по большей части, произведения, подводящие своеобразный итог творчеству, то «Крохотки» Солженицына созданы в конце 50-х годов 20 века, и созданы по мотивам велосипедных прогулок автора по Центральной России. Однако, стали «Крохотки» явлениями литературы 90-х (до этого публиковались только в самиздате).

         На что же мы должны обращать внимание в школьном изучении, когда работаем с такого рода произведениями? Прежде всего, отмечаем то, что они сложны для восприятия, несмотря на небольшой объем. Нужно такие произведения читать «между строк», при это м имея в виду и факты биографии Солженицына, а также особое внимание автора к творчеству И.С.Тургенева.  Отсюда и необходимость проводить лингво-культурологический анализ текстов.

         Цикл «Крохотки» начинается с «Дыхания» - миниатюры о природе, а заканчивается «Молитвой», останавливаясь на описаниях природы, городов, мест, особенно дорогих для писателя («Город на Неве», «На родине Есенина»). При этом невольно вспоминаешь «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева: жизненные наблюдения, вопросы познания себя и мира, нравственные проблемы и то же особое внимание к языку, та же особая эмоциональность. В основе произведений лежит какой-либо факт, повествование о котором составляет сюжетный стержень, но это не обычная зарисовка, значимая только для автора, это еще и оценка события, его переживание.

         Лингво-культурологический анализ предполагает применение методики осмысленного чтения. А лучше всего начать с чтения текстов самим автором, по счастью записи такие есть. Это важно для того, чтобы авторское восприятие помогло учащимся расставить акценты для анализа.

         Стоит провести отдельную подготовку по биографии автора, поговорить о нравственной основе его творчества и девизе «Жить не по лжи!» Без разговора о судьбе писателя и истории страны невозможно понять и смысл произведений до конца. Можно поручить такую работу учащимся, интересующимся историей, сделать отдельные доклады.  Это и будет началом культурного аспекта работы с произведениями. Мы должны помнить, что любое произведение – это отражение исторической эпохи и личности автора. Понять произведение – понять автора и его время, а в конечном счете и себя самих и свое время. Найти общее и различное. Временные и вневременные ценности, которыми так богата наша литература. Поэтому и особенно остро звучат в рассказах мысли автора о вечном и приходящем, что составляет смысл бытия: Пусть это — только крохотный садик, сжатый звериными клетками пятиэтажных домов. Я перестаю слышать стрельбу мотоциклов, завывание радиол, бубны громкоговорителей. Пока можно ещё дышать после дождя под яблоней — можно ещё и пожить! (природа в жизни человека, ее очистительный смысл); —А вот скажите, тут по карте получается могила Полонского, поэта. Где она? — К Полонскому нельзя. Он—в зоне. Нельзя к нему. Да чо там смотреть? — памятник ободранный? Хотя постой, — надзиратель поворачивается к жене. — Полонского-то вроде выкопали? — Ну. В Рязань увезли, — кивает жена с крылечка, щёлкая семячки. Надзирателю самому смешно: — Освободился, значит...(забываем прошлое, теряем корни, теряем память и смысл бытия); Косточки наших предков слежались, сплавились, окаменели в дворцы — желтоватые, бурые, шоколадные, зелёные. Страшно подумать: так и наши нескладные гиблые жизни, все взрывы нашего несогласия, стоны расстрелянных и слезы жён — всё это тоже забудется начисто? Всё это тоже даст такую законченную вечную красоту?.. (вечное и временное, память истории и память человеческая, что есть красота и как она создается, на какие жертвы идем, создавая вечное и прекрасное); Теперь муравьи многие спасались — бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и — какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! — и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там...(чувство родины, дома сильнее даже ужаса смерти); И мы… мы забыли бояться молнии, грома и ливня… Мы стали ничтожной и благодарной частицей этого мира.(именно в этот момент слияния с природой во внутреннем мире героя происходит озарение: то, что было смутным, тревожным, вдруг оборачивается необыкновенным ощущением счастья. Природа внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. Человек и природа не всегда образуют единство, но граница между ними подвижна. Человеку, чтобы понять природу, нужно увидеть в ней самого себя. Описание природы и мысль о человеке как частице большого стихийного мира космоса тесно переплетаются, сливаются воедино)

         Но не смотря на затронутые проблемы автор, дает надежду, подсказывает, где найти жизненную опору, чем можно успокоить израненную душу – природа и обращение к себе через обращение к Богу (Лишь когда поток через реки и реки доходит до спокойного широкого устья, или в заводи остановившейся, или в озерке, где вода не продрогнет, — лишь там мы видим в зеркальной глади и каждый листик прибрежного дерева, и каждое перышко тонкого облака, и налитую голубую глубь неба. Так и ты, так и я. Если до сих пор всё никак не увидим, всё никак не отразим бессмертную чеканную истину, —не потому ли, значит, что ещё движемся куда-то? Ещё живём?.. )

         Затем мы приступаем к анализу произведений. В зависимости от того, где мы рассматриваем произведения (на элективном курсе, в течение урока) можно выбрать несколько путей анализа: от анализа отдельных рассказов до всего цикла в целом.

         Строить  работу, во-первых, опираясь на анализ жанра произведений, проведении параллели между произведениями Солженицына и Тургенева «Стихотворения в прозе». В  сочетании слов «Стихотворения в прозе» нас удивляет переплетение двух видов словесного творчества: прозы и поэзии. М.Л.Гаспаров определял стихотворение в прозе “как лирическое произведение в прозаической форме, обладающее следующими признаками лирического стихотворения: небольшой объём, повышенная эмоциональность, ярко выраженное субъективное впечатление или переживание автора, обычно бессюжетная композиция”. Лирический герой является субъектом переживания и объектом изображения. В стихотворении в прозе, как правило, не используются такие средства выразительности, как метр, ритм, рифма. Поэтому этот жанр не следует путать с формами промежуточными между прозой и поэзией именно по метрическим признакам – со свободным стихом (верлибром) и ритмической прозой.

            Что же создает этот ритм? Использование средств выразительности, прежде всего, синтаксических (ряды однородных членов предложения, не только уточняют, но и которые позволяют показать внимание человека к служению своему телу; параллельное строение предложений расставляет акценты текста)  Например, «ПРИСТУПАЯ КО ДНЮ»: На восходе солнца выбежало тридцать молодых на поляну, расставились вразрядку все лицом к солнцу, и стали нагибаться, приседать, кланяться, ложиться ниц, простирать руки, воздевать руки, запрокидываться с колен. И так — четверть часа. Издали можно было представить, что они молятся. Никого в наше время не удивляет, что человек каждодневно служит терпеливо и внимательно телу своему. Но оскорблены были бы, если бы так служил он своему духу. Нет, это не молитва. Это — зарядка. Используются также и риторические вопросы, остро стоящие перед автором, перед его совестью человека, пережившего сталинские репрессии и видевшего свою творческую и гражданскую задачу в том, чтобы не забывать об этом, не изменить своей памяти: «ГОРОД НА НЕВЕ» Страшно подумать: так и наши нескладные гиблые жизни, все взрывы нашего несогласия, стоны расстрелянных и слезы жён — всё это тоже забудется начисто? Всё это тоже даст такую законченную вечную красоту?..

         Особое внимание нужно уделять и анализу лексических особенностей текстов, ведь сам автор неоднократно настаивал на том, что русский язык богат, но не только накопленными словами в прошлом, а возможностью на основе существующих словообразовательных моделей продолжать создавать новые слова, тем самым не засоряя, а обогащая язык. Критически относясь к словообразованиям советского времени (об этом есть в «Матренином дворе»: «Торфопродукт? Ах, Тургенев не знал, что по-русски можно составить такое!»), Солженицын также настаивает на точности новообразованных слов, на возможность выразить с их помощью точно и образно не только явление природы, но и ощущение от него. Обратим внимание на такие слова, как травы сочают после дождя (становятся сочными, благоуханными), камышок ощетинился (маленький камыш серого цвета, похожий на мышонка), обомкнуто озеро прибрежным лесом (окружено, скованно), Ты снисылаешь мне ясную уверенность, что Ты есть и что Ты позаботишься, чтобы не все пути добра были закрыты (посылаешь сверху, становишься рядом). Очень часто говорят о нравственных проблемах как основе русской классической литературы, но при этом мы должны помнить, что нравственная составляющая есть и в таком отношении к языку, его высоким смыслам, которые создавал и сам Солженицын.

         Материал, лёгший в основу путевых очерков А. И. Солженицына, - неотстоявшийся и никого не оставляет равнодушным. Объектом авторского внимания становится не главный герой, а факты. Писатель вместе с этим выражает свое беспокойство и тревогу за нравственность своего современника, учит нас “жить не по лжи”,а по совести. Именно национально-патриотическое начало есть основная мысль “Крохоток”. Многие стороны нашей современности нашли в них отражение. Итак, одна из главных задач нашей беседы была попытка проникновения в философские размышления писателя о жизни, получить возможность остаться наедине с текстом, сделать пусть маленькое, но своё открытие, удивиться самому и поделиться находкой с другими. Думаю, что одного этого занятия мало для серьёзного разговора о прозе и поэзии философских рассказов-миниатюр Солженицына; размышлять об этом можно всю жизнь. Понять “Крохотки” с первого прочтения трудно. Но наша беседа о творчестве писателя принесла, на мой взгляд, ощутимую пользу в постижении нелёгкого, но интересного поэтического творения, принадлежащего перу А.И.Солженицына.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Лингво-культурологическая работа с текстами

Лингво-культурологическая работа с текстами

Солженицына, а также особое внимание автора к творчеству

Солженицына, а также особое внимание автора к творчеству

Я перестаю слышать стрельбу мотоциклов, завывание радиол, бубны громкоговорителей

Я перестаю слышать стрельбу мотоциклов, завывание радиол, бубны громкоговорителей

Но не смотря на затронутые проблемы автор, дает надежду, подсказывает, где найти жизненную опору, чем можно успокоить израненную душу – природа и обращение к себе…

Но не смотря на затронутые проблемы автор, дает надежду, подсказывает, где найти жизненную опору, чем можно успокоить израненную душу – природа и обращение к себе…

Что же создает этот ритм? Использование средств выразительности, прежде всего, синтаксических (ряды однородных членов предложения, не только уточняют, но и которые позволяют показать внимание человека…

Что же создает этот ритм? Использование средств выразительности, прежде всего, синтаксических (ряды однородных членов предложения, не только уточняют, но и которые позволяют показать внимание человека…

Обратим внимание на такие слова, как травы сочают после дождя (становятся сочными, благоуханными), камышок ощетинился (маленький камыш серого цвета, похожий на мышонка) , обомкнуто озеро…

Обратим внимание на такие слова, как травы сочают после дождя (становятся сочными, благоуханными), камышок ощетинился (маленький камыш серого цвета, похожий на мышонка) , обомкнуто озеро…

Лингво-культурологическая работа с текстами А.И.Солженицына ("Крохотки" 1956-1960)

Лингво-культурологическая работа с текстами А.И.Солженицына ("Крохотки" 1956-1960)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2021