Лингвосмысловой анализ стихотворения «Снег идёт» (исследовательская работа - литература)
Оценка 4.7

Лингвосмысловой анализ стихотворения «Снег идёт» (исследовательская работа - литература)

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
русская литература
10 кл
24.01.2017
Лингвосмысловой анализ стихотворения «Снег идёт»    (исследовательская работа - литература)
Цель исследовательской работы работы: Развитие умения исследования текста учащимися. Предмет и объект исследования: стихотворный текст Бориса Пастернака "Снег идёт" Задачи: 1. Закрепить знания о тропах, их роли в речи. 2. Развивать творческое воображение. 3. Помочь увидеть и почувствовать не только явление природы, но и красоту поэтического слова.исследовательская работа
Снег идёт.doc
Лингвосмысловой анализ стихотворения «Снег идёт»                                                   Оглавление: 1.Введение – стр.2  2.Глава I.Поэтический мир Бориса Пастернака – стр.4 3.Глава II. Анализ стихотворения «Снег идёт» ­ стр. 5 ­ 8 4.Заключение – стр.9 5.Список литературы стр.9 6.Приложение стр.10 ­ 12 1 Введение          Борис Леонидович Пастернак родился в 1890 г. в Москве, в необычной семье.  Отец   поэта,   Леонид   Пастернак,   был   академиком   живописи, преподавателем Училища живописи, ваяния и зодчества, специализировался на портретной живописи, писал портреты многих известных людей, в т. ч. и Толстого.   Мать   поэта,   урожденная   Роза   Кауфман,   известная   пианистка, отказалась от карьеры музыканта, чтобы воспитывать детей: Бориса, его брата и двух сестер. Несмотря на довольно скромный достаток, семья Пастернаков вращалась в высших художественных кругах дореволюционной России, в их доме   бывали   Рахманинов,   Скрябин,   Райнер   Мария   Рильке   и   Толстой,   о котором спустя много лет Пастернак   сказал: «Его образ прошел через всю мою   жизнь».         Семья   Пастернака   была   действительно   удивительной. Родителями   его   были   люди,   которые   составляли   гордость   культуры России   /приложение №1/   Именно   в   такой   семье   и   появился   мальчик,   который   стал   известным писателем и поэтом. Пастернак очень любил музыку (особенно Шопена) и прекрасно рисовал. И хотя он не стал ни музыкантом, ни художником, но живопись и музыка вошли в его стихи. После   окончания   гимназии   он   обучался   на   философском   факультете Московского университета.     Смотришь   на   портрет   этого   человека   и   невольно   восхищаешься:   какое прекрасное,   одухотворённое   лицо,   огромные   глаза,   пухлые   губы,   взгляд горделивый,   мечтательный,   высокий   рост,   гармоничная   походка,   красивый звучный голос. Вдобавок ко всему  ­  очень впечатлительная и ранимая душа. 2 А своими стихами и прозой Пастернак  утверждает, что «искусство не просто  описание жизни, а выражение единственности бытия...»             Цель работы: Развитие умения  исследования текста.  Предмет и объект исследования  : стихотворный текст  Задачи: 1. Закрепить знания о тропах, их роли в речи. 2. Развивать творческое воображение. 3. Помочь   увидеть   и  почувствовать   не   только   явление   природы,  но   и красоту слова. Гипотеза:  Если научусь исследовать данное стихотворное                      произведение при помощи приёмов и художественных                          троп, то  в дальнейшем можно проводить исследования                     любых произведений различных жанров.  . 3 Глава I.Поэтический мир Бориса Пастернака. Поэзия Бориса Пастернака представляет собой явление, совершенно новое в русской литературе вообще и в литературе Серебряного века в частности. Сам Пастернак считается одним из величайших поэтов не только в рамках указанного периода, но и в контексте всей русской литературы. Поэзии он посвятил всего себя, всю свою жизнь, считая, что только творчество способно возвысить человека над серостью обыденной жизни, вознести его до светлых вершин бытия. Стихи Пастернака оригинальны и по форме, и по содержанию. Поэт ставил перед собой цель — уловить неуловимое и передать в стихах сиюминутность   настроения,   состояния,   атмосферы   с   помощью   различных художественных средств и приемов. Мир в его стихах предстает в движении, порыве,         Стихи Бориса Пастернака – неповторимый лирический мир. Автор   всегда   старается   точно   указать   время   года,   состояние   природы, которая   присутствует   почти   во   всех   произведениях   и   помогает   раскрыть душевное; состояние лирического героя. Известно, что в стихах Пастернака природа (пейзаж) и автор практически составляют единое целое, и часто не Пастернак рассказывает о дождях и ветре, а они сами ведут речь о душевном состоянии. Автор утверждает:  «В искусстве человек смолкает и заговаривает образ.   И,   оказывается,   только   образ   поспевает   за   успехами   природы» Очеловечивание   природы,   очеловечивание   неодушевлённых   предметов, неповторимых отсветах образах. в       и   4 очеловечивание даже таких понятий, как будущее, пространство и время – это универсальный приём поэтики Бориса Пастернака. По подсчётам учёных, Пастернак ­ самый зимний из всех русских поэтов. ­ Ну а, снег, конечно, главная стихия русской зимы.       «Любимые   пастернаковские   образы   –   мелкие,   дробные   части   природы: капли,   льдинки,   звёзды,   градинки,   снежные   хлопья   –   всё,   что   сыплется, брызжет, катится… воплощающее кипение жизни» /приложение №2/                                                                                     Глава II. Анализ стихотворения «Снег идёт». Стихотворение   «Снег   идёт»   написано   в   1957   году.   Оно   входило   в последний  сборник «Когда  разгуляется…». Эта  книга  была  написана  в самые тяжёлые для Пастернака 1956­1959 годы. Это время травли поэта, когда   Пастернаку   запретили   публиковаться,   исключили   из   «союза писателей»   в   связи   с   присуждением   ему   Нобелевской   премии.   Но, несмотря   на   все   тяготы,   он   ощущал   себя   счастливым   человеком,     не переставая верить в «дух добра» «Я еле справляюсь с  выпавшей мне на долю странной судьбой. С одной стороны она до крайностей затруднена, еле переносима. С другой – она не заслуженно светла и  при жизни больше, чем   я   вправе   был   надеяться,   освобождена   от   несущественного   и случайного   и   отнесена   куда­то   выше»,   ­   писал   Борис   Пастернак. Стихотворение  «Снег   идёт»,  как   и   все   стихи   этого   цикла,  проникнуто любовью   к   жизни,   к   людям,   к   природе,   в   нём   нет   места   обиде   и озлоблению.        Снег идет  5 Снег идет, снег идет.  К белым звездочкам в буране  Тянутся цветы герани     За оконный переплет.                                                     Снег идет, и все в смятенье,  Bсё пускается в полет,  Черной лестницы ступени,  Перекрестка поворот.  Снег идет, снег идет,  Словно падают не хлопья,  А в заплатанном салопе  Сходит наземь небосвод.  Словно с видом чудака,  С верхней лестничной площадки,  Крадучись, играя в прятки,  Сходит небо с чердака.  Потому что жизнь не ждет.  Не оглянешься и святки.  Только промежуток краткий,  Смотришь, там и новый год.  Снег идет, густой­густой.                      В ногу с ним, стопами теми,  В том же темпе, с ленью той  Или с той же быстротой,  6 Может быть, проходит время?  Может быть, за годом год  Следуют, как снег идет,  Или как слова в поэме?  Снег идет, снег идет,  Снег идет, и все в смятенье:  Убеленный пешеход,  Удивленные растенья,  Перекрестка поворот.                   Стихотворения можно разделить на две большие части: пейзажную зарисовку   и   философские   размышления   автора   о   смысле   жизни,   о   её быстротечности.   Название   стихотворения   определяет   его   тему.   На   первый взгляд,   это   обычная   пейзажная   зарисовка,   описание   снегопада.   Но   за простыми словами открывается второй план: глубокий автобиографический смысл, размышления о жизни.            Строки «Снег идёт, снег идёт» как бы выделяются из общей картины стихотворения, сразу привлекают наше внимание. Эти слова выполняют роль повтора.   Он   возникает   в  тексте   в   1,   2,  3   четверостишии,   затем   через   два возникает   снова   в   6,   7,   8   четверостишии.   Таким   образом,   соблюдена симметрия.   Этот   завораживающий   повтор   создаёт   впечатление   кружения снега,   усиливает   эмоциональное   впечатление.   С   этой   же   целью   поэт использует глаголы «идёт», «тянется», «пускается», «падают», деепричастия «крадучись», «играя в прятки». С помощью этого приёма Пастернак передаёт динамику   полёта,   читатель   может   представить   себе   эту   снежную   стихию, ощутить даже движение времени. ­ Обратим внимание, глаголы в настоящем времени. Снегу много, он падает, не кончается. Действие бесконечно. Мы чувствуем, что поэт нежно, трепетно относится к снежинкам, любит их разглядывать «Цветы герани» ­ обычно этот цветок украшает простое небогатое жилище. Но раз есть цветок, значит в доме тепло, уютно. ­ Что сказано о цветах герани? Они тянутся, т.е. стремятся к солнышку, нуждаются в тепле, ласке. Небосвод, небо у Пастернака в образе старого, много пережившего человека, иногда ведущего себя, как чудак: ему хочется по­детски играть в прятки, прокрасться неслышно.            В стихотворении «Снег идёт» большое значение играет фонетическая и ритмическая организации стиха. Поэт использует кольцевую и перекрёстную рифмы. Неодинаково и количество строк в строфе. Это делается для того, чтобы достигнуть эффекта круговерти, движения. С этой же целью Пастернак использует   приём   аллитерации.   Можно   отметить   частое   повторение согласных  «р»,  «с».   Такое   чередование   аллитерации   характерно   для   всего 7 стихотворения. Подобное фонетическое оформление стихотворения делают стиль Пастернака неповторимым, индивидуальным. Снег   идёт   так   удивительно   красиво,   что   кажется,   будто   за   кружащимися снежинками  выступает силуэт какого­то очень старого человека. В ветхой одежде, неторопливо, осторожно он спускается с небес на землю.                    Вторая часть стихотворения – размышления лирического героя о смысле жизни, её быстротечности, конечности. Дни нашей жизни пролетают также   быстро,   как   пушистые   снежинки   за   окном.   Основная   мысль подчёркнута риторическими вопросами: Или стой же быстротой, Может быть, проходит время? Может быть, за годом год Следуют, как снег идёт, Или как слова в поэме? Природа: снег кружится, ничего не разберёшь в буране;  Душа в смятенье. Чувства перепутались, тревожные настроения. Пастернаку было очень тяжело в то время.  «Чёрной лестницы ступени». Почему прилагательное на первом месте? До этого было много белого. А теперь рядом чёрный. Это антитеза. Поэт хочет подчеркнуть, что такими же разными могут быть чувства и переживания в душе человека.           Мы видим, что очеловечиваются даже такие понятия, как будущее,  время и пространство.         Образы стихотворения: звёздочки герани.  Сходящий наземь небосвод, пускающиеся в полёт чёрная лестница,  перекрёстка поворот, незаметно уходящие время – как мы видим –  последовательно представляют неодушевлённое одушевлённым, делают всё в  этой жизни взаимосвязанным друг с другом. Это уже не просто пейзажная  зарисовка. Пастернак достигает этого за счёт использования метафор и  олицетворений: К белым звёздочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплёт.    «Снег идёт» повторяется три раза. Мысль о бесконечности движения снега усиливается;  Опять важные слова – «все в смятенье»; перечисляется,  что именно – « убеленный пешеход», удивлённые растения», «перекрёстка поворот».  Обратим  внимание на существительные. Их значения очень важны. Пешеход   –   человек,   идущий   пешком.   Здесь   –   идущий   по   жизни, размышляющий о ней. Поэт себя тоже мыслит пешеходом. ­ В каком значении слово «убеленный?»  1. Прямое значение ­  покрытый снегом.  2. Переносное значение ­  тот, кто много пережил, имеет седину, 8 умудренный годами.    ­ Кого можно назвать такими словами? Самого автора – Пастернака.                                   Получается, что вся природа у Пастернака осмысливает ход времени, его  движение, так как она мудра. Поэт с благоговением относится к природе, к  жизни; это чудо – данное Богом. А существительное перекрёсток? Перекрёсток  –  это     место,  которое   мы   не  можем   миновать,  не   пробежим быстро, мы остановимся, оглядимся, чтобы выбрать верное направление.   И   поэт   предлагает   каждому   выбрать   свое       направление   в   жизненном движении.   Размышляя о чём – то вечном, поэт упоминает и слова, которые близки и дороги простому народу: А в заплатанном салопе   – слово обозначает день зимнего солнцестояния;  Не оглянешься и святки В   православной   традиции   «Святки»   ­   двенадцать   святых   дней.   Праздник конца   декабря   и   начала   января.   Это   время   зимнего   солнцестояния   и нарастания   силы   солнца,   это   обновление   мира:   солнце   начинает   свой очередной годичный путь, когда начинается новый год в природе, а значит, и в жизни человека. «Эта пора закладывает основу будущего года, а потому на Руси было принято проводить святки весело, в любви и согласии с близкими». Естественно было задуматься о том, каким будет новый год, что он принесёт природе и человеку. В предугадывании будущего (погоды, урожая, судьбы) проходили святки. Поэт не мог об этом не упомянуть. Заключение.           Прочитывая данное произведение, понимаешь, что лирический герой, наблюдая   за   снегопадом,   с   лёгкой   грустью   думает   о   быстротечности человеческой жизни, промелькнувшей, как пушистые снежинки за окном. Но эта печаль сродни пушкинской: есть ещё ожидание будущего. «Перекрёстка поворот»   ­   это   поворот   судьбы,   то,   что   ждёт   нас   завтра.   А   «убелённый пешеход»   ­   это   не   просто   человек,   покрытый   снежными   хлопьями.   Это убелённый сединами, проживший жизнь, одинокий странник. Что же ждёт его за   этим   поворотом,   какое   испытание   приготовила   судьба?   Об   этом   и размышляет лирический герой. 9 Поэтический мир Пастернака предстаёт перед нами во всём богатстве ассоциаций,   которые   обновляют   наше   понимание   знакомых   предметов   и явлений,   во   всей   динамичности   сменяющихся   картин   природы   и   жизни человека.          Я думаю, что каждое новое прочтение как этого стихотворения « Снег идёт», так и других его стихов вызывает массу ассоциаций, и каждый раз открывает новые смыслы. У него учились и учатся многие поэты и писатели, а строки из его стихотворений становятся названиями для новых романов и пьес. На многие стихи Пастернака написана музыка.                                            Список литературы. 1. Толковый словарь иностранных слов Л.П. Крысина. ­  М: Русский  язык, 1998. 2. Словарь литературных терминов, издания Л.Д. Френкель. М – Л.,  1995.    ://   meloimaginist 3. http  4. Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.–   .  narod    .  ru. М.:Прогресс, 1992.  ПРИЛОЖЕНИЕ №1: Родители поэта: Отец ­ Леонид Пастернак, был академиком живописи.  Мать ­  Роза Кауфман, известная пианистка. 10 ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Любимые пастернаковские образы. 11 12 13

Лингвосмысловой анализ стихотворения «Снег идёт» (исследовательская работа - литература)

Лингвосмысловой анализ стихотворения «Снег идёт»    (исследовательская работа - литература)

Лингвосмысловой анализ стихотворения «Снег идёт» (исследовательская работа - литература)

Лингвосмысловой анализ стихотворения «Снег идёт»    (исследовательская работа - литература)

Лингвосмысловой анализ стихотворения «Снег идёт» (исследовательская работа - литература)

Лингвосмысловой анализ стихотворения «Снег идёт»    (исследовательская работа - литература)

Лингвосмысловой анализ стихотворения «Снег идёт» (исследовательская работа - литература)

Лингвосмысловой анализ стихотворения «Снег идёт»    (исследовательская работа - литература)

Лингвосмысловой анализ стихотворения «Снег идёт» (исследовательская работа - литература)

Лингвосмысловой анализ стихотворения «Снег идёт»    (исследовательская работа - литература)

Лингвосмысловой анализ стихотворения «Снег идёт» (исследовательская работа - литература)

Лингвосмысловой анализ стихотворения «Снег идёт»    (исследовательская работа - литература)

Лингвосмысловой анализ стихотворения «Снег идёт» (исследовательская работа - литература)

Лингвосмысловой анализ стихотворения «Снег идёт»    (исследовательская работа - литература)

Лингвосмысловой анализ стихотворения «Снег идёт» (исследовательская работа - литература)

Лингвосмысловой анализ стихотворения «Снег идёт»    (исследовательская работа - литература)

Лингвосмысловой анализ стихотворения «Снег идёт» (исследовательская работа - литература)

Лингвосмысловой анализ стихотворения «Снег идёт»    (исследовательская работа - литература)

Лингвосмысловой анализ стихотворения «Снег идёт» (исследовательская работа - литература)

Лингвосмысловой анализ стихотворения «Снег идёт»    (исследовательская работа - литература)

Лингвосмысловой анализ стихотворения «Снег идёт» (исследовательская работа - литература)

Лингвосмысловой анализ стихотворения «Снег идёт»    (исследовательская работа - литература)

Лингвосмысловой анализ стихотворения «Снег идёт» (исследовательская работа - литература)

Лингвосмысловой анализ стихотворения «Снег идёт»    (исследовательская работа - литература)

Лингвосмысловой анализ стихотворения «Снег идёт» (исследовательская работа - литература)

Лингвосмысловой анализ стихотворения «Снег идёт»    (исследовательская работа - литература)
Скачать файл