Лирический роман С. Есенина» ( 9 классе)
Оценка 4.6

Лирический роман С. Есенина» ( 9 классе)

Оценка 4.6
docx
24.02.2020
Лирический роман С. Есенина» ( 9 классе)
2.docx

          Конспект открытого урока литературы

по теме «Лирический роман С. Есенина» в 9 классе

Учитель: Самедова Лара Вагифовна

Цели:

 Вдумчиво и внимательно прочитать лирический роман, написанный для нас великим поэтом; понять, что его волновало и беспокоило, радовало и тревожило, чем он жил и дышал; развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст, делать выводы; воспитывать нравственные устои.

Оборудование:

Портрет С.Есенина, интерактивная доска.

Метод и приемы:  групповой метод работы  поисково-исследовательский.

Эпиграфы на интерактивной доске.

                     Сам по себе С. Есенин – явление уникальное художник русского 

                      выдающегося  дарования, ярчайшая страстная натура.

                                                                                                 Ю.Бондарев

                       Он весь стихия, озорная, непокорная, безудержная стихия, не только в

                      стихах, но и в каждом движении  стиха. Гибкий, буйный  как ветер. 

                                                                                                  Г.Бениславская

                      Каждое стихотворение С.Есенина – это как бы отдельная страница мятежной

                      судьбы. И лучшие страницы той судьбы – это проникновенные, лирические

                      исповеди.

                                                                                                   А.Казаков

                                                                  Ход урока.

1.     Звучит песня на стихи С.Есенина  «Отговорила роща золотая»

2.     Сообщение темы и цели урока.

Объяснение метода работы (баллы - за каждое задание каждой группе подсчет баллов и подведение итогов в конце урока 5 – группе победителю)

3.     Объяснение темы урока, его названия.

А) Каждая книга начинается с названия. Давайте задумаемся: почему – лирический роман С.Есенина? Ваша точка зрения?

 

 

Б) Слово учителя: «Я сердцем никогда не лгу», - сказал о себе С.Есенин. И, действительно, произведения его на редкость пронзительно искренни. В них звенит, радуется, тоскует, мечется, ходит по мукам сама русская душа. Исповедальность, «обескураживающая откровенность» есенинской лирики, запечатлевшей его переживания, радости, боли позволили современным исследователям назвать творчество С.Есенина единым романом – лирическим романом, романом-исповедью.

                     Яблоневым цветом брызжется душа моя белая,

                     В синее пламя ветер глаза раздул

                     Ради бога, научите меня,

                     Научите меня, и я что угодно сделаю,

                     Что угодно сделаю, чтобы звенеть в человечьем саду.

Хорошо знавший Есенина лично, много говоривший с ним о поэзии, влюбленный в его стихи, крестьянский поэт Орешин писал в рецензии на первый том собрания сочинений С. Есенина: «В чем же сила есенинской лирики и всего его творчества? Почему при чтении стихов С. Есенина испытываешь такое чувство, словно ты в пустыне с жадностью пьешь ключевую воду и сжатые ладони твои трясутся, как бы не пролить, не расплескать, не проглядеть, не пропустить сквозь пальцы? Книга рассказывает - почему? В самом деле,  найдите еще одного такого поэта, как Есенин, который с такой бы силой и яркостью показал нам в своем творчестве свой внешний и внутренний облик. Во всей истории русской поэзии такого другого поэта вы не укажете…  Есенин  это сделал. Есенин обнажил себя перед Миром, и поэтому ощущаем его в каждом образе, в каждом созданном слове». Вот оно – главное! Все, что говорит Есенин в стихах – это разговор о себе. Пожалуй, никто не вел такой рассказ столь откровенно, не оставляя закрытых тем. Кажется, вся его поэзия – долгий разговор о своей жизни, о мечтах и о любви, дружбе и об одиночестве, о близких людях и о потерях, то есть, лирический автобиографический роман в стихах.

4.                                Первая страница книги.

         Откроем первую страницу лирического романа С.Есенина. Почти во всех книгах там помещается вступительная статья с биографическими сведениями об авторе книги.

    О жизни Есенина написаны тысячи книг и статей. И все-таки о жизни поэта, о его думах и переживаниях никто и никогда не расскажет так полно, глубоко и впечатляюще, как это сделал он сам. К себе Есенин был беспощаден: «…себя вынимал на испод.». Не случайно его заметки «О себе» (1924 г.) заканчиваются

 

 

словами: «Что касается остальных биографических сведений – они в моих стихах».

      Дома я вас попросила почитать стихи Есенина и представить визитную карточку поэта как человека, как личности.

     А) Проверка домашнего задания. Чтение визитных карточек, написанных учащимися (1-2 человека – от группы)

     Б) Мини-композиция из воспоминаний о С.Есенине.

5.       Содержание книги.

     А теперь продумаем содержание лирического романа. Для этого осмыслим концепцию «есенинского лирического романа», выделим его основные главы. Духовные ценности С.Есенина – это и будут главы его лирического романа.

     А) А что такое, вообще, духовные ценности? (Это то, что свято, ради чего можно умереть).

    Б) Задание по группам: Выделить духовные ценности в лирике С.Есенина. (Представитель группы выходит и пишет на интерактивной доске выделенную им ценность, звучат строчки стихов, подтверждающие их мнение).

        - Россия, Родина

        - природа

        - мир животных

        - родной  дом

        - старый деревенский уклад жизни

        -  близкие и родные люди (мать, сестры, дед с бабушкой)

        - любовь к женщине

        - молодость

        - свобода личности

        - сама жизнь

     В) Чтение учащимися наизусть стихов, иллюстрирующих ту или иную главу есенинского романа.

Задание: Определите, какую ценность представляет данное стихотворение? Какие ценности вами не были найдены и записаны?

          «Эта улица мне знакома»

         «Не жалею, не зову, не плачу»

           «Не ругайтесь, такое дело»

           «Шаганэ ты моя, Шаганэ»

  Д) Какое слово объединяет все выделенные нами жизненные ценности лирики С.Есенина? (Любовь)

 «От жгучей любви к жизни, к женщине, к братьям нашим меньшим, к березке и клену, к воздуху Бытия. Он любил все родимые дали, вселенское небо, облагороженное звездами, любил женщин, цветы, лошадей, целовался с деревьями, реками, собаками, недругами, вслушивался в безмолвие, ему отвечали на своем языке травы, земля, снега, камни» (Глеб Горбовский «Родник Российской земли»)

           Звучит песня «Береза»

 Линия лирического романа завершается признанием в любви, навсегда.

           Слишком я любил на этом свете

           Все, что душу облекает в плоть.

6.  Сюжетные линии романа

 Заострим подробнее внимание на нескольких сюжетных линиях  лирического романа или нескольких главах. (Группами выполняется задание №1, где указывается название стихотворения, даются вопросы для его анализа).

     А) Природа

1 гр.  – «Там, где капустные  грядки»

2 гр.  – «Зеленая прическа»

3 гр.  – «Пороша»

4 гр.  – За темной прядью перелесиц»

5 гр.  – «Черемуха»

Стихотворение «Сыплет черемуха снегом» читает учащийся.

Звучит песня «Клен ты мой опавший»

   В процессе обсуждения и анализа выделяются основные черты природного мира С.Есенина, приемы его художественного воплощения:

   - взаимопроникновение земной и небесных сфер;

   - движение как основной признак природного бытия;

   - чередование различных состояний природного мира;

   - уподобление растительного мира животному;

   - очеловечивание природы;

   - цветопись, звукопись, наличие запахов.

Слово учителя: Есенин – мастер пейзажа. Да, но пейзажа лирического, в котором он выражает состояние своей души. Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Выражение чувств через явления природы - одна из  самых характерных особенностей есенинской лирики. Он очеловечивал природу. Для него  природа-это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо, без какого-либо нажима природа врачует людские души, с ним нагрузки неминуемых земных нагрузок.

                          Я ещё никогда бережливо

                          Так не слушал родимую плоть.

Б) О животных

  Задание №2

1 гр. -    «Корова»

2 гр. -    «Лисица»

3 гр. -    «По лесу леший кричит на сову»

4 гр. -    «Лебёдушка»

5 гр. -    «Я пастух; мои палаты…»

Слово учителя: С.Есенин писал:  «Каждый стих мой душу зверя лечит».

(ученица читает стихотворение «Песнь о собаке»)

  Самыми сокровенными мыслями Есенин делился только с самыми близкими ему друзьями.

(ученик читает стихотворение «Собаке Качалова»)

  О «братьях наших меньших» Есенин рассказывал с неизменной нежностью. Этот мир представлял собой особую, исполненную драматизма сферу бытия. Тяжёлый сон медведихи, материнское страдание коровы и собаки, боль лисицы- всё это передано с особой лирической экспрессией и безыскусственностью. Для Есенина животное - живая душа, сотворенная по образу и подобию человека. Трогает и подчиняет его любовь ко всему земному, а особенно взволнованно пишет он о зверях и очень хорошо их чувствует. Недаром он как-то назвал свои стихи «песней звериных прав».

   Любовь С. Есенина к живой природе - свидетельство глубины, особой чуткости есенинского дара. Единство человека и природы, ответственность «старшего брата» за всё живое на земле - важнейшая составляющая есенинской концепции мира.

   «В поэзии Есенина поражает почти начисто утраченный современным человеком дар понимать душу природы, растений, животных, ощущать себя частицей всего живого».

7. Обложка.

       А теперь давайте оформим обложку для есенинского романа.

Творческое задание. Каждая группа создает свою обложку и, показывая, объясняет свой рисунок.

8. Эпиграф.

    А теперь давайте подберем эпиграф. Выбрать из высказываний, записанных на доске, одно, которое бы вы взяли эпиграфом к лирическому роману Есенина. Почему?

9. Заключительная статья.

    Итак. Подведем итог нашему сегодняшнему уроку.

  Слово учителя. Есенин пишет о себе, о том, что его больше всего волнует, о своих чувствах, надеждах, любви. Он болел стихами, иначе он не мог. В нем звенела, хрипела, визжала, в нем  ликовала и грустила обеспокоенная душа. Но то, что волновало Есенина, беспокоит и нас. Его проникновенный лиризм захватывает наши сердца разгорающимся пламенем любви, боли, радости, тревоги. «Не нужно искать в поэте сахар с солью, ужас жизни, павлины в голове, нужно искать правду бытия, колдовское очарование неподслащенной красотой, за короткую жизнь так неповторимо выявленную им». Есенин - значительная фигура в истории нашего Отечества. Переболевший всеми болями своего времени, о многом задумавшийся и пытавшийся многое понять, он - одно из тех явлений, что вселяют надежду в подлинное наше исцеление и возрождение. Всем смутам и крушениям вопреки. С.Есенин - действующий поэт: он стоит на рубежах огромной художественной культуры великого народа. Его главное и последнее, ценою жизни выстраданное пожелание, звучит так:

        (Звучит песня «Мне осталась одна забава»)  

 

  Дом.задание. Какие духовные ценности близки вам и каким бы стихотворением вы бы это  подтвердили? (Стихотворение выучить наизусть)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

          

                                


 

Конспект открытого урока литературы по теме «

Конспект открытого урока литературы по теме «

Объяснение метода работы (баллы - за каждое задание каждой группе подсчет баллов и подведение итогов в конце урока 5 – группе победителю) 1

Объяснение метода работы (баллы - за каждое задание каждой группе подсчет баллов и подведение итогов в конце урока 5 – группе победителю) 1

Первая страница книги.

Первая страница книги.

В) Чтение учащимися наизусть стихов, иллюстрирующих ту или иную главу есенинского романа

В) Чтение учащимися наизусть стихов, иллюстрирующих ту или иную главу есенинского романа

Черемуха» Стихотворение «Сыплет черемуха снегом» читает учащийся

Черемуха» Стихотворение «Сыплет черемуха снегом» читает учащийся

Самыми сокровенными мыслями Есенин делился только с самыми близкими ему друзьями

Самыми сокровенными мыслями Есенин делился только с самыми близкими ему друзьями

Всем смутам и крушениям вопреки

Всем смутам и крушениям вопреки

Лирический роман С. Есенина» ( 9 классе)

Лирический роман С. Есенина» ( 9 классе)

Лирический роман С. Есенина» ( 9 классе)

Лирический роман С. Есенина» ( 9 классе)

Лирический роман С. Есенина» ( 9 классе)

Лирический роман С. Есенина» ( 9 классе)

Лирический роман С. Есенина» ( 9 классе)

Лирический роман С. Есенина» ( 9 классе)

Лирический роман С. Есенина» ( 9 классе)

Лирический роман С. Есенина» ( 9 классе)
Скачать файл